Научная статья на тему 'Организационное становление системы женского гимназического образования в стране в конце 50-х - 70-х годах XIX столетия'

Организационное становление системы женского гимназического образования в стране в конце 50-х - 70-х годах XIX столетия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАЗИИ / УЧИЛИЩА / ГИМНАЗИИ ВЕДОМСТВА ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ / "ПОЛОЖЕНИЕ О ЖЕНСКИХ УЧИЛИЩАХ В СТАНИЦАХ ВОЙСКА ДОНСКОГО" / ПОЛОЖЕНИЕ О ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ И ПРОГИМНАЗИЯХ / ОТКРЫТОСТЬ / ВСЕСОСЛОВНОСТЬ / GYMNASIUMS / SCHOOLS / GYMNASIUMS OF DEPARTMENT OF MARIA THE EMPRESS / "PROVISION ON WOMEN'S SCHOOLS IN VILLAGES OF ARMY OF DONSKOY" / STATEMENT ON FEMALE GYMNASIUMS AND PRO-GYMNASIUMS / OPENNESS / SOCIAL STATUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сиволобова Н.А., Колпачева О.Ю.

Статья посвящена проблемам становления и развития системы женского гимназического образования в стране во второй половине XIX столетия. Рассматриваются вопросы отношения общества к женскому образованию, трудности связанные с организацией учебных заведений, анализируется содержание обучения и особенности воспитательной деятельности педагогов. Негативную роль в развитии женских гимназий сыграл и характерный для России консерватизм. Дворянство, на протяжении столетий пользующееся особыми привилегиями, было неспособно поначалу осознать изменившиеся реалии, считало зазорным для своих дочерей учиться совместно с детьми других сословий и изо всех сил стремилось устроить дочерей в институты благородных девиц. Большинство представителей городских сословий, наоборот, считали достаточным дать дочерям двух трёхлетнее образование. Создаваясь главным образом на общественные деньги, женские гимназии являли собой пример творческого отношения их организаторов к изысканию материальных средств в условиях ограниченного финансирования, в силу чего представляется целесообразным использовать данный опыт в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL FORMATION OF THE SYSTEM OF FEMALE GYMNASIA EDUCATION IN THE COUNTRY IN THE LATE 50TH - THE 70TH YEARS OF THE XIX CENTURY

The article studies problems of formation and development of a system of female gymnasia education in Russia in the second half of the XIX century. The questions of the relation of society to female education, difficulty connected with the organization of educational institutions are considered, the contents of training and feature of educational activity of teachers is analyzed. The nobility, for centuries, enjoying special privileges, was unable to initially understand the changed realities, considered unseemly for their daughters to learn together with children from other classes and flat-out sought to arrange the daughters in institutions noble maidens. A majority of the representatives of the urban estates, on the contrary, considered sufficient to give daughters two-three years of education. Creating mainly on public money, women’s gymnasium was an example of the creative attitude of the organizers to find materiel with limited funding and, therefore, it seems appropriate to use this experience in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Организационное становление системы женского гимназического образования в стране в конце 50-х - 70-х годах XIX столетия»

Библиографический список

1. Колосов С.В., Астахова Л.В. Программно-аппаратный комплекс профессиональной подготовки штурманов в условиях информационно-психологического противоборства: монография. Москва: АНО Издательский дом «Научное обозрение», 2016.

2. Колосов С.В. К вопросу использования электронных средств обучения для развития профессиональной компетенции у слушателей военного вуза. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2013; 1. 161 - 164.

3. Колосов С.В. Автоматизированная разработка индивидуальной тренинговой программы оптимального развития готовности штурмана ВВС РФ к профессиональной деятельности в сложной информационной обстановке. Ф.Д. Киселев, М.В. Храмцов, И.К. Мясников, Л.В. Астахова. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014615539, 28.05.2014. Москва: Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

4. Программный комплекс подготовки специалистов связи для выполнения обязанностей по предназначению. С.В. Колосов С.В., К.В. Калашников, С.Н. Лисенко, Э.Н. Цыганков, В.А. Синеглазов, РН. Сумороков. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2019613711. 21.03.2019. Москва: Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

5. Колосов С.В. Методика подготовки специалистов связи на факультете военного обучения ВУЗа. К.В. Калашников, С.В. Колосов. Челябинск: ЮУрГУ, агентство рекламных технологий, 2018.

References

1. Kolosov S.V., Astahova L.V. Programmno-apparatnyjkompleksprofessional'nojpodgotovkishturmanovvusloviyahinformacionno-psihologicheskogoprotivoborstva: monografiya. Moskva: ANO Izdatel'skij dom «Nauchnoe obozrenie», 2016.

2. Kolosov S.V. K voprosu ispol'zovaniya 'elektronnyh sredstv obucheniya dlya razvitiya professional'noj kompetencii u slushatelej voennogo vuza. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. Krasnodar, 2013; 1. 161 - 164.

3. Kolosov S.V. Avtomatizirovannaya razrabotka individual'noj treningovoj programmy optimal'nogo razvitiya gotovnosti shturmana WS RF k professional'noj deyatel'nosti v slozhnojinformacionnojobstanovke. F.D. Kiselev, M.V. Hramcov, I.K. Myasnikov, L.V. Astahova. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy dlya 'EVM № 2014615539, 28.05.2014. Moskva: Federal'naya sluzhba po intellektual'noj sobstvennosti.

4. Programmnyj kompleks podgotovki specialistov svyazi dlya vypolneniya obyazannostejpo prednaznacheniyu. S.V. Kolosov S.V., K.V. Kalashnikov, S.N. Lisenko, 'E.N. Cygankov, V.A. Sineglazov, R.N. Sumorokov. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy dlya 'EVM № 2019613711. 21.03.2019. Moskva: Federal'naya sluzhba po intellektual'noj sobstvennosti.

5. Kolosov S.V. Metodika podgotovki specialistov svyazi na fakul'tete voennogo obucheniya VUZa. K.V. Kalashnikov, S.V. Kolosov. Chelyabinsk: YuUrGU, agentstvo reklamnyh tehnologij, 2018.

Статья поступила в редакцию 05.06.19

УДК 37.01

Sivolobova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: nsivolobova@mail.ru

Kolpacheva O.Yu, Doctor of Sciences (Pedagogy), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: okol@list.ru

ORGANIZATIONAL FORMATION OF THE SYSTEM OF FEMALE GYMNASIA EDUCATION IN THE COUNTRY IN THE LATE 60TH - THE 70TH YEARS OF THE XIX CENTURY. The article studies problems of formation and development of a system of female gymnasia education in Russia in the second half of the XIX century. The questions of the relation of society to female education, difficulty connected with the organization of educational institutions are considered, the contents of training and feature of educational activity of teachers is analyzed. The nobility, for centuries, enjoying special privileges, was unable to initially understand the changed realities, considered unseemly for their daughters to learn together with children from other classes and flat-out sought to arrange the daughters in institutions noble maidens. A majority of the representatives of the urban estates, on the contrary, considered sufficient to give daughters two-three years of education. Creating mainly on public money, women's gymnasium was an example of the creative attitude of the organizers to find materiel with limited funding and, therefore, it seems appropriate to use this experience in modern conditions.

Key words: gymnasiums, schools, gymnasiums of department of Maria the Empress, "Provision on women's schools in villages of army of Donskoy", Statement on female gymnasiums and pro-gymnasiums, openness, social status.

Н.А. Сиеолобоеа, канд. пед. наук, доц., доц. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО «Ставропольский

государственный педагогический институт», E-mail: nsivolobova@mail.ru

О.Ю. Колпачееа, д-р пед. наук, доц., проф. каф. обшей педагогики и современных образовательных технологий, E-mail: okol@list.ru

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЖЕНСКОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ В КОНЦЕ 50-Х - 70-Х ГОДАХ XIX СТОЛЕТИЯ

Статья посвящена проблемам становления и развития системы женского гимназического образования в стране во второй половине XIX столетия. Рассматриваются вопросы отношения общества к женскому образованию, трудности связанные с организацией учебных заведений, анализируется содержание обучения и особенности воспитательной деятельности педагогов. Негативную роль в развитии женских гимназий сыграл и характерный для России консерватизм. Дворянство, на протяжении столетий пользующееся особыми привилегиями, было неспособно поначалу осознать изменившиеся реалии, считало зазорным для своих дочерей учиться совместно с детьми других сословий и изо всех сил стремилось устроить дочерей в институты благородных девиц. Большинство представителей городских сословий, наоборот, считали достаточным дать дочерям двух - трёхлетнее образование. Создаваясь главным образом на общественные деньги, женские гимназии являли собой пример творческого отношения их организаторов к изысканию материальных средств в условиях ограниченного финансирования, в силу чего представляется целесообразным использовать данный опыт в современных условиях.

Ключевые слова: гимназии, училища, гимназии ведомства императрицы Марии, «Положение о женских училищах в станицах войска Донского», Положение о женских гимназиях и прогимназиях, открытость, всесословность.

Развитие процессов демократизации и утверждение новых представлений о положении и роли женщины в российском обществе потребовали во второй половине 50-х годов XIX века коренной перестройки системы женского образования, привели к возникновению новых, более доступных широким слоям населения учебных заведений. Ориентированные на представительниц господствующих классов, мало учитывающие изменившиеся реалии, существующие образовательные учреждения перестали отвечать потребностям общественного развития. Новые школы призваны были устранить создавшийся дисбаланс. Деятельность создаваемых по инициативе общества в основном за счет частных пожертвований и на средства различных благотворительных фондов женских гимназий изначально была направлена на удовлетворение образовательных запросов средних слоев населения [1 - 6].

Становление женских гимназий шло двумя параллельными путями: они организовывались как Министерством народного просвещения, так и ведомством учреждений императрицы Марии. Те из гимназий, которые открывались на частные пожертвования, относились к Министерству народного просвещения, а училища, содержащиеся «ведомствами, состоящими под управлением принца Ольденбургского» [3] находились под патронажем мариинского общества. Таким образом с момента создания женские учебные заведения были поставлены в неравное положение. Мариинское общество обладало известными средствами для содержания своих учебных заведений, тогда как училища Министерства народного просвещения, как правило, зависели от добровольных пожертвований отдельных граждан и различных общественных организаций. Кроме того ведомство учреждений императрицы Марии регулярно получало субсидии от государства.

В силу указанных причин процесс формирования системы женского гимназического образования был сопряжён со значительным организационными трудностями. Положение усугублялось нежеланием родителей многих потенциальных гимназисток отдавать своих дочерей в новые учебные заведения, характерным для россиян сословным консерватизмом, господствующими предрассудками и т. п. Анализ статистических данных свидетельствует, что лишь по прошествии времени женские гимназии были признаны как дворянством, так и средними слоями городского населения, что не замедлило сказаться на росте числа гимназисток» [1].

Подтверждение сказанному является также и тот факт, что если открытие первой женской гимназии в Костроме в 1857 году на средства помещика Григорьева особых затруднений не вызвало, то в Ростове на Дону министерство народного просвещения дважды, в 1858 и 1859 гг. обращалось к жителям города с предложением открыть женское училище 2-го разряда. Но, по словам ГХ. Чалхушьяна, предложение это «осталось гласом вопиющего в пустыне» [6]. На пожертвования братьев Шиповых и потомственного почетного гражданина И.Ф. Мамонтова, обязавшихся выделять деньги в течение трёх лет, открылась на базе частного пансиона г-жи Пангау, которая отдала для этой цели свою квартиру, 1-я московская гимназия [1].

Согласно положению, училища являлись открытыми учебными заведениями и делились на два разряда. В училище 1-го разряда вводился 6-летний курс обучения и следующие обязательные предметы: закон божий, русский язык, арифметика и главнейшие основания геометрии, общие сведения из естественной истории и физики, география, история (отечественная и зарубежная), чистописание, рисование, рукоделие. К предметам необязательным, преподаваемым за отдельную плату, относились французский и немецкий языки, танцы, музыка и пение.

В училищах 2-го разряда обучались 3 года. Обязательными предметами являлись: закон Божий, краткая русская грамматика, русская история и география сокращенно, первые четыре правила арифметики над простыми числами и дробями, чистописание и рукоделие.

Постановление не предусматривало участие в совете представителей сословий, учреждений и тех частных лиц, которые жертвовали деньги на содержание училища. Так как местный совет из лиц обоего пола тоже был признан нецелесообразным, «Положение» предусматривало введение почётного звания попечительницы, «для особы женского пола», которая избирается начальством учебного округа и «влиянием своим может содействовать успеху заведения». Пособием, назначаемым на содержание училища казной, поручено было распоряжаться также начальнице, к ней же должна была поступать и плата с учениц. Согласно постановлению, она не должна была превышать суммы 35 рублей серебром в училищах 1-го разряда и 25 рублей серебром в училищах 2-го разряда в год. Эта сумма была достаточно приемлемой для среднего сословия и позволяла дать образование многим девочкам из небогатых семей [5].

Так как училищ было мало и в них обучались и приезжие, положение предусматривало открытие пансионов. Ввиду того, что контингент учениц, поступавших в училища, был крайне неоднороден и различался по уровню подготовки, а даже 1-й класс училища требовал элементарных начальных знаний, то во многих училищах вынуждены были открывать подготовительные классы.

«Положение» составлялось в то время, когда открытые женские училища делали свои первые шаги, и поэтому и не было лишено недостатков. Главный из них состоял в том, что от дела управления училищами были отстранены представители сословий и обществ, дававших средства на содержание училищ. Кроме того, недовольство учредителей вызывало то, что средствами учебных заведений безотчетно распоряжались начальницы, которые являлись назначаемыми лицами, а не выбирались от общества. Поэтому в 1860 году «Положение» было пересмотрено и утверждено новое, опытное. Учебно-воспитательная часть в нем была оставлена без изменений, переработке подвергся порядок управления.

«Положение» 1860 года действовало десять лет, до тех пор, пока правительство не решило полностью взять дело женского образования под свой контроль. Министр народного просвещения гр. Д.А. Толстой по этому поводу отмечал, что правительство, уделяя недостаточное внимание устройству и содержанию женских училищ, лишает себя возможности контролировать в достаточной мере воспитательный процесс в данных учреждениях и направлять его в нужное русло.

В 1870 году новое «Положение о женских гимназиях и прогимназиях» вступило в силу. Высшей местной властью для них стал попечитель округа, роль же попечительских советов была резко сужена: им следовало заниматься изысканием материальных средств и наблюдением за порядком и благоустройством. Содержать женские гимназии и прогимназии по-прежнему предполагалось за счет общественных средств и частных пожертвований. Однако, как свидетельствовали зарубежный опыт и деятельность открытых женских учебных заведений в России, этого было явно недостаточно, ввиду чего после утверждения «Положения» Александр II приказал вносить в сметы министерства просвещения 150.000 рублей в год для помощи женским гимназиям.

Аналогично женским гимназиям министерства народного просвещения развивались гимназии ведомства императрицы Марии. Для них также был разработан и 26 февраля 1859 года утвержден устав - «Правила внутреннего распорядка Мариинского женского училища». Составителем являлся Н.А. Вышеградский. Так

как училища имели открытый характер и не отрывали детей от семейной среды, ответственность за учёбу и поведение возлагались правилами не только на их руководство, но и на родителей учениц. Согласно правилам, во главе училища должен был стоять начальник - дипломированный педагог, что гарантировало правильность постановки учебного и воспитательного процесса. Ему подчинялась главная надзирательница. Правила регламентировали взаимоотношения между учителем и надзирательницами. Не в пример классным дамам институтов благородных девиц, последние не могли вмешиваться в ход урока, прерывать учителя или делать замечания детям во время занятий. Свои соображения и замечания они доводили до сведения начальника училища, а он уже принимал решения. Кроме того, от надзирательниц требовался такой уровень подготовки, который позволял им в случае необходимости заниматься с воспитанницами предметами, входящими в программу женского образования и, в частности, проводить занятия в свободные часы с девочками, отказавшимися от изучения необязательных предметов [2].

Открытость и доступность новых учебных заведений, демократичность установленных в них порядков, сравнительно низкая плата за обучение, казалось бы должны были изменить отношение общества к женскому образованию в лучшую сторону и достаточно быстро привлечь в стены гимназий большое число учениц. Однако не везде решение правительства об открытых всесословных женских училищах встретило поддержку и одобрение общества, которое не сразу осознало необходимость получения своими дочерьми фундаментального образования и преимущества открытых женских учебных заведений. Это полностью подтверждается статистическими данными.

В частности, в киевском училище сразу после открытия насчитывалось всего 50 учениц, а в калужском - 52. Большинство из них принадлежало к недостаточным семьям, а пятеро ввиду крайне низкого материального положения родителей обучались бесплатно [4].

Для привлечения гимназисток в Вознесенске попечительский совет училища постановил беднейших принимать без платы за учение и разрешить безвозмездно пользоваться учебниками и учебными пособиями. В училище 2-го разряда г Шуи начальница вынуждена была отступить от рекомендованных программ и обращать главное внимание на изучение рукоделия, а не общеобразовательных предметов, т. к. девицы принадлежали к бедным семьям и родители рассчитывали, что по выходу из училища с хорошим знанием рукоделия они будут полезными членами семьи. С аналогичными проблемами столкнулись даже организаторы столичных женских училищ.

Негативную роль в развитии женских гимназий сыграл и характерный для России консерватизм. Дворянство, на протяжении столетий пользующееся особыми привилегиями, было неспособно поначалу осознать изменившиеся реалии, считало зазорным для своих дочерей учиться совместно с детьми других сословий и изо всех сил стремилось устроить дочерей в институты благородных девиц. Большинство представителей городских сословий, наоборот, считали достаточным дать дочерям двух - трёхлетнее образование. В силу указанных причин в первые пять лет существования женских гимназий в них сохранялся сословный принцип комплектования и обучалось сравнительно малое число учениц. При этом подавляющее большинство воспитанниц училищ 1-го разряда составляли представительницы дворянства, чиновничества, купечества и почетных граждан, то есть сословий и раньше стремившихся дать образование дочерям; значительно меньший процент приходился на долю детей мещан и других городских обывателей. Лишь единицы учениц, несмотря на снятие сословных ограничений, происходили из крестьянской среды.

В интересах развития женского образования по всей казачьей территории в 1862 году было принято «Положение о женских училищах в станицах войска Донского». Согласно ему первые женские училища создавались с целью распространения «между казачьим сословием войска Донского религиозно - нравственного образования, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства». В рамки религиозно-нравственного образования включалось обучение грамоте и приобретение первоначальные более или менее для каждого сословия нужных знаний. Аналогично Войску Донскому развивалась ситуация и в других казачьих регионах страны. По мере расширения финансовых возможностей женские гимназии постепенно обзаводились собственными педагогическими кадрами. В тверской гимназии, например, как только её положение немного улучшилось, совет постановил нанять трех учителей, чтобы они вели несколько предметов, т. к. учителя мужской гимназии относились к работе в женском училище весьма прохладно.

Ряд серьезных проблем пришлось решить педагогам первых женских гимназий при непосредственной организации учебно-воспитательного процесса. Среди них проблемы, связанные со стимулированием познавательной деятельности гимназисток, с обеспечением их учебниками и различными пособиями, с созданием учебно-материальной базы в целом. В организационном плане система стимулирования познавательной деятельности гимназисток предполагала разработку и внедрение комплекса мероприятий, обеспечивающих как высокую успеваемость в классах, так и способствующих развитию интереса к научным знаниям. В условиях отсутствия на первых порах централизованных рекомендаций процесс формирования такой системы носил творческий характер.

Вначале в женских училищах не существовало системы поощрения успевающих учениц, кроме оценок. Решительным противником её введения выступил

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.