УДК 631.115.8:631.6
DOI: 10.31774/2222-1816-2020-1-183-199
Л. А. Воеводина, О. В. Воеводин
Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации, Новочеркасск, Российская Федерация
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КООПЕРАТИВНОГО МЕЛИОРАТИВНОГО ПАРКА
Целью данной статьи явилось раскрытие поэтапного порядка создания сельскохозяйственного потребительского кооператива с функциями мелиоративного парка, в составе которого может быть предусмотрено участие ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения». В ходе анализа правовых документов определена последовательность действий заинтересованных лиц при создании мелиоративного парка типа «браунфилд» с привлечением собственников земель, расположенных в пределах создаваемого мелиоративного парка, на основе организации сельскохозяйственного потребительского обслуживающего сбытового перерабатывающего кооператива. Определены основные положительные аспекты создания кооператива - мелиоративного парка. Среди них: создание объединения малых форм собственности, способного удовлетворить потребности в строительстве новой или реконструкции существующей мелиоративной системы, при использовании которой можно расширить ассортимент выращиваемых культур и наладить их дальнейший сбыт, хранение или переработку; сохранение самостоятельности хозяйств, вступающих в кооператив - мелиоративный парк; возможность участия в кооперативе - мелиоративном парке ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения»; возможность получения бюджетной поддержки; упрощенная система налогообложения. Выводы. В ходе работы было выявлено отсутствие какой-либо информации о наработанном в РФ опыте по организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере оказания услуг по проведению мелиоративных работ, хотя в законе «О сельскохозяйственной кооперации» такая возможность предусмотрена.
Ключевые слова: мелиорация земель; мелиоративный парк; сельскохозяйственный потребительский кооператив; сельскохозяйственные товаропроизводители; субсидия; грант.
L. A. Voyevodina, O. V. Voyevodin
Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems, Novocherkassk, Russian Federation
PROCEDURAL AND INSTITUTIONAL ASPECTS OF CREATING AND FUNCTIONING A COOPERATIVE RECLAMATION PARK
The purpose of this article was to disclose a step-by step procedure for creating an agricultural consumer cooperative with the functions of a reclamation park, which may include the participation of the Federal State Budgetary Institution "Land Reclamation and Agricultural Water Supply Management". In the course of legal documents analysis the sequence of actions of persons concerned was determined when creating a brownfield-type reclamation park with the involvement of owners whose land is located within the reclamation park being
created on the basis of organization of an agricultural consumer servicing distributing processing cooperative. The main positive aspects of creating a cooperative - reclamation park were determined. Among them are the following: the creation of an association of small forms of ownership capable of meeting the demands in constructing a new or reconstructing the existing reclamation system, while using it it's possible to expand the range of cultivated crops and arrange their further sale, storage or processing; maintaining the independence of farms entering a cooperative - reclamation park; the opportunity for FSBI "Land Reclamation and Agricultural Water Supply Management" to participate in a cooperative - reclamation park; the possibility of obtaining budget support; a simplified tax system. Conclusions. The work revealed the absence of any information on the experience gained in the Russian Federation in organizing agricultural consumer cooperatives in the field of providing land reclamation services, although the law "On Agricultural Cooperation" provides such an opportunity.
Key words: land reclamation; reclamation park; agricultural consumer cooperative; agricultural goods producers; subsidy; grant.
Введение. Проблемы водохозяйственного комплекса страны могут быть решены только на основе всестороннего учета инновационных решений как в управленческой [1-3], технологической [4-6], так и в экономической сферах. Одним из инновационных экономических механизмов, способных повысить эффективность в мелиоративной отрасли, является создание мелиоративных парков (МП). В соответствии с «Концепцией создания мелиоративных парков на основе использования механизма государ-ственно-частнoго партнерства», мелиоративный парк - это хозяйствующий субъект, расположенный на мелиорированных землях, обеспеченный необходимыми административно-правовыми основаниями для развития мелиорации земель, производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции (СХП) в России и за рубежом, в т. ч. органической [7].
На основе ранее проведенного исследования [8] была установлена возможность использования такой организационно-правовой формы для МП, как потребительский кооператив.
Целью данной статьи явилось раскрытие поэтапного порядка создания сельскохозяйственного потребительского кооператива с функциями мелиоративного парка, в составе которого может быть предусмотрено участие ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения».
При создании МП типа «браунфилд» [9] (когда сельскохозяйствен-
ные земли уже имеют владельцев, которые желают провести реконструкцию имеющихся на их территории мелиоративных систем (МС) либо осуществить расширение имеющихся МС) может быть использована организационно-правовая форма потребительского кооператива. Привлекательным для сельскохозяйственных товаропроизводителей (СХТП) может выглядеть то обстоятельство, что при организации потребительского кооператива вступающие в него хозяйства не лишаются своей самостоятельности, а само создание происходит для реализации задачи, в решении которой заинтересовано сообщество членов кооператива.
Ввиду того, что МП является структурой, специфичной для сельскохозяйственной отрасли, для создания и регулирования его работы возможно использование федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» [10]. В данном законе подробно прописаны основные понятия, принципы создания и функционирования, особенности производственных и потребительских кооперативов, а также их объединений, правомочия, взаимоотношения между кооперативами и государством; порядок образования кооператива, сведения, отображаемые в уставе кооператива, вопросы членства в кооперативе; структура органов управления кооперативом, имущественные аспекты, основы деятельности кооператива, порядок реорганизации и ликвидации кооператива.
Статья 4 Федерального закона 193-ФЗ раскрывает понятие сельскохозяйственного потребительского кооператива (СПоК), которым признается «...сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива» [10].
В первую очередь лица, заинтересованные в создании кооператива -МП, должны определить вид деятельности и цель, для достижения которой такой кооператив создается.
Согласно ст. 4 Федерального закона 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», «...потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, растениеводческие, животноводческие и иные кооперативы» [10]. Если члены кооператива определили несколько видов деятельности, например сбыт продукции и оказание услуг по проведению работ, востребованных членами кооператива, в т. ч. механизированных, агрохимических, мелиоративных, транспортных, ремонтных, строительных и др., то в названии кооператива может быть несколько указаний на вид его деятельности. Например, обслуживающий сбытовой потребительский сельскохозяйственный кооператив может осуществлять деятельность, связанную с оказанием услуг по проведению мелиоративных работ, необходимых работ для членов кооператива, а также услуг по сбыту СХП, произведенной членами кооператива.
На основании ст. 13 Федерального закона 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» членами потребительского кооператива могут быть граждане и юридические лица, которые не являются СХТП, но оказывают услуги потребительским кооперативам или СХТП, если это закреплено в уставе кооператива. «... Число таких членов кооператива не должно превышать 20 процентов от суммарного числа членов кооператива - сельскохозяйственных товаропроизводителей и членов кооператива - граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» [10]. Также на основании п. 4 ст. 24 Федерального закона РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» «.бюджетное учреждение может быть учредителем или участником других юридических лиц в том случае, если такое участие соответствует целям, определенным его уставом» [11, 12]. Следовательно, ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения» может являться членом потребительского сельскохозяйствен-
ного обслуживающего кооператива при соблюдении нескольких условий. В числе таких условий: 1) цель создания кооператива - МП созвучна цели деятельности ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения»; 2) устав ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения» допускает участие в кооперативной деятельности; 3) общее количество членов кооператива - МП равняется минимум пяти, причем четверо из них являются СХТП, а пятый -ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения», если учитывать 20% ограничение по числу членов кооператива, не являющихся СХТП.
Например, целью деятельности ФГБУ «Управление «Алтайме-лиоводхоз» является «.создание необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем, переданных Учреждению в оперативное управление, реализации федеральных целевых программ на территории Российской Федерации» [13]. Цель деятельности кооператива - МП может быть сформулирована аналогично.
Следует отметить, что «обязательное участие в хозяйственной деятельности потребительского кооператива» членов кооператива достигается через предоставление кооперативу произведенной ими СХП для ее сбыта, переработки или хранения, а также получение услуг, необходимых для производства СХП. Как сказано в разъяснениях государственного казенного учреждения «Ставропольский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр», «сельскохозяйственный потребительский кооператив не занимается сельскохозяйственным производством, а только
оказывает услуги членам. Члены кооператива не работают в кооперативе. Каждый из них работает в своем хозяйстве и получает от кооператива услуги. Члены кооператива получают доход от ... предоставленных кооперативом услуг по более низким ценам» [14]. Для кооператива - МП это означает, что он оказывает своим членам услуги, связанные в том числе с мелиоративными работами, которые могут также включать и работы, связанные со строительством, реконструкцией МС. Предполагается, что в кооперативе - МП члены кооператива будут получать услуги, связанные с мелиоративными работами, по более низким ценам, что может быть достигнуто за счет использования более экономичных инновационных разработок и субсидий, предусмотренных для СХТП (получение их требует своевременного оформления документов, которое СХТП может выполнить с помощью специалистов МП), кроме того, если кооператив - МП будет, например, сбытовым, то и услуги по сбыту СХП.
Взаимоотношения между кооперативом и его членами строятся исходя из его особенностей как некоммерческой организации. По действующему законодательству эти взаимоотношения могут строиться на основе договора купли-продажи, договора комиссии, договора поручения и др. [15]. Например, кооператив - МП обязуется по поручению члена кооператива за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет члена кооператива. Основной особенностью договора комиссии является то, что при отгрузке продукции кооперативу (комиссионеру) от члена кооператива (комитента) право собственности на нее к кооперативу не переходит, а остается за членом кооператива.
Солидарная ответственность членов кооператива - МП проявляется в том, что кооператив - МП оказывает услуги членам кооператива - МП по более низким ценам, а со стороны членов кооператива - МП выполняется обязательство использовать услуги, оказываемые кооперативом - МП. Таким образом, кооператив - МП может собрать в единый объемный заказ
потребности определенного числа СХТП, желающих получить услуги по мелиоративным работам, и предоставить им такие услуги за счет большего объема по меньшей цене.
Согласно п. 11 ст. 4 Федерального закона № 193-ФЗ [10] «потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При этом юридическое лицо, являющееся членом кооператива, имеет один голос при принятии решений общим собранием» [10]. Ограничений по доле в составе учредителей юридических лиц в уставном капитале кооператива не предусмотрено. В случае участия в кооперативе - МП ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения» общее количество членов кооператива - МП должно быть равным минимум пяти. Так как ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения» является юридическим лицом, то в состав членов кооператива - МП должно входить минимум еще одно юридическое лицо и минимум три гражданина, которые являются СХТП. Для получения грантов кооператив должен объединять не менее 10 СХТП на правах членов кооперативов. Таким образом, кооператив - МП кроме ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения» должен насчитывать минимум 10 СХТП, чтобы иметь возможность получать бюджетную поддержку в виде грантов.
Потребительский кооператив может применять систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход или упрощенную систему налогообложения [16].
Согласно закону «О сельскохозяйственной кооперации» создание потребительского кооператива - МП может происходить согласно порядку, описанному в ст. 8 [10] (таблица 1).
Следует отметить, что согласно ст. 7 Федерального закона № 193-ФЗ, «.государство стимулирует создание и поддерживает деятельность ко-
оперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение» [10]. Следовательно, кооператив - МП может рассчитывать на поддержку при строительстве МС.
Таблица 1 - Порядок создания потребительского кооператива -мелиоративного парка
Актор Необходимое действие
Граждане и юридические лица Изъявляют желание создать кооператив - МП, проводят информационно-консультационную работу в пределах потенциальной территории действия кооператива, формируют организационный комитет
Организационный комитет Подготавливает технико-экономическое обоснование (бизнес-план) проекта производственно-экономической деятельности кооператива - МП, включающего размер паевого фонда кооператива - МП и источники его образования. Подготавливает проект устава кооператива - МП. Принимает заявления о вступлении в члены кооператива -МП, в которых должно быть отражено согласие участвовать в производственной либо иной хозяйственной деятельности кооператива - МП и соблюдать требования устава кооператива. Подготавливает и проводит общее организационное собрание членов кооператива - МП. Имеет право установить размеры вступительных членских взносов в целях покрытия организационных расходов на образование кооператива с отчетом об их использовании на общем собрании членов кооператива
Общее организационное собрание членов кооператива (МП) Принимает решение о приеме в члены кооператива - МП. Утверждает устав кооператива - МП. Избирает органы управления кооперативом - МП: правление и наблюдательный совет. Кооператив - МП подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц. Кооператив - МП считается созданным с момента его государственной регистрации
В «Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года» [17] подчеркивается, что развитие действующих СПоК имеет место прежде всего в тех регионах страны, органы власти которых оказывают заметную финансово-экономическую поддержку кооперативам - в форме
финансирования их капитальных затрат или возмещения уже понесенных затрат. Такие значимые меры поддержки СПоК существуют в Липецкой, Астраханской и Тюменской областях, Красноярском крае. Опыт данных регионов свидетельствует о том, что такая поддержка в сочетании с контролем ее использования дает долгосрочный эффект, поскольку капитальные затраты кооператив осуществляет однократно, а деятельность, основанную в том числе на эксплуатации созданной материальной базы, ведет на протяжении многих лет.
В Ростовской области меры поддержки СПоК предусмотрены в рамках Постановления Правительства Ростовской области от 27 марта 2014 г. № 198 «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере растениеводства» (с изменениями на 10 декабря
2014 г.), Постановления Правительства Ростовской области от 26 марта
2015 г. № 209 «О порядке предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы», областного закона от 20 декабря 2018 г. «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [18-21].
Так, в областном законе Ростовской области от 20 декабря 2018 г. «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» отмечено несколько позиций, где непосредственно упоминается понятие «сельскохозяйственный потребительский кооператив» либо «организация потребительской кооперации»: ст. 7, п. 1, подп. 1, 3, 6, 15, 18, 24. В основном субсидии для «сельскохозяйственных потребительских кооперативов» либо «организаций потребительской кооперации» предусмотрены в рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного ком-
плекса» государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Поддержка в рамках этой программы направлена на помощь организациям, осуществляющим деятельность, связанную с закупкой, хранением, переработкой СХП, и деятельность в пищевой и перерабатывающей промышленности. Один из подпунктов касается содействия «.. .достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса». Всего в подпрограмме «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» 31 целевой показатель, среди которых «.количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших грантовую поддержку для развития материально-технической базы» и «.прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку, к году, предшествующему году предоставления субсидии», где напрямую упоминается СПоК.
Грантовая поддержка из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на развитие материально-технической базы СПоК предусмотрена с 2017 г. Она направлена на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса [22]. Максимальный размер гранта составляет 70 млн руб., но не более 60 % затрат. Кроме того, с 2018 г. субъектам РФ предоставлено право возмещать до 20 % затрат собственных средств СПоК из средств бюджета субъекта РФ. Получение грантов происходит на конкурсной основе [22].
Следует отметить, что с 2018 г. субъекты РФ имеют право самостоятельно определять направление деятельности кооператива, по которому может быть предусмотрена возможность получения гранта, т. е. в случае
заинтересованности органов власти субъекта РФ в поддержке кооперативов, в деятельности которых предусмотрено проведение мелиоративных работ, такое направление может быть внесено в законодательные документы субъекта РФ. В Ростовской области такая заинтересованность органов власти в вопросах мелиорации земель прослеживается в «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года» [23], а также в подпрограмме «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [21]. Так, в «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года» в качестве одной из приоритетных задач отмечена «комплексная агролесомелиорация сельскохозяйственных земель», которая предусматривает кроме мероприятий по администрированию текущего состояния лесных насаждений и восстановлению и развитию ирригационных систем также создание МП.
На основе проведенного исследования было выявлено, что положительными аспектами создания МП на основе СПоК являются:
- создание объединения нескольких малых предприятий и даже граждан, которые могут через кооперативную организацию удовлетворить свои потребности в создании новой или реконструкции существующей МС. Она обеспечит им конкурентные преимущества через оптимизацию водного режима выращиваемых сельскохозяйственных культур, способствующего получению более высоких урожаев высокого качества;
- при организации кооператива вступающие в него хозяйства не лишаются своей самостоятельности, а само создание происходит для реализации задачи, в решении которой заинтересовано сообщество членов кооператива;
- возможность участия в кооперативе - МП ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения»;
- возможность получения поддержки из бюджетов разных уровней в форме субсидий, грантов, бюджетных кредитов и финансирования;
- потребительский кооператив может применять систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход или упрощенную систему налогообложения;
- государственная поддержка СПоК предусмотрена прежде всего для деятельности кооперативов, связанной с хранением и дальнейшей переработкой СХП. Деятельность по проведению мелиоративных работ СПоК заявлена в законе «О сельскохозяйственной кооперации», однако прямой государственной поддержки в этой части пока не предусмотрено. В то же время в случае организации обслуживающего сбытового перерабатывающего сельскохозяйственного кооператива он может получать государственную поддержку в части деятельности, связанной со сбытом и переработкой продукции. Тем более что зачастую именно проблемы СХТП со сбытом продукции сдерживают применение орошения и расширение орошаемых площадей. Таким образом, поддержка кооперативов в их деятельности по сбыту, хранению и переработке СХП может способствовать повышению эффективности использования сельскохозяйственных земель, в т. ч. и за счет мелиорации.
Выводы. В результате проведенного исследования рассмотрен порядок создания сельскохозяйственного потребительского кооператива с функциями мелиоративного парка, в составе которого может быть предусмотрено участие ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения». В ходе анализа правовых документов определена последовательность действий заинтересованных лиц при создании мелиоративного парка типа «браунфилд» с привлечением собственников земель, расположенных в пределах создаваемого мелиоративного парка, на основе организации сельскохозяйственного потребительского обслуживающего сбытового перерабатывающего кооператива. Определены основ-
ные положительные аспекты создания кооператива - мелиоративного парка, среди которых: организация объединения малых форм собственности, способного удовлетворить свои потребности в строительстве новой или реконструкции существующей мелиоративной системы; сохранение самостоятельности хозяйств, вступающих в кооператив - мелиоративный парк; возможность участия в кооперативе - мелиоративном парке ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения»; возможность получения бюджетной поддержки; упрощенная система налогообложения. Создание обслуживающего сбытового перерабатывающего сельскохозяйственного кооператива через стимулирование деятельности по хранению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции может способствовать повышению эффективности использования сельскохозяйственных земель, в т. ч. и за счет мелиорации. В ходе работы было выявлено отсутствие какой-либо информации о наработанном в РФ опыте по организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере оказания услуг по проведению мелиоративных работ, хотя в законе «О сельскохозяйственной кооперации» такая возможность предусмотрена.
Список использованных источников
1 Васильев, С. М. Регулирование управленческих процессов в структурированных проблемных ситуациях АПК / С. М. Васильев, Ю. Е. Домашенко // Вестник российской сельскохозяйственной науки. - 2016. - № 4. - С. 12-13.
2 Щедрин, В. Н. Концептуально-методологические принципы (основы) стратегии развития мелиорации как национального достояния России / В. Н. Щедрин, С. М. Васильев // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации [Электронный ресурс]. - 2019. - № 1(33). - С. 1-11. - Режим доступа: http:rosniipm-8ш.гц/агсЫуе?п=584&1ё=585. - Б01: 10.31774/2222-1816-2019-1-1-11.
3 Щедрин, В. Н. Стратегические направления развития мелиоративного сектора в АПК / В. Н. Щедрин, С. М. Васильев // Стратегическое направление развития АПК стран СНГ: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. - Краснообск: СФНЦА РАН, 2017. - С. 167-169.
4 Щедрин, В. Н. Методологические основы проектирования самонапорных систем капельного орошения / В. Н. Щедрин, А. С. Штанько, В. Н. Шкура // Мелиорация и водное хозяйство. - 2018. - № 2. - С. 36-42.
5 Штанько, А. С. Энергоэффективные оросительные системы / А. С. Штанько // Пути повышения эффективности орошаемого земледелия. - 2015. - № 4(60). - С. 11-15.
6 Домашенко, Ю. Е. Ресурсосберегающие технологии по подготовке животноводческих стоков для орошения сельскохозяйственных культур / Ю. Е. Домашенко,
С. М. Васильев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. - 2015. - № 106. -С. 568-579. - Режим доступа: http:ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/35.pdf.
7 Провести исследования и разработать концепцию создания мелиоративных парков на основе использования механизма государственно-частного партнерства: отчет о НИР (заключ): 2.1.5.2 / ФГБНУ «РосНИИПМ»; рук.: Щедрин В. Н. - Новочеркасск, 2018. - 193 с. - Исполн.: Щедрин В. Н. [и др.]. - Рег. № НИОКТР АААА-А18-118041990072-2. - Рег. № ИКРБС АААА-Б18-218122090035-1.
8 Воеводина, Л. А. Основание для использования кооперативной формы организации в мелиоративном парке / Л. А. Воеводина // Пути повышения эффективности орошаемого земледелия. - 2019. - № 1(73). - С. 254-259.
9 Воеводина, Л. А. Государственно-частное партнерство - инструмент для развития мелиоративных парков / Л. А. Воеводина, Л. Н. Медведева // Региональная экономика. Юг России. - 2019. - Т. 7, № 2. - С. 135-145.
10 О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ // Гарант Эксперт 2019 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2019.
11 О некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Гарант Эксперт 2019 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2019.
12 Кадыров, Ф. Н. Право государственных (муниципальных) учреждений выступать учредителями других юридических лиц / Ф. Н. Кадыров // Менеджер здравоохранения. - 2012. - № 10. - С. 70-73.
13 ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз». Устав [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https:edu2you.ru/place/31512, 2019.
14 Государственное казенное учреждение «Ставропольский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр». Вопросы, возникающие в процессе создания и деятельности кооперативов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.stav-ikc.ru/index.php/dok-kooperation/2167-voprosy-voznikayushchie-v-protsesse-sozdaniya-i-deyatelnosti-kooperativov, 2019.
15 Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2): Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 3 июля 2019 г.) // Гарант Эксперт 2019 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2019.
16 Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2): Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 1 сентября 2019 г.) // Гарант Эксперт 2019 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2019.
17 Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов. Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:lenexpo.ru/sites/default/files/6/36/73636/web_agro_concept.pdf, 2019.
18 О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере растениеводства: Постановление Правительства Ростовской области от 27 марта 2014 г. № 198 (с изменениями на 10 декабря 2014 г.) // Гарант Эксперт 2019 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2019.
19 О порядке предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы: Постановление Правительства Ростовской области от 26 марта 2015 г. № 209 // Гарант Эксперт 2019 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2019.
20 Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: закон Ростовской области от 25 декабря 2018 г. № 70-ЗС // Гарант Эксперт 2019 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2019.
21 Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия»: Постановление Правительства Ростовской области от 17 октября 2018 г. № 652 // Гарант Эксперт 2019 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2019.
22 Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:bp.mcx.ru/files/AgriculturalConsumerCooperative/RegulatoryAndLegalFramework/Gran tySPoK.pdf, 2019.
23 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года: Постановление Правительства Ростовской области от 26 декабря 2018 г. № 864 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:don2030.mineco-nomlkiro.ru/docs/STRATEG_R0_2030_26dec2018.pdf, 2019.
References
1 Vasiliev S.M., Domashenko Yu.E., 2016. Regulirovanie upravlemcheskikhprotsessov v strukturirivannykh problemnykh situatsiyakh APK [Regulating managerial processes in struc-turized problematic situations of agro-industrial complexes]. Vestnik rossiyskoy sel'skokho-zyaystvennoy nauki [Bull. of Russian Agricultural Science], no. 4, pp. 12-13. (In Russian).
2 Schedrin V.N., Vasiliev S.M., 2019. [Conceptual and methodological principles (fundamentals) of the development strategy for land reclamation as a national treasure of Russia]. Nauchnyy Zhurnal Rossiyskogo NII Problem Melioratsii, no. 1(33), pp. 1-11, available: http:rosniipm-sm.ru/archive?n=584&id=585, DOI: 10.31774/2222-1816-20191-1-11. (In Russian).
3 Schedrin V.N., Vasiliev S.M., 2017. Strategicheskie napravleniya razvitiya meliora-tivnogo sektora v APK [Strategic directions of development an reclamation sector in the agricultural sector]. Strategicheskoe napravlenie razvitiya APK stran SNG: materialy XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Strategic Direction of Development of the Agricultural Sector of the CIS Countries: Proc. of the XVI International Scientific-Practical Conference]. Krasnoobsk, SFSCA RAS Publ., pp. 167-169. (In Russian).
4 Shchedrin V.N., Shtan'ko A.S., Shkura V.N., 2018. Metodologicheskie osnovy proektirovaniya samonapornykh sistem kapel'nogo orosheniya [Methodological basis of design of gravity drip systems]. Melioratsiya i vodnoe khozyaystvo [Irrigation and Water Management], no. 2, pp. 36-42. (In Russian).
5 Shtan'ko A.S., 2015. Energoeffektivnye orositel'nye sistemy [Energy-efficient irrigation systems]. Putipovysheniya effektivnosty oroshayemogo zemledeliya [Ways of Increasing the Efficiency of Irrigated Agriculture], no. 4(60), pp. 11-15. (In Russian).
6 Domashenko Yu.E., Vasiliev S.M., 2015. Resursosberegayushchie tekhnologii po podgotovke zhivotnovodcheskikh stokov dlya orosheniya sel'skokhozyaystvennykh kul'tur [Resource-saving technologies for the preparation of livestock wastewater for irrigation of agricultural crops]. Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta [Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University], no. 106, pp. 568-579, available: http:ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/35.pdf. (In Russian).
7 Shchedrin V.N., 2018. Provesti issledovaniya i razrabotat' kontseptsiyu sozdaniya meliorativnykh parkov na osnove ispol'zovaniya mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Otchet o NIR (zaklyuch.): 2.1.5.2 [To conduct research and develop a concept for the creation of reclamation parks based on the use of public-private partnership: Research Report (Final): 2.1.5.2]. Novocherkassk, 193 p. (In Russian).
8 Voevodina L.A., 2019. Osnovanie dlya ispol'zovaniya kooperativnoy formy organi-zatsii v meliorativnom parke [The basis for using the cooperative form of organization in the reclamation park]. Puti povysheniya effektivnosty oroshayemogo zemledeliya [Ways of Increasing the Efficiency of Irrigated Agriculture], no. 1(73), pp. 254-259. (In Russian).
9 Voevodina L.A., Medvedeva L.N., 2019. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo -istrument dlya razvitiya meliorativnykh parkov [Public-private partnership - a tool for the development of reclamation parks]. Regional'naya ekonomika. YugRossii. [Regional Economy. South of Russia], vol. 7, no. 2, pp. 135-145. (In Russian).
10 O sel'skokhozyaystvennoy kooperatsii [On Agricultural Cooperation]. Federal Law of Russian Federation of 8 December, 1995, no. 193-FZ, 2019. (In Russian).
11 O nekommercheskikh organizatsiyakh [On Non-Profit Organizations]. Federal Law of the Russian Federation of 12 January, 1996, no. 7-FZ, 2019. (In Russian).
12 Kadyrov F.N., 2012. Pravo gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniy vystupat' uchreditelyami drugikh yuridicheskikh lits [The right of state (municipal) institutions to act as founders of other legal entities]. Menedzher zdravookhraneniya [Health Care Manager], no. 10, pp. 70-73. (In Russian).
13 Ustav FGBU "Upravlenie "Altaymeliovodkhoz" [Charter FSBI Management Altaymeliovodkhoz], available: https:edu2you.ru/place/31512 [accessed 2019]. (In Russian).
14 Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie "Stavropol'skiy sel'skokhozyaystvennyy informatsionno-konsul'tatsionnyy tsentr". Voprosy, voznikayushchie v protsesse sozdaniya i deyatel'nosti kooperativov [State Public Institution "Stavropol Agricultural Information and Consulting Center". Issues arising in the process of creation and activities of cooperatives], available: http:www.stav-ikc.ru/index.php/dok-kooperation/2167-voprosy-voznikayushchie-v-protsesse-sozdaniya-i-deyatelnosti-kooperativov [accessed 2019]. (In Russian).
15 Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (ch. 2) [Civil Code of the Russian Federation (part 2)]. Federal Law of Russian Federation of 26 January, 1996, no. 14-FZ (as amended on July 3, 2019), 2019. (In Russian).
16 Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (ch. 2) [Tax Code of the Russian Federation (part 2)]. Federal Law of Russian Federation of 5 August, 2000, no. 117-FZ (as amended on September 1, 2019), 2019. (In Russian).
17 Kontseptsiya razvitiya kooperatsii na sele na period do 2020 goda. Pervyy Vse-rossiyskiy s"ezdsel'skikh kooperativov [The Concept for the Development of Cooperation in Rural Areas until 2020'. First All-Russian Congress of Rural Cooperatives], available: http:lenexpo.ru/sites/default/files/6/36/73636/web_agro_concept.pdf [accessed 2019]. (In Russian).
18 O gosudarstvennoy podderzhke sel'skokhozyaystvennykh potrebitel'skikh koopera-tivov v sfere rastenievodstva [On State Support in the Field of Development of Agricultural Consumer Cooperative]. Degree of the Government of Rostov Region of 27 March, 2014, no. 198 (as amended on December 10, 2014), 2019. (In Russian).
19 O poryadke predostavleniya grantovoy podderzhki sel'skokhozyaystvennym po-trebitel'skim kooperativam dlya razvitiya material'no-tekhnicheskoy bazy [On the Grant Support to Agricultural Consumer Cooperatives for the Development of the Material and Technical Foundation]. Decree of the Government of the Rostov Region of 26 March, 2015, no. 209, 2019. (In Russian).
20 Ob oblastnom byudzhete na 2019 god i na planovyy period 2020 i 2021 godov [On the Regional Budget for 2019 and for the Planning Period 2020 and 2021]. The Law of Rostov region of 25 December, 2018, no. 70-ZS, 2019. (In Russian).
21 Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rostovskoy oblasti "Razvitie sel'skogo khozyaystva i regulirovanie rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya" [On Approval of the State Program for Rostov region "Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets"]. Decree of the Government of Rostov region of 17 October, 2018, no. 652, 2019. (In Russian).
22 Grantovaya podderzhka sel'skokhozyaystvennykh potrebitel'skikh kooperativov dlya razvitiya material'no-tekhnicheskoy bazy [Grant Support for Agricultural Consumer Cooperatives for the Development of Material and Technical Base], available:
http:bp.mcx.ru/files/AgriculturalConsumerCooperative/RegulatoryAndLegalFramework/Gr antySPoK.pdf [accessed 2019]. (In Russian).
23 Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rostovskoy oblasti na period do 2030 goda [On Approval of the Strategy for Socio-Economic Development of Rostov Region for the Period Until 2030]. Decree of the Government of Rostov region of 26 December, 2018, no. 864, available: http:don2030.mineco-nomikiro.ru/docs/STRA-TEG_R0_2030_26dec2018.pdf [accessed 2019]. (In Russian)._
Воеводина Лидия Анатольевна
Ученая степень: кандидат сельскохозяйственных наук Должность: старший научный сотрудник
Место работы: федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации»
Адрес организации: Баклановский пр-т, 190, г. Новочеркасск, Ростовская область, Российская Федерация, 346421 E-mail: rosniipm@yandex.ru
Voyevodina Lidiya Anatolyevna
Degree: Candidate of Agricultural Sciences Position: Senior Researcher
Affiliation: Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems Affiliation address: Baklanovsky ave., 190, Novocherkassk, Rostov region, Russian Federation, 346421
E-mail: rosniipm@yandex.ru Воеводин Олег Владимирович
Ученая степень: кандидат сельскохозяйственных наук Должность: ведущий научный сотрудник
Место работы: федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации»
Адрес организации: Баклановский пр-т, 190, г. Новочеркасск, Ростовская область, Российская Федерация, 346421 E-mail: rosniipm@yandex.ru
Voyevodin Oleg Vladimirovich Degree: Candidate of Agricultural Sciences Position: Leading Researcher
Affiliation: Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems Affiliation address: Baklanovsky ave., 190, Novocherkassk, Rostov region, Russian Federation, 346421
E-mail: rosniipm@yandex.ru