Научная статья на тему 'Организационные аспекты деятельности прокуроров в свете рекомендаций органов совета Европы (часть 1)'

Организационные аспекты деятельности прокуроров в свете рекомендаций органов совета Европы (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
521
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / СУД / ПРАВОСУДИЕ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / КОМИТЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ / КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКИХ ПРОКУРОРОВ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / НЕЗАВИСИМОСТЬ ПРОКУРОРОВ / PUBLIC PROSECUTOR''S OFFICE / COURT / JUSTICE / LEGAL PROCEDURE / COMMITTEE OF MINISTERS OF COUNCIL OF EUROPE / CONSULTATIVE COUNCIL OF EUROPEAN PROSECUTORS / COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS / EFFICIENCY OF JUSTICE / HUMAN RIGHT / INDEPENDENCE OF PROSECUTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудряшова Алла Владимировна

В статье представлен обзор международных актов рекомендаций Комитета министров Совета Европы и заключений Консультативного совета европейских прокуроров, в которых затрагивались вопросы организационно-управленческого обеспечения функционирования органов прокуратуры, такие как информационно-аналитическая работа, отбор и повышение квалификации прокурорских кадров, гарантии независимости прокуроров, принятие и реализация управленческих решений, контроль за их исполнением, оценка результатов деятельности прокуратуры, взаимодействие структурных единиц внутри системы прокуратуры, а также с внешними партнерами: судами, органами уголовного преследования, средствами массовой информации, адвокатурой, органами уголовно-исполнительной системы, правозащитными организациями. Приведенные рекомендации представляют собой обобщенный международный положительный опыт, направленный на повышение эффективности деятельности органов прокуратуры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, верховенства закона и демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кудряшова Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational aspects of prosecutors' activity in view of recommendations of bodies of the Council of Europe. Part 1

The review of the international acts recommendations of the Committee of Ministers of the Council of Europe and opinion letters of the Council of Europe Consultative Council of European Prosecutors, in which issues of organisational and administrative ensuring of the prosecutor's office bodies functioning, such as work on information and analysis; selection and professional development of public prosecutor's staff; prosecutors' independence guarantees; adoption of management decisions and their realisation as well as control if they are executed; assessment of prosecutor's office activity results; intra-systemic interaction of structural units of prosecutor's office and its interaction with external partners, namely with courts, criminal prosecution authorities, mass media, lawyers, bodies of penal correction system, human rights organisations are touched upon, are presented in the article. The stated recommendations represent the generalised international positive experiment aimed at increase in efficiency of activity of bodies of prosecutor's office for ensuring the rights and freedoms of the person and the citizen, for ensuring rule of law and democracy.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты деятельности прокуроров в свете рекомендаций органов совета Европы (часть 1)»

УДК 347.97

Кудряшова Алла Владимировна

кандидат юридических наук Костромской государственный университет

alla880@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРОВ В СВЕТЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОРГАНОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ

(Часть 1)

В статье представлен обзор международных актов - рекомендаций Комитета министров Совета Европы и заключений Консультативного совета европейских прокуроров, в которых затрагивались вопросы организационно-управленческого обеспечения функционирования органов прокуратуры, такие как информационно-аналитическая работа, отбор и повышение квалификации прокурорских кадров, гарантии независимости прокуроров, принятие и реализация управленческих решений, контроль за их исполнением, оценка результатов деятельности прокуратуры, взаимодействие структурных единиц внутри системы прокуратуры, а также с внешними партнерами: судами, органами уголовного преследования, средствами массовой информации, адвокатурой, органами уголовно-исполнительной системы, правозащитными организациями. Приведенные рекомендации представляют собой обобщенный международный положительный опыт, направленный на повышение эффективности деятельности органов прокуратуры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, верховенства закона и демократии.

Ключевые слова: прокуратура, суд, правосудие, судопроизводство, Комитет министров Совета Европы, Консультативный совет европейских прокуроров, уполномоченный по правам человека, эффективность правосудия, права человека, независимость прокуроров.

Совет Европы является международной организацией, обеспечивающей сотрудничество входящих в ее состав 47 стран в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, верховенства закона и демократии, которые признаны общими и непреходящими ценностями. В результате его деятельности в 1950 году разработана Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция по правам человека - ЕКПЧ, Конвенция), которая вступила в силу 3 сентября 1953 года. Для России Конвенция и протоколы к ней ратифицированы в марте 1998 года. Это основополагающий, фундаментальный нормативный правовой акт, установивший в качестве главной ценности личность, ее права и свободы, а также предусмотревший механизм (гарантии) их обеспечения, в том числе посредством осуществления правосудия в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), куда за защитой своих прав вправе обратиться любой человек с заявлением против своего государства. Впоследствии на основе и во исполнение данной Конвенции руководящим органом Совета Европы - Комитетом министров -приняты различные рекомендации, в которых на основе обобщения положительного международного опыта, а также практики рассмотрения ЕСПЧ жалоб граждан предложены способы оптимального обеспечения основных прав и свобод человека за счет повышения эффективности, согласованности деятельности государственных органов, совершенствования законодательства, рационального использования имеющихся финансовых, кадровых и иных ресурсов.

В процессе функционирования Совета Европы в его составе создавались различные консультативные органы, рабочие группы для рассмотрения вопросов, находящихся в ведении данной организа-

ции, изучения практики реализации рекомендаций Комитета министров. При этом значительное внимание этими структурами уделялось и уделяется проблемам деятельности прокуратуры и суда как основных органов, обеспечивающих верховенство закона, защиту прав граждан. 13 июля 2005 года на седьмой конференции генеральных прокуроров в Москве создан Консультативный совет европейских прокуроров (КСЕП), целью деятельности которого являлось обеспечение международного сотрудничества по осуществлению уголовного преследования, регулирование отношений между прокурорами и полицией, прокурорами и судебными органами, координация процедур при оказании правовой помощи.

Рекомендации Комитета министров Совета Европы и Консультативного совета европейских прокуроров внесли значительный вклад в развитие, реформирование прокуратур стран-участников Совета Европы, в том числе России. В настоящей статье обобщены основные положения указанных рекомендаций, касающиеся организации деятельности органов прокуратуры, сделаны выводы об их практической реализации в прокуратуре Российской Федерации.

В рекомендациях Я (95) 12 Комитета министров государств-членов «Об управлении уголовным правосудием», принятых 11 сентября 1995 года [1] в качестве условий, направленных на оптимизацию работы прокуроров, названы следующие:

- освобождение прокуроров от выполнения задач, которые могут быть выполнены другим персоналом (п. 7);

- активное планирование продвижения по службе, поощрение специализации, создания возможностей для освоения новых навыков и приобретения нового опыта (п. 13);

230

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

© Кудряшова А.В., 2019

- обеспечение обмена информацией о результатах рассмотрения уголовных дел между судебными органами, прокуратурой и органами, занимающимися борьбой с преступностью, на центральном, региональном и местном уровне (п. 17).

6 октября 2000 года на 724-м заседании заместителей министров приняты Рекомендации «О роли государственного обвинения в системе уголовного правосудия» ЕЕС(2000) 19 [2], которые впоследствии положены в основу всех других международных актов, касающихся вопросов прокурорской деятельности. В данных рекомендациях отмечена «ключевая роль» прокуратуры в обеспечении прав личности, эффективности системы уголовного правосудия, международном сотрудничестве по уголовно-процессуальным вопросам; необходимость создания «соответствующих юридических и организационных условий» функционирования органов прокуратуры. Юридические условия заключаются в надлежащем регулировании правового статуса прокуроров, законодательном закреплении системы их гарантий, прав и обязанностей, ответственности. Организационные условия состоят в надлежащем финансовом, материально-техническом обеспечении, упорядочении работы прокуроров, принятии мер внутри системы прокуратуры для повышения эффективности их деятельности, Так, всем странам-участникам Совета Европы предлагается обеспечить:

- объективные и беспристрастные процедуры профессионального отбора, повышения в должности и перемещения по службе прокуроров (п. 5а);

- справедливость и объективность при решении вопросов о дисциплинарной ответственности прокуроров (п. 5е);

- установление и доведение до прокуроров механизмов, способов согласования своих действий, необходимый уровень профессиональной подготовки прокуроров как до, так и после поступления на службу, а также в необходимых случаях обучение в соответствии с определенной специализацией; формирование с целью борьбы с определенной категорией преступлений мультидисциплинарных команд, включающих наряду с юристами бухгалтеров, работников таможенной службы, экспертов и др., что обеспечит высокую оперативность работы (п. 7е и пояснительная записка к данному пункту);

- сотрудничество прокуроров с органами исполнительной власти в целях содействия справедливости и эффективности политики в области борьбы с преступностью (п. 15);

- организацию работы по принципу субординации, то есть подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим, не допуская при этом неэффективное руководство, излишние бюрократические процедуры, оставляя достаточно возможностей для сотрудничества и работы в команде (п. 36а и пояснительная записка к нему);

В пояснительной записке к данным рекомендациям подчеркивается важность согласованной работы всех звеньев органов прокуратуры (на местном, региональном, центральном уровнях), а также важность и необходимость согласованной работы всех органов: суда, прокуратуры, полиции, уголовно-исполнительной системы и других в целях «эффективного и действенного» уголовного правосудия, что может быть достигнуто не только за счет внутренних процедур по оптимальному управлению рабочей нагрузкой, финансами, инфраструктурой, кадровыми ресурсами, взаимоотношениями структурных единиц внутри каждой системы, но и за счет сбалансированной общей политики государства в области борьбы с преступностью и уголовного правосудия, при которой должны быть скоординированы, сформированы общие для них цели (политика государства) в данной сфере.

В рекомендациях отмечена тесная взаимосвязь прокуроров и судей как частей одной и той же правовой системы, «взаимодополняющий характер их обязанностей», общие задачи, такие как стабильность и последовательность правоприменительной практики: сокращение сроков производства по уголовным делам; аналогичные гарантии, квалификационные требования для людей данных профессий, что в совокупности определяет возможность «изменения профессии судьи на профессию прокурор и наоборот в ходе карьеры».

Во взаимоотношениях с органами полиции подчеркивается наличие общей цели борьбы с преступностью, возможность прокуроров непосредственно влиять на расследование уголовных дел; в качестве важнейшего элемента, обеспечивающего эффективное применение инструкций, выдаваемых прокуратурой, названо ее участие в процессе обучения работников полиции, а в качестве ключевых характеристик их взаимоотношений - взаимодействие и сотрудничество.

19 сентября 2012 года приняты Рекомендации см/ЯЕС (2012) 11 Комитета министров Совета Европы «О роли государственных прокуроров вне системы уголовного правосудия» [3], в которых отмечается, что для защиты общественных интересов, прав и основных свобод человека, верховенства права необходимо организовать и развивать сотрудничество и контакты органов прокуратуры с уполномоченными по правам человека («омбудсменами») или аналогичными ему институтами, региональными и местными властями, представителями гражданского общества, включая неправительственные организации.

Перечисленные положения рекомендаций Комитета министров послужили основой, отправной точкой для подготовки дальнейших международных актов, касающихся деятельности прокуратуры, и получили дальнейшую конкретизацию в заключениях Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП).

Согласно Заключению № 4 (2009) КСЕП «О взаимоотношениях судей и прокуроров» (или Бордосская декларация «О судьях и прокурорах в демократическом обществе») [4] отмечается, что судьям и прокурорам принадлежит основная роль в обеспечении функционирования системы правосудия на независимой и беспристрастной основе. Общая цель судей и прокуроров, в том числе тех прокуроров, которые выполняют функции вне уголовно-правовой сферы, состоит в справедливом, непредвзятом и эффективном отправлении правосудия (п. 3 пояснительной записки). Необходимым условием надлежащего отправления правосудия является повышение профессиональной квалификации, развитие навыков управления у судей и прокуроров, в том числе при проведении совместных учебных мероприятий для судей, прокуроров и адвокатов по вопросам, представляющим для них общий интерес, что может способствовать достижению высокого качества отправления правосудия (п. 10). Непосредственное участие судей и прокуроров в организации курсов обучения позволит им обмениваться мнениями, сформированными исходя из их профессионально -го опыта, при этом важно привлекать к занятиям адвокатов и профессиональных преподавателей. Обучение должно касаться не только вопросов права и защиты гражданских свобод, но и включать курсы по практике управления и изучению функций судей и прокуроров (пояснительная записка, п. 44, 45, 47).

Согласно Заключению № 6 (2011) КСЕП «О взаимоотношениях между прокурорами и администрацией пенитенциарных учреждений» (принято на 6-м пленарном заседании КСЕП, состоявшемся в г. Страсбурге 24-25 ноября 2011 г.) [5], странам-участникам рекомендовано создавать в системе прокуратуры специализированные подразделения по вопросам пенитенциарной системы; издавать руководящие документы, обобщающие положительный опыт и содержащие рекомендации по совершенствованию общих или специальных подходов к деятельности прокуроров в отношении администрации пенитенциарных учреждений; разработать специальную программу для подготовки прокуроров, осуществляющих деятельность в отношении администрации пенитенциарных учреждений; устанавливать и развивать отношения сотрудничества или контакты с омбудсменом или аналогичными институтами и государственными органами, связанными с реабилитацией и реинтеграцией правонарушителей, а также с представителями гражданского общества и соответствующими неправительственными организациями (п. 35).

В Заключении № 7 (2012) КСЕП «Об управлении ресурсами прокурорской службы» (принято на 7-м пленарном заседании КСЕП, состоявшемся в г. Страсбурге 26-27 ноября 2012 г.) [6], подготовленном на основе ответов, полученных от 30 государств-членов (п. 12), указано следующее:

- в условиях экономического кризиса бюджеты прокуратуры недостаточны, что создает дополнительные сложности для обеспечения эффективности правосудия; в этих условиях необходимо максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы (п. 4);

- необходимо разработать систему расчёта рабочей нагрузки на прокуроров с целью определения растущих потребностей, которая позволит оценивать факторы, влияющие на выполнение прокурорами своих задач, с тем чтобы эти задачи решались на должном уровне (п. 38);

- там, где в использовании ресурсов участвуют несколько органов (например, прокуратура, полиция и налоговая служба), принципы их использования должны соблюдаться при тщательной координации работы, чтобы избежать дублирования функций (п. 39); при условии сохранения независимости, с целью экономии органы прокуратуры могут заключать соглашения с другими государственными органами относительно совместного использования помещений и административных услуг или участия в совместных действиях (п. 40);

- органам прокуратуры следует широко использовать компьютерное оборудование, информационные технологии, системы электронного учета и управления делами, а также обмена данными с правоприменительными органами, с которыми прокуроры контактируют в процессе выполнения своих функций; установить и использовать совместимые компьютерные системы для планирования, мониторинга и сравнительного анализа расходов, обеспечения баланса использования ресурсов для сокращения рабочей нагрузки на территориальные подразделения прокурорской службы, выработки сравнимых показателей использования ресурсов подразделениями различного уровня, быстрого перераспределения ресурсов и обеспечения строгой отчётности за расходование средств (п. 42, 43);

- четко упорядочить структуры прокурорской службы, обеспечить рациональное распределение их компетенции и повысить эффективность управления с целью обеспечить оптимальное использование как финансовых, так и кадровых ресурсов (п. 48);

- обеспечить контроль и мониторинг для определения наиболее передовых практик внутри органов прокуратуры с целью проведения сравнительного анализа ведения дел в различных подразделениях и по различным направлениям (п. 49);

- при оценке результатов деятельности органов прокуратуры следует исходить из того, в какой степени реализованы её общественные задачи (например, привлечение к уголовной ответственности), а также задачи, на которые прокуратура напрямую влияет и которыми сама может управлять (например, эффективность оперативной деятельности, контроль качества, управление персоналом) (п. 54);

232

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

- отчет о результатах работы прокуроров должен поступать из территориальных органов прокуратуры в вышестоящий орган, а оттуда - в государственный орган, отвечающий за распределение ресурсов, или в парламент (п. 56) и в зависимости от достижения прокуратурой ее целей, а также перспективных задач, стоящих перед органами прокуратуры, следует планировать ее бюджет на предстоящий период (п. 57);

- для работников прокуратуры, на которых возложены функции управления, необходимо организовать специальное обучение по вопросам управления; установить чёткое регулирование процедур сотрудничества между прокуратурой и внешними экспертами в области финансов и аудита (п. VII, выводы);

- организовать обмен опытом в сфере менеджмента и управления ресурсами органов прокуратуры как внутри страны, так и на международном уровне (п. X, выводы).

Отдельное заключение принято по вопросам взаимодействия прокуроров со средствами массовой информации - Заключение № 8 (2013) КСЕП « О взаимоотношениях между прокурорами и средствами массовой информации» (принято на 8-м пленарном заседании КСЕП, состоявшемся в г. Ереване 8-9 октября 2013 г.) [7], в нем указано на необходимость обеспечения доступа СМИ к информации о работе органов прокуратуры и поощрение их взаимодействия с прокурорами (п. 12). В качестве возможных форм взаимодействия со СМИ предложены: пресс-релиз, брифинг, пресс-конференция, дача интервью, участие в семинарах и круглых столах, размещение информации на интернет-сайтах (п. 42). Рекомендована также подача информации при взаимодействии с полицией и «иными компетентными органами», что является «демонстрацией координации усилий различных служб», «превенцией распространения ложной информации» (п. 43).

Согласно Заключению № 9 (2014) КСЕП «О европейских нормах и принципах, касающихся прокуроров» (Римская Хартия) [8], в условиях иерархического построения системы прокуратуры важным является создание гарантий независимости прокуроров, осуществление контроля со стороны вышестоящих прокуроров при наличии «надлежащих гарантий прав каждого прокурора» (п. 42);

- организация работы и внутреннее функционирование прокуратуры, в частности распределение и перераспределение дел, должны регулироваться «прозрачно», отвечать требованию беспристрастности, с учетом обязанностей и компетенции в области принятия решений (п. 43, 44);

- управление прокуратурой должно быть эффективным и не допускать каких-либо бюрократических проволочек. С этой целью прокуроры должны иметь в достаточном количестве квалифицированный административный персонал, прошедший адекватную подготовку. Должны быть

также предоставлены эксперты в различных областях, в частности в области приёма жертв преступлений, обработки данных, статистики (п. 115);

- следует установить эффективную систему взаимодействия между прокурорами конкретного органа прокуратуры, внутри системы, а также с прокурорскими службами других государств - не только в связи с исполнением международных запросов и поручений, но и при обмене положительным опытом (п. 120-123).

В Заключении № 10 (2015) КСЕП «О роли прокуроров в расследовании преступлений» (принято на 10-м пленарном заседании КСЕП, состоявшемся в г. Страсбурге 19-20 ноября 2015 г.) [9] указано на необходимость принимать эффективные меры, способствующие надлежащему функциональному сотрудничеству со следственными органами (п. 29).

Таким образом, приведенные рекомендации касаются таких организационно-управленческих аспектов деятельности в системе прокуратуры, как информационно-аналитическое, кадровое, финансовое обеспечение, взаимодействие, принятие и реализация управленческих решений, контроль и оценка результатов деятельности. Наряду с предложениями об усовершенствовании внутренней организации не меньшее значение придается развитию, укреплению взаимоотношений прокуратуры с внешними партнерами: судами, органами уголовного преследования, адвокатурой, органами уголовно-исполнительной системы, правозащитными организациями, уполномоченным по правам человека, средствами массовой информации и др., что рассматривается в качестве важнейшего условия эффективного функционирования органов прокуратуры.

Библиографический список

1. Рекомендации Я (95) 12 Комитета министров государств-членов «Об управлении уголовным правосудием» [Электронный ресурс] // Европейская комиссия по эффективности правосудия: официальный сайт. - Режим доступа: https://rm.coe.int/ СоЕКМРиЬИсСоттоп§еагсЬ§етсе5/В15р1ауБСТ МСойеЩ?аоситеЩЫ=09000016804с071'5 (дата обращения: 06.01.2019).

2. Рекомендации ЯЕС(2000)19 «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс»: Международное право (дата обращения: 06.01.2019).

3. Рекомендации СМ/ЯЕС(2012)11 Комитета министров Совета Европы «О роли государственных прокуроров вне системы уголовного правосудия» [Электронный ресурс] // Европейская комиссия по эффективности правосудия: официальный сайт. - https://www.coe.int/en/web/cepej - Режим доступа: https://search.coe.int/cm/Pages/resu1t_detai1s. aspx?ObjectID=09000016805c9d19 (дата обращения: 06.01.2019).

4. Заключение № 4 (2009) КСЕП «О взаимоотношениях судей и прокуроров» (или Бордос-ская декларация «О судьях и прокурорах в демократическом обществе») [Электронный ресурс] // Сборник заключений Консультативного совета европейских прокуроров. - 2017. - С. 32-45 - Режим доступа: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (дата обращения: 06.01.2019).

5. Заключение № 6 (2011) КСЕП «О взаимоотношениях между прокурорами и администрацией пенитенциарных учреждений» [Электронный ресурс] // Сборник заключений Консультативного совета европейских прокуроров. - 2017. - С. 51-60. -Режим доступа: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (дата обращения: 06.01.2019).

6. Заключение № 7 (2012) КСЕП «Об управлении ресурсами прокурорской службы» [Электронный ресурс] // Сборник заключений Консультативного совета европейских прокуроров. - 2017. - С. 6170. - Режим доступа: http://www.agka.kz/cms/wp-content/uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (дата обращения: 06.01.2019).

7. Заключение № 8 (2013) КСЕП «О взаимоотношениях между прокурорами и средствами массовой информации» [Электронный ресурс] // Сборник заключений Консультативного совета европейских прокуроров. - 2017. - С. 71-78. - Режим доступа: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (дата обращения: 06.01.2019).

8. Заключение № 9 (2014) КСЕП «О европейских нормах и принципах, касающихся прокуроров» (Римская хартия) [Электронный ресурс] // Сборник заключений Консультативного совета европейских прокуроров. - 2017. - С. 79-100. - Режим доступа: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (дата обращения: 06.01.2019).

9. Заключение № 10 (2015) КСЕП «О роли прокуроров в расследовании преступлений» [Электронный ресурс] // Сборник заключений Консультативного совета европейских прокуроров. - 2017. - С. 101-110. -Режим доступа: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (дата обращения: 06.01.2019).

References

1. Rekomendacii R (95) 12 Komiteta ministrov gosudarstv-chlenov «Ob upravlenii ugolovnym pravosudiem» [EHlektronnyj resurs] // Evropejskaya komissiya po ehffektivnosti pravosudiya: oficial'nyj sajt. - Rezhim dostupa: https://rm.coe.int/ CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDC TMContent?documentId=09000016804c07f5 (data obrashcheniya: 06.01.2019).

2. Rekomendacii REC(2000)19 «O roli prokuratury v sisteme ugolovnogo pravosudiya»

[EHlektronnyj resurs]. - Dostup iz sprav. pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»: Mezhdunarodnoe pravo (data obrashcheniya: 06.01.2019).

3. Rekomendacii SM/REC(2012)11 Komiteta ministrov Soveta Evropy «O roli gosudarstvennyh prokurorov vne sistemy ugolovnogo pravosudiya» [EHlektronnyj resurs] // Evropejskaya komissiya po ehffektivnosti pravosudiya: oficial'nyj sajt. -https://www.coe.int/en/web/cepej - Rezhim dostupa: https://search.coe.int/cm/Pages/result_ details.aspx?0bjectID=09000016805c9d19 (data obrashcheniya: 06.01.2019).

4. Zaklyuchenie № 4 (2009) KSEP «O vzaimootnosheniyah sudej i prokurorov» (ili Bordosskaya deklaraciya «O sud'yah i prokurorah v demokraticheskom obshchestve») [EHlektronnyj resurs] // Sbornik zaklyuchenij Konsul'tativnogo soveta evropejskih prokurorov. - 2017. - S. 32-45 -Rezhim dostupa: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (data obrashcheniya: 06.01.2019).

5. Zaklyuchenie № 6 (2011) KSEP «O vzaimootnosheniyah mezhdu prokurorami i administraciej penitenciarnyh uchrezhdenij» [EHlektronnyj resurs] // Sbornik zaklyuchenij Konsul'tativnogo soveta evropejskih prokurorov. -2017. - S. 51-60. - Rezhim dostupa: http://www.agka. kz/cms/wp-content/uploads/2017/04/Zakliuchenia_ KSEP_No_1-10.pdf (data obrashcheniya: 06.01.2019).

6. Zaklyuchenie № 7 (2012) KSEP «Ob upravlenii resursami prokurorskoj sluzhby» [EHlektronnyj resurs] // Sbornik zaklyuchenij Konsul'tativnogo soveta evropejskih prokurorov. - 2017. - S. 61-70. -Rezhim dostupa: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (data obrashcheniya: 06.01.2019).

7. Zaklyuchenie № 8 (2013) KSEP «O vzaimootnosheniyah mezhdu prokurorami i sredstvami massovoj informacii» [EHlektronnyj resurs] // Sbornik zaklyuchenij Konsul'tativnogo soveta evropejskih prokurorov. - 2017. - S. 71-78. -Rezhim dostupa: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (data obrashcheniya: 06.01.2019).

8. Zaklyuchenie № 9 (2014) KSEP «O evropejskih normah i principah, kasayushchihsya prokurorov» (Rimskaya hartiya) [EHlektronnyj resurs] // Sbornik zaklyuchenij Konsul'tativnogo soveta evropejskih prokurorov. - 2017. - S. 79-100. - Rezhim dostupa: http://www.agka.kz/cms/wp-content/ uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (data obrashcheniya: 06.01.2019).

9. Zaklyuchenie № 10 (2015) KSEP «O roli prokurorov v rassledovanii prestuplenij» [EHlektronnyj resurs] // Sbornik zaklyuchenij Konsul'tativnogo soveta evropejskih prokurorov. - 2017. - S. 101110. - Rezhim dostupa: http://www.agka.kz/cms/wp-content/uploads/2017/04/Zakliuchenia_KSEP_No_1-10.pdf (data obrashcheniya: 06.01.2019).

234

Вестник КГУ № 1. 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.