Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Экономическая безопасность
З.Ф. Сафин*, А.Н. Кузбагаров**
Организационно-правовые основы защиты субъектов предпринимательской деятельности АПК на мировом рынке в современных условиях
Всеобщая либерализация внешнеэкономических связей России в условиях сокращения внутреннего производства позволила Российской Федерации первоначально поставлять на внешние рынки товары, спрос на которые на внутреннем рынке резко упал. Увеличивающиеся доходы от импорта позволили значительно увеличить на определенный период времени за границей закупки товаров по импорту, особенно массового спроса. Но как раз данное обстоятельство привело страну на грань потери ее экономической безопасности.
Достаточно сказать, что только за 90-е гг. XX столетия Россия закупила на Западе сельскохозяйственных продуктов на сумму, превышающую 50,0 млрд. долларов США. В соответствии с независимыми оценками экспертов, Россия импортирует от 45% до 65% продуктов питания для внутреннего потребления. В соответствии же с международными стандартами допустимая для дорожащей своей независимостью страны доля импорта продовольственных товаров, т.е. собственных продуктов, составляет 30%'.
Более того, в настоящее время 2/3 мощностей обрабатывающей промышленности в России простаивают - а это огромные индустриально-аграрные зоны. Причем оставшаяся треть мощностей загружена лишь наполовину, и в связи с этим получаемой прибыли, в т.ч. и в системе АПК, едва хватает на простое воспроизводство, не говоря уже о расширенном воспроизводстве.
С другой стороны, Россия всегда была привлекательна для производителей и продавцов продовольственных товаров своей покупательной устойчивостью и разнообразием спроса, возможностями реализации сельхозпродукции малыми и большими партиями. Современный рынок продовольствия в связи с сокращением объема внутреннего производства по многим товарам остается дефицитным, что, естественно, вызывает необходимость импортных поставок.
С момента принятия Президентом РФ Указа от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)»2 ситуация в этой области мало изменилась. По-прежнему актуальны с точки зрения экономической безопасности страны такие проблемы, как:
- завоевание внутреннего рынка России иностранными фирмами по многим видам товаров массового спроса, включая продовольственный сегмент рынка;
- приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
- свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, в т.ч. в сельскохозяйственном машиностроении как структурной части АПК;
- низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий, в т.ч. в системе АПК.
Чтобы ликвидировать данную ситуацию либо как-то нивелировать ее отрицательные последствия, по нашему мнению, необходимо в первую очередь создать благоприятные условия для инвестиций в сферу сельского хозяйства. Требуется также строительство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и увеличение производства высококачественных, экологически чистых продуктов с одновременным расширением их ассортимента и снижением цены.
Продажа таких технологий, создание соответствующих предприятий при наличии государственных и банковских гарантий могли бы привлечь на российский рынок значительное число средних и мелких бизнесменов.
По нашему мнению, особого внимания заслуживает такая новая форма ценообразования продовольствия, как координация продовольственного рынка по вертикали, включающая в себя три формы:
- открытое производство, опережающее спрос и опирающееся на цены как на своеобразный координирующий механизм;
* Заведующей кафедрой гражданского права и процесса Казанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
* Начальник кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России.
- контрактная система, для которой характерно производство продукции по заказу с использованием как ценовых, так и неценовых инструментов координации;
- вертикальная интеграция, осуществляющая внутрифирменные трансакции и опирающаяся преимущественно на неценовые инструменты координации.
Дело в том, что в системе АПК России в настоящее время функционируют как централизованные, так и децентрализованные рынки. Централизованные рынки обслуживают в основном розничную торговлю продовольствием.
Для децентрализованного рынка характерна недостаточная информация о спросе и предложениях. Хотя различные частные и государственные агентства собирают и публикуют информацию о ценах, участники рынка все же не имеют достаточно полного представления об альтернативных рыночных возможностях. Информация о ценах значительно запаздывает, а процесс ее сбора является более дорогостоящим, чем на организованных рынках.
Представляется необходимым оптимальное сочетание централизованной и децентрализованной форм в организации продовольственного рынка. Дальнейшее развитие продовольственного рынка российского АПК выдвигает требования по овладению рыночным механизмом и методами государственного регулирования в условиях новой системы управления АПК. Речь идет в первую очередь об отказе от государственных функций непосредственного управления отдельными предприятиями и отраслями и о переходе к экономическому регулированию взаимоотношений самими субъектами рыночного хозяйства и надлежащем их правовом опосредовании. Все это должно стать необходимым условием выхода на мировые рынки.
Государственное регулирование отношений в АПК включает в себя внешнеэкономическое направление, которое в качестве одной из важнейших задач имеет защиту отечественного сельскохозяйственного производителя. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного производства и рынка и конкурентоспособности российской отечественной продукции.
Во всех случаях участие Российской Федерации во внешней торговле сельскохозяйственными товарами не может происходить в ущерб собственному производству и продовольственной независимости страны. Однако в России, как известно, решительно (без подготовки соответствующей нормативной правовой и организационной основы) была не только ликвидирована монополия внешней торговли, но одновременно произошло и резкое сокращение финансовой поддержки отечественного производителя. За годы реформ многократно был сокращен и удельный вес капитальных вложений в сельское хозяйство, что не могло не привести к наплыву импортного, западного продовольствия, особенно в крупнейшие города России. Именно там сосредоточен основной платежеспособный спрос.
В этом смысле важным шагом на пути укрепления правовых и экономических основ деятельности российского АПК на мировом рынке следует считать «Федеральную программу развития экспорта», принятую Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 1233.
Укрепление места и значения российского АПК на мировом рынке предполагает регулирование аграрного сектора экономики прежде всего экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сегмента страны от высокомонополизированных отраслей, которые предоставляют средства производства для сельского хозяйства и которые закупают его продукцию.
Важным в данном аспекте является сохранение и совершенствование функции российского государства и как заказчика, и как инвестора, способствующего развитию рыночной инфраструктуры АПК. В условиях формирования эффективного механизма экономического регулирования отношений в АПК роль государства в этом процессе остается первостепенной.
На этом фоне особое значение приобретает проблема так называемого «выращивания» конкурентоспособных предприятий, фирм и т.п., включая и систему АПК. Речь идет не о субсидировании и предоставлении льготных условий избранным предприятиям (производствам) при любых сложных ситуациях, а о стимулировании процессов слияния и поглощения здоровым сектором частного либо полугосударственного бизнеса неперспективных предприятий (производств), поддержке инфраструктурных вложений, привлечении капитала в эти новые производственные сегменты, освобождении предприятий от несвойственных расходов на содержание социальной сферы. Это требует перелива капитала и человеческих ресурсов из одних производственных сфер к другим.
Дальнейшее развитие АПК в рамках его «внедрения» на мировой рынок выдвигает требования по разработке методов установления цен на продовольственные товары как необходимой формы частноправового и публично-правового регулирования аграрного сектора экономики в целом.
Характер и уровень аграрного протекционизма должны носить компромиссный характер, поскольку являются результатом учета интересов многих сторон. В этом смысле на современном
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Экономическая безопасность
продовольственном рынке важным вопросом является обеспечение оптимального условия конкурентного равновесия. Перечень рекомендуемых условий обеспечения конкурентной равновесной цены можно представить в такой последовательности:
- выполнение условий обеспечения уровня конкурентного равновесия цены;
- большой объем трансакций;
- качество реализуемой продукции по отношению к общему производству сельхозпродукции;
- достаточное число продавцов и покупателей, участвующих в торгах;
- участникам торговли доступна беспрепятственная и полная информация о цене;
- правительство не определяет уровень цены произвольно.
Помимо Европейского аграрного рынка, в настоящее время представляется перспективным и вопрос о вхождении России в мировой продовольственный рынок путем присоединения к ВТО (Всемирная Торговая Организация). Однако при этом должен быть разработан соответствующий механизм, учитывающий особенности современного российского АПК4. При присоединении России к ВТО не могут быть безоговорочно приняты все условия свободной торговли, предусматривающие, например, запрещение государственных субсидий отечественным сельскохозяйственным товаропользователям.
Аграрная реформа во всех странах СНГ предполагает отказ государства от прямого вмешательства в деятельность всех сфер АПК, включая планирование структуры посевов, организацию уборки урожаев, распределение продукции. Тем не менее роль государства в названных странах в регулировании рынка возрастает. Функции государства и местных администраций, о чем свидетельствует мировой опыт, должны включать:
- так называемое индикативное, т.е. косвенное, рекомендательное планирование производства и денежных потоков в АПК посредством налогов, транспортных и энергетических тарифов, а также таможенной и кредитной политики;
- регистрацию прав на земельные участки, развитие системы земельного кадастра, контроль за эффективным использованием и рыночным оборотом земли, сохранением ее плодородия;
- финансирование развития аграрной науки, а также племенного животноводства и элитного семеноводства, воспроизводства лесных и рыбных ресурсов, развития социальной и инженерной инфраструктуры села, индустрии детского питания; обучения и переподготовки кадров на селе;
- целевое возвратное финансирование национальных и региональных программ стартовой поддержки фермерских хозяйств, малого бизнеса, кредитных, страховых и сбытовых кооперативов, создания агрокомбинатов, агрофирм и других комплексов по производству, переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, включая экспортные поставки;
- развитие финансово-кредитной системы АПК с высокой степенью платежной ликвидности и самоокупаемости и использованием современных банковских и телекоммуникационных технологий, в т.ч. лизинговых, ипотечных и страховых компаний, кооперативных банков и т.п.;
- организацию закупок сельскохозяйственных продуктов, например, семян, кормов и т.п., в национальный и региональные продовольственные и страховые фонды на конкурсной (тендерной) основе;
- организацию оценки финансового состояния и платежеспособности хозяйственных субъектов АПК, обеспечение справедливых и равных условий конкуренции, включая поставку импортной продукции, внешнего управления и банкротства неплатежеспособных предприятий с учетом страхования на случай стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств с целью передачи их земли и имущества более эффективным собственникам;
- создание общего аграрного рынка стран СНГ, совместной разработки производства и сбыта современной сельхозтехники.
1 См.: Финансовый бизнес. 1998. № 3. С. 6.
2 См.: Российская газета. 1996. 14 мая.
3 См.: Собрание законодательства РФ. 1996. № 8. Ст. 770.
4 См. также: Григорян С. Организационно-правовые основы и особенности Всемирной Торговой Организации (ВТО) / / Хозяйство и право. 2000. № 2. С. 96-104; Бобылов Ю. Присоединение России к ВТО: Применение антидемпингового законодательства и защита экономических интересов во внешнеторговой сфере // Хозяйство и право. 2000. №11. С.84-96.