УДК 347.97
Кудряшова Алла Владимировна
кандидат юридических наук Костромской государственный университет
alla880@mail.ru
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРОВ В СВЕТЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОРГАНОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
(Часть 1)
В статье представлен обзор международных актов - рекомендаций Комитета министров Совета Европы и заключений Консультативного совета европейских прокуроров, в которых затрагивались вопросы организационно-управленческого обеспечения функционирования органов прокуратуры, такие как информационно-аналитическая работа, отбор и повышение квалификации прокурорских кадров, гарантии независимости прокуроров, принятие и реализация управленческих решений, контроль за их исполнением, оценка результатов деятельности прокуратуры, взаимодействие структурных единиц внутри системы прокуратуры, а также с внешними партнерами: судами, органами уголовного преследования, средствами массовой информации, адвокатурой, органами уголовно-исполнительной системы, правозащитными организациями. Приведенные рекомендации представляют собой обобщенный международный положительный опыт, направленный на повышение эффективности деятельности органов прокуратуры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, верховенства закона и демократии.
Ключевые слова: прокуратура, суд, правосудие, судопроизводство, Комитет министров Совета Европы, Консультативный совет европейских прокуроров, уполномоченный по правам человека, эффективность правосудия, права человека, независимость прокуроров.
Совет Европы является международной организацией, обеспечивающей сотрудничество входящих в ее состав 47 стран в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, верховенства закона и демократии, которые признаны общими и непреходящими ценностями. В результате его деятельности в 1950 году разработана Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция по правам человека - ЕКПЧ, Конвенция), которая вступила в силу 3 сентября 1953 года. Для России Конвенция и протоколы к ней ратифицированы в марте 1998 года. Это основополагающий, фундаментальный нормативный правовой акт, установивший в качестве главной ценности личность, ее права и свободы, а также предусмотревший механизм (гарантии) их обеспечения, в том числе посредством осуществления правосудия в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), куда за защитой своих прав вправе обратиться любой человек с заявлением против своего государства. Впоследствии на основе и во исполнение данной Конвенции руководящим органом Совета Европы - Комитетом министров -приняты различные рекомендации, в которых на основе обобщения положительного международного опыта, а также практики рассмотрения ЕСПЧ жалоб граждан предложены способы оптимального обеспечения основных прав и свобод человека за счет повышения эффективности, согласованности деятельности государственных органов, совершенствования законодательства, рационального использования имеющихся финансовых, кадровых и иных ресурсов.
В процессе функционирования Совета Европы в его составе создавались различные консультативные органы, рабочие группы для рассмотрения вопросов, находящихся в ведении данной организа-
ции, изучения практики реализации рекомендаций Комитета министров. При этом значительное внимание этими структурами уделялось и уделяется проблемам деятельности прокуратуры и суда как основных органов, обеспечивающих верховенство закона, защиту прав граждан. 13 июля 2005 года на седьмой конференции генеральных прокуроров в Москве создан Консультативный совет европейских прокуроров (КСЕП), целью деятельности которого являлось обеспечение международного сотрудничества по осуществлению уголовного преследования, регулирование отношений между прокурорами и полицией, прокурорами и судебными органами, координация процедур при оказании правовой помощи.
Рекомендации Комитета министров Совета Европы и Консультативного совета европейских прокуроров внесли значительный вклад в развитие, реформирование прокуратур стран-участников Совета Европы, в том числе России. В настоящей статье обобщены основные положения указанных рекомендаций, касающиеся организации деятельности органов прокуратуры, сделаны выводы об их практической реализации в прокуратуре Российской Федерации.
В рекомендациях Я (95) 12 Комитета министров государств-членов «Об управлении уголовным правосудием», принятых 11 сентября 1995 года [1] в качестве условий, направленных на оптимизацию работы прокуроров, названы следующие:
- освобождение прокуроров от выполнения задач, которые могут быть выполнены другим персоналом (п. 7);
- активное планирование продвижения по службе, поощрение специализации, создания возможностей для освоения новых навыков и приобретения нового опыта (п. 13);
230
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
© Кудряшова А.В., 2019
- обеспечение обмена информацией о результатах рассмотрения уголовных дел между судебными органами, прокуратурой и органами, занимающимися борьбой с преступностью, на центральном, региональном и местном уровне (п. 17).
6 октября 2000 года на 724-м заседании заместителей министров приняты Рекомендации «О роли государственного обвинения в системе уголовного правосудия» ЕЕС(2000) 19 [2], которые впоследствии положены в основу всех других международных актов, касающихся вопросов прокурорской деятельности. В данных рекомендациях отмечена «ключевая роль» прокуратуры в обеспечении прав личности, эффективности системы уголовного правосудия, международном сотрудничестве по уголовно-процессуальным вопросам; необходимость создания «соответствующих юридических и организационных условий» функционирования органов прокуратуры. Юридические условия заключаются в надлежащем регулировании правового статуса прокуроров, законодательном закреплении системы их гарантий, прав и обязанностей, ответственности. Организационные условия состоят в надлежащем финансовом, материально-техническом обеспечении, упорядочении работы прокуроров, принятии мер внутри системы прокуратуры для повышения эффективности их деятельности, Так, всем странам-участникам Совета Европы предлагается обеспечить:
- объективные и беспристрастные процедуры профессионального отбора, повышения в должности и перемещения по службе прокуроров (п. 5а);
- справедливость и объективность при решении вопросов о дисциплинарной ответственности прокуроров (п. 5е);
- установление и доведение до прокуроров механизмов, способов согласования своих действий, необходимый уровень профессиональной подготовки прокуроров как до, так и после поступления на службу, а также в необходимых случаях обучение в соответствии с определенной специализацией; формирование с целью борьбы с определенной категорией преступлений мультидисциплинарных команд, включающих наряду с юристами бухгалтеров, работников таможенной службы, экспертов и др., что обеспечит высокую оперативность работы (п. 7е и пояснительная записка к данному пункту);
- сотрудничество прокуроров с органами исполнительной власти в целях содействия справедливости и эффективности политики в области борьбы с преступностью (п. 15);
- организацию работы по принципу субординации, то есть подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим, не допуская при этом неэффективное руководство, излишние бюрократические процедуры, оставляя достаточно возможностей для сотрудничества и работы в команде (п. 36а и пояснительная записка к нему);
В пояснительной записке к данным рекомендациям подчеркивается важность согласованной работы всех звеньев органов прокуратуры (на местном, региональном, центральном уровнях), а также важность и необходимость согласованной работы всех органов: суда, прокуратуры, полиции, уголовно-исполнительной системы и других в целях «эффективного и действенного» уголовного правосудия, что может быть достигнуто не только за счет внутренних процедур по оптимальному управлению рабочей нагрузкой, финансами, инфраструктурой, кадровыми ресурсами, взаимоотношениями структурных единиц внутри каждой системы, но и за счет сбалансированной общей политики государства в области борьбы с преступностью и уголовного правосудия, при которой должны быть скоординированы, сформированы общие для них цели (политика государства) в данной сфере.
В рекомендациях отмечена тесная взаимосвязь прокуроров и судей как частей одной и той же правовой системы, «взаимодополняющий характер их обязанностей», общие задачи, такие как стабильность и последовательность правоприменительной практики: сокращение сроков производства по уголовным делам; аналогичные гарантии, квалификационные требования для людей данных профессий, что в совокупности определяет возможность «изменения профессии судьи на профессию прокурор и наоборот в ходе карьеры».
Во взаимоотношениях с органами полиции подчеркивается наличие общей цели борьбы с преступностью, возможность прокуроров непосредственно влиять на расследование уголовных дел; в качестве важнейшего элемента, обеспечивающего эффективное применение инструкций, выдаваемых прокуратурой, названо ее участие в процессе обучения работников полиции, а в качестве ключевых характеристик их взаимоотношений - взаимодействие и сотрудничество.
19 сентября 2012 года приняты Рекомендации см/ЯЕС (2012) 11 Комитета министров Совета Европы «О роли государственных прокуроров вне системы уголовного правосудия» [3], в которых отмечается, что для защиты общественных интересов, прав и основных свобод человека, верховенства права необходимо организовать и развивать сотрудничество и контакты органов прокуратуры с уполномоченными по правам человека («омбудсменами») или аналогичными ему институтами, региональными и местными властями, представителями гражданского общества, включая неправительственные организации.
Перечисленные положения рекомендаций Комитета министров послужили основой, отправной точкой для подготовки дальнейших международных актов, касающихся деятельности прокуратуры, и получили дальнейшую конкретизацию в заключениях Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП).
Согласно Заключению № 4 (2009) КСЕП «О взаимоотношениях судей и прокуроров» (или Бордосская декларация «О судьях и прокурорах в демократическом обществе») [4] отмечается, что судьям и прокурорам принадлежит основная роль в обеспечении функционирования системы правосудия на независимой и беспристрастной основе. Общая цель судей и прокуроров, в том числе тех прокуроров, которые выполняют функции вне уголовно-правовой сферы, состоит в справедливом, непредвзятом и эффективном отправлении правосудия (п. 3 пояснительной записки). Необходимым условием надлежащего отправления правосудия является повышение профессиональной квалификации, развитие навыков управления у судей и прокуроров, в том числе при проведении совместных учебных мероприятий для судей, прокуроров и адвокатов по вопросам, представляющим для них общий интерес, что может способствовать достижению высокого качества отправления правосудия (п. 10). Непосредственное участие судей и прокуроров в организации курсов обучения позволит им обмениваться мнениями, сформированными исходя из их профессионально -го опыта, при этом важно привлекать к занятиям адвокатов и профессиональных преподавателей. Обучение должно касаться не только вопросов права и защиты гражданских свобод, но и включать курсы по практике управления и изучению функций судей и прокуроров (пояснительная записка, п. 44, 45, 47).
Согласно Заключению № 6 (2011) КСЕП «О взаимоотношениях между прокурорами и администрацией пенитенциарных учреждений» (принято на 6-м пленарном заседании КСЕП, состоявшемся в г. Страсбурге 24-25 ноября 2011 г.) [5], странам-участникам рекомендовано создавать в системе прокуратуры специализированные подразделения по вопросам пенитенциарной системы; издавать руководящие документы, обобщающие положительный опыт и содержащие рекомендации по совершенствованию общих или специальных подходов к деятельности прокуроров в отношении администрации пенитенциарных учреждений; разработать специальную программу для подготовки прокуроров, осуществляющих деятельность в отношении администрации пенитенциарных учреждений; устанавливать и развивать отношения сотрудничества или контакты с омбудсменом или аналогичными институтами и государственными органами, связанными с реабилитацией и реинтеграцией правонарушителей, а также с представителями гражданского общества и соответствующими неправительственными организациями (п. 35).
В Заключении № 7 (2012) КСЕП «Об управлении ресурсами прокурорской службы» (принято на 7-м пленарном заседании КСЕП, состоявшемся в г. Страсбурге 26-27 ноября 2012 г.) [6], подготовленном на основе ответов, полученных от 30 государств-членов (п. 12), указано следующее:
- в условиях экономического кризиса бюджеты прокуратуры недостаточны, что создает дополнительные сложности для обеспечения эффективности правосудия; в этих условиях необходимо максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы (п. 4);
- необходимо разработать систему расчёта рабочей нагрузки на прокуроров с целью определения растущих потребностей, которая позволит оценивать факторы, влияющие на выполнение прокурорами своих задач, с тем чтобы эти задачи решались на должном уровне (п. 38);
- там, где в использовании ресурсов участвуют несколько органов (например, прокуратура, полиция и налоговая служба), принципы их использования должны соблюдаться при тщательной координации работы, чтобы избежать дублирования функций (п. 39); при условии сохранения независимости, с целью экономии органы прокуратуры могут заключать соглашения с другими государственными органами относительно совместного использования помещений и административных услуг или участия в совместных действиях (п. 40);
- органам прокуратуры следует широко использовать компьютерное оборудование, информационные технологии, системы электронного учета и управления делами, а также обмена данными с правоприменительными органами, с которыми прокуроры контактируют в процессе выполнения своих функций; установить и использовать совместимые компьютерные системы для планирования, мониторинга и сравнительного анализа расходов, обеспечения баланса использования ресурсов для сокращения рабочей нагрузки на территориальные подразделения прокурорской службы, выработки сравнимых показателей использования ресурсов подразделениями различного уровня, быстрого перераспределения ресурсов и обеспечения строгой отчётности за расходование средств (п. 42, 43);
- четко упорядочить структуры прокурорской службы, обеспечить рациональное распределение их компетенции и повысить эффективность управления с целью обеспечить оптимальное использование как финансовых, так и кадровых ресурсов (п. 48);
- обеспечить контроль и мониторинг для определения наиболее передовых практик внутри органов прокуратуры с целью проведения сравнительного анализа ведения дел в различных подразделениях и по различным направлениям (п. 49);
- при оценке результатов деятельности органов прокуратуры следует исходить из того, в какой степени реализованы её общественные задачи (например, привлечение к уголовной ответственности), а также задачи, на которые прокуратура напрямую влияет и которыми сама может управлять (например, эффективность оперативной деятельности, контроль качества, управление персоналом) (п. 54);
232
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
- отчет о результатах работы прокуроров должен поступать из территориальных органов прокуратуры в вышестоящий орган, а оттуда - в государственный орган, отвечающий за распределение ресурсов, или в парламент (п. 56) и в зависимости от достижения прокуратурой ее целей, а также перспективных задач, стоящих перед органами прокуратуры, следует планировать ее бюджет на предстоящий период (п. 57);
- для работников прокуратуры, на которых возложены функции управления, необходимо организовать специальное обучение по вопросам управления; установить чёткое регулирование процедур сотрудничества между прокуратурой и внешними экспертами в области финансов и аудита (п. VII, выводы);
- организовать обмен опытом в сфере менеджмента и управления ресурсами органов прокуратуры как внутри страны, так и на международном уровне (п. X, выводы).
Отдельное заключение принято по вопросам взаимодействия прокуроров со средствами массовой информации - Заключение № 8 (2013) КСЕП « О взаимоотношениях между прокурорами и средствами массовой информации» (принято на 8-м пленарном заседании КСЕП, состоявшемся в г. Ереване 8-9 октября 2013 г.) [7], в нем указано на необходимость обеспечения доступа СМИ к информации о работе органов прокуратуры и поощрение их взаимодействия с прокурорами (п. 12). В качестве возможных форм взаимодействия со СМИ предложены: пресс-релиз, брифинг, пресс-конференция, дача интервью, участие в семинарах и круглых столах, размещение информации на интернет-сайтах (п. 42). Рекомендована также подача информации при взаимодействии с полицией и «иными компетентными органами», что является «демонстрацией координации усилий различных служб», «превенцией распространения ложной информации» (п. 43).
Согласно Заключению № 9 (2014) КСЕП «О европейских нормах и принципах, касающихся прокуроров» (Римская Хартия) [8], в условиях иерархического построения системы прокуратуры важным является создание гарантий независимости прокуроров, осуществление контроля со стороны вышестоящих прокуроров при наличии «надлежащих гарантий прав каждого прокурора» (п. 42);
- организация работы и внутреннее функционирование прокуратуры, в частности распределение и перераспределение дел, должны регулироваться «прозрачно», отвечать требованию беспристрастности, с учетом обязанностей и компетенции в области принятия решений (п. 43, 44);
- управление прокуратурой должно быть эффективным и не допускать каких-либо бюрократических проволочек. С этой целью прокуроры должны иметь в достаточном количестве квалифицированный административный персонал, прошедший адекватную подготовку. Должны быть
также предоставлены эксперты в различных областях, в частности в области приёма жертв преступлений, обработки данных, статистики (п. 115);
- следует установить эффективную систему взаимодействия между прокурорами конкретного органа прокуратуры, внутри системы, а также с прокурорскими службами других государств - не только в связи с исполнением международных запросов и поручений, но и при обмене положительным опытом (п. 120-123).
В Заключении № 10 (2015) КСЕП «О роли прокуроров в расследовании преступлений» (принято на 10-м пленарном заседании КСЕП, состоявшемся в г. Страсбурге 19-20 ноября 2015 г.) [9] указано на необходимость принимать эффективные меры, способствующие надлежащему функциональному сотрудничеству со следственными органами (п. 29).
Таким образом, приведенные рекомендации касаются таких организационно-управленческих аспектов деятельности в системе прокуратуры, как информационно-аналитическое, кадровое, финансовое обеспечение, взаимодействие, принятие и реализация управленческих решений, контроль и оценка результатов деятельности. Наряду с предложениями об усовершенствовании внутренней организации не меньшее значение придается развитию, укреплению взаимоотношений прокуратуры с внешними партнерами: судами, органами уголовного преследования, адвокатурой, органами уголовно-исполнительной системы, правозащитными организациями, уполномоченным по правам человека, средствами массовой информации и др., что рассматривается в качестве важнейшего условия эффективного функционирования органов прокуратуры.
Библиографический список
1. Рекомендации Я (95) 12 Комитета министров государств-членов «Об управлении уголовным правосудием» [Электронный ресурс] // Европейская комиссия по эффективности правосудия: официальный сайт. - Режим доступа: https://rm.coe.int/ СоЕКМРиЬИсСоттоп§еагсЬ§етсе5/В15р1ауБСТ МСойеЩ?аоситеЩЫ=09000016804с071'5 (дата обращения: 06.01.2019).
2. Рекомендации ЯЕС(2000)19 «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс»: Международное право (дата обращения: 06.01.2019).
3. Рекомендации СМ/ЯЕС(2012)11 Комитета министров Совета Европы «О роли государственных прокуроров вне системы уголовного правосудия» [Электронный ресурс] // Европейская комиссия по эффективности правосудия: официальный сайт. - https://www.coe.int/en/web/cepej - Режим доступа: https://search.coe.int/cm/Pages/resu1t_detai1s. aspx?ObjectID=09000016805c9d19 (дата обращения: 06.01.2019).
4. Заключение № 4 (2009) КСЕП «О взаимоотношениях судей и прокуроров» (или Бордос-ская декларация «О судьях и прокурорах в демократическом обществе») [Электронный ресурс] // Сборник заключений Консультативного совета европейских прокуроров. - 2017. - С. 32-45 - Режим доступа: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (дата обращения: 06.01.2019).
5. Заключение № 6 (2011) КСЕП «О взаимоотношениях между прокурорами и администрацией пенитенциарных учреждений» [Электронный ресурс] // Сборник заключений Консультативного совета европейских прокуроров. - 2017. - С. 51-60. -Режим доступа: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (дата обращения: 06.01.2019).
6. Заключение № 7 (2012) КСЕП «Об управлении ресурсами прокурорской службы» [Электронный ресурс] // Сборник заключений Консультативного совета европейских прокуроров. - 2017. - С. 6170. - Режим доступа: http://www.agka.kz/cms/wp-content/uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (дата обращения: 06.01.2019).
7. Заключение № 8 (2013) КСЕП «О взаимоотношениях между прокурорами и средствами массовой информации» [Электронный ресурс] // Сборник заключений Консультативного совета европейских прокуроров. - 2017. - С. 71-78. - Режим доступа: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (дата обращения: 06.01.2019).
8. Заключение № 9 (2014) КСЕП «О европейских нормах и принципах, касающихся прокуроров» (Римская хартия) [Электронный ресурс] // Сборник заключений Консультативного совета европейских прокуроров. - 2017. - С. 79-100. - Режим доступа: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (дата обращения: 06.01.2019).
9. Заключение № 10 (2015) КСЕП «О роли прокуроров в расследовании преступлений» [Электронный ресурс] // Сборник заключений Консультативного совета европейских прокуроров. - 2017. - С. 101-110. -Режим доступа: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (дата обращения: 06.01.2019).
References
1. Rekomendacii R (95) 12 Komiteta ministrov gosudarstv-chlenov «Ob upravlenii ugolovnym pravosudiem» [EHlektronnyj resurs] // Evropejskaya komissiya po ehffektivnosti pravosudiya: oficial'nyj sajt. - Rezhim dostupa: https://rm.coe.int/ CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDC TMContent?documentId=09000016804c07f5 (data obrashcheniya: 06.01.2019).
2. Rekomendacii REC(2000)19 «O roli prokuratury v sisteme ugolovnogo pravosudiya»
[EHlektronnyj resurs]. - Dostup iz sprav. pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»: Mezhdunarodnoe pravo (data obrashcheniya: 06.01.2019).
3. Rekomendacii SM/REC(2012)11 Komiteta ministrov Soveta Evropy «O roli gosudarstvennyh prokurorov vne sistemy ugolovnogo pravosudiya» [EHlektronnyj resurs] // Evropejskaya komissiya po ehffektivnosti pravosudiya: oficial'nyj sajt. -https://www.coe.int/en/web/cepej - Rezhim dostupa: https://search.coe.int/cm/Pages/result_ details.aspx?0bjectID=09000016805c9d19 (data obrashcheniya: 06.01.2019).
4. Zaklyuchenie № 4 (2009) KSEP «O vzaimootnosheniyah sudej i prokurorov» (ili Bordosskaya deklaraciya «O sud'yah i prokurorah v demokraticheskom obshchestve») [EHlektronnyj resurs] // Sbornik zaklyuchenij Konsul'tativnogo soveta evropejskih prokurorov. - 2017. - S. 32-45 -Rezhim dostupa: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (data obrashcheniya: 06.01.2019).
5. Zaklyuchenie № 6 (2011) KSEP «O vzaimootnosheniyah mezhdu prokurorami i administraciej penitenciarnyh uchrezhdenij» [EHlektronnyj resurs] // Sbornik zaklyuchenij Konsul'tativnogo soveta evropejskih prokurorov. -2017. - S. 51-60. - Rezhim dostupa: http://www.agka. kz/cms/wp-content/uploads/2017/04/Zakliuchenia_ KSEP_No_1-10.pdf (data obrashcheniya: 06.01.2019).
6. Zaklyuchenie № 7 (2012) KSEP «Ob upravlenii resursami prokurorskoj sluzhby» [EHlektronnyj resurs] // Sbornik zaklyuchenij Konsul'tativnogo soveta evropejskih prokurorov. - 2017. - S. 61-70. -Rezhim dostupa: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (data obrashcheniya: 06.01.2019).
7. Zaklyuchenie № 8 (2013) KSEP «O vzaimootnosheniyah mezhdu prokurorami i sredstvami massovoj informacii» [EHlektronnyj resurs] // Sbornik zaklyuchenij Konsul'tativnogo soveta evropejskih prokurorov. - 2017. - S. 71-78. -Rezhim dostupa: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (data obrashcheniya: 06.01.2019).
8. Zaklyuchenie № 9 (2014) KSEP «O evropejskih normah i principah, kasayushchihsya prokurorov» (Rimskaya hartiya) [EHlektronnyj resurs] // Sbornik zaklyuchenij Konsul'tativnogo soveta evropejskih prokurorov. - 2017. - S. 79-100. - Rezhim dostupa: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (data obrashcheniya: 06.01.2019).
9. Zaklyuchenie № 10 (2015) KSEP «O roli prokurorov v rassledovanii prestuplenij» [EHlektronnyj resurs] // Sbornik zaklyuchenij Konsul'tativnogo soveta evropejskih prokurorov. - 2017. - S. 101110. - Rezhim dostupa: http://www.agka.kz/cms/wp-content/uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (data obrashcheniya: 06.01.2019).
234
Вестник КГУ № 1. 2019