Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СВЕТЕ АНАЛИЗА НОВОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СВЕТЕ АНАЛИЗА НОВОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОМЕНКЛАТУРА НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кононов Анатолий Михайлович

Актуальность темы обусловлена началом работы диссертационных советов, сформированных в соответствии с новой номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени кандидата и доктора юридических наук, а также потребностью в правильном понимании объекта и предметов исследований по направлениям, включенным в паспорт научной специальности 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки. Постановка проблемы: изучение паспорта указанной научной специальности обнаруживает, что, несмотря на рекомендованное Президиумом Высшей аттестационной комиссии сопряжение научных специальностей номенклатуры 2021 г. и номенклатуры 2017 г., организационно-правовые аспекты правоохранительной деятельности, составляющие один из предметов исследования по специальности 12.00.11. Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность, не нашли своего отражения в направлениях исследований, сформулированных в паспорте новой специальности. Цель исследования состоит в определении роли и места исследования организационно-правового механизма государственного управления в правоохранительной сфере среди направлений исследований, включенных в паспорт научной специальности 5.1.2. Методы исследования: контент-анализ документов, сравнительный анализ нормативных правовых актов, изучение теоретических источников, индукция, дедукция, моделирование. Основные выводы: - организационно-правовой механизм правоохранительной и правозащитной деятельности следует рассматривать в качестве предмета направления научного исследования в рамках специальности 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки; - логика реализация установок на укрупнение научных специальностей при сохранении сложившейся дифференциации отраслей правовой науки требует уточнение научных специальностей по группе «право», внесение соответствующих корректив в паспорта научных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISM OF THE STATE MANAGEMENT IN THE LAW ENFORCEMENT SPHEREAS A RESEARCH DIRECTION IN THE LIGHT OF THE ANALYSISOF THE NEW NOMENCLATURE OF SCIENTIFIC SPECIALTIES

The relevance of the work is due to the beginning of the work of dissertation councils formed in accordance with the new nomenclature of scientific specialties for which the degrees of candidate and doctor of law are awarded, as well as the need for a correct understanding of the object and subjects of research in the areas included in the passport of the scientific specialty 5.1.2. Public law (state law) sciences. Statement of the problem: The study of the passport of the specified scientific specialty reveals that despite the pairing of scientific specialties of the nomenclature of 2021 and the nomenclature of 2017 recommended by the Presidium of the Higher Attestation Commission, the organizational and legal aspects of law enforcement activities that make up one of the subjects of research in the specialty 12.00.11. Judicial activity, prosecutorial activity, human rights and law enforcement activities, have not been reflected in directions of research formulated in the passport of the new specialty. The purpose of the study is to determine the role and place of the study of the organizational and legal mechanism of public administration in the law enforcement sphere among the research areas included in the passport of the scientific specialty 5.1.2. Research methods: content analysis of documents, comparative analysis of normative legal acts, study of theoretical sources, induction, deduction, modeling. Main conclusions: - the organizational and legal mechanism of law enforcement and human rights activities should be considered as the subject of the direction of scientific research within the specialty 5.1.2. Public law (state law) sciences; - the logic of the implementation of installations for the consolidation of scientific specialties while maintaining the existing differentiation of branches of legal science requires clarification of scientific specialties in the group “law”, making appropriate adjustments to the passports of scientific specialties.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СВЕТЕ АНАЛИЗА НОВОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

методология, правовое обеспечение

Кононов Анатолий Михайлович,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д. 8 E-mail: a.kononov@bk.ru

Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

УДК 342

DOI 10.24412/2072-9391-2023-266-24-30

Дата поступления: 28 февраля 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2023 г.

Anatoly Mikhailovich Kononov,

Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Chief Researcher of the Research Center, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: a.kononov@bk.ru

Scientific Specialty: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences

Организационно-правовой механизм государственного управления в правоохранительной сфере как направление исследования в свете анализа новой номенклатуры научных специальностей

Organizational and Legal Mechanism of the State Management in the Law Enforcement Sphere as a Research Direction in the Light of the Analysis of the New Nomenclature of Scientific Specialties

Аннотация

Актуальность темы обусловлена началом работы диссертационных советов, сформированных в соответствии с новой номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени кандидата и доктора юридических наук, а также потребностью в правильном понимании объекта и предметов исследований по направлениям,включенным в паспорт научной специальности 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки.

Abstract

The relevance of the work is due to the beginning of the work of dissertation councils formed in accordance with the new nomenclature of scientific specialties for which the degrees of candidate and doctor of law are awarded, as well as the need for a correct understanding of the object and subjects of research in the areas included in the passport of the scientific specialty 5.1.2. Public law (state law) sciences.

Statement of the problem: The study of the passport of the specified scientific specialty re-

Постановка проблемы: изучение паспорта указанной научной специальности обнаруживает, что, несмотря на рекомендованное Президиумом Высшей аттестационной комиссии сопряжение научных специальностей номенклатуры 2021 г. и номенклатуры 2017 г., организационно-правовые аспекты правоохранительной деятельности, составляющие один из предметов исследования по специальности 12.00.11. Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность, не нашли своего отражения в направлениях исследований, сформулированных в паспорте новой специальности.

Цель исследования состоит в определении роли и места исследования организационно-правового механизма государственного управления в правоохранительной сфере среди направлений исследований, включенных в паспорт научной специальности 5.1.2.

Методы исследования: контент-анализ документов, сравнительный анализ нормативных правовых актов, изучение теоретических источников, индукция, дедукция, моделирование.

Основные выводы:

- организационно-правовой механизм правоохранительной и правозащитной деятельности следует рассматривать в качестве предмета направления научного исследования в рамках специальности 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки;

- логика реализация установок на укрупнение научных специальностей при сохранении сложившейся дифференциации отраслей правовой науки требует уточнение научных специальностей по группе «право», внесение соответствующих корректив в паспорта научных специальностей.

veals that despite the pairing of scientific specialties of the nomenclature of 2021 and the nomenclature of 2017 recommended by the Presidium of the Higher Attestation Commission, the organizational and legal aspects of law enforcement activities that make up one of the subjects of research in the specialty 12.00.11. Judicial activity, prosecu-torial activity, human rights and law enforcement activities, have not been reflected in directions of research formulated in the passport of the new specialty.

The purpose of the study is to determine the role and place of the study of the organizational and legal mechanism of public administration in the law enforcement sphere among the research areas included in the passport of the scientific specialty 5.1.2.

Research methods: content analysis of documents, comparative analysis of normative legal acts, study of theoretical sources, induction, deduction, modeling.

Main conclusions:

- the organizational and legal mechanism of law enforcement and human rights activities should be considered as the subject of the direction of scientific research within the specialty 5.1.2. Public law (state law) sciences;

- the logic of the implementation of installations for the consolidation of scientific specialties while maintaining the existing differentiation of branches of legal science requires clarification of scientific specialties in the group "law", making appropriate adjustments to the passports of scientific specialties.

Ключевые слова: номенклатура научных специальностей; паспорт научной специальности; публично-правовые науки; правовое регулирование; государственное управление; правоохранительная сфера; правоохранительная деятельность; правозащитная деятельность; организационно-правовой механизм.

Keywords: nomenclature of scientific specialties; passport of scientific specialties; public law sciences; legal regulation; public administration; law enforcement; law enforcement; human rights activities; organizational and legal mechanism.

М

I инул год, как приказом Министерства [науки и высшего образования Российской Федерации утверждена новая номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени1.

1 Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук,

В комментариях Минобрнауки к данному приказу отмечалось, что номенклатура научных специальностей — это важный инструмент реализации государственной политики в сфере

утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093 : приказ Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381578/ (дата обращения: 30.01.2023).

26

подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Вводя новые специальности, группируя по-иному устоявшиеся, номенклатура создает предпосылки для концентрации усилий научного сообщества на развитии перспективных научных направлений [10].

Формированию новой номенклатуры предшествовала достаточно широкая и горячая дискуссия в научном сообществе, многочисленные выступления и предложения ученых [3, с. 18—28; 2, с. 830—833]. К сожалению, многие проблемные вопросы, высказанные в процессе обсуждения проекта номенклатуры, так и остались без ответа. Решение было принято, и сегодня переутвержденные и сформированные вновь диссертационные советы, соответствующие новой номенклатуре, приступили к работе. Защищены первые диссертации.

Напомню, что в области социально-гуманитарных наук по группе «право» утверждены пять научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени кандидата и доктора юридических наук:

5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки;

5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки;

5.1.3. Частно-правовые (цивилистические) науки;

5.1.4. Уголовно-правовые науки;

5.1.5. Международно-правовые науки.

При этом следует иметь в виду, что если специальности 5.1.1 и 5.1.5 лишь претерпели изменения в шифре и в названии, то все другие образовались в результате слияния нескольких научных специальностей ранее действующей номенклатуры, утвержденной приказом Мин-обрнауки России от 23 октября 2017 г. № 10272.

Даже беглый взгляд на содержащуюся в рекомендациях Президиума ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. № 32/1-НС таблицу сопряжения научных специальностей номенклатуры, утвержденной приказом Ми-нобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118, и научных специальностей номенклатуры, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23 октября 2017 г. № 10273, позволяет утверж-

2 Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени : приказ Минобрнауки России от 23 октября 2017 г. № 1027 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28 3150/2ff7a8c72de3994ß0496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 30.01.2023).

3 О сопряжении научных специальностей номенклатуры, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118, научных специальностей номенклатуры, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23 октября 2017 г. № 1027 : рекомендация Президиума ВАК Минобрнауки России от 10 декабря 2021 г. № 32/1-НС // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_406175/ (дата обращения: 30.01.2023).

дать, что в наиболее сложной ситуации оказались диссертационные советы, созданные для защиты диссертаций на соискание ученых степеней по научной специальности 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки.

Согласно названным рекомендациям данная специальность объединила такие ранее существовавшие самостоятельные научные специальности (в рамках юридической науки), как: 12.00.02. Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право; 12.00.04. Финансовое право; налоговое право; бюджетное право; 12.00.05. Трудовое право; право социального обеспечения (в области публично-правового регулирования в сфере труда и занятости. Правовое регулирование социального обеспечения и социальной защиты); 12.00.06. Земельное право; природоресурс-ное право; экологическое право; аграрное право (в области публично-правового регулирования охраны окружающей среды, природопользования, земельных отношений и градостроительства); 2.00.07. Корпоративное право; конкурентное право; энергетическое право (в области публично-правового регулирования в экономической сфере. Развитие и защита конкуренции. Техническое регулирование); 12.00.11. Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность; 12.00.13. Информационное право; 12.00.14. Административное право; административный процесс.

Это самый большой в области социально-гуманитарных наук «набор» ранее существовавших научных специальностей, объединенных по группе «право». И дело даже не в количественной перегруженности рассматриваемой научной специальности. Возникла ситуация, при которой диссертационные советы по научной специальности 5.1.2 могут проводить защиты диссертаций, подготовленные по 8 ранее существующим научным специальностям (а это в сумме 18 самостоятельных отраслей правовой науки!), что ожидаемо может поставить под угрозу объективность оценки результатов проведенных исследований. Вряд ли в рамках одного совета реально обеспечить, как это требует Положение о совете по защите диссертаций, наличие не менее пяти докторов наук, являющихся специалистами по проблемам каждой отрасли науки каждой научной специальности, по которой диссертационному совету предоставлено право принимать к защите диссертации, в том числе не менее четырех докторов наук, являющихся специалистами по проблемам каждой отрасли науки каждой научной специальности, по которой диссертационному совету предоставлено право принимать к защите диссертации, имеющих основным местом рабо-

ты организацию, на базе которой создается диссертационный совет4.

Понимая и принимая стремление разработчиков новой номенклатуры обеспечить укрупнение научных специальностей и их междисциплинарный характер, нельзя не согласиться с мнением о некоторой искусственности в «нарезке» отраслей права, представленных в обсуждаемой научной специальности [5]. Так, если руководствоваться критериями «публичное — частное», чтобы понять логику формирования группы «право», то вызывает вопрос выделения в самостоятельную научную специальность уголовно-правовой науки, которая также относится к публичным отраслям права. В то же время расчленение трудового права, права социального обеспечения, земельного права, природо-ресурсного права, экологического права, аграрного права, корпоративного права, конкурентного права и энергетического права на области публично-правового и частно-правового регулирования с имплементацией их в различные научные специальности в условиях нарастающей конвергенции публичного и частного права [4, с. 68] нельзя считать удачным решением.

В связи с этим совсем непонятно, чем руководствовались авторы паспортов научных специальностей по новой номенклатуре, включив в паспорт специальности 5.1.3. Частно-правовые науки такие сугубо публично-правовые направления исследования, как: «Государственная политика и государственное регулирование в сфере предпринимательства. Саморегулирование. Государственная поддержка предпринимательства, иных форм экономической деятельности, в том числе в различных сферах (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и др.)». К сожалению, таких проблемных вопросов возникает немало.

Еще один проблемный вопрос, который встал с первых дней работы диссертационного совета Академии управления МВД России по новой научной специальности 5.1.2, касается отображения в паспорте указанной специальности сопрягаемой с ней научной специальности 12.00.11. Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность из номенклатуры 2017 г.

Согласно паспорту специальности 12.00.11 ее содержанием считалось исследование научных, правовых, организационно-структурных, методологических основ деятельности органов судебной власти и прокуратуры, органов испол-

4 Об утверждении Положения о совете по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук : приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2017 г. № 1093 : в ред. от 7 июня 2021 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 30.01.2023).

нительной власти в сфере правоохранительной и правозащитной деятельности, а также правоохранительных и правозащитных институтов гражданского общества.

Самостоятельными направлениями исследований по данной специальности были: цели, задачи, предмет и методы правового регулирования, закономерности, противоречия и тенденции развития законодательства, а также организационно-структурное и функциональное (компетенционное) обеспечение деятельности соответствующих правоохранительных органов государства и институтов гражданского общества.

В качестве объекта исследования по специальности 12.00.11 выступали правоотношения, складывающиеся в связи с деятельностью судов, реализующих конституционную функцию судебного контроля за решениями и действиями органов государственной власти, и органов прокуратуры, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, а также правоотношения, складывающиеся в ходе правоохранительной деятельности других органов государственной власти по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию преступлений и правозащитной деятельности государственных и негосударственных институтов.

При этом относительно органов судебной власти предполагалось исследование юрисдикции и организации деятельности судов, действующих в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В отношении органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, исследовались вопросы организации функционирования и управления государственными органами, основным назначением которых является охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями, защита прав и свобод человека. В числе правозащитных институтов изучению подлежали те организации и институты гражданского общества, которые оказывают юридическую помощь гражданам и их объединениям, обеспечивают условия реализации и защиты их прав и доступ к правосудию: адвокатура, нотариат, государственные юридические бюро, третейские суды, иные органы внесудебного и досудебного разрешения правовых споров, неправительственные правозащитные организации, система уполномоченных по правам человека и др.

Изучая же паспорт научной специальности 5.1.2, обнаруживаем, что обозначенные выше организационно-правовые аспекты государ-

28

ственного управления в правоохранительном сфере потерялись или, если можно так сказать, растворились в весьма обобщающе сформулированных направлениях публично-правового исследования. И если в отношении судебной системы и прокуратуры преемственность, о которой неоднократно говорилось в ходе разработки новой номенклатуры научных специальностей [8, с. 21], в целом обеспечена, то применительно к иным государственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, такое не наблюдается.

Конечно, можно признать, что организационно-правовые аспекты деятельности правоохранительных органов могут рассматриваться в качестве предмета изучения общественных отношений, складывающихся в процессе функционирования институтов публичной власти и публичного управления, и в этом смысле содержаться в таких направлениях исследования, как «Организация публичной власти и публичного управления. Институты публичной власти и публичного управления», «Территориальная организация публичной власти». Можно также попытаться «втиснуть» организационно-правовой аспект правоохранительной и правозащитной деятельности в такое направление исследования, как «Правовое регулирование правоохранительной и правозащитной деятельности». Но все это фактически приведет к искажению в определении реального предмета исследования.

Рассматривая вопросы преемственности и сопряжения «старых» и «новых» научных специальностей, нельзя не отметить еще одну метаморфозу, приключившуюся со специальностью 12.00.11. Неясно, чем руководствовались разработчики паспортов научных специальностей по новой номенклатуре, расчленив предметы исследования по специальности 12.00.11 на две новые научные специальности: уже названную — 5.1.2 и научную специальность 5.1.4. Уголовно-правовые науки, в паспорте которой в качестве направлений исследования предусмотрены: «Правозащитная деятельность, осуществляемая в процессе реализации уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, оперативно-розыскных, уголовно-исполнительных, криминологических мер»; «Правоохранительные органы в сфере борьбы с преступностью: система, виды, функции, правовое регулирование и координация деятельности. Международное сотрудничество». Спрашивается, разве это не вопросы организации правозащитной и правоохранительной деятельности?

И наконец, еще одна особенность новой номенклатуры научных специальностей: проведение исследований проблем государственного управления возможно по группе 5.5. Политоло-

гия в рамках таких направлении, как, например: «Система государственного управления. Органы государственной власти и управления. Органы исполнительной власти», «Планирование, прогнозирование, программирование в государственном управлении, государственной политике и отраслевых политиках» и ряда других направлений, в которых неминуемо прямо или косвенно должны затрагиваться вопросы организационно-правового механизма функционирования институтов государственного управления.

Представляется, что все это является следствием непонимания, а возможно, и непринятия некоторой частью экспертного сообщества организационно-правовых аспектов изучения правоохранительной и правозащитной деятельности в качестве самостоятельного направления правового исследования.

Вместе с тем исследование организационно-правового механизма является неотъемлемой составляющей в изучении природы и сущности государственного управления в правоохранительной сфере.

С учетом различных определений, приведенных и обоснованных в научной и учебной литературе, государственное управление в правоохранительной сфере можно охарактеризовать как целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему специальных государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей, связанных с реализацией правоохранительной функции государства [1, с. 293; 6, с. 18; 7, с. 34; 11, с. 11].

В самом общем виде организационно-правовой механизм государственного управления в рассматриваемой сфере можно представить как систему, элементами которой являются правовые предписания, организационная структура правоохранительных и правозащитных институтов государства, взаимосвязи, функции и полномочия, формы и методы организации их деятельности.

В связи с этим не лишним будет напомнить сомневающимся в юридической природе исследований организационно-правового механизма правоохранительной деятельности, что правоохранительная функция государства существует и реализуется только в правовой форме. Как справедливо отмечает профессор В. Н. Уваров, право в этом случае выступает в качестве официального инструмента (способа) эффективного воздействия государства на соответствующие группы общественных отношений, поведение людей. В теории управления и государственной практике правовое регулирование признается как функция государственного управления. В содержательном аспекте правоохранительная функция

государства может проявлять себя в конституционно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой формах. Им будет соответствовать конституционное производство, гражданское судопроизводство, административно-деликтное производство, уголовное судопроизводство. Иначе говоря, предмет деятельности правоохранительной функции государства структурирован и формирует государственно-правовой механизм управления в правоохранительной сфере [9, с. 114].

В связи с этим в качестве объекта научного исследования, посвященного проблемам правоохранительной или правозащитной деятельности, должны рассматриваться правоотношения, возникающие в процессе реализации правоохранительной функции государства. В таком случае предметом исследования могут быть сущность, содержание и закономерности государственного управления в правоохранительной сфере; структура, принципы, формы, методы и правовые основы взаимоотношений государства, его органов (как субъектов управляющего воздействия) и общества (как объекта этого воздействия); особенности функционирования механизма управления и правового регулирования в правоохранительной сфере; объективные условия и субъективные факторы, обусловливающие характер управления. Следовательно, организационно-правовой механизм государственного управления в правоохранительной сфере нужно рассматривать в качестве направления научного исследования в рамках специальности 5.1.2. В таком случае предметом исследования «12. Правовое регулирование правоохранительной и правозащитной деятельности» может выступать правовое регулирование организации правоохранительной и правозащитной деятельности.

Представляется, что все вышесказанное описывает лишь часть проблем, возникших в связи с утверждением новой номенклатуры научных специальностей, которая, по сути, является системообразующим элементом не только в процессе подготовки и аттестации кадров высшей

научной квалификации, но и в целом для определения перспектив и горизонтов развития всей российской науки.

Вряд ли в этой ситуации разработка новой номенклатуры научных специальностей может быть признана до конца продуманной, а в ряде случаев и достаточно обоснованной попыткой укрупнения научных специальностей в области социально-гуманитарных наук, предпринятой в рамках реализации установки, сформулированной в поручении Президента Российской Федерации от 28 марта 2020 г. № Пр-5895.

Следует отметить, что описанная ситуация не является патовой и может быть поправимой. В данном случае можно предложить внести должные коррективы в паспорта научных специальностей 5.1.2 и 5.1.4 номенклатуры 2021 г. путем переноса направления исследования организационно-правовых аспектов правозащитной и правоохранительной деятельности в специальность 5.1.2. Целесообразно также освободить данную специальность от смешанных по своему характеру «публично-частных» направлений исследования. В этих целях предлагается рассмотреть возможность образования новой специальности 5.1.6, которую условно можно было бы назвать «Комплексные правовые науки», с включением в нее отраслей права, относимых номенклатурой 2017 г. к научным специальностям 12.00.04, 12.00.05, 12.00.06, 12.00.07 в целом, с одновременным изъятием соответствующих частно-правовых аспектов исследования из паспорта специальности 5.1.3.

Представляется, что такой междисциплинарный подход в большей степени будет отвечать логике укрупнения научных специальностей и при этом не будет противоречить сложившейся дифференциации отраслей правовой науки.

5 Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 6 февраля 2020 г. от 28 марта 2020 г. № Пр-584. URL: https://minobr74.ru/ uploads/100/6/section/173/2020.03.28_Pr-589.pdf?1633494103248 (дата обращения: 30.01.2023).

Список литературы:

References:

1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : курс лекций. М., 2004.

2. Власенко Н. А. О подготовке новой номенклатуры научных специальностей по юриспруденции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Т. 24. № 3.

3. Габов А. В., Мацкевич И. М. Номенклатура научных специальностей как элемент государственной системы научной аттестации:

1. Atamanchuk G. V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya : kurs lekcij. M., 2004.

2. Vlasenko N. A. On the preparation of a new nomenclature of scientific specialties in jurisprudence // RUDN Journal of Law. Series: Legal Sciences. 2020. Vol. 24. № 3.

3. Gabov A.V., Matskevich I. M. Nomenclature of scientific specialties as an element of the state system of scientific attestation: to the formu-

4.

5.

к постановке вопроса // Мониторинг правоприменения. 2020. № 2 (35). Коршунов Н. М. Частное и публичное право: проблемы формирования основ современной теории конвергенции // Журнал российского права. 2010. № 5. Курбатов А. Новая номенклатура научных специальностей по юридическим наукам как тупик в развитии правовой науки (на примере специальности 5.1.3. «Частноправовые (цивилистические) науки»). URL: https://zakon.ru/blog/2021/9/9/novaya_ nomenklatura_nauchnyh_specialnostej_po_ yuridicheskim_naukam_kak_tupik_v_razvitii_ pravovoj_nau (дата обращения: 30.01.2023). Малышева М. А. Теория и методы современного государственного управления : учеб.-метод. пособие. СПб., 2011. Охотский Е. В. Государственное управление в современной России : учеб.-метод. комплекс. М., 2008.

Пахомов С. И., Гуртов В. А, Стасевич А. В. Введение новой номенклатуры научных специальностей в России: преемственность и новации // Образование и наука. 2021. Том 23. № 8. Уваров В. Н. Правоохранительная функция государства и механизм ее реализации // Право и государство. 2018. № 3-4 (80-81). 10. Утвержден новый перечень специальностей, по которым присуждаются ученые степени // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/32072 (дата обращения: 30.01.2023). Чиркин В. Е. Публичное управление: учеб. М., 2004.

6.

7.

9.

4.

5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.

7.

11.

lation of the question // Monitoring of law enforcement. 2020. № 2 (35). Korshunov N. M. Private and public law: problems of formation of the foundations of the modern theory of convergence // Journal of Russian Law. 2010. № 5. Kurbatov A. Novaya nomenklatura nauchnyh special'nostej po yuridicheskim naukam kak tupik v razvitii pravovoj nauki (na primere special'nosti 5.1.3. "Chastnopravovye (ci-vilisticheskie) nauki"). URL: https://zakon. ru/blog/2021/9/9/novaya_nomenklatura_ nauchnyh_specialnostej_po_yuridicheskim_ naukam_kak_tupik_v_razvitii_pravovoj_nau (data obrashcheniya: 30.01.2023). Malysheva M. A. Teoriya i metody sovremenno-go gosudarstvennogo upravleniya : ucheb.-me-tod. posobie. SPb., 2011. Okhotsky E. V. Gosudarstvennoe upravlenie v sovremennoj Rossii : ucheb.-metod. kompleks. M., 2008.

8. Pakhomov S. I., Gurtov V. A, Stasevich A. V. Introduction of a new nomenclature of scientific specialties in Russia: continuity and innovations // Education and Science. 2021. V. 23. № 8.

9. Uvarov V. N. The law enforcement function of the state and the mechanism of its implementation // Law and the State. 2018. № 3-4 (80-81).

10. Utverzhden novyj perechen' special'nostej, po kotorym prisuzhdayutsya uchenye stepeni // Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii : ofic. sajt. URL: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nau -ka-i-obrazovanie/32072 (data obrashcheniya: 30.01.2023).

11. Chirkin V. E. Publichnoe upravlenie : ucheb. M., 2004.

Для цитирования:

For citation:

Кононов Анатолий Михайлович. Организационно-правовой механизм государственного управления в правоохранительной сфере как направление исследования в свете анализа новой номенклатуры научных специальностей // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 2 (66). С. 24-30.

Kononov Anatoly Mikhailovich. Organizational and Legal Mechanism of the State Management in the Law Enforcement Sphere as a Research Direction in the Light of the Analysis of the New Nomenclature of Scientific Specialties // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 2 (66). P. 24-30.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.