Научная статья на тему 'Организационное устройство и деятельность православного миссионерского общества (к вопросу о взаимоотношении государства и РПЦ в конце XIX В. )'

Организационное устройство и деятельность православного миссионерского общества (к вопросу о взаимоотношении государства и РПЦ в конце XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ОБЩЕСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шабунин Вадим Владимирович

В статье рассматривается история создания и практической деятельности Православного миссионерского общества в Российской империи в конце XIX в. и его вклад в духовно-нравственную жизнь страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шабунин Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационное устройство и деятельность православного миссионерского общества (к вопросу о взаимоотношении государства и РПЦ в конце XIX В. )»

В. В. Шабунин

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО

МИССИОНЕРСКОГО ОБЩЕСТВА (К ВОПРОСУ О ВЗАИМООТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВА И РПЦ В КОНЦЕ

XIX В.)

Аннотация. В статье рассматривается история создания и практической деятельности Православного миссионерского общества в Российской империи в конце XIXв. и его вклад в духовно-нравственную жизнь страны.

Ключевые слова. Русская православная церковь, миссионерская деятельность, Православное миссионерское общество, благотворительность, просветительская и издательская работа.

В результате преобразований последних десятилетий в России социально-политические отношения подверглись глубокому изменению. Кардинальные перемены в общественной жизни вызвали многочисленные проблемы и новые явления, среди которых формирование гражданского общества, оценка его реалий, потенций занимает одно из ведущих мест. Важная роль в развитии общественных организаций вообще и гражданского общества, в частности, принадлежит РПЦ.

В этой связи становится актуальным исследование истории православных общественных организаций, выполняющих просветительские функции. В последние десятилетия XIX в. наиболее ярким примером диалога между обществом и РПЦ стала организация и работа Всероссийского Православного миссионерского общества (далее ПМО). Идею организации ПМО в России впервые предложил архимандрит Макарий (Глухарёв), изложивший свои взгляды на устройство и деятельность ПМО в работе «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между магометанами и язычниками в Российской державе» (1839 г.). Однако только в 1865 г., спустя 18 лет после смерти Макария, по инициативе его единомышленников, в том числе и состоятельного барнаульского купца Л.Г. Малькова, началась подготовка к созданию ПМО. Она оказалась очень своевременной и была тут же поддержана духовным ведомством, поскольку учреждение ПМО давало возможность новому обер-прокурору Синода Д.А. Толстому продемонстрировать перед императором эффективное начало своей деятельности. Инспектор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Владимир (Петров), ставший в конце этого же года начальником Алтайской миссии, составил проект устава ПМО и вместе с многими уважаемыми людьми Санкт-Петербурга обратился в Св. Синод с прошением о разрешении им учредить ПМО. Св. Синод одобрил учреждение «Миссионерского общества для содействия распространению христианства между язычниками». В конце 1869 г. был утвержден устав ПМО и императрица Мария Александровна приняла его под свое покровительство. ПМО было подчинено Св. Синоду и ограничено в своей деятельности, при этом оно хотя и могло содействовать материальному благосостоянию миссий, но не должно было вмешиваться в управление ими, а также в дела, касающиеся административного церковного устройства и учебных планов семинарий, находящихся в ведении епархиальных архиереев. В провинциях были учреждены епархиальные комитеты общества под председательством местных архиереев. Средства ПМО получало от членских взносов (3 р.), пожертвований, кружечных и др. сборов. С учреждением ПМО, благодаря его пособиям, оживились и расширили свою деятельность все миссии. О важном вопросе, которое придавало руководство РПЦ работе ПМО, свидетельствует тот факт, что его патронировали митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский) и член Св.

© Шабунин В.В., 2013

Синода архиепископ Василий. Как доказательство привлечения все больших слоев русского общества конца XIX в. к миссионерской работе РПЦ является то обстоятельство, что среди учредителей ПМО были известные общественные и государственные деятели империи: действительный тайный советник и предводитель Санкт-Петербургского губернского дворянства А.М. Потемкин и его жена Т.Б. Потемкина; военный историк, князь Н.С. Голицын (ставший позднее его председателем); княгиня Е.А. Васильчикова; купцы С.Ф. Соловьев, А.Г. Мальков, П.А. Степаев. Свидений о деятельности этого ПМО в архивных источниках и литературе почти не сохранились. Биограф митрополита Иннокентия (председателя ПМО), И. А. Курляндский отмечает, что до революции деятельность этого первого в России миссионерского общества традиционно характеризовалась, как «малоуспешная» [3, с.113]. Однако его работа содержала и положительные моменты. ПМО одним из первых стало той платформой, которая послужила началом процесса консолидации церковных и светских кругов в деле распространения православия на территории Российской империи.

10 августа 1868 г. императрица Мария Александровна через обер-прокурора Св. Синода Д.А. Толстого заявила совету ПМО, что в целях успешного развития деятельности миссионерского общества будет целесообразно, «чтобы на будущее время главное управление Общества, находящееся ныне в Санкт-Петербурге, перенесено было в Москву под председательство митрополита Иннокентия, близко знакомого по собственному опыту с миссионерским делом и с Сибирским краем» [4, с.169-170]. Император Александр II в апреле 1869 г. распорядился упразднить петербургский совет ПМО, а императрица обратилась к митрополиту московскому Иннокентию (Вениаминову) с предложением составить новый устав общества. Владыка поручил его создание архимандриту Владимиру (Петрову), который привлек находившегося в то время в Казани алтайского миссионера иеромонаха Макария (Невского). Новый устав ПМО обсуждался с видными иерархами и церковными деятелями и был утвержден императором Александром II в г. Санкт-Петербурге 21 ноября 1869 г. В нем были намечены основные пути для выполнения главной цели -достижения наиболее эффективных успехов в миссионерской работе. Следуя стойкой традиции по уставу ПМО состояло под покровительством императрицы (супруги царствовавшего на тот момент монарха) и под высшим наблюдением Св. Синода; его председателем являлся митрополит Московский; делами общества заведовали московский совет под председательством московского митрополита и епархиальные комитеты под председательством местных епископов. ПМО ставило основной целью своей деятельности содействие работе православных миссий РПЦ. Помощь общества первоначально распространялась на миссии в пределах Восточной России, однако по мере появления средств, могла распространяться на миссии в других частях империи. ПМО, с разрешения Св. Синода и согласия епархиальных властей предоставлялось право открывать новые миссии и станы, церкви, школы, больницы и т. п. Таким образом, было основано принципиально новое всероссийское, всесословное ПМО и миссионерское дело получало реальную организационную помощь и финансовые ресурсы. Среди ближайших помощников Иннокентия по ПМО были славянофил и писатель И.С. Аксаков, известный историк С.М. Соловьев и московский голова, князь В. А. Черкасский.

25 января 1870 г. в Москве состоялось официальное открытие ПМО, просуществовавшего 47 лет (1870-1917 гг.). После торжественного богослужения, при огромном стечении народа, в Успенском соборе Московского кремля, представители административной, судебной, военной и церковной элиты города собрались в генерал-губернаторском доме на банкете в честь этого знаменательного события.

В период с 25 января и до проведения Общего собрания шел интенсивный прием в члены ПМО, поступали первые взносы и пожертвования. В начале февраля

Иннокентий отмечал, что подписка и подача заявлений на членство в ПМО идет успешно. Он уведомлял обер-прокурора Св. Синода Д.А. Толстого, что число действительных членов общества составляет уже около 3000 человек, а сумма денег, пожертвованная в пользу ПМО составила вместе с членскими взносами 39 тыс. руб. [1, с.683].

В результате выборов в совет ПМО вошли представители различных общественных сословий: вторым помощником председателя был избран тайный советник П.Н. Батюшков, казначеем - коммерции советник В.Д. Аксенов; членами совета ПМО также стали: московский городской голова, князь В.А. Черкасский; мануфактур-советник, старшина московского купечества В.М. Бостанжогло; протоиерей Троицкой церкви на Арбате Ипполит Богословский-Платонов, член-сотрудник Алтайской миссии священник Спиридоновской церкви Н.Д. Лавров, князь Д.М. Голицын, надворный советник, известный писатель-славянофил И.С. Аксаков, законоучитель Александровского военного училища, священник Александр Иванцов-Платонов и коммерции советник И.А. Лямин. В том же году, по распоряжению председателя в состав ПМО были введены: известные своими консервативными взглядами предводитель московского дворянства, князь Н.П. Мещерский и граф А.В. Бобринский. Выбор столь широкого круга лиц в члены ПМО свидетельствовал о заинтересованности общества в эффективной и многогранной работе данной организации и стремлении к прозрачности в ее деятельности. В Москве в то время жило немало именитых купцов - крупных благотворителей, много жертвовавших на миссионерскую деятельность РПЦ. Среди учредителей, а затем и членов совета ПМО были известные московские купцы-миллионеры - В.Д. Аксенов, В.М. Бостанжогло, И.И. Четвериков и другие.

Руководство ПМО развернуло интенсивную работу и уже в течение 1870 г. были открыты комитеты ПМО в 13 епархиях: Владимирской, Вологодской, Воронежской, Вятской, Иркутской, Калужской, Камчатской, Киевской, Костромской, Минской, Полоцкой, Томской и Якутской. Всего при жизни митрополита Иннокентия было образовано 29 епархиальных комитетов, созданию которых содействовали высшие лица губерний. В том же году в Совет ПМО поступило около 75 тыс. рубл., а в местные комитеты около 25 тыс. рубл.

ПМО стремилось объединить для участия в миссионерском деле все православные слои общества. Было принято решение о популяризации сведений о целях ПМО, достигаемых им результатах, а также о положении и нуждах миссионерского дела. Для этого с 1874 г. на средства общества в Москве стал издаваться журнал «Миссионер», номера которого продавались в православных храмах страны. Редактором журнала стал настоятель Троицкой церкви на Арбате священник Владимир Марков, а цензуру осуществлял протоиерей Московской Семеновской церкви Алексей Иванович Соколов. Советом ПМО издавались брошюры и книги с подробным описанием современного положения миссий, их нужд и потребностей, а также было получено у Св. Синода разрешение произносить ежегодные церковные проповеди, исключительно посвященные миссионерской деятельности РПЦ, и оказание ей посильной помощи в праздник Торжества Православия, отмечаемый в первое воскресенье Великого поста. С 1873 г. проповеди такого рода читались во многих церквах Российской империи. Население, в том числе и его низшие слои, отзывалось на эти призывы не только деньгами, но и иконной утварью, а также предметами деревенского хозяйства. Так, к примеру, один крестьянин Херсонской губернии собирал пожертвования в своей среде, которые доходили до 100 рубл. в год, и отправлял их в ПМО. Туда же стали поступать вклады на «поминовения» в миссиях, что издавна делали православные люди (именно из этих пожертвований на протяжении всего существования РПЦ и возникали значительные имущества монастырей и церквей). Полученные средства расходовались на укрепление материальной базы

работы миссионеров, создание финансовых стимулов для православных проповедников (с 1870 г. всем миссионерам за каждые пять лет работы выдавали премию в размере жалования); строительство миссионерских церквей, школ, больниц и т. п. На деньги ПМО московский Покровский монастырь был преобразован в миссионерский и стал центром подготовки высококвалифицированных и безупречных с нравственной точки зрения кадров для миссий РПЦ, а также пансионом для вышедших на пенсию православных проповедников.

К 1900 г. существовало уже 53 епархиальных комитета ПМО, насчитывающих 16368 членов, главным образом в Европейской части России, и располагавших значительным бюджетом (1367735 руб.). На попечении общества находились восемь сибирских миссий (Алтайская, Киргизская, Тобольская, Забайкальская, Владивостокская, Иркутская, Енисейская и Якутская), в Европейской части Российской империи - миссии в епархиях: Астраханской (Калмыцкая и Киргизская миссии), Ставропольской (Калмыцкая миссия), Оренбургской (Киргизская миссия) и Рязанской (противомусульманская миссия). В других епархиях этого же региона, ПМО содержало на собственные средства, по подсчетам автора статьи, 318 миссионерских школ. Всего за 30 лет существования (1870-1899) ПМО было собрано 6148452 руб., из которых на поддержание и развитие миссионерского дела было истрачено 4094357 руб., остальные средства расходовались на иные нужды РПЦ [2, с.125-127]. Таким образом, ПМО стало ярким явлением в общественной жизни страны. Несмотря на то, что оно существовало в рамках такого специфического института как РПЦ, его деятельность была отражением закономерностей времени. Глубокую оценку роста стремления населения к общественной самоорганизации дал журналист провинциальной газеты, (впоследствии видный большевик и один из организаторов Октябрьской революции), В.Н. Подбельский: «Обыватель сделал большой шаг вперед в сторону роста общественного самосознания, роста интереса к тому что ... выходит за пределы нашего личного существования. Обывательщина сменяется общественностью» [5, с.2]. Вместе с тем необходимо отметить, что практической работе ПМО были присущи недостатки общие для деятельности РПЦ в конце XIX в.: косность и неповоротливость, индифферентность повседневной жизни крестьян (что особенно проявилось в период голода 1891 г.), не заинтересованность епархиального руководства в поиске новых форм и методов в своей работе.

Коренные изменения, происходящие в современной России, ярко высветили противоречия между потребностью жителей страны в позитивных социально-культурных преобразованиях в обществе и недостатком людей, готовых их осуществлять. Сегодня как никогда, очевиден кризис духовно-нравственных ценностей, и разрыв между высочайшими достижениями мировой культуры и массовой культурой населения. Начало XXI в., получив цивилизационную эстафету от прежних поколений, поставило перед Россией столько острых, противоречивых и глубоких вопросов, что отвечать на них придется в течение всего столетия. В связи с этим создание и развитие полноценного гражданской культуры в России - в стране с преобладающим православным населением, несомненно, должно базироваться на историческом опыте взаимодействия РПЦ с обществом в последние десятилетия XIX в.

Литература

1. Барсуков И. П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. - М., 1997.

2. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1901 г. - СПб., 1903.

3. Курляндский И.А. Иннокентий (Вениаминов) - митрополит Московский и Коломенский. - М., 2002.

4. Нестеров С.В. Словом и житием наставляя: жизнь и труды преп. Макария Алтайского. - М., 2005.

5. Тамбовская жизнь, 1913, 26 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.