Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1897 Г.: ИСТОРИЯ ВОПРОСА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1897 Г.: ИСТОРИЯ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская статистика / Всероссийская перепись 1897 г. / организация переписной кампании / принципы статистического учета / переписная комиссия / статистический учет / счетчик / переписные листы / Russian statistics / All-Russian census of 1897 / organization of the census campaign / principles of statistical accounting / census commission / statistical accounting / enumerator / census forms

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скопа Виталий Александрович

В статье рассматривается организационно-технологическая подготовка к Всероссийской переписи населения 1897 года. В ходе подготовительных мероприятий решались вопросы финансирования, организации работы в центре и на местах, механизмы формирования статистических данных. Внимание было обращено на достигнутые успехи в теории и практике статистического учета, которые заимствовались с целью выработки основных принципов переписной кампании. На расходы по производству переписи было заложено 4 млн. рублей. В эту сумму закладывалась и оплата труда, и организационные мероприятия. Организационно во главе переписи была поставлена главная переписная комиссия. Общие принципы руководства переписью были возложены на МВД. К числу органов, осуществлявших статистический учет, были отнесены переписные комиссии в губерниях и областях; в уездах и округах; в отдельных городах и прочие городские комиссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Скопа Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL PREPARATION OF THE ALL-RUSSIAN POPULATION CENSUS IN 1897: BACKGROUND

The article deals with the organizational and technological preparation for the All-Russian population census of 1897. During the preparatory activities, issues of financing, organization of work in the center and in the field, and mechanisms for generating statistical data were resolved. Attention was drawn to the successes achieved in the theory and practice of statistical accounting, which were borrowed into the basic principles of the census campaign. 4 million rubles were allocated for the cost of the census. This amount included both wages and organizational measures. Organizationally, the main census commission was placed at the head of the census. The general principles of census management were entrusted to the Ministry of the interior. The bodies carrying out statistical accounting included: census commissions in provinces and regions; counties and districts; in individual cities and other city commissions.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1897 Г.: ИСТОРИЯ ВОПРОСА»

Если чиновник приезжал только временно (командировка), жилье выдавалось на весь этот промежуток. Если чиновника назначили в данный город, квартира выдавалась на «7 дней по истечению которых должен перейти в нанятую им от себя квартиру» (пункт 50) [3, л. 63].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что государство стремилось обеспечить благополучное проживание чиновников на территории губернии. При этом оно передавало решение жилищных и финансовых проблем непосредственно на местный уровень, распределяя эту обязанность между военным губернатором каждой губернии и квартирной комиссией. Данная система существовала в России вплоть до периода Великих реформ.

Литература и источники

1. Алексушин Г.В. История губернаторской власти в России (1708-1917 гг.): монография. - Самара: Из-во АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2006.

2. Беседовская А.В. Система местного самоуправления на Южном Урале в период модернизации российского общества (вторая половина XIX - начало XX века). - Оренбург. 2006.

3. Центральный государственный архив Республики Башкортостан. Ф. И-6. Оп.1 Д. 436.

References and Sources

1. Aleksushin G.V. Istoriya gubernatorskoj vlasti v Rossii (1708-1917 gg.): monografiya. - Samara: Iz-vo ANO «IA VVS» i ANO «Retrospektiva», 2006.

2. Besedovskaya A.V. Sistema mestnogo samoupravleniya na Yuzhnom Urale v period modernizacii rossijskogo obshchestva (vtoraya polovina XIX -nachalo XX veka). - Orenburg. 2006.

3. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Bashkortostan. F. I-6. Op.1 D. 436.

МИННЕБАЕВА ТАНСЫЛУ АНИСОВНА - аспирант Башкирского государственного университета (г. Уфа). MINNEBAEVA, TANSYLU A. - Ph.D. student, Bashkir State University (Ufa) (tansilu-2010@inbox.ru).

УДК 94(47).083:930.2«1897» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-36-40

СКОПА В. А.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1897 Г.: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Ключевые слова: российская статистика, Всероссийская перепись 1897 г., организация переписной кампании, принципы статистического учета, переписная комиссия, статистический учет, счетчик, переписные листы.

В статье рассматривается организационно-технологическая подготовка к Всероссийской переписи населения 1897 года. В ходе подготовительных мероприятий решались вопросы финансирования, организации работы в центре и на местах, механизмы формирования статистических данных. Внимание было обращено на достигнутые успехи в теории и практике статистического учета, которые заимствовались с целью выработки основных принципов переписной кампании. На расходы по производству переписи было заложено 4 млн. рублей. В эту сумму закладывалась и оплата труда, и организационные мероприятия. Организационно во главе переписи была поставлена главная переписная комиссия. Общие принципы руководства переписью были возложены на МВД. К числу органов, осуществлявших статистический учет, были отнесены переписные комиссии в губерниях и областях; в уездах и округах; в отдельных городах и прочие городские комиссии.

SKOPA, VA.

ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL PREPARATION OF THE ALL-RUSSIAN POPULATION CENSUS IN 1897: BACKGROUND

Key words: Russian statistics, All-Russian census of1897, organization of the census campaign, principles of statistical accounting, census commission, statistical accounting, enumerator, census forms.

The article deals with the organizational and technological preparation for the All-Russian population census of 1897. During the preparatory activities, issues of financing, organization of work in the center and in the field, and mechanisms for generating statistical data were resolved. Attention was drawn to the successes achieved in the theory and practice of statistical accounting, which were borrowed into the basic principles of the census campaign. 4 million rubles were allocated for the cost of the census. This amount included both wages and organizational measures. Organizationally, the main census commission was placed at the head of the census. The general principles of census management were entrusted to the Ministry of the interior. The bodies carrying out statistical accounting included: census commissions in provinces and regions; counties and districts; in individual cities and other city commissions.

Историческое исследование немыслимо без фактологического материала, к которому следует отнести и статистические данные. Анализ и интерпретация полученных артефактов позволяет целостно рассматривать завяленную проблему и комплексно подходить к ее детальной проработке. Обращение к анализу организационных процессов переписных кампаний во многом объясняется и тем, что это позволяет оценить репрезентативность формируемых сведений, выявить особенности обработки полученного материала, более объективно и взвешенно подойти к оценке рассматриваемых явлений и процессов. К тому же, изученный опыт позволяет более

системно подходить к изучению и рассмотрению современных процессов в части оценки репрезентативности сформированных материалов и их адекватности.

Организация и проведение первой Всероссийской переписи населения являлись делом чрезвычайной важности - общегосударственным мероприятием, подготовка к которому велась несколько лет. В отечественной историографии данная проблема изучена в различных ракурсах, плоскостях и территориальных границах. В поле зрения исследователей находились экономическая история, проблемы демографии, особенности развития промышленности и сельского хозяйства, конфессиональная Россия, отдельные регионы империи, источниковедческий анализ и пр. [1, 3, 13, 14]. Материалы первой Всероссийской переписи во многом являются уникальными и их потенциальный ресурс до конца еще не исчерпан как с теоретической точки зрения изучения методологических основ переписной кампании, так и с практической - анализа и интерпретации полученных показателей.

Организационная подготовка к данной переписи началась задолго до 1897 года. В первой половине 90-х годов XIX века были проведены работы организационно-методического и методологического характера, в которые были вовлечены многие министерства и ведомства [7, с. 260]. Были обсуждены вопросы финансирования, организации работы в центре и на местах, механизмы формирования статистических данных [8, с. 72-78; 9, с. 24-27]. Отдельное внимание обращалось на достигнутые успехи в теории и практике как отечественной, так и мировой статистики. Организационным комитетом, созданным при Центральном статистическом комитете, досконально прорабатывались материалы статистических конгрессов и их резолюции [9, с. 88-90]. Учитывался опыт учета народонаселения и отраслевых статистических кампаний. Стоит заметить, что это касалось не только самих принципов учета, но и разработки переписных форм и формирования сведений по ним.

После достижения консенсуса по ключевым вопросам, в 1895 году было издано положение об организации и проведении Всеобщей переписи населения. Данный документ определял перепись как мероприятие, которое призвано «привести в известность численность, состав и местное распределение всех жителей империи обоего пола, всякого возраста, состояния, вероисповедания и племени как русских подданных так иностранцев» [10, л. 259-261]. На расходы по производству данной кампании было положено отпустить около 4 млн. рублей [11, с. 3-4]. В эту сумму закладывались и оплата труда, и организационные мероприятия. В документе пояснялось, что сумма могла быть скорректирована, поскольку могли быть изменены затраты, так как предвидеть все возникавшие нюансы кампании практически было невозможно.

Что касается содержания положения, то, по своей сути, оно соответствовало тезисам документов, признанных большинством западноевропейских государств. Стоит отметить, что в основу данного документа были заложены основные достижения, закрепленные на международных статистических конгрессах, целью которых являлось развитие статистических работ и приведение их к единообразию [12, с. 74-79]. В нем был сформулирован общий план переписи - как стратегическая основа, тогда как разработка ее деталей была возложена на главную переписную комиссию. Важно заметить, что положение определяло возможность «привлекать к участию в руководстве народоисчислением всех, кто только мог бы оказать этому делу пользу» [13, с. 174-176]. В то же время основной персонал переписных комиссий представлял собой, согласно этому положению, весьма бюрократическую структуру. Так органы, руководящие переписью, состояли из лиц местной администрации. О представителях науки, специалистах, «Положение...» почти умалчивало. Можно отметить, что упоминались лишь помощники председателя и секретари статистических комитетов, где таковые были [14, с. 248]. Даже статистический совет и тот оставлен был в стороне.

Организационно во главе переписи была поставлена главная переписная комиссия, составленная из представителей разных министерств и ведомств под непосредственным руководством председателя статистического комитета и директора центрального статистического комитета, который в свою очередь был подотчетен министру внутренних дел. Общие принципы руководства переписью были возложены на МВД. К числу местных органов, осуществляющих статистический учет, были отнесены: учрежденные переписные комиссии в губерниях и областях; переписные комиссии в более мелких административно-территориальных единицах - уездах и округах; переписные комиссии в отдельных городах; прочие городские комиссии [15, с. 87-91].

Губернская комиссия учреждалась под непосредственным руководством начальника губернии. Членский состав охватывал все региональные структуры [15, с. 97]. Кроме того, в состав данных комиссий, как определяло положение, «в случае надобности могли быть назначены члены и от других ведомств в зависимости от потребностей, количества проживающих лиц, рода и вида занятий» [15, 97-98]. Немаловажное значение играла и конфессиональная основа. Поэтому в отдельных случаях к кампании привлекали лиц от духовенства как в части организационных основ, так и непосредственно для проведения переписного мероприятия.

Следующую ступень в административно-территориальном статистическом учете составляли уездные переписные комиссии. В них руководителем являлся уездный предводитель дворянства [15, с. 117]. Также в заседаниях комиссии могли быть задействованы лица, которые командировались губернатором. Во многом это было определено тем, что территориальный размах деятельности переписной кампании был огромным, и с целью усиления ее деятельности часто привлекались те или иные лица. В особых переписных комиссиях, которые являлись следующим административно-территориальным звеном в организации и проведении кампании, председательствовали в Петербурге, Москве и Варшаве лица, которые были назначены высочайшей властью [6]. В Одессе, Николаеве, Кронштадте, Севастополе и Керчи председательствовали губернаторы и градоначальники. Их функционал фактически был схожим. Прочие городские комиссии, которые назначались министром, находились под председательством лиц, назначаемых губернаторами. Состав этих комиссий также охватывал все административно-структурные элементы [13, с. 214].

На особые переписные комиссии возлагались обязанности губернских и уездных переписных комиссий в подведомственных им местах, а на городскую комиссию только обязанности уездных переписных комиссий [15, с. 154]. При этом в положении отмечалось, что там, «где в административном отношении не имеется указанных лиц для состава переписных комиссий они заменяются соответствующими лицами по назначению министра внутренних дел» [16, с. 25-31]. Инструкционно и детализировано это прописывалось с целью избежать заминок в процессе переписных работ и указать на местах чиновникам их дополнительный функционал с точки зрения контроля.

Для производства переписного мероприятия административные центры делились на переписные участки [5, с. 38-39; 17, л. 16-21]. Для помощи заведующим переписными участками были определены счётчики, в обязанности которых входила раздача и получение обратно переписных листов, их последующая верификация, пересчет. Заметим, что в селениях они нередко фактически сами заполняли переписные листы в силу малой грамотности местного населения или «немощности сделать» [17, с. 3]. Фактически, исходя из практики организации переписи, счётчики являлись самым низовым звеном переписной кампании. Во многом именно от их грамотности и заинтересованности и зависели успех кампании и репрезентативность формируемого статистического материала. В рекомендациях к организации переписи в качестве счетчиков рекомендовалось привлекать «церковнослужителей; учителей; грамотных из местных обывателей» [19, с. 3-4].

Переписные листы, как основной источник и фундамент всей переписи, представляли собой хозяйственную ведомость с вертикальными графами с 14-ю заголовками и горизонтальными до 10 граф, в которых помещались сведения о каждом лице, подлежащем переписи. Важной составляющей в организации переписи были методические инструкции, которые определяли последовательность механизма сбора сведений и принципы заполнения переписных листов. Так сведения в селеньях заполняли счётчики при содействии волостных старшин и старост. Во владельческих усадьбах и хуторах, на фабриках и заводах заполнялись владельцами или заведующими ими [20, с. 56-58]. Инструкционно прописывалось, что все переписные листы должны были составляться в двух экземплярах.

Переписной листок представлял собой обыкновенный лист бумаги, который был сложен пополам и заключал в себе таким образом четыре страницы. Форма переписных листов не везде была одинакова и, в зависимости «от места и степени культурности того или иного сословия, или того и другого племени, или народа населяющих Россию» могла быть скорректирована (с сторону упрощения) [9]. Несмотря на это, фактически все листы сводились к одной общей форме. Переписные листы для учета крестьян, составлявших самую обширную группу население

разнились от приведённой формы для городского населения, также, как и для населения во владельческих усадьбах.

Переписные листы печатались на русском языке. Там, где местное наречие являлось господствующим или русский язык вызывал затруднение, допускался перевод, но рядом сохранялся русский текст. В отдельных случаях допускались переводы всех листов, которые дублировали русскоязычные формы. Это делалось в основном в отношении национальных окраин (в качестве примера можно привести это Степной край, Кавказ). Возможность самостоятельно разрабатывать инструкционное обеспечение к переписному материалу, с учетом региональных особенностей в дополнение к предложенному, решало многие проблемы, и в первую очередь, -своевременного предоставления статистических данных, их верификации и возможного дополнения. Так, в пояснениях к переписным формам в Степном крае прописывалось, что переписные участки кочующего населения соответствовали волостям, участки оседлого -станицам [21, л.л. 26-27].

Таким образом, детализированный подход к работе позволил комплексно сформировать статистические данные с учетом достижений теории и практики статистической науки. Разработанные теоретико-методологические принципы статистического учета в период кампании 1897 года во многом предопределили последующие переписи населения. Разработанные инструкционные руководства к организации и проведению переписи являлись методическим инструментарием для многих последующих переписных работ, как общегосударственного масштаба, так и регионального.

Литература и источники

1. Акашева А. А. Первая всеобщая перепись населения 1897 года как источник для изучения русского пореформенного города (историографический аспект) // Объединенный научный журнал. - 2005. - № 29. - С. 41-42.

2. БрюхановаЕ. А. Архивные документы переписи 1897 г. в работах исследователей: российская и зарубежная историография // Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. - 2018. - №2 (100). - С. 92-97.

3. Борщик Н. Д. Первая всероссийская перепись населения 1897 г.: делопроизводство и документооборот // Вестник РГГУ. Серия: Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. - 2017. - № 3 (9). - С. 45-53.

4. Скопа В. А. К проблеме инструкционного руководства по заполнению переписных форм (по материалам статистических обследований Томской губернии в конце XIX - начале XX вв.) // Документ как социокультурный феномен. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2010. - Томск, 2010. - С. 274-276.

5. Разживина Д. А. Первая Всероссийская перепись населения 1897 года во Владимирской губернии: работа местных переписных органов // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2012. - № 4. - С. 37-40.

6. Федорова И. С. Документы Государственного архива Кировской области по генеалогии крестьянства XVIII - начала XX вв.: архивоведческое исследование. -М., 2013. - 215 с.

7. Яковлева В. С. Первая перепись населения 1897 года: методологический аспект // NovaInfo.Ru. - 2013. - № 14. - С. 260-261.

8. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи на основании высочайше утвержденного положения 5 июня 1895 года. Наставление сельским счетчикам. СПб., 1896. - 154 с.

9. Неженцева Н. В. Первая всеобщая перпись населения Российской империи 1897 г.: обзор нормативных документов // Известия Алтайского государственного университета. - 2019. - № 6 (110). - С. 87-91.

10. Российский государственный исторический архив Ф. 1290. Оп. 10. Д. 159.

11. Котельников А. Н. Первая всенародная перепись в России // Хозяин. - 1895. - № 27.

12. Котельников А. Н. История производства и разработки всеобщей переписи населения 28 января 1897 г. Санкт-Петербург: кн. маг. «Наша жизнь», 1909. - 124 с.

13. Воблый В. К. Переписи населения. - М.-Л., 1940. - 315 с.

14. КаблуковН. А. Статистика. Изд. 2-е, пересм. и доп. М., 1915. - 384 с.

15. Пландовский В. Народная перепись. СПб., 1898. - 297 с.

16. Первая всеобщая перепись населения Российской империи на основании высочайше утвержденного 5 июня 1895 года положения 1897 года. Санкт-Петербург, 1896. Вып. 1: Часть общая. Инструкции, наставления, переписные листы, перечневые ведомости, обложки ведомости для подсчета и примеры заполнения листов, 20 ноября 1896 г. - 89 с.

17. Центральный государственный архив Республики Казахстан Ф. 460. Оп. 1. Д. 59.

18. Скопа В. А. Инструктивно-методическое обеспечение статистических кампаний по материалам Западной Сибири и Степного края второй половины XIX - начала XX вв. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - URL: http://www.science-education.ru/120-16124.

19. Штейнфельд Н. П. Дневник заведующего переписным участком в глухой провинции // Русское богатство. - 1897. -Октябрь.

20. Елисеева И. И. История государственной статистики России. 1811-2011. - М., 2013. - 187 с.

21. Центральный государственный архив Республики Казахстан Ф. 393. Оп. 1. Д. 128.

References and Sources

1. Akasheva A. A. Pervaya vseobshchaya perepis' naseleniya 1897 goda kak istochnik dlya izucheniya russkogo poreformennogo goroda (istoriograficheskij aspekt) // Ob"edinennyj nauchnyj zhurnal. - 2005. - № 29. - S. 41-42.

2. Bryuhanova E. A. Arhivnye dokumenty perepisi 1897 g. v rabotah issledovatelej: rossijskaya i zarubezhnaya istoriografiya // Izvestiya AltGU. Istoricheskie nauki i arheologiya. - 2018. - №2 (100). - S. 92-97.

3. Borshchik N. D. Pervaya vserossijskaya perepis' naseleniya 1897 g.: deloproizvodstvo i dokumentooborot // Vestnik RGGU. Seriya: Dokumentovedenie i arhivovedenie. Informatika. Zashchita informacii i informacionnaya bezopasnost'. - 2017. - N° 3 (9). - S. 45-53.

4. Skopa V. A. K probleme instrukcionnogo rukovodstva po zapolneniyu perepisnyh form (po materialam statisticheskih obsledovanij Tomskoj gubernii v konce XIX - nachale XX vv.) // Dokument kak sociokul'turnyj fenomen. Sbornik materialov IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - 2010. - Tomsk, 2010. - S. 274-276.

5. Razzhivina D. A. Pervaya Vserossijskaya perepis' naseleniya 1897 goda vo Vladimirskoj gubernii: rabota mestnyh perepisnyh organov // Novyj universitet. Seriya: Aktual'nye problemy gumanitarnyh i obshchestvennyh nauk. - 2012. - № 4. - S. 37-40.

6. Fedorova I. S. Dokumenty Gosudarstvennogo arhiva Kirovskoj oblasti po genealogii krest'yanstva XVIII - nachala XX vv.: arhivovedcheskoe issledovanie. -M., 2013. - 215 s.

7. YAkovleva V. S. Pervaya perepis' naseleniya 1897 goda: metodologicheskij aspekt // NovaInfo.Ru. - 2013. - № 14. - S. 260-261.

8. Pervaya vseobshchaya perepis' naseleniya Rossijskoj Imperii na osnovanii vysochajshe utverzhdennogo polozheniya 5 iyunya 1895 goda. Nastavlenie sel'skim schetchikam. SPb., 1896. - 154 s.

9. Nezhenceva N. V. Pervaya vseobshchaya perpis' naseleniya Rossijskoj imperii 1897 g.: obzor normativnyh dokumentov // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2019. - № 6 (110). - S. 87-91.

10. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv F. 1290. Op. 10. D. 159.

11. Kotel'nikov A. N. Pervaya vsenarodnaya perepis' v Rossii // Hozyain. - 1895. - № 27.

12. Kotel'nikov A. N. Istoriya proizvodstva i razrabotki vseobshchej perepisi naseleniya 28 yanvarya 1897 g. Sankt-Peterburg: kn. mag. «Nasha zhizn'», 1909. - 124 s.

13. Voblyj V. K. Perepisi naseleniya. - M.-L., 1940. - 315 s.

14. Kablukov N. A. Statistika. Izd. 2-e, peresm. i dop. M., 1915. - 384 s.

15. Plandovskij V. Narodnaya perepis'. SPb., 1898. - 297 s.

16. Pervaya vseobshchaya perepis' naseleniya Rossijskoj imperii na osnovanii vysochajshe utverzhdennogo 5 iyunya 1895 goda polozheniya 1897 goda. Sankt-Peterburg, 1896. Vyp. 1: Chast' obshchaya. Instrukcii, nastavleniya, perepisnye listy, perechnevye vedomosti, oblozhki vedomosti dlya podscheta i primery zapolneniya listov, 20 noyabrya 1896 g. - 89 s.

17. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan F. 460. Op. 1. D. 59.

18. Skopa V. A. Instruktivno-metodicheskoe obespechenie statisticheskih kampanij po materialam Zapadnoj Sibiri i Stepnogo kraya vtoroj poloviny XIX - nachala XX vv. // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - №6. - URL: http://www.science-education.ru/120-16124.

19. Shtejnfel'd N. P. Dnevnik zaveduyushchego perepisnym uchastkom v gluhoj provincii // Russkoe bogatstvo. - 1897. - Oktyabr'.

20. Eliseeva I. I. Istoriya gosudarstvennoj statistiki Rossii. 1811-2011. - M., 2013. - 187 s.

21. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan F. 393. Op. 1. D. 128.

СКОПА ВИТАЛИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания, заведующий кафедрой философии и культурологии Алтайского государственного педагогического университет (sverhtitan@rambler.ru).

SKOPA, VITALIY A. - Doctor of History, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Head of the Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State Pedagogical University (sverhtitan@rambler.ru).

УДК 94(47).081/083:631.61 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-40-44

ИБРАГИМОВ МУСА М. ПРОБЛЕМА МАЛОЗЕМЕЛЬЯ В ГОРНЫХ РАЙОНАХ ЧЕЧНИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ И ПОПЫТКИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ЖИТЕЛЯМИ СЕЛА ГУНИ

Ключевые слова: Чечня, Х1Х век, село Гуни, Веденский округ, земельная реформа, земельная собственность, хуторские поселения.

Статья посвящена одной из недостаточно изученных проблем истории Чечни XIX - начала ХХ вв., связанной с распределением и пользованием пахотных и пастбищных земель в чеченском обществе. На основе переписки с различными начальствующими органами царской администрации жителей села Гуни, Веденского округа, имеющейся в архивных документах, раскрыты некоторые пути решения проблемы нехватки земель в нагорной полосе Чечни. С точки зрения авторов обращений, одними из способов решения этой проблемы считались разрешение властями создания хуторских поселений, а также обеспечение права на владение участками земли, очищенными из-под леса, в соответствии с распоряжением Начальника Терской области от 8 июля 1867 года. Для властей расселение чеченцев мелкими хуторами представлялось крайне нежелательным, так как оно затрудняло надзор за жизнью горцев. Тем не менее, в силу экономической необходимости, такие разрешения (поначалу нередко временные) все же выдавались, и некоторые из образовавшихся таким образом хуторов к 1917 году разрослись до масштабов селений.

IBRAGIMOV, MUSA M.

THE PROBLEM OF LAND SCARCITY IN THE MOUNTAINOUS REGIONS OF CHECHNYA IN THE XIX - EARLY XX CENTURUES AND ATTEMPTS TO SOLVE IT BY RESIDENTS OF THE VILLAGE OF GUNI

Key words: Chechnya, XIX century, Guni village, Vedensky district, land reform, land ownership, farm settlements.

The article is devoted to one of the insufficiently studied problems of the history of Chechnya of the XIX - early XX centuries, related to the distribution and use of arable and pasture lands in Chechen society. On the basis of correspondence of residents of the village of Guni, Vedensky district, available in archival documents, with various governing bodies of the tsarist administration, some ways of solving the problem of land shortage in the mountainous strip of Chechnya are revealed. From the point of view of the authors of the appeals, one of the ways to solve this problem is to allow the authorities to create farm settlements, as well as to ensure the right to own plots of land cleared from under the forest, in accordance with the order of the Head of the Tersk region of July 8, 1867. For the authorities, the resettlement of Chechens in small farms seemed extremely undesirable, since it made it difficult to monitor the life of the highlanders. However, due to economic necessity, such permits (at first, often temporary) were still issued, and some of the farms thus formed by 1917 grew to the scale of villages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.