Одной из малоисследованных страниц истории Украинской Советской Социалистической Республики является проблема становления и развития органов внутренних дел в конце 30-х гг. ХХ в. Особое место в структуре органов внутренних дел занимает транспортная милиция РКМ НКВД СССР, созданная с целью обеспечения сохранности грузов, безопасности пассажиров, передвигающихся по железнодорожным магистралям.
Изучение поставленной проблемы даст возможность обстоятельно разобраться в объективных процессах, происходивших в те далекие годы в бывшем Советском Союзе, а также адекватно понять необходимость создания органов внутренних дел, а именно транспортной милиции, их функции и деятельность на железных дорогах страны.
Кроме того, представленные в научной статье материалы имеют не только историко-правовой, но и практический интерес для широкого круга ученых, аспирантов, сотрудников железнодорожного транспорта, органов внутренних дел и других специалистов.
Таким образом, сказанное выше свидетельствует о том, что проблема становления и развития органов внутренних дел СССР в конце 30-х гг. ХХ в., действительно, актуальна и требует дальнейшего изучения.
Исследования, касающиеся непосредственно указанной проблемы, освещались в работах Р.С. Мулукаева, А.Я. Малыгина, А.Е. Епифанова, Е.В. Кичигиной, Б.П. Орловской, Н.А. Щелокова, П.П. Михайленко, Н.Д. Литвинова, Ш.М. Нурадинова, А.Е. Шевченко и др.
Ученые сконцентрировали свое внимание на анализе документов становления органов внутренних дел Российской Федерации, коснулись проблемы создания милиции на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте. Вместе с тем целый ряд вопросов хотя и поставлен, однако они требуют дальнейшего изучения.
В предлагаемой статье автор на основании изучения и использования нормативно-правовой базы, обзора научной литературы исследует проблему становления и развития органов железнодорожной милиции НКВД УССР в конце 30-х гг.
Конституция СССР 1936 г. внесла изменения в систему органов Советского государства, их компетенцию и формы деятельности, законодательно закрепила победу социализма в СССР.
В соответствии с Конституцией Высшим законодательным органом власти была провозглашена Верховная рада, а высшим исполнительно-распорядительным - Совет Народных Комиссаров. На основе и в выполнение действующих законов Рада наделялась правом выдавать постановления и распоряжения.
С принятием Конституции СССР в УССР заметно оживилась нормотворческая деятельность.
На Украине происходит расширение функций органов внутренних дел. В их ведение передается ряд обязанностей, которые раньше выполнялись другими государственными структурами. В оперативно-служебной деятельности милиции это нашло отражение в усилении правовой регламентации разных ее сторон. В частности, более четко определялись функции железнодорожной и водной милиции в организации патрульно-постовой службы, обеспечении общественного порядка, охране прав и личного имущества граждан.
На основании решений февральско-мартовского (1937) Пленума ЦК ВКП (б) «О реорганизации аппарата НКВД» Транспортный отдел Главного управления Государственной безопасности НКВД СССР освобождался от «...охраны общественного порядка на железнодорожном транспорте, от несения дежурств на вокзалах, борьбы с хищениями социалистической собственности, хулиганством и детской беспризорностью», эти обязанности возлагались на вновь созданную железнодорожную милицию [1, с. 197].
26 июня 1937 г. на основании приказа Народного Комиссариата внутренних дел и Народного Комиссариата путей сообщения СССР № 00370 - 26 «Ц» в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции был создан Отдел железнодорожной милиции [2, арк. 141]. Кроме указанных обязанностей, на железнодорожную милицию возлагались: борьба с бандитизмом, ограблениями, спекуляцией и другими криминальными преступлениями; осуществление паспортного режима в полосе железнодорожной зоны; контроль в соответствии с законами, постановлениями, приказами и инструкциями за деятельностью сотрудников железнодорожного транспорта, пассажирами по
выполнению правил общественного порядка, а также привлечение к ответственности лиц за нарушение этих предписаний.
Охрана грузов и сооружений на транспорте оставалась за стрелковой охраной Народного Комиссариата путей сообщения.
Согласно п. 2 приказа НКВД и НКПС СССР численность железнодорожной милиции на 1937 г. планировалось довести до 11 500 человек, постепенно укомплектовав ее к 1 января 1938 г.
А в течение 1938 г. предусматривалось довести численность железнодорожной милиции до 21 500 человек, закончив комплектование к 1 января в 1939 г. [3, с. 151].
В соответствии с Временным положением о железнодорожной милиции она становилась составной частью рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. В структуру железнодорожной милиции вошли: центральный аппарат управления - отдел железнодорожной милиции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР; периферийные органы - дорожные отделы железнодорожной милиции, расположенные в пунктах дислокации управлений дорог, 234 отделения, 281 оперативный пункт и 949 линейных постов в соответствии с дислокацией. Отдел железнодорожной милиции ДУРКМ НКВД СССР возглавлял заместитель начальника ДУРКМ НКВС СССР.
Отдел железнодорожной милиции ДУРКМ НКВД СССР состоял из 3 отделений и секретариата. 1 -ое отделение ведало организацией охраны общественного порядка и паспортизацией. 2-ое отделение осуществляло руководство борьбой с хищением социалистической собственности. На 3-е отделение возлагалось руководство борьбой с криминальной преступностью. Дорожный отдел состоял из аппарата управления железнодорожной милиции дороги, линейных отделений, оперативных пунктов. Аппарат железнодорожной милиции - из 3-х отделений: внешней службы; уголовного розыска и секретариата. Во главе дорожного отдела стоял заместитель начальника управления РК милиции (республики, края, области), дислоцированного в пункте расположения управления дороги.
Отделения железнодорожной милиции располагались главным образом в местах дислокации отделений служб движения дороги на больших узлах и станциях. Отделения имели в своем составе оперативные пункты, дислоцированные на больших пассажирских и грузовых станциях.
От оперативных пунктов или линейных отделений на отдельные станции с большим пассажирским потоком направлялись участковые уполномоченные, которые вели работу по заданию начальника оперативного пункта или линейного отделения.
Комплектование, политическую и специальную подготовку кадров, финансирование, снабжение и вооружение железнодорожной милиции осуществляли соответствующие отделы управления РК милиции республик, краев и областей.
Помещение для служебных целей и размещения личного состава железнодорожной милиции, а также оборудование этих помещений, предоставлялись бесплатно Народным Комиссариатом путей сообщения СССР.
Порядок взаимодействия органов железнодорожной милиции с органами управления железных дорог и военизированной охраной НКПС определялся особой инструкцией, выданной народными комиссариатами внутренних дел и путей сообщения СССР [3, с. 151-153].
В июне 1937 г. согласно приказу НКВД и НКПС СССР в структуре железнодорожной милиции был создан отдел, осуществляющий паспортный контроль, и отдел по учету уголовных дел и преступного элемента.
В УССР было создано 5 дорожных отделов милиции - Юго-Западный, Южный, Приднепровский (с 4 января в 1936 г. Сталинский), Донецкий и Одесский, состоящие из отделений уголовного розыска, отделов по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС) и внешней службы [4, с. 84-85].
В штат дорожного отдела Южно-Донецкой железнодорожной милиции входили: начальник отдела, заместитель начальника отдела, начальник отдела внешней службы, начальник отделения розыска, пять оперуполномоченных, пять уполномоченных уголовного розыска, временно исполняющий дела уполномоченного уголовного розыска, четыре дежурных уполномоченных уголовного розыска, временно исполняющий обязанности дактилоскопа, четыре уполномоченных, проводник собаки, два
старших инспектора службы, один инспектор службы, секретарь отдела, делопроизводитель, машинистка отдела, машинистка, два командира отделения и 24 милиционера [4, с. 85].
Штат линейного отделения милиции состоял из начальника отделения, оперуполномоченного уголовного розыска, двух уполномоченных уголовного розыска, 4-х дежурных уполномоченных, инспектора службы, секретаря, проводника собаки, машинистки, командира отделения, 13-ти милиционеров [4, с. 85]. В штат оперативного пункта входили (как пример - структура оперпункта станции Сталино: начальник оперпункта, оперуполномоченный уголовного розыска, временно исполняющий обязанности уполномоченного, четыре дежурных уполномоченных, машинистка, командир отделения, восемь милиционеров) [4, с. 85].
26 июня в 1937 г. была создана железнодорожная милиция на Южной железной дороге. Первыми сотрудниками дорожного отдела милиции стали выпускники Киевской всеукраинской школы среднего начсостава милиции имени Галицкого. На основании приказа из личного состава от 28 августа в 1937 г. № 645 «...начальником отдела железнодорожной милиции Южной железной дороги и заместителем начальника УРКМ УНКВД по Харьковской области с 8 августа в 1937 г. был назначен старший лейтенант милиции П. Петров, который прибыл из УРКМ НКВД Молдавской АССР. Начальником отдела внешней службы стал лейтенант милиции М. Семенов, начальником отдела уголовного розыска - лейтенант милиции Иваницкий. Стрелковая охрана, которая выполняла функции охраны общественного порядка, передавалась на укомплектование штата на станциях Мерефа, Основа, Шпакивка, Ромодан, а также отделений железнодорожной милиции на станциях Белгород, Лозовая, Полтава Южная, Кременчуг, Люботин, Сумы, Готня» [5, с. 15-16].
В апреле в 1938 г. было создано Харьковское отделение транспортной милиции во главе с временно исполняющим обязанности начальника Т. Юрченко. Со временем на Южной железной дороге были созданы: 7 линейных отделений - Харьков-Пассажирский, Основа, Полтава, Белгород, Лозовая, Кременчуг, Люботин; 13 оперпунктов - на станциях Суммы, Богодухов, Новая Бавария, Балашовка, Сортировочная, Готня, Ромны, Ромодан, Мерефа, Ржавая, Красноград, Коломак и 14 линейных постов, в частности: Смородино, Белополье, Чугуев, Солнцево, Кобеляки, Левада, Новоселовка, Скороходово, Полтава-Киевская, Миргород, Самойловская и др. [5, с. 18].
В июле в 1937 г. была создана железнодорожная милиция на Юго-Западной магистрали. Начальником дорожного отдела милиции был назначен товарищ Антипов. Сформированы линейные отделения милиции на станциях Киев, Фастов, Коростень, Жмеринка, Гребенка, оперпункты -Дарница, Киев-Товарный, Киев-Петровка, Белокоровичи, Нежин, Шепетовка, Чернигов. Охрану грузов и сооружений осуществляла стрелковая охрана НКПС [6, с. 97-98].
Важное место в структуре железнодорожной милиции ГУ РКМ НКВД УССР занимала Приднепровская железная дорога, которая обеспечивала надежную транспортную связь Кривбасса, индустриального Приднепровья и Донбасса как между собой, так и с другими экономическими регионами Украины. В период создания транспортной милиции ее возглавлял комиссар милиции 3-го ранга А.А. Дементьев [6, с. 73].
Организация дорожного отдела Донецкой магистрали происходила в период административной перестройки железных дорог. Так, из Донецкой и Приднепровской дорог была создана новая - ЮжноДонецкая, управление которой разместилось в городе Ясиноватая, а Донецкая дорога переименована в Северо-Донецкую с местом дислокации в городе Артемовске. В структуру Северо-Донецкой железной дороги вошли Дебальцевское, Попаснянское, Луганское, Краснолиманское, Купянское отделения, а в структуру Южно-Донецкой - Красноармейское, Ясиноватское, Иловайское, Славянское и Волновахское. На основании приказа НКВД УССР временно исполняющим обязанности начальника железнодорожной милиции на Северо-Донецкой дороге был назначен помощник начальника областного управления милиции капитан С. Медведовский, а начальником милиции Южно-Донецкой - начальник Макеевского горотдела милиции Б. Карайбог. Этим же приказом на всех узловых станциях были образованы линейные отделения и оперативные пункты милиции. Так, на Южно-Донецкой - на станциях Волноваха, Иловайск, Красноармейск (Постышево), Славянск созданы линейные отделения, а на станциях Сталино, Мушкетово, Мариуполь, Криничная, Краматорск и Константиновка - оперативные пункты [7, арк. 10]. На Северо-Донецкой линейные
отделения были сформированы на станциях Дебальцево, Попасна, Ворошиловград (Луганск), Купянск, Красный Лиман [6, с. 21].
Кроме того, вместо Приднепровской железной дороги была создана Сталинская железная дорога с дислокацией дорожного отдела милиции в городе Днепропетровск. Дорожные отделения милиции располагались в Джанкое, Севастополе, Сориголе, Запорожье, Мелитополе, Днепропетровске и Кагановиче; оперативные пункты находились на станции имени Чубаря и в Симферополе [4, с. 87]. Такая организационная перестройка обозначилась на уровне перевозок грузив, с одной стороны, с другой, - определились границы обслуживания этих территорий железнодорожной милицией.
1 ноября в 1939 г. в связи с принятием Закона Верховной рады СССР «О включении Западной Украины в состав СССР» приказом НКВД СССР «Об организациях территориальной и железнодорожной милиции Западной Украины» от 6 ноября в 1939 г. в этих областях была организована советская милиция [8, арк. 47]. Таким образом, в структуре Дорожного отдела Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР возникли новые отделы железнодорожной милиции на Львовской железной дороге и Ковеле [4, с. 87].
В 1940 г. в связи со вхождением в состав УССР Бессарабии и Буковины и образованием Молдавской АССР для охраны общественного порядка и государственной безопасности туда была направлена оперативная группа из числа работников НКВД и милиции Одесской железной дороги, которые стали основным ядром на железной дороге Молдавии [4, с. 87].
Для улучшения оперативно-агентурного обслуживания объектов железнодорожного транспорта по линии ОБХСС и повышения качества агентурной работы в структуре железнодорожной милиции, с целью организации агентурно-оперативной и следственной групп, была реорганизована работа 3 -го отделения Дорожного отдела РКМ НКВД УССР. Заданием следственных групп стало усиление борьбы с преступностью, сокращение сроков расследования уголовных дел и улучшения качества следственного производства. С этой целью в структуре дорожных отделов милиции были проведены соответствующие перемещения сотрудников милиции. Как пример, на Южной железной дороге согласно приказу № 175, в следственную группу Дорожного отдела были включены четыре оперативных сотрудника железнодорожной милиции [5, с. 20], на Южно-Донецкой железной дороге на основании приказа начальника отдела железнодорожной милиции НКВД Аверьянова от 10 июля в 1939 г. из работников 3-го отделения также была создана агентурно-оперативная и следственная группы. Члены групп выполняли свои обязанности и отвечали за конкретные направления работы, в частности, за грузовую службу, дорожно-техническое снабжение, дорожно-транспортную торговлю, питание, буфеты, финансирование, борьбу со спекуляцией [9, арк. 138-139].
С целью улучшения работы особой инспекции дорожных отделов и своевременного реагирования на жалобы граждан, разгрузки отделов от материалов проверочного характера, согласно Директивы ГУ РКМ НКВД СССР № 491381 от 10 сентября 1939 г., в структуре дорожных отделов были введены должности дознавателей по линии отдела [9, арк. 216].
Таким образом, после длительного и сложного процесса структурных преобразований состоялось окончательное организационно-правовое оформление железнодорожной милиции - специальных подразделений органов внутренних дел НКВД УССР, которые выполняли свои функции по обеспечению безопасности пассажиров, грузов и наведению общественного порядка на железных дорогах республики.
Литература
1. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел: Учебник. М.: Изд-во «Кота Вепе медиа трейд компашя», 2005.
2. Государственный архив Министерства внутренних дел Украины. Ф. 45. Оп. 1. Спр. 9.
3. Михайленко П.П., Кондратьев Я.Ю. Iсторiя мшщи Украши у документах i матерiалах: У 3 т. К.: Вид-во «Генеза», 1999. Т. 2: 1926-1945.
4. Шевченко А.С. Органiзацiйно-правовi аспекти становлення та адмшютративно! дiяльностi спещальних шдроздшв НКВС Украши на транспорт у кшщ 20-х - середиш 40-х роюв ХХ ст. К., 2005.
5. Милиция Южной: от истоков до наших дней. Краткий исторический очерк в документах / Под ред. Н.С. Супрунова, Г.П. Колесникова, Н.Ю. Синдеева. Харьков: УМВД Украины на ЮЖД, 1997.
6. Дорогою чесп. К., 1999.
7. Текущий архив Управления МВД на Донецкой железной дороге. Т. 1. Спр. 3780.
8. ДА МВД Украины. Ф. 45. Оп. 1. Спр. 51.
9. Текущий архив Управления МВД на Донецкой железной дороге. Т. 1. Спр. 3788.