I ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИКА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
УДК 630*361.2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ
ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА
ORGANIZATIONAL AND TECHNICAL MEASURES TO IMPROVE THE TECHNICAL READINESS OF THE FOREST COMPLEX EQUIPMENT
Вернер Н.Н. (Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, РФ) Werner N. N. (Saint Petersburg state forest engineering University named after S. M.
Kirov, Saint Petersburg, Russia)
Рассмотрены организационно-технические мероприятия по повышению технической готовности оборудования лесного комплекса, включая сервисные контракты, автоматические системы пожаротушения, организацию труда.
Organizational and technical measures to improve the technical readiness of the forest complex equipment, including service contracts, automatic fire extinguishing systems, and labor organization, are considered.
Ключевые слова: лесозаготовительное производство, надежность, техническая готовность, лесные машины, сервисные контракты
Key words: logging production, reliability, technical readiness, forest machines, service contracts
Надежность машин и оборудования лесного комплекса является очень важной характеристикой при выборе предприятиями компаний - поставщиков и конкретных марок техники. За технику известной своей надежность марки компании готовы платить значительные средства. Но при этом достаточно часто забывают, что коэффициент технической готовности машин и оборудования зависит не только от начального качества их проектирования и изготовления, но и от качества ее эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, соответствия характеристик техники условиям ее эксплуатации.
Про обеспечение качества лесной техники на этапе проектирования достаточно подробно рассказано в работе [1], она доступна на сайте журнала, и в данной статье нет необходимости ее подробно цитировать.
Перед решением о приобретении той или иной машины (механизма) для лесопромышленного предприятия, помимо оценки выгодности различных финансовых схем ее оплаты, необходимо всесторонне оценить, на-
сколько оптимально он подходит для природно-производственных условий работы конкретного предприятия [2].
К этим условиям относятся таксационные характеристики эксплуатируемых условий, почвенно-грунтовые условия, климатические условия, рельефные условия, развитость и состояние дорожной сети, наличие и развитость собственных ремонтно-сервисных служб, и качество кадров [3, 4].
Надо также обратить внимание на возможности оснащения современных лесных машин дополнительными опциями, предлагаемыми компаниями - производителями и их дилерами. К таким дополнительным опциям, в том числе, относятся различные защиты - выхлопной трубы, технологического оборудования, радиатора, осветительных приборов, и т.д., а также устройства, облегчающие работу операторов, например камеры заднего вида для форвардеров. Их наличие помогает предотвратить значительное количество аварийных ситуаций, снизить количество поломок техники, а значит повысить ее коэффициент технической готовности [5].
Современная техника требует грамотной и ответственной эксплуатации - это зона ответственности как операторов, так и ремонтно-сервисных служб, вкупе со службой снабжения предприятия.
Операторов необходимо учить и проверять обязательное выполнение ими регламентированных технический обслуживаний, включая калибровку харвестерных головок, обслуживание пильных гарнитур.
Организация качественного сервиса и ремонта современной лесопромышленной техники требует больших вложений не только в материально-техническую базу, но и в подготовку соответствующего персонала, и зачастую является проблемой для лесопромышленных предприятий, особенно мелких и средних.
Помочь в решении данной проблемы могут сервисные контракты для лесных машин и оборудования. Пакетов таких контрактов существует достаточно много, включая даже Full service - предусматривающий выполнение всех работ по поддержанию техники в работоспособном состоянии представителями компании - производителя техники, или дилера. Это позволяет предприятию полностью отказаться от создания и содержания собственной ремонтно-сервисной службы, содержания склада расходных материалов и запасных частей. Но экономически выгодно заключать такой сервисный контракт при больших объемах заготовки древесины и большом количестве техники [6].
Много более дешевые варианты сервисных контрактов предусматривают выполнение регламентированных технических обслуживаний и диагностики представителями компании - производителя техники, или дилера, а также могут включать доставку и заливку оригинальных масел и других расходных жидкостей.
Но надо понимать, что даже закупка качественных расходных жидкостей не гарантирует от связанных с ними поломок машины, если у персонала отсутствует культура труда. Например, если емкость для хранения топлива на лесосеке много времени не чиститься, то какое бы качественное топливо в нее не заливали, слой отстоя на дне емкости, при попадании в бак
машины приведет к серьезной поломке. Если чинить рукава высокого давления «на коленке», не обеспечивая элементарных норм чистоты - то попавшая в гидравлическую систему машины или станка грязь довольно приведет к серьезной поломке, исправление которой потребует значительных финансовых затрат, и даже если техника на гарантии - будет являться не страховым случаем [7].
Обучение и контроль за персоналом является одним из ключевых факторов обеспечения высокого коэффициента технической готовности техники, начиная с бензиномоторных пил и заканчивая дорогими, сложными лесозаготовительными комбайнами [8, 9].
Известно, что одной из основных статей затрат в себестоимости продукции для лесопромышленных предприятий является транспортная составляющая вывозки заготовленной древесины, транспортировки продукции и полуфабрикатов до потребителей. Для мелких и средних лесопромышленных предприятий, зачастую, содержать отдельные дорожно-строительные службы, как и ремонтно-сервисные - неподъемные расходы. В этом случае могут выручить контракты со сторонними организациями, специализирующимися на строительстве и эксплуатации дорог различных типов. Более того, данные организации не только рассчитывают сметную стоимость строительства и эксплуатации дороги, выполняют основные работы, они практикуют предложения пакетного типа по транспортировке древесного сырья, включая предоставление подвижного состава, водителей. В этом случае они кровно заинтересованы сделать и содержать дорогу качественно - чтобы не разбивать на плохих дорогах достаточно дорогой подвижной состав [10].
Кроме того, повысить коэффициент технической готовности своего лесовозного парка можно применением инновационных технологий, включающих системы контроля давления в шинах, спраках, специальные балансировочные диски и центрующие колеса втулки. Все эти технические решения не только повышают надежность лесовозов, но позволяют существенно экономить на расходе топлива и собственно шин, существенно снижают нагрузку на трансмиссию.
Отношение персонала к вверенной им технике, и эффективность ее использования, во многом зависит от отношения к этому персоналу. Это касается не только необходимости повышенного внимания к повышению квалификации переподготовке по техническим и технологическим аспектам основного выполняемого трудового процесса, но и расширения кругозора в области смежных технологических операций, а также это касается вопросов качества бытового обслуживания. Например, можно организовать доставку горячего питания операторам лесных машин непосредственно в кабину -это предотвратит их непроизводительные поездки на верхний склад и снизит ненужные нагрузки на эти машины [11]. Важным является установка современных вахтовых домов, повышающих комфорт проживания и выполнения многих работ в условиях лесосеки. Можно озаботиться снабжением операторов фонариками и рациями - это позволит операторам более оперативно затребовать помощи при наличии технических проблем.
Важно не забывать о дополнительных средствах технической безопас-
ности, например, установке надежных систем автоматического пожаротушения, которые могут предотвратить очень значительные финансовые потери, связанные с возгоранием лесной техники - лесных машин, погрузчиков, лесовозов, и т.д. [12].
Список использованных источников
1. Григорьев И., Чураков А. Оценка качества лесных машин в проектировании // Леспроминформ. 2017. № 4 (126). С. 78-82.
2. Мохирев А.П., Позднякова М.О., Куницкая О.А., Григорьев И.В. Факторы доступности древесных ресурсов: анализ влияния на ключевые критерии // Системы. Методы. Технологии. 2018. № 1 (37). С. 110-115.
3. Григорьев И.В., Григорьева О.И., Чураков А.А. Эффективные технологии и системы машин для малообъёмных заготовок древесины // Энергия: экономика, техника, экология. 2018. № 2. С. 61-66.
4. Григорьев И.В. Особенности эксплуатации лесных машин в сильные морозы // Новые материалы, оборудование и технологии в промышленности: Материалы международной научно-технической конференции молодых ученых. 2018. С. 102.
5. Добрецов Р.Ю., Григорьев И.В. Перспективные трансмиссии лесных гусеничных машин // Повышение эффективности лесного комплекса: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 57-58.
6. Григорьев И.В. Сервисные контракты для современных лесных машин // Повышение эффективности лесного комплекса: материалы Пятой Всероссийской национальной научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 26-28.
7. Куницкая О.А., Григорьев И.В. Оценка эффективности работы операторов лесных машин // Транспортные и транспортно-технологические системы: Материалы Международной научно-технической конференции. Отв. ред. Н.С. Захаров. 2019. С. 184-188.
8. Гончаров А.В., Григорьев И.В., Куницкая О.А., Григорьев М.Ф. Основные ошибки вальщиков, приводящие к выходу из строя бензиномоторных пил // Ремонт. Восстановление. Модернизация. 2018. № 10. С. 17-21.
9. Воронов Р.В., Марков О.Б., Григорьев И.В., Давтян А.Б. Математическая модель модульного принципа подбора системы машин для создания и эксплуатации лесных плантаций // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. 2019. № 5 (371). С. 125-134.
10. Григорьев И.В., Куницкая О.А. Оптимальный выбор лесовозного автопоезда // Транспортные и транспортно-технологические системы: Материалы Международной научно-технической конференции. Отв. ред. Н.С. Захаров. 2019. С. 74-78.
11. Григорьев И.В., Куницкая О.А., Рудов С.Е., Давтян А.Б. Пути повышения эффективности работы лесных машин // Энергия: экономика, техника, экология. 2020, № 1. С. 55-63
12. Григорьев И.В., Куницкая О.А., Григорьева О.И., Войнаш С.А. Сравнительный анализ противопожарных систем защиты лесных машин // Строительные и дорожные машины. 2019. № 1. С. 45-49.