Научная статья на тему 'Организационные аспекты проведения налогового аудита'

Организационные аспекты проведения налогового аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ АУДИТ / СОПУТСТВУЮЩАЯ УСЛУГА / МЕТОДИКА / ОТЧЕТНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Датаяшева К.К., Толчинская М.Н.

Статья посвящена рассмотрению некоторых сторон налогового аудита. Этот инструмент позволяет, с одной стороны, избавить аудит финансовой отчетности от огромного массива информации, анализируемой в рамках проведения проверок соблюдения законодательства при подготовке и составлении финансовой отчетности, а с другой обеспечить хозяйствующие субъекты и контролирующие органы аудиторскими заключениями именно по вопросам соблюдения налогового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты проведения налогового аудита»

31(73) - 2011

Налоги и налогообложение

УДК 336

организационные аспекты проведения

налогового аудита

к. к. датаяшева,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой аудита E-mail: kami1974@rambler.ru

м. н. толчинская,

кандидат экономических наук, доцент кафедры аудита E-mail: margulja3@rambler.ru Дагестанский государственный университет

Статья посвящена рассмотрению некоторых сторон налогового аудита. Этот инструмент позволяет, с одной стороны, избавить аудит финансовой отчетности от огромного массива информации, анализируемой в рамках проведения проверок соблюдения законодательства при подготовке и составлении финансовой отчетности, а с другой - обеспечить хозяйствующие субъекты и контролирующие органы аудиторскими заключениями именно по вопросам соблюдения налогового законодательства.

Ключевые слова: налоговый аудит, сопутствующая услуга, методика, отчетность, законодательство, информация.

С развитием рыночной экономики и формированием новых финансово-хозяйственных отношений экономических субъектов с другими лицами и государством возникает необходимость в дополнительных услугах, в том числе по налоговым вопросам.

С введением в действие Налогового кодекса РФ (НК РФ) и признанием налогового учета появилась необходимость выделения налогового аудита из системы общего аудита со специфическими целями и задачами.

Исполнение налоговых обязательств требует от плательщиков не только несения налогового бремени, но и оптимальной организации расчетов

с бюджетом по налогам и сборам. Форма и порядок решения указанных задач зависят от множества факторов, главным из которых является размер предприятия и масштаб его деятельности. Крупные организации в состоянии организовать на местах отдельные внутренние службы налогового аудита, а предприятия среднего и малого бизнеса могут воспользоваться услугами специализированных и консалтинговых компаний.

Основным документом, которым регулируется налоговый аудит, является Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (далее — Методика), одобренная Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000, протокол № 1.

В соответствии с Методикой под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

финансовая аналитика

проблемы и решения

31 (73) - 2011

Налоги и налогообложение

Наряду с этим документом рекомендуется использовать аудиторские стандарты по планированию, оценке аудиторских рисков и др. В аудиторских отчетах при оформлении результатов проверок можно использовать:

— критерии, с помощью которых можно определить качество работы финансовых служб предприятия;

— правила бухгалтерского и налогового учетов доходов и расходов;

— требования к составлению учетной политики;

— все возможные виды разниц, возникающих в учете в соответствии с нормами приказа Минфина России от 19.11.2002 № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02».

В ходе налогового аудита аудиторская организация должна распределять обязанности между специалистами по проверке отдельных налогов. В процессе ревизии выделяются отдельные объекты и разделы аудита:

— оценка систем бухгалтерского и налогового учета по каждому налогу;

— оценка системы внутреннего контроля по каждому налогу;

— определение аудиторского риска необнаружения ошибок;

— определение объема аудиторской выборки с целью доведения уровня аудиторского риска до приемлемого, применяемого конкретной аудиторской организацией;

— расчет уровня существенности для конкретного налога или принятие общего уровня существенности по общему плану аудита;

— отбор информационных источников для аудита налога;

— выполнение аналитических процедур;

— оценка результатов аудиторской выборки;

— оценка надежности аудиторских доказательств;

— формирование мнения аудитора о степени достоверности налоговой и финансовой отчетностей;

— подготовка детализированного отчета для руководства экономического субъекта.

Вовремя проведенный налоговый аудит способствует подготовке предприятия к налоговой проверке и уменьшению связанных с ней финансовых издержек, выявлению ошибочных или неэффективных способов расчета налогов и позволит усовершенствовать налоговое планирование.

Выполнение работ по налоговому аудиту может включать несколько этапов, в частности:

— предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта;

— проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта включает в себя:

— общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;

— определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

— проверка методики исчисления налоговых платежей;

— правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;

— оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

— предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение этих процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также правомерность использования налоговых льгот.

Специальное аудиторское задание по проведению налогового аудита оформляется договором в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. При заключении договора аудиторская организация должна руководствоваться положениями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг».

В договоре на выполнение задания по проведению налогового аудита и (или) других сопутствующих услуг налогового характера следует четко обозначить вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации. При этом вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Налоги и налогообложение

31(73) - 2011

В первую очередь налоговый аудит пользуется спросом у крупных компаний, осуществляющих несколько видов деятельности, в том числе экспортно-импортные операции. Обороты таких компаний велики, поэтому и налоговые обязательства, в том числе штрафы и пени, составляют немалые суммы. Чтобы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, крупной компании целесообразно и экономически выгодно провести налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности.

Налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Проведение налогового аудита не освобождает экономический субъект от налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции. Поэтому если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учетов в организации. Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно на новом предприятии организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение его может заказать также собственник или руководитель организации, чтобы проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Объектом налогового аудита является порядок определения налоговых баз, ставок и сроков перечисления налогов в федеральные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды.

Целью налогового аудита является определение правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды, а также предоставление руководству необходимой информации для последующей оптимизации налогообложения организации.

Источниками информации по налоговому аудиту являются бухгалтерская и налоговая отчет-

ности экономического субъекта, а также его первичные документы, налоговые регистры, договоры и другие документы.

Налоговый аудит решает следующие задачи:

— определение основных принципов, этапов и подходов к проведению налогового аудита;

— определение основ взаимоотношений аудиторской организации с налоговыми органами в ходе выполнения налогового аудита;

— определение ответственности сторон при проведении налогового аудита;

— определение порядка проведения и оформления результатов выполнения специального аудиторского задания по налоговым вопросам.

Кроме того, в процессе проверки аудиторскими фирмами могут решаться следующие задачи:

— определение правильности исчисления суммы налогов, подлежащих уплате;

— предупреждение возможных претензий и штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам (превентивная защита клиента-налогоплательщика);

— предоставление руководству клиента необходимой информации для последующей оптимизации налогообложения организации-клиента;

— оптимизация и планирование налогообложения;

— диагностика проблем налогообложения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

— анализ методики исчисления налоговых платежей и использования налоговых льгот;

— проверка правильности составления деклараций и расчетов клиента по всем или отдельным видам уплачиваемых налогов.

При этом в ходе налогового аудита оцениваются:

— соответствие налогового учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в Российской Федерации;

— соответствие налоговой отчетности экономического субъекта данным первичного учета и сведениям о деятельности субъекта, которыми располагает аудиторская организация в ходе проверки;

— финансовые последствия искажений, найденных в налоговом учете, и пути их устранения;

— необходимость внесения изменений в методику налогового учета, применяемую субъектом.

Согласно Методике налогового аудита этап проверки и подтверждения правильности исчис-

финансовая аналитика

проблемы и решения

31 (73) - 2011

Налоги и налогообложение

ления и уплаты предприятием налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Таким образом, налоговый аудит можно классифицировать как комплексный налоговый аудит и тематический налоговый аудит.

Комплексный налоговый аудит — это проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год.

Тематический налоговый аудит — это проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период.

Помимо указанных двух видов налогового аудита на практике выделяется также так называемый структурный налоговый аудит, под которым понимается проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым юридическим лицом по месту нахождения его обособленных подразделений. Последний вид аудита является особо актуальным для крупных предприятий или финансово-промышленных групп, имеющих разветвленную сеть обособленных подразделений.

Таким образом, можно констатировать о существовании и дальнейшем развитии в Российской Федерации самостоятельного направления

аудита — аудит налогообложения.

Список литературы

1. Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Методология проведения / под ред. Г. Б. Полисюк. М.: Экзамен, 2001.

2. Глушков И. Е. Аудит на современном предприятии. Москва — Новосибирск: КНОРУС-ЭКОР, 2009.

3. Каширина М. П. Налоговый аудит — новое направление аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2009. № 8.

4. Кришталева Т. И. Аудит налогообложения. М.: Дашков и К, 2009.

5. Морозова Ж. А. Налоговый аудит: практическое руководство. М.: Налог-ИНФО, 2008.

6. Миронова О. А, Азарская М. А. Аудит: теория и методология. М.: ОМЕГА-Л, 2009.

7. Попов М. В. Налоговый аудит в структуре аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2009. № 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Савин А. А, Савина А. А. Аудит налогообложения. М.: Вузовский учебник, 2010.

ФИНАНСОвАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.