Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 1, с. 259-263
УДК 336.025
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
© 2011 г. Е.А. Орлова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 27.10.2010
Определены цель создания и главные задачи, которые должны реализовываться с помощью национальных исследовательских университетов (НИУ). Рассмотрены основные отличия НИУ от типового вуза, которые являются причиной для разработки специальной системы управленческого и бухгалтерского учета. Перечислены мероприятия по её созданию, для реализации которых создано управление финансов учета (УФУ) и отчетности. Освещены основные задачи, решаемые отделами УФУ и отчетности.
Ключевые слова: национальный исследовательский университет, управленческий и бухгалтерский учет, консолидированная финансовая структура.
Инновационный путь рассматривается на современном этапе как долгосрочное приоритетное направление развития России. Основная специфическая черта инновационной экономики - широкомасштабная коммерционализация новых знаний. В настоящее время и гражданское общество, и власть, и бизнес в полной мере осознают, что без кардинальных изменений в сфере образования дальнейшее движение невозможно. Процесс создания сети национальных исследовательских университетов на базе отечественных вузов является для государства в лице Министерства образования и науки одним из приоритетных мероприятий в формировании системы высшего образования, оптимальной для страны, которая входит в эпоху постиндустриальной экономики.
Национальный исследовательский университет (НИУ) - реальное воплощение нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности, призванной взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики [1].
Старт проекту национальных исследовательских университетов был дан 7 октября 2008 года указом президента РФ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов». В этом же указе статус вне конкурса был присвоен двум университетам: МИФИ (Национальный исследовательский ядерный университет) и МИСиС (Национальный исследовательский технологический университет) [2].
13 июля 2009 года вышло постановление Правительства РФ о проведении открытого конкурса среди университетов Российской Федерации на получение статуса НИУ. Было подано 110 заявок, из которых сначала были определены 28 финалистов и затем путём голосования членов конкурсной комиссии 17 октября были определены 12 выигравших университетов, получивших статус НИУ, в их числе статус НИУ был присвоен и ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» [3].
Главными задачами исследовательского университета являются:
- эффективное осуществление образовательной и научной деятельности на основе принципов интеграции науки и образования;
- способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику;
- проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований;
- наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации [1].
Основные рамки организации и методического обеспечения учебного процесса - это усиление научно-исследовательской составляющей в образовательном процессе, тактики международного сотрудничества с ведущими университетами мира в области разработки совместных образовательных программ, планирование и реализация фундаментальных курсов основных учебных циклов; организация практической деятельности студентов в течение всего периода
обучения. Таким образом, НИУ становится интегрированным научно-образовательным центром, осуществляющим проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.
В соответствии с задачами Министерства образования и науки РФ миссией НИУ является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, по квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике.
Основной задачей государственной поддержки института НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий по приоритетным направлениям [1].
Возможности для достижения успеха современных вузов в значительной мере зависят от интенсивной и глобальной конкуренции, быстрого технологического развития, инновационности среды. Чтобы добиться успеха, вузы должны точно и оперативно учитывать эти изменения в программах своего развития, а также вносить соответствующие изменения в управленческие и финансовые структуры организации.
Необходимость реализации программы НИУ, участие в иных целевых федеральных программах, получение дополнительных субсидий, грантов влечет за собой существенное увеличение объемов финансовых потоков. Для эффективного управления проектами руководству необходима финансовая информация, позволяющая принимать стратегические и оперативные решения. Бухгалтерский учет, как правило, не отвечает требованиям оперативности. Кроме того, отчеты, сгенерированные в бухгалтерской системе, не отвечают на вопросы, связанные с анализом эффективности деятельности того или иного подразделения, анализом рынка сбыта отдельного вида услуг, возможными последствиями предполагаемых экономических спадов и т.п. Следовательно, жизненно необходима реорганизация системы управленческого и бухгалтерского учета, системы внутреннего финансового контроля [4].
Как нам представляется, для создания адекватной новым условиям системы учета необходимо провести ряд следующих мероприятий:
- провести всесторонний анализ ключевых показателей и отчетов, необходимых для оперативного принятия решений и анализ среды функционирования управленческих отчетов;
- переориентировать традиционные и устоявшиеся в учреждении принципы бухгалтерского учета на обеспечение управленческих аспектов;
- исследовать уровень адаптированности бухгалтерского учета к потребностям системы управления экономикой научно-исследовательских вузов;
- существенно модернизировать учетную политику в связи с производимыми изменениями в финансовых структурах организации; разработать внутриуниверситетские стандарты по бухгалтерскому и налоговому учету, соответствующие требованиям современного бухгалтерского и налогового законодательства и оперативности принятия управленческих решений;
- разработать схемы документооборота и регламента взаимодействия уже действующих и вновь создаваемых подразделений организации, включающие в себя систематизированный перечень применяемых форм первичных учетных документов и синтетических отчетов и определяющие порядок и сроки составления указанных документов, а также специалистов, ответственных за их составление и предоставление для дальнейшей обработки. В целях систематизации всех направлений деятельности управления и унификации документооборота разработать положения и регламенты работы внутренних подразделений организации и отчетные формы к ним. В регламентах пошагово прописать порядок сбора и обработки информации, порядок доведения информации до подразделений, определить точки ответственности. Таким образом, на выходе должна получиться эффективная система приема и обработки информации, оперативно взаимодействующая как с внутренними подразделениями организации, так и с внешними носителями и потребителями информации;
- усовершенствовать методологию учета, соответствующую действующим законодательным и нормативным актам, обеспечивающую уровень аналитики, мобильность при ведении бухгалтерского, налогового либо управленческого учета, возможность проведения факторного или полного анализа финансово-хозяйственной деятельности, минимизацию фактора риска - ошибок.
Рис. Структура управления финансов, учета и отчетности
В целях реализации вышеназванных мероприятий в ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» реорганизована работа уже существующей финансовой структуры. Создано управление финансов учета и отчетности, включающее в себя следующие службы (рис.):
- отдел анализа и бюджетирования;
- планово-финансовую службу;
- отдел налогового учета;
- отдел внутреннего аудита;
- отдел закупок;
- отдел учета НИР и целевого финансирования;
- отдел расчетов с физическими лицами;
- стипендиальный отдел;
- отдел учета расчетов;
- отдел учета первичной информации.
Ключевую роль в обновленном управлении
финансов играет отдел анализа и бюджетирования, основной функцией которого является формирование методики организации и ведения бухгалтерского учета учреждения и анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Ввиду того что планово-финансовая служба учреждения занимается составлением смет доходов и расходов на несколько расчетных периодов вперед, отдел анализа занимается раз-
работкой и внедрением краткосрочного планирования доходов и расходов.
Формирование сведений о деятельности учреждения и его имущественном положении, обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, осуществляется сотрудниками управления в соответствии со своими должностными обязанностями на основании разработанных положений по отделам, методологий учета, регламентам по взаимодействию служб управления.
Внутриуниверситетский контроль использования бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности и соблюдения законности их расходования возложен на отдел внутреннего аудита, осуществляющий проверку и оценку работы отделов и подразделений в интересах руководства. При проведении проверок особое внимание обращается на выполнение должностными лицами положений Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, других нормативных актов, в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств и неэффективного использования средств от приносящей доход деятельности. Отдел осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль финансово-хозяйственной деятельности подразделений учреждения [5].
Для обеспечения процесса размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», создается отдел закупок.
Основными задачами данной структуры являются: разработка проектов конкурсной документации и документации об аукционе, запросов котировок на основании технических заданий, предоставленных ответственными лицами за закупку товаров, работ и услуг в соответствии с действующим законодательством РФ, внесение в данные проекты изменений и дополнений; последующее размещение на официальном сайте в сети Интернет извещений о проведении открытых конкурсов, открытых аукционов и запросов котировок и конкурсной документации, документации об аукционе и котировочных заявок, а также подготовка разъяснений положений конкурсной документации, документации об аукционе, при необходимости с привлечением специалистов в определенных сферах деятельности, и внесение соответствующих изменений в указные документы; осуществление мероприятий по своевременному заключению государственных контрактов по итогам размещения заказов с победителем конкурса, аукциона или запроса котировок; контроль за соблюдением ответственными за закупки товаров, работ, услуг лицами сроков оформления государственных контрактов по итогам размещения заказов и соответствия условий контрактов итоговым условиям размещения заказов, предложенным победителями [6].
Наряду с обозначенными задачами отдел закупок активно взаимодействует со структурными подразделениями учреждения, с целью координации действий созданных единых комиссий по вопросам, связанным с размещением заказов, ведением единой электронной информационной базы для учета закупок и осуществления мероприятий по организации своевременного внесения сведений в реестр государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов.
Отдел налогового учета наряду с его неотъемлемыми функциями по формированию налоговой политики университета в целях налогового учета в соответствии с налоговым законодательством, контролем за соблюдением единства налоговой политики всеми подразделениями университета, осуществлением стратегического и текущего налогового планирования и составлением налоговой отчетности и ее сдачи в нало-
говые органы, в реорганизованной структуре контролирует учет смет расходов по подразделениям и, как следствие, эффективность расходования средств; ведет учет имеющихся договоров инвестиционного строительства, а также контролирует деятельность малых предприятий, организованных на базе университета во исполнение Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [7; 8].
Также усовершенствована работа плановофинансовой службы университета, занимающейся составлением проектов перспективных и текущих финансовых планов совместно с другими подразделениями и службами ННГУ, осуществлением контроля за выполнением финансового плана и бюджета. Кроме того, сотрудники данного отдела занимаются сбором заявок и анализом потребностей подразделений университета, обеспечением эффективных закупок и, как следствие, экономией финансовых средств.
В результате проводимых мероприятий создается консолидированная финансовая структура, оперативно взаимодействующая со всеми отделами, службами и аппаратами ННГУ, позволяющая одновременно и эффективно вести множество проектов, поэтапно контролировать распределение денежных потоков и оценивать необходимость в привлечении дополнительных ресурсов.
Список литературы
1. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/
2. Указ Президента России от 7 октября 2008 г. «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов».
3. Постановление Правительства России от 13 июля 2009 г. № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «Национальный исследовательский университет».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 602 от 26.11.2009 г. «Об утверждении программы развития ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» на 2009-2018 годы».
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 30.09.2010).
6. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.09.2010).
8. Налоговый кодекс Российской Федерации ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.09.2010) (с изм. и доп., (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (принят ГД вступающими в силу с 01.10.2010).
ORGANIZATIONAL ASPECTS OF ACCOUNTING IN NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES
E.A. Orlova
The purpose of National Research Universities and the objectives to be implemented by means of these institutions are identified. The author considers that principal differences between a NRU and a typical university necessitate the development of a special system of administrative accounting. The article also contains a list of steps to build such a system, for which the Department of Finance, Accounting and Accountability is created. The problems which should be solved by the departments of DFAA are also considered.
Keywords: National Research University, administrative accounting, consolidated financial structure.