Научная статья на тему 'Организационно-правовой механизм возврата сельскохозяйственных земель, выбывающих из оборота под воздействием биологических и техногенных факторов'

Организационно-правовой механизм возврата сельскохозяйственных земель, выбывающих из оборота под воздействием биологических и техногенных факторов Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
302
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Зеньков И. В.

В статье рассмотрено влияние существующих технологий горнотехнической рекультивации земель на изменение качественных характеристик плодородного слоя почвы. Выявлена тенденция восстановления сельскохозяйственных земель, разрушаемых открытыми геотехнологиями. Разработан алгоритм, показывающий организационно-правовое взаимодействие заинтересованных в восстановлении земель секторов экономики: предприятий угледобывающей отрасли, производителей сельскохозяйственной продукции, органов государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Зеньков И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовой механизм возврата сельскохозяйственных земель, выбывающих из оборота под воздействием биологических и техногенных факторов»

совместного применения минеральных и торфогуминовых удобрений прибавка была намного выше и составила соответственно 19,4 и 14,6%. Одни минеральные удобрения были менее эффективны. Максимальное накопление микроэлементов в биомассе сои было отмечено в варианте с внесением микроудобрений. Далее идет вариант с совместным внесением ТГУ и минеральных удобрений, за ним вариант ТГУ, а минеральные удобрения (РК) практически не влияли на их поглощение.

Выводы

1. Внесение микроудобрений способствует накоплению соответствующих микроэлементов в биомассе кормовых культур. Величину накопления можно регулировать дозой внесения удобрений, содержащих необходимые элементы.

2. Наибольший эффект на урожай кормовых культур оказывали торфогуминовые удобрения. Те микроэлементы, которые входили в его состав, например, бор поглощался с такой же эффективностью, как и из борных удобрений (борная кислота).

3. Содержащиеся в макроудобрениях тяжелые металлы поглощались удобряемыми культурами, но не превышали ПДК. ТГУ способствовало их иннактивации, судя по накоплению их в биомассе.

Литература

1. Голубкина, Н.А. Перспектива использования селена в растениеводстве / Н.А. Голубкина // Вестн. РАСХН. - 2006. - № 1. - С. 49-55.

2. Ермаков, В.В. Биологическое значение селена / В.В. Ермаков, В.В. Ковальский. - М.: Наука, 1974. -298 с.

3. Торшин, С.П. Обогащение люпина желтого селеном при внесении биселенита натрия / С.П. Торшин, И.Ю. Забродина, Т.С. Машкова // Агрохимия. - 2001. - № 1. - С. 34-43.

4. Ягодин, Б.А. Обеспечение сельскохозяйственного производства микроэлементами / Б.А. Ягодин, Е.А. Крылов // Агрохимия. - 2000. - № 12. - С. 45-52.

5. Эффективность и перспективы применения органо-минеральных удобрений из местного агросырья на почвах Дальнего Востока / В.И. Голов [и др.] // Генетические ресурсы растениеводства Дальнего Востока: сб. науч. тр. - Владивосток: Дальнаука, 2004. - С. 223-230.

6. Минеев, В.Г. Экологические проблемы агрохимии: учеб. пособие / В.Г. Минеев. - М.: Изд-во МГУ, 1988. -285 с.

7. Дюкарев, В.Н. Микроэлементы в торфоземах Приморья / В.Н. Дюкарев, В.Г. Малоглавец, В.И. Озноби-хин // Микроэлементы в антропогенных ландшафтах Дальнего Востока: сб. науч. тр. - Владивосток: ДВНЦ АН СССР 1985. - С. 69-87.

8. Голов, В.И. Экологические проблемы применения удобрений на почвах Дальнего Востока / В.И. Голов // Вестн. ДВО РАН. - 1990. - № 2. - С. 49-57.

----------♦'------------

УДК 351.39(058.9) И.В. Зеньков

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВОЗВРАТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ, ВЫБЫВАЮЩИХ ИЗ ОБОРОТА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ БИОЛОГИЧЕСКИХ И ТЕХНОГЕННЫХ ФАКТОРОВ

В статье рассмотрено влияние существующих технологий горнотехнической рекультивации земель на изменение качественных характеристик плодородного слоя почвы. Выявлена тенденция восстановления сельскохозяйственных земель, разрушаемых открытыми геотехнологиями. Разработан алгоритм, показывающий организационно-правовое взаимодействие заинтересованных в восстановлении земель секторов экономики: предприятий угледобывающей отрасли, производителей сельскохозяйственной продукции, органов государственного управления.

Актуальность проблемы. Основной негативной тенденцией в ротации земельного фонда РФ является сокращение площади сельскохозяйственных угодий под воздействием техногенных и биологических

факторов. Увеличение темпов и масштабов выбытия из хозяйственного оборота земель, начавшееся с советских времен, продолжается и в настоящее время. В РФ за 90-е годы выбыло из сельскохозяйственного оборота 11,5% земель целевого назначения. Не исключением из этого являются центральные районы Красноярского края (рис. 1).

Площадь земель сельскохозяйственн ого назначения, выбывших под воздействием техногенных факторов, %

Структура выбывающих земель, положение к 1975 году

Площадь земель сельскохозяйственного назначения, выбывших под воздействием биологических факторов, %

Суммарная площадь земель сельскохозяйственного назначения,%

Рис. 1. Динамика сокращения сельскохозяйственного земельного фонда Красноярского края в период с 1960 по 2005 г.

Анализ техногенных факторов, связанных с недропользованием. Вместе с тем, важнейшим аспектом негативного техногенного воздействия на окружающую природную среду являются последствия недропользования. В регионах Центральной и Восточной Сибири (Кузбасс, Красноярский край, Иркутская область, Бурятия) производится интенсивная добыча угля открытым способом. В процессе ведения открытых горных работ разрушаются плодородные черноземные почвы. Не исключение из этого земельные ресурсы Канской лесостепи, находящейся в центральных районах Красноярского края. В работах [3-6] установлено, что в почвенном покрове преобладают в лесной части дерново-подзолистые и серые лесные почвы, а в лесостепной ее части - черноземы (табл. 1).

На территории Канской лесостепи расположены крупные объекты недропользования: угольные разрезы «Бородинский», «Переясловский», «Ирбейский», «Канский». В настоящее время на всех без исключения угольных разрезах выполняются работы по горнотехнической рекультивации по воссозданию земель того или иного направления их дальнейшего использования.

Комплекс работ по горнотехнической рекультивации включает основные этапы: снятие почвенного плодородного слоя (ПСП) и создание временных его хранилищ (буртов); погрузка ПСП в транспортные средства; транспортировка ПСП до места его размещения; разравнивание ПСП на поверхности породных отвалов, либо на участках земной поверхности с низким содержанием биогумуса (1 - 2%) и мощностью ПСП 0,1 -

0,15 м [7]. Анализ и исследование содержания гумуса в снятом ПСП показал постоянное его уменьшение по мере выполнения этапов работ по технической рекультивации (рис. 2).

Таблица 1

Структура и основные характеристики почв в Канской лесостепи

Название почв Структура, % Мощность плодородного слоя, м Содержание гумуса, %

Дерново-подзолистые 19 0,2-0,4 3,7-6,9

Серые оподзоленные почвы 26 До 0,3 2,9-4,9

Черноземы оподзоленные 12 До 0,45 до 7,15

Черноземы выщелоченные 12 До 0,7 6,8-7,9

Черноземы обыкновенные 10,5 До 0,42 6,9-7,1

Луговые 6 В среднем 0,78 14,6

Лугово-черноземные 6 0,48-0,6 8,6-11

Другие виды 8,5 В среднем 0,35 В среднем 4,6

2-й ЭТАП 3-й ЭТАП

1-й ЭТАП ПОГРУЗКА ПСП НАНЕСЕНИЕ И СДАННЫЕ ПОСЛЕ

СНЯТИЕ ПСП МОЩНОЙ ОСНОВНЫМ РАЗРАВНИВАНИЕ ПСП НА РЕКУЛЬТИВАЦИИ

бульдозерной к ОБОРУДОВАНИЕМ ПОВЕРХНОСТИ ОТВАЛОВ ЗЕМЛИ ИМЕЮТ

ТЕХНИКОЙ \ (ЭКСКАВАТОРАМИ N БУЛЬДОЗЕРАМИ N ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЕ

ДЭТ-250, Т-330 ЭКГ-12,5) —ч ДЭТ-250, Т-330 \ НАПРАВЛЕНИЕ

УМЕНЬШЕНИЕ 1/ УМЕНЬШЕНИЕ / УМЕНЬШЕНИЕ / ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ГУМУСА V СОДЕРЖАНИЯ ГУМУСА V СОДЕРЖАНИЯ ГУМУСА С V СОДЕРЖАНИЕ ГУМУСА

С 8-12 % ДО 3-5 % С 1-2 % ДО 0,8-1,5 % ДО 2 %

3-5 % ДО 1-2 %

Рис. 2. Схема, поясняющая уменьшение содержания гумуса в ПСП, в процессе выполнения основных этапов работ по горнотехнической рекультивации

Производство открытых горных работ в процессе угледобычи приводит к нарушению и изъятию ценнейших в сельскохозяйственном отношении земель. По последним данным, только в Кузбассе площадь изъятых земель достигает 100 тыс. га. В Красноярском крае ситуация в угольной отрасли схожая. Суммарный горный отвод под угольные месторождения, разрабатываемые открытым способом, и их инфраструктура достигает порядка 85 тыс. га. Как показывает анализ, темп возврата нарушенных земель в пригодное состояние находится на весьма низком уровне. В условиях рыночной экономики новые владельцы угольных разрезов не стремятся ускорить оборачиваемость земель, задействованных в недропользовании.

Учитывая вышесказанное, обратимся к Земельному праву. В нем в виде комментариев говорится о том, что: «в том виде, в котором они (земли) существуют после окончания горных работ, возврат их в сельскохозяйственный оборот не представляется возможным, поэтому должна предусматриваться рекультивация задействованных земель» [8]. Также в [8] говорится о том, что «на практике возникают ситуации, когда проведение определенного направления рекультивации, в силу различных физико-географических, технических и других обстоятельств, не представляется возможным». Действующим законодательством предусматриваются основные направления рекультивации, в зависимости от дальнейшего целевого использования земель: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, водохозяйственное, строительное, рекреационное, природоохранное, санитарно-оздоровительное.

Анализ сдаваемых земель угольными разрезами после их рекультивации говорит о том, что категория «земли для лесохозяйственного использования» присваивается практически всей площади. Структура сданных земельных угодий на 2005 год по категориям представлена на рис. 3.

Статистический анализ ротации земельного фонда исследуемой территории свидетельствует о том, что ежегодный темп изъятия земель сельскохозяйственного назначения находится на уровне 400 - 500 га. Сопоставляя это обстоятельство со структурой земель, сданных недропользователями, можно сделать вывод о тенденции изменения земельного фонда Красноярского края - происходит замена сельскохозяйственных угодий на земли, имеющие другое хозяйственное направление. Данная тенденция указывает на то, что под действием техногенных факторов значительно сокращается земельный фонд, имеющий большое значение для общества в глобальном понимании - снижается экономическая безопасность страны, связанная с уменьшением удельного веса продуктов питания собственного, отечественного производства в общей структуре продовольственной базы.

Суммарная

площадь сданных земель с

категорией "для

лесохозяйственн

ого

использования"

Суммарная площадь сданных земель с категорией "Для сельскохозяйственного использования"

Рис. 3. Структура земель, сданных угольными разрезами в хозяйственный оборот в центральных районах Красноярского края

Разработка механизма возврата земель в сельскохозяйственный оборот. Для того чтобы перейти к следующему этапу рассуждений, кратко остановимся на подготовительном этапе, дающем начало деятельности предприятию недропользования и некоторых определений с позиции Земельного права, касающихся нашей проблемы исследований.

Процесс недропользования в РФ начинается с оформления горного отвода в установленном законодательством порядке. Под горным отводом понимается геометризованный блок разведанных недр, предназначенный для добычи минерального сырья. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной ему лицензией.

С понятием горного отвода в данном случае тесно связано понятие земельного участка. Земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. Установление границ земельных участков на местности производится в процессе землеустройства, описание и индивидуализация земельных участков - в порядке ведения государственного земельного кадастра. Земельные участки обладают свойством оборотоспособности. Так, например, ст. 129 ГК РФ указывает на то обстоятельство, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте [9]. Этот принцип является важным в создании механизма возврата нарушенных земель.

Изъятие почвенных ресурсов из сельскохозяйственного оборота для целей недропользования предполагает охрану почв. Охрана почв предполагает сложный комплекс мероприятий, который неукоснительно должны выполнять в процессе хозяйственной деятельности все без исключения правообладатели. В составе этих мероприятий ст. 13 Земельного кодекса оговаривает: сохранение почв и их плодородие; рекультивацию нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот; сохранение плодородия почв и их использование при проведении работ, связанных с нарушением земель [10].

Цели охраны почв как важных объектов природы сформулированы в ст. 12 Земельного кодекса РФ. Для усиления охраны сельскохозяйственных угодий издан Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Выполнение этого закона в значительной степени обеспечивается утвержденной правительством РФ целевой программой «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы». Работы по охране земель и почв должны производить ее правообладатели. В нашем случае, это владельцы угольных разрезов. Также в законе оговаривается обстоятельство, что в необходимых случаях на помощь пользователям земли приходит государство, выделяя средства из бюджета, т. к. не всегда возможно осуществить правоохранные меры только за счет субъектов права на землю, особенно когда требуются крупные затраты средств и труда.

Одним из важнейших направлений охраны почв является проведение работ по мелиорации земель. Как указано в ст. 1 Федерального закона «О мелиорации земель», мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий [11]. Проведение работ по мелиорации земель в комплексе с культуртехническими мероприятиями по расчистке земель от древеснокустарниковой растительности и т. п. позволило расширить площади в некоторых индустриальных районах Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорация земель проводится гражданами (физическими лицами) и организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности. Она осуществляется на основе разработанных в установленном порядке проектов, учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.

Учитывая современное ландшафтное состояние, заинтересованность производителей сельскохозяйственной продукции и согласно основных положений Федерального закона, на землях Канской лесостепи перспективным будет считаться культуртехнический вид мелиорации (расчистка земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и иных предметов). Так, благодаря реализации этого направления, в 70-90-е годы в бывшем СССР было вовлечено в оборот несколько миллионов гектаров ранее неиспользуемых земель, а также улучшены конфигурации полей севооборота.

Реализация подобных направлений охраны почв связана со всесторонней поддержкой со стороны государства. Стимулирование охраны земель экономическими средствами направлено на повышение заинтересованности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности. Значимой мерой экономического стимулирования является освобождение от уплаты налога за земельные участки на период, предусмотренный проектом производства работ по восстановлению на них плодородия почв. В качестве стимулирующих мер предусматривается полная или частичная компенсация собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земельных участков произведенных ими затрат на охрану земель, повышение плодородия почв. Компенсация может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов в соответствии с федеральными, региональными и местными целевыми программами.

Вместе с тем, Закон РФ «О недрах» (ст. 22) обязывает недропользователей соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты, регламентирующие условия охраны недр, а также приводить участки земли и другие природные объекты, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования [12]. Земли, предоставленные для открытой угледобычи, подвергаются разрушению. Меняется их качественное состояние, экономическая привлекательность. Как правило, в процессе деятельности угольного разреза земли для разработки месторождения выводятся из сельскохозяйственного оборота поэтапно. Вследствие этого остро встает задача поэтапного возвращения этих земель в хозяйственный оборот. Однако, в том виде, в котором они существуют после окончания горных работ возврат их не представляется возможным [12].

Проанализируем обстоятельство, связанное с получением прав собственности на горный отвод. Получение права пользования горным отводом предполагает возникновение собственности: на объем добываемого угля и снятый в процессе рекультивации плодородный слой почвы (рис. 4). Левая часть схемы оговаривает главный экономический принцип хозяйствующего собственника - получение максимальной прибыли от добытого полезного ископаемого. Правая часть имеет экологический аспект и показывает возможные направления снятого ПСП, находящегося в собственности недропользователя.

Далее перейдем к следующему этапу рассуждений. Социальная ответственность бизнеса, в том числе и касающаяся решения экологических проблем, во всем мире постоянно повышается. В данной ситуации переход на более высокий уровень социальной ответственности собственников угольных разрезов связан с их желанием заниматься восстановлением земельных ресурсов в более масштабном контексте, чем проведение работ по рекультивации, касающихся поверхностей внутренних и внешних отвалов.

Все вышеизложенное в логической последовательности и в единой взаимосвязи послужило основой для разработки механизма взаимодействия трех секторов экономики, напрямую заинтересованных в восстановлении земельных угодий, выбывающих под воздействием биологических и техногенных факторов. Заин-

тересованные стороны в данной ситуации - это собственники угольных разрезов, производители сельскохозяйственной продукции, органы государственного управления.

Рис. 4. Схема, поясняющая возникновение прав на земельный участок и распределение собственности, возникающей при его разработке

Практическая реализация предлагаемого механизма производится поэтапно, в логической последовательности, учитывающей особенности правовых взаимоотношений в условиях хозяйственной деятельности современной России (рис. 5)

На первом этапе выполняется следующий комплекс работ, имеющий организационный и правовой аспекты. Сельскохозяйственные предприятия, хорошо знающие структуру и конфигурацию своих земельных угодий, подают заявки на проведение мелиоративных работ в установленном порядке в органы местного самоуправления. В заявках им необходимо отразить основные показатели и характеристики - площади земельных участков и географическое место их расположения.

Менеджмент угольного разреза обращается в органы местного самоуправления с заявлением о передаче в собственность земельных участков для проведения мелиоративных работ. В заявлении должен содержаться главный показатель - технические возможности предприятия в освоении определенных площадей земельных участков. Одновременно копия заявления делегируется сельхозпроизводителям о реальной площади земель, на которых технически возможно провести в ближайшей перспективе работы по мелиорации. Суммарная площадь земельных участков определяется исходя из объема, снятого ПСП в процессе проведения работ по горнотехнической рекультивации.

Органы местного самоуправления в данной ситуации после рассмотрения заявлений, поступивших от заинтересованных сторон, выступают в роли организатора и координатора работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу указанных в заявлениях земель с привлечением служб земельного кадастра.

При проведении землеустройства производится изучение состояния участков земель, предназначенных в перспективе для культуртехнической мелиорации, с целью получения информации об их количественном и качественном состоянии. Это требует выполнения следующих видов работ: производство геодезических и картографических работ; почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий; оценки качества земель; инвентаризации земель.

Служба земельного кадастра параллельно с осуществлением мер по государственному контролю за использованием и охраной земель организует в установленном порядке выполнение работ по инвентаризации земельных участков, заявленных для мелиорации и созданию фондов распределения земель. Проверяет при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель организации, участ-

вующие во взаимодействии. Применяет к конкретным условиям экономические и другие методы управления земельными ресурсами.

1-й ЭТАП

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ МЕЛИОРАЦИИ

2-й ЭТАП

ОФОРМЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ, ПРЕДНАЗНАЧЕННУЮ ДЛЯ МЕЛИОРАЦИИ

3-й ЭТАП

ПРОВЕДЕНИЕ МЕЛИОРАТИВНЫХ РАБОТ НА ОФОРМЛЕННЫХ ЗЕМЛЯХ

Рис. 5. Алгоритм формирования основных этапов организационно-правового механизма восстановления земель с участием собственников угольных разрезов

Разрабатывает схему организации работ по землеустройству, осуществляет мониторинг земель; прогнозирует и планирует рациональное использование земель в пределах ее компетенции. Служба земельного кадастра проводит точное межевание участков на местности, присваивает каждому земельному участку свой уникальный, идентификационный номер с цифровым набором, являющимся единственным.

Второй этап предусматривает следующий комплекс работ. То, что право на земельный участок приобретено участником земельных правоотношений, удостоверяется правоустанавливающим документом. В соответствии со ст. 26 ЗК РФ, права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки, отчуждаемые для целей мелиорации, подлежат регистрации в «Государствен-

ной службе по оформлению сделок с недвижимостью» и должны быть зафиксированы в Едином государственном реестре прав.

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на заявленные земельные участки удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Предприятиям-недропользователям, получающим земельные участки в собственность для целей мелиорации и государственной регистрации, предоставляются следующие документы: картографические планы земельных участков с описанием почвенных условий и произрастающей на них растительности; акт, изданный органами местного самоуправления в рамках их компетентности и в порядке, установленном законодательством.

На третьем этапе выполняются технические работы по мелиорации земельных участков, оформленных установленным образом. Технология проведения работ по мелиорации предусматривает выполнение следующих производственных процессов: срезку деревьев и кустарников; разделение их на части; удаление их с территории участка; корчевание пней, оставшихся от срезанных деревьев, бульдозерным или взрывным способом; удаление пней с территории участка; засыпку углублений, образующихся после корчевания участка; грубую планировку (с использованием бульдозеров) поверхности участка после проведения вышеперечисленных работ; чистовую планировку поверхности участка автогрейдерами; нанесение снятого ПСП в результате проведения работ по горнотехнической рекультивации; разравнивание ПСП на участке толщиной 0,25-0,3 м.

На четвертом этапе восстановленные земли принимаются земельной комиссией. Основанием для принятия земель являются положительные заключения, полученные в ходе проведения почвеннохимического анализа и экологической экспертизы. Мелиорированные земли, в зависимости от источника финансирования работ, подлежат передаче производителям сельскохозяйственной продукции, или реализации иным способом.

Результаты и обсуждение. Разработанный организационно-правовой механизм восстановления земель является универсальным в условиях рассматриваемых секторов экономики Центральной Сибири. В качестве опытно-промышленной площадки для реализации результатов исследуемого направления нами взят Рыбинский район Красноярского края.

На территории района функционирует крупнейший в стране угольный разрез «Бородинский». На территории района также функционируют многопрофильные крупные сельскохозяйственные предприятия -ЗАО «Красный маяк», АО птицефабрика «Налобинское», ПХ «Искра» ФГУПО «ЭХЗ» и др. Все они заинтересованы в расширении земельного фонда, имеющего сельскохозяйственное направление использования. Органы местного самоуправления расположены в г. Заозерный, являющемся районным центром.

Итак, продвижение фронта горных работ угольного разреза обуславливает изъятие земель сельскохозяйственного назначения в среднем 50-60 га в год, в зависимости от годового уровня объема добычи угля. Объем снятого ПСП в годовых контурах, в зависимости от интенсивности их расширения, составляет 110125 тыс. м3. Средневзвешенное содержание гумуса в снятом объеме составляет 4,8%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При условии того, что взаимодействие между собственниками угольного разреза «Бородинский», сельхозпроизводителями и органами районного самоуправления достигнуто, приводится в движение организационно-правовой механизм, реализация которого позволит начать комплекс работ по восстановлению земель.

Сельскохозяйственные предприятия подают заявку в органы районного самоуправления на предмет рассмотрения возможности оформления земельных участков, для проведения на них работ по мелиорации. В заявке необходимо указать площади земельных участков и географическое место их расположения.

Зная о том, что в процессе ведения горных работ необходимо поэтапное восстановление выбывающих земель, менеджмент разреза обращается с заявлением в органы самоуправления о передаче в собственность участков для проведения мелиоративных работ. В заявлении должен содержаться главный показатель - возможности предприятия в освоении определенных площадей земельных участков. Одновременно копия заявки делегируется сельхозпроизводителям о реальной площади земель, на которых технически возможно провести в ближайшей перспективе работы по мелиорации. Получив положительное решение на выделение участков земли для мелиорации со стороны органов самоуправления, в работу включаются землеустроительные организации.

Организация земельного кадастра производит всю необходимую документацию для осуществления прав на земельный участок, выполняет все необходимые технические работы. Далее производится акт на оформление прав на землю. Одновременно с оформлением прав подается заявка на получение средств из целевых программ (если такие предусмотрены), а также получение льгот по налогообложению.

Как было отмечено выше, существует три основных направления использования снятого ПСП.

Первое направление предусматривает использование всего объема ПСП для землевания поверхностей внутренних и внешних отвалов, образующихся в процессе ведения горных работ. В этом случае недропользователи весь снятый ПСП используют для собственных нужд и сданным после рекультивации землям присваивается категория «земли для лесохозяйственного использования». Это вчерашняя и сегодняшняя тенденция возврата земель в хозяйственный оборот.

Второе направление предусматривает использование 10% объема ПСП для целей рекультивации поверхностей отвалов разреза. Остальной объем снятого ПСП используется для восстановления земель, выбывающих под воздействием биологических факторов. В нашем случае, сельхозпроизводители сделали заявку на 37 земельных участков, заросших древесно-кустарниковой растительностью общей площадью 50 га. Каждый земельный участок характеризуется определенной природной мощностью ПСП и природным содержанием гумуса. Значения показателей ПСП на каждом участке известны. После проведения работ по мелиорации участков показатели ПСП на них изменятся в меньшую сторону. Для обоснования комплекса технических мероприятий по нанесению ПСП, определим значения показателей ПСП на каждом участке. Например, после проведения мелиоративных работ на оформленных земельных участках срдневзвешенная мощность ПСП равна 0,10 м, а средневзвешенное содержание гумуса - 1,5%. При создании требуемой мощности ПСП часть снятого объема ПСП в размере 75000 м3 необходимо нанести ровным слоем до требуемой мощности 0,25 м. При дальнейшей обработке этих земель сельскохозяйственным предприятием природный и нанесенный слои ПСП перемешаются и содержание гумуса увеличится до значения 3,4%. В этом случае размер воссозданных земель 50 га.

Третье направление предусматривает использование 10% ПСП для собственных нужд угольного разреза, а оставшиеся 90% объема ПСП разделяются, в свою очередь, на два объема: 50% объема используется для создания почвенной поверхности на участках, на которых проведены мелиоративные работы, а 50% объема используется для улучшения агротехнических показателей уже обрабатываемых земельных угодий с низким содержанием гумуса и небольшой мощностью ПСП.

На следующем этапе производится приемка восстановленного участка комиссией на основании результатов почвенно-химической экспертизы. Заключительным этапом будет реализация восстановленных участков путем их реализации посредством торгов, или иным способом. На этом этапе способ передачи земельного участка сельхозпроизводителям будет полностью определяться источником финансирования работ по мелиорации. В случае, если финансовые средства использованы в полном объеме из целевых государственных программ, то передача осуществляется на безвозмездной основе, с частичной компенсацией затрат на техническую рекультивацию. В случае, если источником финансовых средств выступили недропользователи, то реализация земельных участков может осуществляться посредством организации торгов.

Таким образом, восстановленный участок земли, считающийся выбывшим из оборота, можно принимать на баланс с категорией «для сельскохозяйственного использования».

Практическая реализация в регионах Центральной и Восточной Сибири разработанного механизма взаимодействия заинтересованных сторон в восстановлении земельного фонда имеет два положительных аспекта: увеличиваются площади сельскохозяйственных угодий; улучшаются конфигурации полей севооборота, что, в свою очередь, скажется на технико-экономических показателях работы сельскохозяйственных машин в лучшую сторону.

Выводы

1. В РФ происходит постоянное сокращение земельного фонда под действием биологических и техногенных факторов. Сокращаются в основном плодородные, высококачественные земли, интенсивно использующиеся в агропромышленном комплексе.

2. Механизм возврата выбывших земель является интегральным процессом взаимодействия органов федеральной, региональной власти, местного самоуправления, кадастровых служб, органов по оформлению прав с недвижимостью, собственников угольных разрезов, предприятий агропромышленного комплекса.

3. Восстановление изъятых в процессе недропользования земель целесообразно производить в объединении с процессом мелиорации выбывших земель. Перспективным направлением восстановления земель, выбывших из оборота, считается параллельное проведение мелиорационных и рекультивационных работ предприятиями природопользования, интенсивно использующими земли сельскохозяйственного назначения.

Литература

1. Афанасьева, Т.В. Почвы СССР / Т.В. Афанасьева, В.И. Василенко, Т.В. Терешина [и др.]. - М.: Мысль, 1979. - 380 с.

2. Добровольский, В.В. География почв с основами почвоведения: учеб. / В.В. Добровольский. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 384 с.

3. Очерк почвы совхоза «Искра», п/я Р-6241 и рекомендации по их использованию / Востсибгипрозем. -Красноярск, 1976. - 173 с.

4. Технический отчет по почвенным изысканиям совхоза «Искра» Рыбинского района Красноярского края / Востсибгипрозем. - Красноярск, 1991. - 109 с.

5. Почвенный и агрохимический очерк культурного многолетнего пастбища / Сибир. НИИ гидротехники и мелиорации. - Красноярск, 1975. - 39 с.

6. Пояснительная записка к материалам комплексного агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий ПХ «Искра» ФГУП ПО ЭХЗ Рыбинского района Красноярского края / Федеральное государственное учреждение «Станция агрохимической службы «Солянская»». - Новая Солянка, 2005. - 21 с.

7. Сметанин, В.И. Рекультивация и обустройство нарушенных земель / В.И. Сметанин. - М.: КолосС, 2003. -94 с.

8. Боголюбов, С.А. Земельное право: учеб. / С.А. Боголюбов. - М.: ТК Велби; Проспект, 2004. - 400 с.

9. Г ражданский кодекс РФ. Часть 1-2.

10. Земельный кодекс РФ.

11. Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель».

12. Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. «О недрах».

----------♦-------------

УДК 631.416.8: 546.74(571.51) Е.И. Волошин

НИКЕЛЬ В ПОЧВАХ СРЕДНЕЙ СИБИРИ

В статье исследованы особенности распределения никеля в почвах и растениях Средней Сибири. Установлено, что оно определяется разными условиями их почвообразования, гранулометрическим составом и концентрацией элемента в почвообразующих породах. Почвы лесостепной и подтаежной зон обеднены никелем. Среднее фоновое содержание никеля в почвах на площади 2,36 млн га равно 23,8 мг/кг. Содержание никеля в растениях определяется погодными условиями и биологическими особенностями сельскохозяйственных культур.

Введение. Никель в соответствии с ГОСТ 17.4.1.02-83 относится ко второму классу опасности. Этот элемент является одним из приоритетных загрязнителей окружающей среды. Загрязнение почвенного покрова никелем происходит в результате выбросов предприятий цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, стройматериалов, химических производств, а также при сжигании угля и мазута на тепловых электростанциях [7]. Одним из источников поступления никеля в почвы сельскохозяйственных угодий является систематическое внесение фосфорных удобрений [15]. Повышенные концентрации никеля оказывают токсическое воздействие на живые организмы и являются канцерогенными для здоровья человека и животных [36].

Валовое содержание никеля в почвах мира колеблется от 1 до 100 мг/кг при среднем значении 20 мг/кг [15]. В природных условиях встречаются естественные биогеохимические провинции с более высоким содержанием никеля в почвах. Примером такой провинции является Актюбинская область Казахстана. В почвах этой провинции, сформированных на горных породах-серпентинитах, обнаружено от 133 до 2400 мг/кг никеля, что в 12-52 раза выше по сравнению с эталонной черноземной почвой [30].

Кларк никеля в литосфере равняется 58 мг/кг и в почвах мира - 40 мг/кг [3-4]. Содержание никеля в почвенном покрове определяется многими факторами, среди которых важнейшим является литологический состав почвообразующих пород. Различия в содержании никеля в верхних горизонтах почв связаны с био-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.