Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
454
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ / ОБОРОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / STATE DEFENSE ORDER / ENSURING THE UNIFORMITY OF MEASUREMENTS / DEFENSE PRODUCTS / METROLOGICAL SERVICE / METROLOGICAL SUPPORT / METROLOGICAL EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселев Владимир Дмитриевич, Овчинников Андрей Александрович, Агупов Владимир Александрович

В статье анализируются современные требования государственного заказчика к обеспечению единства измерений при выполнении предприятиями промышленности государственного оборонного заказа, а также последние изменения обязательных требований по порядку проведения поверки средств измерений и обязательной метрологической экспертизе. Рассмотрены основные задачи, решаемые метрологическими службами во взаимодействии с другими структурными подразделениями предприятий, по организации комплекса метрологических видов деятельности в рамках процессов метрологического обеспечения оборонной продукции, а также даны рекомендации по разработке документированных процедур, устанавливающих порядок реализации метрологических задач. Показаны отдельные проблемные вопросы, отмеченные в Стратегии обеспечения единства измерений в России до 2025 г. и рассмотренные на Международном военно - техническом форуме «Армия-2019», а также перспективные задачи и меры по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киселев Владимир Дмитриевич, Овчинников Андрей Александрович, Агупов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and technical aspects of metrological support of the state defense order

The modern requirements of the state customer to ensure the uniformity of measurements when industrial enterprises fulfill the state defense order, as well as the latest changes in the mandatory requirements regarding the procedure for verification of measuring instruments and mandatory metrological examination are given. In order to achieve the above requirements, the main tasks addressed by the metrological services in cooperation with other structural divisions of enterprises for the organization of a complex of metrological activities within the framework of metrological support of defense products are considered. Recommendations on the development of documented procedures establishing the procedure for the implementation of metrological tasks within the framework of enterprise quality management systems were issued. Some problematic issues are noted that are noted in the strategy for ensuring the uniformity of measurements in the Russian Federation until 2025 and considered during a round table organized by the Metrology Department of the Armed Forces of the Russian Federation with the participation of industry representatives at the Army-2019 International Military Technical Forum, as well as promising tasks to solve them.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА»

УДК 006.9; 681.13; 623.1/7

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

■л

ЙЛ

Киселёв Владимир Дмитриевич

заместитель генерального директора по стандартизации оборонной продукции ФГУП "ВНИИ "Центр", доктор технических наук, профессор

Овчинников Андрей Александрович

начальник Отделения системных исследований в области оборонной продукции ФГУП "ВНИИ "Центр", кандидат технических наук

Агупов Владимир Александрович

заместитель начальника Отделения системных исследований в области оборонной продукции ФГУП "ВНИИ "Центр", доктор технических наук

Аннотация. В статье анализируются современные требования государственного заказчика к обеспечению единства измерений при выполнении предприятиями промышленности государственного оборонного заказа, а также последние изменения обязательных требований по порядку проведения поверки средств измерений и обязательной метрологической экспертизе. Рассмотрены основные задачи, решаемые метрологическими службами во взаимодействии с другими структурными подразделениями предприятий, по организации комплекса метрологических видов деятельности в рамках процессов метрологического обеспечения оборонной продукции, а также даны рекомендации по разработке документированных процедур, устанавливающих порядок реализации метрологических задач. Показаны отдельные проблемные вопросы, отмеченные в Стратегии обеспечения единства измерений в России до 2025 г. и рассмотренные на

Международном военно-техническом форуме "Армия-2019", а также перспективные задачи и меры по их решению.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, обеспечение единства измерений, оборонная продукция, метрологическая служба, метрологическое обеспечение, метрологическая экспертиза.

Kiselev VladimirDmitrievich, Deputy General Director for standardization of defense products of VNII "Center", Doctor of Technical Sciences, Professor, Moscow, Russian Federation.

Ovchinnikov Andrey Alexandrovich, Head of Department of system research in the field of defense products of VNII "Center", Candidate of Technical Sciences, Moscow, Russian Federation.

Agupov Vladimir Alexandrovich, Deputy Head Of Department of system research in the field of defense products of VNII "Center", Doctor of Technical Sciences, Moscow, Russian Federation.

Organizational and technical aspects of metrological support of the state defense order.

Abstract. The modern requirements ofthe state customerto ensurethe uniformityofmeasurements when industrial enterprises fulfill the state defense order, as well as the latest changes in the mandatory requirements regarding the procedure for verification of measuring instruments and mandatory metrological examination are given. In order to achieve the above requirements, the main tasks addressed by the metrological services in cooperation with other structural divisions of enterprises for the organization of a complex of metrological activities within the framework of metrological support of defense products are considered. Recommendations on the development of documented procedures establishing the procedure for the implementation of metrological tasks within the framework of enterprise quality management systems were issued. Some problematic issues are noted that are noted in the strategy for ensuring the uniformity of measurements in the Russian Federation until 2025 and considered during a round table organized by the Metrology Department of the Armed Forces of the Russian Federation with the participation of industry representatives at the Army-2019 International Military Technical Forum, as well as promising tasks to solve them.

Keywords: state defense order, ensuring the uniformity of measurements, defense products, metrological service, metrological support, metrological examination.

Обеспечение единства измерений (ОЕИ) является важной составной частью всех работ при выполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ) и относится к деятельности организаций (предприятий) промышленности по метрологическому обеспечению (МлО) оборонной продукции (ОП), реализуемой на всех этапах жизненного цикла, с применением и соблюдением обязательных требований законодательства, технических регламентов, документов по стандартизации оборонной продукции (ДСОП) государственных заказчиков (заказчиков) и государственных контрактов (контрактов) в области ОЕИ. Организационную основу ре-

шения задач ОЕИ при выполнении ГОЗ составляют метрологические службы (МлС) предприятий промышленности, деятельность которых направлена на обеспечение качества ОП и процессов её создания при взаимодействии со службами стандартизации, качества, проектно-конструкторскими и производственными подразделениями. Для реализации комплексного подхода к обеспечению качества ОП подавляющее большинство предприятий внедрили у себя системы менеджмента качества (СМК), соответствующие требованиям национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-20151 и дополнительным требованиям ГОСТ РВ 0015-002-20122, который существенно расширил количество требований, предъявляемых к различным элементам СМК, включая метрологические требования, сформулированные в разделе п.7.6 "Управление оборудованием для мониторинга и измерений". Выполнение этих требований является необходимым условием получения и поддержания предприятиями промышленности лицензий на осуществление различных видов деятельности по созданию ОП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.06.2012 № 5813.

Деятельность МлС является составной частью всех работ предприятий промышленности по созданию и развитию СМК на основе внедрения процессного подхода к обеспечению качества ОП. В основе процессов МлО лежит деятельность предприятий по решению задач управления оборудованием для мониторинга и измерений (ОМИ) в форме испытаний в целях утверждения типа (ИЦУТ) стандартных образцов (СО) и средств измерений (СИ), поверки (калибровки) СИ, аттестации эталонов единиц величин (ЭЕВ) и испытательного оборудования (ИО), проверки технических систем и устройств с измерительными функциями (ТСиУ), средств контроля (СК) и индикаторов (И). В целях контроля качества разрабатываемых технических заданий (ТЗ), конструкторской и технологической документации (КД и ТД) проводится их метрологическая экспертиза (МЭ), а также при необходимости — аттестация нестандар-тизированных методик измерений (МИ). Для проведения вышеуказанных работ в сфере го-

сударственного регулирования ОЕИ согласно требованиям4 МлС должны быть аккредитованными в целях подтверждения технической компетенции и полномочий выполнять ИЦУТ СО и СИ, поверку СИ, аттестацию МИ и обязательную МЭ ТЗ, КД и ТД. Контроль соблюдения метрологических правил и норм, условий для обеспечения единства и точности измерений, при решении различных метрологических задач, связанных с разработкой и управлением технической документации, ОМИ осуществляется главным метрологом с участием специалистов МлС в ходе метрологического надзора (МН).

Особенностью деятельности МлС при выполнении ГОЗ является необходимость решения предприятиями задач по достижению новых целей в области ОЕИ, которые сформулированы государством в постановлении Правительства РФ от 02.10.2009 № 7805.

Порядок решения метрологических задач в СМК устанавливается в стандартах организаций (СТО), которые согласно Федеральному закону от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ6 могут включаться в перечень ДСОП, требования которых носят обязательный характер. Согласно ГОСТ РВ 0015-002-20122 в СМК должен быть разработан ряд документированных процедур (ДП), устанавливающих порядок организации и решения комплекса метрологических задач, распределение ответственности и полномочий должностных лиц, функции структурных подразделений по МлО ГОЗ, порядок проведения отдельных метрологических работ в сфере государственного регулирования ОЕИ и вне этой сферы. При создании ДП по управлению ОМИ порядок выбора ЭЕВ, контрольно-измерительного и испытательного оборудования устанавливается исходя из решаемых измерительных задач, задач контроля и испытаний. В рамках ДП также целесообразно установить порядок приобретения, учёта, идентификации, поверки (калибровки) СИ, аттестации ЭЕВ и ИО, проверки ТСиУ, СК и И, а также их обслуживания, хранения, ремонта и списания.

Руководство предприятия определяет, в какой форме разрабатывать ДП. Обычно ДП оформляются по требованиям СМК в виде

СТО, положений, инструкций или других документов. Количество ДП и степень их детализации зависят от количества и уровня компетентности персонала, участвующего в выполнении ГОЗ, номенклатуры и объёмов ОП, технологических процессов её создания, перечня применяемого контрольно-измерительного и испытательного оборудования, оргструктуры предприятия.

Особенностью организации задач, решаемых МлС при взаимодействии с другими конструкторско-технологическими, производственными и испытательными подразделениями при выполнении ГОЗ, является необходимость учёта обязательных требований ДСОП2,13-15. Это задачи:

1. Организация идентификации, разработка и ведение перечней различных видов ОМИ (ЭЕВ, СИ, СО, ИО, ТСиУ, СК и И).

2. Организация и обеспечение управления ЭЕВ, СИ, СО.

3. Участие в управлении ИО, ТСиУ, СК и И совместно с подразделениями, организующими и осуществляющими эксплуатацию указанных технических средств.

4. Участие в организации эксплуатации и восстановления (обслуживания) ОМИ.

5. Организация и проведение МЭ ТЗ, КД и ТД.

6. Организация и проведение аттестации МИ и программного обеспечения.

7. Участие в разработке и контроле выполнения программ МлО ОП в рамках заключенных государственных контрактов (контрактов) с государственным заказчиком (заказчиком).

8. Организация и проведение МН за соблюдением обязательных метрологических требований, правил и норм, состоянием и условиями применения ОМИ, согласование и контроль мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Задачи 1-4 определяют ответственность и степень участия МлС в управлении различными видами ОМИ, применяемого в качестве ресурсов для мониторинга и измерений при выполнении ГОЗ. Реализация 5-6 задач является неотъемлемой частью процессов проектирования и разработки, производства, обслуживания и ремонта военной продукции, связанных с созданием и

контролем качества технической документации. 7 задача связана с планированием и реализацией мероприятий по МлО действующих проектов, контрактов. Решение 8 задачи направлено на обеспечение мониторинга и оценку результативности процессов МлО, комплексную оценку состояния ОЕИ.

Основной проблемой стандартизации ОП в области ОЕИ является устаревание нормативно-правовой базы и её отставание от меняющихся потребностей государства в развитии инновационной экономики. Сегодня нормативно-правовая база ОЕИ в сфере выполнения ГОЗ мало отвечает современным требованиям инновационной цифровой экономики. Медленно обновляется нормативно-правовая база, проводится актуализация ДСОП в области ОЕИ.

Проблемы и основные направления развития МлО предприятий промышленности сформулированы в Стратегии обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года7. Указано, что для достижения генеральной цели развития системы ОЕИ в области обороны и безопасности государства на период до 2025 г. необходимо обеспечить развитие нормативных и организационных основ проведения обязательной МЭ и МЭ в части актуализации соответствующих стандартов и нормативных правовых актов. Планом мероприятий по реализации данной Стратегии8 в период с 2018 по 2020 гг. предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон4 и отдельные технические регламенты912 по вопросам МлО продукции. Так, к 2020 г. должны быть подготовлены предложения по изменению № 102-ФЗ, направленные на совершенствование системы передачи единиц величин, требований к ЭЕВ, федерального государственного метрологического надзора, информатизации системы ОЕИ, деятельности по аккредитации в области ОЕИ, деятельности по оказанию государственных услуг в области ОЕИ, системы калибровки. Усовершенствование процедур аттестации ЭЕВ планируется осуществить в ходе изменений9. В целях реализации государственной политики в области импортозамещения при осуществлении закупок для нужд обороны страны и

безопасности государства к 2020 г. планируется установить запрет на допуск метрологического оборудования, происходящего из иностранных государств путем внесения изменений в постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 911. При этом требования к метрологическому оборудованию, предъявляемые в целях его отнесения к продукции, произведенной на территории России, планируется установить к ноябрю 2020 г. путём внесения изменений в постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 71912. Ряд мероприятий по разработке и актуализации ДСОП в области ОЕИ включен в План стандартизации военной продукции на 2019 и 2020 гг. Приказом Минпромторга России от 28.12.2018 № 5329 уже внесены изменения в порядок проведения поверки средств изме-рений10, согласно которому:

- если методикой поверки не установлено, но обеспечивается подтверждение пригодности СИ для применяемых отдельных измерительных каналов (блоков) из состава СИ, то для СИ, тип которых утвержден до 18.11.2018, в соответствии с заявлением владельца, представившего СИ на поверку, допускается проведение поверки отдельных измерительных каналов (блоков) из состава СИ с обязательным указанием в свидетельстве о поверке информации об объеме проведенной поверки;

- если методикой поверки не установлено, но обеспечивается подтверждение пригодности СИ для применяемых величин или поддиапазонов измерений, то для СИ, тип которых утвержден до 18.11.2018, в соответствии с заявлением владельца, представившего СИ на поверку, допускается проведение поверки для меньшего числа величин или на меньшем числе поддиапазонов измерений с обязательным указанием в свидетельстве о поверке информации об объеме проведенной поверки;

- СИ, прошедшие метрологическую аттестацию до 01.12.2001 по ГОСТ 8.326-89 "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическая аттестация средств измерений", утвержденному постановлением ГК СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 05.12.1989 № 3554, подлежат поверке по методикам поверки, установленным при их аттестации.

При организации вышеуказанных видов поверки СИ, применяемых при выполнении ГОЗ, предприятия промышленности согласно требованиям2,13 должны в рамках СМК разработать ДП, включающие: перечень СИ, подвергаемых сокращенной поверки и порядок его создания (актуализации); требования к продолжительности периода (не менее одного межповерочного интервала) использования СИ со статусом "сокращенная поверка - СП" для решения конкретных измерительных задач или к внеочередной их поверке вне области сокращенной поверки; порядок оформления (идентификации) статуса СИ с обозначением "СП" (бирка на корпус СИ и запись в свидетельство о сокращенной поверке и (или) в документации); порядок применения СИ со статусом "СП".

При оформлении результатов поверки СИ следует учитывать следующие требования:

- результаты поверки СИ удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) СИ, заверяемой подписью работника аккредитованного юридического лица или индивидуального предпринимателя, проводившего поверку СИ и знаком поверки;

- конструкция СИ должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра;

- при поверке СИ, включающих в себя более одного автономного измерительного блока и допускающих замену одного блока другим, оформляется свидетельство о поверке СИ;

- при отсутствии на СИ заводского, серийного, инвентарного или номенклатурного номера свидетельство о поверке не выдается, знак поверки наносится непосредственно на СИ в виде оттиска клейма или знака поверки в виде наклейки с нанесенной датой поверки;

- требования к оформлению результатов поверки СИ указываются в методике поверки.

К особенностям организации поверки средств измерений военного и специального назначения (СИ В и СН), разрабатываемых в рамках ГОЗ, следует отнести: оценку возможности их поверки силами метрологических воинских частей и подразделений в местах эксплуатации СИ В и СН, в том числе без демонтажа с объектов вооружения, во-

енной и специальной техники (ВВСТ); организацию поверки в местах их эксплуатации силами выездных метрологических групп с использованием мобильных метрологических комплексов; реализацию возможности совмещения поверки СИ В и СН в процессах их восстановления; реализацию возможности организации сокращенной поверки СИ В и СН по единицам величин, диапазонам и значениям, которые используются при измерениях параметров ВВСТ.

СИ, находящиеся на длительном хранении или отнесенные к индикаторам, периодической поверке не подвергаются. Пригодность к применению СИ, отнесенных установленным порядком к И, осуществляется путем проведения проверки их работоспособности.

При организации процедур МЭ ОП предприятиям следует учитывать обязательные метрологические требования, содержащиеся в Федеральном законе4, в отдельных нормативно-правовыхактах5,16иДСОП2,14,17,18. Одновременно разумно использовать отдельные методические документы19-21.

Задачи, решаемые в ходе МЭ, являются частью задач по разработке: исходной технической документации ТТЗ (ТЗ); КД и ТД; программ и методик испытаний; программ и методик аттестации ИО. Должны быть включены в единые процессы контроля качества разрабатываемой технической документации наряду с техническим (конструкторский), технологическим и норма-лизационным видами контроля.

Объекты МЭ: изделия (составные части) ВВСТ и документация на них; технические предложения или ТТЗ (ТЗ) на изделие; отчётная научно-техническая документация; проектная, КД и ТД; документы, разрабатываемые на различных стадиях жизненного цикла изделия ВВСТ.

В целях реализации комплексного подхода к обеспечению качества ОП, создаваемой по контрактам ГОЗ, МЭ организуется на плановой основе. Мероприятия по МЭ могут включаться в различные плановые документы предприятий при реализации контрактов, например: планы-графики, программы обеспечения качества, программы метрологического обеспечения. Планируемые мероприятия по

составу и срокам увязываются с другими работами, выполняемыми по программным и плановым документам конструкторскими, испытательными и технологическими (производственными) подразделениями. Распределение обязанностей, ответственности и полномочий должностных лиц, структурных подразделений предприятия, участвующих в работах по организации и проведению МЭ, формы плановых и отчетных документов устанавливаются в соответствующих документах СМК, согласованных с военным представительством Минобороны России (ВП МО РФ).

Обязательная МЭ организуется госзаказчиком с привлечением организаций заказчика, аккредитованных на выполнение обязательной МЭ16. При сопровождении работ по проведению обязательной МЭ технического проекта головной исполнитель в течение 3 дней после утверждения технического проекта направляет в аккредитованную организацию документы: пояснительную записку технического проекта; перечень измеряемых и контролируемых параметров и характеристик ВВСТ и их составных частей, допускаемых отклонений на них, требований к точности их измерений, выбранным типам СИ; перечень МИ, разрабатываемых в ОКР и подлежащих аттестации; обоснование необходимости разработки новых СИ ВН с учетом требований системы ОТТ; метрологические цепи измеряемых (контролируемых) параметров, разработанные головным исполнителем (исполнителем) при проведении МЭ на этапе разработки технического проекта; заключение по результатам проведения головным исполнителем (исполнителем) МЭ на этапе разработки технического проекта.

На этапе государственных (приемочных) испытаний головной исполнитель в течение 3 дней после утверждения (согласования) ВП акта материально-технической приемки опытного образца создаваемого (модернизируемого) ВВСТ направляет в аккредитованную организацию пакет документов: отчеты (протоколы) по результатам предварительных испытаний; комплекты эксплуатационной и ремонтной документации на ВВСТ; акт оценки готовности метрологического обеспечения государственных (приемочных)

испытаний ВВСТ; метрологические цепи измеряемых (контролируемых) параметров, разработанные головным исполнителем (исполнителем) при проведении МЭ на этапе предварительных испытаний; перечень СИ, ИО и технических систем полигона или испытательной организации, используемых при государственных (приемочных) испытаний ВВСТ; перечень СИ, используемых при эксплуатации ВВСТ; заключение по результатам проведения головным исполнителем (исполнителем) МЭ на этапе проведения предварительных испытаний; справку о реализации мероприятий по результатам проведенных МЭ; копии свидетельств (при наличии) об утверждении типа СИ, разработанных в ОКР; копии свидетельств (при наличии) об аттестации МИ, разработанных в ОКР.

В ходе обсуждения вопросов реализации требований16 на форуме "Армия-2019" участниками совещания отмечалось, что создание перспективных образцов ВВСТ сегодня связано с созданием электронной КД, что накладывает определенные ограничения на возможности проведения своевременной обязательной МЭ проектной документации и изделий (образца) ВВСТ на этапе государственных испытаний. Вопросы взаимодействия головного исполнителя, ВП, аккредитованных организаций и госзаказчика требуют дальнейшего развития и уточнения.

Заключение. Для решения проблемных вопросов в условиях, когда повышается ответственность руководства предприятий за качество выполнения ГОЗ, целесообразными представляются следующие действия:

1. Расширить зоны ответственности предприятий в вопросах организации и проведения МЭ, распространив её на техническую документацию, разрабатываемую на всех стадиях жизненного цикла изделий ОП (ВВСТ), включая постановку на производство (ремонт).

2. Минимизировать комиссионную форму проведения МЭ документации.

3. Организовать работу по включению МЭ как одного из видов технической экспертизы в требования стандартов ЕСКД и ЕСТД.

4. В рамках СМК предприятий включить задачи МЭ в единую систему контроля качества технической документации, создаваемой

по требованиям стандартов ЕСКД и ЕСТД.

5. МЭ, организуемую головным исполнителем (исполнителем) ГОЗ, распространить на техническую документацию, разрабатываемую на всех стадиях жизненного цикла изделий ОП (ВВСТ), включая постановку на производство, серийное производство, эксплуатацию, обслуживание, ремонт и утилизацию, и на изделия ОП (ВВСТ) во время этапов предварительных (заводских) испытаний.

Список литературы

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Системы менеджмента качества. Требования".

2. ГОСТ РВ 0015-002-2012 "Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования".

3. О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники: постановление Правительства РФ от 13 июня 2012 г. № 581 //Собрание законодательства РФ.- 2012.- № 25. Ст. 3377.

4. Об обеспечении единства измерений: Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2008.-№ 26. Ст. 3021.

5. Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 780 // Собрание законодательства РФ.- 2009.-№ 41. Ст. 4766.

6. О стандартизации в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ // Собрание законодательства РФ-2015.- № 27. Ст. 3953.

7. Стратегия обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 737-р // Собрание законодательства РФ-2017.- № 18. Ст. 2803.

8. План мероприятий по реализации Стратегии обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 09 ноября 2017 г. 2478-р.-URL: http://static.government.ru/media/files/G0jqm vYnJjnpo2WgGiGzUIXQrsWAti9W.pdf

9. Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений: постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. 734 // Собра-

ние законодательства РФ.-2010.-№ 40. Ст. 5066.

10. Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке: приказ Минпромторга России от 02.07.2015. № 1815.-URL: http://www.pravo.gov.ru.

11. Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства: постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 // Собрание законодательства РФ.-2017.-№ 4. Ст. 655.

12. О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 // Собрание законодательства РФ.- 2015.-№ 30.-Ст. 4597.

13. ГОСТ РВ 0008-001-2013 ГСИ "Обеспечение единства измерений при выполнении государственного оборонного заказа. Общие требования к организации и порядку проведения метрологических работ".

14. ГОСТ РВ 1.1-96 ГСС "Метрологическое обеспечение вооружения и военной техники. Основные положения".

15. ГОСТ РВ 0008-002-2013 ГСИ "Аттестация испытательного оборудования, применяемого при оценке соответствия оборонной продукции. Организация и порядок проведения".

16. Об установлении Порядка проведения в ВС РФ обязательной метрологической экспертизы образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них: приказ Минобороны России от 15.01.2019 г. № 3.- URL: https://rg.ru/2019/02/18/minoborony-prikaz-3-site-dok.html (дата обращения: 14.02.2019).

17. ГОСТ РВ 8.573-2000 "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения".

18. ГОСТ РВ 2.902-2005 "ЕСКД. Порядок проверки, согласования и утверждения КД".

19. РД В 319.01.13-98 "КСКК. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Оценка метрологического обеспечения".

20. РМГ 63-03 "Государственная система обеспечения единства измерений. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации".

21. Типовые методики МЭ образцов и комплексов ВВТ. - М.: Воениздат, в 4-х кн., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.