Научная статья на тему 'Организационно-структурные преобразования в военной авиации России в годы Первой мировой войны'

Организационно-структурные преобразования в военной авиации России в годы Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / АВИАЦИЯ / ИНСТРУКЦИЯ / ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ / БОЕВОЙ ОПЫТ / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АВИАЦИИ / ORGANIZATIONAL AND STRUCTURAL CHANGES / AVIATION / INSTRUCTION / AIR FORCE / COMBAT EXPERIENCE / HIERARCHICAL STRUCTURE OF AVIATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кравец Иван Алексеевич

Показано, что управление военной авиацией в годы Первой мировой войны представляло сложную структуру соподчинения, которая изменялась в зависимости от оперативной ситуации, связанной с военными действиями. Отмечено, что инструкции и наставления, регламентирующие рассматриваемый вид деятельности, разрабатывались на основе практического боевого опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and structural changes in the military aviation of Russia during the World War I

It is shown that the management of military aviation during the World War I represented a complex structure of subordination, which varied depending on the operational situation associated with military actions. It was noted that, on the basis of practical combat experience, instructions and manuals were developed that regulate the type of activity under consideration.

Текст научной работы на тему «Организационно-структурные преобразования в военной авиации России в годы Первой мировой войны»

Кравец Иван Алексеевич

Организационно-структурные преобразования в военной авиации России

в годы Первой мировой войны

Показано, что управление военной авиацией в годы Первой мировой войны представляло сложную структуру соподчинения, которая изменялась в зависимости от оперативной ситуации, связанной с военными действиями. Отмечено, что инструкции и наставления, регламентирующие рассматриваемый вид деятельности, разрабатывались на основе практического боевого опыта.

Ключевые слова: организационно-структурные преобразования, авиация, инструкция, военно-воздушный флот, боевой опыт, иерархическая структура авиации.

Organizational and structural changes in the military aviation of Russia during the World War I

It is shown that the management of military aviation during the World War I represented a complex structure of subordination, which varied depending on the operational situation associated with military actions. It was noted that, on the basis of practical combat experience, instructions and manuals were developed that regulate the type of activity under consideration.

Key words: organizational and structural changes, aviation, instruction, air force, combat experience, hierarchical structure of aviation.

После объявления Германией войны России 19 июля 1914 г. император Николай II призвал «оградить честь, достоинство, целость России и положение ея среди Великих Держав» [1, с. 4]. В короткий срок было образовано высшее военное управление. В соответствии с «Положением о полевом управлении войск в военное время» от 16 июля 1914 г. Верховным главнокомандующим был назначен великий князь Николай Николаевич [2, с. 89-90]. Верховный главком подчинялся только императору - никто не вправе был требовать у него отчета или давать ему какие-либо предписания [3]. Исходя из установленной компетенции Верховного главкома и вверенной ему военной власти, на этот пост могли назначаться или члены Дома Романовых, или сам император. Из руководящего состава Главного управления Генштаба была сформирована Ставка Верховного главнокомандующего, должность начальника штаба при Николае Николаевиче занял начальник Генштаба (он же начальник Главного управления Генштаба) генерал-лейтенант Н.Н. Янушкевич [4].

Для осуществления общего руководства авиацией (по техническому обеспечению и комплектованию частей личным составом) приказом начальника Штаба Верховного главкома от 14 августа 1914 г. в целях «упорядочения в действующих армиях авиационного и воздухоплавательного дела» при штабе Главкома Юго-Западного фронта была учреждена

Канцелярия по авиационным делам во главе с великим князем Александром Михайловичем, а при штабе Главкома Северо-Западного фронта руководить авиацией был назначен генерал от кавалерии А.В. Каульбарс [5]. Общее руководство фронтовой авиацией России было возложено на великого князя, хотя подобная должность не предусматривалась Положением о полевом управлении. Кроме того, приказом не прописывались права и обязанности руководителя Канцелярии по авиационным делам.

Между тем в оперативном и строевом порядке авиаотряды подчинялись штабам армий, корпусов и крепостей. В результате организационно-структурных мероприятий, осуществленных в августе - сентябре 1914 г., была сформирована иерархическая структура авиации действующей армии.

Летом 1915 г. военное ведомство расширяет штаты переменного состава авиашкол, а 12 ноября Военный совет утверждает «Положение о частных школах авиации военного времени», предоставляя возможность подготовки военных летчиков из числа нижних чинов в Петрограде, Москве и Одессе [6, с. 87; 7, с. 34].

Через год после начала войны, 23 августа 1915 г., Николай II принял на себя «Верховное командование войсками действующей армии», а великий князь Николай Николаевич был назначен Наместником на Кавказе и, одновременно, Главкомом Кавказской армии [8, с. 1]. Если с начала войны безопасность Ставки

135

Верховного главкома, расположенной в Бара-новичах, осуществлял специальный охранный отряд, в состав которого был включен только артиллерийский взвод для борьбы с авиацией противника, то после передислокации Ставки в Могилев и принятия императором на себя командования были приняты дополнительные меры безопасности Ставки, а значит, и монарха в первую очередь от воздушных налетов. В состав противовоздушной обороны (ПВО) Ставки был включен специальный авиаотряд в количестве 9 аэропланов. Общее руководство по организации обороны Ставки осуществлял начальник Штаба Верховного главкома, но авиационным снабжением ведал Заведующий авиацией и воздухоплаванием действующей армии. В августе 1916 г. специальный авиаотряд был расширен до авиадивизиона в составе трех авиаотрядов. Вплоть до декабря 1917 г. вражеские аэропланы ни разу не появились в районе Могилева, поскольку противовоздушная оборона посредством артиллерийских и пулеметных частей обеспечивалась еще на дальних подступах к Ставке [9, с. 10-13].

17 августа 1915 г. Северо-Западный фронт был разделен на Северный и Западный фронты во главе, соответственно, с генералом от инфантерии Н.В. Рузским и генералом от инфантерии А.Е. Эвертом [10, с. 861]. Претерпел изменения и центральный орган управления фронтовой авиации. В соответствии с приказом начальника Штаба Верховного главнокомандующего от 10 сентября 1915 г. № 47 было учреждено Управление Заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии во главе с великим князем Александром Михайловичем, который формально подчинялся начальнику Штаба Ставки Верховного главкома.

Осенью 1915 г. был сделан важный шаг в направлении совершенствования поставок самолетов на фронт. При непосредственном лоббировании великого князя Александра Михайловича, отвечающего в качестве Заведующего авиацией за состояние технического авиаснабжения, 21 октября 1915 г. были Высочайше утверждены «Положение об Авиационной приемной комиссии при Главном Военно-Техническом Управлении» и ее штаты. Комиссия учреждалась «в целях постановки строительства аэропланов в России на должную высоту и в соответствии с интересами армии». В ее задачи входили «наблюдение» на авиазаводах за постройкой аэропланов, а также моторов и других комплектующих, испытание их и прием на вооружение.

Следует сказать, что до весны 1915 г. в системе военной авиации отсутствовали органи-

зационно-методические инструкции, предназначенные для летчиков и регламентирующие порядок боевой работы. Эта деятельность, как правило, сводилась к приказам войсковых начальников и носила общий характер. В целях упорядочения организации и деятельности фронтовой авиации в марте 1915 г. были утверждены «Положение о службе авиационных частей, входящих в состав армий» и «Временное положение о службе авиационных парков». На основании практического опыта, приобретенного авиачастями в военных действиях, в 1916 г. по распоряжению великого князя Александра Михайловича было издано «Наставление по применению авиации на войне», определившее задачи военной авиации, в которые были включены воздушная разведка; содействие артиллерии; борьба с воздушным флотом противника; боевые действия против наземных целей; служба связи; выполнение специальных поручений вышестоящих штабов. В Наставлении, помимо задач авиации, указывались средства их оптимального решения.

В конце апреля 1916 г. в Военном министерстве осуществляются кардинальные структурные реформы: упраздняются воздухоплавательное отделение технического отдела Главного военно-технического управления и Авиационная приемная комиссия. Вместо них в составе Военного министерства было образовано Управление военного воздушного флота (ВВФ), в структуру которого, помимо влившихся технического отдела, переименованного в технический комитет, и приемочной части, вошли: пять отделений (организационное, инспекторское, по заготовке имущества, по снабжению армии и учету имущества в складах и счетное); канцелярия Управления; казначейская часть; юрисконсультская часть.

Осенью 1916 г. произошла очередная реорганизация в сфере управления ВВФ. 22 ноября 1916 г. приказом начальника Штаба Верховного главкома № 1626 были учреждены должности инспекторов авиации армий фронтов и Кавказской армии, временные штаты и «Временное положение об инспекторе авиации армий фронта» [11].

3 декабря 1916 г. было упразднено Управление Заведующего организацией авиационного дела в действующей армии и сформировано Управление Полевого Генерал-инспектора ВВФ [12] во главе с великим князем Александром Михайловичем. Новая должность переводила его в категорию строевых начальников, а Военно-воздушный флот признавался новым родом войск.

136

После Февральской революции и прихода к власти Временного правительства Николай II был арестован [13, с. 24-25], а Полевой Генерал-инспектор ВВФ великий князь Александр Михайлович, как лицо императорской фамилии, был вынужден 21 марта 1917 г. оставить свой пост [14]. 3 апреля 1917 г. приказом Верховного главкома генерала от инфантерии М.В. Алексеева № 70 Управление Полевого Генерал-инспектора ВВФ было переформировано в Полевое управление (ПУ) авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного главкома, а его назначение и функции фактически оставались аналогичными предшествующему органу управления: наблюдение за формированием авиа- и воздухоплавательных частей, их боевой подготовкой, снабжением техническими средствами, правильным использованием в бою авиационных и воздухоплавательных средств и пр.

К октябрю 1917 г. Военно-воздушный флот России разделялся на авиацию действующей армии - Полевое Управление авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного главкома и тыловую - Управление ВВФ Военного министерства. Военно-воздушный флот включал 300 авиа- и воздухоплавательных частей, учреждений и учебных заведений с личным составом 35 тыс. солдат и офицеров (0,5% от численности сухопутной армии), в том числе 2 тыс. летчиков и летчиков-наблюдателей из числа офицеров и 295 летчиков - нижних чинов. Авиачасть составляла около 1,5 тыс. самолетов 30 различных типов [15, с. 3-4, 8].

Таким образом, практически на протяжении всего периода Первой мировой войны (с августа 1914 г. по март 1917 г.) руководство Военно-воздушным флотом России осуществлялось великим князем Александром Михайловичем, который стоял у истоков военной

1. Летопись войны. 1914. № 1.

2. Айрапетов О. Г. Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914-1917). Начало. 1914. М, 2014.

3. Положение о полевом управлении войск в военное время. Пг, 1914. Разд. 2. § 17-29.

4. Кавтарадзе А. Из истории Генерального Штаба (август 1914 года - май 1918 года) // Военно-исторический журнал. 1976. № 3.

5. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-1559. Оп. 1. Д. 2-б. Л. 228.

6. Курдюк А.А. Структурные изменения в сети военно-учебных заведений русской армии во время Первой мировой войны // Вестн. Военного ун-та. 2007. № 1.

авиации в стране. Центральный орган управления ВВФ на фронте имел несколько уровней и неоднократно трансформировался в целях совершенствования организационной процедуры материально-технического снабжения авиации, создания новых авиачастей и кадрового обеспечения их личным составом, при этом формально подчиняясь начальнику Штаба Верховного главнокомандующего. В оперативно-боевой и строевой сферах авиачасти находились в ведении соответствующих штабов армий, корпусов, крепостей. В тылу вопросами создания новых образцов техники, принятия их на вооружение и подготовкой личного состава в профильных авиашколах ведало Военное министерство в лице своих структурных подразделений: первоначально - Главного военно-технического управления, а с весны 1916 г. -Управления военного воздушного флота.

Система авиачастей на фронте имела сложную структуру соподчинения, которая гибко реорганизовывалась в зависимости от оперативной ситуации, обусловленной военными действиями, и охватывала главные составляющие их боеспособности: регулярную техническую поддержку (ремонт и снабжение горючим, моторами, запчастями и т.д.) и осуществление боевой работы (воздушная разведка, корректировка артиллерийской стрельбы, бомбометание и т.д.). В результате боевой практики к концу войны в русской армии произошло разделение авиачастей (их специализация) в зависимости от выполнения задач на разведывательную, истребительную и бомбардировочную. В целях регламентации соответствующей деятельности на основе практического боевого опыта разрабатывались инструкции и наставления, которые способствовали завоеванию господства в воздухе.

1. Chronicle of war. 1914. № 1.

2. Airapetov O.G. Participation of the Russian Empire in the First World War (1914-1917). Start. 1914. Moscow, 2014.

3. Regulations on the field control of troops in wartime. Petrograd, 1914. Sec. 2. § 17-29.

4. Kavtaradze A. From the history of the General Staff (August 1914 - May 1918) // Military history journal. 1976. № 3.

5. State Archive of the Krasnodar Region (SAKR). F. P-1559. Inv. 1. Case 2-b. Sh. 228.

6. Kurdyuk A.A. Structural changes in the network of military schools of the Russian army during the First World War // Bull. of Military university. 2007. № 1.

137

7. Бочинин Д. А. Система подготовки военных летчиков в годы Первой мировой войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5.

8. Летопись войны. 1915. Приложение к № 54.

9. Лашков А.Ю. Организация ПВО Ставки Верховного Главнокомандующего в 19151918 гг. // Военно-исторический журнал. 2009. № 11. С. 10-13.

10. Летопись войны. 1915. № 54.

11. Приказ начальника Штаба Верховного главнокомандующего от 22 нояб. 1916 г. № 1626 // Приказы начальника Штаба Верховного главнокомандующего за 1916 год. Б.м., 1916.

12. Приказ начальника Штаба Верховного главнокомандующего от 3 дек. 1916 г. № 1677 // Приказы начальника Штаба Верховного главнокомандующего за 1916 год. Б.м., 1916.

13. Дневники и документы из личного архива Николая II: Воспоминания. Мемуары. Минск, 2003.

14. ГАКК. Ф. Р-1559. Оп. 1. Д. 81. Л. 179.

15. Елисеев С.П., Нечаев В.Н., Ефремов Р.В. «Авиация переживает критический период...» // Военно-исторический журнал. 2011. № 7.

7. Bochinin D.A. The system of training military pilots during the First World War // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2011. № 5.

8. Chronicle of war. 1915. Annex to the number 54.

9. Lashkov A.Yu. Air Defense Organization of Headquarters of the Supreme Commander in 1915-1918 // Military history journal. 2009. № 11. P. 10-13.

10. Chronicle of war. 1915. № 54.

11. Order of the Chief of Staff of the Supreme Commander d.d. Nov. 22, 1916 № 1626// Orders of the Chief of Staff of the Supreme Commander for 1916. 1916.

12. Order of the Chief of Staff of the Supreme Commander d.d. Dec. 3, 1916 № 1677 // Orders of the Chief of Staff of the Supreme Commander for 1916. 1916.

13. Diaries and documents from the personal archive of Nicholay II: Memories. Memoirs. Minsk, 2003.

14. SAKR. F. P-1559. Inv. 1. Case 81. Sh. 179.

15. Eliseev S.P., Nechaev V.N., Efremov R.V. «Aviation is going through a critical period...» // Military history journal. 2011. № 7.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кравец Иван Алексеевич, аспирант Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; e-mail: mail@kubsau.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

I.A. Kravets, Postgraduate of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: mail@kubsau.ru

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.