Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА К ДОПРОСУ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / СОБИРАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОПРАШИВАЕМОГО / ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА И ВРЕМЕНИ ДОПРОСА / ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ДОПРОСА / ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОПРОСА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ручина Александра Андреевна

В статье рассматриваются элементы подготовительного этапа допроса подозреваемого, связанные с информационным и тактическим обеспечением данного следственного действия, а также решением организационных задач допроса с учетом возрастных особенностей допрашиваемого лица. Особое внимание автор уделяет изучению личности несовершеннолетнего подозреваемого, определению круга участников допроса, месту проведения допроса и выбору тактических приемов, используемых при проведении допроса несовершеннолетнего подозреваемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ручина Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND TACTICAL FEATURES OF THE PREPARATORY STAGE OF THE INTER-ROGATION OF A MINOR SUSPECT

The article considers the elements of the preparatory stage of the interrogation of a suspect related to the information and tactical support of this investigative action, as well as the solution of organizational tasks of the interrogation, taking into account the age characteristics of the interrogated person. The author pays special attention to the study of the identity of a minor suspect, the definition of the circle of participants in the interrogation, the place of the interrogation and the choice of tactics used during the interrogation of a minor suspect.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО»

УДК 343.144

fii

Александра Андреевна РУЧИНА,

старший преподаватель кафедры криминалистики Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук

alzaa91@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО

ORGANIZATIONAL AND TACTICAL FEATURES OF THE PREPARATORY STAGE OF THE INTER-ROGATION

OF A MINOR SUSPECT

В статье рассматриваются элементы подготовительного этапа допроса подозреваемого, связанные с информационным и тактическим обеспечением данного следственного действия, а также решением организационных задач допроса с учетом возрастных особенностей допрашиваемого лица. Особое внимание автор уделяет изучению личности несовершеннолетнего подозреваемого, определению круга участников допроса, месту проведения допроса и выбору тактических приемов, используемых при проведении допроса несовершеннолетнего подозреваемого.

The article considers the elements of the preparatory stage of the interrogation of a suspect related to the information and tactical support of this investigative action, as well as the solution of organizational tasks of the interrogation, taking into account the age characteristics of the interrogated person. The author pays special attention to the study of the identi-ty of a minor suspect, the definition of the circle of participants in the interrogation, the place of the interrogation and the choice of tactics used during the interrogation of a minor suspect.

Ключевые слова: подготовка к допросу, несовершеннолетний подозреваемый, собирание исходной информации, изучение личности допрашиваемого, определение места и времени допроса, определение участников допроса, тактические приемы допроса.

Keywords: preparation for interrogation, minor suspect, collecting initial information, studying the identity of the interrogated, determining the place and time of interrogation, determining the participants of the interrogation, tactical interrogation techniques.

Обеспечение нормального и безопасного развития ребенка, защита его физического, психического и нравственного здоровья обоснованно признаются одной из важнейших задач, на решение которой должны быть направлены максимальные усилия российского общества и государства. Вместе с тем, согласно статистическим данным,

представленным ГИАЦ МВД России, с января по август 2019 года правоохранительными органами выявлены 24132 несовершеннолетних, совершивших преступления, за указанный период в 2020 году выявлены 21902 несовершеннолетних, а в 2021 году - 18752 несовершеннолетних. Несмотря на снижение уровня преступности несовершен-

Вестник Сибирского юридического института МВД России

нолетних в России, удельных вес выявленных несовершеннолетних в общем числе лиц, совершивших преступные деяния, остается значительным. Расследование уголовных дел в отношении несовершеннолетних в связи с особенностями их развития обладает определенной спецификой, которая заключается в своеобразии проведения следственных действий с участием указанных лиц. Данное положение можно рассмотреть на примере подготовки следователя к допросу несовершеннолетнего подозреваемого.

Допрос подозреваемого является широко распространенным и высокоэффективным способом собирания доказательств по уголовному делу. Показания данного участника уголовно-процессуальных правоотношений позволяют следователю не только проверить сформулированные ранее частные версии, но и восполнить пробелы в совокупности собранных по уголовному делу доказательств. Действительно, только лицо, причастное к совершению преступления, может во всех подробностях рассказать о совершенном им деянии - раскрыть свои цель и мотив, описать в деталях способ совершения преступления, указать место сокрытия трупа и т.п. Именно поэтому допрос подозреваемого и полученные в результате его проведения показания имеют важное процессуальное и криминалистическое значение в расследовании уголовного дела.

На первый взгляд производство данного следственного действия кажется простым, и дополнительная подготовка к нему считается излишней. Так, для проведения допроса не требуется дополнительного пространства, реконструкции обстановки, как при следственном эксперименте, привлечения специальных участников отдельных следственных действий - статистов, собственников жилища, в котором проводится обыск, представителей администрации, в организации которой проводят обыск или осмотр, а также вспомогательного инвентаря, как, например, при предъявлении для опознания предметов. Вместе с тем только при грамотной и тщательной подготовке к проведению рассматриваемого следствен-

ного действия существует возможность получить наиболее полную и достоверную информацию.

По мнению О.В. Корнелюк, А.Р. Лонща-кова, Р.М. Минибаевой, подготовка к допросу предполагает собой совокупность предварительно проводимых мероприятий с целью достижения положительного результата при производстве рассматриваемого следственного действия [5, с. 62]. Профессор Н.И. По-рубов, предлагая аналогичное определение рассматриваемого понятия, к целям подготовительного этапа допроса также относит экономию времени следователя [6, с. 100]. На самом деле серьезная подготовка к допросу позволит в более короткие сроки установить психологический контакт с допрашиваемым, с первой попытки использовать наиболее эффективный тактический прием для получения правдивых показаний и в целом быть готовым к особенностям поведения и защитной тактике подозреваемого.

Содержание подготовительного этапа допроса ученые-криминалисты представляют по-разному. По мнению А.Н. Калюжного, в ходе подготовки к допросу следователь должен проанализировать материалы уголовного дела, изучить личность допрашиваемого, определить время допроса, его участников, а также составить план допроса [3]. М.А. Зеленский, Н.А. Моисеев к подготовительным мероприятиям допроса также относят действия следователя по подготовке доказательств, которые потребуются для проверки показаний допрашиваемого либо его изобличения [2, с. 14]. Например, в случае использования в ходе допроса тактических реагентов. И.М. Егерев, А.В. Харитонова полагают, что определение продолжительности допроса также необходимо относить к преддопросным действиям следователя [1, с. 101]. Действительно, прогнозирование следователем продолжительности допроса позволит ему спланировать время дальнейших процессуальных действий с рассматриваемым участником уголовного судопроизводства. С.В. Швец и М.В. Головин рекомендуют на данном этапе допроса в случае необходи-

44

№ 1 (46) • 2022

мости консультироваться со специалистами, обладающими специальными знаниями [10, с. 78]. Например, при подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого не лишним будет получить консультацию специалиста в области подростковой психологии, чтобы быстрее наладить контакт с несовершеннолетним в ходе его допроса. Предложенные авторами действия следователя на подготовительном этапе допроса действительно важны для получения полных и достоверных показаний. Полагаем, что в зависимости от выполнения определенного рода задач действия следователя на подготовительном этапе допроса можно представить следующим образом:

1) информационное обеспечение допроса (анализ собранных по уголовному делу доказательств, изучение личности подозреваемого);

2) решение организационных задач (определение круга участников следственного действия, выбор времени и места допроса);

3) тактическое обеспечение допроса (определение тактических приемов допроса, составление плана допроса).

Полагаем, что указанные подготовительные действия следователя находятся во взаимосвязи между собой, образуя особую систему заблаговременно продуманных действий, предшествующих рабочему этапу допроса подозреваемого. Так, ознакомившись с материалами уголовного дела, следователь определяет цель, задачи и предмет допроса. Изучив личность подозреваемого, следователь переходит к выбору тактических приемов и комбинаций, которые сможет использовать в ходе его допроса. Определение круга участников также возможно только после изучения материалов уголовного дела и личности допрашиваемого. Поэтому только последовательное и детальное исполнение преддо-просных мероприятий позволит тщательно подготовиться к допросу подозреваемого, что, в свою очередь, определяет успешность и результативность производства рассматриваемого следственного действия.

Подготовка к проведению допроса несовершеннолетнего подозреваемого начинает-

ся со сбора исходной информации - тщательного изучения материалов уголовного дела, которое предполагает внимательное чтение следователем протоколов следственных действий и иных процессуальных документов, их анализ, а также выделение из них наиболее значимой криминалистической информации. Указанные подготовительные действия следователя позволят сформулировать предмет и задачи допроса несовершеннолетнего подозреваемого. Профессор Н.И. Порубов также обращает внимание на обязательный осмотр вещественных доказательств на подготовительном этапе допроса [6, с. 101]. С одной стороны, осмотр вещественных доказательств способствует более глубокому изучению доказательств по уголовному делу, с другой -позволяет подготовить вещественные доказательства для использования их на рабочем этапе допроса. Исходя из этого, думаем, что данное подготовительное действие следователя может являться как компонентом информационного обеспечения допроса, так и задачей организационного характера.

Следующим важным составным элементом информационного обеспечения допроса является изучение личности допрашиваемого. Располагая сведениями об индивидуальных особенностях личности допрашиваемого, следователь сможет в более короткие сроки установить психологический контакт с ним, выбрать наиболее результативные тактические приемы и в целом получить полные и достоверные показания. Данные о личности несовершеннолетнего подозреваемого можно получить из материалов уголовного дела. Например, психологический анализ следовой картины, зафиксированной в протоколе осмотра места происшествия, активно используется при психолого-криминалистическом моделировании личности преступника [9]. По записи голоса допрашиваемого возможно составить фонологическую характеристику, определить интеллект, психическое состояние лица.

Вместе с тем информации, содержащейся в материалах уголовного дела, может быть недостаточно для решения тактических задач допроса. В таких случаях необходимо

Вестник Сибирского юридического института МВД России

обращаться к процессуальным формам получения информации - допросить законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого, его друзей, получить характеристики с места учебы несовершеннолетнего, из спортивных секций или кружков дополнительного образования, от инспектора по делам несовершеннолетних и от участкового уполномоченного полиции. При этом необходимо помнить, что подозреваемый - это кратковременный участник уголовно-процессуальных правоотношений, подозреваемым лицо может быть только на определенном отрезке времени в стадии предварительного расследования. Поэтому допрос данного участника уголовного судопроизводства проводится в короткие сроки. Однако пренебрегать изучением личности подозреваемого не стоит. Думаем, в таких случаях следует использовать неформальные средства получения информации о социально-психологической характеристике личности несовершеннолетнего. Например, беседа с законным представителем несовершеннолетнего, с его преподавателями, друзьями и с самим несовершеннолетним, наблюдение за поведением несовершеннолетнего после его задержания позволят составить общее представление о нем.

Собрав и проанализировав исходные данные, следователь может перейти к выполнению организационных и тактических задач подготовительного этапа допроса. Полагаем, небезынтересным будет остановиться на определении круга участников следственного действия. Учитывая возраст допрашиваемого, в соответствии с положениями уголовно-процессуального закона в допросе обязательно должны принимать участие законный представитель несовершеннолетнего, защитник, а также педагог или психолог. Такое процессуальное требование законодателя является своего рода уголовно-процессуальной гарантией прав и законных интересов несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства. С точки зрения тактики следственного действия участие защитника в производстве допроса формирует у несовершеннолетнего подозреваемого чувство защищенности и уве-

ренности. Участие родителей в производстве допроса может оказать как позитивное, так и негативное воздействие на несовершеннолетнего допрашиваемого. С одной стороны, родители могут подавить чувство тревоги несовершеннолетнего, раскрепостить его, оказать на несовершеннолетнего подозреваемого положительное воздействие, что будет способствовать даче им полных и достоверных показаний. С другой стороны, несовершеннолетний может испытывать чувство страха и стыда, опасаться моральной оценки родителями его поведения, что, наоборот, приведет к зажатости несовершеннолетнего и нежеланию идти на контакт со следователем. Думаем, следователю целесообразно до начала допроса проводить неформальную беседу с законными представителями несовершеннолетнего подозреваемого в целях установления их позиции в расследуемом уголовном деле, разъясняя им задачи допроса и целесообразность дачи правдивых показаний несовершеннолетним.

Определение места допроса несовершеннолетнего занимает немаловажное место в системе подготовительных мероприятий допроса. В соответствии с положениями ст. 187 УПК РФ допрос проводится по месту производства предварительного следствия. В некоторых случаях по решению следователя допрос может быть проведен в месте нахождения допрашиваемого. Так, А.Б. Соколов в качестве рекомендации предлагает проведение допроса несовершеннолетнего подозреваемого, не содержащегося под стражей, по месту учебы или месту жительства [8, с. 74]. Комментируя обозначенную позицию, заметим, что получение показаний в учебном учреждении может скомпрометировать несовершеннолетнего подозреваемого и вызвать у него нежелательные негативные эмоции -раздражение, стыд, страх осуждения со стороны педагогов и одноклассников. Скорее всего, такое состояние несовершеннолетнего подозреваемого затруднит деятельность следователя по получению полных и достоверных показаний. По месту жительства несовершеннолетний подозреваемый наоборот будет чувствовать себя излишне уверенно и

~ 46 ~

№ 1 (46) • 2022

комфортно, что может привести к даче заведомо ложных показаний или отказу от дачи показаний. Поэтому полагаем, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно проводить в кабинете следователя, где следователь сможет эффективно реализовать тактические приемы допроса и достичь цели данного следственного действия.

Изучив материалы уголовного дела, психологические особенности личности несовершеннолетнего подозреваемого, определив цель, задачи и предмет допроса, установив круг участников, время и место проведения допроса, а также исходную ситуацию допроса (конфликтная или бесконфликтная), следователь может переходить к выбору тактических приемов допроса и составлению плана допроса. В бесконфликтной ситуации допроса несовершеннолетнего подозреваемого для получения наиболее полных показаний следователь может применять тактические приемы, связанные со снятием напряжения, активизацией речевой деятельности несовершеннолетнего, напоминанием, оживлением ассоциаций [4, с. 31]. В ситуации отказа от дачи показаний несовершеннолетним подозреваемым, дачи им заведомо ложных показаний П. В. Эдилова рекомендует пользоваться тактическими приемами, практикуемыми при допросе взрослого лица [11, с. 32]. Действительно, такие тактические приемы, как детализация показаний, пресечение лжи, предъявление доказательств, использование противоречий, весьма успешны и не зависят от возраста допрашиваемого лица. В случае же применения тактических приемов, связанных с психологическим воздействием на лицо, - убеждение, сочетание форсированного и

замедленного темпов допроса, разъяснение подозреваемому содержания установленных по уголовному делу доказательств, возможностей современной криминалистической науки и техники - требуется учитывать физические и психологические особенности личности несовершеннолетнего подозреваемого.

Подготовительный этап допроса несовершеннолетнего подозреваемого завершается составлением плана допроса, что делает допрос логически стройным и системным. В плане допроса рекомендуется отражать предмет показаний, обстоятельства, по которым необходимо получить показания, а также вопросы, необходимые для выяснения, и последовательность постановки вопросов [7, с. 115]. Кроме того, полагаем, в плане также необходимо указывать тактические приемы, которые могут быть использованы при проведении допроса. Это позволит следователю ориентироваться в процессе допроса и вовремя использовать необходимый тактический маневр для достижения целей допроса.

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что успех допроса несовершеннолетнего подозреваемого зависит от подготовки следователя к данному следственному действию с учетом физических и психологических особенностей допрашиваемого, а также его процессуального статуса. Неподготовленность следователя усилит его собственное волнение, не позволит свободно ориентироваться в процессе допроса, умело применять тактические приемы, и в целом такая ситуация может привести к потере контроля над допрашиваемым, что негативно скажется на результативности допроса.

Библиографический список

1. Егерев, И.М. Особенности подготовки к допросу несовершеннолетнего / И.М. Егерев, А.В. Харитонова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - N 10 (17). -С. 101-103.

2. Зеленский, М.А. Тактика допроса на стадии предварительного расследования : учебное пособие / М.А. Зеленский, Н.А. Моисеев. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. - 72 с.

t Вестник Сибирского юридического института МВД России

3. Калюжный, А.Н. Подготовка к производству допроса подозреваемого по посягательствам на свободу личности / А.Н. Калюжный // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. - 2016. - N 2 (10). - С. 15-21.

4. Корнакова, С.В. Психологические и тактические особенности первого допроса несовершеннолетнего подозреваемого / С.В. Корнакова, О.С. Сергеева // Пролог: журнал о праве. -2017. - N 3 (15). - С. 29-35.

5. Корнелюк, О.В. Допрос: процессуальный порядок и тактика проведения : монография / О.В. Корнелюк, А.Р. Лонщакова, Р.М. Минибаева. - Уфа: Уф СЗИПК ФСКН России, 2011. -138 с.

6. Порубов, Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве : монография / Н.И. Порубов. - Минск: Вышейш. школа, 1973. - 367 с.

7. Сафин, Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве (процессуальный и криминалистический аспект проблемы) : монография / Н.Ш. Сафин. - Казань: Издательство Казанского университета, 1990. - 159 с.

8. Соколов, А.Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах / А.Б. Соколов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - N 3 (62). - С. 73-78.

9. Целиковский, С.Б. Психологические познания и расследование преступлений / С.Б. Целиковский // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2012. -N 2. - С. 43-49.

10. Швец, С.В. Организационно-подготовительные действия следователя при проведении допросов / С.В. Швец, М.В. Головин // Общество: политика, экономика, право. - 2021. -N 1. - С. 76-80.

11. Эдилова, П.В. Тактические особенности допроса несовершеннолетних / П.В. Эдилова // Евразийская адвокатура. - 2018. - N 4 (35). - С. 29-33.

№ 1 (46) • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.