Научная статья на тему 'Организационно-штатная структура таможен конца XIX - начала XX века'

Организационно-штатная структура таможен конца XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1168
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖНЯ / УПРАВЛЯЮЩИЙ ТАМОЖНЕЙ / ДЕПАРТАМЕНТ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ / ФУНКЦИИ / ДОСМОТРЩИК / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS HOUSE / HEAD OF CUSTOMS HOUSE / CUSTOMS REVENUE COLLECTION DEPARTMENT / FUNCTIONS / CUSTOMS SURVEYOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казанцева Наталья Геннадьевна

В статье проанализированы особенности организационно-штатной структуры таможен, составлявших в XIX начале XIX века основное звено в имперской системе таможенных органов. Изучение вопросов управления таможенной деятельностью важно и значимо, так как качественно организованная внутриор-ганизационная работа государственного органа формирует результаты и эффективность результатов его деятельности. Таможня как орган государственной власти выполняла важнейшие задачи государства. Дана характеристика полномочий отдельных категорий таможенных служащих. Представлена характеристика статуса таможенных служащих, на примере, управляющего таможней, его помощника и таможенных досмотрщиков, сформированная посредством комплексного анализа законодательных актов, а также созданных на их основе внутренних предписаний таможен. Проведён сравнительный анализ условий служебной деятельности, на основе вводимых в научный оборот документов и материалов. Важным утверждением автора является признание значимости правильной организации деятельности таможни и необходимости распределения должностных обязанностей межу различными категориями служащих. Автор констатирует, что заложенные исторически правила управления внутри таможенной системы можно увидеть в современной практике деятельности таможенных органов, что ещё раз подтверждает значимость обобщения исторического опыта функционирования органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Staff Structure of Customs at the End of the XIXth - the Beginning of the XXth Centuries

The paper analyzes organizational and staff structure features of the customs service constituting the main link in the customs authority imperial system at the 19th beginning of the 20th centuries; gives the characteristics of the powers of the separate categories of customs officials. It presents the key features of customs officials status, that have been created through the complex analysis of legal acts on the basis of internal customs provisions taking the Head of Customs House, his assistant and customs surveyors as an example. The comparative analysis of the service conditions on the basis of the documents and materials introduced for scientific use has been carried out. The author's important statement is the recognition of the importance of the correct customs service organization and the need for responsibilities allocation between different categories of officials. The author states that the administration principles, historically established in the customs service system, can be seen in modern customs practice that reaffirms the importance of historical experience generalization in the public authorities' functioning.

Текст научной работы на тему «Организационно-штатная структура таможен конца XIX - начала XX века»

УДК 336.244:34.07

DOI: 10.21209/2307-1842-2016-11-4-35-41

Наталья Геннадьевна Казанцева,

кандидат юридических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: ngsav@mail.ru

Организационно-штатная структура таможен конца XIX - начала XX века

В статье проанализированы особенности организационно-штатной структуры таможен, составлявших в XIX - начале XIX века основное звено в имперской системе таможенных органов. Изучение вопросов управления таможенной деятельностью важно и значимо, так как качественно организованная внутриор-ганизационная работа государственного органа формирует результаты и эффективность результатов его деятельности. Таможня как орган государственной власти выполняла важнейшие задачи государства.

Дана характеристика полномочий отдельных категорий таможенных служащих. Представлена характеристика статуса таможенных служащих, на примере, управляющего таможней, его помощника и таможенных досмотрщиков, сформированная посредством комплексного анализа законодательных актов, а также созданных на их основе внутренних предписаний таможен. Проведён сравнительный анализ условий служебной деятельности, на основе вводимых в научный оборот документов и материалов.

Важным утверждением автора является признание значимости правильной организации деятельности таможни и необходимости распределения должностных обязанностей межу различными категориями служащих. Автор констатирует, что заложенные исторически правила управления внутри таможенной системы можно увидеть в современной практике деятельности таможенных органов, что ещё раз подтверждает значимость обобщения исторического опыта функционирования органов государственной власти.

Ключевые слова: таможенные органы, таможня, управляющий таможней, Департамент таможенных сборов, функции, досмотрщик

Natalya G. Kazantseva,

Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, 672039, Russia),

e-mail: ngsav@mail.ru

Organizational and Staff Structure of Customs at the End of the XIXth - the Beginning of the XXth Centuries

The paper analyzes organizational and staff structure features of the customs service constituting the main link in the customs authority imperial system at the 19th - beginning of the 20th centuries; gives the characteristics of the powers of the separate categories of customs officials. It presents the key features of customs officials status, that have been created through the complex analysis of legal acts on the basis of internal customs provisions taking the Head of Customs House, his assistant and customs surveyors as an example. The comparative analysis of the service conditions on the basis of the documents and materials introduced for scientific use has been carried out.

The author's important statement is the recognition of the importance of the correct customs service organization and the need for responsibilities allocation between different categories of officials. The author states that the administration principles, historically established in the customs service system, can be seen in modern customs practice that reaffirms the importance of historical experience generalization in the public authorities' functioning.

Keywords: customs authorities, customs house, Head of Customs House, Customs Revenue Collection Department, functions, customs surveyor.

Изучение деятельности государственных таможенных учреждений конца XIX - начала ХХ в. представляет собой важную задачу, решение которой способствует пониманию особенностей возникновения и формирования единой конструкции таможенного дела России, причин доминирующей роли государства в этой сфере. В настоящей работе рассматриваются вопросы организационно-штатной структуры таможенных органов, оказывавшей непосредственное влияние на качество вы-

полняемых государственных задач в сфере таможенного дела. Изучение этого вопроса до настоящего времени не стало предметом комплексного исследования. Можно назвать ряд работ, где рассматривались особенности организационно-штатной структуры таможенных органов в отдельные исторические периоды, например М. М. Шумилова, В. Г. Балко-вой1 и др. Однако при всей значимости этих 1 Шумилов М. М. История торговли и таможенного дела в России !Х-ХУ!! вв. - СПб., 1999; Балковая В. Г. Таможенная служба в системе управления российского

© Казанцева Н. Г., 2016

35

научных изысканий отметим, что обобщающих научных работ, в которых бы комплексно исследовались вопросы организационно-штатной структуры таможенных органов Российской Империи до настоящего времени нет. Между тем, громадный опыт таможенных учреждений России не утратил научного и практического значения. Несомненно, современные таможенные органы могут с пользой для себя использовать этот богатый опыт в своей практической деятельности.

К концу XIX в. была сформирована качественная законодательная основа, определившая структуру, направления деятельности, статус таможенных органов и их служащих. Причём можно отметить, что основу правотворчества составили различные критерии, обусловленные специфическими особенностями таможенных учреждений. Например, видовые особенности (таможни делились на внутренние (пограничные) и портовые), место в системе таможенных органов (таможня, таможенная застава и др.) и т. д.

Классический вариант структуры самого распространённого вида таможенных учреждений - таможни, был представлен управляющим таможни, членами таможни, такими как: помощник управляющего, казначей, кроме них нужно называть пакгаузного надзирателя, досмотрщиков и сторожей и др. Если таможня была портовая, то в её штат входили корабельные смотрители, кораблемеры и иные должности [10], наличие которых было обусловлено необходимостью проведения таможенного контроля в отношении судов. Сухопутные таможни в своей, структурной организации отвечали классическому варианту. Так, например, в начале XX в. штат Сретенской таможни был представлен управляющим, членами таможни (из которых один казначей), бухгалтером и секретарём, пакгаузным надзирателем, его помощниками1.

Статус руководящего состава таможен определялся Таможенным уставом, Уставом о службе гражданской и циркулярами по Департаменту таможенных сборов2. Управляющие таможен назначались на должности и освобождались от её исполнения директором

государства в XVI-XVIII вв.: монография. - Владивосток: РИО ВФРТА, 2011. - 280 с.; Балковая В.Г. Правовая регламентация деятельности «верных» таможен в Московском государстве (XVI-XVII вв.) // Вестн. Рос. тамож. акад. - 2010. - № 2. - С. 4.; Балковая В. Г. Таможенная служба в России как государственная повинность (XVI-XVII вв.) // Вестн. Рос. тамож. акад. - 2010. - № 3. -С. 7-10.

1 ГАЗК (Гос. архив Забайкал. края). - Ф. 42. «Сретенская таможня». - Оп. 1. - Л. 15-17.

2 До 1864 г. высшим органом таможенного управле-

ния был Департамент внешней торговли.

Департамента, по согласованию с Министром финансов.

Управляющий таможнею осуществлял надзор за всеми таможенными чиновниками, вёл наблюдение и нёс ответственность за все действия таможни. Ему принадлежали такие административные функции, как: распределение занятий между служащими; назначение очереди дежурства между таможенными чиновниками; командирование чиновников к исполнению таможенных обрядностей; участие в производстве дел, являющихся необходимыми, например по применению к товарам соответствующих статей Таможенного тарифа, наложение штрафов и акциденций на товарохозяев. А также управляющий осуществлял ревизование денежных сумм, поступивших в таможню.

Административная власть управляющего распространялась на переходные пункты. Циркуляром департамента таможенных сборов от 28 октября 1898 г. № 22792 была утверждена инструкция [1, с. 118], предусматривающая объёмы властных полномочий управляющего. Так, например, управляющий мог увольнять надзирателя пункта в случае его кратковременной отлучки на срок не более 3 дней, а также в случае его внезапной болезни, для исполнения его обязанностей назначить одного из штатных или канцелярских чиновников вверенной ему таможни. Обо всех подобных случаях управляющий должен немедленно доносить начальнику таможенного округа3. При наблюдении за деятельностью переходного пункта управляющий таможнею был вправе производить ревизию «всем частям делопроизводства переходного пункта», причём, как предусмотрено Циркуляром, «внезапно, не менее одного раза в месяц».

При ревизии переходного пункта управляющий проверял: «...правильность охраны досмотрщиками таможенной рогатки; правильность пропуска пассажиров в обе стороны границы; правильность ведения пассажирских книг и алфавитных списков лицам, коим воспрещён въезд в Империи, а также подлежащим задержанию при проезде через переходной пункт; правильность пропуска и очистки пошлиною предметов, привозимых приграничными жителями для собственного

3 Внедрение системы окружного таможенного управления принято связывать с учреждением 24 июня 1811 г. таможенного управления по европейской границе, в соответствии с которым была создана сеть таможенных округов в соответствии со сложившимся делением страны. Было образовано 11 таможенных округов, к которым в 1816 г. было прибавлено ещё 2 округа, а в 1818 три округа по азиатской торговле (впоследствии 4).

употребления, а также товаров, на основании особых разрешений начальства; наличность денежных сумм и гербового имущества; правильность показания весов, находящихся на переходном пункте.» [1, с. 119].

Всем товарам, которые во время ревизии находились на переходном пункте, управляющий обязан производить «передосмотр». О результатах ревизии переходного пункта и всех замеченных упущениях информация предоставлялась начальнику округа.

По хозяйственным вопросам управляющий обеспечивал приобретение необходимых для таможни вещей, например канцелярских материалов, осуществлял надзор за таможенными зданиями, обеспечивал организацию ремонтных работ.

Для содействия управляющему таможнями в изыскании способов удовлетворения строительных и хозяйственных потребностей таможни по содержанию, ремонту, отоплению и освещению таможенных зданий и судов, по заготовлению и расходованию канцелярских и пломбировальных материалов Циркуляром Департамента таможенных сборов от 21 августа 1900 г. № 17351 были учреждены хозяйственные комиссии [1, с. 341-346].

Все таможенные чиновники и служители, не исключая членов, обязаны были исполнять беспрекословно требования управляющего. Управляющий таможнею был вправе отстранить таможенного служителя от обязанностей в случаях злоупотребления положением, объявить устное замечание при недолжном исполнении должностных обязанностей таможенным служителям, а также применить иные административные меры взыскания и увольнение.

Циркуляром Департамента таможенных сборов от 9 августа 1882 г. № 14030 определено, что «.право управляющего таможней относительно распределения подведомственных ему чиновников ограничено следующими правилами:

1) штатные чиновники не должны быть назначаемы к исправлению должностей членов, пакгаузных надзирателей, корабельных смотрителей и их помощников, если все показанные по штату чины находятся на месте и если такое допущение не вызывается болезнью или кратковременным отсутствием должностного лица;

2) лица, причисленные к Департаменту, состоящие при таможнях или командированные для ознакомления с таможенной службою, не назначаются к исполнению штатных должностей без решения Департамента;

3) при увольнении в продолжительные отпуска исполнительных чиновников управляющий обязан доносить начальству о том, кто назначается к исполнению должности отсутствующего лица...» [4, с. 65-67].

Статус управляющих таможен не мог быть одинаков, как ранее было сказано, всё зависело от специфики таможенной структуры. Управляющим таможнями некоторых таможен предоставлялись права и обязанности начальников таможенных округов, например: управляющему Архангельской таможней - по отношению к таможенным установлениям и частям пограничной стражи, входящим в состав бывшего Архангельского округа, и управляющим таможнями, изъятыми из ведения начальников таможенных округов [4, с. 67].

Во многих таможнях в помощь управляющему учреждалась должность помощника управляющего. Регламентация его статуса отражена в Циркуляре Департамента таможенных сборов. На основании Инструкции помощникам управляющих таможнями [1, с. 115], утверждённой Циркуляром департамента таможенных сборов от 1 мая 1898 г. № 8923, помощник управляющего на период болезни или увольнения в отпуск или от должности управляющего вступал во все его права и обязанности. Так, например, к общим обязанностям помощников управляющего относилось «...заведывание всем внутренним делопроизводством под руководством Управляющего и наблюдение за всеми частями Таможни.» [1, с. 115]. Помощник также производил передосмотр товарных мест и почтовых посылок, но к решению серьёзных административных и хозяйственных вопросов не допускался.

Содержание статуса иных категорий служащих таможен без внимания правоустано-вителей не осталось, наряду с положениями Таможенных уставов были оформлены инструкции, где статусное положение служителей таможен было детализировано. Особое внимание в законодательных актах уделялось наиболее распространённой категории служащих таможен - досмотрщикам. Должность досмотрщика была предусмотрена ст. 29, ст. 112 Устава Таможенного [5]. Объём их обязанностей и ответственности был предусмотрен статьями Устава Таможенного (ст. 423, 454, 484, 487, 495, 522, 524, 526, 527, 569, 574, 637, 649, 814). Кроме Таможенного Устава нужно назвать такие документы, как «Положение о таможенных досмотрщиках и их обязанностях» утверждённое министром финансов, изданное в 1875 г.; Циркуляр Де-

партамента таможенных сборов № 8563 от 17 апреля 1896 г., и др.

Досмотрщики определялись в таможни самими таможнями, с учреждения начальников таможенных округов. Вопросы распределения досмотрщиков по таможенных структурам затронуты в Циркуляре Департамента таможенных сборов от 17 апреля 1896 г. № 8563 [1, с. 56-58]. Там сказано, что распределение досмотрщиков по отдельным таможенным учреждениям, как и установление объёма денежного содержания, является предметом исключительного ведения начальника таможенного округа, исходя при этом из пределов сумм, ассигнованных на содержание досмотрщиков в границах округа [1, с. 56-58].

Достаточно чётко названным положением прописывались требования к лицам, занимающим должности досмотрщика. В досмотрщики принимались люди всякого звания, не моложе 21 года и не старше 40 лет, хорошего поведения и грамотные. К 1913 г. это правило несколько изменилось. В Положении о таможенных досмотрщиках, утверждённом министром финансов 7 декабря 1912 г., возрастные требования к досмотрщикам устанавливались иные: верхняя граница возраста не старше 30 лет. Кроме того, предпочтение в приёме на службу отдавалось лицам «запасных воинских чинов, безупречного поведения, грамотным, вполне здоровым и пригодным к таможенной службе».

Предельный возраст нахождения на службе составлял 60 лет. Досмотрщики, достигшие этого возраста, со службы увольнялись, но начальникам таможенных округов, а также управляющим таможен, состоящим вне округа, предоставлялось право сохранять на службе лиц до 65-летнего возраста, в отношении тех досмотрщиков, которые при условии «усердной и безпорочной службы» способны были исполнять свои обязанности и «особенно полезны для службы».

Не остались без внимания элементы социального статуса. Названные ранее Положения 1875 и 1912 гг. охватили вопросы денежного содержания досмотрщика, пользования государственным имуществом, времени отдыха, системы поощрения и наказания. В Положении 1875 г. сказано, что: «кроме получаемого за свою службу содержания досмотрщики некоторых таможенных учреждений пользуются казёнными квартирами, за которые с них производятся вычеты: в учреждениях I разряда по 2 р. 50 к. в месяц; II разряда по 1 р. 75 к. и III разряда по 1 р.» [3].

Кроме названных окладов денежного содержания досмотрщики за пределами таможенной черты получали суточные в соответствии со ст. 50 Таможенного устава [5]. Дополнительные выплаты устанавливались для лиц, участвовавших в задержании контрабандных товаров, исходя из стоимости задержанного товара. По решению управляющего таможней и начальника таможенного округа досмотрщикам могли быть назначены награды за особые отличия и выделены дополнительные пособия из остатков от сумм, отпускаемых на их содержание.

Для досмотрщиков была сформирована система социальных гарантий, это, например, отпуск. Состоящих на службе досмотрщиков можно было увольнять (с сохранением содержания) в отпуска на сроки не свыше двух месяцев. При этом соблюдались такие правила: «...из каждых тридцати досмотрщиков по всему округу может быть увольняем только один; в портовых таможнях дозволяется начальнику округа или управляющему таможнею, не состоящему в ведении округа, увольнять досмотрщиков в отпуск в течение зимнего времени по столько, сколько будет признано возможным по предстоящим им в это время занятиям; отпуска должны предоставляться в такое время, когда увольняемые люди менее нужны и не предвидится временная командировка для усиления состава других таможен; при увольнении в отпуск досмотрщику выдаётся один мундир с панталонами, шинель и фуражка...» [3].

Определённое внимание было уделено вопросам пенсионного обеспечения, хотя основное регулирование этого вопроса осуществлялось на уровне Департамента таможенных сборов. Наиболее качественная детализация вопросов пенсионного обеспечения присутствует в ведомственных актах. Циркуляром Департамента от 20.01.1912 г. «Об утверждении министром финансов правил о пенсиях и пособиях отставным таможенным досмотрщикам и их семействам»1 досмотрщикам назначались пожизненные пенсии за выслугу лет и единовременные пособия, «по оставлении ими службы». Пенсии назначались с ближайшего дня после увольнения. Право на пенсию за выслугу лет приобретается досмотрщиком по «послужении» в этой должности 25 лет и достижении им при этом 50-летнего возраста. Если досмотрщик прослужил 25 лет, но не достиг при этом 50-летнего возраста, то срок пенсии признавался выслуженным лишь по достижении им

1 РГИА (Рос. гос. ист. архив). - Ф. 143. - Оп. 1. -Д. 665. - Л. 3.

этого возраста. Для досмотрщиков, которые выслужили 25-летний срок в возрасте старше 50 лет, срок выслуги считался со времени истечения 25-летнего срока службы. Если досмотрщик, имевший право на пенсию за выслугу лет, продолжал службу, то причитавшиеся ему платежи, пенсии не выдавались, а зачислялись Управлением Государственными сберегательными кассами на особый счёт. Имеющему такой счёт досмотрщику при увольнении его со службы назначалась усиленная пенсия.

Досмотрщику, прослужившему не менее 2 лет, но не выслужившему право на пенсию в случае оставления им службы по причине наступления неспособности к труду, назначалось особое усиленное пособие. Выдача этого усиленного пособия производилась лишь в том случае, если досмотрщик потерял способность к труду.

Система пенсионного обеспечения для служащих в своей основе руководствовалась принципом не только защиты интересов служащего, но и защиты членов его семьи. Общим пенсионным уставом (ст. 100, 101, 106, 109-121, 124) было прописано «семействам умерших в таможенной службе чиновников, прослуживших тридцать и более лет, определяется пенсия» [9].

Наличие социальных гарантий имеет особое значение, поскольку эффективность деятельности служащих в немалой степени зависит от их защищённости, тем более что гарантии были созданы как для служащих, так и для членов их семей.

Довольно интересным представляется содержание служебных обязанностей, предусмотренных в «Положении о таможенных досмотрщиках» 16 марта 1896 г. В положении сказано: «.ввиду разнообразия обязанностей, исполняемых досмотрщиками, а также не одинаковой степени ответственности и самостоятельности при исполнении каждым из них порученного ему дела, в каждом таможенном учреждении устанавливаются для досмотрщиков три оклада: высший, средний, низший.» [1, с. 56-58]. Высший оклад устанавливался для досмотрщиков, наблюдавших за отдельными таможенными операциями, дежурившими на судах при выгрузке и погрузке товара, осуществляющих контроль за приёмом и выпуском товаров и др. Средний оклад - для досмотрщиков, осуществлявших досмотр и клеймение товаров. Низший оклад - для досмотрщиков, исполнявших сторожевую, караульную службу и другие простейшие обязанности.

При поступлении на службу досмотрщики, как правило, назначались на низшие оклады, а в течение службы могли быть «повышаемы в окладах» за выслугу или в виде поощрения за исправную и отличную службу.

При исполнении обязанностей по разным родам таможенных действий досмотрщики руководствовались инструкциями, составленными самими таможнями, с утверждения начальника округа, в соответствии с местными условиями службы. Прежде всего, инструкции закрепляли обязанности досмотрщиков, которые касались каждого досмотрщика, например Инструкция, составленная управляющим заставой С. Н. Хмелевским 20 мая 1902 г., таможенным досмотрщикам Маньчжурской таможенной заставы1 и Инструкция для досмотрщиков Ревельской таможни 19 октября 1910 года2. По тексту Инструкции досмотрщики Ревельской таможни делились на разные категории: досмотрщик клеймиль-ного отделения, досмотрщик по надзору за браком товара, досмотрщики, назначаемые для надзору за погрузкой товара, досмотрщики на складах вывозимого за границу товара и др.

Анализ названных выше документов позволяет говорить о существовании различий в объёме служебных полномочий, с учётом распределения досмотрщиков по категориям. Так, например, в обязанности старшего досмотрщика по корабельной части входило «.как можно чаще обходить все торговые суда, стоящие в гавани; на судах, пребывающих по заграничному плаванию, проверять целость наложенных пломб и печатей, наблюдать, чтобы по окончании дневной грузовой операции пресс со штемпелем и казённые печати были незамедлительно возвращены в Корабельную контору дежурному чиновнику; знать, сколько торговых судов находятся в гавани и на рейде и какая идёт на них работа; на ожидаемые к приходу суда заблаговременно подготовлять состав досмотрщиков и отдавать им соответствующие распоряжения; заметив или узнав о каких-либо подозрительных сношениях экипажа судов с местными жителями, донести об этом корабельному чиновнику, постовым досмотрщикам вменить в обязанность иметь за ними строгое наблюдение и в случае необходимости усилить надзор.»3.

1 ГАЗК. - Ф. 107. «Маньчжурская таможня». -Оп. 1. - Д. 2. - Л. 145-147.

2 РГИА. - Ф. 21. «Департамент таможенных сборов». - Оп. 12. - Д.16. - Л. 27-47.

3 Там же. - Л. 27-47.

В перечень общих для всех досмотрщиков входили обязанности, прежде всего, соблюдать присягу, которую на основании статей 180-186 Устава о службе гражданской должны быть принять все лица, вступающие в службу, как первоначально, так и из отстав-ки1.Текст присяги таможенного служащего определён циркуляром Департамента таможенных сборов от 3 сентября 1899 г. «О форме присяги» № 17864. В циркуляре закреплён следующий текст присяги - Клятвенного обещания: «Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Николаю Александровичу, Самодержцу Всероссийскому, и законному Его Императорского Величества Всероссийского Престола Наследнику верно и нелицемерно служить и во всём повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови, и все к высокому Его Императорского Величества самодержавству, силе и власти принадлежавшие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и притом по крайней мере стараться способствовать всё к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может; о ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявляя, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, и поверенный и положенный на мне чин, как по сей (генеральной), так и по особливой, определённой и от времени до времени Его Императорского Величества именем от предуставленных надо мною начальниковопределяемых инструкциями и регламентами и указами надлежащим образом по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги поступать, и таким образом себя весть и поступать, как верному Его Императорского Величества подданному благопристойно есть и надлежить, и как я перед Богом и судом Его страшным в том всегда ответ дать могу; как сущее мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключение же моей клятвы целуя слова и крест Спасителя моего. Аминь»2.

Ещё одна закреплённая Инструкцией обязанность - «.служить честно, всемерно

1 РГИА. - Ф.10. - Оп. 3. - Д. 18. - Л. 138-141.

2 Там же.

заботясь о казённом интересе и вообще ставить службу самою первою и высокою своею обязанностью.»3 Существовали обязанности в отношении правил ношения форменной одежды, соблюдения требований руководства, отношения к имуществу, документам, амуниции и др.

Особый предмет регулирования составляли исключительные права, такие как употребление оружия. Основание реализации этого права чётко устанавливались нормативными предписаниями, например, если во время службы на досмотрщика будет совершено открытое нападение «людей вооружённых с целью отбития задержанного» или причинения ему телесных повреждений или смерти.

Детализировались также меры дисциплинарной ответственности, которые применялись в случаях нарушений служебной дисциплины. Досмотрщики подвергались взысканиям в форме: замечания, выговора, назначения в очередь на часы, вычета из жалования, смещения со старшего оклада на младший - и, наконец, освобождению от должности. Были учтены критерии многократности нарушений и безрезультатности двукратно наложенного взыскания. В этих случаях с утверждения начальника таможенного округа досмотрщик увольнялся со службы. Налагаемые взыскания на досмотрщиков должны были соответствовать важности проступка, при этом обстоятельства, сопровождавшие событие проступка, подлежали детальной оценке. Пособничество «контра-бандирам» наказывалось особо. Досмотрщики исключались со службы и при доказательстве вины подвергались наказаниям, определённым за взятки: потерей всех особенных, присвоенных прав и преимуществ; ссылкой на житьё в Сибирь, отдаче в исправительные арестантские роты.

Таким образом, в России к концу XIX -началу XX в. произошли существенные изменения, ставшие значительным шагом вперёд в закреплении статуса таможенного служащего. В системе таможенной службы теперь чётко прослеживались: формальная внутри-организационность и должностная субординация, а статус служащего приобрёл все необходимые атрибуты: права, обязанности, гарантии и ответственность. Следует констатировать, что оформление статуса отдельных таможенных чинов прошло длительный период развития - от регламентации общих функций до официального закрепления всех

3 РГИА. - Ф. 21. «Департамент таможенных сборов». - Оп. 12. - Д.16. - Л. 27-47.

элементов статуса, что имело большое значение в целом для развития «таможенного дела» России, ведь наличие законодательно закреплённого статуса чиновников позволяет государственным органам эффективно реа-лизовывать свои задачи и достигать поставленные цели.

Подводя итог, отметим, что к XX в. таможенная система в целом и таможенная служ-

ба в частности превратились в важный структурный элемент государственного механизма Российской империи. Заложенные исторически правила управления внутри таможенной системы можно увидеть сегодня в современной практике деятельности таможенных органов, что ещё раз подтверждает значимость обобщения исторического опыта функционирования органов государственной власти.

Источники

1. Общее собрание циркуляров, распоряжений Департамента таможенных сборов за 1870-1900 гг. СПб., 1902.

2. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 3. 1689 - 1699 гг. СПб., 1830. 694 с.

3. Собрание узаконений и распоряжений Правительства 16 января 1896 г. № 6, ст. 40.

4. Таможенный устав по европейской и азиатской торговле, дополненный соображениями и разъяснениями. СПб.: Изд. Миклашевского,1887. С. 65-67.

5. Таможенный устав 1892 г. // Собрание законов Российской империи: Свод учреждений и уставов таможенных. СПб., 1892. 6 т. 683 с.

6. Таможенное дело в России: сб. док. и материалов. М., 1998. Т. 2. 502 с.

7. Таможенный Устав 1904 г. // Собрание узаконений (СУ). 1907. С. 3-38.

8. Таможенный Устав по Европейской и Азиатской торговле, утв. 1 июля 1892 г. // Свод законов Российской империи (СЗ). Т. VI: Устав таможенный. СПб. С. 1-60.

9. Уставы о службе гражданской // Свод законов Российской империи. Т. 3. СПб., 1857.

10. Штаты таможенных учреждений по Европейской и Азиатской торговле за 1874 г. СПб., 1874.

Istochniki

1. Obshhee sobranie cirkuljarov, rasporjazhenij Departamenta tamozhennyh sborov za 1870-1900 gg. SPb., 1902.

2. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 goda. T. 3. 1689 - 1699 gg. SPb., 1830. 694 s.

3. Sobranie uzakonenij i rasporjazhenij Pravitel'stva 16 janvarja 1896 g. № 6, st. 40.

4. Tamozhennyj ustav po evropejskoj i aziatskoj torgovle, dopolnennyj soobrazhenijami i raz#jasnenijami. SPb.: Izd. Mikla-shevskogo,1887. S. 65-67.

5. Tamozhennyj ustav 1892 g. // Sobranie zakonov Rossijskoj imperii: Svod uchrezhdenij i ustavov tamozhennyh. SPb., 1892. 6 t. 683 s.

6. Tamozhennoe delo v Rossii: sb. dok. i materialov. M., 1998. T. 2. 502 s.

7. Tamozhennyj Ustav 1904 g. // Sobranie uzakonenij (SU). 1907. S. 3-38.

8. Tamozhennyj Ustav po Evropejskoj i Aziatskoj torgovle, utv. 1 ijulja 1892 g. // Svod zakonov Rossijskoj imperii (SZ). T. VI: Ustav tamozhennyj. SPb. S. 1-60.

9. Ustavy o sluzhbe grazhdanskoj // Svod zakonov Rossijskoj imperii. T. 3. SPb., 1857.

10. Shtaty tamozhennyh uchrezhdenij po Evropejskoj i Aziatskoj torgovle za 1874 g. SPb., 1874.

Библиографическое описание статьи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казанцева Н. Г. Организационно-штатная структура таможен конца XIX - начала XX века // Гуманитарный вектор. Сер. История. Политология. 2016. Том 11, № 4. С. 35-41. DOI: 10.21209/2307-1842-2016-11-4-35-41

Reference to the article

Казанцева N. G. Organizational and Staff Structure of Customs at the End of the XIXth - the Beginning of the XXth Centuries // Humanitarian Vector. Series History. Political Science. 2016. Vol. 11, No 4. P. 35-41. DOI: 10.21209/2307-1842-2016-11-4-35-41

Статья поступила в редакцию 25.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.