Научная статья на тему 'Организационно-правовые проблемы деятельности местных органов власти в Сибири в 1918-1921 гг'

Организационно-правовые проблемы деятельности местных органов власти в Сибири в 1918-1921 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СОВЕТ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ / РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ / ГУБЕРНИЯ / УЕЗД / ВОЛОСТЬ / LOCAL AUTHORITIES / COUNCIL / EXECUTIVE COMMITTEE / REVOLUTIONARY COMMITTEE / PROVINCE / COUNTY / PARISH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Парченко Н. А.

Введение. Статья посвящена комплексному исследованию проблем правового регулирования и организации местных органов власти в Советском государстве в 1918-1921 гг. Представленный в статье период является первоначальным этапом административно-территориальной реформы в России, завершённой советским правительством в 1936 г. Исследование данной темы обладает высокой значимостью в силу важности самого представленного исторического периода для формирования нормативно-правовой базы и правоприменительной практики последующих этапов административно-территориальной реформы в России. Цель. Целью исследования является установление общего и особенного в процессе формирования местных органов власти в России на примере Сибирского региона в период 1918-1921 гг. Методология. В исследовании были использованы общенаучные; специальные: исторический, сравнительный, системный и частнонаучные методы, такие как формально-юридический и сравнительно-правовой. Результаты. В статье раскрываются процессы, подтверждающие факт того, что советское правительство было вынуждено проводить реформу в условиях начавшейся гражданской войны и что на первоначальном этапе было решено реформировать местное управление в границах старых административно-территориальных образований, при этом одновременно разрабатывался вопрос об изменении границ территорий исходя из принципа экономического районирования, так как существующие не отвечали интересам правительства и задачам социалистического строительства. Заключение. В данном исследовании рассмотрен исторический пример правоприменительной практики проведения на местах актов центральных органов власти в условиях коренного изменения системы административно-территориального управления. Результаты могут применяться в качестве теоретической базы при осуществлении аналогичного вида государственной деятельности в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Legal Problems of Activity of Local Authorities in Siberia in 1918-1921

Introduction. The article is devoted to a comprehensive study of the problems of legal regulation and organization of local authorities in the Soviet state in 1918-1921. The period presented in the article is the initial stage of the administrative-territorial reform in Russia, completed by the Soviet government in 1936.This topic under study is of great importance, due to the importance of the historical period presented for the formation of the regulatory framework and law enforcement practice of the subsequent stages of the administrative-territorial reform in Russia, as well as for the study of these processes in the Siberian region. Purpose. The aim of the study is to analyze the key problems of the formation of local authorities in Russia using the example of the Siberian region in the period 1918-1921. Methodology. The study used general scientific; special: historical, comparative, systemic and private scientific methods, such as: formal legal and comparative legal. Results. The conclusion is substantiated that at this stage the central authorities finally came to the conclusion that the previous system of local authorities and the territorial units of Tsarist Russia were dismantled. The article presents and analyzes the main problems associated with the formation and activities of local authorities in the specified period. The legal foundations of the creation of local bodies local Councils, and their executive bodies executive committees, as well as extraordinary bodies in wartime conditions revolutionary committees, which were temporarily the highest local bodies on the ground, are given. Conclusion. This study serves as a historical example of law enforcement practice in the field of acts of the central authorities of the state in the context of a fundamental change in the system of administrative and territorial administration. The results can be used as a theoretical basis for a similar type of state activity at present.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые проблемы деятельности местных органов власти в Сибири в 1918-1921 гг»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 4. С. 37-45.

УДК 627.7

Б01 10.24147/1990-5173.2019.16(4).37-45

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СИБИРИ В 1918-1921 гг.

Н. А. Парченко

Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Новосибирск, Россия

Введение. Статья посвящена комплексному исследованию проблем правового регулирования и организации местных органов власти в Советском государстве в 1918-1921 гг. Представленный в статье период является первоначальным этапом административно-территориальной реформы в России, завершённой советским правительством в 1936 г. Исследование данной темы обладает высокой значимостью в силу важности самого представленного исторического периода для формирования нормативно-правовой базы и правоприменительной практики последующих этапов административно-территориальной реформы в России. Цель. Целью исследования является установление общего и особенного в процессе формирования местных органов власти в России на примере Сибирского региона в период 1918-1921 гг. Методология. В исследовании были использованы общенаучные; специальные: исторический, сравнительный, системный - и частнонаучные методы, такие как формально-юридический и сравнительно-правовой. Результаты. В статье раскрываются процессы, подтверждающие факт того, что советское правительство было вынуждено проводить реформу в условиях начавшейся гражданской войны и что на первоначальном этапе было решено реформировать местное управление в границах старых административно-территориальных образований, при этом одновременно разрабатывался вопрос об изменении границ территорий исходя из принципа экономического районирования, так как существующие не отвечали интересам правительства и задачам социалистического строительства. Заключение. В данном исследовании рассмотрен исторический пример правоприменительной практики проведения на местах актов центральных органов власти в условиях коренного изменения системы административно-территориального управления. Результаты могут применяться в качестве теоретической базы при осуществлении аналогичного вида государственной деятельности в настоящее время.

Ключевые слова: местные органы власти; Совет; исполнительный комитет; революционный комитет; губерния; уезд; волость.

1. Введение

Изучение местного управления в Сибири в период 1918-1921 гг. характеризуется актуальностью и научной значимостью, поскольку в современной исторической и юридической доктрине идёт переосмысление советского правового опыта. Хотя система органов местного управления в регионе достаточно хорошо исследована, в том числе и в историко-правом аспекте, однако недостаточно освещённой в литературе остаётся правоприменительная практика, отражающая процесс формирования новых органов власти на территории Сибири. Данный регион обладал своей неповторимой спецификой, которая непосредственно влияла на правовое регулирование и результаты административно-территориальной реформы, проводимой со-

ветским правительством. Одной из главных задач советского правительства в период 1918-1921 гг. выступало формирование принципиально новой системы управления на местах. Совершенно очевидно, что предшествующая модель построения местных органов власти не удовлетворяла интересам социалистического строительства.

2. Методология

В исследовании использовались специальные методы, такие как исторический (при проведении анализа конкретной исторической ситуации), системный (при систематизировании научных, исторических и архивных данных), а также частнонаучные: формально-юридический (при анализе нормативно-правовых актов исследуемого периода) и сравнительно-правовой (при сопоставле-

нии правового опыта на уровне различных административно-территориальных единиц).

3. Начальный этап реформирования системы местных органов власти и их нормативное закрепление

Первым шагом послужило письмо Народного комиссариата внутренних дел (далее - НКВД) «Об организации местного самоуправления» от 24 декабря 1917 г., в котором было указано на необходимость создания Советов на местах как местных органов власти. В частности, говорилось о замене областных, губернских, уездных и волостных органов местного управления соответствующими Советами, автономными в вопросах местного значения (в пределах представляемой ими территории), но подчиняющимися актам центральных органов власти, а также тем Советам, в состав которых они входят. В приложенной к письму инструкции НКВД «О правах и обязанностях Советов» были установлены общие компетенции и структура местных органов власти. Указывалось, что, «...являясь органами на местах, вполне самостоятельны в вопросах местного характера, но всегда действуют сообразно декретам и постановлениям, как Центральной Советской власти, так и тех более крупных объединений (уездных, губернских и областных Советов), в состав которых они входят» (СУ РСФСР. 1917. № 12. Ст. 180)1. В полномочия Советов входило решение всех вопросов местного значения, проведение в жизнь всех декретов и постановлений центральных органов власти.

Окончательно система местных органов власти была закреплена в Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. К предметам ведения местных органов были отнесены: проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов советской власти; принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях; разрешение всех вопросов, имеющих сугубо местное (для данной территории) значение; объединение всей советской деятельности в пределах данной территории. Из своего состава они избирали исполнительный орган - исполнительный комитет, который непосредственно осуществлял управление территорией в перерывах между Съездами Советов. Внутренняя структура

исполнительных органов состояла из ведомственных отделов и была единообразно закреплена на всей территории государства [1, с. 181]. На первоначальном этапе Советы обладали большой самостоятельностью, которая некоторое время поощрялась центральной властью. Однако идея о местном самоуправлении в современном её представлении была отвергнута ещё на этапе разработки конституции [2, с. 269].

В основу принципа построения местных органов управления был положен так называемый принцип демократического централизма - относительная и во многих направлениях большая самостоятельность одновременно с подотчётностью вышестоящим органам власти, координацией действий в соответствии с конкретными задачами социалистического строительства. Однако В. И. Ленин обосновывал данный принцип «возможностью полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приёмов и средств движения к общей цели» [3, с. 152]. Принцип демократического централизма проявился и в дуализме единоначалия и коллегиальности: во главе всех коллегиальных органов стояли единоличные руководители, отвечавшие в полной мере за работу данного органа [4, с. 78].

Существовали и иные проекты организации местного самоуправления. Так, проект левых эсеров «Учреждение советов» не предполагал диктатуры пролетариата и принципов классовости при формировании местных органов власти, а, наоборот, предлагал формирование местных органов по образу предшествующих им земств [5, с. 74]. Похожие идеи в начале 1920-х гг. высказывали М. А. Райснер [6, с. 359] и П. А. Стучка, который выдвинул органическую теорию местного самоуправления как переходную к государственной. Согласно данной теории местные органы являются высшими органами власти на местах и одновременно исполнительными органами центральной власти [7, с. 257].

4. Формирование чрезвычайных органов власти на местах

В связи с начавшейся в 1918 г. гражданской войной перед органами государственной

власти встала непростая задача построения местного управления и территориальных изменений в условиях военного времени. Обстоятельства усугублялись военными действиями, происходившими практически на всей территории государства, вследствие чего границы административно-территориальных единиц постоянно подвергались изменениям и переходили в юрисдикцию различных политических сил. В тяжёлом положении находилась финансовая и политическая система. Новые принципы построения государства, никогда ранее не применявшиеся, на первоначальном этапе не находили понимания в обществе, а со стороны некоторых его сло-ёв вызывали закономерное сопротивление.

В этих условиях, когда само существование государственности было поставлено под угрозу, советская власть приступила к созданию чрезвычайных органов власти на местах - революционных комитетов.

Согласно Декрету Всероссийского центрального исполнительного комитета (далее - ВЦИК) «О революционных комитетах» от 24 октября 1919 г. революционные комитеты (далее - ревкомы) создавались в тех местностях, которые были освобождены от «неприятеля» в прифронтовой полосе и в тылу в составе от 3 до 5 лиц. Создание ревкомов было поручено революционным военным советам при участии местных органов власти, подчинение шло по линии упомянутых военных советов и центральной власти. Уже созданные органы местной власти должны были подчиняться революционным комитетам. Внутренняя организация фактически не отличалась от организации исполнительных комитетов: были созданы отделы по ведомственным линиям, напрямую финансируемые народными комиссариатами.

Данная мера являлась вынужденной и служила цели мобилизации всех ресурсов на подвластной ревкомам территории, а также защиты и укреплению советской власти на местах [8, с. 24].

В соответствии с декретом 27 августа 1919 г. постановлением ВЦИК был создан Сибирский революционный комитет (далее -Сибревком) в составе 3 человек, действующий на правах областного органа, которому подчинены все органы гражданского управления. Но уже в 1920-х гг. началась работа по

созыву Съездов Советов на местах с последующей передачей им власти на уровне уездов и волостей [9, с. 44].

5. Основные проблемы организации и деятельности местных органов власти

Вследствие общего характера норм, отсутствия необходимых кадров (а имеющиеся зачастую работали на чистом энтузиазме), общей неразберихи, вызванной начавшейся гражданской войной, организация органов власти на местах столкнулась со значительными трудностями.

Состав многих Советов не соответствовал установленным нормам. Так, Петроградский губернский совет насчитывал 2 200 тыс. человек и 53 человека в составе губисполко-ма, что значительно превышало установленные Конституцией 1918 г. нормы [10, с. 96]. Также известно множество сведений о различных случаях формирования представительных органов из лиц, работавших в системе исполнительной власти на различных должностях при старой системе, что по объективным причинам не соответствовало целям существования Советов. Совершенно объективным фактором являлась более высокая политическая и избирательная активность «зажиточных» слоёв населения, интеллигенции и бывшего чиновничества, что приводило к большему представительству в Советах именно данных категорий населения. Следствием этого было своевольное толкование норм и директив, исходящих от центральных органов власти, нередки были случаи откровенного саботажа и неповиновения. В Сибири активно применялась практика лишения избирательных прав отдельных категорий населения, дополненная отдельной инструкцией Сибревкома в 1920 г., согласно которой избирательных прав были лишены бывшие служащие и военнослужащие правительства Колчака [11, с. 108].

На уровне волостей зачастую шёл процесс переименования земских управ в волостные Советы без переизбрания их членов. Так, две волости Красноярского уезда: Александровская и Заледеевская в ходе волостного собрания поступили подобным образом, а в ходе губернского съезда делегат от Кор-ниловской волости Ачинского уезда прямо заявил, что не видит разницы между данными органами власти [12, с. 30].

Крестьянство, которое составляло абсолютное большинство населения волости, не могло уловить принципиальной разницы между земствами и Советами, так как земские управы и волостные исполнительные комитеты, образуемые Советами, фактически были идентичны по своей внутренней структуре [13, с. 268]. Политическая неграмотность усугублялась неграмотностью всеобщей. Секретари бывших земских управ были вынуждены, за отсутствием иных кадров, идти работать по той же должности в исполнительные комитеты.

Ситуация осложнялась событиями гражданской войны и вызванными ею тяжёлыми экономическими условиями, а также политикой руководства, которая вызывала закономерное противодействие на местах. В итоге формируются чрезвычайные органы власти -революционные комитеты, их институциональное оформление и полномочия исследованы В. И. Шишкиным [14]. В ряде случаев на местах неконтролируемая деятельность революционных комитетов усиливала социальную напряжённость [15, с. 112].

С другой стороны, центральные органы власти также стремились ограничить права местных Советов. Первоначально действия в этом направлении проводились лишь в наиболее важных для нужд военного времени сферах. Уже в июне 1918 г. Декретом ВЦИК от 14 мая 1918 г. «О реорганизации Народного Комиссариата продовольствия и местных продовольственных органов» наркому продовольствия было предоставлено право отменять решения местных Советов, а в особых случаях входить во ВЦИК Советов с предложением о предании их суду. Политика продразвёрстки была вынужденной практикой в условиях военного времени и продолжалась с 1916 г., но в условиях гражданской войны ситуация максимально обострилась, а у местных органов власти не было ни компетенции, ни желания принудительного изъятия хлеба у «зажиточных» слоёв деревни. В этих условиях центральные органы советской власти прибегли к чрезвычайной правоприменительной практике. Ещё ранее, в мае 1918 г., Декретом ВЦИК от 9 мая 1918 г. «О предоставлении Народному Комиссару Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укры-

вающей хлебные запасы и спекулирующей ими» народному комиссару продовольствия были делегированы широкие полномочия, выходящие за пределы компетенции данного органа. Фактически он получил право отменять любые постановления местных органов, противоречащие политике «продовольственной диктатуры», вмешиваться в работу местных органов власти, попутно создавая комитеты деревенской бедноты, которые в данной сфере деятельности переняли полномочия местной власти.

Стабилизации системы Советов способствовало принятие Конституции РСФСР 1918 г., огромное позитивное влияние кото -рой на развитие государства и права показал О. И. Чистяков [16, с. 145]. Уже к ноябрю 1918 г. центральные органы власти возвращаются к местной системе Советов вследствие частого злоупотребления данными чрезвычайными органами своими полномочиями, в результате чего среди сельского населения стало широко расти недовольство советской властью [17, с. 40]. Тенденция изъятия у местных органов власти компетенций в вопросах «общегосударственного» значения впоследствии сохранилась [18, с. 112].

Фактически отделы исполкомов находились в двойном подчинении - непосредственно Съезду Советов, на котором избирался состав исполкома, и соответствующему исполкому, а также вышестоящему отраслевому органу и соответствующему наркомату, что было закреплено законодательно, о чём напрямую свидетельствует Постановление VII Всероссийского Съезда Советов «О советском строительстве». Сами работники наркоматов зачастую видели в отделах исполкомов свои местные ведомственные органы, которые должны были выполнять в первоочередном порядке задачи наркомов, не ставя во внимание интересы местных Советов [19, с. 126].

В отдельных случаях двойственность подчинения была вызвана вполне объективными причинами. Из докладной записки в НКВД следует, что в г. Иртышске продовольственный орган открыт Омским губернским продовольственным комитетом, но вся административная власть сосредоточена в Семипалатинске, что затрудняет совместную работу. Иртышский райпродком подчиняется Омску, а в хозяйственно-политиче-

ском отношении - Павлодару Семипалатинской области. В Павлодаре не налажен советский аппарат управления, что вело к практически полному отсутствию управления Иртышском. Сотрудники райпродкома получают жалование по ставкам г. Омска, а сотрудники других органов - по ставкам Павлодара (ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 181. Л. 20)2.

Одновременно шёл процесс сращивания государственного и партийного аппарата, о чём прямо говорится в резолюции Восьмого съезда РКП(б): коммунистическая партия должна добиться полного господства в Советах. Ограничивалось финансовое влияние местных Советов на партийные ячейки, которое на первоначальном этапе можно считать значительным, так как финансирование парткомов напрямую осуществлялось Советами. Уже с весны 1919 г. финансирование партийных органов стало осуществляться из федерального центра через НКВД по прямому указанию Центрального комитета партии, путём передачи средств губкомам партии [20, с. 142].

На многие должности в исполнительном комитете ставились партийные работники, а губернская партийная конференция фактически заменила собой впоследствии губернские Съезды Советов, что напрямую противоречило Конституции 1918 г.

Так, в Омской губернии парткомы на местах отзывали и перемещали на другие должности инструкторов уездных и губернских отделов управления без уведомления и санкции на эти действия соответствующих исполнительных комитетов. Сибирское бюро Центрального комитета РКП(б) рекомендовало уведомлять в дальнейшем о своих действиях исполкомы (ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 402. Л. 17).

Местные органы власти в своей деятельности сталкивались и с другими, не менее важными проблемами.

Значительные трудности в этот период были связаны с отсутствием квалифицированных кадров, знакомых с основными положениями советского строительства. Незначительная часть кадров, которая уже успела приступить к работе на местах, отличалась низким уровнем квалификации и компетентности, о чём свидетельствуют архивные документы. Так, Барабинский уездный революционный комитет сообщает в Сибревком об

отсутствии необходимых для развёртывания нормальной работы людей (ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 54. Л. 139).

В результате гражданской войны сложной задачей стало восстановление делопроизводства на местах. Из журнала заседаний Президиума Бийского уездного совета народного хозяйства 1920 г. следует: при ликвидации земской управы было выяснено, что делопроизводство на местах уничтожено, вследствие этого невозможно полное составление необходимых отчётов (ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 53а. Л. 7).

Ещё одной трудностью выступало разграничение полномочий между Сибирским ревкомом, губернскими, уездными и волостными комитетами. Например, отдел управления Сибирского ревкома отмечал, что НовоНиколаевский губревком издаёт распоряжения волревкомам Алтайской губернии и тем самым далеко выходит за пределы своей прямой компетенции (ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 54. Л. 174). Архивные документы сохранили жалобы и на Сибревком. Так, Тюменский губернский исполнительный комитет сообщает НКВД о своевольном решении Сибревкома по перечислению некоторых волостей Иши-минского уезда Тюменской губернии в Омскую губернию в обход действующих законов (ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 140. Л. 108).

В отдельных случаях встречалось целенаправленное противодействие и неподчинение вышестоящим органам власти, а также самоуправство. Так, южные волости Ишим-ского уезда, входящего в Тюменскую губернию, подчинялись органам Омской губернии и отказывались исполнять распоряжения и постановления Тюменской губернии, так как экономически тяготели к г. Омску (ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 181. Л. 18). Архивные документы сохранили свидетельство своевольных действий Петропавловского уездного исполнительного комитета, который в обход Тюменского губернского исполкома и в противовес действующему законодательству отторгал часть волостей от Тюменской губернии (ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 181. Л. 38).

Циркуляр НКВД 1920 г. сообщает, что многие уисполкомы и волисполкомы обращаются напрямую в НКВД по различным вопросам и разъяснениям, минуя губисполкомы.

Вопросы эти «зачастую носят очень мелкий характер» (ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 177. Л. 7).

Накладывал свой отпечаток и фактор отдалённости некоторых сибирских территорий от административных центров. Так, Алтайский губернский исполнительный комитет докладывает о катастрофических результатах обследования Горного Алтая. В выписке из протокола обследования говорится о бездействии районных организаций: «Производят впечатление убожества и влачат жалкое существование» (ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 234. Л. 12). Ситуация, по всей видимости, действительно была далека от идеальной, так как авторы протокола обследования не стеснялись в выражениях. На территории района, позднее выделенного в самостоятельный уезд, были выявлены опасные эпидемии сыпного тифа и чёрной оспы с многочисленными жертвами. Борьба с эпидемией практически не велась в виду отсутствия необходимых медикаментов и специалистов, также ситуация осложнялась отсутствием нормальных путей сообщения. Один фельдшер обслуживал около 500 вёрст территории. Инструкторы отделов в Горный Алтай ссылались в виде наказания, но там они получили возможность «подышать чистым горным воздухом и покушать медок» (ГАНО Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 234. Л. 12). Описанную ситуацию можно интерпретировать как полное бездействие местных властей, оторванных от вышестоящей администрации, а значит, лишённых необходимого для подобных районов контроля. Деятельность районных органов тормозила развитие всей губернии. В этой ситуации Алтайский губисполком ходатайствовал о выделении Горного Алтая в самостоятельную уездную единицу с административным центром в с. Алтайское, так как данный населённый пункт занимал выгодное экономическое положение.

Однако ранее Горно-Алтайский ревком ходатайствовал о создании самостоятельного Горного революционного органа с полным объёмом власти уездной единицы. Создание обусловливалось пограничным состоянием с Монголией, на территории которой был сконцентрирован контрреволюционный контингент (ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 234. Л. 13). Данная идея была отвергнута.

Также следует сказать о финансовой составляющей описанных проблем формирования и деятельности местных органов власти. В частности, в одной из докладных записок НКВД говорится о катастрофическом положении дел в Тайгинском ревкоме: отсутствовали денежные средства на все мероприятия (ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 305. Л. 33-34).

6. Заключение

Анализируя архивные и научные данные, а также законодательство, следует сделать выводы о том, что центральные органы советской власти стремились выстроить иерархическую централизованную систему подчинения местных органов власти от волостных до центральных. Данное обстоятельство было вызвано событиями гражданской войны, требовавшими чрезвычайных мер, а также неустоявшимися представлениями о принципиально новых местных органах власти среди работников и местного населения. Также на этот процесс повлияла сама политика советского правительства, подчас вызывающая непонимание и противодействие на местах. В процессе построения системы местных органов власти правительство столкнулось с проблемами удалённости административных центров от местного населения и подчинённых им местных органов власти, нехватки квалифицированных кадров, неразвитости путей сообщения и средств связи, что приводило к несвоевременному проведению в жизнь декретов центральных органов власти. Сказывалась и острая нехватка материальных ресурсов. Одновременно двойственность подчинения приводила к путанице на местах и, в некоторых случаях, к самоуправству и излишнему бюрократизму. Фактически роль выборных представительных органов власти уже на первом этапе начала сводиться к минимуму, они стали замещаться исполнительными органами с подчинением от нижестоящих к вышестоящим по ведомственной линии. Таким образом, будущие исследования должны быть направлены на анализ административно-территориальной реформы последующих периодов до её завершения, а также анализ проведения реформы в других регионах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1917. 30 дек. № 12. Отд. 1, № 180. Инструкция о правах и обязанностях Советов.

2 Государственный архив Новосибирской области (далее - ГАНО).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ящук Т. Ф. Организация местной власти в РСФСР 1921-1929 гг. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2007. - 592 с.

2. Лукьянов А. И. Развитие законодательства о советских представительных органах власти. Некоторые вопросы истории, теории и практики. - М. : Юридическая литература, 1978. - 352 с.

3. Ленин В. И. Очередные задачи советской власти // Полн. собр. соч. : в 55 т. Т. 36. - М. : Госполитиздат, 1969. - С. 151-152.

4. Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. - М. : Политиздат, 1987. -367 с.

5. Попов М. Ю., Упоров И. В., Штурба В. А. Формирование концептуальной основы и развитие института местной власти (местных советов) в советском государстве в период до Конституции СССР 1924 г. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - № 7 (2). - С. 74-78.

6. РайснерМ. А. Государство буржуазии и РСФСР. Ч. 2. - М. : Госиздательство, 1923. - 400 с.

7. Стучка П. А. Учение о государстве и Конституции РСФСР. - Курск : Агитотдел Губкома, 1922. - 288 с.

8. Иванова Е. А. Административно-территориальная реформа в РСФСР и её влияние на социальное, экономическое и культурное развитие Западной Области (1918-1937 гг.). - Смоленск : Смоленская обл. тип. им. В. И. Смирнова, 2009. - 200 с.

9. Блохин А. Н. Сибирский революционный комитет (Сибревком), август 1919 - декабрь 1925. - Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1959. - 658 с.

10. Тропов И. А. Конституция РСФСР 1918 г. и опыт организации Советов на местах // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - № 4. - С. 95-99.

11. Куренков А. В. Выборы в местные органы государственной власти на территории Томской губернии в 1920 г. // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 382. - С. 108-112.

12. Дементьев А. П. Некоторые аспекты образования советов крестьянских депутатов в Енисейской губернии в 1917-1918 гг. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. -2013. - № 4. - С. 27-33.

13. Чепрунов Р. Ю. Особый отечественный путь решения проблемы централизма и децентрализма в местном самоуправлении // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 1. - С. 266-274.

14. Шишкин В. И. Революционные комитеты Сибири в годы гражданской войны (август 1919 - март 1921 г.). - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1978. - 333 с.

15. Данилов И. В. Чрезвычайные органы власти в советской государственной системе // Известия Саратовского университета. - 2012. - № 12. - С. 110-118.

16. Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 г. - М. : Зерцало-М, 2003. - 224 с.

17. Тропов И. А. Проблемы организации и функционирования волостных органов власти в России 19171918 гг. // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - № 2. - С. 38-42.

18. Чистяков О. И., Кукушкин Ю. С. История государства и права СССР. Ч. 2. - М. : Юридическая литература, 1971. - 432 с.

19. Гимпельсон Е. Г. Советы в годы интервенции и гражданской войны. - М. : Наука, 1968. - 514 с.

20. Булюлина Е. В. Советские органы власти в 1918 первой половине 1920-х гг. // Власть. - 2010. - № 12. -С. 140-142.

Информация об авторе

Парченко Никита Андреевич - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Адрес для корреспонденции: 630102, Россия, Новосибирск, ул. Нижегородская, 6

E-mail: nikita090191@mail.ru

SPIN-код: 4016-6410, AuthorlD: 955042

Информация о статье

Дата поступления - 25 сентября 2019 г. Дата принятия в печать - 15 октября 2019 г.

Для цитирования

Парченко Н. А. Организационно-правовые проблемы деятельности местных органов власти в Сибири в 1918-1921 гг. // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 4. С. 37-45. й01: 10.24147/1990-5173.2019. 16(4).37-45.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL PROBLEMS OF ACTIVITY OF LOCAL AUTHORITIES

IN SIBERIA IN 1918-1921

N.A. Parchenko

Siberian Institute of Management, branch of the Russian Academy of National Economy and Public

Administration, Novosibirsk, Russia

Introduction. The article is devoted to a comprehensive study of the problems of legal regulation and organization of local authorities in the Soviet state in 1918-1921. The period presented in the article is the initial stage of the administrative-territorial reform in Russia, completed by the Soviet government in 1936.This topic under study is of great importance, due to the importance of the historical period presented for the formation of the regulatory framework and law enforcement practice of the subsequent stages of the administrative-territorial reform in Russia, as well as for the study of these processes in the Siberian region. Purpose. The aim of the study is to analyze the key problems of the formation of local authorities in Russia using the example of the Siberian region in the period 1918-1921. Methodology. The study used general scientific; special: historical, comparative, systemic and private scientific methods, such as: formal legal and comparative legal. Results. The conclusion is substantiated that at this stage the central authorities finally came to the conclusion that the previous system of local authorities and the territorial units of Tsarist Russia were dismantled. The article presents and analyzes the main problems associated with the formation and activities of local authorities in the specified period. The legal foundations of the creation of local bodies - local Councils, and their executive bodies - executive committees, as well as extraordinary bodies in wartime conditions - revolutionary committees, which were temporarily the highest local bodies on the ground, are given. Conclusion. This study serves as a historical example of law enforcement practice in the field of acts of the central authorities of the state in the context of a fundamental change in the system of administrative and territorial administration. The results can be used as a theoretical basis for a similar type of state activity at present.

Keywords: local authorities; Council; executive committee; revolutionary committee; province; county; parish.

REFERENCES

1. Yashchuk T.F. Organization of local government in the RSFSR 1921-1929. Omsk, Omsk State University Publishing house, 2007. 592 p. (In Russ.).

2. Lukyanov A.I. The development of legislation on the Soviet representative bodies of power. Some questions of history, theory and practice. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1978. 352 р. (In Russ.).

3. Lenin VI. The next tasks of the Soviet government, in: Lenin V.I. Collected works, in 55 volumes. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1969. Vol. 36, pp. 151-152. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kukushkin Yu.S., Chistyakov O.I. Essay on the history of the Soviet Constitution. Moscow, Politizdat Publ., 1987. 367 p. (In Russ.).

5. Popov M.Yu., Uporov I.V, Shturba V.A. Formation of a conceptual basis and development of the institute of local authorities (local councils) in the Soviet state in the period before the Constitution of the USSR in 1924. Istoricheskaya i sotsial 'no-obrazovatel 'naya mysl' = Historical and socio-educational thought, 2015, no. 7 (2), pp. 74-78. (In Russ.).

6. Raisner M.A. The State of the Bourgeoisie and the RSFSR. Moscow, Gosizdatel'stvo Publ., 1923. Part 2. 400 p. (In Russ.).

7. Stuchka P. A. The doctrine of the state and the Constitution of the RSFSR. Kursk, Agitotdel Gubkoma Publ., 1922. 288 p. (In Russ.).

8. Ivanova E.A. Administrative-territorial reform in the RSFSR and its influence on the social, economic and cultural development of the Western Region (1918-1937). Smolensk, Smolenskaya obl. tip. im. V.I. Smirnova Publ., 2009. 200 p. (In Russ.).

9. Blokhin A.N. The Siberian Revolutionary Committee (Sibrevkom), August 1919 - December 1925. Novosibirsk, Novosibirsk Publishing House, 1959. 658 p. (In Russ.).

10. Tropov I.A. The Constitution of the RSFSR in 1918 and the experience of organizing local councils. Obschestvo. Sreda. Razvitie = Society. Environment. Development, 2011, no. 4, pp. 95-99. (In Russ.).

11. Kurenkov A.V. Elections to local government bodies on the territory of Tomsk province in 1920. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2014, no. 382, pp. 108-112. (In Russ.).

12. Dementiev A.P. Some Aspects of the Formation of Councils of Peasant Deputies in the Yenisei Province in 1917-1918. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoi Sibiri na Dalnem Vostoke = Humanitarian studies in Eastern Siberia and the Far East, 2013, no. 4, pp. 27-33. (In Russ.).

13. Cheprunov R.Yu. A special domestic way of solving the problem of centralism and decentralism in local government. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki = Scintific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2011, no. 1, pp. 266-274. (In Russ.).

14. Shishkin V.I. The revolutionary committees of Siberia during the civil war (August 1919 - March 1921). Novosibirsk, Nauka Publ., 1978. 333 p. (In Russ.).

15. Danilov I.V. Emergency authorities in the Soviet state system. Izvestiya Saratovskogo universiteta = Proceedings of the Saratov University, 2012, no. 12, pp. 110-118. (In Russ.).

16. Chistyakov O.I. The Constitution of the RSFSR 1918. Moscow, Zertsalo-M Publ., 2003. 224 p. (In Russ.).

17. Tropov I.A. Problems of the organization and functioning of the volost authorities in Russia in 1917-1918. Obschestvo. Sreda. Razvitie = Society. Environment. Development, 2011, no. 2, pp. 38-42. (In Russ.).

18. Chistyakov O.I., Kukushkin Yu.S. The history of the USSR state and law. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1971. Part 2. 432 p. (In Russ.).

19. Gimpelson E.G. Tips during the years of intervention and civil war. Moscow, Nauka Publ., 1968. 514 p. (In Russ.).

20. Bulyulina E.V. The Soviet authorities in the 1918 first half of the 1920s. Vlast' = The Power, 2010, no. 12, pp. 140-142. (In Russ.).

About the author

Parchenko Nikita - Senior Lecturer at the Department of Theories and History of State and Law

Siberian Institute of Management, branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration

Postal address: 6, Nizhegorodskaya ul., Novosibirsk, 630102, Russia

E-mail: nikita090191@mail.ru

SPIN-KO,q: 4016-6410, AuthorID: 955042

Article info

Received - September 25, 2019 Accepted - October 15, 2019

For citation

Parchenko N.A. Organizational and Legal Problems of Activity of Local Authorities in Siberia in 1918-1921. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2019, vol. 16, no. 4, pp. 37-45. DOI: 10.24147/1990-5173.2019.16(4).37-45. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.