Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСКРЫТИЯ, РАССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КРАЖ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСКРЫТИЯ, РАССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КРАЖ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
605
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / КРАЖИ АВТОТРАНСПОРТА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / COUNTERACTION / ORGANIZATION OF DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES / VEHICLE THEFTS / INTERACTION / PREVENTION OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Качурова Елизавета Сергеевна

Организационные основы расследования преступлений, как и анализ эффективных способов противодействия им, представляют собой важный компонент в практической деятельности правоохранительных органов. Из всех видов преступлений именно кражи автотранспорта являются тем видом противоправных деяний, предупреждение которых невозможно без объективной оценки детерминирующих факторов, способствующих их распространению, а также изучения современных методов технико-криминалистического обеспечения расследования, способных обеспечить раскрытие и установление виновных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND TACTICAL BASIS FOR THE DISCLOSURE, INVESTIGATION AND PREVENTION OF VEHICLE THEFTS

The organizational basis of the investigation of crimes, as well as the analysis of effective methods to counter them, is an important component in the practical activities of law enforcement agencies. Of all types of crimes, it is motor vehicle theft that is the type of unlawful acts, the prevention of which is impossible without an objective assessment of the determining factors that contribute to their spread, as well as without the study of modern methods of technical and forensic support of the investigation, which can ensure the disclosure and identification of the perpetrators.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСКРЫТИЯ, РАССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КРАЖ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 343.98.5

Олег Павлович ГРИБУНОВ,

заместитель начальника (по научной работе) Восточно-Сибирского института МВД России (г. Иркутск), доктор юридических наук, профессор

gribunov@mail.ru

Елизавета Сергеевна КАЧУРОВА,

доцент кафедры уголовного права и криминологии Иркутского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), кандидат юридических наук

kachurova ls@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСКРЫТИЯ, РАССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КРАЖ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ORGANIZATIONAL AND TACTICAL BASIS FOR THE DISCLOSURE, INVESTIGATION AND PREVENTION OF VEHICLE THEFTS

Организационные основы расследования преступлений, как и анализ эффективных способов противодействия им, представляют собой важный компонент в практической деятельности правоохранительных органов. Из всех видов преступлений именно кражи автотранспорта являются тем видом противоправных деяний, предупреждение которых невозможно без объективной оценки детерминирующих факторов, способствующих их распространению, а также изучения современных методов технико-криминалистического обеспечения расследования, способных обеспечить раскрытие и установление виновных лиц.

The organizational basis of the investigation of crimes, as well as the analysis of effective methods to counter them, is an important component in the practical activities of law enforcement agencies. Of all types of crimes, it is motor vehicle theft that is the type of unlawful acts, the prevention of which is impossible without an objective assessment of the determining factors that contribute to their spread, as well as without the study of modern methods of technical and forensic support of the investigation, which can ensure the disclosure and identification of the perpetrators.

Ключевые слова: противодействие, организация раскрытия и расследования преступлений, кражи автотранспорта, взаимодействие, предупреждение преступлений.

Keywords: counteraction, organization of disclosure and investigation of crimes, vehicle thefts, interaction, prevention of crimes.

Кражи являются наиболее распространенным и динамично растущим преступлением не только в России, но и во всем мире, и имеют многочисленные объекты и предметы посягательства [4, с. 23-26]. В большинстве своем кражи - труднораскры-ваемые и высоколатентные противоправные деяния, вопрос противодействия которым не теряет актуальности, несмотря на многочисленные теоретические исследования. Среди прочих видов кража транспортных средств представляет собой особый, как правило, технически подготовленный вид преступного посягательства, совершаемый группами профессиональных преступников, что впоследствии осложняет процесс расследования, а в некоторых случаях делает раскрытие преступления невозможным.

Кражи автотранспорта - одна из составляющих нелегального теневого бизнеса, кон-тролируемого организованными преступными группами (далее - ОПГ), то есть, речь идет о сочетании профессиональной и организованной преступности, что облегчает сокрытие преступления, создает дополнительные сложности при расследовании. Как отмечает П.В. Эзрохин: «Современная организованная преступность представляет собой гибридный тип, сформированный из участников регио-нальных и местных ОПГ общеуголовной и экономической направленности, в том числе специализирующихся на криминальном автобизнесе, хищении автомашин с применением современных информационных технологий, средств визуального и технического контро-ля» [8, с. 65]. Также одной из существенных особенностей автохищений является возможность сбыта похищенного в другие регионы и страны, то есть преступники, благодаря принадлежности к ОПГ, имеют связи с российскими и зарубежными криминальными структурами, а также с коррумпированными чиновниками и представителями правоохранительных органов, позволяющие скрыть преступление.

В связи с этим важно не только усовершенствовать организационные и технико-криминалистические методы раскрытия и расследования краж автотранспортных

средств, преодолеть техническое отставание правоохранительных органов при установлении и выявлении похищенных автомобилей, оптимизировать процесс взаимодействия, но и минимизировать возможность распространения краж путем внедрения в общую систему предупреждения специальных мер превенции с привлечением в качестве субъектов профилактики как самих автовладельцев, так и производителей транспортных средств и охранных систем.

Также необходимо подчеркнуть особое отношение к автомобилям в нашей стране, где наличие личного транспорта всегда являлось атрибутом успешности человека, показателем социального статуса, а покупка иномарки долгое время оставалась мечтой. Граждане охотно покупают дорогостоящие автомобили в кредит, при этом не имея возможности оплачивать охраняемые стоянки и принимать дополнительные меры по охране личного транспорта, в частности страховать автомобиль от хищения. Указанные обстоятельства подтверждают необходимость повышения качества расследования и раскрываемости краж транспортных средств, поскольку стоимость похищенного автомобиля всегда является значительной для ее владельца, а для некоторых потерпевших автомобиль не просто средство передвижения, но и источник дохода и необходим для работы.

Для того чтобы определить роль и значение криминалистических аспектов раскрытия, расследования и предупреждения конкретного вида преступлений, необходимо исследовать данные официальной статистики. В случае изучения краж транспортных средств реальное число совершенных преступлений фактически совпадает с данными о зарегистрированных кражах, поскольку рассматриваемый вид деяний не обладает высокой латентностью (стоимость похищенного для потерпевших существенна), исключение составляют ранее похищенные автомобили, если недобросовестному владельцу об этом известно. Нельзя исключать и возможность инсценировки, например для дальнейшего получения страховой премии.

Теория и практика 1Н11 правоохранительной деятельности а-Зй»

По данным ГИАЦ МВД России1, в 2018 г. были зарегистрированы 23712 преступлений, квалифицированных как кражи транспортных средств, при этом раскрыты из них всего 6281 преступление, раскрываемости - 26,4%. В 2019 г. были зарегистрированы 20284 кражи транспортных средств, из них раскрыты 5612, раскрываемость -27,6%.

Таким образом, несмотря на снижение общего числа краж транспортных средств, процент раскрываемости остается стабильно низким, что обусловлено как проблемами в деятельности правоохранительных органов на первоначальном этапе расследования, так и отсутствием полноценной системы мер противодействия кражам транспортных средств, учитывающей особенности их совершения.

При исследовании организационно-тактических и технико-криминалистических особенностей раскрытия краж автотранспорта необходим структурный анализ содержания криминалистической характеристики. От полноты владения информацией об элементном составе криминалистической и оперативно-розыскной характеристик зависит тактика деятельности как оперативных подразделений, так и следователей и экспертов-криминалистов. Именно элементный состав позволит более эффективно противодействовать конкретному виду преступных посягательств, в том числе с точки зрения их предупреждения [2, с. 5].

Своевременное установление корреляционных связей между способом совершения краж автотранспорта, предметом преступления, личностью потерпевшего и личностью преступника позволяет точно и полно осуществить классификацию конкретных следственных ситуаций, а также способствует построению алгоритма следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, необходимых для отработки версий, что позволит сформировать доказательственную базу [3, с. 126-128].

При расследовании краж автотранспорта важно оперативно выяснить наличие или отсутствие механических противоугонных устройств, а также качество и степень защи-

щенности сигнализации похищенного автотранспорта, что позволит определить способы совершения кражи с позиции применения высокотехнологического оборудования с целью взлома сигнализации, а это даст возможность вовремя определить уровень профессиональной подготовки и технической оснащенности преступников, выявить и установить их в дальнейшем.

Вне всяких сомнений, одним из эффективных способов совершенствования раскрытия, расследования и предупреждения краж автотранспорта является повышение качества взаимодействия следователя, оперативных сотрудников и иных, в том числе специализированных, подразделений правоохранительных органов, что, по справедливому замечанию С.И. Гирько, «позволит установить объективную истину по уголовному делу, быстро и оперативно отследить ту или иную складывающуюся следственную и оперативно-розыскную ситуацию, спрогнозировать ее развитие в целях нейтрализации негативного воздействия со стороны преступников» [6, с. 213]. Расследование краж автотранспорта, как, например, и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, преступлений экстремистской и террористической направленности, невозможно без оперативного сопровождения и проведения всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий [5, с. 185].

Еще одним важным и определяющим моментом является технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования исследуемого вида преступлений. В данном случае речь идет об использовании специальных знаний как специалистами на этапе сбора и анализа информации, так и в рамках последующего проведения судебных экспертиз, результаты проведения которых, как верно отмечено С.А. Цепинским, будут «высокоэффективными только при условии комплексного характера такого использования» [7, с. 173]. Используемое для совершения преступлений специальное оборудование представляет собой разновидность 1Т-технологий, оснащено программным продуктом соответствующего уровня, что позво-

1 иКЬ: http://mvd.ru/presscenter/ statistics/ героГ^/йеш/209743.

- 11 -

ляет провести достоверную компьютерную и радиотехническую экспертизы.

При раскрытии и расследовании краж автотранспорта особое внимание заслуживает предмет преступного посягательства. Рассматриваемый вид хищений имеет региональные особенности, что связано с различиями распространенности тех или иных марок автомобилей и близостью границ некоторых государств. Соответственно, цели хищения будут зависеть от региона и дальнейшей возможности сбыта похищенного транспорта. Анализ правоприменительной практики позволяет констатировать, что чаще всего в России похищается легковой автотранспорт, но марки похищенных автомобилей соответствуют предпочтениям горожан. Так, центральная часть страны в большей степени предпочитает автомобили отечественных производителей, которые похищаются с целью дальнейшей разборки и перепродажи частей автомобиля. Дальний Восток, Сибирь и Бурятия остаются приверженцами японских автомобилей, здесь особую популярность у похитителей имеют автомобили марки «Тойота» (основные модели, продаваемые на первичном рынке - «Камри», «Прадо» и «Ленд Круйзер»). В Иркутской области наиболее популярными являются японские внедорожники, переправляемые в Монголию и Китай для перепродажи.

Как правило, марка и модель похищенного автомобиля зависят от криминальной направленности группы - уровня ее технической оснащенности, транснациональных связей и наличия возможностей сбыта автомобилей или их изменения для дальнейшей продажи.

В последние годы существует тенденция увеличения хищений бюджетных автомобилей не только японских, но и корейских производителей в связи с их стремительной популяризацией на территории всей страны. Также в бюджетном сегменте очевиден рост хищений европейских автомобилей, таких как «Фольксваген» и «Шкода».

Выбор преступниками автомобиля той или иной марки напрямую связан с ее распространенностью, возможностью сбыта запчастей, в связи с чем можно предположить увеличение в будущем краж автомобилей

китайских производителей, продажи которых имеют экспоненциальный рост. Среди автомобилей средней ценовой категории чаще похищаются те, что оборудованы только штатными охранными системами, путем сворачивания механических замков, подмены электронных модулей и прописывания дополнительных ключей в память штатного иммобилайзера.

Распространенными видами проникновения считается доступ к цифровым шинам, пролегающим в доступных местах. Крип-тозащита штатной охранной системы таких автомобилей не является преградой для профессиональных преступников, специализирующихся на похищении автотранспорта, а наиболее широко распространенные дополнительные slave системы, устанавливающиеся на конвейере автопроизводителя, снимаются с охраны после взлома электронным методом вслед за штатными с использованием ретрансляторов.

Особый сегмент занимают автомобили премиум класса - «Лендровер» с моделями «Рендж Ровер Эвог» и «Спорт», «Порше Кай-ен», угоняемый при помощи универсальной отмычки-турбодекодера, которые похищаются вне зависимости от региона и пользуются криминальным спросом. Такие автомобили снабжены бесконтактным доступом, облегчающим профессиональным, технически «вооруженным» преступникам совершение хищения. Сами производители не предпринимают должных мер для устранения указанных недостатков безопасности систем охраны.

Таким образом, владельцам необходимо самостоятельно и своевременно принимать меры для дополнительной защиты личного автотранспорта.

Следует заметить, что застрахованные автомобили в меньшей степени становятся объектом преступного посягательства, что свидетельствует об осведомленности преступников о застрахованности конкретного автомобиля. При этом цены страхования автомобилей от хищения в России завышены и делают указанную меру противодействия недоступной для автовладельцев по объективным причинам.

Большинство потерпевших не только не страхуют свои автомобили, но и создают

Теория и практика правоохранительной деятельности

дополнительно виктимогенные условия, способствующие краже. Так, автовладельцы, экономя на охраняемых автостоянках, оставляют транспорт во дворах, на неохраняемых парковках, рассчитывая на работу установленных камер видеонаблюдения, которые не являются сдерживающим фактором, поскольку качество изображения и маскировка преступников не позволяют идентифицировать последних.

Говоря о виктимности потерпевших, необходимо отметить, что самонадеянность, уверенность в способности услышать звуковой сигнал сигнализации, забывчивость (в случае, когда владелец оставляет автомобиль открытым), экономия на установке, ремонте сигнализаций, ремонт автомобиля в непроверенных сервисах по заниженным тарифам, утрата ключей, брелоков, зашивание чипа внутри салона для установки автопрогрева двигателя и др., усиливают вероятность виктимизации и требуют дополнения общей системы противодействия кражам мерами виктимологической профилактики, которые в первую очередь должны повысить уровень информированности граждан о способах и распространенности краж транспортных средств [1, с. 30-39].

Анализ проблематики позволяет сделать вывод, что противодействие автохищениям должно базироваться на системе многоуров-

невых комплексных мер [10, с. 134], направленных на оперативное выявление ОПГ, специализирующихся на криминальном автобизнесе, устранение дефицита современных технико-криминалистических средств раскрытия и расследования краж, ослабление и нейтрализацию причин и условий, способствующих их совершению, а также на оказание предупредительного воздействия на самих автовладельцев и автопроизводителей, являющихся полноценными субъектами предупреждения.

Противодействие кражам транспортных средств в целом, как и преодоление низкого процента раскрываемости этих преступлений в частности, невозможно без должного социального контроля и активности всех граждан, способных вовремя предотвратить или сообщить информацию о преступлении, с ответственностью относиться к личной собственности, без взаимодействия не только специальных подразделений и служб правоохранительных органов, но и СМИ, социальных сетей и общественных организаций. Важно создать максимально благоприятные условия для хранения, страхования автотранспорта, учитывать необходимость охраняемых подземных парковок при строительстве домов и торговых центров, делать их максимально доступными для граждан.

Библиографический список

1. Босхолов, С.С. Основы криминологической виктимологии : учебное пособие / С.С. Босхолов, Е.С. Качурова. - Иркутск: Иркут. ин-т (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019. - 78 с.

2. Головин, А.Ю. Проблемы и пути совершенствования методик расследования отдельных видов преступлений / А.Ю. Головин // ИзвестияТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2014. - Вып. 2-3. - С. 3-10.

3. Грибунов, О.П. Использование специальных знаний в раскрытии краж автотранспортных средств / О.П. Грибунов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2019. - N 3 (90). - С. 125-133.

4. Квашис, В.Е. Преступность в России и зарубежных странах: методологические аспекты сравнительного анализа / В.Е. Квашис, Н.В. Генрих // Пролог (Журнал о праве). - 2013. - N 4. - С. 23-31.

5. Можаева, И.П. Криминалистическое учение об организации расследования преступлений: формирование и перспективы развития : монография / И. П. Можа-ева. - М.: Юрлитинформ, 2018. - 350 с.

6. Харченко, С.В. К вопросу о взаимодействии оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел в процессе раскрытия и расследования преступлений / С.В. Харченко, С.И. Гирько, С.А. Цепинский // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - N 1. - С. 210-213.

7. Цепинский, С.А. Организация расследования угонов и краж автотранспорта с использованием специальных знаний / С.А. Цепинский // Труды Академии управления МВД России. - 2018. - N 1 (45). - С. 169-174.

8. Эзрохин, П.В. Современная организованная преступность в России: текущий анализ проблемы и перспективы развития теоретических основ оперативно-разыскной деятельности подразделений уголовного розыска по борьбе с организованной преступностью / П.В. Эзрохин // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2018. - N 2 (80). - С. 63-77.

9. Яковлева, М.А. К вопросу о правовом регулировании механизма профилактики преступности / М.А. Яковлева // Ленинградский юридический журнал. -2017. - N 4 (50). - С. 129-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.