Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
211
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожар / безопасность / защита / судно / fire / safety / protection / ship

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — А.В. Дейнекин, В.А. Паламарчук

В данной статье рассматриваются системы пожаротушений на судах, типы систем пожаротушения, влияние их на безопасность экипажа, возможности борьбы за живучесть судна и вероятные последствия, к которым приводит несвоевременное обслуживание систем пожаротушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND TECHNICAL SUPPORT OF FIRE SAFETY ON SHIPS

This article discusses fire extinguishing systems on ships, types of fire extinguishing systems, their impact on the safety of the crew. Possibilities of fighting for the survivability of the vessel and probable consequences of late maintenance of fire extinguishing systems.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ»

УДК 614.84

А.В. Дейнекин, В.А. Паламарчук

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: alex. deinekin2001 @gmail.com

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ

В данной статье рассматриваются системы пожаротушений на судах, типы систем пожаротушения, влияние их на безопасность экипажа, возможности борьбы за живучесть судна и вероятные последствия, к которым приводит несвоевременное обслуживание систем пожаротушения [1].

Ключевые слова: пожар, безопасность, защита, судно.

A.V. Deynekin, V.A. Palamarchuk

Kamchatka State Technical University,

Petropavlovsk-Kamchatsky 683003 e-mail: alex. deinekin2001 @gmail.com

ORGANIZATIONAL AND TECHNICAL SUPPORT OF FIRE SAFETY ON SHIPS

This article discusses fire extinguishing systems on ships, types of fire extinguishing systems, their impact on the safety of the crew. Possibilities of fighting for the survivability of the vessel and probable consequences of late maintenance of fire extinguishing systems.

Key words: fire, safety, protection, ship.

Всем известно, что пожарная безопасность является неотъемлемой частью любого транспортного средства либо сооружения. Системы пожаротушения призваны не только предупредить экипаж о возникновении опасности, но и локализировать ее без последствий для экипажа или транспортного средства. Именно поэтому есть необходимость рассмотрения данной темы [2, 3].

Работа связана с анализом систем пожаротушения на судах с целью грамотного обеспечения и развития систем пожаротушения непосредственно на судах.

В противопожарных судовых системах существует масса разрядов обслуживающих механизмов, систем управления и контроля над ними. В их число входят дренчерные, спринклерные, водяные установки, углекислотные, порошковые, пенные системы пожаротушения, а также стационарные устройства ликвидации огня.

Для защиты от пожара машинных и насосных отделений всех видов судов их оборудуют установками и системами пенного пожаротушения. При больших размерах кораблей устанавливают сразу несколько установок и систем, которые защищают свой участок на судне. Процесс создания пены осуществляется с помощью смесителя, где смешивается пенообразователь с водой (табл. 1). Пена подается через эжектор в место, где произошло возгорание. Ниже мы привели таблицу плотности пены для отдельного типа судна и отделения.

Таблица 1

Отношение пенообразователя к воде

Тип судна, отделение Кратность пены

Морские суда, нефтеналивные танкеры 1 : 10 (низкая кратность)

Сухогрузы, рефрижераторные 1 : 50 - 1 : 150 (средняя кратность)

Машинные отделения, грузовые помещения 1 : 1 000 (высокая кратность)

Толщина пены составляет примерно 15-20 см при расходе 150 л на 1 м3, в количественном эквиваленте это 15 л воды на 0,75 л пенообразователя.

Порошковые системы пожаротушения обязательны к установке на судах, перевозящих взрывоопасные сжиженные газы. Активным веществом в системах данного типа пожаротушения являются: поташ, квасцы, углекислая сода, которые распыляются при помощи азота или инертного газа. Системы состоят из станций, в которых устанавливаются емкости с порошком, к которым присоединяют газовые баллоны. Данную систему устанавливают в отделения с электрооборудованием, в малярных отсеках, на газо- и химовозах и судах, которые перевозят легковоспламеняющиеся и взрывоопасные грузы.

Если вероятность возникновения пожара достаточно высокая, то суда оборудуют углекис-лотными системами пожаротушения, устанавливая их в машинных и грузовых отделениях. Такую систему запускают, если другим методом не удалось локализовать огонь.

Также возможно использование альтернативных средств пожаротушения. К ним относятся химические агенты - инертные газы, жидкости с высокой степенью испарения. Инертные газы поступают в газоочистительные аппараты, основанные на промывке газа жидкостью. Такую систему пожаротушения используют на сухогрузах, рефрижераторах, наливных танкерах. Легко-испаряющиеся жидкости в системе тушения являются галоидированными углеводородами, смесями хладона и бромистого этила, которые находятся в емкостях с антикоррозионным покрытием, а подают их сжатым воздухом к форсункам в помещение, где начался очаг возгорания.

При помощи спринклерных систем осуществляется защита жилых помещений. В их функционал входит локализация очага и снижение температуры при пожаре. Спринклеры открываются при температуре свыше 60 градусов по Цельсию, и вода поступает через разбрызгиватели в помещение. В систему входят пневмогидравлические цистерны, трубопроводы и спринклеры, сигнально-контрольное устройство. Одновременно со срабатыванием системы тушения включается сигнализация, которая доводит до экипажа о возникновении пожара и его расположении.

Дренчерными системами пожаротушения оснащают танкеры, газовозы. При срабатывании системы включается насос, который качает воду из-за борта в трубопровод и потом к разбрызгивателям. Такая система обеспечивает охлаждение металлических частей и палубы.

Кроме всего перечисленного выше, системы судового пожаротушения могут работать по принципу водяных завес и водного орошения: разбрызгиватели устанавливают в подволок помещения, подключая к энергонезависимому насосу с автоматическим срабатыванием или к магистрали. Водяную завесу образуют при помощи щелевых распылителей, присоединенных к пожарной магистрали. Их используют в тех случаях, когда на судне невозможен монтаж огнестойких конструкций. Система пожарного орошения устанавливается на выходе из машинного отделения.

Также, проанализировав различные источники, мы составили таблицу применения различных средств пожаротушения для классов пожара (табл. 2).

Таблица 2

Средства тушения пожара относительно класса пожара

Класс пожара Противодействие пожару

Пожары класса «В»: горение жидких веществ, их смесей и соединений Пена, распыленная вода, порошковый огнетушитель, углекислота, хладоновая система

Пожары класса «С»: горение газообразных веществ и материалов Компактные струи воды, огнетушащие порошки и порошковые огнетушители, хладоновая система

Пожары класса <Ю»: возгорания, связанные с щелочными и подобными металлами и их соединениями при их контакте с водой Теплопоглощающие огнетушащие вещества, не вступающие в реакцию с горящими материалами

Пожары класса «Е»: горение, возникающее при воспламенении находящегося под напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок Огнетушащие вещества, не являющиеся проводниками электричества

При правильном использовании и квалифицированной комплектации судов противопожарными системами экипаж и само судно защищаются от возможного возгорания. Поэтому для защиты от огня необходимо совместно использовать основные и альтернативные системы пожаротушения [4, 5].

При правильном исполнении существующих противопожарных правил пожара можно избежать, т. к. большинство пожаров на судне возникает из-за ненадлежащего монтажа, эксплуатации и несвоевременного обслуживания. Также для предотвращения пожара на судне требуется бдительность не только со стороны судовой администрации, но и экипажа в целом, особенно при наличии на судне огнеопасных грузов, и строгое выполнение противопожарных правил.

Пожар на судне надо предупреждать, не допускать, но если это почему-то не удалось, то необходимо принять все меры к тому, чтобы не дать пожару усилиться, распространиться, и к его ликвидации в кратчайший срок [6].

1 июля 2019 г. на российском научно-исследовательском глубоководном аппарате, который занимался изучением придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, вспыхнул пожар. Его причиной на глубоководном аппарате стало короткое замыкание. В результате погибли 14 моряков-подводников, которые отравились продуктами горения. Ликвидировать огонь удалось благодаря самоотверженным действиям команды. Инцидент произошел в российских территориальных водах. Аппарат был доставлен на военно-морскую базу Североморск [7].

7 декабря 2015 г. в Санкт-Петербурге на «Северной верфи» на ремонтируемом военном корабле произошел хлопок без горения. Причиной взрыва стал газовый баллон. В результате один человек погиб, шесть были доставлены в больницу.

4 ноября 2014 г. пожар вспыхнул в кормовой части большого противолодочного корабля Черноморского флота «Керчь». Огонь охватил 80 кв. м площади. С помощью трех противопожарных катеров он был локализован. БПК «Керчь» находился на плановом ремонте и был пришвартован в Севастопольской бухте. Причиной пожара стал забытый в кубрике нагревательный прибор. Как итог этого случился пожар общей площадью 80 кв. м. В результате происшествия никто из военнослужащих и гражданского персонала завода не пострадал.

28 декабря 2007 г. начался пожар на ремонтном судне Министерства обороны РФ в порту Петропавловска-Камчатского. С борта судна были эвакуированы 48 человек. Один из них, вахтенный матрос-контрактник, был госпитализирован с ожогами дыхательных путей. Площадь пожара составила 200 кв. м. Его очаг располагался вблизи распределительного устройства в машинном отделении.

12 декабря 2019 г. в Мурманске при проведении ремонтных работ произошло возгорание на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». По предварительным данным, огонь возник в первом энергоотсеке. Пожар произошел из-за сварочных работ. Пострадали три человека.

Проанализировав случаи пожаров на судах, можно прийти к выводу, что косвенными, но при этом основными, являются человеческий фактор и несовершенство работы системы автоматического пожаротушения. От человеческого фактора, вызванного неподготовленностью персонала, избавиться практически невозможно, но от несовершенства средств автоматического пожаротушения в XXI в. избавиться можно.

Литература

1. Белов О.А., Парфенкин А.И. Обзор основных факторов снижения безопасности сложных технических систем // Вестник Камчатского государственного технического университета. -2016. - № 35. - С. 11-14.

2. Белов О.А. Аналитический обзор факторов эффективной эксплуатации морского транспорта // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: Материалы Международ. науч.-техн. конф. (17-18 октября 2018 г.). - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2019. - С. 5-9.

3. Белов О.А., Марченко А.А., Труднев С.Ю. Анализ расчетно-аналитических методов прикладных задач технической безопасности // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2015. - № 4. - С. 7-15.

4. Белов О.А. Методология анализа и контроля безопасности судна как сложной организационно-технической системы // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2015. - № 34.- С. 12-18.

5. Белов О.А., Швецов В.А. Обоснование необходимости соблюдения нормативных требований при выполнении электросварочных работ на судах // Наука, образование, инновации: пути

развития: Материалы Девятой Всерос. науч.-практ. конф. (22-24 мая 2018 г.). - Петропавловск-Камчатский, 2018.- С. 21-23.

6. Белов О.А. Общий алгоритм развития опасных ситуаций в судовых условиях // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Восьмой Всерос. науч.-практ. конф (23-25 мая 2017 г.). - Петропавловск-Камчатский, 2017. - С. 51-54.

7. Безопасность мореплавания и ведения промысла: Бюллетень. - Владивосток: Даль-рыбвтуз, 2019. - 61 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.