Научная статья на тему 'Организационное развитие и особенности управления персоналом'

Организационное развитие и особенности управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова О.С., Логвинова Е.П.

В данной статье автором рассматриваются аспекты организационного развития и особенности управления персоналом, а также автор предлагает такой механизм его формирования, который способствует повышению эффективности управления человеческими ресурсами. В настоящий момент особую актуальность приобретают вопросы организационного развития и управления персоналом, так как именно развитие и обучение являются одним из важнейших составляющих эффективного функционирования организации. Развитие персонала положительно влияет на мотивацию работников, оказывает непосредственное влияние на финансовые показатели организации, а также обеспечивает более благоприятный климат в коллективе и преемственность в управлении. Целью развития персонала является обеспечение эффективного функционирования организации, повышение производительности труда на основе формирования у работников умения работать в команде, современного экономического мышления, поддержание и формирование кадрового потенциала, повышения профессионального мастерства работников. Обучение персонала является важнейшим инструментом, с помощью которого руководство получает возможность повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование организационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационное развитие и особенности управления персоналом»

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

© Колесникова О.С.* *, Логвинова Е.П.*

Филиал Тюменского государственного университета, г. Новый Уренгой

В данной статье автором рассматриваются аспекты организационного развития и особенности управления персоналом, а также автор предлагает такой механизм его формирования, который способствует повышению эффективности управления человеческими ресурсами.

В настоящий момент особую актуальность приобретают вопросы организационного развития и управления персоналом, так как именно развитие и обучение являются одним из важнейших составляющих эффективного функционирования организации. Развитие персонала положительно влияет на мотивацию работников, оказывает непосредственное влияние на финансовые показатели организации, а также обеспечивает более благоприятный климат в коллективе и преемственность в управлении.

Целью развития персонала является обеспечение эффективного функционирования организации, повышение производительности труда на основе формирования у работников умения работать в команде, современного экономического мышления, поддержание и формирование кадрового потенциала, повышения профессионального мастерства работников.

Обучение персонала является важнейшим инструментом, с помощью которого руководство получает возможность повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование организационной культуры.

Ключевые слова персонал, эффективность управления персоналом, мотивация.

Одним из аспектов организационного развития является использование различных методов эффективного управления персоналом предприятия, что позволяет повышать производительность труда и обеспечивать успех дела организации.

Особенности предприятия требуют от руководителей высокого профессионализма в области управления персоналом. Общие особенности управления персоналом предприятия, не зависящие от формы собственности и сферы деятельности организации, включают целый ряд характеристик.

1. Комплексный характер деятельности и гибкая организация труда.

2. Отсутствие многоуровневой организационной структуры.

* Научный руководитель: Логвинова Е.П., заведующий кафедрой ФЭД, кандидат экономических наук, доцент.

* Заведующий кафедрой ФЭД, кандидат экономических наук, доцент.

52 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3. Относительно более высокая информированность работников.

4. Меньшая степень бюрократичности в работе.

5. Организационное обучение практически отсутствует.

6. Любое предприятие предъявляет повышенные требования к личным качествам работника.

7. Принципы отбора персонала иногда ориентированы не на прямые, а на косвенные доказательства профессиональной пригодности.

8. Одна из самых важных проблем работников предприятия - социальная незащищенность.

9. Существенное различие стартовых условий предприятий.

Кроме перечисленных аспектов в организации деятельности малых предприятий можно выделить ряд моментов, используемых для мотивации высококвалифицированных рабочих и служащих:

- место работы находится недалеко от дома;

- работникам часто импонирует скорость принятия решений и коммуникативных процессов;

- тесные деловые отношения между работодателем и персоналом позволяют легче решать проблемы;

- достижения работников быстрее признаются и вознаграждаются;

- у персонала предприятия больше возможностей для карьерного роста;

- работники могут принимать участие в процессе принятия решений;

- заработная плата может быть сравнима с оплатой труда, которую платят на крупных предприятиях;

- участие в доходах предприятия;

- работники могут стать акционерами или партнерами.

Не все из этих возможностей доступны для каждого предприятия, но многое может стать частью плана по управлению персоналом. В целом управление персоналом на предприятии представляет собой мало систематизированный порядок действий. Однако комплексный характер деятельности работников и подчиненность всех функций одному лицу создают предпосылки для возникновения системного подхода к управлению персоналом.

Взаимоотношения руководителя с персоналом

Особенностью любого предприятия является тесное взаимодействие руководства с персоналом. Все работодатели хотят иметь нормальные деловые отношения с персоналом. Чтобы этого достичь, необходимо постоянное деловое общение с работниками, их стимулирование, решение их проблем, устранение конфликтов в коллективе.

Общение должно быть двусторонним процессом между работодателем и его работниками. Руководитель должен предоставлять работникам следующую информацию: инструкции по работе, изменения в положениях и

Экономика труда и управление персоналом

53

условиях, правилах и процедурах производственного процесса, в развитии предприятия. В то же время руководитель должен прислушиваться к сообщениям работников, их мнениям, предложениям и жалобам.

Обратная связь обеспечит на предприятии:

- нормальные деловые взаимоотношения работников и работодателя;

- отсутствие слухов и жалоб;

- сплоченность коллектива, доверительность отношений;

- оперативность в решении проблем персонала.

Общение на предприятии обычно осуществляется через:

1. Беседы один на один: общаясь с работниками во время неофициальных бесед или официальных дискуссий, руководитель предоставляет работникам информацию и использует механизм обратной связи.

2. Создание руководства для персонала: каждое предприятие должно иметь руководство (справочник) для персонала с полной информацией о направлениях деятельности предприятия, его возможностях, правилах, процедурах и общих условиях работы. Данное руководство должно быть доступно для всех работников.

3. Доску объявлений: это эффективный способ передачи сообщений всему персоналу при условии, что на ней будет регулярно обновляться информация.

4. Ящик для предложений: руководитель должен принимать во внимание идеи своих работников.

Руководитель предприятия должен проявлять интерес к работе каждого сотрудника, ставя перед ним индивидуальные цели и задачи на неделю, месяц, квартал. Большинство работников имеют личные или связанные с работой проблемы, часто перерастающие в конфликты, которые могут повлиять на выполнение ими работы. На предприятии у руководителя формируются тесные рабочие отношения с персоналом. Это дает возможность выявить трудности и проблемы на ранней стадии. Работник должен знать, что может обратиться к руководителю за помощью и советом. Важным аспектом во взаимодействии с персоналом выступает умение управлять конфликтами на предприятии.

Список литературы:

1. Всеобщее управление персоналом / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин / Под. ред. О.П. Глудкина. - М.: «Радио и связь», 2009. - 600 с.

2. Биктимиров Р.Л., Горохов В.А. и др. Управление персоналом на предприятиях. - М.: «Глобус», 2014. - 252 с.

3. Джордж С., Ваймерских А. Всеобщее управление персоналом: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. -СПб.: «Виктория плюс», 2012. - 256 с.

54 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4. Персонал в XXI веке. Роль в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития: пер. с англ. / Под ред. Т Конти, Е. Кондо, Г. Ватсона. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2012. - 280 с.

ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА:

ОТ РЯДОВОГО СОТРУДНИКА ДО РУКОВОДИТЕЛЯ

© Курганов М.А.* *, Касьянова К.Д.*

Пермский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Пермь

Адаптация руководителей в современных организациях становится одной из наиболее важных составляющих системы управления человеческими ресурсами компании. Вхождение в должность руководителя уровня «топ» имеет свою специфику, поскольку топ-менеджер компании в значительной степени отличается от рядового персонала организации и менеджеров низшего звена как по положению, занимаемому им, так и по уровню ответственности, которой он наделен. Соответственно и процесс адаптации характеризуется своими особенностями и отличается от адаптации работников, занимающих более низкие посты. Статья представляет собой анализ основных различий процесса адаптации руководителей и рядовых сотрудников.

Ключевые слова: адаптация, адаптационный процесс руководителя, корпоративная культура, взаимоотношения.

Важность адаптации персонала в организации становится весьма актуальным вопросом, требующего изучения, поскольку данный процесс взаимовыгоден, как и для нового работника, так и для компании в целом. При использовании грамотно разработанной системы адаптации новый сотрудник быстрее втягивается в рабочий процесс и способен качественно выполнять определенные трудовые функции, что, несомненно, влияет на бесперебойное функционирование организации. Более того, в рамках процесса адаптации особое значение приобретает аспект адаптации нового руководителя организации. Данный процесс имеет свои характерные черты, отличающие его от адаптации рядового сотрудника, тем самым создавая предпосылки для его отдельного рассмотрения. В связи с этим, целью настоящей работы является выявление специфических особенностей процесса адаптации топ-руководителя в организации.

Длительность процесса адаптации, его успешность, быстрота привыкания работника к новой организации зависят от множества сил данного процесса, которые определяют его характер. Для каждой группы персонала ком-

* Студент.

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.