Научная статья на тему 'Организационно-правовые формы бизнеса в различных странах'

Организационно-правовые формы бизнеса в различных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4065
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснопеев А., Леонидова А.И.

Приведены и проанализированы организационно-правовые формы предприятий в различных странах, а также приведены самые распространенные из них в таких странах, как Россия, США и Германия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые формы бизнеса в различных странах»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 334.012.23

А. Краснопеев Научный руководитель - А. И. Леонидова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ БИЗНЕСА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

Приведены и проанализированы организационно-правовые формы предприятий в различных странах, а также приведены самые распространенные из них в таких странах, как Россия, США и Германия.

Выделяется три типичных формы предприятий во всех странах: индивидуальная частная фирма, партнерство, корпорация.

В Российской Федерации существуют следующие организационно-правовые формы предприятий: индивидуальное предприятие (соответствует индивидуальной частной фирме), полное и коммандитное товарищество (соответствует партнерству), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое и закрытое акционерное общество (соответствует корпорации), производственный кооператив, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия [1].

На 1 марта 2011 г. в России имеется 427 полных товарищества, 632 коммандитных товарищества, 3.503.771 общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (подавляющим большинством являются ООО), 192.756 открытых и закрытых акционерных общества, 21.055 производственных кооперативов, 12.368 унитарных предприятия [2].

Описание перечисленных форм бизнеса в России содержится в Гражданском Кодексе Российской Федерации, Федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О производственных кооперативах».

Стоит рассмотреть специфические формы бизнеса в различных странах, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В России специфической формой можно назвать производственные кооперативы. Производственным кооперативом (артелью) является добровольное объединение граждан на основе членства (не менее 5 участников) для совместной производственной или другой хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и другой продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном участии и объединении его членами имущественных паевых взносов [1].

Рассмотрим специфические формы бизнеса в США и Германии.

В США специфической формой предприятия можно назвать S-корпорацию или маленькую корпорацию (S corporation). Она схожа с ЗАО в России только тем, что у нее лимитированное число акционеров. Имеет несколько характерных черт: должна быть американской (т. е. должна быть основана в США); может выпускать только один тип акций; не может иметь более 100 акционеров [3], которыми могут быть только рези-

денты США; также акционеры - это, как правило, частные лица. Привлекательность S-корпорации заключается в том, что прибыль облагается налогом только как доход акционеров, который они получают после ее распределения (другие виды корпораций подвергаются двойному налогообложению, где помимо уже имеющегося налога на доход акционеров взимается налог на прибыль корпорации) [4].

В Германии же несколько специфических форм предприятий.

Гражданско-правовое общество (Gesellschaft des bürgerlichen Rechts (GbR)) является, по сути, простым товариществом и служит оптимальной формой для объединения двух и более лиц с целью ведения предпринимательской деятельности в небольшом размере или деятельности, относящейся к категории свободных профессий. Оно не имеет права использовать фирменное название (в этом и заключается его отличие от товарищества в России), поэтому оно идентифицируется в гражданско-правовом обороте при помощи имен участников. Обязательства перед его кредиторами исполняются за счет имущества как самого предприятия, так и имущества товарищей, которые несут солидарную ответственность. Гражданско-правовое общество не является юридическим лицом (это еще одно отличие от товарищества в России) и обладает ограниченной правоспособностью, т. е. обладает процессуальной правоспособностью и действует в отношении третьих лиц от имени общества. Минимальный уставной капитал законом не предусмотрен [5]

Партнерство (Partnerschaftsgesellschaft) является организационно-правовой формой, созданной для объединений двух и более лиц свободных профессий. Его аналогом в некоторой степени может быть российский производственный кооператив. Свободной профессией называется самостоятельно практикуемая научная, художественная, писательская, преподавательская, воспитательная или сходная деятельность. К лицам свободных профессий относятся адвокаты, врачи, художники, журналисты, переводчики, архитекторы и другие. Участниками партнерств могут быть только физические лица (в производственном кооперативе могут участвовать юридические лица), относящиеся к лицам свободных профессий. Партнерство не является юридическим лицом (а кооператив является), но как и открытое торговое общество обладает ограниченной правоспособностью. Партнеры несут солидарную ответственность своим имуществом по долгам партнерства [5].

Что же касается самых распространенных организационно-правовых форм предприятий в этих стра-

Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистики»

нах, то в России это общество с ограниченной ответственностью (вместе с ОДО таковых более 3,5 миллионов) [2]. В Германии наиболее распространенной формой тоже является общество с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschrankter Haftung (GmbH)) [5], которое отличается от российского ООО размером минимального уставного капитала - 25000 евро. В США же самой распространенной формой бизнеса является индивидуальная частная фирма (sole proprietorship). Их доля в США - более 70 % [6].

Библиографические ссылки

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. от 07.02.2011) //КонсультантПлюс. URL: http://base.con-sultant.ru/cons/cgi/online. cgi ?req=doc;base =LAW;n=11 0207.

2. Сведения о работе по государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.03.2011 //

Федеральная налоговая служба. URL: http://www. nalog.ru/html/docs/statreg/1ul_0311 .xls.

3. S corporations // IRS.gov. URL: http://www.irs. gov/businesses/small/article/0,,id=98263,00.html.

4. Организационно-правовые формы бизнеса в США //Малый бизнес: бизнес-планы и руководства по открытию своего бизнеса. URL: http://www. openbusiness.ru/html_euro/usa_open1.htm.

5. Виды предприятий в Германии // Rus Business Markt - бизнес иммиграция в Германию. URL: http://www.rusbusinessmarkt.eu/index.php?newsid=28.

6. Индивидуальное предпринимательство. // eYarmarka - бизнес портал и каталог организаций в США. URL: http://www.eyarmarka.com/articles/busi-ness-articles/sole-proprietorship.html.

© Краснопеев А., Леонидова А. И., 2011

УДК 338.2.009.12

Ю. С. Лобанова Научный руководитель - Н. В. Рыбачек Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Конкурентоспособность рассматривается как многоуровневая категория. Выявлены недостатки существующих определений понятия конкурентоспособности предприятия, и с учетом их сформулировано новое определение.

Конкурентоспособность - многогранная экономическая категория, которая во множестве источников трактуется неоднозначно. Это понятие всё чаще становится предметом исследования и анализа. Большое количество публикаций отражает объективную, действительно сложную сущность исследуемого феномена.

Определяющим свойством конкурентоспособности являются многоуровневость этой категории. Одним из первых многоуровневость конкурентоспособности раскрыл М. И. Гельвановский в статье «Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях». По его мнению, «на разных уровнях национальной хозяйственной системы понятие «конкурентоспособность» характеризуется различными критериями, а, следовательно, эта категория должна анализироваться, и оцениваться по-разному». Каждый уровень представляет собой систему взаимосвязанных элементов, которые, в свою очередь, определены подсистемами нижестоящих уровней [1].

Термин «конкурентоспособность» используется применительно и к создаваемой продукции, и к элементам экономических систем, т. е. он может рассматриваться на уровне товара (товарный уровень), предприятия (микроуровень), холдингов, ассоциаций, кластеров или целой отрасли (мезоуровень), а также региона, страны (макроуровень).

Многообразие существующих подходов к определению понятия конкурентоспособности в экономической литературе обусловлено [2]:

- особенностями постановки задач и цели исследования, что приводит автора к необходимости акцентирования своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности;

- особенностями выбора предмета исследования (товар, услуга); субъекта конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство); объекта конкуренции (спрос, рынок, факторы производства); масштаба деятельности (товарные рынки, отраслевые рынки, региональные рынки, межрегиональные рынки, мировые рынки).

Как известно, на рынке конкурируют конкретные субъекты хозяйствования, а не страны. Тем более на современном этапе конкурентные возможности предприятий не ограничиваются национальными рынками. Так как категория «конкурентоспособность предприятия» является практически базовой ячейкой национальной конкурентоспособности в части экономической составляющей, то далее обратимся к определению ее содержания.

В ходе изучения работ по конкурентоспособности было выявлено, что предложенные авторами определения учитывают различные аспекты деятельности предприятия:

- внутреннюю и внешнюю деятельность фирмы (Конно Т., Фигурнов Э. Б., Яшин Н. С.);

- товарную составляющую («European management forum»);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.