РОМАНОВСКАЯ О. А.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
В теории управления центральное место принадлежит содержанию терминов «система» и «управление». Совместно они составляют понятие «система управления. Действия (работа, функционирование) любой организации могут быть эффективными только при наличии целостных и результативных систем управления, способных в дальнейшем успешно развиваться.
Система управления - совокупность управляемого объекта и устройства управления (комплекс средств сбора, обработки, передачи информации и формирования управляющих сигналов или команд), действие которой направлено на поддержание или улучшение работы объекта [ 1, с. 1227]; система, состоящая из управляющего объекта и объекта управления [2, с. 8]; организация со своим входом, выходом, обратными связями и внешними воздействиями [3, с. 24]; система, в которой реализуются функции управления; система, в которой отражается взаимодействие двух элементов: управляемой части системы - объекта управления и управляющей части системы - субъекта управления [4, с. 242]; совокупность трех элементов - органа управления с присущими ему техническими средствами и методами действий, объекта управления и каналов связи между ними [5, с. 12]; совокупность взаимосвязанных элементов
(целей, функций, организационных структур управления, методов управления, кадров управления и др.) и субподсистем управляющей подсистемы, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе воздействия на объекты управления (управляемую подсистему) для достижения главной, основных и других целей системы [6, с. 524]. Проведем анализ содержания понятия «система управления» на основе представленных определений.
Общая модель любой организационно-технической системы управления отражает функционирование взаимосвязанных по каналам прямой и обратной информационной связи двух ее частей (объектов): управляющей части системы - субъекта (органа, пункта) управления; управляемой части системы - объекта (объектов) управления. Исходя из этого любая организационно-техническая система управления - взаимосвязанная и целенаправленно функционирующая совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени органов, пунктов, объектов и технических средств управления. Такое функционирование образует замкнутый контур управления, при котором, как известно, осуществляется управление с обратной связью. Принципиальная модель построения и действий любой организационно-технической системы управления по своему содержанию представляет собой следующее.
Орган (пункт) управления формирует сообщения (вырабатывает информационные воздействия на объекты управления) и передает содержащуюся в них информацию управления объектам управления в результате получения (сбора) от них и от других источников, входящих во внешнюю среду системы, соответствующей информации, ее обработки (анализа и обобщения), оценки, сделанных выводов по преобразованной (обработанной) информации и принятых решений.
Объекты управления получают информацию управления и действуют в соответствии с содержанием отраженных в полученной информации распоряжений (приказов, приказаний, указаний, команд, предписаний, сигналов и т.п.). Далее объекты управления формируют и передают в орган (пункт) управления информацию состояния - о результатах своих действий и выполнения полученных распоряжений, о своем местоположении и собственно состоянии (обеспеченности техникой, продовольствием и горючим, условиях функционирования и т. п.), а также о состоянии внешней (окружающей) среды.
Внешняя среда - объекты, не принадлежащие рассматриваемой системе управления, но оказывающие на нее соответствующее влияние. При этом управление отражает свойство системы, стремящейся сохранить свою структуру, упрочить внутренние связи и на этой основе осуществлять свое функционирование и дальнейшее целенаправленное развитие.
Как видим данная система - открытого типа, в контур управления которой включены должностные лица органов, пунктов и объектов управления, поддерживающие в ней прямую и обратную связь и имеющие активное взаимодействие с внешней средой. Системы управления подразделяются и по другим важным признакам. Например, в соответствии с [7, 9]: по целевому назначению (задачам, функциям) - многоцелевые (многозадачные, многофункциональные); по принципу делимости систем - организационные, характеризующие структурное построение системы по органам, пунктам, объектам и средствам управления; объектные, характеризующие деление систем по управляющим, управляемым и техническим объектам; функцииональные, характеризующие функциональные подсистемы (элементы) по функциям, которые они призваны выполнять (выполняют); смешанные
- объектно-организационные, объектно-функциональные, организационно-функциональные; по форме управления
- централизованные с различной степенью; по числу уровней управления - одноуровневые и многоуровневые (иерархические). Организационно-технической системе управления объективно присущи три главные стороны: организационная, характеризующая собственную структуру системы управления; техническая, характеризующая оснащение элементов системы различными техническими средствами; функциональная, характеризующая специфику работы должностных лиц органов, пунктов и объектов управления. Перечисленные стороны тесносвязаны друг с другом и неразделимы. Именно в их совокупности система управления может быть реальной - целостной, технически оснащенной и эффективно функционирующей системой. Общим подходом к построению и совершенствованию организационно-технических систем управления различных уровней иерархии управления, их организационных структур должно быть соответствие целям и задачам управления (функционирования). Эти цели и задачи могут быть разделены по иерархическому и функциональному признакам, по степени централизации, по охватываемому периоду, конкретным условиям и по другим признакам. Поэтому при построении конкретной системы управления целесообразно учитывать возможные (прогнозируемые) изменения целей и (или) условий управления в перспективе либо в характере функционирования (задач, функций, информации). При этом цели и уровни иерархии функционирования систем должны рассматриваться как взаимосвязанные. Важное место принадлежит здесь механизму управления. При этом отметим, что управление - наиболее сложная функциональная часть любой деятельности. Количество информационных связей здесь весьма значительно и продолжает расти в связи с появлением новых элементов. Одновременно увеличивается объем информации, необходимой для эффективного управления и служебной работы, сокращается время на обработку информации и принятие решений по ее результатам. Повышается сложность и важность информационных связей. Построение (и развитие) системы управления требует поддержания необходимых пропорций, создания условий если не для оптимального, то хотя бы рационального функционирования. Отмеченное обусловлено еще и тем, что большая часть систем управления - сложные, открытые, замкнутые, многоуровневые, многоцелевые, динамические системы. К тому же системы управления, например,
военного назначения, работают в условиях активного целенаправленного воздействия противника. Следовательно, системы управления нуждаются в научном управлении процессами, происходящими в них. Именно поэтому построение организационно-технических систем управления необходимо осуществлять в соответствии с общей теорией систем и общей теорией управления, действующими в системе объективными законами и принципами управления (подробно см. в 7]).
Таким образом, для того чтобы служебная работа должностных лиц органов, пунктов и объектов управления системы управления была максимально эффективной, они должны опираться на применение общей теории систем и общей теории управления, соответствующих законов и принципов, правил, учитывать их требования при выполнении многочисленных функций управления. Именно в этом состоит научный характер управления. Здесь управление может рассматриваться как механизм реализации требований системы законов и принципов, деятельность, преобразующая их требования в практику управления. При этом понятие «механизм управления» непосредственно соотносится с понятием «система управления». Поэтому этот механизм может быть рассмотрен в двух аспектах: в отношении единства и взаимодействия, подчиненности управляющих и управляемых объектов системы управления, функционирования и развития ее органов, пунктов и объектов управления; в отношении выделения целей, задач и принципов, правил управления, его функций и структур, степени централизованной формы, методов (способов, приемов) и средств управления. Механизм управления не может долго находиться в одном и том же состоянии, сохраняя присущую ему устойчивость, он объективно должен развиваться (совершенствоваться). В современных условиях мирного и военного времени необходимо создать такой механизм управления, который позволит ускорить повышение эффективности управления. Этого можно достичь интенсификацией управленческого труда и экстенсивным путем - применением методов и средств новых (передовых) информационных технологий и систем. Главным здесь являются выработка новых идей и разработка методов их реализации.
В заключение необходимо отметить весьма важное обстоятельство, имеющее принципиальное значение. Суть этого обстоятельства заключается в следующем. В некоторых, в целом хороших по содержанию книгах, и в ряде официальных документов из понятия «система управления» (контура системы управления) исключены объекты управления. Таким подходом к системе управления совершена методологическая ошибка, при наличии которой механизм управления не «срабатывает». Почему? Дадим краткий - в качестве аксиоматического вывода - ответ на этот давно назревший принципиальный вопрос. Как подробно показано в содержании (7) (выведено в качестве аксиом), без органа (оперативного состава пункта) управления некому управлять; без объекта (объектов) управления некем управлять; без техники (средств) управления нечем управлять; без пункта управления (определенного места, оборудованного средствами управления, и органа (части органа) управления, располагающегося на нем) негде (неоткуда), нечем и некому управлять. При отсутствии хотя бы одного из этих элементов организационно-техническая система управления перестает функционировать и превращается в аморфную систему- совокупность недействующих элементов. Вот почему механизм управления в любом из этих случаев не «срабатывает». Поэтому для осуществления управления необходимо одновременное наличие всех отмеченных выше работающих (действующих, функционирующих) элементов системы управления, то есть наличие соответствующей системы управления, в том числе военного назначения, как таковой.
Итак, на основе всего изложенного в данной статье и в содержании (7-15), категории «система управления», в том числе категории «система управления военного назначения» («система военного управления») дадим полные и краткие определения.
Система управления:
1. Целостная, целеобусловленная своими назначением, задачами, функциями и применяемыми методами, внутренней и внешней сторонами, построенная в соответствии с принципом делимости по типу «матрешки», централизованная, как правило, многоуровневая, многоцелевая и многофункциональная, базирующаяся на общем управлении, силах и средствах связи, отражающая соответствующую специфику видового управления, отличающаяся интегрированностью, высоким динамизмом и действенностью функционирования и работой должностных лиц аппарата управления и обслуживающего персонала в условиях активного внешнего воздействия и неопределенности возникающих ситуаций, взаимосвязанная совокупность управляющей, управляемой и технической подсистем и входящих в их состав элементов.
2. Целеобусловленная и целостная, интегрированная и централизованная, сложная, открытая и замкнутая, структурно многоуровневая и иерархически упорядоченная, многоцелевая, динамическая и организационно-техническая, отграниченная соответствующим звеном (инстанцией, ступенью, ячейкой) управления, развернутая, готовая к действию или функционирующая совокупность трех взаимосвязанных подсистем - управляющей, управляемой и технической, имеющих соответствующие назначение, цели, задачи и функции и обладающих последовательной делимостью и общностью цели, направленной на эффективное управление войсками, силами, разведкой, связью, оружием, огневым, радиоэлектронным, информационным и иным поражением противника, всеми видами обеспечения и защиты, и способных к объединенным и управляемым действиям в мирное и военное время по видам и родам ВС, родам войск видов ВС, специальным и другим войскам и воинским формированиям Вооруженных Сил страны.
3. Отграниченная целостная, централизованная и взаимосвязанная организационно-техническая совокупность трех действующих подсистем - управляющей, управляемой и технической и входящих в их состав элементов.
4. Стационарная или полевая (мобильная, подвижная), или стационарно-мобильная система, включающая органы, пункты, объекты и технические средства управления.
5. Система, обеспечивающая управление войсками (силами), разведкой и оружием в мирное и военное время.
1. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. -1632 с.
2. Теория управления: Терминология. -М.: Наука, 1988. -56 с.
3. Крук Д .М., Дейнеко О. А. и др. Основы управления социалистическим производством. -М. : Экономика, 1985. -255 с.
4. Управление социалистическим производством: Словарь. -М. : Экономика, 1983. -336 с.
5. Иванов Д.А., Савельев В.П., Шеманский П. В. Основы управления войсками в бою. 2-е изд. М. : Воениздат, 1977.-389 с.
6. Мишин В. М. Исследование систем управления: Учебник. - М. : ЮНИТА-ДАНА, 2003. - 527 с.
7. Ермишян А.Г. Теоретические основы построения систем связи: Учебник. Часть 1. Методологические основы построения организационно-технических систем связи. -СПб.: 2005.740 с.
8. Ермишян А.Г. Организационно-техническая система управления военного назначения: методологические основы построения // Труды П-й Международной НПК. 24"29 ноября 2003 г. - СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2004. -С. 590-96.
9. Ермишян А.Г. Базис теории управления // Вестник Академии военных наук. - 2003. - № 1 (2). - С. 70-3.
10. Ермишян А.Г. Базовые законы управления // Труды Ш-й Международной НПК. 14-9 июня - 2004 г. СПб. : Изд-во СПбГПУ 2004. -С. 115-17.
11. Ермишян А.Г. Базовые принципы управления // Межвузовский сборник научных трудов «Экономика и конкурентоспособность России». Выпуск№6. -СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 707-09.
12. Ермишян А.Г. Базовые принципы основных научных подходов к построению сложных организационно-технических систем // Труды Ш-й Международной НПК. -СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 549-51.
13. Ермишян А.Г. Структура концепции построения организационно-технических систем связи // Материалы 60-й юбилейной НТК. - СПб.: Изд-во СПбНТОРЭС, 2005.
14. Ермишян А. Г. Базовые свойства и составляющие автоматизированной системы управления // Межвузовский сборник научных трудов «Предпринимательство, региональная экономика и стратегия развития России». Выпуск №7. -СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2005. -С.522-24.
15. Ермишян А.Г. Основные научные подходы к построению организационно-технических систем // Информационный сборник. -СПб Регионального отделения Академии военных наук, 2005. -№ 3. -.20-8.