ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 33
ББК 65 © Ш.М. Магомедов, 2018
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АНТИРЕИДЕРСКИЕ МЕРЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ВНУТРИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Шамиль Магомедович Магомедов, соискатель
Институт проблем рынка РАН (117418, Москва, Нахимовский пр-т, д. 47)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы противодействия угрозам недружественных поглощений российских компаний. Выделены сильные и слабые стороны компании, которые могут оказывать влияние на угрозу поглощения. Сделан вывод, что в современных условиях силовая составляющая не только сохраняет свою актуальность, более того, используется рейдерами примерно в 40% случаях. Выделены организационные антирейдерские инструменты противодействия угрозе поглощения, реализуемые внутри хозяйствующего субъекта при обеспечении экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, недружественные поглощения, управление, угрозы, риски.
ORGANIZATIONAL ANTI-RAIDER MEASURES IMPLEMENTED WITHIN THE BUSINESS ENTITY WHILE ENSURING ECONOMIC SECURITY
Shamil M. Magomedov, applicant
Institute for Market Problems of the Russian Academy of Sciences (117418, Moscow, Nakhimovskiy pr-t, d. 47)
E-mail: [email protected]
Annotation. The problems of countering the threats of unfriendly takeovers of Russian companies are considered. The strengths and weaknesses of the company are identified, which can affect the threat of absorption. It is concluded that under current conditions the power component not only remains relevant, moreover, it is used by raiders in about 40% of cases. Organizational anti-raider instruments for countering the threat of takeover, implemented within the business entity while ensuring economic security, are singled out.
Keywords: economic security, unfriendly takeovers, management, threats, risks.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Магомедов Ш.М. Организационные антирейдерские меры, реализуемые внутри хозяйствующего субъекта при обеспечении экономической безопасности. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):276—280.
Современной предпринимательской среде присуще быстрые изменения, которые возникают вследствие повышенной конкуренции, в результате появления на рынке новых технологий, изменения структуры потребностей. В настоящее время сложно назвать крупные лидирующие российские компании, у которых не было бы четкой стратегии и долгосрочных целей [1, с. 1—11; 2].
Развитие — одна из основных целей успешного бизнеса. Возможность выживания в условиях глобальной конкуренции дает долгосрочное планирование развития компании на несколько лет вперед.
Стратегический менеджмент (управление) — это процесс, заключающийся в регулярном планировании, контроле, анализе внешней и внутренней среды компании. По сути, данный процесс состоит в прогнозировании развития организации в долгосрочной перспективе и принятии управленческих решений. Разумеется, что при разработке стратегии необхо-
димо учитывать возможные спады производства, заранее определять внутренние и внешние угрозы. Не следует путать стратегическое и оперативное управление. Оперативное управление направлено на решение текущих (краткосрочных) задач хозяйственного общества, в то время как вопросы стратегического менеджмента направлены на более долгосрочную перспективу.
Стратегическое управление, как правило, реализуется в виде бизнес-планов, различных проектов и практических действий. Если в компании отсутствует четко сформулированная стратегия, то ее деятельность теряет всякий смысл, ведет к ухудшению финансовых показателей и снижению конкурентных преимуществ. Кроме того, действия различных подразделений, при отсутствии единой стратегии, не будут согласованы при принятии стратегических решений. Таким образом, качество стратегического управления зависит от эффективно составленной
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
стратегии, которая должна учитывает специфику деятельности компании [3, с. 19].
Стратегия современного бизнеса предусматривает наличие эффективной системы корпоративного управления, а также нового креативного мышления топ-менеджмента [4, с. 25]. Поэтому любая стратегия со временем корректируется. Это связано с появлением новых непредвиденных факторов, которые не учитывались в ранее принятой концепции стратегии. Данные факторы могут открыть перед хозяйственным обществом как новые возможности для дальнейшего роста, так и потенциальные угрозы, которые вынуждают компанию корректировать первоначальную стратегию.
Учитывая уровень коррупции и распространение «теневого» сектора» в российской экономике любым собственникам при открытии хозяйственного общества необходимо продумывать стратегию выживания компании. Нередко, данная стратегия скорее является даже не желанием, а необходимостью собственников, поскольку риск противоправных действий со стороны третьих лиц очень велик. Поэтому многим успешным бизнесменам приходится вести борьбу за выживание.
К сожалению, для российских предпринимателей характерен низкий уровень предпринимательской культуры. Возможность получения «быстрых» денег практически не учитывает долгосрочную перспективу бизнеса, и многие начинающие компании, не задумываясь о защите своих активов, сталкиваются с угрозой противоправного поглощения.
Успешная реализация стратегии выживания покажет, насколько важны инструменты защиты от угроз поглощений в системе стратегического менеджмента хозяйственного общества.
Существенное влияние на внешнюю корпоративную среду оказывают угрозы недружественных поглощений.
Появление новых технических разработок, продуктов и услуг оказывает большое влияние на возможности быстрого роста компаний. В настоящее время компании испытывают постоянное давление конкурентов, которое заставляет их непрерывно расширять ассортимент оказываемых услуг, постоянно совершенствовать технологии.
Следует отметить, что крупные компании затрачивают до 10% своего бюджета на технологические разработки, ноу-хау и повышение квалификации сотрудников [5, с. 6]. Другими словами, успех компаний во многом зависит от скорости и гибкости при-
нятия решений и возможности быстрой адаптации к окружающей среде, а сделки слияний и поглощений хорошо отвечают поставленным целям.
К сожалению, угроза поглощений в России получила высокое распространение. Многие компании могут прибегнуть к противоправному захвату предприятия из-за страха остаться позади конкурентов в погоне за глобальными рынками. Возникают различные виды горизонтальных (между основными конкурентами) и вертикальных (между технологически связанными компаниями) поглощений.
Разумеется, выстраивать линию защиты необходимо топ-менеджерам компаний, а не рядовым сотрудникам. Именно руководители высшего звена должны предвидеть внутренние и внешние угрозы поглощения. На практике мы можем наблюдать ситуации, когда комплексу задач противодействия угрозам поглощений уделяется катастрофически мало времени.
Собственники и руководители хозяйственного общества, в первую очередь, должны знать ответы на следующие вопросы:
1. Существует ли угроза недружественного поглощения и какова вероятность риска противоправного перехода контроля над компанией или его основным активом?
2. Какими слабыми местами хозяйственного общества может воспользоваться компания-агрессор?
3. Какие антирейдерские меры организационного характера можно предпринять для отражения атаки или снижения угрозы поглощения?
Ответить на данные вопросы нам помогут инструменты противодействия угрозе поглощения, которые могут применяться при стратегическом управлении хозяйственным обществом. В качестве инструментов противодействия будут выступать следующие меры:
1) SWOT-анализ;
2) бизнес-разведка (конкурентная разведка);
3) прочие организационные антирейдерские меры, создаваемые внутри хозяйственного общества.
Одним из первых этапов стратегического менеджмента, после определения миссии и стратегических целей компаний, является анализ внешней и внутренней среды. Следует отметить, что такое взаимодействие с внешней корпоративной средой, которое позволило бы компании выжить в будущие периоды является одной из главных задач стратегического управления. Внешняя среда анализируется компа-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
нией, прежде всего, в целях понимания потенциальных угроз и возможностей, с которыми она может столкнуться в своей хозяйственной деятельности. Разумеется, компания должна учитывать данные факторы при определении стратегических целей и задач.
Одним из важнейших методов стратегического управления является SWOT-анализ, который заключается в определении сильных и слабых сторон организации (факторы внутренней среды), а также в анализе потенциальных возможностей и угроз компании (факторы внешней среды). В системе принятия управленческих решений данный метод является очень популярным, поскольку не требует специальных знаний, и его легко адаптировать к практически любому объекту исследования (стране, предприятию, продукту).
Как правило, SWOT-анализ применяется при начальной оценки деятельности компании, в процессе которого формируется долгосрочная стратегия. Однако данный метод можно использовать и для оперативной оценки, например, для анализа конкретной возможности или угрозы.
К примеру, при рассмотрении угрозы недружественного поглощения, SWOT-анализ позволяет ответить на следующие вопросы:
♦ Какова угроза поглощения и причина появления данной угрозы?
♦ Кто из потенциальных конкурентов может прибегнуть к поглощению компании и почему?
♦ Как угроза поглощения может повлиять на хозяйственное общество?
♦ Какими слабыми местами может воспользоваться рейдер?
♦ Каков общий план действия для снижения угрозы поглощения?
При противодействии угрозе недружественного поглощения хозяйственному обществу также важно знать свои сильные и слабые стороны, которые будут полезны в борьбе за выживание. Результатом SWOT-анализа для компании, которая стала объектом недружественного поглощения, может стать, к примеру, таблица 1.
Таким образом, SWOT-анализ дает общее представление о сильных и слабых сторонах компании и вполне может использоваться для оценки вероятности поглощения компании. К сожалению, у SWOT-анализа есть свои недостатки. Во-первых, данный анализ показывает только общее описание текущей ситуации. Более конкретные мероприятия необходимо разрабатывать отдельно. Во-вторых, для оценки ситуации часто требуются цифровые показатели, в то время как результаты SWOT-анализа, в основном, представлены в виде качественных параметров.
В отличие от SWOT-анализа бизнес-разведка (конкурентная разведка) дает более конкретный комплекс мероприятий по противодействию угрозе поглощения. В настоящее время, многие детективные агентства и консалтинговые компании предоставляют услуги по конкурентной разведке компании. Следует предположить, что данные услуги пользуются большим спросом ввиду распространения риска рейдерства. Нередко компании обращаются к независимым консультантам, когда возникает необходимость проверки, к примеру, партнера по бизнесу. Некоторые страховые компании предлагают услуги страхования предпринимательского риска. Обычно данный страховой продукт предусматривает защиту от неправомерных действий или нарушений обязательств со стороны контрагента.
Табл. 1. Сильные и слабые стороны компании, которые могут оказывать влияние на угрозу поглощения
Сильные стороны Слабые стороны
Высокая репутация компании, лидерство на рынке Отсутствие достаточных собственных средств для отражения потенциальной угрозы поглощения
Возможность быстрой адаптации компании к условиям внешней среды Отсутствие зарегистрированных патентов на выпускаемую продукцию
Надежная система управления, эффективная команда руководителей Устаревшее оборудование, высокая зависимость от основных контрагентов
Наличие системы мотивации топ-менеджеров и ключевых сотрудников Проблемы с основными поставщиками и покупателями
Налаженные связи с государственными органами (налоговыми, судебными, регистрирующими) Незащищенная корпоративная структура (все активы находятся в одной компании)
Налаженные связи с общественностью, со СМИ Недооцененная рыночная стоимость компании и ее основных активов
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Здесь заслуживает внимание мнение А.Ю. Федорова, согласно которому система страхования предпринимательского риска может быть использована применительно к угрозе поглощения, где категория «рейдерство» рассматривается как страховой случай [6, с. 14].
По мнению А. Цыганова, достоинствами страхования на случай корпоративного кризиса являются получение возможности привлечения высококвалифицированных специалистов в необходимой сфере экономики и права, а также сдерживающий фактор в отношении возможных агрессоров, осознающих, что бороться придется не только с предприятием, но и с его защитниками, подобранными страховой компанией [7, с. 88].
Многие специалисты и исследователи полагают, что силовые рейдерские захваты уходят в прошлое, а реализуются, прежде всего, мошеннические схемы [8; 9, с. 318—324]. Однако изучая схемы захвата исследуемых объектов, автор диссертационного исследования доказывает, что в условиях активного участия представителей органов власти, силовая составляющая не только сохраняет свою актуальность, более того, используется рейдерами примерно в 40% случаях.
Бизнес-разведка — это непрерывный сбор и обработка данных из различных источников для дальнейшей выработки управленческих решений в целях повышения коммерческой конкурентоспособности
организации и снижения потенциальных угроз, проводимой в рамках закона. Суть разведки заключается в том, что всесторонне изучается деятельность интересующей компании и на основе собранной информации подготавливается соответствующий отчет.
Следует отметить, что бизнес-разведка это довольно долгий и сложный процесс, требующий кропотливого сбора информации, оценки состояния рынка на котором действует компания, деятельности ее конкурентов, оценки уровня безопасности внутри предприятия, оценки потенциала предприятия с точки зрения конкурентной борьбы. В условиях глобальной конкуренции в бизнесе, как и на войне, чтобы принять правильное управленческое решение необходимо знать планы своих конкурентов [10, с. 55].
Если рассматривать конкурентную разведку в качестве меры противодействия угрозе поглощения, то она, как правило, предоставляет комплексную проверку по следующим направлениям (табл. 2).
Конкурентная разведка позволяет сделать профилактику указанных рисков, тем самым снижая вероятность их наступления, но, разумеется, их нельзя полностью исключить.
Таким образом, использование в арсенале такого метода, как бизнес-разведка позволит хозяйственному обществу:
1) предсказывать недоброжелательные действия конкурентов и основных контрагентов;
Табл. 2. Объекты проверки на предмет угрозы поглощения при использовании метода «конкурентная разведка»
Объект проверки Снижаемые риски
Проверка благонадежности посредников и контрагентов • Риск заключения сделок с фирмами-однодневками; • Риски финансовых злоупотреблений и прочих мошеннических схем; • Риски, связанные с нарушением сроков поставки продукции от главных поставщиков; • Риски возникновения неподконтрольной кредиторской задолженности среди неплатежеспособных контрагентов (посредников, клиентов, партнеров и т.д.); • Прочие риски, способные повлиять на интересы компании.
Проверка и изучение основных конкурентов • Риски, связанные с вхождением в ваш бизнес конкурента или партнера, который преследует цели по захвату и дальнейшей продажи вашего бизнеса; • Риски, связанные с несвоевременным получением информации о противоправных действиях конкурента по отношению к вашему бизнесу.
Противодействие недобросовестной конкуренции • Риски распространения негативной информации, которые влияют на репутацию компании; • Риски разглашения коммерческой информации, способные нанести серьезный финансовый ущерб компании
Проверка взаимодействия с проверяющими органами • Риски превышения полномочий со стороны контролирующих органов и органов исполнительной власти в процессе выездной проверки
Проверка уязвимых мест компании • Риск недружественного поглощения компании; • Риск перехвата корпоративного контроля над основным активом.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
2) выявлять новых или потенциальных агрессоров, способных прибегнуть к сделкам по поглощению компании;
3) установить слабые места компании, которыми может воспользоваться рейдер;
4) обнаружить признаки потенциальной угрозы поглощения и принять соответствующие меры раньше появления непосредственной угрозы;
5) собрать общую информацию о партнерах, клиентах и главных конкурентах.
Главным преимуществом конкуренткой разведки в отличие от SWOT-анализа является то, что все данные, как правило, предоставляются в виде отчета с указанием как качественных, так и количественных параметров.
Литература
1. Логинов Е.Л, Логинов А.Е. Новые тренды силового форматирования экономической реальности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 13.
2. Борталевич С.И, Логинов Е.Л, Омарова З.К. Стратегическое управление распределенными объектами в условиях самоорганизованной критичности внешней среды. М.: ИПР РАН, 2015.
3. Тысячникова Н.А. Организация процесса стратегического планирования // Управление в кредитной организации. 2013. № 1.
4. Рыбалко О.А., Шалаева Л.В. Стратегическое планирование и бюджетирование как базовые элементы современной системы управления // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 28.
5. Сидоров М.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для прикладного бакалавриата. 2-е изд. М.: «Юрайт», 2016.
6. Федоров А.Ю. Основные направления противодействия рейдерским захватам в России // Предпринимательское право. 2010. № 2.
7. Цыганов А. Страховка от поглощения // Современные страховые технологии. 2014. № 3.
8. Эриашвили Н.Д. Присвоение и растрата чужого имущества как формы хищения. Уголовноправовой анализ. М.: Юнити-Дана, 2017.
9. Эриашвили Н.Д, Грошев И.В, Саудаханов М.В. Особенности региональной экономической безопасности // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2.
10. Дубцова Н. Черно-белые технологии бизнесразведки // Расчет. 2009. № 1.
References
1. Loginov E.L, Loginov A.E. Novyye trendy silo-vogo formatirovaniya ekonomicheskoy real’nosti // Na-tsional’nyye interesy: prioritety i bezopasnost’. 2010. № 13.
2. Bortalevich S.I, Loginov E.L, Omarova Z.K. Stra-tegicheskoye upravleniye raspredelennymi ob”yektami v usloviyakh samoorganizovannoy kritichnosti vneshney sredy. M.: IPR RAN, 2015.
3. Tysyachnikova N.A. Organizatsiya protsessa stra-tegicheskogo planirovaniya // Upravleniye v kreditnoy organizatsii. 2013. № 1.
4. Rybalko O.A., Shalayeva L.V. Strategicheskoye planirovaniye i byudzhetirovaniye kak bazovyye ele-menty sovremennoy sistemy upravleniya // Mezhduna-rodnyy bukhgalterskiy uchet. 2012. № 28.
5. SidorovM.N. Strategicheskiy menedzhment: Uc-hebnik dlya prikladnogo bakalavriata. 2-e izd. M.: «Yurayt», 2016.
6. Fedorov A. Yu. Osnovnyye napravleniya proti-vodeystviya reyderskim zakhvatam v Rossii // Predpri-nimatel’skoye pravo. 2010. № 2.
7. TsyganovA. Strakhovka ot pogloshcheniya // So-vremennyye strakhovyye tekhnologii. 2014. № 3.
8. Eriashvili N.D. Prisvoyeniye i rastrata chuzhogo imushchestva kak formy khishcheniya. Ugolovno-pra-vovoy analiz. M.: Yuniti-Dana, 2017.
9. EiiashviliN.D, GroshevIV, SaudakhanovM.V. Osobennosti regional’noy ekonomicheskoy bezopasnosti // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. 2017. № 2.
10. Dubtsova N. Cherno-belyye tekhnologii biznes-razvedki // Raschet. 2009. № 1.