Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕВРОСОЮЗЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕВРОСОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРАВОВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Золотарева А.Ф., Рогодзинская И.

В статье приводится анализ становления и эволюции организационно-правового механизма регулирования социальной политики Евросоюза в последние десятилетия в свете формирования и развития моделей социального государства стран-членов ЕС. Подробно раскрыты особенности основных моделей социальной политики среди государств-членов Европейского Союза: корпорационная модель; модель зачаточного состояния (элементарная); социальная модель; англо-саксонская модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕВРОСОЮЗЕ»

8) http://gtmarket.ru/news/2013/07/11/6104.

9) http://www.ereport.ru/stat.plip7razdel.

10) http://www.kremlin.ru/news/19243. 11 ) http://www.dmitrieva.org/id786.

12) http://maxpark.com/community/politic/content/2360786. References

1) Byukenen P.Dzh. Smert Zapada: per. s angl. / P.Dzh. Byukenen - M.: 000 «Izdatelstvo AST». 2003.

2) Lenin V.I. Imperializm, kak vyisshaya stadiya kapitalizma / V.I. Lenin // Lenin V.I. Polnoe sobranie sochineniy / V.I. Lenin. - M.: Izdatelstvo politicheskoy literaturyi, 1971-1974. - T. 27.

3) Narodnoe hozyaystvo SSSR v 1985 g.: stat. ezhegodnik. - M.: Finansyi i statistika, 1986.

4) Perehod k ryinku. Ch. 1. Kontseptsiya i programma. Ch. II. Proektyi zakono_,datelnyih aktov. -M., 1990.

5) Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2013: stat. sb. / Goskomstat Rossii. - M., 2013.

6) Ekonomika SSSR: vyivodyi i rekomendatsii // Voprosyi ekonomiki, 1991, # 3, s. 6-72.

7) http://Iithub.ni/book/72799.

8) http://gtmarket.rU/news/2013/07/l 1/6104.

9) http://www.ereport.ru/stat.php7razdel.

10) http://www.kremlin.ru/news/19243. 11 ) http://www.dmitrieva.org/id786.

12) http://maxpark.com/community/politic/content/2360786_

Applied Economic Researches, SA LLC, 2014

Organizational and legal mechanism of regulation of social policy in

the European Union

aZolotoreva A.F., Ph.D., bRogodzinskaya I., Ph.D..

"Director of the Kotelniki branch of the International university Duhna h Maritime Academy in Szczecin (Poland)

Abstract

This article provides an analysis of the formation and evolution of the institutional and legal mechanism for regulating the social policy of the European Union in recent decades in the light of the formation and development of the welfare state models of the EU member states. Disclosed in detail the main features of the models of social policy among the Member States of the European Union: coiporative model; model embryonic stage (elementary); social model; Anglo-Saxon model.

Keywords: social policy; The European Union; social services; legal and institutional mechanisms; model of social policy; interstate regulation.

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2014

Организационно-правовой механизм регулирования социальной

политики в Евросоюзе

_Прикладные экономические исследования. №1, 2014._

"Золотарева А.Ф., к.э.н.; ьРогодзинская И., к.э.н.

"Директор филиала «Котельники» международного университета «Дубна».; ь Морская академия в Щецине (Польша);

Аннотацня

В статье приводится анализ становления и эволюции организационно-правового механизма регулирования социальной политики Евросоюза в последние десятилетия в свете формирования и развития моделей социального государства стран-членов ЕС. Подробно раскрыты особенности основных моделей социальной политики среди государств-членов Европейского Союза: корпорационная модель; модель зачаточного состояния (элементарная); социапьная модель; англо-саксонская модель.

Ключевые слова: политика социальная; Европейский Союз; социальные услуги;

правовой и организационный механизм; модели социальной политики; межгосударственное

регулирование.

Основой является обеспечение государством своим гражданам рабочих мест (в том числе финансируемых государством), высокий уровень социальных услуг и эффективного функционирования специализированных социальных услуг. Хорошо развиты профсоюзы и средний класс. В данной модели используется принцип коллективизма и универсализма. Данная модель используется в Швеции, Данин, Финляндии, Исландии и Нидерландах.

Западная Европа с точки зрения социального государства достаточно разнообразна.[1] В процессе исторического развития Европы образовались три модели социального государства, которые, несмотря на некоторые тенденции к конвергенции социально-экономических систем, по-прежнему сохраняют свою функциональность. Можно также выделить модель, характерную для стран Северной Европы, так называемая модель англосаксонская, и модели странах континентальной части Европы.[2] Расходы в сфере общественных услуг в Европе намного выше, чем в других регионах мира.

Европейская социальная политика разрабатывалась на основе создания - на уровне отдельных стран и ЕС - надлежащих правовых и социально-экономических условий, направленных, в частности, на равное отношение к женщинам и мужчин на рынке труда, получение одинаковой зарплаты за ту же работу, признание права на получение пособий по причине пенсионного страхования, мобильность рабочей силы в рамках Европейского так называемого "социального пространство" и улучшение общих условий жизни и работы всех граждан. Первоначально, социальная политика не была приоритетной деятельностью Европейского сообщества. До 1971 года издано только два постановления по этому вопросу. Они регулировали вопросы свободы трудоустройства в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС Постановление № 1612/68 ) и применения систем социального обеспечения для работников, людей, самостоятельно ведущих бизнес, и членов их семей, изменяющих место жительства в пределах ЕЭС ( Директива ЕЭС № 1408/71 ). Также установленный Римский договор, Европейский социальный фонд имел очень ограниченный диапазон воздействия и изначально не выполнял своей роли.[3]

Рост интереса к социальным вопросам появился только в начале 70-х годов. На парижском саммите в 1972 году, было принято решение расширять экономическое и политическое объединение социальных аспектов. Подготовленный Европейской комиссией в 1973 году и опубликована год спустя так называемая "Первая социальная программа" внесла свой вклад в разработку и принятие в течение следующих шести лет директив, которые в настоящее время составляют основу и источник европейской трудового права. Они касались равного отношения к мужчинам и женщинам и различных аспектов прав работников. К наиболее значимым относились: - Эуге^уууа Брга\\че гЬНгаша и5Га\уос1а\У5Т\уа раг^ш

czlonkowskich dotycz^ca stosowania sprawiedliwego wynagrodzenia dla pracujgcych m^zczyzn i kobiet (nr 75/117/Rada EWG z 10.02.1975);

- Dyrektywa dotyczgca urzeczywistniania zasady równego traktowania m^zczyzn i kobiet przy dostepie do zatrudnienia, ksztalcenia zawodowego, kariery zawodowej i warunków pracy (nr 76/207/Rada EWG z 09.02.1976);

- Dyrektywa dotycz^ca równego traktowania m^zczyzn i kobiet w dziedzinie zabezpieczenia socjalnego (nr 79/7/Rada EWG z 19.12.1978);

- Dyrektywa w sprawie ujednolicenia przepisów prawnych pañstw czlonkowskich dotyczqcych zwolnieñ grupowych (nr 75/129/Rada EWG z 17.02.1975);

- Dyrektywa w sprawie ujednolicenia przepisów prawnych pañstw czlonkowskich dotycz^cych ochrony praw pracowników podczas przej^cia przedsi^biorstwa, zakladu lub cz?sci zakladu (nr 77/187/Rada EWG z 14.02.1977);

- Dyrektywa o ochronie pracowników w przypadku niewyplacalnosci pracodawcy (nr 80/987/Rada EWG z 20.10.1980).

В 1975 году также создан «Европейский фонд регионального развития» и начато развитие региональной политики Сообщества.

Рубеж 70-х годов и 80 характеризуется застоем в области социального регулирования, так как не удалось принять новых правовых актов в области социального развития. Основной причиной такого положения дел было непрерывное вето Великобритания, которая выступала против любой инициативы Европейской комиссии, а сфера социальной политики требовала единогласия в принятии решений (в соответствии со ст. 100 и 235 Римского договора). Кроме того, "Белая книга" гласящая о едином рынке с 1985, не включала в себя вопросы социальной политики и трудового права. Только подписанный 17 февраля 1986 "Единый Европейский Акт", о внесении изменений в Соглашение в Риме, ввел важные изменения в" социальном измерении "Европейского сообщества. Третий раздел "Единого европейского акта», посвященный социальной политике, ввел в "Римский трактат" статью 118а, в которой говорится: "Государства-члены должны стремиться к введению благоприятных изменений в рабочей среде, с целью защиты безопасности и здоровье работников и определению перед собой задачи улучшения условий в этой области при одновременном развитии". Кроме того. "Комиссия будет прилагать усилия к достижению диалога между социальными партнерами на европейском уровне, который мог бы, если обе стороны пожелают, привести к договорных отношениях" ( Статья 11 Sb).

Ссылаясь на распоряжения «Единого европейского акта» главы государств и правительств стран Европейского сообщества, приняли на саммите в Страсбурге 9 декабря 1989 "Хартию Сообщества об основных социальных правах работников" [4]. Эти права включают следующие области:

1) свобода перемещения и выбора места жительства. Каждый работник имеет право на свободу перемещения и выбора места жительства на всей территории ЕС, причем в отношении доступа к занятости, условий труда и социальной зашиты в принимающей стране применяется принцип равного обращения;

2) свобода трудоустройства и вознаграждения за труд. Каждый гражданин ЕС имеет право на свободный выбор профессии, которая должна быть достаточно оплачиваемой;

3) Улучшение условий жизни и труда. В рамках внутреннего рынка Сообщества должны стать равными бытовые условия, в частности рабочее временя и его организация;

4) Социальная защита. Каждый работник на территории ЕС имеет право на социальную защиту, а также имеет право получения социальной помощи и пособий;

5) Свобода объединения и ведение коллективных переговоров. Работодатели и работники в зоне ЕС имеют право на свободу объединения и создания ассоциаций и профсоюзов. Они также имеют право вести переговоры о тарифах и заключать коллективные договоры, в соответствии с соответствующим местным законодательством и практикой;

_Прикладные экономические исследования. №1, 2014._

6) право на профессиональную подготовку. Каждый сотрудник в зоне ЕС имеет право на переподготовку, дальнейшее образование, обретение навыков или подготовки, без дискриминации по признаку национальности, пола и возраста;

7) равное отношение к мужчинам и женщинам. На территории ЕС функционируют правовые гарантии равного обращения для мужчин и женщин, особенно в таких областях, как доступ к трудоустройству, заработная плата, социальная защита, образование, профессиональная подготовка и продвижение по службе;

8) информирование, принятие во внимание мнения работников и взаимодействия. Работодатель обязан информировать работников, слушая их мнения и взаимодействуя с ними;

9) Здоровье и безопасность на работе. Каждый работник в зоне ЕС имеет право на создание в рабочей среде удовлетворительных условий для здоровья и безопасности;

10) защита детей и молодежи. На территории ЕС функционируют охрана труда молодых людей и ограничения рабочего времени сотрудников в возрасте до 18 лет;

11) защита пожилых людей. Каждый сотрудник на территории ЕС, уходящий на пенсию, должен иметь средства существования, обеспечивающие достаточный жизненный >ровень и право на получение социальной помощи, льгот или социальных пособий;

12) защита лиц с ограниченными возможностями. На территории ЕС все инвалиды имеют право на создание конкретных мер по облегчению их полной занятости и социальной интеграции.

Важное значение в развитии союзной политики социальной имел подписанный 7 февраля 1992 года "Маастрихтский договор о Европейском союзе". Он ввел дополнительные правила и поправки в "Римском договоре", в том числе Статья 7а, в которой говорится, что Европейский Союз (замена существующего Европейского экономического сообщества)" примет необходимые меры для постепенного создания внутреннего рынка в период до 31 декабря 1992 года", в свою очередь статья 8а признает за каждым гражданином Союза (т.е. лицо, имеющее гражданство государства-члена ЕС) "право на свободу передвижения и выбора места жительства на территории государств-членов". В статье 2 было добавлено, что задание Союза должна быть поддержка" высокого уровня занятости и социальной защиты, повышение уровня жизни и качества жизни, экономического и социального единства и солидарности между государствами-членами". Введенный поправок является основой для реализации социальной политики Европейского союза.

Этот принцип введен в права Союза в соответствии со статьей 3bTR -по определению разделение полномочий между Европейским сообществом и его государствами-членами: "В области, которая не подчиняется его исключительной компетенции, Сообщество действует в соответствии с принципом субсидиарностп, только тогда и только в той мере, в которой цели предполагаемого действия не могут быть достигнуты в достаточной мере государствами-членами и поэтому, в силу масштабов и результатов предполагаемого действия, могут быть более успешно достигнуты Сообществом". В разделе VIII измененного Маастрихтским договором Римского трактата содержатся положения о социальной политике, образовании, профессиональной подготовки и молодежи. Статья 118 определяет направления, в рамках которых государства-члены должны работать в тесном взаимодействии. К ним относятся вопросы политики на рынке труда и трудового законодательства, вопросов и условий труда и правил социального обеспечения.

Социальное измерение европейской интеграции было усилено приложением к Маастрихтскому договору: Специального протокола и Соглашения о социальной политике. Это соглашение в статье 2 значительно расширяет обязательства Сообщества в области социальной политики, признав ее компетентность в таких областях, как: определение показателей бедности, охраны условий труда, обучения и повышения квалификации работников, социального обеспечения, защиты прав трудящихся после прекращения трудовых отношений или создания рабочих мест.

После вступления в силу Маастрихтского договора начался следующий этап социальной политики Сообщества. В 1992 году Совет принял Рекомендацию о единых критериях для определения надлежащих мер социального обеспечения, принятие которых •зависело бы как от экономической и политической ситуации во всем Сообществе, так и от финансовых возможностей отдельных государств-членов.

Следующими важными документами были "Зеленая книга" и "Белая книга" описывающими социальную политику Сообщества. В первом из этих документов, изданным 17 ноября 1994 года, выразилось убежденность в необходимости дальнейшего улучше условий труда и жизни общества ЕС. Много внимания уделено в ней таким ценностям, социальная справедливость и равенство возможностей, отсутствие которых было замече ранее, функционирование систем образования, отношения к женщинам и национальным меньшинствам, ограничение прав работников. В Зеленой книге предусмотрена необходимость согласования социальной политики государств-членов ЕС, особенно в сфере трудоустройства, социальной защиты, равных возможностей, борьбы с нищетой и решения определенных социальных проблем в разных слоях общества, таких как: молодежь, пожилые люди и иммигрантов.

Из-за различных систем предоставления льгот и социальной политики, можно представить четыре основные модели социальной политики среди государствам-членов ЕС:

1) Корпорационная модель (также известная как консервативная). Она характеризуется патернализмом в области социального обеспечения. Предполагает она, что в период занятости и рабочей активности граждане обязаны застраховать себя самостоятельно. Государство гарантирует базовое (минимальное) социальное обеспечение. Ряд задач в этой области проводят неправительственные организации, религиозные организации или ассоциации граждан. Это консервативная модель, основанная на католическом социальном учении. Эта модель существует в Германии, Нидерландах, Бельгии, Австрии, Финляндии, и некоторые из особенности модели присутствуют в системах французских и итальянских.

Остаточная модель (также называемая либеральной). Основана по принципе "минимального государства", признавая свободу личности, рынка, равенства обращения, универсализма и волюнтаризма. Основой социально-экономической стабильности является удовлетворение социальных потребностей граждан, а единица должен быть в состоянии помочь себе самостоятельно. Государство через институты социальной помощи и льготы помогает только тем, кто сам не может себе помочь. Это означает, что общественно-социальная помощь и социальная поддержка считаются в качестве последнего средства. Эта модель использует Соединенное Королевство (Великобритания), за пределами ЕС: США. Австралия, Новая Зеландия, Канада, Южная Африка и Чили).

2) Модель зачаточного состояния (элементарная). Реализуется в экономически слабых странах ЕС, где социальная помощь и социальная поддержка основываются исключительно на благотворительности, а большинство проблем и потребностей общества пытаются исполнить неправительственных организаций. Государство осуществляет только основную социальную защиту своих граждан и устанавливает так называемый прожиточный минимум. Данная модель используется в Португалии, Испании, Греции. Ирландии, частично в Италии.

3) Социальная модель. Основой является обеспечение государством своим гражданам рабочих мест (в том числе финансируемых государством), высокий уровень социальных услуг и эффективного функционирования специализированных социальных услуг. Хорошо развиты профсоюзы и средний класс. В данной модели используется принцип коллективизма и универсализма. Данная модель используется в Швеции, Дании, Финляндии, Исландии и Нидерландах.

References

_Прикладные экономические исследования. №1, 2014._

1. TOMES I.: From waste to targeting in social security: a Central and Eastern Europe reflection, Social Security Tomorrow: Permanence and Change. "Studies and Research" No 36, ISSA, Geneva 1995.

2. FERRERA M„ HEMER1JCK A., RHODES M.: The Future of Social Europe. Recasting Work and Welfare in the New Economy. Report for the Portuguese Presidency of the European Union, European University Institute, Florence 2002.

3. ESPING-ANDERSEN G., GALLIE D„ HEMERIJCK A., MYLES J.: A New Welfare Architecture for Europe?, Report submitted to the Belgian Presidency of the EU. 2001.

4. Por. m.in.:ZILOVA A.: Community Social Work Theory. Fribourg: Association Internationale S.E.C.T., 2010._

Applied Economic Researches, SA LLC, 2014

Current problems and issues of social family policy in the EU

Sobon J., Ph.D.. professor3, Litvinova S„ Ph.D.b.

" Maritime University of Szczecin (Poland) 0 Director of the Institute of Business Administration Moscow City Pedagogical Unn>ersity (Moscow)

Abstract

On the basis of analysis of existing demographic processes, as well as ongoing changes in the family structure of Poland, revealed a number of issues and identify key issues for improving the implementation of social and family policy in the context of economic and political integration of the country's socio-economic system of the European Union.

Keywords: family policy; social benefits; demography; rights of the child; tools and techniques of family policy; demographic projection.

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2014

Актуальные проблемы и вопросы социальной семейной политики

в ЕС

Собонь Я., д.э.н., профессор*; Литвинова С.Н., к.п.н.'1.

"Морская академия в Щецине (Польша) ьДиректор Института деювого администрирования Московского городского педагогического университета (Москва)

Аннотация

В статье на основе анализа сложившихся демографических процессов, а также происходящих изменений в семейной структуре Польши, раскрыт ряд проблем и определены основные направления совершенствования и реализации социальной семейной политики в условиях экономической и политической интеграции страны в социально-экономическую систему Евросоюза.

Ключевые слова: семейная политика; социальные льготы; демография; права ребенка; инструменты и методы семейной политики; демографический прогноз.

Демографические процессы, такие как создание, распад семей и домохозяйств, рождаемость, смертность, миграции, происходящие в Польше на рубеже веков, характеризуются динамическими изменениями. Происходят изменения структуры формирования семьи, репродуктивных установок и поведения. [1] Наблюдается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.