Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА СССР В ЛЕНИНГРАДЕ В 70-Е ГГ)'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА СССР В ЛЕНИНГРАДЕ В 70-Е ГГ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО / ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО / ТАМОЖЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА РСФСР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колошинская Наталья Викторовна

В статье анализируются некоторые идеологические и организационно-правовые аспекты деятельности созданного в Ленинграде в конце 1960-х гг. Дипломатического агентства МИД СССР. Руководствуясь положениями консульских конвенций, агентство осуществляло контроль за соблюдением консульскими учреждениями, аккредитованными в Ленинграде, советских законов и международно-правовых договоренностей. Из всех зарубежных представительств в городе наиболее трудно выстраивались отношения с Генконсульствами США и Финляндии. Правительства этих стран продолжали использовать свои представительства в интересах идеологического противоборства с СССР, пытаясь всячески маскировать политику «двойных стандартов», прикрываясь миротворческой, гуманитарной и культурной фразеологией. Подчеркиваются особенности переписки агентства с таможенными учреждениями Северо-Запада РСФСР по проблемам соблюдения международно-правовых договоренностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF INTERNATIONAL COOPERATION (ON THE EXAMPLE OF THE FUNCTIONING OF THE DIPLOMATIC AGENCY OF THE USSRIN LENINGRAD IN THE 70S.)

The article analyzes some ideological and organizational and legal aspects of the activities of the Diplomatic Agency of the USSR Ministry of Foreign Affairs established in Leningrad in the late 1960s. Guided by the provisions of the consular conventions, the agency monitored the compliance of consular institutions accredited in Leningrad with Soviet laws and international legal agreements. Of all the foreign representations in the city, relations with the Consulates General of the USA and Finland were the most difficult to build. The governments of these countries continued to use their representations in the interests of ideological confrontation with the USSR, trying in every possible way to mask the policy of “double standards”, hiding behind peacemaking, humanitarian and cultural phraseology. The features of the agency’s correspondence with the customs institutions of the North-West of the RSFSR on the problems of compliance with international legal agreements are emphasized

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА СССР В ЛЕНИНГРАДЕ В 70-Е ГГ)»

УДК 341.8

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА СССР В ЛЕНИНГРАДЕ В 70 -Е ГГ.)

Колошинская Наталья Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой международно-правовых дисциплин, канд. юрид. наук, доцент, e-mail: nata_ivanova_75@ mail.ru

В статье анализируются некоторые идеологические и организационно-правовые аспекты деятельности созданного в Ленинграде в конце 1960-х гг. Дипломатического агентства МИД СССР. Руководствуясь положениями консульских конвенций, агентство осуществляло контроль за соблюдением консульскими учреждениями, аккредитованными в Ленинграде, советских законов и международно-правовых договоренностей. Из всех зарубежных представительств в городе наиболее трудно выстраивались отношения с Генконсульствами США и Финляндии. Правительства этих стран продолжали использовать свои представительства в интересах идеологического противоборства с СССР, пытаясь всячески маскировать политику «двойных стандартов», прикрываясь миротворческой, гуманитарной и культурной фразеологией. Подчеркиваются особенности переписки агентства с таможенными учреждениями Северо-Запада РСФСР по проблемам соблюдения международно-правовых договоренностей

Ключевые слова: международное право; консульское право; дипломатическое агентство; таможенные учреждения Северо-Запада РСФСР

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF INTERNATIONAL COOPERATION (ON THE EXAMPLE OF

THE FUNCTIONING OF THE DIPLOMATIC AGENCY OF THE USSR IN LENINGRAD IN THE 70S.)

Koloshinskaya Natalia V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Department of International Legal Disciplines, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, e-mail: nata_ivanova_75@ mail.ru

The article analyzes some ideological and organizational and legal aspects of the activities of the Diplomatic Agency of the USSR Ministry of Foreign Affairs established in Leningrad in the late 1960s. Guided by the provisions of the consular conventions, the agency monitored the compliance of consular institutions accredited in Leningrad with Soviet laws and international legal agreements. Of all the foreign representations in the city, relations with the Consulates General of the USA and Finland were the most difficult to build. The governments of these countries continued to use their representations in the interests of ideological confrontation with the USSR, trying in every possible way to mask the policy of "double standards", hiding behind peacemaking, humanitarian and cultural phraseology. The features of the agency's correspondence with the customs institutions of the North-West of the RSFSR on the problems of compliance with international legal agreements are emphasized

Keywords: international law; consular law; Diplomatic agency; Department for servicing foreign representative offices accredited in Leningrad

Для цитирования: Колошинская Н.В. Организационно-правовые аспекты международного

сотрудничества (на примере функционирования Дипломатического агентства СССР в Ленинграде в 70-е гг.) // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 2 (82). С. 87-91.

В историографии международного права 60-70-е гг. XX века неслучайно называли эрой дипломатии. Эту эру открыла Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.), подписантом которой стал и Советский Союз. Ключевая цель дипломатического сближения различных государств виделась в создании новой системы отношений между ними, учитывающих сложившуюся политико-правовую, идеологическую и социально-экономическую реальность. Создаваемые на основе взаимного соглашения на территории СССР, в том числе и в Ленинграде, дипломатические представительства зарубежных государств (посольства,

Генконсульства, консульства и др.) не могли в полной мере реализовывать свои полномочия без соответствующих советских государственных органов и их официальных представителей.

В Ленинграде с конца 1960-х гг. функцию поддержки и контроля исполняло Дипломатическое агентство МИД СССР [1]. Свое начало оно брало с 1920 г. как Управление Уполномоченного НКИД РСФСР, переименованного в 1923 г. в Агентство НКИД РСФСР в Северо-Западной губернии и Карельской АССР. В 1930-е гг. Агентство становится Дипломатическим агентством НКИД СССР в Ленинграде, а с конца 1930-х и до весны 1967 г. его

функцию исполнял Отдел по обслуживанию иностранных представительств Исполкома Ленгорсо-вета депутатов трудящихся (в городе в этот период практически отсутствовали консульские учреждения иностранных государств).

Открытие в марте 1967 г. в Ленинграде Дипломатического агентства МИД СССР по решению Совета Министров СССР в составе двух работников в дипломатическом ранге (дипломатический агент и секретарь) и двух технических работников было связано с началом работы первых в послевоенное время Генконсульств ГДР и Финляндии [2]. На Дипагентство правительством была возложена политическая, дипломатическая и организационная работа, связанная с деятельностью иностранных представительств в Ленинграде, а также подбор и учет советских граждан, направляемых на работу в эти представительства.

С началом 1970-х гг. рост иностранных представительств в городе резко увеличился. Уже к лету 1970 г. в Ленинграде, помимо Генконсульств ГДР и Финляндии, действовало консульство Ирана и постоянные представители посольств Болгарии, Венгрии и Польши. Были открыты представительства авиакомпаний ГДР, Польши, Венгрии, Финляндии, Франции и Скандинавской авиакомпании «САС». По решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР планировалось открыть еще несколько Генконсульств: Чехословакии, Кубы, США, Японии, Франции и Швеции. Эти меры влекли за собой значительное увеличение объема работы Дипломатического агентства МИД СССР в Ленинграде. В связи с этим Дипагентство, Ленинградский ОК КПСС в декабре 1970 г. в записке «К вопросу об открытии в Ленинграде Генеральных консульств ряда иностранных государств» просил ЦК КПСС преобразовать Дипагентство в Постоянное Представительство МИД СССР [3]. Предлагалось утвердить его новый штат, создать в Представительстве реферантуры по группам социалистических и капиталистических стран, ввести должности пресс-атташе и атташе по культуре и др. В записке также излагались варианты создания в городе отделения (филиала) Управления по обслуживанию дипкорпуса и специализированного дивизиона милиции (127 единиц) для охраны иностранных консульств и консульских дач. Разработчики данного проекта обращали внимание, что к концу 1972 г. в городе дополнительно будут открыты еще Генконсульства Италии, Голландии и Канады.

Подписанная первым секретарем Ленинградского обкома КПСС (ОК КПСС) Г.В. Романовым «Записка» была тщательно изучена в МИД СССР, КГБ при Совете Министров СССР и ЦК КПСС. Увеличив штат Дипагентства МИД СССР в Ленинграде и усилив ряд других позиций, ЦК сохранил прежнее его название, напомнив о возросшей роли агентства «... в разрешении возникающих вопросов <...> большой внешней политики» [4].

Эти требования ЦК партии полностью соответствовали действительности. По докладу руководителя Дипломатического агентства Г.И. Попова на февраль 1976 г. в Ленинграде находилось уже 11 Генконсульств и 1 консульство, которые насчитывали в своем составе 75 человек с дипломатическими паспортами и 53 человека - со служебными [5].

Только в системе Управления по обслуживанию иностранных представительств, аккредитованных в Ленинграде в 1979 г., работало 230 советских граждан, причем 145 человек непосредственно в иностранных представительствах [6]. Например, в Генконсульстве США работало в числе обслуживающего персонала почти 30 человек, а в ГК Финляндии чуть больше 10 (шоферы, горничные, преподаватели, секретари и др.) [7]. Возросло к концу 1979 г. и количество постоянных сотрудников консульских учреждений в Ленинграде до 295 человек (вместе с членами их семей), что на 10 % было больше данных за 1978 г. [8].

Руководствуясь решениями высших органов страны по внешнеполитическим вопросам, указаниями Ленинградского ОК КПСС, МИД СССР и реализуя положения консульских Конвенций Дипломатическое агентство МИД СССР:

- осуществляло наблюдение за соблюдением персоналом Генконсульств советских законов;

- производило контроль (в рамках разрешительной системы, действующей для иностранных граждан в СССР) за соблюдением сотрудниками Генконсульств порядка передвижения в стране пребывания (консульском округе);

- анализировало и давало политическую оценку характеру деятельности консульских учреждений в Ленинграде;

- вело политическую работу с руководителями консульских учреждений, должностными лицами и членами их семей.

Важнейшими факторами, воздействующими на определение данных направлений деятельности Дипломатического агентства в 1970-е гг., стали не только возросшее противостояние двух военно-политических блоков во главе с США и СССР, но и резкое обострение идеологического противоборства между Востоком и Западом. Со стороны западных сверхдержав, и прежде всего США, в ход пошли идеи превосходства «западного образа жизни» - своего рода квинтэссенция американского (западного) проекта [9, с. 22].

Консульские учреждения капиталистических государств, аккредитованные в Ленинграде, формально руководствовавшиеся базовыми положениями консульских конвенций, на деле были втянуты своими правительствами в эти годы в данное противоборство и в процесс реализации ключевых программ «холодной войны». Для этих целей к концу 70-х гг. в консульствах заметно увеличилось количество «экспертов по советской России». Так, из 17 человек, прибывших в Ленинград в 1979 г., семеро оказались сотрудниками Генконсульства США [10].

Как отмечали сотрудники Дипагентства МИД СССР в Ленинграде, прибывающие в Генконсульства США, Финляндии и консульства других капиталистических стран сотрудники неплохо владели русским языком и имели опыт работы в диппред-ставительствах. Повышенный интерес «специалистов по России» особенно проявлялся к таким группам советской общественности, как руководящие партийные и советские работники, к директорам промышленных предприятий и транспортных организаций, профессорско-преподавательскому составу вузов и членам творческих союзов. Объектами их интереса, как и в предыдущие годы, оставались работники внешнеторговых организаций, сотрудники подразделений внешних сношений различных структур, представители военных организаций. Повышенный интерес проявлялся к лицам, готовящимся к выезду за границу по служебным и личным делам. Особенное внимание стало уделяться лицам, настроенным на эмиграцию (в т.ч. еврейской национальности с сионистскими взглядами).

В эти годы Генконсульства США, Франции, ФРГ и Финляндии расширили практику организации приемов советских граждан на своей территории по различным поводам, в том числе на просмотры кинофильмов. На эти мероприятия все чаще стали приглашаться жители Ленинграда, не входящие в протокольный список, но представляющие указанные выше группы. Укоренялась практика коллективных просмотров кинофильмов на квартирах дипломатов, получения ими отдельных так называемых рекомендаций, советов и экспертных оценок от советских специалистов и т.п.

Резко возросли в эти годы поездки сотрудников Генконсульств США и Финляндии по своим консульским округам. Анализируя данные поездки, Дипагентство МИД СССР в Ленинграде отмечало, что сотрудники Генконсульств по-прежнему подчеркивали факт непризнания Прибалтийских республик, а финские дипломаты стремились всячески расширить свои связи с ними и с их МИД [11]. Генконсульство США только в 1979 г. нотифицировало почти 610 поездок своих сотрудников за границу и по территории СССР. В то же время три поездки не были зарегистрированы вообще, а их попытки были пресечены органами внутренних дел СССР. Что характерно, причинами срыва поездок должностные лица Генконсульства нередко объявляли действия «русской стороны», влияние бюрократической советской системы и т.п.

Работники Дипломатического агентства в своих ежегодных отчетах не раз подчеркивали характерный для западной дипломатии этих лет дуализм в выстраивании международно-правовых отношений с дипломатическими институтами социалистических и развивающихся стран. С одной стороны, они эпатировали «общечеловеческие ценности» западной цивилизации для остального мира, а с другой - всячески пытались разрушить его

культурно-национальную идентичность. Причем, что очень важно, руками самих «коммунистических интеллектуалов». Об этом позже откровенно писал один из таких устроителей Дж. Биллингтон [12, с. 171-178].

Так, с января по сентябрь 1975 г. для изучения передового опыта 432 группы из капиталистических стран (7,2 тыс. человек) при поддержке расположенных в Ленинграде Генконсульств США, Франции, ФРГ, Финляндии и других государств посетили учреждения здравоохранения, образования, предприятия бытового обслуживания и предприятия других отраслей городского хозяйства [13]. Между тем на проходящей в Ленинграде международной выставке «Медицина США» у экспозиции «Кабинет врача» американский референт рассказывала не о новых передовых медицинских технологиях, а о превосходстве американского образа жизни и о различных «лишениях» людей в СССР [14].

В годовые обзоры Дипагентства не раз попадали и сами руководители Генконсульств США, ФРГ, Италии, Финляндии и других стран как организаторы и участники недружественных для советской стороны акций. Так, в 1975 г., находясь в Риге, грубо и нетактично вел себя консул США господин Шиена. В том же стиле несколько морских пехотинцев, несущих охрану Генконсульства США, устроили у памятника В.И. Ленину в детском городском парке Ленинграда «занятие по строевой подготовке» и вели себя вызывающе [15].

Подобные акции не были элементами самодеятельности рядовых сотрудников консульства, они явно нацеливались на дискредитацию советского политического режима. Американские устроители такого рода мероприятий не могли не знать о содержании ст. 28 советско-американской Консульской конвенции, а именно «уважать законы и правила государства пребывания». Ленинградское Дипагентство во всех случаях нарушения данной Конвенции направляло в адрес Генконсульства США ноты протеста.

Чтобы обойти разного рода ограничения, официально установленные нормативными правовыми актами, принятыми совместно советской и другими сторонами, в Генконсульствах США и Финляндии нередко шли на разного рода уловки и комбинации. Так, в 1975 г. американцы пытались устроить в здании Генконсульства прием по случаю открытия в нем библиотеки для свободного посещения ее советскими гражданами. Открытие библиотеки планировалось осуществить самим Послом США в СССР господином Стесселом [16].

Несмотря на имеющиеся официальные разъяснения и материалы руководство Дипагентства все 70-е гг. буквально «заваливалось» перепиской Генконсульств капиталистических стран (США, Финляндии, ФРГ, Италии, Франции и др.) с настойчивыми просьбами о посещении ими Пскова, Мурманска, Сланцев, Гдова, Архангельска, Петрозаводска, Волхова и других городов Северо-Запада

РСФСР, а также приграничных зон территории страны. Не имея такой возможности Генконсульства, как по договоренности, требовали от Дип-агентства разрешения для них подписок на газеты и журналы городов и районов северо-запада страны, пытаясь к тому же всячески расширять (обосновывать) границы своих консульских округов.

С Генконсульством США все 70-е гг. возникали проблемы подготовки и заключения договоров за используемую им служебную и жилую площадь по новым арендным условиям, от производства которых они постоянно уклонялись, следовательно и не оплачивали аренду своевременно.

После принятия в декабре 1978 г. закона СССР «О гражданстве СССР» идеологическая и обличительная риторика в адрес Советского Союза резко усилилась. Заметим, что до этого периода часть процедур, связанная с институтом гражданства в СССР, была действительно закрыта для ознакомления всеми желающими. Достаточно напомнить, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1979 г. «в перечень неопубликованных законодательных актов СССР, утративших силу» было включено 24 документа, начиная с 1923 г. [17]. Особенно острые выпады со стороны западных советологов адресовались положению нового Закона СССР «О гражданстве СССР», который был принят в 1978 г. и введен в действие согласно Указу Президиума ВС СССР от 15 июня 1979 г. «О порядке введения в действие Закона СССР "О гражданстве СССР"», где его утрата обязательно влекла за собой утрату и гражданства союзной республики [18, с. 136]. И это при том, что подобный законодательный акт был одним из либеральных, по сравнению с имеющимися в других странах.

Ленинградское Дипагентство в своих нотах протеста не раз предупреждало консульских сотрудников США, Финляндии, ФРГ, Швеции и других стран о недопустимости антисоветских высказываний и заявлений [19]. Накануне проведения Олимпийских игр (1980 г.), например, практически все мероприятия, организованные Генконсульством США носили откровенный антисоветский характер, были явным вмешательством во внутренние дела Советского государства.

Между тем поведение западных дипломатов и их соотечественников, пребывающих в Ленинграде, нередко подпадало под административные и даже уголовные наказания. Совершались правонарушения и по отношению к этим лицам со стороны советских граждан.

Иностранцы в СССР, все без исключения, по прибытии в страну предупреждались в той или иной форме об ответственности за нарушение советских законов [20, с. 57]. Напоминали им и о недопустимости антисоветской агитации и пропаганды, пропаганды войны, агитации с целью возбуждения расовой и национальной вражды или розни, при всем при том ст. 37 Конституции СССР (1977 г.) гарантировала права и свободы

иностранцев [21, с. 135].

В то же время количество правонарушений со стороны граждан США и Финляндии в Ленинграде в 1970-е гг. не уменьшалось. Так, если в 1974 г. к административной и уголовной ответственности было привлечено 42 финских гражданина, то в 1975 г. уже 84 [22]. В июле 1979 г. Ленинградский областной суд за контрабанду особо ценных предметов искусства и антиквариата осудил граждан Финляндии братьев Хяннинен [23]. Однако подобные правонарушения совершались гражданами Финляндии и впоследствии.

Контрабандной деятельностью занимались в эти годы члены экипажей американских торговых судов (принадлежащих в основном компании «Уотермен Стимшип Корпорейшн»), в связи с чем на более чем 10 моряков были заведены уголовные дела. Дипломатическое агентство МИД СССР в Ленинграде сделало в феврале 1979 г. Генконсулу США официальное представление [24].

В Дипагентстве были хорошо знакомы с некоторыми положениями совместного распоряжения-указания КГБ при Совете Министров СССР и МВД СССР от 6 июля 1970 г. «О повышении уровня работы по борьбе с контрабандой и валютно-спеку-лятивной деятельностью», где приводились конкретные факты, приемы и способы деятельности иностранных спецслужб и их эмиссаров в Ленинграде, использующих контрабандистов и валютчиков в шпионских целях [25]. По данным УВД Леноблгорисполкома только за 1970 г. в Ленинграде были задержаны 74 человека за скупку, продажу и обмен валюты, в том числе у иностранцев [26]. Эти меры советских властей полностью соответствовали требованиям Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1970 г., которые распространялись и на иностранных граждан.

Совершая эти и другие преступления, иностранцы нередко сами становились жертвами преступных элементов. Например, только в 1979 г. в Ленинграде по отношению к ним было совершено почти 80 преступлений. Причем шесть иностранцев совершили их по отношению к другим иностранным гражданам [27]. Дипагентство МИД СССР в Ленинграде не раз обращало внимание консулов на эти факты, подрывающие принципы доверия и взаимопонимания между государствами.

Со второй половины 1970-х гг. резко возрос объем переписки Дипломатического агентства в Ленинграде с иностранными юридическими и частными лицами, касающийся аспектов таможенной деятельности на Северо-Западе РСФСР (дипломатические привилегии и иммунитеты, таможенное оформление, декларирование, таможенный контроль, личный досмотр), в том числе клиранса. Возросло также число обращений (по линии международной почтовой связи) частных компаний и иностранных граждан по различным проблемам, возникающим у их представителей на территории Ленинграда и Ленинградской

области, в том числе по валютным сделкам, незаконному обороту наркотиков, а также произведений искусства, антиквариата и других культурных ценностей.

Подавляющее большинство материалов из этой переписки не имело прямого отношения к работе аппарата представительства. В то же время юридическая служба Дипагенства, пересылая часть этих документов таможенным органам Северо-Западного региона РСФСР, напоминала им о необходимости строгого соблюдения международно-правовых договоренностей, в том числе ст. 13 Конвенции о психотропных веществах (Вена, 1971 г.) [28], а позже и ст. 5 Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 1988 г.) [29].

Дипагенство всячески пыталось уклониться от подобного рода нагрузки, объясняя в отдельных случаях, что оно не выступает арбитром или стороной конфликта, особенно по проблемам миграции, статуса беженцев и репатриации. Советская сторона, и это не раз подчеркивалось в переписке Дипагенства, всегда гарантировала тщательное соблюдение международно-правового принципа поп-ге£оп1етеП (невыдворения) [30]. Подчеркивалась также необходимость соблюдения таможенными учреждениями требований Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г. (Конвенция вступила в силу для Российской Федерации только в середине 1990-х гг. Однако ее общие положения учитывались в деятельности советских таможенных органов. Несмотря на то, что термин «обман таможни» в переписке не употреблялся, именно полное или частичное уклонение от уплаты положенных пошлин и налогов, а также обход запретов и ограничений расценивались, как нарушение советского таможенного законодательства, или обман таможни).

В заключение следует иметь в виду, что деятельность Дипломатического агентства МИД СССР в Ленинграде в 1970-е гг. строилась в строгом соответствии с советскими законами и нормами международного права. Иностранные представительства в Ленинграде были полностью информированы о правовой основе его деятельности, полномочиях и компетенции этого государственного органа. Дипагентство в своей работе не допускало никакой самодеятельности, повседневно осуществляя наблюдение за соблюдением персоналом Генконсульств советских законов.

Увлеченные идеей «крушения коммунизма» в СССР Генконсульства капиталистических стран (США, ФРГ, Швеция, Япония, Финляндия и др.), находящиеся в Ленинграде, на деле постоянно проводили скоординированную политику идеологического противостояния, ослабления идейно-политического единства советского общества. Этим попыткам в те годы давалась вполне реалистичная оценка и принимались соответствующие меры.

Однако, как показало время, они не всегда носили

содержательный, последовательный и наступательный характер.

Библиографический список:

1. История Представительства // Представительство МИД России в Санкт-Петербурге. URL: https:// sankt-peterburg.mid.ru/ru/embassy/about/

2. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (далее -ЦГАИПД СПб). Ф. 24. Оп. 139. Д. 51. Л. 73.

3. Там же. Л. 74, 75, 76.

4. Там же. Ф. 1711. Оп. 7. Д. 28. Л. 3.

5. Там же. Ф. 24. Оп. 165. Д. 8. Л. 140.

6. Там же. Оп. 181. Д. 5. Л. 24.

7. Там же. Оп. 165. Д. 8. Л. 162.

8. Там же. Оп. 181. Д. 5. Л. 33.

9. Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Новые технологии борьбы с российской государственностью. Монография. 2-е изд. М.: Научный эксперт, 2009. 424 с.

10. ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 181. Д. 5. Л. 48.

11. Там же. Л. 50.

12. Биллингтон Д. Россия в поисках себя / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. 224 с.

13. ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 165. Д. 8. Л. 71, 73, 74.

14. Там же. Оп. 137. Д. 14. Л. 156.

15. Там же. Оп. 165. Д. 8. Л. 154. На начало 1976 г. в Генконсульстве США в Ленинграде было зарегистрировано пять морских пехотинцев.

16. Там же. Оп. 181. Д. 5. Л. 27.

17. Отдел архивной информации Информационного Центра Главного Управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области). Ф. 2. Оп. 1. Д. 520. Л. 261-274 об.

18. Варлен-Бевз М.Г. Развитие законодательства о гражданстве на территории СССР (1917-1991 гг.) // Право и жизнь. 1998. № 4. С. 116-141.

19. ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп. 165. Д. 8. Л. 157.

20. Статус иностранцев в СССР. М.: Редакция «Общественные науки и современность», 1984. 101с.

21. Конституция СССР. Политико-правовой комментарий. М.: Издательство юридической литературы, 1982. 150 с.

22. ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп. 165. Д. 8. Л. 162.

23. Там же. Оп. 181. Д. 5. Л. 57, 58.

24. Там же. Л. 53.

25. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 2. Оп. 1. Д. 380. Л. 167, 168, 169.

26. Там же. Ф. 56. Оп. 1. Д. 98. Л. 78.

27. Там же. Д. 124. Л. 153 об.

28. Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинский, А.В. Федоров. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 96-97.

29. Там же. С. 159-162.

30. Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми: Сб. док. / Сост. В.С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.