Научная статья на тему 'Организационно-правовые проблемы декларирования сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей'

Организационно-правовые проблемы декларирования сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1730
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКЛАРАЦИЯ О ДОХОДАХ / РУКОВОДЯЩИЙ СОСТАВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / КОРРУПЦИЯ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ / INCOME DECLARATION / ADMINISTRATIVE STAFF / STATE AND MUNICIPAL SERVICE / CORRUPTION / DUTIES / LAWFUL BEHAVIOR / RESTRICTIONS AND PROHIBITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Братановский С. Н., Зеленов М. Ф.

В научной статье анализируются правовые особенности и проблемы, связанные с представлением государственными и муниципальными чиновниками сведений о доходах и принадлежащем им имуществе. На основе исследования нормативных актов различного уровня, юридической практики и мнений ведущих ученых в области административного права предлагается авторское решение имеющихся проблем в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Братановский С. Н., Зеленов М. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal problems of declaring the income by state and municipal employees and members of their families

The legal features and problems connected with providing the information on income and property by state and municipal officials are analyzed in the article. Basing on the research of different levels' statutory acts, legal practice and opinions of leading scientists in the field of administrative law the author proposes his own way of solution the problems in this sphere.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые проблемы декларирования сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей»

Раздел 2. Проблемы государственного и муниципального строительства

организационно-правовые проблемы декларирования сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей

С.Н. Братановский

(профессор кафедры административного и уголовного права Поволжского института имени П.А. Столыпина (РАНХиГС при Президенте Российской Федерации), доктор юридических наук, профессор, г. Саратов; bratfoot@mail.ru)

М.ф. Зеленов

(профессор кафедры административного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва; 7263113@rambler.ru)

В научной статье анализируются правовые особенности и проблемы, связанные с представлением государственными и муниципальными чиновниками сведений о доходах и принадлежащем им имуществе. На основе исследования нормативных актов различного уровня, юридической практики и мнений ведущих ученых в области административного права предлагается авторское решение имеющихся проблем в данной сфере.

Ключевые слова: декларация о доходах, руководящий состав, государственная и муниципальная служба, коррупция, должностные обязанности, правомерное поведение, ограничения и запреты.

Одной из базовых антикоррупционных обязанностей, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», стала обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Сама по себе эта обязанность отнюдь не является новой. Еще Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) в статье 12 предусматривал, что гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий в соответствии с федеральным законом ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Аналогичная норма была предусмотрена и Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (утратил силу).

Принятый в 2004 году Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] в качестве одной из основных обязанностей гражданского служащего предусмотрел представление им сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (п. 9 ст. 15). Впоследствии подобная обязанность была закреплена и Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (п. 8 ст. 12) [2].

Как отмечается в специальной литературе, «главное предназначение института представления лицами, поступающими на государственную службу, и лицами, состоящими на государственной службе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера состоит в установлении государственного контроля за доходами указанных лиц в целях предупреждения коррупции. Известно,

что многие чиновники воспринимают государственную службу как разновидность бизнеса и получают регулярный неправомерный доход, извлекая прибыль из своего должностного положения, из имеющихся у них властных, контрольных, административных и иных полномочий. Подобного рода рента как раз и составляет основу и саму суть коррупции как особо опасного для государства и общества противоправного поведения лиц, облеченных властью» [3, с. 36].

Федеральный закон «О противодействии коррупции» внес в эту сферу следующие новеллы:

- установил обязанность представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не только самого служащего, но и его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- распространил эту обязанность на все виды государственной службы;

- определил, что указанная обязанность возникает не у всех государственных и муниципальных служащих, а только у замещающих должности, входящие в специальный перечень [4, с. 76].

Распространение обязанности представления сведений о доходах на членов семьи государственного служащего потребовало внесения соответствующих изменений в законодательство, в частности в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Однако аналогичные изменения в Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» внесены не были. В результате параллельно с требованием, установленным Федеральным законом «О противодействии коррупции», на муниципальном уровне действует старое требование о представлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера всеми муниципальными служащими [5, с. 5].

Одним из наиболее сложных вопросов рассматриваемого механизма в настоящее время является вопрос о том, какие конкретно государственные и муници-

пальные служащие должны представлять сведения о своих доходах. Система представления сведений о доходах, требующая представления таких сведений от всех служащих без исключения, которая предусматривалась законодательством о служебной деятельности ранее, не учитывала, что значительное количество государственных и муниципальных служащих (прежде всего младшего звена) не обладает возможностями совершать коррупционные действия, в которых были бы заинтересованы третьи лица, следовательно, контроль за их доходами не имеет особого практического значения, но загружает дополнительной работой тысячи людей. Поэтому отказ от подобной «уравниловки», произведенный действующим антикоррупционным законодательством, следует признать вполне обоснованным. В то же время определение конкретных должностей, по которым замещающие их служащие обязаны представлять сведения о доходах, должно основываться на тех самых вышеупомянутых коррупционных рисках.

Конкретный перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых у гражданина возникает обязанность представлять сведения о доходах, был определен Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 [6], а порядок представления указанных сведений - Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 [7]. Кроме того, указами Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558 [8] и 560 [9] обязанность представления сведений о доходах была также распространена на некоторых лиц, замещающих государственные должности и должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях.

Что касается перечня должностей федеральной государственной службы, исполнение обязанностей по которым связано с необходимостью представления сведений о доходах, то здесь обращает на себя внимание тот факт, что при его составлении было использовано одновременно два подхода. С одной стороны, в перечень вошли точно определенные должности

Юридическая наука и правоохранительная практика (например, все должности, относящиеся к высшей группе; должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ряд точно обозначенных должностей правоохранительной и военной службы; и др.). С другой стороны, помимо точно определенных должностей, в перечне указывается и на «другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками», а именно: должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

- осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

- предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

- осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

- подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

- управление государственным имуществом;

- осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

- хранение и распределение материально-технических ресурсов (раздел III перечня).

Из вышеуказанных групп должностей обращает на себя внимание первая. Несложно заметить, что государственные и муниципальные служащие, замещающие должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных фун-

кций, относятся к категории так называемых «должностных лиц» и являются специальными субъектами административной (ст. 2.4 КоАП РФ [10]) и уголовной ответственности (ст. 285 УК РФ [11]).

Действительно, в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ «должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Данная формулировка отчасти воспроизводит ту, что содержалась в примечании к ст. 170 УК РСФСР 1960 г., однако в ранее действовавшем уголовном законе речь шла о постоянном либо временном занятии должности, связанной с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, по специальному же полномочию названные обязанности, а также функции представителя власти осуществлялись согласно господствующей в теории позиции без занятия должности и состояли в выполнении надлежаще оформленных разовых поручений должностного характера либо выполнении на основе специального правового акта (приказа, трудового соглашения, доверенности) [12, с. 41-42].

В целом схожий подход был избран законодателем и при определении должностного лица как субъекта административной ответственности. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении

лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Общим в приведенных определениях является то, что должностным лицом признается лицо:

1) осуществляющее функции представителя власти;

2) выполняющее организационно-распорядительные функции;

3) выполняющее административно-хозяйственные функции.

При этом, по сути, в основу определения понятия должностного лица положены не три, а два критерия: первый - обладание полномочиями распорядительного характера; второй - обладание полномочиями административно-хозяйственного характера, поскольку представители власти обладают распорядительными полномочиями внешневластного характера [13, с. 78].

Таким образом, исходя из действующего административного и уголовного законодательства, должностными лицами являются отнюдь не все служащие, а лишь лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Все они, исходя из Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557, должны в настоящее время подавать сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Это выглядит вполне логичным и обоснованным, так как лица, обладающие организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями (необходимыми для того, чтобы осуществлять соответствующие функции), имеют возможность принимать управленческие решения, связан-

ные с воздействием либо на других людей, либо на материальные объекты.

Такой вывод можно сделать путем анализа постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» [14]. В данном постановлении устанавливается, что «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности».

Определения организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций Пленум Верховного Суда Российской Федерации не дал, однако указал, что организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий, а к административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Фактически из этого можно сделать вывод о том, что распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению (даче властных указаний) людьми или организациями, а под административно-хозяйственными - по управлению материальными объектами.

Хотя вышеприведенные разъяснения даны применительно к уголовной ответственности должностных лиц, как справедливо указывают Г.В. Матвиенко и С.Е. Чан-нов, они вполне применимы для определения признаков должностных лиц вообще [15, с. 79-81].

Однако в связи с этим непонятна необходимость выделения в Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557, всех остальных групп должностей, поскольку они полностью поглощаются первой группой. Исполнение таких функций, как осуществление контрольных и надзорных мероприятий, обязательно связано с наличием организационно-распорядительных полномочий; управление государственным имуществом, осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений, хранение и распределение материально-технических ресурсов - административно-хозяйственных, а подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса и предоставление государственных услуг гражданам и организациям - и тех и других.

Возникает вопрос: зачем в Перечне выделены указанные группы «коррупцио-генных» должностей, если все они, собственно, должны быть отнесены к должностям, замещение которых должно влечь возникновение обязанности подавать сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в силу того, что замещающие их служащие становятся должностными лицами и, следовательно, подпадают под первую группу? В принципе логичным ответом здесь может быть тот, что в отмеченном указе Президента РФ предпринята объективная попытка детализировать перечень должностей, исполнение обязанностей по которым связано с коррупционным риском, для того, чтобы упростить задачу построения уже конкретных перечней,

принимаемых в каждом государственном органе*.

В целом схожий подход к определению перечней анализируемых должностей можно наблюдать и в субъектах Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации, как правило, принимается документ общего характера, являющийся калькой с анализируемого нормативного акта. В данном документе также точно определяются некоторые должности, замещение которых связано с необходимостью подавать сведения о доходах и, помимо этого, абстрактно выделяются другие группы должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками (аналогично использованным в названном выше указе президента критериям). В качестве примера здесь можно привести Постановление губернатора Саратовской области «Об ут-

*См., например: Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Министерства финансов Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: приказ Минфина РФ от 31.08.2009 № 97н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.09.2009 № 14845) // Рос. газ. 2009. № 188; Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Рослесхозе, и федеральными государственными гражданскими служащими Рослесхоза: приказ Рос-лесхоза от 13.09.2010 № 341 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.10.2010 № 18726) // Рос. газ. 2010. № 240; Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Минюста России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: приказ Минюста РФ от 24.08.2009 № 262 (ред. от 08.09.2010) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2009 № 14612) // Рос. газ. 2009. № 162; и др.

верждении Перечня должностей государственной гражданской службы Саратовской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [16]. На его основе отдельные государственные органы соответствующего субъекта Российской Федерации разрабатывают и утверждают свои, уже точные перечни. В настоящее время такой подход использован в большинстве субъектов Российской Федерации [17, с. 24-27].

Иная ситуация имеет место в муниципальных образованиях. В некоторых из них утверждается точный перечень должностей, при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о доходах, применительно ко всей системе муниципальной службы муниципального образования [18; 19]. В других перечни конкретных должностей определяются на уровне муниципального образования в целом, но применительно к каждому органу местного самоуправления отдельно [20]. Наконец, в третьих используется тот же подход, что и на федеральном и региональном уровне: установление должностей, в отношении которых правило представления сведений о доходах действует безусловно, и определение критериев отнесения к таковым иных должностей [21; 22]. При этом в последнем случае некоторые муниципальные образования расширяют критерии отнесения должностей муниципальной службы к потенциально коррупционным, по сравнению с использованными в Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557. Так, например, в соответствии с Распоряжением администрации муниципального образования «Красноярский район» от 25 февраля 2010 г. № 110-р к должностям муниципальной службы в администрации МО «Красноярский район», при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные слу-

жащие администрации МО «Красноярский район» обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, отнесены, помимо прямо указанных в данном нормативном акте, и должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и координирующих мероприятий и т.д., в том числе и должности, связанные с осуществлением приема граждан.

Как представляется, все же подход, при котором точный перечень должностей, связанных с представлением сведений о доходах, определяется актами наиболее высокого уровня, является наиболее правильным. Характерно, что в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [23] одним из коррупциогенных факторов названа чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, то есть наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт. Действительно, чем больше неясных, оценочных категорий содержит акт более высокого уровня, тем большая свобода злоупотреблений возникает у лиц, принимающих нормативные и индивидуальные акты более низкого уровня во исполнение его.

Применительно к рассматриваемой ситуации указ Президента РФ должен содержать точный и исчерпывающий перечень должностей, замещение которых связано с возникновением обязанности представления сведений о доходах, для всей системы

Юридическая наука и правоохранительная практика федеральной государственной службы, а не закреплять критерии, носящие во многих случаях оценочный характер и, во всяком случае, требующие, по крайней мере, разъяснения. В результате, как показывает практика, различные федеральные органы власти по-разному подходят к формированию конкретных перечней должностей на своем уровне. Естественно, при таком подходе может возникнуть почва для злоупотреблений, осуществляемых путем выведения некоторых должностей государственной службы с высокой потенциальной коррупциогенностью из-под контроля.

Рассматриваемый подход достаточно некритично подхватило большинство субъектов Российской Федерации и многие муниципальные образования. Как следствие, по сути, антикоррупционные нормативные акты сами «страдают» высокой степенью коррупциогенности.

В результате в ряде регионов и муниципальных образований обязанность представления сведений о доходах возлагается только на высших государственных и муниципальных служащих, но не затрагивает служащих среднего и нижнего звена, даже если они наделены организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями. Так, например, в городском округе Самара почти из ста муниципальных служащих городской Думы [24] сведения о доходах подают только семь (!) человек: руководитель аппарата, заместитель руководителя аппарата, руководители трех управлений, председатель Контрольно-счетной палаты и его заместитель. В соответствии с решением Совета депутатов МО г. Петровск Петровского муниципального района Саратовской области «О предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [25] из всех муниципальных служащих данного муниципального образования рассматриваемая обязанность возложена только на двоих: главу администрации и его заместителя. Представляется, что подобные решения во многом «выхолащивают» смысл данного антикоррупционного механизма.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- во-первых, в антикоррупционном законодательстве присутствует дифференцированный подход к определению перечня должностей федеральной государственной службы, исполнение обязанностей по которым связано с необходимостью представления сведений о доходах;

- во-вторых, должностными лицами, исходя из действующего административного и уголовного законодательства, являются не все служащие, а лишь осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть имеющие возможность принимать управленческие решения. При этом, несмотря на наличие определенного законодательного дублирования групп должностных лиц, следует считать объективно оправданной попытку детализации перечня должностей, исполнение обязанностей по которым связано с коррупционным риском;

- в-третьих, более оправданной представляется практика установления точного перечня должностей, связанных с представлением сведений о доходах актами более высокого (федерального) уровня, так как одним из коррупционных факторов является чрезмерная свобода подзаконного (регионального и муниципального) уровня, характеризующаяся значительным наличием бланкетных и отсылочных норм.

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

2. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 10. Ст. 1152.

3. Корякин В.М. Обязанность военнослужащего представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (комментарий к статье 8 Федерального закона «О противодействии коррупции») // Право в Вооруженных Силах. 2009. № 3.

4. Сараев Н.В. О некоторых вопросах применения законодательства России о противодействии коррупции // Административное и муниципальное право. 2010. № 6.

5. Чаннов С.Е. Предоставление сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей как антикоррупционный механизм // Российская юстиция. 2009. № 4.

6. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 // Рос. газ. 2009. 20 мая. № 89.

7. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 // Рос. газ. 2009. 20 мая. № 89.

8. О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 558 // Рос. газ. 2009. 20 мая. № 89.

9. О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 560 // Рос. газ. 2009. 20 мая. № 89.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: фе-дер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: ред. от 16 нояб. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; 2011. № 47. Ст. 6602.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: ред. от 7 нояб. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; Рос. газ. 2011. 9 нояб.

12. Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 1975.

13. Матвиенко Г.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность должностных лиц государственной и муниципальной службы по новому Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2004. № 6.

14. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февр. 2000 г. № 6: ред. от 23 дек. 2010 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.

15. Матвиенко Г.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность должностных лиц государственной и муниципальной службы по новому Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2004. № 6. С. 79-81.

16. Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Саратовской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: постановление губернатора Саратовской области от 26 авг. 2009 г. № 91: ред. от 16 нояб. 2009 г. // Саратовская областная газета. 2009. № 149 (2397).

17. Кадникова Е.И. Обзор законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, в сфере государственной гражданской службы // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 3.

18. Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, на территории городского округа Средне-уральск [Электронный ресурс]: постановление главы городского округа Средне-уральск от 24 сент. 2009 г. № 809: ред. от 17 февр. 2011 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: решение Калининского районного Собрания Калининского муниципального района от 29 окт. 2009 г. № 52-695 // Народная трибуна. 2009. № 127 (14567).

20. Об утверждении перечня должностей муниципальной службы в Администрации Петрозаводского городского округа, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: распоряжение главы Петрозаводского городского округа от 12 нояб. 2009 г. № 677-р: ред. от 14 дек. 2010 г. // Петрозаводские городские страницы. 2009. № 64.

21. О перечне должностей муниципальной службы в МО - Лесно-Конобеев-ское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, при назначении на которые граждане и при за-

мещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: решение Совета депутатов муниципального образования - Лесно-Конобеев-ское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области от 15 нояб. 2010 г. № 29 // Информационный бюллетень муниципального образования - Лесно-Конобеевское сельское поселение Шацкого муниципального района. 2010. № 24.

22. Об утверждении перечня должностей муниципальной службы в администрации МО «Красноярский район», при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации МО «Красноярский район» обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: распоряжение администрации муниципального образования «Красноярский район» от 25 февр. 2010 г. № 110-р // Красноярский вестник. 2010. № 29-30.

23. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»): постановление Правительства РФ от 26 февр. 2010 г. № 96 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 10. Ст. 1084.

24. Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Думе городского округа Самара, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об

имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: постановление Думы городского округа Самара от 25 янв. 2011 г. № 01/2 // Самарские известия. 2001. № 14 (5962).

25. О предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: решение Совета депутатов МО г. Петровск Петровского муниципального района от 24 авг. 2009 г. № 15-60 // Петровские вести. 2009. № 67 (12041).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.