Научная статья на тему 'Организационно-управленческие инновации по модернизации трудовых отношений в информационно-сетевой экономике'

Организационно-управленческие инновации по модернизации трудовых отношений в информационно-сетевой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НОВАЯ РАБОЧАЯ СРЕДА / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / INFORMATION AND NETWORK ECONOMY / LABOR RELATIONS / NEW WORKING ENVIRONMENT / ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT INNOVATIONS / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карлик Александр Евсеевич, Кречко Светлана Андреевна, Платонов Владимир Владимирович

В данной статье сформулирована проблема осуществления организационно-управленческих инноваций, направленных на модернизацию трудовых отношений, и рассмотрен ряд важных прикладных аспектов внедрения новых методов организации и управления, реализующих возможности, открывающиеся благодаря революции в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). В статье проанализирована роль организационно-управленческих инноваций в «цифровой экономике», представлена концепция новой рабочей среды как результата сочетания технологических инноваций и организационных изменений для широкого внедрения ИКТ в практику хозяйственной деятельности. Предложена логическая модель рабочей среды, учитывающая факторы влияния на результативность работы в условиях информационно-сетевой экономики с учетом технических, организационных и человеческих аспектов развития сложных производственных сред. Дана характеристика элементов модели в их взаимосвязи, рассмотрена возможность ее использования для разработки инструментов управления организационно-управленческими инновациями, направленных на решение социально-организационных проблем, возникающих в процессе техно-организационного развития с целью реализации потенциала новой рабочей среды. Намечены перспективные направления дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карлик Александр Евсеевич, Кречко Светлана Андреевна, Платонов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Management Innovations for the Modernization of Labor Relations in the Information and Network Economy

This article outlines the problem of organizational and management innovations aimed at the modernization of labor relations, and examined a number of important applied aspects of the introduction of new methods of organization and management that realize the opportunities offered by the revolution in information and communication technologies (ICT). The article analyzes the role of organizational and managerial innovations in the "digital economy", presents the concept of a new working environment as a result of a combination of technological innovations and organizational changes for the widespread introduction of ICT into business practices. A logical model of the working environment is proposed that takes into account the factors influencing the performance of work in the context of the information and network economy, taking into consideration the technical, organizational and human aspects of the development of complex production environments. The article presents characteristic of the model elements in their interrelations, considers the possibility of its use for developing management tools for organizational and management innovations aimed at meeting social and organizational challenges in the process of technological and organizational development for realizing the potential of the new working environment. Directions of the further research are outlined.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческие инновации по модернизации трудовых отношений в информационно-сетевой экономике»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 4 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2017 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

организационно-управленческие инновации по модернизации трудовых отношений в информационно-сетевой экономике

КарликА.Е.1, Кречко С.А.2, Платонов В.В. 1

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

2 Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, Гродно, Республика Беларусь

В данной статье сформулирована проблема осуществления организационно-управленческих инноваций, направленных на модернизацию трудовых отношений, и рассмотрен ряд важных прикладных аспектов внедрения новых методов организации и управления, реализующих возможности, открывающиеся благодаря революции в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). В статье проанализирована роль организационно-управленческих инноваций в «цифровой экономике», представлена концепция новой рабочей среды как результата сочетания технологических инноваций и организационных изменений для широкого внедрения ИКТ в практику хозяйственной деятельности. Предложена логическая модель рабочей среды, учитывающая факторы влияния на результативность работы в условиях информационно-сетевой экономики с учетом технических, организационных и человеческих аспектов развития сложных производственных сред. Дана характеристика элементов модели в их взаимосвязи, рассмотрена возможность ее использования для разработки инструментов управления организационно-управленческими инновациями, направленных на решение социально-организационных проблем, возникающих в процессе техно-организационного развития с целью реализации потенциала новой рабочей среды. Намечены перспективные направления дальнейших исследований.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. При поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (Проект РГНФ № 16-02-00103)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационно-сетевая экономика, трудовые отношения, новая рабочая среда, организационно-управленческие инновации, модернизация.

organizational and managerial innovations for the modernization of labor relations in information and network economy

KarlikA.E.1, Krechko S.A.2, Platonov V.V. 1

1 The St. Petersburg State University of Economics, Russia

2 Yanka Kupala State University of Grodno, Belarus

Введение

В настоящее время Россия переживает важный этап трансформации, связанный с необходимостью уменьшения диспропорции в сторону сырьевой экономики, импортозамещения, обусловленного как стратегией государства, так и санкциями, экономической интеграцией

аннотация:

в рамках ЕАЭС, распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эти изменения реализуются через осуществление организационно-управленческих инноваций [1] (Karlik, Platonov, 2015), приводящих к существенным изменениям в трудовых отношениях. Вследствие таких изменений предприятия сталкиваются с необходимостью модернизации традиционных систем организации труда, развития систем управления знаниями для обеспечения внедрения гибких производственных технологий, новых методов логистики, систем отношений с клиентами и других.

Период активного роста и развития организаций, связанных с разработкой и внедрением информационных технологий, компьютерной техники, программного обеспечения в конце прошлого столетия, ознаменовал переход к «новой экономике» -экономике, основанной на знаниях, для которой характерны повышение значения информационных технологий, постоянный темп перемен, обусловленный осуществлением технологических, организационно-управленческих, маркетинговых, сервисных и финансовых инноваций, качественный рост кооперационных сетей [2] (Karlik, Platonov, 2016). Новые технологии и прежде всего развитие сети Интернет делают возможным совместный труд большого числа людей [3], а главной функцией руководи-

abstract:_

This article defines the issue of organizational and managerial innovations aimed at the modernization of labor relations; it examines a number of important applied aspects of the introduction of new organization and management methods implementing the opportunities provided by the revolution in information and communication technologies (ICT). The article analyzes the role of organizational and managerial innovations in the «digital economy», presents the concept of a new working environment as a result of a combination of technological innovations and organizational changes for the widespread introduction of ICT into business practices. We suggest a logical model of the working environment that takes into account the factors affecting the performance in the context of the information and network economy, considering technical, organizational and human aspects of the development of complex production environments. The article characterizes the model elements in their interrelations; we consider the options for its use for developing management tools for organizational and managerial innovations aimed at meeting social and organizational challenges in the process of technological and organizational development for implementation of the potential of the new working environment. We outline directions of the further research.

keywords: information and network economy, labor relations, new working environment, organizational and managerial innovations, modernization.

JEL Classification: 20, J21, M54, 031 Received: 07.11.2017 / Published: 30.12.2017

I© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Karlik A.E. (karlik10mail.ru)

citation:_

Karlik A.E., Krechko S.A., Platonov V.V. (2017) Organizatsionno-upravlencheskie innovatsii po modernizatsii trudovyh otnosheniy v informatsionno-setevoy ekonomike [Organizational and managerial innovations for the modernization of labor relations in information and network economy]. Ekonomika truda. 4. (4). - 295-308. doi: 10.18334/et.4.4.38491

теля становится координация работы людей, находящихся на большом расстоянии друг от друга [4] (Krasilnikov, 2009).

Развитие и распространение информационных технологий во всех областях человеческой деятельности привело к изменению информационного пространства, изменению структуры и протяженности информационных связей общества, технологических возможностей получения, сохранения и распространения информации. Для определения новой реальности американский специалист в области ИКТ Николас Негропонте (Массачусетский университет) ввел в употребление термин «цифровая экономика» [5] (Negroponte, 1995).

Дальнейшее развитие информационного пространства обуславливает необходимость реструктуризации и совершенствования деловых практик для поиска новых и более эффективных способов получения конкурентного преимущества. Организационно-управленческие инновации, реализующие новые формы организации работы, становятся ключевым элементом в развитии инновационного и производственного потенциала не только в высокотехнологичных, но и в традиционных отраслях.

Если априори ИКТ обеспечивают конкурентные преимущества за счет улучшения управления информацией и знаниями, приводя к росту производительности [6] (Platonov, 2007), то, как показывает практика, для получения ожидаемого эффекта недостаточно осуществлять инвестиции в ИКТ. Технологические инновации должны сопровождаться развитием профессиональных компетенций и осуществлением организационных инноваций [1] (^гШ, Platonov, 2015).

Развитие производственных систем в технологически интенсивных отраслях промышленности создает дополнительные проблемы, связанные с осуществлением как технологических, так и организационных процессов. В частности, требуют разработки методологические и практические вопросы обеспечения условий реализации техно-организационных проектов. Данные аспекты проблемы носят междисциплинарный характер и к настоящему времени недостаточно отражены в академической и специальной литературе.

об авторах:_

Карлик Александр Евсеевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления предприятиями и производственными комплексами (kar1ik10mai1.ru) Кречко Светлана Андреевна (kre4kosa0gmai1.com)

Платонов Владимир Владимирович, доктор экономических наук, профессор gmai1.com)

цитировать статью:_

Карлик А.Е., Кречко С.А., Платонов В.В. Организационно-управленческие инновации по модернизации трудовых отношений в информационно-сетевой экономике // Экономика труда. - 2017. -Том 4. - № 4. - С. 295-308. Сог 10.18334М.4.4.38491

Поэтому представляется важным уточнение определения новой рабочей среды, организационных предпосылок ее внедрения, организационно-экономических условий, движущих сил, сдерживающих факторов, а также правовых аспектов ее функционирования. Это позволит оценить феномен новой экономической среды как организационно-управленческой инновации, оказывающей содействие формированию конкурентных преимуществ, а также будет способствовать созданию условий по модернизации организационной среды, новых системных отношений между организацией, технической системой и социально-экономической средой.

Новая рабочая среда как организационно-управленческая инновация в информационно-сетевой экономике

Использование ИКТ способствует формированию новой организационной культуры «цифровой экономики», изменению структуры персонала, формы и структуры производственных отношений со значительными изменениями в структуре внутренних и внешних связей организации [7] (Dyukov, Platonov, 2012). Формируется сетевая, виртуальная рабочая среда, обеспечивающая динамичный обмен знаниями и компетенциями между сотрудниками. Персонал получает доступ ко всем ресурсам, требуемым для выполнения своих задач, причем особую роль играют виртуализованные ресурсы, расширяющие возможности персонала, повышающие эффективность выполнения задач, производительность труда и вероятность зарождения инновационных и творческих решений.

Хорошо известно, что технологические и организационно-управлеческие инновации являются важными процессами, которые вместе способствуют повышению конкурентоспособности и улучшению условий труда. Исследования в этой области демонстрируют важность сочетания организационных изменений и технологических инноваций, а также декларируют появление и широкое распространение нового феномена трудовых отношений - новой рабочей среды [8] (Gorelov, 2015).

Взаимодействие между технологическим и организационным развитием приобретает все большее значение, если учесть, что процесс распространения ИКТ является необратимым [9] (Merzlyak, 2015). Появление организационно-управленческих инноваций, формирующих рабочую среду нового поколения, на основе повсеместного распространенния многоканального, мобильного и широкополосного доступа к Интернету, будет продолжаться в ближайшем будущем и, как и другие инновации, будет оказывать влияние как на реализующих их экономических агентов, так и на общество в целом [10, 11] (Gordenko, 2016; Kraft, 2015).

Организационно-управленческие инновации, реализующие достижения ИКТ и другие новые технологии, вынуждают компании и их персонал меняться, приводя к появлению новых производственных технологий и компетенций, позволяющих реализовать новые способы работы [12] (Politaev, 2016). Это следует учитывать при разработке стратегий и методов организации работы, проработке эргономических аспектов

проектирования рабочего места, а также при разработке управленческих решений в таких областях, как организационная структура, социальные отношения и корпоративная культура.

Появление термина «модернизация трудовых отношений» связано с распространением новых организационных форм сотрудничества, в том числе виртуального сотрудничества с использованием ИКТ [13]. Первоначально появилась концепция «модернизации работы», которая базировалась на усилиях, направленных на ее гуманизацию и улучшение качества трудовой жизни. В последние годы содержание концепции расширилось и включило такие вопросы, как:

• гибкость (и ее влияние на стабильность, безопасность организации и персонала);

• обеспечение надлежащей подготовки персонала;

• содействие диверсификации рабочих отношений и новых форм работы;

• обеспечение оптимальных условий для внедрения и освоения новых технологий [14].

В частности, в исследованиях Европейской комиссии отмечено, что новые формы организации работы с высокой производительностью возникают в коллективах с высокой квалификацией и в атмосфере высокого доверия. Модель новой организации работы охватывает широкое участие сотрудников в процессе принятия оперативных решений. Новая организация работы (МШО) - это внедрение на предприятиях принципов и методов, целью которых является использование и развитие творчества и приверженности сотрудников достижению конкурентных преимуществ на всех уровнях иерархии и в решении проблем, связанных с текущей хозяйственной деятельностью и обслуживанием трансформируемой социальной, экономической и технологической среды предприятия [15].

Несмотря на тот факт, что не существует универсальной модели желательных организационных изменений и каждая компания должна внедрять индивидуальные организационные структуры и формы организации работы, соответствующие ее стратегии и источнику конкурентного преимущества [15], реалии «цифровой экономики» указывают, что большинство из них опирается на достижения ИКТ. Отсюда следует, что инвестиции в ИКТ должны в большей степени поддерживаться инвестициями в реорганизацию компаний и переподготовку персонала.

Важным условием является то, что внедрение новых форм работы должно осуществляться системно, а не фрагментарно, т.к. успех каждого из вышеуказанных элементов современных рабочих мест обусловлен реализацией дополнительных мероприятий. Неудачи организационно-управленческих инноваций, связанные с внедрением ИКТ на рабочих местах, возникают тогда, когда цифровая технология внедряется, а важные «аналоговые дополнения» ей не соответствуют [1] (^гШ, Platonov, 2015).

К моменту, когда компьютерные технологии и связанная с ними инфраструктура получили достаточное развитие, актуальной становится поддержка совместных рабо-

чих процессов с помощью компьютерных систем и анализ факторов влияния использования таких технологий на организационную структуру и вовлеченный персонал. На данном этапе актуальность приобретает разработка инструментов управления организационно-управленческими инновациями, которые определяют, в какой степени реализуется потенциал новой рабочей среды.

Термин «рабочая среда» используется для описания окружающих условий, в которых работает сотрудник. Рабочая среда промышленного предприятия относится к сложным рабочим средам, которые требуют высокого уровня абстрактных рассуждений для выполнения функциональных задач. Современная экономика, основанная на разделении труда, предусматривает глубокую функциональную и социальную связь между работниками, занятыми в одном производственном процессе. Развитие информационного пространства приводит к новым формам сотрудничества. Информационные технологии позволяют обеспечить коммуникации между работниками, которые находятся в удалении друг от друга во времени и пространстве. Выше указывалось, что для совместной работы уже нет необходимости находиться в одном производственном помещении. Появляется возможность с рабочего места вступать в производственные отношения с лицами, участвующими в том же производственном процессе, будучи отдаленным от них во времени и пространстве. Коммуникация и сотрудничество через ИКТ более абстрактны, что делает работу более познавательной и сложной.

Таким образом, можно увидеть трансформацию базовых морфологических характеристик производственного предприятия как социально-экономической системы: пространственной и темпоральной локализации- переход от системы объектного типа к средовой системе с неопределенными пространственными и временными границами [16] (Kleyner, 2015). Устойчивость такой системы, сочетающей в себе в той или иной степени элементы всех системных комплексов в соответствии с положением новой экономической теории, выражает наличие потенциала ее развития.

Отсюда следует, что разработке методов модернизации рабочих мест, в сложных производственных системах, предшествует социально-техническая оценка последствий применения систем, ориентированных на человека (таких, как комплексная информационная система), с целью обоснования целесообразности внедрения этих методов по сравнению с традиционными подходами к автоматизации. Это не просто экономическая оценка, она включает анализ социально-организационных факторов, таких как: условия труда, развитие вспомогательных операций и их влияние на соотношение явного и неявного знания, квалификация работ в автоматизированных производственных системах, функционирование автономных рабочих групп, децентрализация принятия решений. Такая оценка, на основе анализа не отдельных элементов производственной системы, а интеграционного синтеза ее составляющих, позволит обосновать технические, организационные и человеческие аспекты развития сложных производственных систем в условиях информационно-сетевой экономики.

Необходима разработка методов и инструментов для формирования способности справляться с социально-организационными проблемами, возникающими в процессе техно-организационного развития.

исследование факторов новой рабочей среды

В настоящее время типична ситуация, когда внедрение новых технологий на основе ИКТ ориентировано на потребности вычислительных и производственных ресурсов производственной системы, а люди вынуждены адаптироваться к «навязанным» интерфейсам и процессам, вне связи с их мотивацией и оценкой качества исполнения служебных обязанностей. Между тем выполнение содержательных функций должно сопровождаться навыками в использовании ИКТ, подмена одного другим приводит к снижению стабильности производственной системы.

Взаимодействие разнопорядковых элементов сложной производственной системы и факторов влияния на результаты ее функционирования можно представить в форме модели рабочей среды организации (рис. 1). Модель представляет собой развитие представлений о взаимодействии факторов рабочей среды при разработке мобильного рабочего места [17] (Andriessen, Vartiainen, 2006). При разработке модели было предусмотрено, что она должна включать основные аспекты рабочей среды современной организации, которые необходимо проанализировать, чтобы получить надлежащее понимание всех затронутых вопросов, и которая формирует системное представление о социальных и экономических последствиях ее модернизации. В таком случае она должна учитывать:

• сложность работы и совместных задач, например, это рутинное или творческое задание;

• сложность пространства (физического, виртуального, нормативного, ментального, социального), в котор ом работает персонал;

Рисунок 1. Модель рабочей! среды организации Источник: составлено авторам и на основе[17] (Andriessen, Vartiamen, 2006).

• внутренние механизмы и инструменты, необходимые для регулирования отношений и границ между субъектами, объектами, задачами и внешней средой.

Каждый из элементов модели одновременно определяет условия осуществления производственного процесса и факторы, влияющие на его результат.

1. Сложность работы и совместных задач. Совместная работа имеет определенную цель деятельности, которая подразделяется на субординированные цели участников совместной работы. В трудовой жизни общие цели объединяют усилия и приверженность к их достижению. В зависимости от применяемых методов управления цели могут самостоятельно определяться участниками или устанавливаться руководителем. В любом случае работа должна быть разделена на отдельные части так, чтобы после выполнения отдельных частей сотрудничающими друг с другом людьми их можно было объединить в целостный результат. Содержимое отдельных заданий может варьироваться, начиная от рутинных задач и заканчивая задачами творческими. Простые задачи предъявляют меньшие требования к координации и компетенциям сотрудников, чем в случае более сложных задач. Согласно модели, наиболее эффективная коммуникация должна быть найдена путем подстройки программного обеспечения к требованиям логики решаемых задач и выявленных проблем, прежде всего вызванных чрезмерной или неадекватной информацией.

2. Сложность среды. Задачи всегда выполняются в некотором окружении, которое можно охарактеризовать как среду. Корпоративная рабочая среда и рабочая среда индивидуальных исполнителей представляют собой сочетание физической, виртуальной, психологической, социальной и культурной рабочей среды, сложность которой может быть описана следующими шестью параметрами:

2.1. Местонахождение: сотрудники работают лицом к лицу в одном месте или географически разбросаны в разных местах. Например, одни члены коллектива, бизнес-единицы или проектные команды работают в одном месте, а остальные - в других местах.

2.2. Мобильность: сотрудники могут быть физически мобильными и менять свои рабочие места, или они выполняют работу в фиксированном месте.

2.3. Время: сотрудники работают либо синхронно, либо асинхронно, в разных часовых поясах, или последовательно, в одном и том же часовом поясе. Кроме того, они работают только для одной команды или проекта или делят свое время между несколькими командами и проектами, выполняя неполную работу в них.

2.4. Постоянство: сотрудничество работников и их социальная структура могут быть постоянными или временными.

2.5. Разнообразие: возраст, образование, пол, национальность, религия, язык сотрудников и т.д.

2.6. Режим взаимодействия: непосредственные личные коммуникации или взаимодействие с использованием технологических систем или виртуального пространства.

2.7. Технологии. В процессе выполнения работы могут использоваться новые возможности ИКТ: оборудование и программные продукты. Исполнители имеют разные компетенции для их освоения и использования.

Указанные параметры характеризуют уровень сложности работы с использованием ИКТ. Переменные местоположения (расстояние, мобильность) и времени (асинхронность, временность) характеризуют физическое пространство; переменная взаимодействия (опосредованность) указывает на виртуальное пространство; вариация разнообразия показывает потенциальные отношения между людьми как основы интеллектуально-информационного пространства. На рисунке 2 представлена модель представления сложности среды с использованием указанных параметров в виде лепестковой диаграммы. Уровень сложности среды определяется площадью фигуры, ограниченной линиями лепестковой диаграммы: чем выше значение каждого из параметров, тем выше уровень сложности среды.

Наиболее прозрачная рабочая среда соответствует минимальным значениям параметров (пятно в центре на рисунке 2), такая среда соответствует условиям работы традиционных совместных рабочих групп, сосредоточненных в одном офисе. Самый высокий уровень сложности соответствует организации работ в производственных сетях, участники сетей взаимодействуют друг с другом, никогда не встречаясь друг с другом, лицом к лицу. На практике сложность среды, как правило, определяется промежуточными значениями. Физически рассредоточенные рабочие места в организации подразумевают, что ее члены могут работать в одном здании, но в разных комнатах и на разных этажах, или в разных зданиях или районах, или даже в других городах и странах. Количество мест, их расстояние друг от друга и частота их изменения вли-

Параметры сложности рабочей среды

Местонахождение

Режим взаимодействия

Технол

1обильность

Время

Рисунок 2. Модель сложности рабочей среды. Источник: составлено авторами на основе [17] (Andriessen, Vartiainen, 2006).

яют на способ и качество общения между людьми. ИКТ способствует преодолению временных, пространственных и организационных препятствий для сотрудничества, а также способствует возникновению новых свойств, таких как коллективная память для сбора, хранения, доступа и использования знаний.

3. Сложность регулирования процесса труда.

Методы и инструменты управления процессом труда определяются характеристиками, особенностями, процессами и действиями индивидуальных и коллективных субъектов и меняются при изменении сложности задач и сложности среды.

Возрастающая степень сложности рабочей среды увеличивает социальную неопределенность в группе, увеличивает сложность для умственной и физической саморегуляции индивидуумов, а также для общего управления процессом. Для результативной совместной работы участники должны иметь некоторое представление о деятельности друг друга. При сетевой организации, при четкости общих целей и задач место и роль отдельных участников, их подотчетность могут оказаться неопределенными. Кроме того, могут различаться знания о практике обмена информацией и доступности технологий для общения и сотрудничества. Все это может влиять на внутригрупповые процессы. В итоге обмен знаниями и взаимное обучение оказываются затруднены, а сложность задач и контекста возрастает.

При разработке модели особое внимание уделено возможности обеспечить сравнение между традиционными методами организации работ, в том числе при механическом включении ИКТ в производственный процесс (механическая замена оборудования и приложений, например, переход к электронному документообороту, отказ от факсов в пользу электронной почты и т.п.), при сохранении принятых методов организации труда и новой рабочей среды, выявляя последствия и определение результативности.

Заключение

Таким образом, исследование перспектив развития трудовых отношений в информационно-сетевой экономике выявило наличие определенных проблем реализации организационно-управленческих инноваций. Рассмотрение ряда важных прикладных аспектов, направленных на модернизацию трудовых отношений с целью реализации возможностей информационно-сетевой экономики, позволило сделать вывод о том, что реализация потенциала новой рабочей среды возможна при условии учета технических, организационных и человеческих аспектов развития сложных производственных сред. Предложенная модель рабочей среды способствует проведению социально-технической оценки последствий применения комплексных информационных систем для обоснования целесообразности внедрения этих методов по сравнению с традиционными подходами к автоматизации, что является важным при разработке инструментов управления организационно-управленческими инновациями, позво-

ляющими справляться с социально-организационными проблемами, возникающими в процессе техно-организационного развития.

Среди перспективных направлений дальнейших исследований следует выделить изучение структурной и функциональной взаимозависимости, а также регулирования организационных единиц, трансформации компетенций. Среди указанных направлений следует уделить особое внимание анализу факторов техно-организационной реальности, таких как социально-организационные, информационно-сетевые, относящиеся к процессам принятия решений. Кроме того, должно быть уделено внимание организационным факторам обеспечения самого процесса модернизации.

ИСТОЧНИКИ:

1. Карлик А.Е., Платонов В.В. Организационно-управленческие инновации: резерв по-

вышения конкурентоспособности Российской промышленности // Экономическое возрождение России. - 2015. - № 3(45). - с. 34-44.

2. Карлик А.Е., Платонов В.В. Сетевая организация как механизм промышленного раз-

вития // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - № 9. - с. 92-102.

3. Труд в эпоху цифровых технологий: трансформация производства, занятости, нало-

гообложения, подготовки кадров и социальной защиты // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - 2016. - № 18. - с. 1-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Красильников О.Ю. Изменение трудовых отношений в условиях становления информационной экономики // Известия Саратовского университета. - Сер. Экономика. Управление. Право. - 2009. - № 1. - с. 1-5.

5. Negroponte N. Bits and Atoms/Wired magazine. Wire. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wired.com/1995/01/negroponte-30/ ( дата обращения: 05.07.2017 ).

6. Платонов В.В. «Парадокс Солоу» двадцать лет спустя или об исследовании влия-

ния инноваций в информационных технологиях на рост производительности // Финансы и бизнес. - 2007. - № 3. - с. 28-39.

7. Дюков И.И., Платонов В.В. Подход к исследованию формирования интеллектуаль-

ного потенциала инновационных менеджеров в процессе непрерывного образования // Экономика и управление. - 2012. - № 8(82). - с. 42-47.

8. Горелов Н.А. Труд в контексте новой индустриализации экономики России //

Экономика труда. - 2015. - № 1. - с. 9-38. - doi: 10.18334/et.2.1.306.

9. Мерзляк А.В. Логистические, информационные и управленческие аспекты эволю-

ции экономических парадигм от экономики масштаба до сетевой экономики // Российское предпринимательство. - 2018. - № 21. - с. 3909-3932. - doi: 10.18334/ rp.16.21.2018.

10. Горденко Г.В. Развитие горизонтальных связей в инновационной экономике: институциональный подход // Вопросы инновационной экономики. - 2016. - № 3. - с. 201-218. - doi: 10.18334^^^6.3.36886.

11. Крафт Й. Глобализация и развитие инновационной системы национальной экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2015. - № 3. - с. 79-94. - doi: 10.18334/inec.5.3.588.

12. Политаев В.И. Реализация интеграционных процессов в инновационной сфере, системе образования и наукоемких производствах Российской Федерации // Креативная экономика. - 2016. - № 8. - с. 905-920. - doi: 10.18334/ce.10.8.35850.

13. Цифровые дивиденды. Обзор. Доклад о мировом развитии 2016. Orl. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/ handle/10986/23347/210671RuSum.pdf.

14. Huzzard T. The Convergence of the Quality of Working Life and Competitiveness, Stockholm. National Institute for Working Life. [Электронный ресурс]. URL: http:// journals.lub.lu.se/index.php/aio/article/download/16396/14856.

15. Working anytime, anywhere: The effects on the world of work, Eurofound and the International Labour Office. Eurofound. [Электронный ресурс]. URL: https://www. eurofound.europa.eu/sites/default/files/ef_publication/field_ef_document/ef1658en.pdf.

16. Клейнер Г.Б. Государство — регион — отрасль — предприятие: каркас системной устойчивости экономики России. Ч.2 // Экономика региона. - 2015. - № 3(43). - c. 9-17. - doi: 10.17059/2015-3-1 .

17. Andriessen J.H. Erik, Vartiainen Matti Mobile Virtual Work / A New Paradigm?.- Berlin: Springer, 2006. - 395 p.

REFERENCES:

nalogooblozheniya, podgotovki kadrov i sotsialnoy zaschity [Labor in the Digital Age: transformation of production, employment, taxation, training and social pr otection]. (2016). Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii Federalnogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii. (18). 1-44. (in Russian).

Andriessen J.H. Erik, Vartiainen Matti (2006). Mobile Virtual Work / A New Paradigm? Berlin: Springer.

Dyukov I.I., Platonov V.V. (2012). Podkhod k issledovaniyu formirovaniya intellektualnogo potentsiala innovatsionnyh menedzherov v protsesse nepreryvnogo obrazovaniya [Approach to the study of formation of intellectual potential of innovative managers in the process of continuous education].Economics and management. (8(82)). 42-47. (in Russian).

Gordenko G.V. (2016). Razvitie gorizontalnyh svyazey v innovatsionnoy ekonomike: institutsionalnyy podkhod[The development of horizontal linkages in the innovation economy: an institutional approach]. Russian Journal of Innovation Economics. 6 (3). 201-218. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.6.3.36886.

Gorelov N.A. (2015). Trud v kontekste novoy industrializatsii ekonomiki Rossii [Labor in the context of the new industrialization of Russian economy]. Russian Journal of Labor Economics. 2 (1). 9-38. (in Russian). doi: 10.18334/et.2.1.306.

Huzzard T. The Convergence of the Quality of Working Life and Competitiveness, StockholmNational Institute for Working Life. Retrieved from http://journals.lub. lu.se/index.php/aio/article/download/16396/14856

Karlik A.E., Platonov V.V. (2015). Organizatsionno-upravlencheskie innovatsii: rezerv povysheniya konkurentosposobnosti Rossiyskoy promyshlennosti [Organizational and management innovation as a hidden driver of boosting the competitiveness of the russian industry]. The Economic Revival of Russia. (3(45)). 34-44. (in Russian).

Karlik A.E., Platonov V.V. (2016). Setevaya organizatsiya kak mekhanizm promyshlennogo razvitiya [Network Organization as a Mechanism of Industrial Development]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (9). 92-102. (in Russian).

Kleyner G.B. (2015). Gosudarstvo — region — otrasl — predpriyatie: karkas sistemnoy ustoychivosti ekonomiki Rossii. Ch.2 [State- Region- Field- Enterprise: Framework of Economics System Stability of Russia. Part 2]. Economy of the region. (3(43)). 9-17. (in Russian). doi: 10.17059/2015-3-1 .

Kraft Y. (2015). Globalizatsiya i razvitie innovatsionnoy sistemy natsionalnoy ekonomiki [Globalization and development of national innovative economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 5 (3). 79-94. (in Russian). doi: 10.18334/inec.5.3.588.

Krasilnikov O.Yu. (2009). Izmenenie trudovyh otnosheniy v usloviyakh stanovleniya informatsionnoy ekonomiki[Change in labor relations in the context of formation of information economy]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. - Ser. Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 9 (1). 1-5. (in Russian).

Merzlyak A.V. (2018). Logisticheskie, informatsionnye i upravlencheskie aspekty evolyutsii ekonomicheskikh paradigm ot ekonomiki masshtaba do setevoy ekonomiki [Logistical, informational and managerial aspects of the evolution of economic paradigms from a economies of scale to network economy].Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (21). 3909-3932. (in Russian). doi: 10.18334/ rp.16.21.2018.

Negroponte N. Bits and Atoms/Wired magazineWire. Retrieved July 05, 2017, from https://www.wired.com/1995/01/negroponte-30/

Platonov V.V. (2007). «Paradoks Solou» dvadtsat let spustya ili ob issledovanii vliyaniya innovatsiy v informatsionnyh tekhnologiyakh na rost proizvoditelnosti [«The Solow Paradox» twenty years later, or on a study of the impact of innovations in information technology on productivity growth]. Finansy i biznes. (3). 28-39. (in Russian).

Politaev V.I. (2016). Realizatsiya integratsionnyh protsessov v innovatsionnoy sfere, sisteme obrazovaniya i naukoemkikh proizvodstvakh Rossiyskoy Federatsii [Implementation of integration processes in the innovative field, the educational system and knowledge-intensive industries of the Russian Federation]. Creative economy. 10 (8). 905-920. (in Russian). doi: 10.18334/ce.10.8.35850.

Working anytime, anywhere: The effects on the world of work, Eurofound and the International Labour OfficeEurofound. Retrieved from https://www.eurofound. europa.eu/sites/default/files/ef_publication/field_ef_document/ef1658en.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.