Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
320
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СЛЕДОВАТЕЛЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пикалова А.Н

В статье рассматриваются особенности организационной деятельности следователя по профилактике преступлений несовершеннолетних, анализируются основные этапы профилактической деятельности следователя. Следователь является субъектом, реализующим меры предупреждения преступности несовершеннолетних. В ходе расследования преступления, следователь обязан выявлять причины и условия, а также обстоятельства, способствующие совершению преступления несовершеннолетними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пикалова А.Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 343.8

Пикалова А.Н.

студентка кафердры криминалистики и правовой информатики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», (Россия, г. Краснодар)

Научный руководитель: Эртель Л А.

профессор, д.м.н. профессор кафедры криминалистики и правовой информатики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», (Россия, г. Краснодар)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организационной деятельности следователя по профилактике преступлений несовершеннолетних, анализируются основные этапы профилактической деятельности следователя. Следователь является субъектом, реализующим меры предупреждения преступности несовершеннолетних. В ходе расследования преступления, следователь обязан выявлять причины и условия, а также обстоятельства, способствующие совершению преступления несовершеннолетними.

Ключевые слова: расследование преступлений, следователь, профилактическая работа следователя, предупреждение преступлений.

Борьба с преступностью является одной из актуальных задач нашего общества и государства. Важным и наиболее целесообразным способом борьбы с преступностью является предупреждение преступлений и устранение причин их порождающих.

Определяя предмет науки криминалистики, А.И. Винберг отмечал, что она изучает не только технические и тактические приемы и средства расследования преступлений, но и изыскивает способы предупреждения преступлений [1, с. 4].

Согласно ст. 2 УК РФ одной из задач уголовного законодательства является предупреждение преступлений.

Должностное лицо, производящее предварительное расследование, является субъектом системы специальных мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

Основой для функционирования подобной системы предупреждения преступности несовершеннолетних является обязанность следователя, дознавателя в процессе расследования выявлять причины и условия, а также обстоятельства, способствующие совершению преступления несовершеннолетними. Выявление подобных фактов соответственно требует от должностных лиц следственных органов принятия исчерпывающих и адекватных мер к их устранению и нивелированию, что само по себе частично отражает функциональную сущность системы профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних.

Как справедливо указывают некоторые авторы: «К сожалению, на практике следователи уделяют очень мало внимания своей превентивной роли, что, в свою очередь, приводит к повторному совершению указанных преступлений» [2, с. 28].

В силу ч. 2 ст. 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Исходя из смысла указанных норм уголовного и уголовно-процессуального закона, следователь не только вправе, но и обязан осуществлять профилактику преступности несовершеннолетних, как на стадии возбуждения уголовного дела, так и проводит воспитательно-профилактическую работу на стадии до следственной проверки независимо от результатов последней.

В литературе понятие организации предупреждения преступлений определено неоднозначно. Так, Ф.К. Рябыкин отмечает, что «под организацией предупреждения преступлений понимается такое упорядочение (регулирование) предупредительной деятельности, которое позволяет достичь наибольшей ее эффективности с точки зрения поставленных целей» [3, с. 126].

Несколько другая трактовка организации предупредительной деятельности сформулирована профессором В.Д. Малковым, который дает следующее определение: «Под организацией понимается деятельность по формированию системы предупреждения преступлений и обеспечению процесса ее функционирования. Эта деятельность включает определение целей и задач системы предупреждения преступлений, ее информационно-аналитическое обеспечение, криминологическое прогнозирование и планирование профилактических мероприятий, расстановку имеющихся сил и средств, обеспечение их

взаимодействия, координацию работы, контроль за исполнением, методическое, кадровое, материально-техническое и иное обеспечение» [4, с. 95].

Очевидно, что вопрос профилактики преступлений является актуальным и связан он отчасти с несвоевременным принятием мер по выявлению, устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, в порядке, установленном ч. 2 ст. 158 УПК РФ.

Объектами воспитательно-профилактической работы следователя являются не только несовершеннолетние правонарушители, но и их законные представители, ближайшее окружение, должностные лица органов и учреждений системы профилактики.

Поскольку специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних являются взаимосвязанными между собой, они образуют систему, которая включает в себя следующие этапы:

- первичная профилактика;

- воспитательно-профилактическая работа следователя на стадии производства по уголовному делу;

- предупреждение рецидива или последующая профилактика.

Следует отметить, что указанные этапы системы специальных мер предупреждения преступности несовершеннолетних находятся в тесной взаимосвязи между собой, в связи с чем, их выделение является весьма условным и преследует чисто теоретические цели. Так, профилактическая работа следователя в большинстве случаях включает в себя первичную профилактику и предупреждение рецидива. Кратко рассмотрим указанные этапы.

Первичная профилактика. По мнению отдельных авторов, на данном этапе следователь и дознаватель применяют специальные меры предупреждения уже начиная с момента появления у них первичной информации о готовящемся или совершенном несовершеннолетним преступлении [4, с.3]. В ходе до следственной проверки указанной информации следователь тесно взаимодействует с заинтересованными должностными лицами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательные учреждения и т.д.), законными представителями несовершеннолетних.

На данном этапе следователь выполняет важную роль, независимо от результатов до следственной проверки (возбуждение или отказ в возбуждении уголовного дела). В любом случае следователю необходимо применять меры ранней профилактики в отношении несовершеннолетних, в том числе в отношении их законных представителей: родителей, приемных родителей, опекунов и др.

По результатам обобщения следственной практики серьезную обеспокоенность вызывают факты, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей и недостаточном контроле родителями своих детей, а также бездействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые допускают нахождение детей в условиях, представляющих опасность их жизни и здоровью.

Воспитательно-профилактическая работа следователя осуществляется в рамках конкретного уголовного дела и охватывает собой не только корректирующее воздействие на несовершеннолетнего, но и принятие мер в отношении их законных представителей, допускающих случаи попустительства в воспитании и надзоре за детьми, отрицательно воздействующих на них, в том числе злоупотребляющих алкоголем.

Воспитательно-профилактическая работа следователя и дознавателя, по мнению некоторых авторов, включает в себя применение следующих мер специального предупреждения преступности несовершеннолетних [5, с. 4]:

1. Воспитательные и профилактические беседы с несовершеннолетним правонарушителем. Воспитательная функция следователя и дознавателя выражается как в процессуальном их общении с несовершеннолетними, так и во внепроцессуальном общении с ними. Проведение профилактических бесед представляет собой длительный и планомерный процесс общения следователя и дознавателя с несовершеннолетним на протяжении всего предварительного расследования.

2. Воспитательные и профилактические беседы с законными представителями несовершеннолетних правонарушителей. Активное воспитательное воздействие на несовершеннолетнего всегда оказывает его семья, отдельные близкие родственники. К сожалению, такое воздействие является негативным. Причины такого негативного воздействия на подростка разнообразны. В одних случаях - это низкий материальный достаток семьи, наличие дефицита эмоционального общения с детьми, в других - явная асоциальная направленность личности одного или обоих родителей, наличие у них уголовного прошлого, алкогольной и/или наркотической зависимости, стойких антиобщественных привычек и наклонностей. Конечно же, в любом случае независимо от причин негативного воспитательного воздействия следователь обязан действовать в интересах несовершеннолетнего и своевременно осуществлять профилактические меры в отношении таких законных представителей.

3. Применение мер процессуального пресечения. Грамотное применение следователем и дознавателем мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетнего позволяет не только выполнить функцию профилактики его рецидива или продолжения

преступной деятельности, но и повысить воспитательное воздействие на него со стороны законных представителей (например, при избрании меры пресечения в виде передачи под присмотр за несовершеннолетним).

4. Внесение представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступления, а также по устранению нарушений закона. В соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ предварительное расследование оканчивается в том числе внесением следователем, дознавателем представлений о принятии мер к устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. Наличие такого полномочия у следователя позволяет осуществлять профилактическую работу в полной мере, однако, к сожалению, не всегда реализуются следователями в полном объеме: представления вносятся не по всем делам указанной категории и зачастую носят формальный характер, по результатам их рассмотрения достаточные меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, не принимаются, должностные лица к ответственности не привлекаются.

5. Предоставление обобщенной информации в органы прокуратуры о выявленных условиях и причинах, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, и вполне логично, что предоставление обобщенной информации о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, со стороны органов следствия и дознания сыграет положительную роль в укреплении законности в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних.

6. Предоставление обобщенной информации о выявленных условиях и причинах, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, в средства массовой информации в целях правовой пропаганды. Правовая пропаганда посредством использования обширных средств массовой информации обладает огромным профилактическим потенциалом в борьбе с преступностью. Активизация работы органов следствия и дознания в сфере освещения информации о преступности несовершеннолетних, их причин и условий в таких доступных средствах массовой информации, как интернет-ресурсы, телевидение, радио, способна достичь ощутимого профилактического эффекта.

Как мы видим, на сегодняшний день в данной сфере активно осуществляют правовую пропаганду органы Следственного комитета Российской Федерации посредством собственного интернет-ресурса, множества публикаций в других средствах массовой информации, создания профильных телевизионных программ и т.д. Такое стремление руководства Следственного комитета РФ стоит лишь приветствовать и надеяться, что иные органы следствия и дознания последуют их примеру.

Предупреждение рецидива. Предупреждение рецидива является одним из основных этапов системы мер специального предупреждения преступности несовершеннолетних. Отметим лишь, что осуществление рассматриваемого этапа во многом зависит от эффективности и результативности следователя и дознавателя на более ранних этапах, которые мы уже рассмотрели.

Выводы и предложения по статье:

1. Профилактическая деятельность следователя носит комплексный характер и предполагает взаимодействие с разными органами и должностными лицами.

2. Такая модель организации деятельности органов предварительного расследования, на наш взгляд, является наиболее эффективной, поскольку способствует тому, что в этом случае именно профилактическая функция становится приоритетной.

3. Наличие некоторых проблем в материальной сфере, а также в сфере борьбы с преступностью на современном этапе развития Российского государства обусловливает актуализацию вопроса о разработке организационной формы деятельности следователя по предупреждению преступности несовершеннолетних и ее внедрения в систему отечественной правоприменительной деятельности.

4. Указанные в ст. 158 УПК РФ полномочия не всегда реализуются следователями в полном объеме: представления вносятся не по всем делам указанной категории и зачастую носят формальный характер, по результатам их рассмотрения достаточные меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, не принимаются, должностные лица к ответственности не привлекаются.

Также помимо внесения представлений, на наш взгляд, необходимо изменить процесс их рассмотрения, а именно привлекать должностных лиц органов, которыми было внесено представление, а также должностных лиц органов прокуратуры и иных субъектов, обязанных защищать интересы несовершеннолетних.

Все это говорит о том, что нам необходимо исключить формальный подход к данной работе и в ходе расследования рассматриваемых преступлений указанной категории, при выявлении нарушений, допущенных должностными лицами различных учреждений, в обязанности которых входит контроль за несовершеннолетними, в том числе в условиях семьи, необходимо давать принципиальную оценку действиям должностных лиц.

Таким образом, правильная организация профилактической работы следователя по предупреждению преступности несовершеннолетних, является приоритетным направлением в предварительном расследовании. Несмотря на имеющиеся недочеты в указанной сфере со стороны органов и учреждений системы профилактики, на сегодняшний день она является весьма перспективной, что частично подтверждается официальной статистикой преступности

несовершеннолетних. Вместе с тем, конечно же, остается место для ее дальнейшего совершенствования и решения актуальных проблем профилактики преступности несовершеннолетних.

Список литературы:

1. Криминалистика: Учебник. Ч. 1 / Винберг А.И., Комаринец Б.М., Митричев С.П., Попов В.И., и др.; Под ред.: Винберг А.И., Митричев С.П. М., 1950. Ч. 1. 304 с.

2. Григорьев М.Ю. Профилактическая деятельность следователя - один из важных элементов борьбы с превышениями должностных полномочий, совершенными с применением психического и физического насилия, специальных средств или оружия // Российский следователь. 2013. № 23. С. 28 - 31.

3. Рябыкин Ф.К. Криминология и предупреждение преступлений. - М., 1993. 221 с.

4. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Учебник / Баринова Л.В., Беляева Л.И., Бусурин С.В., Жаднов В.Ю., и др.; Под ред.: Малков В.Д.,Токарев А.Ф. - М.: Изд-во Акад. управления МВД России, 2000. 332 с.

5. Зайнуллин Р.И. Следователь, дознаватель как субъекты системы профилактики преступлений несовершеннолетних // Российский следователь. 2016. № 21. С. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.