Научная статья на тему 'Организационно-управленческие инструменты в практике предпринимательской деятельности потребительской кооперации'

Организационно-управленческие инструменты в практике предпринимательской деятельности потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / СИСТЕМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ENTERPRISE ACTIVITIES / ORGANIZATION AND MANAGEMENT TOOLS / SYSTEM OF CONSUMER COOPERATION / INTEGRATION / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Ирина Николаевна, Беляевский Игорь Константинович

Устойчивому функционированию и развитию предпринимательских структур способствует широкое использование различных организационно-управленческих инструментов. Специфическим субъектом современных рыночных отношений выступает многоотраслевая система потребительской кооперации России. От эффективной деятельности системы потребительской кооперации во многом зависит общее экономическое благополучие страны. Статья посвящена проблемным моментам совершенствования организационно-управленческих инструментов на основе механизмов кооперации и интеграции в секторе потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND MANAGEMENT TOOLS IN THE PRACTICE OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES CONSUMER COOPERATION

The high use of different organization and management tools conduces stable functioning and development of enterprises. The multiindustry system of Russian customer cooperation is a specific subject of modern exchange relations. The general economic security of a state depends on effective activities of sistem of customer cooperation. The article is devoted to problems how to improve the organization and management tools based on the cooperation mechanisms and integration in the sector of customer cooperation.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческие инструменты в практике предпринимательской деятельности потребительской кооперации»

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРАКТИКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

УДК 338.012

Ирина Николаевна Денисова

К.э.н., доцент, докторант кафедры маркетинга МЭСИ Тел.: +7(916} 5802868 Эл. почта:

Игорь Константинович Беляевский

д.э.н., профессор кафедры маркетинга МЭСИ;

Тел.:8-499-144-55-06, Эл. почта:

Устойчивому функционированию и развитию предпринимательских структур способствует широкое использование различных организационно-управленческих инструментов.

Специфическим субъектом современных рыночных отношений выступает многоотраслевая система потребительской кооперации России. От эффективной деятельности системы потребительской кооперации во многом зависит общее экономическое благополучие страны. Статья посвящена проблемным моментам совершенствования организационно-управленческих инструментов на основе механизмов кооперации и интеграции в секторе потребительской кооперации.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, организационно - управленческие инструменты, система потребительской кооперации, интеграция, инновации.

Irina N. Denisova

Doctorate in Economics, Associate Professor, PhD student oft he Department of Marketing, MESI

Tel.:+7 {916} 5802868 E-mail: zubchik07@mail.ru

Igor K. Beliaevskiy

Doctor of science, economics; professor of chair of Marketing, MESI; Tel.: 8-499-144-55-06; E-mail: bellrita@mail.ru

ORGANIZATION AND MANAGEMENT TOOLS IN THE PRACTICE OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES CONSUMER COOPERATION

The high use of different organization and management tools conduces stable lunctioning and development of enterprises. The multi-industry system of Russian customer cooperation is a specific subject of modern exchange relations. The general economic security of a state depends on effective activities of si stem of customer cooperation. The article is devoted to problems how to improve the organization and management tools based on the cooperation mechanisms and integration in the sector of customer cooperation.

Keywords: enterprise activities, organization and management tools, system of consumer cooperation, integration, innovations.

1. Введение

Новая парадигма управления носит креативно-инновационный характер, предполагающий ориентацию на технологические, информационные, организационно-технологические, организационно-управленческие и др. нововведения. В любой из сфер управленческой деятельности возможно внедрение и использование организационно-управленческих инноваций, потребность в которых, как правило, вызвана проблемой недостижения целей, падением управляемости и т.п. (из-за нехватки или наличия несоответствующих ресурсов или нерациональной организации их достижения в рамках процедуры принятия решений, распределения полномочий и ответственности руководителей, управления персоналом и т.п.) или проблемой неиспользования возможностей эффективного функционирования и развития.

В зарубежной и отечественной специальной литературе организационно-управленческие инновации рассматриваются как процесс освоения новых организационных форм, методов и техники в управлении и как способ решения соответствующих проблем.

2. Понятийно-терминологический аппарат управленческой деятельности в бизнесе

Автор придерживается позиции М.Н.Чечуриной [6], согласно шторой модернизация управления инновационным процессом основана на различного рода организационно-управленческих инновациях, которые следует активно использовать на всех иерархических уровнях управления экономикой. Таким образом, применительно к конкретной предпринимательской структуре реального сектора экономики организационно-управленческие инновации являются фактором модернизации ее системы управления с целью повышения управляемости производственными подразделениями и обеспечения конкурентоспособности объектов управления.

Глобализация рыночной среды, нарастающая конкуренция, обретение лидирующих позиций потребителями, стремительное изменение технологий производства и переработки продукции, ужесточение требований к охране окружающей среды и появление новых общественных приоритетов заставляют товаропроизводителей осуществлять поиск новых моделей управления взаимодействиями с субъектами рынка, использовать современные стратегии, учитывающие возможные ответные действия конкурентов или их реакцию. В зависимости от целевых установок предпринимательская структура в отношении своих конкурентов может использовать стратегии монополизации, интеграции или кооперации;

- стратегия монополизации; направлена на вытеснение конкурентов с рынка для достижения абсолютного доминирования и беспрепятственного навязывания др. хозяйствующим субъектам своих бизнес-интересов. Выбор стратегии монополизации обусловлен тем, что конкурент, не рассматриваемый в качестве привлекательного объекта с точки зрения технологии его деятельности (наличия ноу-хау, перспективных разработок, интересных особенностей в организации бизнеса и т.п.), оценивается исключительно как помеха в предпринимательской деятельности;

- стратегия интеграционного взаимодействия: проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей экономических субъектов, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, создании благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров; сводится к присоединению различными способами фирм-конку-рентов к фирме-лидеру (захватчику) (вначале - в качестве равноправного партнера, затем - младшего партнера и, в конечном итоге, - в качестве отдельного структурного подразделения).

Стратегия интеграции может быть одним из двух типов - горизонтальном или вертикальном: горизонтальная интеграция - фирма приобретает или сливается с основным конкурентом или компанией, действующей на схожей стадии в цепочке создания стоимости; вертикальная интеграция - фирма расширяется в направ-

№6(2), 2011 30

лениях деятельности, связанных с продвижением товара на рынок, его реализацией конечному покупателю (прямая вертикальная интеграция) или связанных с поступлением сырья или услуг (обратная интеграция);

- стратегия кооперационного взаимодействия: основана на осознании конкурентами необходимости сохранения баланса сил во внешней среде для поддержания достигнутой степени конкурентоспособности и сохранения конкурентных позиций на рынке. В зависимости от партнеров различают горизонтальную (одноотраслевзто) и вертикальную (многоотраслевую) типы кооперации.

Простейшие формы кооперации субъектов предпринимательства сопровождаются заключением временных соглашений (конвенций, пулов, рингов) об отказе от взаимного соперничества и объединении финансово-инвестиционных ресурсов или о ценах, согласно которым участники обязуются в течение оговоренного периода времени продавать свои товары по единым ценам.

Как одна из достаточно распространенных форм взаимовыгодного сотрудничества на интернациональном уровне стратегия кооперации может реализоваться в виде совместного предприятия (joint venture), объединяющего как минимум одного национального и одного зарубежного партнеров.

Сравнительно новую форму кооперации представляют стратегические альянсы: горизонтальные альянсы создаются компаниями, которые ведут свою деятельность на одинаковых стадиях производственного процесса или производят однородные товары, развиваются в направлениях использования комплиментарных активов, интеграции, псевдоконцентрации; вертикальные альянсы создаются покупателями и продавцами, производителями и розничными торговцами, поставщиками комплектующих или услуг, и, как правило, не предполагают создание общей собственности, развиваются в направлениях интернационализации, вертикальной интеграции и диверсификации.

В современных представлениях понятие "кооперация" подразумевает многоаспектную категорию, связанную с модификацией коллективных взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности общества и личности. Согласно А.Иванов}'1 [3], «кооперация возникла в результате влияния на

капиталистическое общество социалистического идеала, но, вместе с тем, совершенно от него отличается. Если социалистические общины задумывались как средство социального преобразования всего общества, то кооператив - всего лишь хозяйственное предприятие. Он обращается, прежде всего, к «хозяйственному интересу личности».

Проведенное исследование понятийно-терминологического аппарата важнейшей экономической категории "кооперация", несмотря на ее широкое хождение в научно-профессиональной среде, позволило в отсутствии единой общепринятой трактовки выявить многоаспектную палитру мнений. Отличаясь ярко выраженным междисциплинарным характером, рассматриваемая категория отражает результат взаимодействия отдельных наук в виде разветвленной совокупности направлений, связанных с модификацией коллективных взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности общества и личности.

В зависимости от объекта и задач исследования, а также определяющего (интегрирующего) признака, феномен "кооперация" может рассматриваться и как процесс, и как хозяйственно-эко-номическая система связей, и как орга-низационно-правовая форма хозяйствования, и как организационная концепция, и как система мировоззрения.

"Кооперация" как процесс, обусловленный потребностью в сотрудничестве, взаимопомощи, совместных усилиях, - объединение людей для выполнения определенной хозяйственной деятельности с целью совершенствования производства, повышения производительности труда, улучшения качества продукции, повышения эффективности производства и т.п. Выделяются 2 основных типа кооперации труда: возникшая еще в докапиталистических формациях простая кооперация, основанная на согласованных совместных действиях при выполнении однородной конкретной работы одновременно занятыми скооперированными работниками (например, при строительстве пирамид, храмов, ирригационных со-оружений и плотин, дорог ит.п), ислож-ная кооперация (кооперация специализированного труда), требующая разделения труда. Сложная кооперация вызывает необходимость объединения труда отдельных работников и их групп в общем трудовом процессе, во взаимосвязанных трудовых процессах на

всех уровнях - от рабочих мест отдельных исполнителей и бригад до целых предприятий, подотраслей и взаимосвязанных отраслей народного хозяйства.

"Кооперация" как хозяйственно-экономическая система связей - определенная структура партнерских отношений между хозяйствующими субъектами на межхозяйственном (межотраслевом, межрегиональном и межрайонном) уровне в целях достижения общих хозяйственных целей и/или координации деятельности, а также более эффективного осуществления прав и интересов отдельных производственных единиц (конкретных работников), совместного решения различных вопросов и проблем. Мировой практике известны много видов кооперации как хозяйственно-экономической системы связей- производственная, сбытовая, про-изводственно-сбытовая, компенсационные сделки и т.д. Промышленное сотрудничество может включать: предоставление лицензий, создание (объединение) предприятий или производственных линий; развитие новых видов технологий и предоставление информации, относящейся к этим видам технологий; производство, маркетинг, совместные проекты или совместная заявка на подряд, деятельность / услуги, направленные на обеспечение основного производства и др.

В современной трактовке термин "кооперация" как хозяйственно - экономическая система связей служит для описания исключительно производственных связей, а также для характеристики взаимосвязей между различными сферами хозяйственной деятельности - науки, материально-технического обеспечения, непосредственно процесса производства, сбыта продукции, управления предприятием и др.

"Кооператщя" как организационно-правовая форма хозяйствования (кооператив, социально ориентированная организация) - форма самоорганизации хозяйствующего субъекта, признаваемая законодательством страны, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом, и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности, с точки зрения К.И.Вахито-ва, В.Г.Венжера, И.В.Емельянова, У.Кинга, Н. Д. Кондратьева, А.П.Макаренко, Н.ПМакарова, Р.Оуэна, Ф.В. фон Райффайзена, A.B. Ткача, М.И.Туган-Барановскош, Ш.Фурье, А.В.Чаянова, Ф.Г.Шульце-Деличидр. представляет

Экономика, Статистика и Информатика 31 №6(2), 2011

негосударственную хозяйственную организацию, созданную в законодательно установленном порядке на основе частной собственности, своей целью имеющую реализацию объединившихся на добровольных началах гражданами хозяйственного (предпринимательского), социально-бытового, экономического или иного интереса, осуществляющими свою деятельность в соответствии с принципами самоуправляемости, экономической обособленности и сочетании интересов личности, коллектива и общества.

"Кооперация" как организационная концепция - способ преобразования общества и кооперативное движение: общественная и хозяйственная деятельность, направленная на создание и развитие кооперативов. Общей причиной, побудившей людей объединяться в кооперативы, явились экономические и социальные последствия перехода к капитализм)'.

"Кооперация" в контексте системы мировоззрения, означающая социальное явление (регулятор революционного движения, институт, способный произвести переворот в экономике), представляет, по мнению Н.П.Баллина, Л. Блана, Ш.Жида, УКинга, С.Л.Маслова, Ф.Г.Тернера, В.Ф.Тотомианца, Н.Г. Чернышевского и др., совокупность политических и социально-экономических отношений, возникающих в процессе осуществления кооперативными организациями закрепленных за ними в нормативном порядке политических и социально-экономических прав и выполнения обязанностей перед личностью, государством и обществом.

Э. Внедрение организационно-управленческих инструментов в практику предпринимательской деятельности потребительской кооперации

Мировое сообщество стало воспринимать кооперативное предпринимательство как альтернативную сферу экономики, обладающую определенным потенциалом по созданию рабочих мест в неприбыльных для частно-коммерческих и государственных структур секторах (подсекторах, регионах). Впервые "теорию социального плюрализма", характер изую щую хозяйственную эпоху как взаимопереплетение различных форм хозяйствования - частного производства (высококонцентрированного, среднего, мелкого), государственного сектора, кооперативного уклада, выдвинул В.Зомбарт. Согласно разработанной им "теории социально-

го плюрализма", обтцественно-эконо-мическая система должна включать большое разнообразие социально-экономических форм, придающих рыночной экономике элементы организованности и планомерности. Рост организованных начал, благодаря чему капитализм становится управляемым и регулируемым, В.Зомбарт связывал с «рационализаторской деятельностью» крупных компаний и усилением воздействия государства, что способствует, по его мнению, сглаживанию циклических колебаний, преодолению кризисов и безработицы.

Современным национальным общественно-хозяйственным системам США, Европы, Японии и продвинутых развивающихся стран Азии и Америки свойственна трехсекторная модель рыночной экономики, в которой на равноправной основе тесно переплетаются государственный, частный и кооперативный секторы. Частная собственность, составляющая каркас смешанного рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует с государственной собственностью, коллективными и кооперативными формами собственности. На базе разнообразных форм собственности фу нкционируюг различные типы хозяйств, формируются различные секторы и уклады национальной экономики.

Смешанная социально-орие тированная экономика, построенная на многоукладное™ и многосекториальносги различных форм хозяйствования, создающих фундамент рыночной конкуренции с активной ролью государства, предполагает рациональное использование земельных и трудовых ресурсов, материально-технических средств. Устойчивое развитие смешанной рыночной экономики обеспечивается постоянным совершенствованием законодательной базы функционирования всех форм собственности - государственной, частной, коллективной (кооперативной).

На сегодняшний день во многих странах кооперативный сектор экономики как особая сфера хозяйственной деятельности, которую осуществляют кооперативные предприятия и организации, уже сложился. При этом в каждом отдельном государстве установилось свое индивидуальное структурное соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли национального хозяйства (в материальном производстве и нематериаль-

ной сфере) утвердилось преимущество тех или иных форм. Так, например, по официальным данным на 1992 г. [5], уровень кооперированности по отдельным странам составлял: Румыния -62%, Швеция -50%, Канада - 44%, Венгрия - 43%, Финляндия - 40%, Австрия -38%, Польша - 37%, Израиль - 33%, Франция - 32%, Вьетнам - 30%, Россия - 16%, Англия - 14%, Германия - 8%.

Главной проблемой функционирования предприятий (органшаций) в эпоху глобализации стал систематический характер взаимосвязанных изменений условий хозяйственной деятельности, непрерывно сменяющих друг друга. Сегодня, по образному выражению Х.Виссемы [1,С. 18-19], на смену старой управленческой парадигмы «сначала сохранение, потом - развитие» пришла новая управленческая парадигма «сохранение через развитие», исходящая из возможности саморазрушения организации как социально - экономической системы в случае пренебрежения происходящими изменениями в окружающей среде. Таким образом, решение проблемы непрерывности жизнедеятельности организации, должно обеспечиваться, по мнению автора, перманентной перестройкой взаимосвязанных и неразделимых процессов оперативного (текущего) функционирования (выживания) и перспективного (стратегического) развития [2].

Глобализационные процессы не могли не затронуть международного кооперативного движения, объединяющего около 800 млн. чел. из 100 стран мира с самыми различными социально-экономическими и природно - климатическими условиями [4].

Особую роль в процессе реструктуризации международного кооперативного движения продолжает играть его координирующий центр - МКА как м е жду народной неправительственной организации, объединяющей национальные и региональные союзы кооперативов.

Для достижения своих целей МКА руководствуется следующими основными методами: организация обмена опытом между своими членами, распространение информации о кооперативном развитии, исследованиях и статистических данных; оказание технической помощи путем разработки проектов, направляет инструкторов, экспертов, лекторов в интересах кооперативного развития; создание международных специализированных организаций

№6(2), 2011 32

Таблица 1. Членство в Международном кооперативном альянсе (2000-е гг.)

Дата Число стран-членов МКА Число кооперативных органтацпй-членов МКА Общее число кооператоров-членов МКА (членская ба*а)

июль 2007 100 250 800 млн. чел.

2008 88 226 800 млн. чел.

2009 89 233 800 млн. чел.

218

апрель 2010 92 (и 30 ассоциированных членов) 800 млн. чел.

Источники:

Хохлов Н.П. Развитие кооперации в ракурсе реализации экономического содержания кооперативной формы собственности // Социальная экономика. Научный журнал. Харьковский национальный университет им. В.Н.Карамзина. - 2008 (июль-декабрь). -N3-4.-0.117-126.

Африка - 2%

Америка -13%

Азия-63%

Евр опа - 22%

Источники:

Елютин О. Кооперация в России - невостребованный опыт // Наука и жизнь. -2003. - N5. - С.58-64; Шенцева Л.Н. Особенности развития кооперативного сектора экономики в развитых странах мира // Вестник Самарского Государственного Университета. Серия "География, Геоэкология". - 2005. -N1. - С.55-61. Рис. 1. Распределение кооперативов по континентам и регионам мира

в различных областях социальной или экономической деятельности; сотрудничество с ООН и др. неправительственными международными и национальными организациями, задачи которых представляют интерес для кооперативного движения.

В Табл. 1 приведена статистика роста членства стран (кооперативных организаций, кооператоров) в Международном кооперативном альянсе в первые годы XXI в.

В настоящее время свыше 700 тыс. действующих кооперативов, включающих 120 видов и разновидностей, распределены по континентам и регионам мира крайне неравномерно (Рис.1).

Сегодня в условиях глобализации перед мировым кооперативным движением стоит задача восстановления утраченного социально-экономического потенциала путем совершенствования организационных форм с целью укрепления единства и целостности, поддержания непрерывности традиций, унификации кооперативных стандартов, существенное расширение научных разработок по методологическому обеспечению ее дальнейшего развития.

Кооперация как самобытная социально ориентированная система, имея двойственную природу, способна решать не только хозяйственные задачи, но и социально-экономические проблемы. Очевидно, что в эпоху глобализации особо возрастает ценность кооперативной модели хозяйствования, ее демократических начал и социальной миссии, включающей такие присущие кооперации черты как демократия, главенствующая роль пайщиков, автономия и независимость, взаимоподдержка, просветительская деятельность, борьба с бедностью, обеспечение занятости населения (создание новых рабочих мест), забота о нетрудоспособных (инвалидах, пенсионерах), активному вовлечению в работу женщин и молодежи и многие др. Таким образом, сегодня на первое место выходят проблемы приспособления к новым условиям хозяйствования, завоевания на рынке утраченных позиций и усиления значимости социальной направленности деятельности. Потребительские кооперативы оказываются все больше востребованными в сфере социальных и бытовых услуг, здравоохранении, образовании, оздоровительном спорте, охране окружающей среды.

5 июля 2008 г. международное кооперативное сообщество 86-й раз отме-

тило Международный день кооперации и 14-й раз Международный день кооперативов ООН. Во всем мире кооперация - старейшее и самое многочисленное социально-экономическое движение. Кооперативные ценности, такие как взаимопомощь, демократия, равенство, справедливость и кооперативные принципы - добровольное и открытое членство, автономия и независимость, образование, забота об обществе, сотрудничество, по сути, являются общечеловеческими ценностями и принципами, близкими и понятными простым людям, соответствующими их потребностям и поэтому, по оценкам ООН, около 3 млрд. чел. обеспечивают себе средства к существованию благодаря кооперативным предприятиям и организациям [4].

В декабре 2009 г. Организация Объединенных Наций (ООН) провозгласила 2012 г. Международным годом кооперации [7]. Исходя из постулата о том, что кооперативный бизнес является основным фактором в достижении экономического и социального развития, ООН призывает правительства, между-

народные организации, кооперативы и др. заинтересованные лица поддержать развитие кооперативов во всем мире.

Как особая форма предпринимательства кооперативный сектор экономики России сегодня объединяет свыше 60 млн. граждан страны, занятых в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, др. сферах и отраслях. Основные формы кооперации - потребительская кооперация, жилищно-строительная кооперация, сельскохозяйственная кооперация, кредитная кооперация, страховая кооперация. Основные функции кооперативного сектора сводятся к производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, кредитованию, страховому и банковскому делу, жилищному строительству, предоставлению разнообразных услуг социального характера.

Несмотря на значительное число публикаций в отечественной специальной литературе по проблематике кооперативного движения, проблемы формирования и совершенствования рыночных адаптационных инструментов

Экономика, Статистика и Информатика ЦД №6(2), 2011

исследованы недостаточно.

4. Заключение

В настоящее время кооперативный сектор, лишь номинально являющийся равноправным с государственным и частным секторами экономики страны, находится на грани утраты своих ключевых конкурентных преимуществ и хозяйственной самостоятельности. Для разрозненных и неэффективных многофункциональных кооперативов различных организационно-правовых форм, представленных в разных отраслях хозяйствования, практически повсеместно характерен спад показателей производственно-хозяйственной и сбьгговой деятельности, снижение предпринимательской активности.

Специфическим субъектом современных рыночных отношений выступает родоначальница кооперативного движения в России - многоотраслевая система потребительской кооперации. Некоммерческий статус потребкооперации в соответствии с действующим законодательством вносит определенные ограничения на содержание, виды и формы ее предпринимательской деятельности. Будучи самобытной социально-экономической системой, потребительская кооперация совмещает многогранную хозяйственную деятельность с исполнением комплекса социальных функций по удовлетворению потребностей пайщиков и обслуживаемого некооперированного населения. От эффективности работы системы потребительской кооперации, обслуживающей сегодня более 3 0% россиян, в том числе большую часть сельского населения, во многом зависит общее экономическое благополучие страны.

Несмотря на то, что укрепление в России рыночных основ хозяйствования, форсирующее нарастание с каждым годом конкуренции и усложнение требований потребителей, обусловливает необходимость адаптации к новым формам и методам обслуживания населения, предпринимательские структуры в сфере потребительской кооперации по-прежнему используют пассивные организационно-управленчес-кие инструменты обеспечения конкурентоспособности, применяют архаичные схемы построения хозяйственных связей с поставщиками и покупателями и т.п. Как следствие, имеет место

снижение конкурентоспособности многих организаций потребительской кооперации и отрасли в целом, ухудшение занимаемых ими позиций в предпринимательской среде, снижение доли рынка в общем объеме сельскохозяйственного производства.

Таким образом, в современных условиях проблемы повышения эффективности управления и достижения высоких результатов деятельности кооперативными организациями, обеспечения их конкурентоспособности на основе концепции маркетинга взаимоотношений приобретают особую актуальность, отражая характер фундаментальных изменений, произошедших на глобальных и региональных сельскохозяйственных рынках. Реагируя на соотношение предложения и спроса на рынках, современный маркетинг сам активно создает новые потребности, формирует на них з'стойчивый потребительский спрос, активно привлекая потребителя на основе заключения с ним взаимовыгодных интерактивных отношений, способствующих устойчивости трансакций.

Как представляется автору, совершенствование эффективных механизмов координации процессов управления взаимоотношениями в секторе потребительской кооперации может способствовать обеспечению делового успеха кооперативных организаций на рынке, их выживаемости и долговременным перспективам развития.

Литература

1. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. - М.; Экономика, 1996.-288 с.

2. Денисова И.Н. Потребительская кооперация России в условиях глобализации: проблемный аспект // Вестник университета. Серия: Социология и управление персоналом. - 2007. -N6 (32). -С.273-276.

3. Иванов А. Кооперация как фактор адаптации личности к рыночным отношениям переходного периода // Развитие личности. - 2006. - N3. -С. 167-177.

4. С Международным Днем кооперации! // Грамота. Газета движения кредитной кооперации. - 8 июля 2008 //

http ://gramota.perm. ru/articles/credit/ 2008/07/08/601/.

5. Структура, состояние и проблемы современного международного кооперативного движения //

hebnik.kz/istoriya-i-teoriya-kooperativnogo-chàzheniya/73-struktura-sostoyanie-i-problemy-sovremennogo-mezhdunarodnogo-kooperativnogo.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. ЧечуринаМ.Н. Управление инновационным процессом в многоуровневой экономической системе: монография. - СПб. : Санкт-Петербургская академия управления и экономики, 2010. -214с.

7. 2012 год объявлен Международным годом кооперации //

http : //www.blagaforever. ra/blog/ trapeznikovpeter/3743/.

References

1. Wissema H. Management in divisions of firm (business and coordination in the decentralized company): Translation from English. -Moscow: Economy, 1996. -288 p.

2. Denisova I.N. Consumers' cooperative of Russia in conditions of globalization: problem aspect // The Bulletin of university. A series: Sociology and management of the personnel. - 2007. - N6 (32.) - C.273-276.

3. Ivanov A. Cooperation as the factor of adaptation of the person to market attitudes of a transition period // Development of the person. - 2006. - N3 .-P. 167-177.

4. With the International Day of cooperation! //The Letter. The newspaper of movement of credit cooperation. - on July, 8th 2008//

http ://gramota.perm. ru/articles/credit/ 2008/07/08/601/.

5. Structure, a condition and problems of modern international cooperative movement // hebnik.kz/istoriya-i-teoriy a-kooperativnogo-dvizheniya/73-struktura-sostoyanie-i-problemy-sovremennogo-mezhdunarodnogo-kooperativnogo.

6. Chechyrina M.N. Management innovative process in multilevel economic system: the monograph. - St.-Petersburg: The St.-Petersburg academy of management and economy, 2010. - 214 p.

7. 2012 is declared International year of cooperation //

http : Hwww.blagaforever. ru/blog/ trapeznikovpeter/3743/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.