Научная статья на тему 'Организационно-правовые проблемы развития малого предпринимательства'

Организационно-правовые проблемы развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / НЕДВИЖИМОСТЬ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / ORGANIZATIONAL AND LEGAL PROBLEMS / BUSINESS COMMUNITY / GOVERNMENT / BUSINESS CLIMATE / GOVERNMENT CONTROL / MUNICIPAL CONTROL / REAL ESTATE / ANTIMONOPOLY LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вороненко Валерия Васильевна

Раскрыты организационно-правовые проблемы развития малого предпринимательства, связанные с необходимостью оптимизации взаимоотношений бизнес-сообщества и органов власти, совершенствования системы государственного и муниципального контроля, решения вопросов приобретения и использования недвижимости, а также устранения нарушений антимонопольного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вороненко Валерия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL PROBLEMS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT

The organizational and legal problems of small businesses development related to the need to optimize the relationship of the business community and government, improvement of public and municipal control, solving problems of the acquisition and use of property as well as elimination of violations of antimonopoly legislation are revealed.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые проблемы развития малого предпринимательства»

УДК 316.33

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Валерия Васильевна ВОРОНЕНКО

Белгородский юридический институт МВД России, г. Белгород. Российская Федерация, старший преподаватель, e-mail: synergy7@mail.ru

Раскрыты организационно-правовые проблемы развития малого предпринимательства, связанные с необходимостью оптимизации взаимоотношений бизнес-сообщества и органов власти, совершенствования системы государственного и муниципального контроля, решения вопросов приобретения и использования недвижимости, а также устранения нарушений антимонопольного законодательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство; организационно-правовые проблемы; бизнес-сообщества; органы власти; предпринимательский климат; государственный контроль; муниципальный контроль; недвижимость; антимонопольное законодательство.

Малое предпринимательство играет значительную роль в развитии современного общества. От состояния этого сектора экономики во многом зависит решение ряда важных государственных проблем, таких, например, как экономический рост, внедрение прогрессивных технологий управления, качественное совершенствование структуры экономики, реализация современных научно -технических достижений, решение вопросов занятости населения, регионального развития и мн. др. Имея столь высокое социальноэкономическое значение, малое предпринимательство, в свою очередь, нуждается в поддержке со стороны государства, без которого трудно добиться его быстрого и успешного развития.

В данной статье ставится цель раскрыть организационно-правовые проблемы развития малого предпринимательства, успешное разрешение которых в наибольшей мере зависит именно от государственной поддержки.

Термин «организационно-правовые» применительно к проблемам малого предпринимательства имеют два значения - широкое и узкое. В широком значении он выражает сложение двух множеств проблем - организационных и правовых; в узком значении он выражает проблемы, возникающие на пересечении организационного и правового полей.

В числе наиболее острых проблем - оптимизация взаимоотношений бизнес-сообщества и органов власти.

1. Проблема оптимизации взаимоотношений бизнес-сообщества и органов вла-

сти. Деятельность органов власти заключается, прежде всего, в формировании благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходимо упростить регистрацию малых предприятий, сократить число контролирующих органов, уменьшить количество лицензируемых видов деятельности. В результате величина вклада в ВВП, по экспертным оценкам, может повыситься на 3-5 %, объем инвестиций в основные фонды - на 8-10 % [1].

Вместе с тем во взаимоотношениях бизнес-сообщества и органов власти сохраняются некоторые черты, сдерживающие развитие предпринимательства.

Однополюсность влияния. Одной из характерных черт взаимодействия власти и бизнеса является то, что все социальные, политические и экономические инициативы идут сверху вниз. Они облачаются в форму распоряжений и становятся обязательными для исполнения. Распоряжения, естественно, как-то выполняются. Программы работают и приносят свои результаты. Разговор не о том, хорошие они или плохие, и даже не о методах реализации этих программ. Сегодня в обществе отсутствуют другие центры влияния, способные выдвигать более или менее серьезные инициативы, отстаивать свои убеждения перед властью и самостоятельно реализовывать свои программы. Это говорит о неразвитости гражданских институтов и определенной дистанции между властью и обществом. Причем это является во многом следствием пассивной позиции самого обще-

21S

ства. Власть имеет свою позицию, общество -нет. Это в полной мере относится и к бизнес-сообществу, которое не сформировало структуры, способные представлять его интересы.

Устаревшая парадигма. В процессе поддержки развития предпринимательства объективно присутствуют два начала: интересы органов власти и интересы бизнес-сообщества. Первое совершенно искренне уверено, что руководящая и направляющая роль до сих пор безраздельно принадлежит именно ей. И вроде все правильно - создаются структуры поддержки предпринимательства, разрабатываются программы, выделяются ресурсы. Но мало говорится о стратегических целях, новых технологиях, структурных сдвигах, конкурентоспособности региона. Пока предприниматель не станет активной стороной диалога в подготовке мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса, ситуация будет развиваться исключительно в том направлении, как ее видят чиновники.

Уровень квалификации. У разработчиков программ поддержки малого и среднего бизнеса может быть недостаточно квалификации для того, чтобы правильно оценить ситуацию, сформулировать цели и предложить механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства, которые были бы положительно оценены предпринимателями и принесли бы реальную пользу бизнесу и региону. А входов - выходов, куда можно было бы присоединить научный и интеллектуальный потенциал, имеющийся в регионе, у органов власти пока мало.

Несамостоятельность мышления. В основе организации работы в региональных органах власти до сих пор лежит жесткий бюрократический фундамент с присущей ему вертикальной управленческой структурой, где все коммуникации осуществляются преимущественно сверху вниз. В таких структурах больше всего ценятся лояльность, стабильность, определенность и контроль. Ни один чиновник не выступит с инициативой, требующей сверхусилий либо выходящей за рамки привычной обусловленности. Поэтому «прорывов» в таких программах ждать пока не следует.

Должность как личный ресурс. Если предположить, что разработанная программа

поддержки малого и среднего бизнеса имеет практическую ценность для предпринимателей и под нее выделены все необходимые ресурсы, реализация ее в полном объеме возможна лишь при наличии «идеального чиновника». «Идеальный чиновник» имеет минимум личных интересов, которыми можно пренебречь на фоне его дел на благо общества.

В реальной жизни часто бывает так, что распределение ресурсов начинается только после того, когда чиновник поймет для себя и договорится с предпринимателями, что лично он будет с этого иметь и каковы при этом будут гарантии его безопасности и сохранения доброго имени. Пока во власти чиновника будет решение вопросов, с кем и с каким бизнесом иметь дело, кого и на каких условиях пускать на свою территорию -принимать законы об инвестициях малоэффективно.

Справедливости ради надо сказать, что в российских регионах немало делается для устранения административных барьеров в сфере малого предпринимательства. Так, в Белгородской области был реализован ряд важных мероприятий до принятия соответствующих нормативных актов на федеральном уровне. Например:

- в период 2003-2008 гг. были решены вопросы о предоставлении субъектам малого предпринимательства 50 %-й льготы за технологическое присоединение к электросетям и аналогичной льготы по уплате арендных платежей в помещениях областной и муниципальной собственности предпринимателям, развивающим производственные направления деятельности;

- систематизирован порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ) плательщиками единого налога на вмененный доход, позволяющий отдельным категориям хозяйствующих субъектов в малочисленных отдаленных и труднодоступных сельских поселениях осуществлять денежные расчеты без применения ККТ;

- организована система гарантирования кредитных обязательств Белгородского областного фонда поддержки малого предпринимательства, реализующего проект микрокредитования малого бизнеса путем ежегодного предоставления государственной гарантии области;

- все большее распространение получает система грантов. В 2009-2010 гг. 265 стартующих предпринимателей получили гранты в размере до 300 тыс. руб. на развитие бизнеса на сумму 76,5 млн руб. В 2010 г. впервые в рамках совместных проектов с Минэкономразвития России была поддержана деятельность инновационных малых компаний в форме предоставления грантов до 500 тыс. руб. и компенсации инновационных затрат в размере до 5 млн руб. в расчете на одну малую компанию. Объем государственной поддержки составил более 60 млн руб.. что позволит малым предприятиям разработать и внедрить наукоемкие технологии и материалы в биологии, фармацевтике и строительном материаловедении, сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- созданы залоговые фонды на базе имущества областной и муниципальной собственности для обеспечения кредитных обязательств субъектов малого бизнеса. Реализуются областная и муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. С 2008 г. на региональном и муниципальном уровнях действуют межведомственные координационные советы по защите интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Надо заметить, что опрошенные предприниматели Белгородской области [2, с. 20] предпочитают такие формы взаимоотношений с органами власти (в %):

- непосредственные деловые контакты - 57,6;

- участие в конференциях, заседаниях, круглых столах - 57,0;

- взаимодействие через бизнес-сообщества - 11,0;

- путем письменных обращений и т. д. - 33,0.

Недостаточная эффективность взаимодействия предпринимательского сообщества и органов власти выражается, в частности, в трудностях, связанных с лицензированием и регистрацией предпринимательской деятельности, а также с проведением государственного и муниципального контроля.

2. Проблема оптимизации государственного и муниципального контроля. Эта проблема была и остается до сих пор в высшей степени актуальной. Организации, чаще

всего осуществляющие такие проверки, -местные налоговые службы, подразделения Роспотребнадзора и Госпожарнадзора. Показательны ответы опрошенных предпринимателей на вопрос о том, насколько их устраивает деятельность контролирующих структур (%) [5,13]:

- устраивает полностью - 16,9;

- скорее устраивает, чем нет - 56,5;

- скорее не устраивает, чем да - 18,5;

- абсолютно не устраивает - 8,1.

Определенная работа по оптимизации

государственного и муниципального контроля проводится как на федеральном, так и на муниципальном уровнях.

Государственной Думой были утверждены изменения в порядке проведения государственного контроля и надзора за различными видами деятельности. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4] был внесен правительством.

Этот документ служит дополнением к действующему закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [5]. Изменены почти 60 законов, определяющих поведение государственного контроля (надзора) в области транспорта, связи, строительства, энергетики, сельского хозяйства, естественных монополий и в других видах деятельности. Примерно в 20 видах госконтроля (надзора) введены изменения по организации и проведению проверок в части установления вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки. В частности, для ряда видов деятельности установлено более частое, нежели один раз в три года, проведение плановых проверок. Ежегодно будет проводиться проверка цен и тарифов, устанавливаемых и применяемых субъектами естественных монополий. Раз в год будут проверять соблюдение требований ядерной, радиационной, промышленной, пожарной безопасности.

Прописано в новом законе и проведение внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления хозяйствующего

субъекта в случае, когда для достижения целей и задач проверки необходимо ее оперативное проведение. Это касается государственного миграционного надзора, контроля в области рекламы, промышленной и транспортной безопасности. В отдельные федеральные законы введены новые основания проведения проверок.

Изменения внесены с целью создания целостной системы государственного контроля (надзора), обеспечения ее работы, прозрачности деятельности хозяйствующих субъектов и на осуществление мер по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в различных областях экономики. Закон вступил в силу с 1 августа 2011 г., за исключением некоторых положений.

В рамках федерального закона № 294-ФЗ систематизированы контрольно-надзорные мероприятия органов государственной и муниципальной власти за деятельностью субъектов предпринимательства, которые позволили сократить количество плановых и внеплановых проверок предпринимательства в Белгородской области за 2010 г. на 18 % по сравнению с предыдущим годом. Одним из важных мероприятий по предотвращению коррупционных проявлений стало введение Журнала учета проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который призван обеспечивать открытость и законность работы контролирующих органов.

В 2009-2011 гг. в Белгородской области около 1 тыс. 700 предпринимателей начали свой бизнес в уведомительном порядке. С 2008 г. действуют службы: «горячая линия», «телефоны доверия», общественные приемные по рассмотрению обращений предпринимателей, призванные оперативно рассматривать обращения предпринимателей и принимать меры для решения проблем.

3. Проблема нарушений антимонопольного законодательства. Эта проблема особенно остро ощущается в сфере торговли и выражается в проблеме монополизации сетевых магазинов. Крупные торговые сети мешают развитию малого бизнеса. Так, в одном из сравнительно небольших городов Белгородской области насчитывается пять супермаркетов одной и той же федеральной сети, и эти магазины постепенно «выживают» торговые точки шаговой доступности.

Аналитики считают, что сети лоббируют вопрос закрытия рынков, таким образом, вытесняют низшее звено предпринимателей. Кто торгует на рынке? Тот, кто не может арендовать площадь в торговом центре. Сети же работают со своими брендами, заказывая уже у производителя продукцию исключительно с собственным именем. Когда же сети вытесняют рынки и магазины шаговой доступности, они остаются с производителями один на один. И, таким образом, получают возможность давить на производителя, уничтожая бренды самих предприятий. Заметим, что согласно антимонопольному законодательству оборот сети на одной территории должен составлять не более 25 %. С целью успешного противодействия экспансии сетевых магазинов важно создавать региональные сети малых предприятий, свои узнаваемые бренды, свою логистическую систему.

4. Проблема приобретения и использования недвижимости. Судя по результатам социологического опроса, большая часть предпринимателей Белгородской области пользуется бизнес-недвижимостью на условиях аренды (58,2 %), что объясняется сравнительно большей доступностью данного вида использования недвижимости. На правах собственника пользуются недвижимостью 41,4 % из числа опрошенных. Остальные (0,4 %) пользуются недвижимостью на условиях хозяйственного управления.

Проявляется тенденция приобретения недвижимости в собственность. За 2009-2011 гг. с субъектами предпринимательства было заключено 206 договоров купли-продажи муниципального недвижимого имущества.

Как оказалось, арендаторы муниципальной собственности в большинстве своем (более 60 %) хотели бы приобрести используемое ими имущество в собственность. Им известно о преимущественном праве субъектов малого и среднего бизнеса при приобретении арендуемого государственного и муниципального имущества, но с порядком приобретения указанного имущества в собственность они не ознакомлены, в основном по причине того, что информация о данном порядке отсутствует в открытом доступе.

Испытывая потребность в поиске и приобретении объекта недвижимости для осуществления предпринимательской деятель-

ности, респонденты обращаются к следующим источникам информации (в %):

- знакомые, родственники - 27,3;

- объявления в СМИ - 25,3;

- риэлтерские фирмы - 5,3;

- партнеры по бизнесу - 31,3;

- другое - 5,9.

При приобретении недвижимости перед предпринимателями возникает ряд «барьеров». Наиболее распространенными являются следующие (в %):

- недостаток достоверной информации об объектах - 13,5;

- чрезмерно высокие цены или жесткие условия оплаты - 65,7;

- жесткие требования к условиям целевого использования площади (запрет на перепрофилирование и т. п.) - 6,9;

- другое - 1,3.

12,5 % респондентов ответили на данный вопрос, что проблем с приобретением недвижимости у них не возникает.

Выводы

1. Организационно-правовые проблемы развития малого предпринимательства в современной России связаны, прежде всего, с необходимостью оптимизации взаимоотношений бизнес-сообщества и органов власти, оптимизации государственного и муниципального контроля, исключения нарушений антимонопольного законодательства, совершенствования системы приобретения и использования недвижимости.

2. Решение проблемы оптимизации взаимоотношений бизнес-сообщества и органов власти возможно, в частности, посредством устранения укоренившихся социальнопсихологических барьеров в этих взаимоотношениях (однополюсностъ влияния, несамостоятельность мышления и т. д.).

3. Оптимизация государственного и муниципального контроля деятельности малых предприятий предусматривает, прежде всего,

строгое соблюдение нормативно-правовых актов в данной сфере.

4. Эффективное противодействие нарушениям антимонопольного законодательства связано с обеспечением равных условий хозяйствования субъектам малого и крупного бизнеса.

5. Совершенствование системы приобретения и использования недвижимости возможно посредством, во-первых, строгого соблюдения преимущественного права субъектов малого и среднего бизнеса; во-вторых, оперативного и «прозрачного» информационного обеспечения данной процедуры.

1. Кетько Н.В., Зарафутдинов Р.Р. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. 2011. № 9. Вып. 1 (191). С. 23-28.

2. Исследования среди субъектов малого и среднего бизнеса Белгородской области. Итоги мониторинга. Белгород, 2009.

3. Состояние и тенденции развития малого и среднего предпринимательства Белгородской области. Итоги мониторинга. Белгород, 2011.

4. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 г. № 753. URL: http:// www.rg.ru/2008/10/22/izmenenia-akty-dok. html. Загл. с экрана.

5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. URL: http:// www.rg.ru/2008/12/30/prava-kontrol-dok.html. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 15.1Q.2Q12 г.

UDC 316.33

ORGANIZATIONAL AND LEGAL PROBLEMS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT Valeria Vasilyevna VORONENKO, Belgorod Law Institute of Russian Interior Affairs Ministry, Belgorod, Russian Federation, Senior Lecturer, e-mail: synergy7@mail.ru

The organizational and legal problems of small businesses development related to the need to optimize the relationship of the business community and government, improvement of public and municipal control, solving problems of the acquisition and use of property as well as elimination of violations of antimonopoly legislation are revealed.

Key words: small business; organizational and legal problems; business community; government; business climate; government control; municipal control; real estate; antimonopoly legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.