Научная статья на тему 'Организационно-правовой механизм рационального землепользования'

Организационно-правовой механизм рационального землепользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ (РИЗ) / ФАКТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РИЗ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНОЙ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RATIONAL USE OF LAND (RUL) / RUL FACTORS AND PARAMETERS / ORGANIZATIONAL-LEGAL MECHANISM / RESULTS OF SOCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жарников Валерий Борисович

Рациональное использование земли (РИЗ) и механизмы его реализации определяют одну из актуальных и сложных проблем современной России пространственное развитие страны и ее регионов. Полноценное решение проблемы способно обеспечить и частично обеспечивает целый ряд базовых национальных преимуществ стратегического характера. Одним из таких преимуществ является производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции на основе биоземледелия, единственно способного это сделать. Конкурентов у России здесь практически нет, но и положительных результатов развития «зеленой» экономки пока немного. Поэтому так важна разработка подходов к преодолению существующего, в большинстве случаев нерационального, использования земельного фонда и соответствующих территорий административно-территориальных образований, основанием которых являются факторы РИЗ и система показателей оценки их роли в данном процессе. Особую группу здесь составляют организационно-правовые факторы (ОПФ) и обуславливаемый ими организационно-правовой механизм (ОПМ), исследованию которых посвящена настоящая статья. В результате система ОПМ представлена тремя группами факторов: факторы правовые нормы действующего законодательства; факторы статьи и разделы расходов бюджетов муниципальных образований, ведомств и служб на цели пространственного развития; факторы нормы административно-распорядительного характера, обеспечивающие требуемое качество реализации ОПМ. Приведены примеры оценки влияния подобных факторов и ОПМ в целом, обсуждены результаты с позиций РИЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жарников Валерий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHNISM OF RATIONAL USE OF LAND

Rational use of land (RUL) and mechanisms of its realization define one of the vital and difficult problems of modern Russia spatial development of the country and its regions. The full-fledged solution of this problem is able to provide and partially provides the whole range of basic national strategic advantages. One of the latter is the cultivation of pure agricultural products on the basis of bioagriculture which is the only way to get it. Russia has almost no competitors in this sphere, but there are still few positive results of “green” economy development. That’s why it’s very important to develop the methods to overcome the current, in most cases, non-rational use of land and administrative-territorial entities, which (the methods) are based on the RUL factors and on the system of their evaluation parameters in the given process. A special group here is formed by organizational-legal factors (OLF) and determined by them organizational-legal mechanism (OLM), which are the objects of research of this article. In the result the OLF system is represented with 3 groups of factors: 1. legal norms of acting law; 2. items in municipal budgets for spatial development purposes; 3. administrative-executive norms providing required quality of OLM realization. The article gives the examples of such factors and evaluation of their influence on OLM and discusses the results from the viewpoint of RUL.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовой механизм рационального землепользования»

УДК 332.1:528.44

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РАЦИОНАЛЬНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Валерий Борисович Жарников

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, профессор кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)361-05-66, e-mail: v.b.jarnikov@ssga.ru

Рациональное использование земли (РИЗ) и механизмы его реализации определяют одну из актуальных и сложных проблем современной России - пространственное развитие страны и ее регионов. Полноценное решение проблемы способно обеспечить и частично обеспечивает целый ряд базовых национальных преимуществ стратегического характера. Одним из таких преимуществ является производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции на основе биоземледелия, единственно способного это сделать. Конкурентов у России здесь практически нет, но и положительных результатов развития «зеленой» экономки пока немного. Поэтому так важна разработка подходов к преодолению существующего, в большинстве случаев нерационального, использования земельного фонда и соответствующих территорий административно-территориальных образований, основанием которых являются факторы РИЗ и система показателей оценки их роли в данном процессе. Особую группу здесь составляют организационно-правовые факторы (ОПФ) и обуславливаемый ими организационно-правовой механизм (ОПМ), исследованию которых посвящена настоящая статья. В результате система ОПМ представлена тремя группами факторов: факторы - правовые нормы действующего законодательства; факторы - статьи и разделы расходов бюджетов муниципальных образований, ведомств и служб на цели пространственного развития; факторы - нормы административно-распорядительного характера, обеспечивающие требуемое качество реализации ОПМ. Приведены примеры оценки влияния подобных факторов и ОПМ в целом, обсуждены результаты с позиций РИЗ.

Ключевые слова: рациональное использование земель (РИЗ), факторы и показатели РИЗ, организационно-правовой механизм, результаты социальной и хозяйственной деятельности.

Введение

Рациональное использование земли [1-3] в общем случае представляет собой сложную проблему человеческой деятельности, решение которой позволит и в определенной мере уже позволяет использовать территории субъектов и муниципальных образований страны, конкретные земельные участки предельно эффективно в интересах их правообладателей и уполномоченных ими лиц.

Исследование принципов и условий подобной рациональности действий связано с общенаучным подходом к достижению требуемых результатов, определяемых историей развития содержания, типов и возможностей рациональной организации познания [4, 5]. Основываясь на этом, результаты в исследуемой нами области могут быть представлены как методолого-аксиологические, основанные на принятой методологии системного подхода и сравнительного анализа ценностных предпочтений субъектов современных земельных, имущественных и градостроительных отношений.

Публичный характер таких отношений, связанных, прежде всего, со сферой современного землепользования, требует правового регулирования, обеспечиваемого государством и его уполномоченными органами власти, реализующими определенный перечень правовых функций [3], среди которых следует выделить функцию обеспечения правопорядка, т. е. порядка, обеспечивающего на консенсусной основе законные интересы общества, государства и иных субъектов указанных отношений.

Реализация правовых функций, составляющих содержание системы правового регулирования (управления) землепользованием и поэтапного достижения РИЗ, связана с действенностью соответствующего организационно-правового механизма. Этот механизм с определенной мерой условности можно считать ОПМ РИЗ.

Наряду с обсуждаемым требуются и другие, реально существующие механизмы (рисунок), в комплексе способные обеспечить искомое пространство возможных решений задачи РИЗ. Подобная интерпретация решения задачи обусловлена ее возможной многокритериальностью в различных типах задач РИЗ (например, связанных с расчетом обоснованных размеров территорий отдельных муниципальных образований, населенных мест, территориальных зон и др. [2]), а также неполнотой модели РИЗ и объема исходной информации.

Схема взаимосвязи пространства решений задачи РИЗ с обуславливающими его механизмами:

ОПМ - организационно-правовой механизм; АРМ - административно-распорядительный механизм; ФМ - финансовый механизм; НМ - налоговый механизм; ЭМ - экономический механизм; РМ - рыночный механизм с его динамичными характеристиками спроса и предложения на конкретные земельные участки; ВГП - внешнее геопространство, включающее в себя ряд подпространств: географическое, координатное, информационное, социальное, экономическое, а также внешнюю среду, обуславливающую действенность указанных механизмов

Отметим, что ОПМ в этом комплексе может быть охарактеризован достаточно объективно с использованием наиболее информативных факторов - норм существующего правового обеспечения и факторов - статей расходов бюджетов социально-экономического развития соответствующих территорий [6-10].

Постановка задачи оценки роли организационно-правового механизма РИЗ

Рациональное использование земли (РИЗ), являющееся главной целью и пока недостижимым в массовом порядке результатом регулирования (управления) землепользования со стороны государства, местного самоуправления и его правообладателя, имеет достаточно разработанную систему правого обеспечения [1-3, 11-14]. Нерациональность землепользования в большей степени объясняется организационно-технологическими и кадровыми проблемами, отсутствием четкой критериальной основы и, по-видимому, понимания важности числовой оценки РИЗ, реализующей возможность последовательного наращивания искомой рациональности [15, 16].

На рисунке нами был представлен комплекс механизмов, способных обеспечить основные условия РИЗ. Следует подчеркнуть, что часто возникающая здесь многокритериальная задача, как правило, может быть сведена к однокри-териальной, но и выбор одного критерия часто неоднозначен. Поэтому один из вариантов решения задачи РИЗ состоит в последовательном приближении к некоторому оптимуму с наиболее эффективным, а порой - просто возможным вариантом использования указанных механизмов.

Организационно-правовой механизм среди остальных является определяющим по организации действенности общественных отношений и определяемых ими инструментов [1-3].

Поэтому поиск варианта его использования в схеме формализации принципа РИЗ, выражения оценочной роли ОПМ, как и других механизмов, разработки алгоритма расчета числовых значений показателей относительной рациональности использования конкретных земельных участков и территорий был связан с выяснением оценки эффективности права, его отраслей и отдельных норм. Данная проблематика достаточно актуальна среди правоведов [6, 7], поскольку право является существенным показателем жизнеспособности общества [7, с. 216] и часто непосредственно воздействует на человеческую деятельность, общественные и государственные структуры.

В этой связи мерилом организационно-правовой деятельности, роли ее элементов, среди которых широкий спектр правовых, нормативных и ненормативных актов, в том числе муниципального уровня, нами приняты материальные и нематериальные следствия, определяемые, в том числе, планами развития и финансового обеспечения территорий.

В качестве таковых для данного исследования роли ОПМ приняты правовые акты органов местного самоуправления на примере г. Новосибирска, касающиеся отдельных сторон его пространственного развития на период 2013-2030 гг.

Расчетные примеры, обсуждение результатов

В качестве примера современной трансформации городской территории с целью РИЗ проанализируем результаты проектной перепланировки одной из территорий, ограниченной береговыми линиями рек Плющиха и Иня и улицами Большевистская и Хитровская в Октябрьском районе г. Новосибирска, в соответствии с Постановлением Мэрии от 12.02.2018 № 524.

Проект перепланировки реализует одну из градостроительных схем, нацелен на более интенсивное использование территории, предусматривает решение следующих планировочных задач на период до 2030 г.:

- реконструкция существующей индивидуальной застройки малоэтажными жилыми домами и общественной застройкой повышенной этажности;

- размещение взамен зеленой зоны объектов жилого и общественного назначения;

- размещение объектов общественного и некоммерческого назначения вдоль магистральных улиц;

- улучшение улично-дорожной сети и инженерной инфраструктуры с учетом улучшения экологической обстановки.

Показатели современного и будущего состояний территории представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели современного состояния и будущей перепланировки территории

как основа оценки роли ОПМ РИЗ

Показатель Площадь до перепланировки, га / % Площадь после перепланировки, га / % Разность площадей, га / %

1. Общая площадь планируемой территории 518,00 518,00 -

2. Общественно-деловые зоны 11,15 / 2,2 96,51 / 18,6 85,01 / 16,4

3. Жилые зоны 69,69 / 13,5 84,51 /16,3 14,82 / 2,8

4. Зоны специального назначения 54,59 / 10,5 32,38 / 6,3 -22,21 / -4,2

5. Производственные зоны 1,2 / 0,2 4,52 / 0,9 3,32 / 0,7

6. Территории рекреационного назначения 290,7 / 56,1 110,58 / 21,3 -180,12 / -34,8

7. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур 90,67 / 17,5 194,02 / 37,5 103,35 / 20,0

Отметим положительные и отрицательные качества представленного проекта. К положительным качествам отнесем следующие:

- обустройство слаборазвитой городской территории общей площадью 518 га с учетом современных градостроительных норм;

- указанная территория обрела новый жилой фонд в 2,15 млн м2 с более чем 40 000 парковочных мест; спортивные помещения, в том числе бассейн общей площадью более 4 600 м ; образовательные организации дошкольного и школьного типа общей площадью более 5 700 м ; медицинские учреждения на 600 посещений в смену и станцию медпомощи; предприятия торговли площадью около 10 000 м ; значительные объемы улично-дорожной и магистральной сети, повысившие прежние показатели соответственно более чем в 3 и 15 раз;

- с учетом возможностей будущих 12-летних бюджетов города (планируемый срок перепланировки территории), используемых для обустройства территорий общего пользования, объем требуемых ежегодных инвестиций для строительства жилья (около 180 тыс. м в год) составит около 9 млрд руб., а на весь срок перепланировки в 12 лет - свыше 100 млрд руб. Этот показатель может быть принят в качестве оценочного результата роли ОПМ в реализации данного проекта.

Наряду с положительными качествами данный проект имеет и отрицательные, к которым отнесены: характеристики скученности жилого пространства и используемых транспортных средств (число жителей возросло с 8 до 35 тыс. человек, а транспортных средств - до 40 тыс. единиц); более чем в 2 раза уменьшенная рекреационная территория; большой объем (свыше 48 тыс. м / сутки) во-допотребления и водоотведения. Все это существенно изменяет в негативную сторону экологическое состояние территории. Поэтому окончательная оценка роли ОПМ должна быть скорректирована с учетом указанных обстоятельств.

Второй пример оценки роли ОПМ связан с анализом программ пространственного развития и их бюджетного обеспечения города Новосибирска в период 2013-2020 гг. Исходные данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Программы и бюджет пространственного развития города Новосибирска

на 2017-2020 гг.

Наименование 2013 г., 2017 г., 2018 г., 2019 г., 2020 г.,

программ тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб.

Объем доходной части бюджета 33 108 288,7 37 972 535,7 37 513 570,6 38 527 299,6 40 360 127,5

1. Создание ус-

ловий для по-

вышения эффек-

тивности ис- 390 000 27 194 11 949 14 864 14 900

пользования зе-

мель и земель-

ных участков

2. Формирование современной го- 92 080 388 698 145 444 146 684 146 885

родской среды

Окончание табл. 2

Наименование программ 2013 г., тыс. руб. 2017 г., тыс. руб. 2018 г., тыс. руб. 2019 г., тыс. руб. 2020 г., тыс. руб.

3. Создание условий для осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности движения 1 406 114 4 520 166 3 024 645 3 144 161 2 943 024

4. Повышение энергетической эффективности 50 000 8 989 20 000 20 000 20 000

Приведенный в табл. 2 перечень программ в достаточной мере согласуется с позициями специалистов в данной сфере [1, 2, 17-25], учитывает основные факторы пространственного развития и является основой последующего расчета частных и интегральных показателей, характеризующих политику города и роль ОПМ в данном процессе.

Указанный расчет в двух вариантах представлен в табл. 3. Значения индикаторов рассчитаны как отношение каждого результата в колонках табл. 2 к результатам базового года. В качестве базового в первом варианте (результаты которого отражены в колонках над чертой) принят 2013 г., во втором варианте - 2017 г. (результаты которого в колонках показаны под чертой).

Таблица 3

Результаты расчета частных и интегральных индикаторов влияния ОПМ на пространственное развитие города, определяемое его ежегодными социально-экономическими программами на 2013-2020 гг.

Название программы 2013 г. (базовый) 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Программа 1 1 / 14,29 0,07 /1 0,03 / 0,43 0,04 / 0,57 0,04 / 0,57

Программа 2 1 / 0,24 4,22 / 1 1,58 / 0,37 1,59 / 0,38 1,60 / 0,38

Программа 3 1 / 0,31 3,21 / 1 2,15 / 0,67 2,24 / 0,70 2,09 / 0,65

Программа 4 1 / 5,56 0,18 / 1 0,40 / 2,22 0,40 / 2,22 0,40 / 2,22

Сумма 4 / 20,4 7,68 / 4 4,16 / 3,69 4,27 / 3, 87 4,13 /3,82

Анализ результатов табл. 3 показывает определенную стагнацию пространственного развития в 2018-2020 гг. и заметно выделяющиеся в данном процессе 2013 г., характеризующийся позитивными оценками, и с несколько худшими оценками - 2017 г.

Выводы

1. Пространственное развитие страны и ее регионов, небольшую часть исследования которого отражает представленная статья, является проблемой современного значения, которая затрагивает практически все сферы современной жизнедеятельности общества, государства, его граждан. В таком контексте оценивает его роль политическое руководство страны и определяет в этом направлении широкий круг неотложных задач. В этой связи велика роль рационального землепользования, особенно в сфере сельскохозяйственного производства, где оно дает прямые эколого-экономические и социальные эффекты. Сущность рационального землепользования принципиально понятна, но нет ясных критериев и соответствующих оценок, особенно нужных в кадастровых и иных информационных системах обеспечения стратегичексих решений.

2. Намеченный подход к формированию подобных оценок, на наш взгляд, способен определить разработку соответствующего алгоритма, полезного при оценке вариантов развития территорий в эпоху цифровой экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волков С. Н. Землеустройство : учебник. - М. : ГУЗ, 2013. - 992 с.

2. Варламов А. А. Система государственного и муниципального управления : учебник. - М. : ГУЗ, 2014. - 452 с.

3. Ерофеев Б. В. Земельное право : учебник. - 3-е изд., исправл. и доп. - М. : МСУПЛ, 1999. - 560 с.

4. Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.

5. Переслегин С. Новые карты будущего, или Анти-Рэнд. - М. : АСТ, СПб : Terra Fantastica, 2009. - 701 с.

6. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. - М. : Статут, 1999. - 712 с.

7. Спиридонов Л. И. Теория государства и права : учебник. - М. : Проспект, 2009. -

304 с.

8. Бюджетный кодекс РФ: по состоянию на 01.02.2017 г. - Новосибирск : Норматика,

2017. - 272 с.

9. Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска (части 1 и 2). -25 декабря 2017. - № 57.

10. Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска. - 15 февраля

2018. - № 6.

11. Боголюбов С. А., Золотова О. А. Земельное законодательство : сб. документов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.prospekt.org.

12. Новое земельное законодательство Российской Федерации : сб. нормат. актов / сост. М. В. Бархатов, А. В. Мазуров. - М. : Юрайт+ Издат, 2002. - 585 с.

13. Боголюбов С. А., Золотова А. Комментарий к Земельному кодексу РФ : постатейный комментарий [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.prospekt.org.

14. Комов Н., Родин А., Алакоз В. Земельные отношения и землеустройство в России. - М. : Русслит, 1995. - 512 с.

15. Жарников В. Б. Рациональное использование земель и основные условия его реализации // Вестник СГУГиТ. - 2017. - Т. 22, № 3. - С. 171-179.

16. Жарников В. Б. Оценка земельных отношений как инструмент современного муниципального управления и градостроительной деятельности // Вестник СГУГиТ. - 2016. -Вып. 2 (34). - С. 119-126.

17. Карпик А. П., Осипов А. Г., Мурзинцев П. П. Управление территорией в геоинформационном дискурсе : монография. - Новосибирск : СГУГиТ, 2010. - 280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Лебедева Т. А., Гагарин А. И., Лебедев Ю. В. Устойчивое землепользование на интенсивно осваиваемых территориях // Вестник СГУГиТ. - 2017. - Т. 22, № 2. - С. 201-211.

19. Социально-правовые механизмы природопользования: аналитический обзор / Ю. Т. Марков, В. Н. Турченко, Е. А. Чиркин, С. А. Юрков. - Новосибирск : СО РАН, ГПНТБ, 1995. - 150 с.

20. Добротворская Н. И., Дубровский А. В. Общие вопросы охраны и защиты почвенного покрова для цели рационального землепользования на территории населенных пунктов // Вестник СГУГиТ. - 2016. - Вып. 2 (34). - С. 184-191.

21. Мозалов В. П. Геоинформационные технологии в кадастре и управлении территориальными образованиями : монография. - М. : ГУЗ, 2013. - 200 с.

22. «Зеленая» экономика. Новая парадигма страны / под общ. ред. А. В. Шевчука. -М. : СОПС, 2014. - 248 с.

23. Towards Green Growth: Monitoring Progress. OECD Indicators, OECD Publishing,

2011.

24. Ларионов Ю. С. Биоземледелие и закон плодородия почв (теоретические основы) : монография. - Омск : ИП Скорнякова Е. В., 2012. - 208 с.

25. Яшутин Н. В., Дробышев А. П., Хоменко А. И. Биоземледелие (научные основы, инновационные технологии и машины). - Барнаул : АлГАУ, 2008.

Получено 13.03.2018

© В. Б. Жарников, 2018

ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHNISM OF RATIONAL USE OF LAND

Valeriy B. Zharnikov

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Professor, Department of Cadastre and Territorial Planning, phone: (383)361-05-66, e-mail: v.b.jarnikov@ssga.ru

Rational use of land (RUL) and mechanisms of its realization define one of the vital and difficult problems of modern Russia - spatial development of the country and its regions. The full-fledged solution of this problem is able to provide and partially provides the whole range of basic national strategic advantages. One of the latter is the cultivation of pure agricultural products on the basis of bioagriculture which is the only way to get it. Russia has almost no competitors in this sphere, but there are still few positive results of "green" economy development. That's why it's very important to develop the methods to overcome the current, in most cases, non-rational use of land and administrative-territorial entities, which (the methods) are based on the RUL factors and on the system of their evaluation parameters in the given process. A special group here is formed by organizational-legal factors (OLF) and determined by them organizational-legal mechanism (OLM), which are the objects of research of this article. In the result the OLF system is represented with 3 groups of factors: 1. legal norms of acting law; 2. items in municipal budgets for spatial development purposes; 3. administrative-executive norms providing required quality of OLM realization. The article gives the examples of such factors and evaluation of their influence on OLM and discusses the results from the viewpoint of RUL.

Key words: rational use of land (RUL), RUL factors and parameters, organizational-legal mechanism, results of social and economic activity.

REFERENCES

1. Volkov, S. N. (2013). Zemleustroystvo [Landuse]. Moscow: GUZ Publ. [in Russian].

2. Varlamov, A. A. (2014). Sistema gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [System of state and municipal management]. Moscow: GUZ Publ. [in Russian].

3. Erofeev, B. V. (1999). Zemel'noepravo [Landlaw] (3d ed.). Moscow: MSUPL Publ. [in Russian].

4. Stepin, V. S. (2000). Teoreticheskoe znanie. Struktura, istoricheskaya evolyutsiya [ Theoretical knowledge. Structure, historical evolution]. Moscow: Progress-Traditsiya Publ. [in Russian].

5. Pereslegin, S. (2009). Novye karty budushchego, ili Anti-Rend [New maps of the future, or Anti-Rand]. Moscow: AST Publ., Saint Petersburg: Terra Fantastica Publ. [in Russian].

6. Alekseev, S. S. (1999). Pravo: azbuka-teoriya-filosofiya. Opyt kompleksnogo issledovaniya [Right: the alphabet-theory-philosophy. Experience in complex research]. Moscow: Statut Publ. [in Russian].

7. Spiridonov, L. I. (2009). Teoriya gosudarstva i prava [Theory of government and rights]. Moscow: Prospekt Publ. [in Russian].

8. Byudzhetnyy Kodeks RF: po sostoyaniyu na 01.02.2017 g. [Budget Code of the Russian Federation: as of 01.02.2017]. (2017). Novosibirsk: Normatika Publ., [in Russian].

9. Bulletin of local government of the city of Novosibirsk of December 25, 2017 No. 57: Parts 1 and 2 [in Russian].

10. Bulletin of local government of the city of Novosibirsk of February 15, 2018 No. 6 [in Russian].

11. Bogolyubov, S. A., & Zolotova, O. A. (n. d.). Zemel'noe zakonodatel'stvo [Land legislation]. Retrived from www.prospekt.org [in Russian].

12. Barkhatov, M. V., & Mazurov, A. V. (2002). Novoe zemel'noe zakonodatel'stvo Rossiyskoy Federatsii [New land legislation of the Russian Federation]. Moscow: Yurayt+ Izdat Publ. [in Russian].

13. Bogolyubov, S. A., & Zolotova, A. (n. d.). Kommentariy k Zemel'nomu kodeksu RF [Commentary on the Land Code of the Russian Federation]. Retrived from www.prospekt.org [in Russian].

14. Komov, N., Rodin, A., & Alakoz, V. (1995). Zemel'nye otnosheniya i zemleustroystvo v Rossii [Land relations and land management in Russia]. Moscow: Russlit Publ. [in Russian].

15. Zharnikov, V. B. (2017). Rational land use and basic condition of its realization. Vestnik SGUGiT[Vestnik SSUGT], 22(3), 171-179 [in Russian].

16. Zharnikov, V. B. (2016). Land relation assessment as instrument of modern municipal management and city buildung activity. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 2(34), 119-126 [in Russian].

17. Karpik, A. P., Osipov, A. G., & Murzintsev, P. P. (2010). Upravlenie territoriey v geoinformatsionnom diskurse [Territory management in geoinformation discourse]. Novosibirsk: SSUGT Publ. [in Russian].

18. Lebedeva, T. A., Gagarin, A. I., & Lebedev, Y. V. (2017). Sustainable land management on the intensively developed territories. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 22(2), 201-211 [in Russian].

19. Markov, Yu. T., Turchenko, V. N., Chirkin, E. A., & Yurkov, S. A. (1995). Sotsial'no-pravovye mekhanizmy prirodopol'zovaniya [Social and legal mechanisms of nature use]. Novosibirsk: SO RAN, GPNTB Publ. [in Russian].

Вестник CrvruT, TOM 23, № 1, 2018

20. Dobrotvorskaja, N. I., & Dubrovskiy, A. V. (2016). General questions of safeguard and protection of soil cover for the purpose of rational land use on the territory of settlements. Vestnik SGUGiT[VestnikSSUGT], 2(34), 184-191 [in Russian].

21. Mozalov, V. P. (2013). Geoinformatsionnye tekhnologii v kadastre i upravlenii territorial'nymi obrazovaniyami [Geoinformation technologies in the cadastre and management of territorial entities]. Moscow: GUZ Publ. [in Russian].

22. Shevchuka, A. V. (Ed.). (2014). "Zelenaya" ekonomika. Novayaparadigma strany [The "green" economy. The new paradigm of the country]. Moscow: SOPS [in Russian].

23. Towards Green Growth: Monitoring Progress. (2011). OECD Indicators, OECD Publishing.

24. Larionov, Yu. S. (2012). Biozemledelie i zakon plodorodiya pochv (teoreticheskie osnovy) [Biomedicine and the law of soil fertility (theoretical basis)]. Omsk: IP Skornyakova E. V. Publ. [in Russian].

25. Yashutin, N. V., Drobyshev, A. P., & Khomenko, A. I. (2008). Biozemledelie (nauchnye osnovy, innovatsionnye tekhnologii i mashiny) [Biomedical engineering (scientific basis, innovative technologies and machines)]. Barnaul: AlGAU Publ. [in Russian].

Received 13.03.2018

© V. B. Zharnikov, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.