Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РОСГВАРДИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1171
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ РОСГВАРДИИ / ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TERRITORIAL DIVISIONS OF THE RUSSIAN GUARD / TASKS OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE FEDERALSERVICE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION / PUBLIC ORDER PROTECTION / PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Двойменный И. А.

В статье рассматриваются организационно правовые основы деятельности войск национальной гвардии РФ, историко правовой аспект создания и становления территориальных подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии, обозначаются их основные задачи на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Двойменный И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES OF THE ACTIVITIES OF TERRITORIAL DEPARTMENTS OF THE RUSSIAN GUARD

The article discusses the organizational and legal foundations of the activities of the national guard forces of the Russian Federation, the historical and legal aspect of the creation and establishment of territorial units of the Federal Service of the National Guard Troops, identifies their main tasks at the regional level.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РОСГВАРДИИ»

ЛИТЕРАТУРА

1. О безопасности дорожного движения : федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) // СПС КонсультантПлюс.

2. О дорожном движении : закон Латвийской Республики от 21.10.1997 г. — URL: http://www.latvia.news-city.info ( дата обращения: 25.12.2019)

3. О дорожном движении : закон Эстонской Республики от 17.06.2010 г. — URL: http:// www.prava.ee (дата обращения: 25.12.2019)

4. Антонов С. Н. Безопасность дорожного движения: основные направления государственной политики: фондовая лекция / С. Н. Антонов, А. Д. Дымберов [и др.]. — М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2018. — 74 с.

5. Повышение безопасности дорожного движения во всем мире : доклад ВОЗ на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 27 августа 2017 года. — URL: www.who.int/ roadsafety/about/resolutions/download/UNSG_ Report_72_359_RU.pdf (дата обращения: 25.12.2019)

6. Майоров В. И. Зарубежный опыт разработки целевых комплексных программ по обеспечению безопасности участников дорожного движения / В. И. Майоров, В. Е. Севрюгин // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2015. — Т. 9, № 4. — С. 766—776.

7. Молчанов П. В. Особенности государственного регулирования обеспечения безопасности дорожного движения за рубежом: ключевые направления, критерии и ответственность / П. В. Молчанов // Вестник университета имени О. Е. Кута-фина. — 2018. — № 1 (41). — С. 121—127.

Воронежский государственный университет

Верзилин С. В., аспирант, кафедра административного и административного процессуального права, юридический факультет

E-mail: madridec@mail.ru

УДК 34.096

И. А. Двойменный

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РОСГВАРДИИ

Аннотация: в статье рассматриваются организационно-правовые основы деятельности войск национальной гвардии РФ, историко-правовой аспект создания и становления территориальных подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии, обозначаются их основные задачи на региональном уровне.

Ключевые слова: территориальные подразделения Росгвардии, задачи территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, охрана общественного порядка, общественная безопасность.

UDK 34.096

I. A. Dvoimenny

ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES OF THE ACTIVITIES OF TERRITORIAL DEPARTMENTS OF THE RUSSIAN GUARD

Abstract: the article discusses the organizational and legal foundations of the activities of the national guard forces of the Russian Federation, the historical and legal aspect of the creation and establishment of territorial units of the Federal Service of the National Guard Troops, identifies their main tasks at the regional level.

Keywords: territorial divisions of the Russian Guard, tasks of the territorial bodies of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation, public order protection, public safety.

DOI: 10.22394/1997-4469-2020-48-1-143-147

Введение

В современной истории со стороны государства большое внимание было уделено вопросам создания надежной силовой составляющей в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, борьбы с терроризмом и экстремизмом. Государственное управление в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является приоритетной задачей.

Российская Федерация осуществляет системное управление в области безопасности личности, общества и государства [1]. С этой целью принят ряд федеральных законов, указов и постановлений в целях оптимизации задач, решаемых правоохранительными органами.

Территориальные подразделения Росгвардии как элемент организационной структуры Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

В новейшей истории России руководителями государства неоднократно предпринимались попытки создания, а точнее сказать, возрождения Российской гвардии. Первой попыткой создания государственного органа, основной функцией которого стало бы усиление защиты конституционного строя Российской Федерации и демократических завоеваний, создания дополнительных гарантий законности и правопорядка на территории страны, можно считать поручение Президента РСФСР Б. Н. Ельцина вице-президенту РСФСР А. В. Руцкому приступить к формированию подразделений Российской гвардии в августе 1991 года. Была создана комиссия по формированию Московской бригады Национальной гвардии РСФСР. Однако в условиях отсутствия нормативных правовых актов на федеральном уровне, эта идея потерпела крах.

Второй раз о планах создания Национальной гвардии заговорили на высшем уровне в 2012 году. Предполагалось, что Национальная гвардия будет формироваться для обеспечения безопасности страны и защиты конституционного строя на основе внутренних войск МВД России и других силовых структур, в том числе за счет части сил и средств, входящих в ВДВ, ВВС, ВМФ и во-

енную полицию, а также подразделений МЧС России. В 2013 году указами Президента России Владимира Путина были воссозданы Преображенский и Семеновский полки.

В результате проведенной реформы правоохранительных органов Президент РФ придал совершенно иной статус национальной гвардии. Руководствуясь статьей 80 Конституции РФ, в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, Глава государства подписал указ, в котором он поставил точку по вопросу создания в Российской Федерации национальной гвардии на базе внутренних войск. На основании этого нормативного правового акта законодатель принял федеральный закон, в котором закрепил административно-правовой статус войск национальной гвардии. В завершение законодательного оформления правой базы Президент РФ утвердил Положение о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации формируются территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии. Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, территориальные органы субъектов РФ могут применять такие подразделения как:

— специальные моторизованные соединения и воинские части;

— соединения и воинские части оперативного назначения;

— морские воинские части и подразделения;

— специальные отряды быстрого реагирования;

— отряды мобильные особого назначения;

— авиационные отряды специального назначения;

— центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации;

— центр специального назначения вневедомственной охраны;

— подразделения вневедомственной охраны;

— образовательные организации высшего образования войск национальной гвардии [2].

Основными задачами территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации являются:

1) организация участия органов и подразделений в охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

2) организация охраны объектов (грузов), а также имущества граждан и организаций, в том числе на договорной основе;

3) осуществление в установленных сферах деятельности федерального государственного контроля (надзора):

— за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

— за частной детективной деятельностью;

— за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

— за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

4) организация участия органов и подразделений в планировании и ведении территориальной обороны;

5) осуществление социальной и правовой защиты военнослужащих лиц, имеющих специальные звания; государственных гражданских служащих и работников территориального органа; социальной защиты членов семей указанных военнослужащих; сотрудников, граждан, уволенных с военной службы и со службы, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства возложено на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.

Территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на региональном уровне создаются в виде главных управлений и управлений по субъектам Российской Федерации. На сегодняшний день они созданы во всех субъектах РФ, в их состав входят 5 главных управлений и 78 управлений.

В связи с созданием территориальных подразделений возникает потребность создания в каждом субъекте дежурных частей Росгвардии с задачей:

непрерывного круглосуточного сбора, обработки и передачи информации об оперативной обстановке;

— приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Росгвардии сообщений (заявлений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

— непрерывного управления силами и средствами Росгвардии, немедленного принятия мер к раскрытию преступлений, административных происшествий по «горячим следам»;

— безотлагательной организации действий по обеспечению общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;

— организации разбирательства с гражданами, доставленными в дежурную часть;

— контроля за состоянием охраны помещений, обороны зданий Росгвардии и прилегающих к ним территорий, их противопожарной безопасностью, обеспечение сохранности служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств и другого вверенного имущества.

Вновь созданные территориальные органы предназначены для организации выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии, управления подчиненными подразделениями в субъектах Российской Федерации в повседневной деятельности, а также в ходе выполнения стоящих перед ними задач в различных условиях обстановки.

Все территориальные органы организационно входят в округа войск национальной гвардии и непосредственно подчинены командующим округами. Таким образом, главные управления и управления и подчиненные им подразделения выполняют поставленные задачи по решениям и планам командующих округами. Территориальный орган возглавляет начальник главного управления, управления. Он осуществляет непосредственное управление подчиненными подразделениями на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач.

Типовая организационно-штатная структура территориального органа включает в себя:

— руководство (начальник управления);

— штаб, в состав которого входит оперативный отдел либо отделение;

— центр лицензионно-разрешительной работы;

— отдел (группа) государственного контроля подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и безопасности топливно-энергетического комплекса;

— отдел (отделение) кадров и взаимодействия со средствами массовой информации;

— отдел (группа) правового обеспечения;

— отдел (группа) делопроизводства и режима; — отдел (группа) материально-технического обеспечения;

— финансово-экономический отдел (отделение);

— медицинская служба (отделение).

В типовую структуру главных управлений дополнительно включены:

— отдел профессиональной, служебной и физической подготовки;

— отдел морально-психологического обеспечения;

— отдел информационного обеспечения и технической защиты информации и связи;

— отдел информации и общественных связей;

— отдел контроля за безопасностью объектов топливно-энергетического комплекса [3].

Основными задачами и функциями территориального органа в субъекте Российской Федерации являются:

— организация участия органов и подразделений в охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

— организация охраны объектов, а также имущества граждан и организаций, в том числе на договорной основе;

— осуществление в установленных сферах деятельности федерального государственного контроля (надзора);

— организация участия органов и подразделений в планировании и ведении территориальной обороны;

— осуществление социальной и правовой защиты военнослужащих лиц, имеющих специальные звания, государственных гражданских служащих и работников территориального органа, подчиненных органов и подразделений.

Для контроля над подразделениями Ро-сгвардии образованы округа войск национальной гвардии в соответствии с территориями федеральных округов России. Исключение

составляют Восточный округ и Северо-Кавказский округ национальной гвардии. Всего в Росгвардии насчитывается 7 таких округов:

1. Северо-Кавказский округ (г. Ростов-на-Дону);

2. Центральный округ (г. Москва);

3. Северо-Западный округ (г. Санкт-Петербург);

4. Приволжский округ (г. Нижний Новгород);

5. Уральский округ (г. Екатеринбург);

6. Сибирский округ (г. Новосибирск);

7. Восточный округ (г. Хабаровск).

Заключение

В целях улучшения совместной работы территориальных подразделений Росгвар-дии, целесообразно улучшить взаимодействие подразделений на всех уровнях и в частности:

— на федеральном уровне — между МВД России и Росгвардией;

— применительно к федеральному округу — между управлением на транспорте МВД России, линейными управлениями МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненными МВД России, и округом войск национальной гвардии, а также территориальными органами и их подразделениями;

— на уровне субъектов — между Министерствами, Главными управлениями, управ -лениями МВД России по субъектам, линейными управлениями МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и Главными управлениями и управлениями Росгвардии, соединениями, воинскими частями войск национальной гвардии, дислоцированными на территории их обслуживания;

— на городском (районном) уровне — между территориальными органами МВД России на городском и районном уровне и подразделениями территориальных органов Росгвардии, воинскими частями войск национальной гвардии, дислоцированными на территории их обслуживания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ляхов А. В. Особенности деятельности государственных органов по обеспечению безопасности России / А. В. Ляхов, М. Н. Казаков, А. Г. Асеев // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития : сборник статей Международной научно-

практической конференции : в 2-х ч. — Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. — С. 120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Щитченко Д. В. Трудности в формировании территориальных подразделений Росгвардии / Д. В. Щитченко // Войска национальной гвардии Российской Федерации в системе органов обеспечения безопасности : сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции. — Новосибирск, 2017. — С. 25.

3. Акулов А. А. Основы формирования территориальных подразделений Росгвардии / А. А. Акулов, А. Г. Асеев // Войска национальной гвардии Российской Фе-

дерации в системе органов обеспечения безопасности : сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции. — Новосибирск, 2017. — С. 21.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал РАНХиГС)

Двойменный И. А., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного и гражданского права и процесса E-mail: kafupk@vrn.ranepa.ru Тел.: 253-84-51

УДК 323.21

А. А. Слинько, В. А. Гвоздев

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ И ОСОБЕННОСТИ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация: в статье анализируются конституционные изменения, предложенные Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и их влияние на региональную политику. Отмечается, что практически все предложенные трансформации положительно отразятся на региональной политике. Подчеркивается, что современные реформы находятся в общем русле государственных преобразований во многих странах мира. В исследовании делается вывод о сбалансированных конституционных изменениях, с одной стороны, расширяющих полномочия президента, с другой стороны, усиливающих прерогативы представительной власти. Современное сильное государство должно иметь антикоррупционную направленность, на что нацелена система мер по контролю над судебной системой. Отмечается, что изменения в организации местного самоуправления сделают его существенно более эффективным

Ключевые слова: конституционный процесс, региональная политика, эффективность управления, укрепление государства, глобальные изменения.

UDC 323.21

A. A. Slinko, V. A. Gvozdev

CONSTITUTIONAL PROCESS IN RUSSIA AND SPECIFICS OF

REGIONAL POLITICS

Abstract: the article analyzes the constitutional changes proposed by the President of the Russian Federation V. V. Putin and their impact on regional politics. It is noted that almost all the proposed transformations will have a positive impact on regional politics. It is emphasized that modern reforms are in the general line of state transformations in many countries of the world. Studies conclude balanced constitutional changes, on the one hand, empowering full powers of the President, and on the other hand, reinforcing prerogatives of the representative power. A modern strong state should be anti-corruption, which is what the system of measures to control the judicial system is aimed at. In the issue, it is noted that changes in the organization of local self-government will make it significantly more effective.

Key words: Constitutional process, regional politics, management efficiency, strengthening of the state, global changes.

DOI: 10.22394/1997-4469-2020-48-1-147-151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.