Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы деятельности и принципы управления студенческими строительными отрядами Красноярского края в 1960-1980-х гг'

Организационно-правовые основы деятельности и принципы управления студенческими строительными отрядами Красноярского края в 1960-1980-х гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STUDENT BUILDING GROUPS / STATE YOUTH POLICY / INDUSTRIAL ACTIVITY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлыкова С. А.

В статье рассматривается исторический опыт организации производственной деятельности и управления студенческими отрядами Красноярского края в советский период. По мнению автора, участники стройотрядов внесли большой вклад в экономическое развитие края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical experience of organization of the student group industrial activity and management in Krasnoyarsk region in the Soviet period is considered in the article. According to the author point of view, the building group participants have brought a big contribution to the region economic development.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы деятельности и принципы управления студенческими строительными отрядами Красноярского края в 1960-1980-х гг»

16. ГАКК. Ф. 173. Оп. 1. Д. 2386.

17. ГАКК. Ф. 173. Оп. 1. Д. 2391.

18. ГАКК. Ф. 173. Оп. 1. Д. 2395.

19. ГАКК. Ф. 173. Оп. 1. Д. 2397.

20. ГАКК. Ф. 173. Оп. 1. Д. 2403.

21. ГАКК. Ф. 173. Оп. 1. Д. 2407.

22. ГАКК. Ф. 595. Оп. 18. Д. 371.

23. ГАКК. Ф. 595. Оп. 18. Д. 1004.

24. ГАКК. Ф. 595. Оп. 34. Д. 630.

25. Григорьев В.Ю. Перемены в условиях экономической жизни населения Сибири. Енисейский край. -Красноярск: Енисейская губерн. тип., 1904. - 106 с.

26. Московские ведомости. - 1884. - № 83.

27. Обзор хозяйства города Красноярска за июль-сентябрь 1910 года. - Красноярск, 1910. - 464 с.

28. Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. - СПб.: Гос. тип., 1903. - 472 с.

29. Соболев М.Н. Пути сообщения в Сибири // Сибирь, ее современное состояние и ее нужды. - СПб., 1908. - С. 24-36.

УДК 93/94 С.А. Шлыкова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИМИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ ОТРЯДАМИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1960-1980-х гг.

В статье рассматривается исторический опыт организации производственной деятельности и управления студенческими отрядами Красноярского края в советский период. По мнению автора, участники стройотрядов внесли большой вклад в экономическое развитие края.

Ключевые слова: студенческие строительные отряды, государственная молодежная политика, производственная деятельность, социально-экономическое развитие.

S.A. Shlykova

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FUNDAMENTALS OF ACTIVITY AND MANAGEMENT PRINCIPLES OF THE STUDENT BUILDING GROUPS IN KRASNOYARSK REGION IN 1960-1980

The historical experience of organization of the student group industrial activity and management in Krasnoyarsk region in the Soviet period is considered in the article. According to the author point of view, the building group participants have brought a big contribution to the region economic development.

Key words: student building groups, state youth policy, industrial activity, social and economic development.

Введение. Движение студенческих строительных отрядов в нашей стране является частью истории, важным государственным и общественным событиям. Студенческие отряды открыли источник дополнительной рабочей силы, способный не только обеспечить на каком-то этапе потребности народного хозяйства во временной рабочей силы, но и восполнить недостаток постоянных работников.

Движение студенческих отрядов представляло собой своеобразную форму студенческого самоуправления, оно сыграло огромную роль в наращивании экономического потенциала Советского Союза, в целом и Красноярского края в частности.

В настоящее время в Российской Федерации не найдется региона, где бы не была возрождена деятельность студенческих отрядов. Данная тенденция свидетельствует о том, что уникальный опыт организации студенчества на труд через систему студотрядов остается эффективным и в современных условиях. Обновленный Красноярский краевой штаб студенческих строительных отрядов зарегистрирован в 2005 году.

Для всестороннего изучения деятельности студенческих отрядов и использования их опыта в условиях современности необходимо подробно рассмотреть вопросы организации производственной деятельности отрядов и особенности управления ими.

Цель исследований. Комплексное изучение опыта организации и управления студенческими отрядами Красноярского края в 1960—1980-х годах.

Задачи исследований. Изучить организационные и правовые основы деятельности студенческих отрядов Красноярского края, выявить их характерные особенности и обобщить результаты исследования в качественные показатели деятельности студенческих строительных отрядов.

Материалы и методы исследований. Любое историческое явление необходимо изучать в контексте времени и условий возникновения, оценивая результативность и соотнося с современной социальной практикой. В связи с этим стоит задача глубокого изучения и объективной оценки альтернативных вариантов предшествующего развития с тем, чтобы на основе полученных выводов сформулировать основные тенденции развития и вынести необходимые рекомендации по применению исторического опыта в условиях современности.

В процессе работы использовался комплекс общенаучных и общеисторических методов. К использованным общенаучным методам относится дедуктивный метод, который применялся для обозначения тенденций деятельности линейных студотрядов края в общей массе Красноярского краевого студенческого строительного отряда. Диалектический метод стал основой для изучения опыта организации и управления студенческими отрядами Красноярского края через призму ситуации сложившейся в целом в стране. В работе также использовались методы обобщения и описания. К востребованным общеисторическим методам относится метод классификации, использованный при обработке архивных материалов, освещающих систему управления студенческими отрядами Красноярского края. Статистический метод и метод анализа применялись при обработке количественных показателей для составления таблиц, характеризующих деятельность студенческих отрядов Красноярского края.

Комплексное применение перечисленных методов обеспечило научность процесса изучения исследуемого вопроса.

Результаты исследований и их обсуждение. Развитие движения студенческих строительных отрядов поставило острую необходимость их организованного объединения и обозначило потребность создания системы нормативно-правового регулирования их деятельности. В 1962 году был принят первый Устав студенческих строительных отрядов, в котором отмечались добровольность формирования и самоуправление сочетания хозяйственной деятельности с идейно-политической работой среди местного населения, строгая сознательная дисциплина и ответственность [9, с. 8].

С 1963 года в студенческих строительных отрядах начала действовать централизованная инженерная служба, основными задачами которой являлись профессиональная подготовка студентов к летним работам, организация обучения их правилам техники безопасности, проведение договорной кампании, обеспечение квалифицированного руководства производственной деятельностью. В это же время появляется медицинская служба, направленная на обеспечение охраны здоровья членов студенческих отрядов и местного населения [9, с. 9].

В начале 1967 года ЦК ВЛКСМ обязал комитеты комсомола улучшить руководство деятельностью студенческих отрядов. С этой целью было решено создать постоянно действующие вузовские, областные, краевые и республиканские штабы студенческих строительных отрядов [2, с. 220].

В учебных заведениях создавали подготовительные штабы по формированию отрядов, оперативное руководство которыми осуществляли районные штабы студенческих строительных отрядов. Всесоюзным студенческим строительным отрядом стал руководить созданный в январе 1967 года Центральный штаб студенческих строительных отрядов при ЦК ВЛКСМ [3, с. 22]. Во исполнение данного предписания в 1967 году в Красноярском крае был создан Красноярский краевой объединенный штаб студенческих строительных отрядов.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 мая 1967 г. «О мерах по улучшению организации и повышению эффективности летних работ студентов» [12, с. 123] установило порядок определения строительных объектов и контингента студентов, направляемых на эти объекты, порядок оплаты труда, проезда к месту работы и обратно. Работа отрядов стала производиться на основе заключения хозяйственных договоров, регламентирующих обязательства студенческих отрядов и принимающих их организаций [9, с. 9].

26 сентября 1967 года Президиум ВЦСПС утвердил типовой договор, регламентирующий работу студенческих отрядов, в соответствии с которым студотряды должны были заключать договора с

хозяйственными организациями на ведение установленного вида строительных работ, закрепляющие права и обязанности каждой стороны [11, с. 79].

Типовой договор представлял собой совокупность элементов организационно-правового и коллективно-правового характера, содержал условия будущего труда членов отряда, устанавливал ответственность сторон за неэффективную подготовку, управление и использование линейного студенческого отряда. На основании типового договора оформлялись документы на ведение работ с конкретными студотрядами, устанавливающие отношения между студенческими отрядами и принимающими их организациями по вопросам финансирования, подготовки, перевозки отрядов к местам дислокации и обратно и условий использования труда их членов.

Позже появился порядок заключения таких договоров, регламентированный Инструкцией о порядке заключения договоров, регистрации и учета студенческих строительных отрядов, которая утверждена постановлением Секретариата ЦК ВЛКСМ от 23 января 1976 года, с изменениями и дополнениями от 3 мая 1977 года [9, с. 12]. Инструкция включала в себя несколько основных требований, во-первых, заключать договор на работы, выполняемые студотрядами, могли только те хозяйственные организации, которые были включены в план формирования студенческих отрядов данной территории, во-вторых, договор на работу студентов мог заключаться только на бланке, предоставленном штабом студотрядов, на территории которого находилась принимающая организация [9, с. 27-28].

3 ноября 1969 года бюро ЦК ВЛКСМ своим решением утвердило Положение о студенческом строительном отряде и Положение о республиканском, краевом, областном штабе студенческих строительных отрядов. Указанные документы формулировали главные задачи движения студенческих отрядов, определяли их организационную структуру. В Положении о студенческом строительном отряде особо подчеркивалось, что студотряды создаются на принципах добровольности и направляются на стройки для участия в строительстве и проведении агитационно-пропагандистской и культурно-массовой работы [3, с. 22].

Важнейшим вопросом в организации деятельности студенческих строительных отрядов являлся подбор руководящих кадров. В постановление Бюро ЦК ВЛКСМ и коллегии Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 24 марта 1972 года «О дальнейшем совершенствовании деятельности студенческих строительных отрядов» указывалось, что для руководства отрядами необходимо рекомендовать больше молодых коммунистов, комсомольских активистов, аспирантов и преподавателей, имеющих большой опыт общественной работы, неоднократно участвовавших в трудовом семестре [10, с. 199].

В Красноярском краевом штабе студенческих строительных отрядах для внедрения этого постановления в жизнь проводили специальную подготовку командного состава. В 1972 году от общего числа руководителей студенческих строительных отрядов коммунисты составили 36 % в линейных отрядах и 50 % в зональных и районных [6, л. 7]. Из данных таблицы 1 [7] видно, что командный состав студотрядов назначали из числа уже имеющих опыт работы в отрядах, активных участников общественных работ коммунистов и комсомольцев.

Таблица 1

Качественный анализ состава руководителей линейных отрядов, чел.

Категория работников

1974 г. 1981 г.

Показатель Командиры Комиссары Мастера Врачи Командиры Комиссары Мастера Врачи

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Общее количество 150 150 139 100 179 173 92 107

Образование: высшее 44 33 35 30 44 33 18 29

среднеспециальное/незак. высшее 106 117 104 70 135 140 74 78

Партийность: члены КПСС 49 44 15 13 71 54 26 23

члены ВЛКСМ 101 106 102 76 104 119 65 84

б/п - - 7 11 - - - -

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Основная работа в настоящее время: преподаватели вузов 16 3 7 2 44 33 18 29

преподаватели техникумов 10 2 10 - - - - -

аспиранты, научные сотрудники 14 20 5 10 - - - -

студенты вузов 95 102 72 88 114 115 64 70

учащиеся техникумов 15 23 - - 21 25 10 8

работники строительных и хозяйственных организаций - - 45 - - - - -

Участие в общественной работе: выборная партийная и комсомольская работа 125 138 21 34 136 117 39 48

другая общественная работа 25 12 118 66 - - - -

Прошли обучение в школах руководителей отрядов 120 105 56 19 129 110 43 72

Участие в работе ССО: первый раз 20 32 15 33 40 48 31 40

второй раз 107 99 22 45 117 98 44 41

третий раз и более 23 19 102 22 22 27 17 26

Качественно новый этап в организации деятельности студенческих строительных отрядов начался с 1976 года, когда 26 мая ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили постановление «О мерах по дальнейшему улучшению организации летних работ студенческих отрядов» [9, с. 10], в котором признавалось целесообразным привлекать студотряды не только на стройки, но и на предприятия пищевой, рыбной промышленности, в сельское хозяйство и сферу обслуживания, а также содержалось поручение ЦК ВЛКСМ и Минвузу СССР разработать и утвердить по согласованию с ВЦСПС и другими министерствами и ведомствами СССР ряд документов, которые максимально бы учитывали все особенности студенческих строительных отрядов [3, с. 11].

Вскоре было принято новое Положение о студенческом строительном отряде, утвержденное ЦК ВЛКСМ и Минвузом СССР 26/28 апреля 1977 года совместно с ВЦсПс, Минюстом СССР, Минфином СССР, Минздравом СССР и Госкомтрудом СССР [9, с. 10]. Указанное Положение определяло основные организационные принципы и формы деятельности студенческих строительных отрядов, регламентировало их взаимоотношения с хозяйственными организациями, производственную деятельность, идейновоспитательную и общественно-политическую работу в студенческом отряде, освещало основные правила по охране труда в студотрядах, определяло порядок медико-санитарного обслуживания, контроля за питанием и водоснабжением, соблюдением санитарных норм производства и жилищно-бытовыми условиями, рассматривало финансово-хозяйственные вопросы деятельности студенческих отрядов, включая порядок оплаты труда бойцов, руководителей и мастеров, а также оплаты их проезда к месту работы и условия финансовой отчетности в студенческих формированиях [13, с. 137-144].

Согласно Положению о студенческом строительном отряде, последний представляет собой коллектив студентов, добровольно объединившихся для работы в народном хозяйстве. Традиционно деятельностью студенческого строительного отряда руководил штаб отряда в составе командира, комиссара, главного инженера или мастера, медицинского работника, бригадиров и общественного инспектора по охране труда [13, с. 4], однако в структуре Красноярского краевого штаба были свои особенности. Так, в силу большой территории в Красноярском краевом штабе студенческих строительных отрядов была введена ставка заместителя командира краевого студотряда. Для каждого работника краевого штаба была разработана и утверждена специализированная должностная инструкция, отвечающая особенностям функционирования студенческих строительных отрядов в условиях Красноярского края и усовершенствованы формы и методы работы по организации деятельности краевых студотрядов [4, л. 11].

Деятельность студенческих отрядов характеризовалась повторяющимися из года в год организационными циклами, привязанными по времени к учебному процессу. Внутри каждого годичного цикла различали два основных периода - подготовительный и рабочий [9, с. 15].

В подготовительный период в Красноярском крае действовал только краевой штаб студенческих отрядах, подчиняющийся непосредственно центральному штабу студенческих строительных отрядов ЦК ВЛКСМ, он осуществлял всю организационную работу по изучению итогов прошедших трудовых семестров и планировал работу следующего, располагал единой финансово-организационной самостоятельной

структурой. На основе данных, передаваемых в центральный штаб, краевым штабом разрабатывался проект плана формирования Всесоюзного студенческого отряда на следующий год.

Во время подготовительного периода в вузах и техникумах края организовывались периодические выпуски стенных газет и фотомонтажей, посвященных летним работам студентов, постоянно печатались материалы о студенческих отрядах в краевых, партийных и комсомольских, а также многотиражных вузовских газетах. На факультетах оформлялись специальные стенды стройотрядов, где имелись экраны успеваемости будущих бойцов, информация о общественно-политической работе отрядов и уровне его подготовки. Отбор в строительные отряды производился индивидуально штабами отрядов на основании рекомендации комсомольских собраний групп [6, л. 17].

Комплектование отрядов в вузах и техникумах Красноярского края проводилось по принципу: факультет - отряд, группа - бригада. Так, на базе радиотехнического, строительного, электротехнического факультетов в КПИ постоянно действовали отряды «Импульс» для работы в «Связьстрое», отряды строительного направления «Чайка», «Рубин», «Факел», специализированный отряд «Энергия», занимающийся электромонтажными работами, в СТИ на базе лесоинженерного факультета функционировали отряды «Заполярный» и «Полимер» для работы на Игарском и Ново-Енисейском ЛПК [6, л. 17]. Это позволяло студентам ближе познакомиться с будущей специальностью и получить практические навыки в своей профессии.

В рабочий период основной функцией краевого штаба являлась организация труда студентов в составе линейных отрядов, проведение политико-воспитательной работы в отрядах и среди местного населения, контроль за эффективным и правильным использованием труда. Уже после того как линейные отряды формировались и направлялись на места дислокации, они переходили в распоряжение районных или зональных штабов. В рабочий период краевой штаб осуществлял руководство всеми отрядами края именно через такую управленческую систему независимо от места формирования конкретных отрядов.

Одной из главных задач краевого штаба студенческих строительных отрядов было согласование с принимающей организацией бытовых условий, урегулирование вопросов о предоставлении жилья, организации питания и доставки к месту работы и обратно. Для Красноярского края было характерно два пути решения подобных вопросов. Первый из них - использование для проживания студенческих отрядов отдельных лагерей, устраиваемых из палаток или временных сезонных сооружений. Обычно строительством и оборудованием подобных лагерей занимались, заранее направляемые на места будущей дислокаций отрядов квартирьеры. Второй путь - использование для размещения отряда временно пустующих в летнее время зданий школ, училищ и т.д. Предпочтение в размещении студотрядовцев, конечно же, отдавалось капитальным строениям, но ввиду огромной территории Красноярского края и большого разброса мест дислокации отрядов бойцам приходилось размещаться в различных условиях (табл. 2) [8].

Таблица 2

Строения проживания бойцов студенческих строительных отрядов, ед.

Показатель 1969 г. 1970 г. 1971 г. 1972 г. 1974 г.

Жилые дома 37 47 59 110 105

Школы 77 41 43

Клубы 18 24

Палатки 15 24 30 31 26

Вагончики 3 7 5 12 5

Прочие помещения 3 8 19 23

Практика деятельности студенческих строительных отрядов показала, что правильная организация быта, своевременная подготовка лагеря позволяли с первых дней использовать весь коллектив на основных объектах, не отвлекая рабочие руки на обустройство быта и места жительства, и тем самым обеспечивать высокопроизводительный труд на основных объектах в течение всего периода работы [9, с. 36].

Большое внимание в студенческих строительных отрядах уделялось вопросам охраны труда. Краевым штабом составлялся план работ совместно с руководителями учебных заведений и хозяйственных организаций, принимающих студенческие строительные отряды, а также распределялись обязанности по проведению обучения бойцов правилам техники безопасности.

Для более полного контроля за качеством проведения обучения работники краевого штаба закреплялись за вузами и техникумами. Обучение проводилось преподавателями кафедр охраны труда учебных заведений, инженерами по технике безопасности трестов, управлений, комбинатов.

Ответственные за проведение обучения правилам техники безопасности лица назначались специальными приказами учебных заведений и организаций. По окончании лекций у студентов принимались экзамены и выдавались талоны по технике безопасности. Во время прохождения обучения из числа наиболее требовательных и принципиальных студентов назначались общественные инспекторы, в основном это были бригадиры, которые следили за соблюдением правил техники безопасности на местах работы отрядов [1].

Прибывая на место дислокации, студенты дополнительно проходили инструктаж по технике безопасности по 8-часовой программе с оформлением в журнале инструктажа. С журналом члены отряда обращались в отдел кадров принимающей стороны для подготовки приказа о зачислении на работу всего личного состава. Только после оформления такого приказа и инструктажа на рабочем месте бойцы приступали к работе, за исключением людей, работавших с механизмами, эти бойцы проходили специальное обучение и получали удостоверения.

До начала работ краевой штаб студенческих строительных отрядов обеспечивал линейные отряды инструкциями о проведении «Недели техники безопасности», «Дня остановки отрядов», о проведении мероприятий по обеспечению безопасных условий труда [6, л. 35].

Так, например, 29 мая 1972 года было принято постановление Президиума Крайсовпрофа и бюро Красноярского крайкома ВЛКСМ «О мерах по обеспечению безопасного ведения строительных работ строительных отрядов на стройках края», в котором указывалось на обязательное привлечение всей технической инспекции края для контроля за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда. Руководителям организаций и предприятий, комитетов и профсоюзов, принимающих студентов, обязывалось в срок до 16 июня провести мероприятия по технике безопасности и охране труда, проверить состояние машин и механизмов. На руководителей строительных организаций, начальников, главных инженеров и инженеров по технике безопасности объектов, на которых работали студенты, возлагалась персональная ответственность за состояние техники безопасности. Постановление также обязывало ГАИ УВД края обеспечить контроль за автотранспортом, который прямо или косвенно участвовал в перевозке студентов [6, л. 34].

«Неделя техники безопасности» по Красноярскому студенческого строительному отряду традиционно объявлялась постановлением краевого штаба. В ходе проведения такой недели проверялось проведение вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте, правильности оформления журналов по технике безопасности, оформление членов отрядов приказами по организациям; проведение обучения и наличия удостоверений, подтверждающих право работать мотористами, растворобетономешальщиками, монтажниками и т. п.; наличие актов об исправности и безопасности работы на лессах, исправность электроинструмента и правильность его подключения, механизмы и грузозахватные приспособления; наличие у членов отряда спецодежды и индивидуальных средств защиты; соблюдение бойцами отрядов правил техники безопасности; оформление уголков техники безопасности [6, л. 35].

В августе согласно приказам центрального и краевого штабов студенческих отрядов во всех линейных отрядах традиционно проводился «День остановки отряда» с целью проверки состояния техники безопасности на рабочих местах, выявления и устранения имеющихся недостатков, создания безопасных условий труда, проверки наличия и исправности механизмов, оформления уголков техники безопасности, наличия предупредительных надписей и записей в журналах по технике безопасности. Бойцы проходили повторный инструктаж, который фиксировался в журналах по технике безопасности. После устранения всех недостатков, если таковые имелись, бойцы приступали к работе [6, л. 38].

Для медико-санитарного контроля за здоровьем членов отряда, оказания им необходимой лечебнопрофилактической помощи в состав отряда включался медицинский работник. В зависимости от численности отряда возможны были два варианта оформления медицинского работника на работу. Во-первых, медицинский работник мог быть принят временно на имеющуюся штатную должность в местный орган здравоохранения с привлечением к обеспечению лечебно-профилактической помощи населению. При этом врач, привлекаемый для медицинского обслуживания крупных отрядов, зачислялся на / ставки вакантной штатной должности с сохранением заработной платы по месту основной работы. Во-вторых, в отрядах небольшой численности медицинский работник мог быть зачислен в организацию, принимающую отряд, на общих основаниях вместе со всеми членами отряда. При этом он выполнял свои медицинские обязанности в отряде по специальному графику, который составлялся с учетом обязанностей медработника по контролю за санитарным состоянием лагеря, пищеблока и состоянием здоровья членов отряда.

Заработная плата начислялась ему на общих основаниях. В остальное время он трудился на объектах как рядовой работник [9, с. 57-58]. В работе медицинской службы студенческих отрядов Красноярского края успешно сочетались оба этих способа организации труда медицинских работников.

Медицинская подготовка и медико-санитарное обеспечение заключалось в проведении медицинских осмотров студентов и их отборе в отряды, профилактических прививок, обеспечении отрядов медикаментами и инструментарием, методической и научно-популярной литературой для проведения санитарно-просветительской работы среди членов отрядов и местного населения, подготовке санинструкторов, квартирьеров и поваров [2, с. 94]. Обучение медицинских работников студенческих отрядов проводилось по 50-часовой программе, после чего медработники сдавали экзамены и получали комсомольские путевки на выезд в студотряды [4, л. 286; 5].

Медицинский осмотр студентов для зачисления в состав отряда проводился органами здравоохранения на основании списка будущих членов отряда, подготовленного комитетами комсомола учебных заведений на базе поликлиник, медсанчастей и медицинских пунктов учебных заведений. В медицинской комиссии обязательно присутствовали терапевт, хирург, невропатолог, отоларинголог, дерматовенеролог, а при необходимости привлекался и более широкий круг специалистов. Существовал перечень медицинских противопоказаний, препятствующих направлению студентов на работу в студенческие строительные отряды [4, л. 287].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По итогам медицинского осмотра и профилактических прививок данные о состоянии здоровья студенческих отрядов заносились в регистрационные журналы. На бойцов студотрядов заполнялся также журнал медицинской подготовки студенческого отряда. Журналы находились у медицинских работников отрядов, а после окончания летних работ сдавались в поликлинику или здравпункт учебных заведений, где хранились до следующего трудового семестра.

Заключение. К середине 1960-х годов резко увеличилась численность Всесоюзного студенческого отряда, в семь раз возрос объем работы, расширилась сфера приложения труда отрядов в народном хозяйстве страны, появились отряды нестроительного профиля. Практика деятельности студотрядов настоятельно требовала расширения и усовершенствования круга вопросов, регламентирующих правовые основы деятельности студенческих строительных отрядов [9, с. 10].

В 1970-е годы движение студенческих строительных отрядов достигло апогея своего развития. Сложились основные и сопровождающие деятельность строительных отрядов службы. Появились основополагающие документы, регламентирующие деятельность студотрядов.

Организационным стержнем стройотрядовского движения была система штабов студенческих отрядов. Эти органы функционировали на правах отделов соответствующих комитетов комсомола - ЦК ВЛКСМ, ЦК республики, крайкома, обкома комсомола и полностью контролировали деятельность студенческих отрядов на всех этапах деятельности. Такая форма организационной структуры облегчала процесс управления студенческими отрядами как в отдельно взятых регионах, так и по всей стране, а также помогала поддерживать связь самых удаленных линейных отрядов с центральным штабом студенческих отрядов ЦК ВЛКСМ.

Подобная система управления обусловлена тем, что перед ВЛКСМ и системой штабов студенческих отрядов ставили не только экономические задачи по обеспечению крупного промышленного строительства трудовыми ресурсами, но и задачи в области молодежной политики, такие, как социализация молодежи, вовлечение ее в экономическую и общественную жизнь страны, подготовка управленческих кадров на базе командного звена студотрядов.

В экономической сфере штабы студотрядов принимали на работу студентов, формировали рабочие бригады в виде студенческих отрядов и направляли их на стройки, а в социальной - организовывали и проводили массовые мероприятия, студенческие слеты, молодежные конференции, съезды членов стройотрядовского движения, занимались агитацией, просвещением и пропагандой здорового образа жизни среди населения на местах дислокации.

Таким образом, в 1960-1970-х годах движение студенческих строительных отрядов не только полностью сформировалось и активно развивалось, но и прочно встало на правовой фундамент, что позволило достичь наивысших социально-экономических результатов.

Литература

1. Анфимов С.А. Охрана труда в студенческих строительных отрядах. - Киев: Вища школа, 1982. - 95 с.

2. Артемьев Е.Ф. Третий семестр: справ. пособие по организации деятельности ССО. - М.: Мол. гвардия, 1979. - С. 220, 291.

3. Безбородов А.Б. Студенческие пятилетки: Вузовская молодежь Москвы на ударных стройках. - М.: Московский рабочий, 1986. - С. 22, 96.

4. ГАКК. Ф. П. 1474. Оп. 19. Д. 53. Л. 11, 286-287.

5. ГАКК. Ф.П. 1474. Оп. 20. Д. 56. Л. 11.

6. ГАКК. Ф.П. 1474. Оп. 21. Д. 140. Л. 6, 17, 34, 35, 38.

7. ГАКК. Ф.П. 1474. Оп. 20. Д. 56. Л. 60; Оп. 26. Д. 113. Л. 23.

8. ГАКК Ф.П. 1474. Оп. 16. Д. 16. Л. 161; Оп. 16. Д. 41. Л. 169; Оп. 17. Д. 40. Л. 257-258; Оп. 19. Д. 53.

Л. 295; Оп. 20. Д. 56. Л. 258.

9. Ермошин Г.Т. Студенческий отряд и хозяйственная организация: правовые вопросы. - М.: Юрид. лит, 1987. - 109 с.

10. Комсомол в вузе / сост. О.Н. Карпухин, И.А. Мостыка. - М.: Молодая гвардия, 1973. - 288 с.

11. Королева Т.М. История движения студенческие отрядов Иркутской области (1960-1980 гг.): дис. ...

канд. ист. наук. - Иркутск, 2006. - 270 с.

12. Справочник партийного работника. - М.: Политиздат, 1977. - 512 с.

13. ССО: стройка, студенты, отряд. - М.: Стройиздат, 1978. - 296 с.

УДК 93/94 О.Ю. Лютых

РЕФОРМЫ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ

В статье дан историографический анализ научной литературы, посвященной экономическим, политическим и социальным реформам в России на рубеже ХХ-ХХ! веков. Автором рассмотрены взгляды ученых на проблему реформирования в России в этот период, а также на отношение населения к политическим и экономическим реформам.

Ключевые слова: реформирование, экономические реформы, политические реформы, социальноэкономическое развитие, историография, новейшая история.

O.Yu. Lyutykh REFORMS IN RUSSIA AT THE TURN OF THE XXth - XXIst CENTURIES

The historiographic analysis of the scientific literature devoted to economic, political and social reforms in Russia at the turn of the ХХ^-ХХШ centuries is given in the article. The scientists’ points of view on reforming problem in Russia in this period, and on the population relation to the political and economic reforms are considered by the author.

Key words: reforming, economic reforms, political reforms, social and economic development, historiography, contemporary history.

Введение. Сегодня, когда наша страна пережила или еще переживает последствия экономического кризиса, актуальным становится вопрос изучения тех негативных явлений и тенденций в нашем обществе, которые оказывают существенное влияние на формирование различных кризисных ситуаций в экономике и политике. Несомненно, что именно в эпоху 90-х гг. ХХ века происходило становление современной экономической и политической системы в стране, поэтому, на наш взгляд, целесообразно проведение комплексного исследования этапов экономических и политических реформ в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

Цель исследований. Историографический анализ литературы, в которой освещается проблема экономических, социальных и политических реформ в России последнего десятилетия ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.