Научная статья на тему 'Организационно-правовые проблемы обеспечения деятельности аттестационных комиссий территориальных органов ФСИН России по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов'

Организационно-правовые проблемы обеспечения деятельности аттестационных комиссий территориальных органов ФСИН России по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФСИН РОССИИ / АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / СОТРУДНИКИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / PENAL CORRECTION SYSTEM / TERRITORIAL AUTHORITIES OF FPS OF RUSSIA / CERTIFYING COMMISSIONS / CONFLICT OF INTERESTS / EMPLOYEES / ANTI-CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дербина О.В.

В статье на основе анализа статистических данных, материалов правотворчес-кой и правоприменительной практики территориальных органов ФСИН России исследуются проблемы в организации и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов, обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дербина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal issues ensuring the activity of certifying commissions of territorial authorities of FPS of Russia on observance of the requirements to the office behavior of the penal correction system staff and settlement of conflicting interests

In the article on the basis of the statistical data analysis of law-making and law-enforcement practice materials of the territorial authorities of FPS of Russia the author considers issues in the management and in the operation of the commissions regulating the observance of the penal correction system office staff behavior requirements and settlement of conflicting interests. The author also proves the need of further improvement of their operation.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые проблемы обеспечения деятельности аттестационных комиссий территориальных органов ФСИН России по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов»

О. В. ДЕРБИНА доцент кафедры административно-правовых дисциплин

O. V. DERBINA

юридического факультета ВИПЭ ФСИН России, полковник внутренней службы, кандидат юридических наук, доцент

Организационно-правовые проблемы обеспечения деятельности аттестационных

комиссий территориальных органов ФСИН России по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников

уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов

Organizational and legal issues ensuring the activity of certifying commissions of territorial authorities of FPS of Russia on observance of the requirements to the office behavior of the penal correction system staff and settlement of conflicting interests

Аннотация. В статье на основе анализа статистических данных, материалов правотворческой и правоприменительной практики территориальных органов ФСИН России исследуются проблемы в организации и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов, обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования их деятельности.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, территориальные органы ФСИН России, аттестационные комиссии, конфликт интересов, сотрудники, противодействие коррупции.

Annotation. In the article on the basis of the statistical data analysis of law-making and law-enforcement practice materials of the territorial authorities of FPS of Russia the author considers issues in the management and in the operation of the commissions regulating the observance of the penal correction system office staff behavior requirements and settlement of conflicting interests. The author also proves the need of further improvement of their operation.

Key words: penal correction system, territorial authorities of FPS of Russia, certifying commissions, conflict of interests, employees, anti-corruption.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019

13

nomer_2_2019.indd 13

12.02.2019 11:15:49

Служба в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее также - уголовно-исполнительная система, УИС) имеет ряд особенностей, в частности это постоянный контакт большинства сотрудников с осужденными, наличие управленческих функций практически у большинства сотрудников, возможность использования своего служебного положения или должностных полномочий. Указанные обстоятельства обусловливают повышенные угрозы совершения коррупционных правонарушений, а также возникновения ситуаций конфликта интересов на службе в учреждениях и органах ФСИН России. За последние три года наблюдается увеличение количества лиц, привлеченных к юридической ответственности за коррупционные правонарушения. Если в 2015 году мерам ответственности подвергнуты 705 сотрудников ФСИН России, то в 2016 году - 1 457 (в 2,1 раза больше по сравнению с предыдущим годом), в 2017 году - 1 534 (на 5,3 % больше по сравнению с предыдущим годом) [1].

Для решения указанной проблемы требуется создание системы органов, способных правильно разрешать ситуации конфликта интересов на государственной службе и эффективно содействовать профилактике коррупционных правонарушений. Одним из таких образований в территориальном органе ФСИН России является комиссия по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия).

С 2010 года, когда указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению тре-

бований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [2] были созданы такие комиссии, и до настоящего времени эти органы доказали свою значимость в урегулировании и профилактике коррупционных проявлений. Так, за последние три истекших года состоялось 1 405 заседаний комиссий, на которых рассмотрены материалы в отношении 8 454 служащих (бывших служащих) уголовно-исполнительной системы. Комиссиями было выявлено 3 891 нарушение, по результатам заседаний комиссий 2 271 служащий был привлечен к дисциплинарной ответственности.

Анализ сведений о деятельности комиссий в 2015-2017 годах свидетельствует, что наибольшее количество заседаний состоялось в 2016 году, в этом же году рассмотрено и максимальное количество материалов в отношении служащих, допустивших различные нарушения (рис. 1).

Исследование видов нарушений, выявляемых комиссиями, позволяет установить, что большинство из них связаны с нарушением достоверности (полноты) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - 3 393, или 87,2 %. Количество нарушений объективности и уважительности причин непредоставления сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей составило 209, или 5,4 %; нарушений требований об урегулировании конфликта интересов - 205, или 5,3 %; нарушений служебного поведения, выявленных на заседаниях комиссий, - 84, или 2,2 %.

Несмотря на значимую роль комиссий территориальных органов ФСИН России по соблюдению требований к

14

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

потег_2_2019.шдд 14

12.02.2019 11:15:49

3107 ■- 3155 2192

440 522 443

1 1 2015 г. ! 2016 г. 1 2017 г.

-Ф— количество заседаний комиссий

-Н- количество служащих, в отношении которых рассмотрены

материалы

Рис. 1. Сведения о количестве заседаний комиссий и количестве служащих (бывших служащих), в отношении которых рассмотрены материалы, за 2015-2017 годы

служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, имеется ряд вопросов в правовом регулировании и организации деятельности таких органов, отсутствует единообразная практика в организационном обеспечении деятельности комиссий.

Нет единства в вопросе определения статуса аттестационных комиссий территориальных органов ФСИН России по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. До конца не понятен вопрос, являются ли эти комиссии отдельными самостоятельными образованиями или это аттестационные комиссии, рассматривающие на заседании не только вопросы, связанные с аттестацией, но и вопросы соблюдения антикоррупционных требований к служебному поведению и об урегулировании конфликта интересов. Соответственно, территориальные органы ФСИН России по-разному решили вопрос об организационном

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019

оформлении деятельности комиссий. В части территориальных органов ФСИН России были разработаны и утверждены приказами начальников отдельные положения о таких комиссиях (например, приказы УФСИН России по Ульяновской области от 30.01.2017 № 54, УФСИН России по Вологодской области от 21.02.2018 № 95). В ряде органов (УФСИН России по Рязанской, Ярославской, Московской, Новгородской, Псковской, Волгоградской областям, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области) такие комиссии работают только на основании приказа ФСИН России 09.12.2016 № 1040 «Об утверждении Положения об аттестационной комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов и Порядка формирования и деятельности аттестационных комиссий территориальных органов ФСИН России по соблюдению требований к служебно-

15

потег 2 2019!паа 15

12.02.2019 11:15:50

му поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов» [3].

Нет единого мнения и в вопросе определения состава комиссий. В большинстве территориальных органов ФСИН России состав комиссий определен путем указания персональных данных членов комиссии; в отдельных органах (например, в УФСИН России по Вологодской области) - путем перечисления должностей, без указания фамилий лиц, их замещающих; в приказах некоторых органов закреплены правила о замещении отсутствующих членов комиссии в соответствии с должностными инструкциями (УФСИН России по Рязанской области, УФСИН России по Мурманской области). Уход от персонального подхода к формированию комиссий в отдельных территориальных органах ФСИН России обоснован динамичной кадровой ситуацией и позволяет обеспечить требование приказа ФСИН России от 09.12.2016 № 1040 к правомочности проведения заседаний. Вместе с тем практику замещения отсутствующих членов комиссии иными лицами в соответствии с их должностными инструкциями нельзя признать положительной. Нестабильный состав комиссии может привести к снижению качества принимаемых решений. Кроме того, лишь открытое указание персональных данных членов комиссии позволяет исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

Необходимо дальнейшее повышение профессионализма членов комиссий. Ни Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, ни приказ ФСИН России от 09.12.2016 № 1040 не определяют требования, предъявляемые к обра-

зованию и опыту работы членов таких комиссии. Так, в отношении представителей научных и образовательных организаций указано лишь, что их деятельность должна быть связана с государственной службой. В результате возможны ситуации, когда комиссии состоят из лиц, имеющих лишь общее представление о конфликте интересов и согласных принять любое предложенное решение.

Кроме того, имеются сложности с юридически грамотным изложением и обоснованием принятого на комиссии решения, правильным указанием ссылок на нарушенные правовые нормы. При оформлении протоколов (выписок из протоколов) заседаний комиссий не придается должного значения соблюдению правил делопроизводства, установленных приказом ФСИН России от 10.08.2011 № 463 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» [4].

Следует продолжить работу по совершенствованию правового обеспечения деятельности комиссий, прежде всего приказа ФСИН России от 09.12.2016 № 1040. В настоящее время не урегулированы должным образом форма и порядок уведомления комиссии начальником территориального органа ФСИН России о рассмотрении ее рекомендаций и принятом решении. На практике информирование членов комиссии о принятом решении осуществляется, как правило, путем оформления соответствующей резолюции, например: «С решением аттестационной комиссии от 10.02.2018 согласен, довести указанную информацию до членов комиссии».

Трудновыполнимым (невыполнимым) на практике является требование приказа ФСИН России от 09.12.2016 № 1040

16

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

потег_2_2019.1п<И 16

12.02.2019 11:15:50

о присутствии на заседании комиссии с правом совещательного голоса двух сотрудников, замещающих должности, аналогичные должности, замещаемой сотрудником, в отношении которого рассматривается вопрос. Это связано с тем, что в территориальном органе имеются сотрудники, замещающие должности, предусмотренные штатным расписанием в единственном или малом числе (например, начальник инспекции по личному составу). Кроме того, указанное требование выполнить затруднительно из-за территориальной удаленности многих исправительных учреждений от места проведения заседания аттестационной комиссии, наличия в уголовно-исполнительной системе большого количества сотрудников, которые несут службу по графику (например, сотрудники подразделений охраны).

Таким образом, в настоящее время требуется дальнейшее совершенствование правового и организационного обеспечения деятельности аттестационных комиссий территориальных органов ФСИН России по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов. ф

1. Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти субъектов Российской федерации и органах местного самоуправления : отчет по форме «Мониторинг-К» за 2015, 2016, 2017 годы.

2. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов : указ Президента Рос. Федерации от 01.07.2010 № 821 // СЗ РФ. 2010. № 27, ст. 3446.

3. Об утверждении Положения об аттестационной комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов и Порядка формирования и деятельности аттестационных комиссий территориальных органов ФСИН России по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов : приказ ФСИН России от 09.12.2016 № 1040 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.12.2016).

4. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН России от 10.08.2011 № 463. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019

17

nomer_2_2019.indd 17

12.02.2019 11:15:50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.