Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-образовательная среда (ИОС) начальной школы / задачи и свойства ИОС начальной школы / управление функционированием ИОС начальной школы / information and educational environment (IEE) of the elementary school / tasks and properties of the IEE of the elementary school / management of the functioning of the IEE of the elementary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земляченко Людмила Викторовна, Коннова Ульяна Владиславовна, Тараскина Ольга Игоревна

В статье раскрываются организационно-управленческие аспекты функционирования информационно-образовательной среды (ИОС) начальной школы, которая должна быть нацелена, в первую очередь, на обеспечение доступности качественных образовательных услуг для всех субъектов образовательного процесса. ИОС это система, состоящая из множества взаимодействующих компонентов, направленная на объединение всех субъектов образовательного пространства для достижения учебных целей с применением технических и педагогических ресурсов. В статье раскрываются содержательные основы и задачи, свойства информационно-образовательной среды начальной школы. Структурно ИОС начальной школы представлена информационно-программным, организационно-технологическим, методическим, ресурсным компонентами, для эффективного функционирования которых необходимо решить задачи управления развитием ИОС, включающие в себя разработку современного сайта школы; создание локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование ИОС; обеспечение непрерывного электронного документооборота; продуктивное управление образовательной организацией посредством автоматического контроля решения задач всеми структурными подразделениями школы; обеспечение работы механизма обратной связи между образовательной организацией и родителями; подготовку педагогов к работе в условиях цифровой среды; материально-техническое оснащение образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Земляченко Людмила Викторовна, Коннова Ульяна Владиславовна, Тараскина Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the organizational and managerial aspects of the functioning of the information and educational environment (IEE) of an elementary school, which should be aimed, first of all, at ensuring the availability of quality educational services for all subjects of the educational process. IEE is a system consisting of many interacting components, aimed at bringing together all subjects of the educational space to achieve educational goals using technical and pedagogical resources. The article reveals the substantive foundations and tasks, properties of the information and educational environment of elementary school. Structurally, the IEE of the elementary school is represented by the program-strategic, organizational-management, educational-methodical, resource-information components, for the effective functioning of which it is necessary to solve the tasks of managing the development of the IEE, including the development of a modern school website; creation of local regulatory legal acts regulating the functioning of the IEE; ensuring continuous electronic document management between participants in the educational process; creation of conditions for the productive management of an educational organization through automatic control of the solution of problems by all structural divisions of the school; ensuring the operation of the feedback mechanism between the educational organization and parents; training teachers to work in a digital environment; material and technical equipment of the educational process.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Литература:

1. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, O.P. Галимов. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 40 с.

2. Зебзеева, В.А. Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях общения с природой / В.А. Зебзеева, М.Н. Пономарева // Вектор науки. Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2019. - № 3 (38). - С. 13-19

3. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. - Ижевск-Москва: Удмуртского государственного университета, 2001. - 103 с.

4. Знаменская, О.В. О формировании исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста / О.В. Знаменская, К.Э. Высокое // Вопросы развития современной науки и техники. - 2020. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/o-formirovanii-issledovatelskih-umeniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02.06.2023)

5. Иванова, H.A. Развитие исследовательских умений у старших дошкольников, посредством их включения в проектную деятельность / H.A. Иванова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №12-3. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-issledovatelskih-umeniy-u-starshih-doshkolnikov-posredstvom-ih-vklyucheniya-V" proektnuyu-deyatelnost (дата обращения: 02.06.2023)

6. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников: учеб. пособие / З.А. Михайлова, Т.Н. Бабаева, K.M. Кларина, З.А. Серова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. -260 с.

7. Поддъяков, H.H. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка - дошкольника / H.H. Поддъяков // Исследователь. - 2009. - №2. - С. 68-79

8. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддьяков. - М.: Эребус, 2006. - 264 с.

9. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Л.Н. Прохорова. -М.: «Аркти», 2004.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинщтейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

11. Савенков, А.Н. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И Савенков. -Ярославль: Академия развития, 2002. - 160 с.

12. Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников: учебно-методическое пособие / А.И. Савенков. - Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. -453 с.

13. Семенова, H.A. Исследовательская деятельность учащихся / H.A. Семенова // Начальная школа. - 2006. - № 2. -С. 45-49

14. Скопина, М.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС / М.А. Скопина. - URL: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-dou-po-fgos.html#i (дата обращения: 23.08.2021)

15. Тумакова, O.E. Организация проблемного обучения в детском саду / O.E. Тумакова, М.Ю. Евдешина, O.A. Колотухина// Детский сад: теория и практика. -2012. -№ 6. - С. 50-59

16. Утюмова, Е.А. Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений / Е.А. Утюмова, Л.В. Воронина // Педагогическое образование в России. - 2022. -№3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-issledovatelskih-umeniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-V" protsesse-razvitiya-matematicheskih-predstavleniy (дата обращения: 02.06.2023)

Педагогика

УДК 37.017.925

кандидат педагогических наук, доцент Земляченко Людмила Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); учитель начальных классов Коннова Ульяна Владиславовна Муниципальное образовательное учреждение «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа № 17» (г. Саранск);

студентка факультета педагогического и художественного образования Тараскина Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск)

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье раскрываются организационно-управленческие аспекты функционирования информационно-образовательной среды (ИОС) начальной школы, которая должна быть нацелена, в первую очередь, на обеспечение доступности качественных образовательных услуг для всех субъектов образовательного процесса. ИОС - это система, состоящая из множества взаимодействующих компонентов, направленная на объединение всех субъектов образовательного пространства для достижения учебных целей с применением технических и педагогических ресурсов. В статье раскрываются содержательные основы и задачи, свойства информационно-образовательной среды начальной школы. Структурно ИОС начальной школы представлена информационно-программным, организационно-технологическим, методическим, ресурсным компонентами, для эффективного функционирования которых необходимо решить задачи управления развитием ИОС, включающие в себя разработку современного сайта школы; создание локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование ИОС; обеспечение непрерывного электронного документооборота; продуктивное управление образовательной организацией посредством автоматического контроля решения задач всеми структурными подразделениями школы; обеспечение работы механизма обратной связи между образовательной организацией и родителями; подготовку педагогов к работе в условиях цифровой среды; материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда (ИОС) начальной школы, задачи и свойства ИОС начальной школы, управление функционированием ИОС начальной школы.

Annotation. The article reveals the organizational and managerial aspects of the functioning of the information and educational environment (IEE) of an elementary school, which should be aimed, first of all, at ensuring the availability of quality educational

services for all subjects of the educational process. IEE is a system consisting of many interacting components, aimed at bringing together all subjects of the educational space to achieve educational goals using technical and pedagogical resources. The article reveals the substantive foundations and tasks, properties of the information and educational environment of elementary school. Structurally, the IEE of the elementary school is represented by the program-strategic, organizational-management, educational-methodical, resource-information components, for the effective functioning of which it is necessary to solve the tasks of managing the development of the IEE, including the development of a modern school website; creation of local regulatory legal acts regulating the functioning of the IEE; ensuring continuous electronic document management between participants in the educational process; creation of conditions for the productive management of an educational organization through automatic control of the solution of problems by all structural divisions of the school; ensuring the operation of the feedback mechanism between the educational organization and parents; training teachers to work in a digital environment; material and technical equipment of the educational process.

Key words: information and educational environment (IEE) of the elementary school, tasks and properties of the IEE of the elementary school, management of the functioning of the IEE of the elementary school.

Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева и Ульяновский государственный педагогическийуниверситет имени И.Н. Ульянова) по теме «Цифровая обучающая экосистема начальной школы: от замысла к реализации»

Введение. В современных условиях перед общеобразовательными организациями поставлена задача непрерывного повышения качества образовательных услуг за счет реализации новых подходов и технологий обучения, а также грамотной организации профессиональной деятельности педагогов и администрации образовательных организаций в условиях цифровизации [10; 11; 16]. Одним из приоритетов становится создание информационно-образовательной среды (ИОС), комфортной для эффективного и продуктивного взаимодействия в ней всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Сегодня информационно-образовательные среда школы, к сожалению, в основном, направлена на обучающихся как субъектов образовательной деятельности и позволяет учесть их индивидуальные особенности, круг интересов, успехи в творческой и учебно-исследовательской деятельности. Степень же вовлечения в ИОС других участников образовательного процесса находится на низком уровне, что связано, в первую очередь с отсутствием должного механизма управления процессом информатизации, а также с несовершенством существующих схем взаимодействия и взаимоинформирования между субъектами образования в информационном поле.

В связи с этим, необходима оптимизация структуры ИОС, систематизация методов управления этой средой, которые должны быть нацелены, в первую очередь, на обеспечение доступности качественных образовательных услуг для всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).

Изложение основного материала статьи. Вопросам цифровизации в сфере образования посвящены труды В.В. Зубовой [5], Т.Ф. Кузнецовой [8], Е.В. Масланова [10], А.А. Строкова [15], О.Н. Томюк, М.А. Дьячковой, Н.Б. Кирилловой, А.Ю. Дудчик [16] и др. Научная мысль направлена на изучение специфики формирования цифрового общества, роли цифровых ресурсов и технологий в становлении цифровой культуры личности и социума.

На современном этапе развития науки нет единых подходов к определению понятия «информационно-образовательная среда». В ряде случаев, акцент в них ставится на средства технического обеспечения данной среды, информационные ресурсы и процесс управлениями ими [6; 7].

Е.А. Гончарова, О.В. Куренкова, И.В. Ромахова определяют ИОС как включенный в систему набор средств технического обеспечения, находящихся в неразрывной связи с субъектами учебного процесса [4, С. 21].

П.С. Ломаско и А.В. Голоушкина определяют ИОС, во-первых как, как совокупность программно-технических средств, а во-вторых, как педагогическую систему, образованную в процессе взаимодействия субъектов образовательной системы и информационно-образовательного поля [9, С. 56].

О.В. Башарина под ИОС образовательной организации понимает совокупность мер педагогического воздействия, включающих в себя информационные ресурсы, компьютерные средства передачи данных в ходе учебной работы, средства управления учебно-познавательной деятельностью, педагогические приемы и методы, направленные на формирование социально-активной личности, характеризующейся необходимой степенью профессиональных навыков [1, С. 69].

В. В. Зубова наиболее полно и точно, на наш взгляд, определяет ИОС как целостную информационную среду, объединяющую в себе все средства аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, оказывающие необходимую поддержку при передаче информации и организующие учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли получать качественные образовательные услуги и самостоятельно осваивать профессиональные знания и умения [5, С. 37].

Различные точки зрения на сущность понятия ИОС подтверждают, что это система, состоящая из множества взаимодействующих компонентов, направленная на объединение всех субъектов образовательного пространства для достижения учебных целей с применением разного рода технических и педагогических ресурсов. В частности, О.А. Савельева, Е.В. Ермолович выделяют программно-стратегический (учебные программы и педагогические средства с использованием ИКТ), организационно-управляющий (управление процессом информатизации со стороны руководства), учебно-методический (дистанционные методы преподавания традиционных дисциплин); ресурсно-информационный (техническое оснащение рабочих мест, применение цифровых образовательных ресурсов) компоненты [14, С. 124].

ИОС образовательной организации выполняет следующие задачи:

- информационно-методическая поддержка образовательной деятельности субъектов учебного процесса;

- создание целевых установок для улучшения показателей качества образовательного процесса и контроль за их выполнением;

- построение доступной и качественной модели управления образовательной организацией;

- создание беспрепятственного доступа к информационным ресурсам для возможности работы с ними;

- создание условий для постоянного, в том числе, дистанционного взаимодействия участников учебного процесса;

- развитие эффективного взаимодействия со специализированными организациями иных сфер (образования, медицины, спорта), а также с учреждениями, реализующими дополнительные услуги в области образования [2, С. 25].

Таким образом, сущность и задачи ИОС образовательного учреждения доказывают точку зрения о том, что данная среда помимо того, что включает в себя набор информационно-технических средств, соответствующих требованиям современных стандартов, представляет собой еще и педагогическую систему, предъявляющую ряд требований к профессиональной деятельности педагогов в части применения ими информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В настоящее время качественная ИОС начальной школы должна обладать рядом свойств, способствующих личностному саморазвитию младшего школьника, проявлению своих индивидуальных способностей в ходе познавательной деятельности:

- результативность деятельности учащихся начальных классов в условиях ИОС обусловлена, в первую очередь, обеспеченностью процесса обучения необходимыми компонентами ИОС: цифровым оборудованием и информационно-коммуникативными технологиями, адаптированным под младший школьный возраст информационно-библиотечный фонд;

- открытость и свобода доступа к цифровой платформе, возможность своевременного, беспрепятственного получения участниками образовательного процесса информационных данных; тесная взаимосвязь в ходе индивидуальной или групповой деятельности детей и педагогов, находящихся внутри более обширной зоны ИОС, например ИОС района, города ипр.;

- развитие личностных достижений, повышение степени проявления самостоятельности в процессе обучения;

- способность учащихся к овладению и освоению коммуникативными навыками и умениями [16];

- комфортность, подразумевающая создание наиболее благоприятной среды для реализации учебной деятельности на основе ИКТ;

- безопасность, означающая устойчивое существование и функционирование программно-телекоммуникационную среды, а также способность к предотвращению или устранению различного рода угроз;

- открытость для преобразований и трансформаций внешней среды, позволяющая свободно взаимодействовать с иными организациями социальной сферы;

- целостность, которой обеспечивается последовательная структура организации образовательного процесса начальной школы;

- рефлексивность, которая, наряду с самоорганизацией субъектами образования учебного процесса обучающихся в зависимости от возрастных особенностей подразумевает понимание самими обучающимися ценности образования как процесса получения новых знаний и умений, и как процесса информационной социализации личности;

- полифункциональность, проявляющаяся в том, что ИОС начальной школы может не только воспитать у младших школьников запрашиваемыми обществом личностные качества, но и способствовать проявлению обучающимися инициативности и самостоятельности [3].

Организационно-управленческий аспект функционирования ИОС начальной школы заключается в обеспечении взаимоинформирования, постановки целей и задач учебного процесса и контроля процессов взаимодействия участников образовательного процесса, в частности:

- разработка современного сайта школы;

- создание и утверждение локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс внутришкольного взаимоинформирования;

- обеспечение непрерывного электронного документооборота в школе;

- продуктивное управление образовательной организацией посредством автоматического контроля решения задач всеми структурными подразделениями школы;

- обеспечение выполнения требований законодательства в области информатизации образования;

- обеспечение работы механизма обратной связи между образовательной организацией и родителями.

Решение указанных задач организационно-управленческой составляющей подразумевает обеспечение эффективности процессов информирования и инфообмена. Это означает, что вся деятельности по организации и управлению учебным процессом, а также учебно-методическая практика должны функционировать непосредственно во внутришкольной ИОС с рассмотрением, обсуждением и решением проблем образовательной среды и последующей передачей ценного опыта.

Для эффективного функционирования ИОС в современных быстроменяющихся условиях необходимо обучить педагогов работе с ИКТ, обеспечить информационную поддержку для успешного развития профессиональных компетенций. Для этого необходимо:

- разместить на сайте обучающие курсы и другие образовательные материалы;

- обеспечить прохождение педагогами курсов повышения квалификации;

- выявить возможности сервисов сети для применения в профессиональной деятельности;

- способствовать использованию педагогическими работниками возможностей облачных сервисов для организации учебного процесса;

- создать возможность участия педагогов в вебинарах и онлайн-конференциях;

- повысить качество представительства от школы на различных крупных мероприятиях городского, областного значения.

При выборе сетевых серверов для использования в учебном процессе педагог должен соотнести возможности сервиса с определенными задачами учебной деятельности, разработать программу применения сетевых сервисов в педагогической практике. Управленческими решениями становятся:

- обеспечение возможности доступа педагогов и обучающихся к глобальной сети для использования с его помощью программно-аппаратных инструментов в образовательном процессе в учебное, а также внеурочное время;

- разработка сервиса для создания и проведения интерактивных уроков;

- создание условий для реализации технологии индивидуализации обучения;

- применение дистанционных технологий для взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;

- обеспечение сетевого взаимодействия школы с образовательными организациями и учреждениями культуры, здравоохранения и др.

Наиболее важной становится технологическая составляющая образовательного процесса, что подразумевает наличие: информационных экранов для размещения важной и полезной информации (расписание занятий, объявления и прочее); медиацентров, состоящих из ПК с доступом к глобальной сети, а также к различным поисково-библиотечным системам и специализированным программным комплексам; кабинетами администраторов, оборудованными специальными программными комплексами для организации учебного процесса (электронная почта, программа создания расписания уроков и прочее); зал для проведения онлайн-конференций и вебинаров (мультимедийное оборудование: аудиовизуальные средства обучения, цифровые программируемые устройства); учебные классы с автоматизированным рабочим местом учителя, представленным всеми необходимыми техническими и программными средствами (компьютер (ноутбук), мультимедиа-проектор (интерактивная доска), принтер, сканер); серверная (сервер контентной фильтрации); система видеонаблюдения (уличные и внутренние видеокамеры); система контроля доступа в образовательную организацию (электронная проходная); цифровые лаборатории.

Выводы. Таким образом, ИОС начальной школы - важнейшая часть образовательного процесса, задачей которой является обеспечение высокого качества образования при его всеобщей доступности. Для эффективного функционирования данной среды необходимо грамотно управлять ее развитием, постоянно актуализируя и совершенствуя материально-техническое оснащение, нормативное и программно-методическое обеспечение.

Литература:

1. Башарина, О.В. Историография и современное состояние проблемы проектирования информационно-образовательной среды системы профессионального образования / О.В. Башарина // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - № 3. - С. 68-75

2. Воронина, Ю.В. Инклюзивная медиасреда как часть информационно-образовательной среды современной школы / Ю.В. Воронина, О.В. Григорьева // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2018. - № 24. - С. 22-34

3. Голобородько, Е.Е. Основные характеристики информационной образовательной среды начальной школы / Е.Е. Голобородько // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: сборник статей по материалам XVII международной конференции / под ред. В.П. Галенко, H.A. Лобанова; Северо-Кавказский федеральный университет. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 160-162

4. Гончарова, Е.А. Информатизация начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Е.А. Гончарова, О.В. Куренкова, И.В. Ромахова // Интеграция науки и практики в современных условиях: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции / Научный редактор Г.Ф. Гребенщиков; Перо. - Москва, 2016. -С. 21-24

5. Зубова, В.В. К вопросу об определении понятия электронной информационно-образовательной среды / В.В. Зубова // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 10. - С. 35-38

6. Кормилицына, Т.В. Методы и средства активного обучения в аспекте новой цифровой педагогики / Т.В. Кормилицына // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - №12, Т. 2. - С. 46-52

7. Кравцов, В.В. Информационно-образовательная среда современной школы / В.В. Кравцов // Образование и педагог в условиях информационного социума : взгляд из будущего: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. редакторы С.П. Машовец, Н.Б. Москвина; Дальневосточный федеральный университет. - Уссурийск, 2017. - С. 214-216

8. Кузнецова, Т.Ф. Цифровизация как культурная ценность и цифровые технологии / Т.Ф. Кузнецова // Горизонты гуманитарного знания. - 2019. - № 5. - С. 3-13. - URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1100. (дата обращения: 04.05.2023)

9. Ломаско, П.С. Информационно-образовательная среда начальной школы как фактор совершенствования взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса / П.С. Ломаско, A.B. Голоушкина // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции ; Наука и просвещение. - Пенза, 2017. - С. 54-57

10. Масланов, Е.В. Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем / Е.В. Масланов // Цифровой ученый: лаборатория философа. - 2019. - Т.2, № 1. - С. 6-21

11. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»: [утвержден Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий, для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 28 мая 2019 г.]. - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdf?utm referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения: 30.04.2023)

12. Паспорт Федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда»: [утвержден Президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 г."|. - URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF51ZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 30.04.2023)

13. Проценко, С.И Формирование готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности / С.И. Проценко, Л.А. Сафонова // Гуманитарные науки и образование. 2021. -№2, Т. 12. - С. 83-93

14. Савельева, O.A. Компьютерные информационно-образовательные среды как средство совершенствования системы подготовки студентов специальности «Психология» / O.A. Савельева // Развитие системы образования в России XXI века: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции; Сибирский федеральный университет. -Красноярск, 2003. - С. 122-126

15. Строков, A.A. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / A.A. Строков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т.8. №2. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1081?locale=ru_RU. (дата обращения: 30.04.2023)

16. Томюк, О.Н. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся / О.Н. Томюк, М.А. Дьячкова, Н.Б. Кириллова, А.Ю. Дудчик // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 6 (42). -С. 422-434

17. Тычинская, A.A. Современная цифровая образовательная среда в начальной школе / A.A. Тычинская, Д.В. Некряч // Modern Science. - 2020. - № 11,- С. 293-296

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203. «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919. (дата обращения: 04.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.