001: 10.19181/эт1р.2022.4.2.5
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ РАН
Демиденко Светлана Юрьевна1
1Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Поднимаются вопросы функционирования научных периодических изданий в современных условиях на примере академических журналов социогума-нитарного профиля. Выделены основные организационно-управленческие проблемы, связанные с проведением конкурсов на издание журналов РАН и их финансированием, кадровым вопросом, функционированием редакций, особенностями института рецензирования и взаимодействия редакции, рецензентов и авторов, а также общие вопросы развития периодических научных изданий. Показана значимость роли редакции в поддержании высокого уровня научной периодики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
организационно-управленческие функции, научный журнал, конкурсы на издание журналов РАН, рецензирование, качество научных публикаций, научные редакторы, редакции, миссия журнала
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Демиденко С. Ю. Организационно-управленческие проблемы функционирования научных журналов РАН // Управление наукой: теория и практика.
2022. Т. 4, № 2. С. 52-59.
йО!: 10.19181^т^р.2022.4.2.5
В связи с санкционным давлением коалиции западных стран на Россию общие условия развития отечественной науки в современной ситуации значительно усложняются. Поскольку резко ограничивается доступ российских учёных не только ко многим уникальным научным установкам, но и к информации — к большому числу международных научных журналов1 и различных научных форумов, а также к участию в академических обменах, то возрастает и меняется роль отечественных научных журналов. В новых условиях именно российские научные журналы становятся ответственными за максимально полное, быстрое и качественное введение в научный оборот получаемых в стране научных результатов. Возрастают требования и нагрузка на сами редакции, поэтому остановимся на проблеме сохранения качества научных журналов в современных условиях, рассмотрев ситуацию на примере академических журналов социогуманитарного профиля. Речь, конечно, пойдёт не о полиграфии, вёрстке, работе электронных редакций и пр., а прежде всего о качестве научных публикаций в журналах РАН.
Важно учитывать, что научный журнал сочетает в себе научную и производственную составляющие. Это взаимосвязанные функции, которые безусловно сказываются и на уровне журнала. Отмечу два аспекта: 1) финансирование и распределение функций, которые связаны с 2) главным капиталом редакции — научными редакторами, профессионалами, отвечающими за качество готовящихся к публикации статей, и рецензентами. Рассмотрим три важных проблемы, влияющие на качество научного продукта.
1. Существующие порядок и объёмы финансирования научных журналов не способствуют поддержанию их высокого уровня. Обычно финансирование осуществляется из нескольких источников — подписка, включая электронную, и средства учредителей. До 2018 года академические журналы издавались в одном издательстве — «Наука», сотрудники редакций были включены в его штат, у каждого журнала было своё структурное подразделение, включающее ставки главного редактора, заместителя, ответственного секретаря, заведующего редакцией и научных редакторов. Редакция и редколлегия журнала отвечали за научную составляющую - содержание и каче-
1 Наукоотъёмкие технологии. Мировые научные издательства обещают аннулировать российские подписки // Коммерсантъ : [сайт]. 04.04.2022. ШЬ: https://www.kommersant.ru/ с1ос/5293063 (дата обращения: 08.05.2022).
ство рукописей. Технические функции - вёрстка, корректура, издательские расходы, распространение тиража и пр. - выполняло издательство «Наука».
После того, как функции издателя взяла на себя РАН, журналы были поделены на профильные группы, стали проводиться конкурсы, в результате которых выделяемые средства на издание журналов сокращались порою до 50% и даже 80%. В результате конкурсов журналы недополучали государственное финансирование, но зато РАН могла отчитаться об экономии бюджетных средств. Так, например, в 2021 году финансирование журнала «Социологические исследования» было сокращено более чем в два раза: с 1 123 808 руб. до 505 000 руб. И это на фоне сокращения доходов от распространения печатных экземпляров - общемировой тенденции и росте стоимости типографских работ. Обычно спасение одних журналов происходит за счёт других, т. е. прибыль одних покрывает убыток других. Так было и в издательстве «Наука», только там прибыльных журналов было больше, а среди социогуманитарных их не так много. Здесь есть своя специфика, и некоторые журналы, обладая высоким уровнем, имеют узкую научную направленность и, соответственно, спрос, поэтому для развития этих областей знания государственное финансирование необходимо.
Тендер - это обычная практика для государственных структур, регламентированная законодательством. Однако в случае с проводимыми РАН конкурсами на издание журналов сотрудники редакций практически не учитывались, расходы на оплату их труда не предусматривались: постоянные трудовые договоры в «Науке» были заменены срочными договорами на год с выигравшим в конкурсе издательством. Так, конкурс на издание журналов социогуманитарного профиля выигрывало в эти годы издательство «Интеграция: наука и образование», это создавало относительную устойчивость, но всё же зыбкость положению придаёт временный характер формируемых связей и договоров, изменчивость условий, введение дополнительных требований РАН к издательству, а соответственно, и к журналам, при отсутствии соответствующего финансирования. Например, в 2021 г. были включены работы по переводу некоторых статей из журналов на английский язык.
Утрачивается и функционал: главный редактор был выведен за штат, РАН заключает с ним договор, а всех сотрудников журналов устраивают в ГАУГН на 0,1 ставки научного редактора (2 тыс. рублей), будь то заместитель главного редактора, ответственный секретарь или заведующий редакцией. Остальные средства выплачиваются в виде надбавки, а это очень малые суммы. Например, научный редактор журнала «Социологические исследования», работающий на 0,75 ставки, получает на руки примерно 13 тыс. рублей в месяц, выполняя при этом колоссальный объём работы, требующий высокой квалификации. Но даже эти небольшие средства не так легко получить. В конце каждого года происходит расторжение трудового договора с последующим трудоустройством только через месяц и даже два. А в ежемесячном журнале идёт непрерывная работа по заказу, отбору, рецензированию, подготовке рукописей. В настоящий момент (май 2022 г.) сотрудники редакций, например, ещё не получили оплату за январь и февраль текущего года, при этом работа не приостанавливалась, все номера отправляются в издательство в срок, а издательство уже отчиталось за первый квартал 2022 г. Таким об-
разом, научные редакторы оказываются в статусе «прекариев умственного труда» с отсутствием социальных гарантий.
Такое унизительное положение работников приводит к оттоку специалистов. Ни для кого не секрет, что потеря главной составляющей журнала -человеческих ресурсов - приведёт к снижению качества журнала. «Старая гвардия» уходит, а привлечь новых сотрудников на эти средства очень сложно. Журналы часто держались на энтузиазме редакторов и с их уходом может произойти невосполнимая потеря. Тем более что в каждом журнале есть своя специфика, а обучение сотрудников - трудоёмкий и длительный процесс. И это давняя проблема, которая уже более 10 лет не решается. Не лучше стало и с введёнными РАН конкурсами. Работа редакций практически приравнивается к технической, а все функции переносятся на рецензентов. Однако в этом есть свои сложности, но об этом далее.
А здесь добавлю ещё один важный момент — журнал имеет свой производственный цикл, регулярность выхода журналов сказывается и на обеспечении подписки, и на наукометрических показателях. Нарушение сроков не красит ни одно издание. Однако прерывистость в оплате, привлечение сторонних организаций могут сказываться не только на задержках, но и на качестве подготавливаемой продукции. А выигрывание тендера разными организациями дестабилизирует процесс подготовки журнала. При этом обесценивание работы научной редакции снижает мотивацию к труду, приводит к изменению атмосферы в коллективе, что сказывается и на качестве самого журнала.
2. Серьёзной проблемой является состояние рецензирования в научных журналах. Рецензирование в науке - сложный, внутренне дифференцированный феномен, сам являющийся предметом научного анализа. Обосновано, например, различение двух функций и, соответственно, двух типов рецензирования — «общественного» и «частного» [1]. Общественная функция рецензирования - содействие росту научного знания и облегчение ориентации учёных в потоках журнальных публикаций. Частная функция рецензирования состоит в повышении конкурентных преимуществ издателей на рынке научных публикаций. Предлагается перевести частную функцию в разряд платных услуг. Обосновано также различение «вертикального» и «горизонтального» рецензирования [2]. Вертикальное рецензирование связано с оценкой эффективности научной деятельности в системе управления наукой, горизонтальное — с оценкой собственно научной ценности полученных результатов в самом научном сообществе. Предлагается коренным образом изменить вертикальное и существенно повысить роль горизонтального рецензирования.
В научных журналах силами членов редколлегии, привлечённых экспертов и сотрудников научных редакций выполняется большой объём работы по научному рецензированию поступающих и готовящихся к публикации материалов. От профессионализма членов редколлегии, приглашённых внешних экспертов и научных редакторов во многом зависят и качество, и авторитетность журнала. Однако здесь есть свои нюансы. Сам процесс рецен-
зирования - важный этап, в каждом академическом журнале он обязателен и регламентирован, но он не должен быть излишне формализован. Под формализацией я имею в виду написание рецензий по оценочным формам, которые порою не позволяют редакторам работать со статьёй. Поэтому более мягкие способы рецензирования иногда эффективнее. Например, когда рецензент по ходу чтения статьи ставит вопросы, выделяет проблемные, слабо аргументированные места, делает общий вывод для редактора, а не пишет формальную рецензию.
При большом потоке статей в редакцию часть рукописей не доходит до этапа рецензирования, а списывается при первичном рассмотрении в редакции. Именно для этого и требуется высокий профессионализм — оценить качество присланного текста, сформулировать замечания и мотивированный отказ от принятия к публикации на данном этапе. Для чего это нужно? Во-первых, для разгрузки экспертов. В настоящее время мы наблюдаем рост нагрузки на рецензентов, а научное сообщество по каким-то направлениям не столь велико. Постоянное вовлечение докторов и кандидатов наук в экспертизы проектов, статей и пр., зачастую бесплатное, приводит к их высокой загруженности. А следствием становятся либо отказ, либо игнорирование, либо затягивание сроков, либо написание кратких формальных рецензий. Во-вторых, если речь идёт не об отклонении статей по профилю, то такое первичное рецензирование внутри редакции (обычно статью смотрят не менее трёх человек, включая главного редактора) позволяет сформулировать замечания по доработке статьи, а по сути подготовки её к следующему этапу рецензирования - обсуждению на редколлегии журнала либо для прохождения внешнего рецензирования.
В ряде журналов авторам отправляются полученные рецензии для доработки статей. Такой «западный» вариант слепого рецензирования имеет место быть, а содержательные рецензии могут помочь автору в продвижении своей тематике, однако это может вызвать и ряд проблем: рецензенты иногда бывают излишне критичны и строги, некоторые замечания не столь существенны, а порою спорны, что вызывает неприятие ситуации автором, иногда конфликт и обиду. Поэтому не менее эффективен способ, при котором авторы получают письмо от научного редактора с обобщением замечаний на основе полученных рецензий. То же самое происходит при устном обсуждении статей на редколлегии, когда редактором фиксируются все замечания. Научный редактор, специализирующийся на тематике статьи, также может вносить свои предложения по совершенствованию текста и усилению доказательности выводов, согласовав эти предложения с руководством журнала. То есть сами тексты рецензий нужны прежде всего для работы редакции со статьей, но современная тенденция формализации процесса вынуждает идти к лишней и ненужной бюрократизации института рецензирования.
Работа редакции с рецензентами - это также формирование и поддержание научного сообщества, и его расширение за счёт привлечения новых. Они могут выступать и в роли потенциальных авторов. Ведь журнал не работает только на «потоке» статей, а формирует запросы для учёных. Непрерывная циркуляция оценок позволяет науке двигаться вперёд. Также при дискус-сионности рецензируемой рукописи можно приглашать рецензентов высту-
пить с собственной репликой или статьёй, тем самым побуждая сообщество к обсуждению темы.
Важный момент в процессе рецензирования — выбор самих рецензентов для оценки той или иной статьи. Надо понимать, что рецензенты могут и способны как поддерживать, так и придерживать какие-то направления, независимо от реальных достигнутых результатов. И здесь речь может идти не только о «моде» темы, но и о личной заинтересованности, конкурентности и мотивации. Также нередко статьям, открывающим совершенно новые области знания, бывает трудно пробиться в печать, получив отрицательные отклики, то же самое касается молодых учёных, поэтому роль редакции в решении судьбы статей в этих случаях возрастает. Наличие разных рубрик, включая дискуссионные, помогает публиковать разного рода материалы.
Таким образом, организация рецензирования — важная функция журнала, и его качество зависит от тесной связи редакции, редколлегии и внешних экспертов. В журналах социогуманитарного профиля особенно важна работа с научным языком статей, в этом их специфика. Контроль за точностью формулировок, вводом понятий и терминов, избегание ненужных англицизмов при существовании русскоязычных аналогов, выстраивание логики рассуждений и пр. — всё это функционал скорее научных редакторов, поэтому переносить нагрузку только на рецензентов и ждать от них качественной работы со статьёй, а редакцию воспринимать как некий пункт по сбору статей и распределению их по рецензентам не стоит. Именно их взаимосвязь позволяет готовить качественный научный контент.
3. Научный журнал является не сборником статей, а периодическим изданием. Значимость этой характеристики научного журнала отражена в ряде научных публикаций (см., напр., [3]). К сожалению, у многих современных издателей уходит понимание того, что журнал — это целостный продукт, он имеет своё лицо — историю, направленность, приоритеты, руководствуется своей миссией. В погоне за рейтингами журналы становятся похожи один на другой. Мы наблюдаем технологический цикл подготовки статей: поступила, отрецензирована, доработана, отредактирована, подписана главным редактором, согласована и отправлена в номер. Такой потоковый подход не приводит к формированию уникальности журнала. И в результате нет какого-то общего понимания, обобщения, вклада журнала в развитие науки. Ведь важно и то, как журнал компонуется, какие рубрики в нём существуют, как продолжается дискуссия по тем или иным темам, как взаимосвязаны статьи между собой. Порой авторы, присылая статью, даже не читают сам журнал, не видят, как данная тематика развивается в нём. И это не вопрос навязывания ссылок на статьи журнала, что не допустимо, а именно развитие
о XX « о «
дискуссий. Научный журнал должен быть основной площадкой для этого. Конечно, редко встретишь сейчас учёного, прочитывающего какой-либо журнал от корки до корки. Выбираются статьи по своим направлениям из разных журналов. Но всё же ювелирной считаю работу по созданию именно такого журнала, который был бы интересен целиком учёному профильного направления. И здесь важна именно работа редколлегии и редакции. Формирование новых тем, заказ материалов к событиям, проведение круглых столов, осве-
щение научных событий, критика и библиография и пр. И, конечно, одна из самых важных ролей журнала в организации науки - это работа редактора и рецензента с автором по статье. Ведь порой до публикации происходит неоднократная доработка материалов, а важные замечания позволяют автору увидеть в своей теме новые повороты.
Я остановилась только на трёх ключевых взаимосвязанных проблемах. Конечно, качество, высокий уровень научных журналов зависят от уровня развития науки и поступающих в них материалов. Однако особую роль в этом играет работа научных редакций - редакторов и редколлегий и внешних рецензентов. Слаженность их действий обеспечивает высокое качество научного периодического издания. И важно, чтобы порядок и объёмы финансирования редакций журналов были адекватны объёмам и сложности выполняемой ими работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тамбовцев В. Л. Рецензирование в современных научных коммуникациях // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 1. С. 35-54. Б01: 10.19181/ вт1р.2021.3.1.2.
2. Черныш М. Ф. Рецензирование в современной российской науке // Управление наукой: теория и практика. 2022. Т. 4, № 1. С. 18-39. Б01: 10.19181/вт1р.2022.4.1.1.
3. Иваницкая Е. В. Научный журнал как основа профессиональной коммуникации: проблемы современного развития // Наука и научная информация. 2020. № 3(1). С. 85-96. Б01: 24108/2658-3143-2020-3-1-85-96.
Статья поступила в редакцию 06.05.2022.
Одобрена после рецензирования 09.06.2022. Принята к публикации 14.06.2022.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Демиденко Светлана Юрьевна [email protected]
Ответственный секретарь, журнал «Социологические исследования»; научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
AuthorID РИНЦ: 880809 DOI: 10.19181/smtp.2022.4.2.5
ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL PROBLEMS OF THE FUNCTIONING OF ACADEMIC JOURNALS OF THE RAS
Svetlana Yu. Demidenko1
institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia
Abstract. The article raises the questions about the use of scientific periodicals in modern conditions in academic journals of a socio-humanitarian profile. It is also outlines the main organizational and managerial problems associated with holding competitions for the publication of RAS journals and their financing, special personnel, editorial phenomena, institutions for reviewing and participation of the editorial board, reviews and authors, as well as general issues of the development of scientific periodicals are identified. It is shown that an indicator of the importance of the role of the editorial board is in maintaining a high level of scientific periodicals.
Keywords: organizational and managerial problems, scientific journal, competitions for the publication of journals of the Russian Academy of Sciences, peer review, quality of scientific publications, scientific editors, editors, mission of the journal
For citation: Demidenko, S.Yu. (2022). Organizational and Managerial Problems of the Functioning of Academic Journals of the RAS. Science Management: Theory and Practice. Vol. 4, no. 2. P. 52-59.
DOI: 10.19181/smtp.2022.4.2.5
REFERENCES
1. Tambovtsev, V. L. (2021). Peer reviewing in the contemporary academic communications. Science Management: Theory and Practice. Vol. 3, no. 1. P. 35-54. DOI: https:// doi.org/10.19181/smtp.2021.3.1.2 (In Russ.).
2. Chernysh, M. F. (2022). Peer Reviewing in Contemporary Russian Science. Science Management: Theory and Practice. Vol. 4, no. 1. P. 18-39. DOI: https://doi.org/10.19181/ smtp.2022.4.1.1 (In Russ.).
3. Ivanitskaya, E. V. (2020). Scientific journal as the basis of professional communication: problems of modern development. Nauka i nauchnaya informatsiya. No. 3 (1). P. 85-96. DOI: 24108/2658-3143-2020-3-1-85-96. (In Russ.).
The article was submitted on 06.05.2022.
Approved after reviewing 09.06.2022. Accepted for publication 14.06.2022.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Demidenko Svetlana [email protected]
Executive secretary (editor), journal "Sociological studies"; Researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia AuthorlD RSCI: 880809