Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАКТИКИ ИПОТЕКИ ЗЕМЛИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО БАНКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1883 – 1894 гг.)'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАКТИКИ ИПОТЕКИ ЗЕМЛИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО БАНКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1883 – 1894 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инструкции / Крестьянский банк / повеления императора / посредническая операция банка / правила / товарищество / циркуляры / instructions / Peasant Bank / orders of the emperor / intermediary operation of the bank / rules / partnership / circulars

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Геннадий Святославович Працко, Сергей Анатольевич Фролов

Введение. Показаны актуальность тематики и точка зрения современных исследователей, раскрывающая необходимость создания государственного ипотечного учреждения после реформы 1861 г., правовые основы функционирования земельного Крестьянского банка. Цель. Проанализировать содержание циркуляров, правил, инструкций, распоряжений, повелений императора, направленных на практику предоставления ипотечных ссуд, рассрочки платежей, хозяйственного заведования имениями, перешедшими в собственность банка; охарактеризовать влияние организационно-правового регулирования на ипотеку земли. Методы. Использованы методы правового исследования, в числе которых анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование Крестьянского банка; сравнительно-правовой, – демонстрирующий особенности реализации учредительной документации и циркуляров, правил, инструкций, распоряжений, повелений императора, направленные на организационно-правовое регулирование практической деятельности государственного ипотечного кредитного учреждения. Результаты. Установлено, что в начальный период функционирования Крестьянского банка требовалось активное организационно-правовое регулирование посреднической операции банка со стороны совета банка, министра финансов, императора. Это касалось практики подачи заявления, ограничения неравенства в распределении земель, процедуры предоставления ипотечных ссуд товариществам крестьян, «дарования» императором дополнительных льгот субъектам кредитных правоотношений по случаю неурожая 1891 – 1892 гг. В результате ипотечный кредит был востребован крестьянством Российской империи. Выводы. Организационно-правовое регулирование практики ипотеки земли на начальном этапе функционирования Крестьянского банка способствовало дальнейшему процессу реформирования учредительных документов и разработке Устава банка в 1895 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Геннадий Святославович Працко, Сергей Анатольевич Фролов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Legal Regulation of Land Mortgage Practice at the Initial Stage of the Peasant Bank's Operation in the Russian Empire (1883 – 1894)

Introduction: The authors characterized the relevance of the topic and the point of view of modern researchers, revealing the need to create a state mortgage institution after the reform of 1861, the legal basis for the functioning of the land Peasant bank. Objective: The study aims to analyze the content of circulars, rules, instructions; orders of the emperor aimed at the practice of providing mortgage loans, installment payments, and economic management of estates that have become the property of the bank; to characterize the impact of organizational and legal regulation on the mortgage of land. Methods: The methods of legal research were used, including the analysis of normative legal documents regulating the functioning of the Peasant Bank, the comparative legal method – demonstrating the peculiarities of the implementation of the constituent documentation and circulars, rules, instructions, orders, orders of the emperor, aimed at the organizational and legal regulation of the practical activities of the state mortgage credit institution. Results: It was found that in the initial period of the Peasant Bank's operation, active organizational and legal regulation of the bank's intermediary operation was required by the bank's council, the Minister of Finance, and the emperor. This concerned the practice of filing an application, limiting inequality in the distribution of land, the procedure for granting mortgage loans to peasant associations, and the emperor's "granting" additional benefits to subjects of credit relations on the occasion of a crop failure in 1891 – 1892. As a result, the mortgage loan was in demand by the peasantry of the Russian Empire. Conclusions: The organizational and legal regulation of the practice of land mortgages at the initial stage of the Peasant Bank's operation contributed to the further process of reforming the constituent documents and the development of the bank's Charter in 1895.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАКТИКИ ИПОТЕКИ ЗЕМЛИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО БАНКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1883 – 1894 гг.)»

УДК 340/143

РО!: 10.17277/ргауо.2024.02.рр.135-144

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАКТИКИ ИПОТЕКИ ЗЕМЛИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО БАНКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1883 - 1894 гг.)

Геннадий Святославович Працко, д-р юрид. наук, д-р филос. наук, профессор, заведующий кафедрой ««Гражданское право и процесс», ФГБОУ ВО ««Ростовский государственный университет путей сообщения», Ростов на-Дону, Россия; профессор кафедры ««Теория и история государства и права», ФГБОУ ВО ««Тамбовский государственный технический университет»,

Тамбов, Россия; gpip@rgups.ru

Сергей Анатольевич Фролов, канд. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой « Теория и история государства и права», ФГБОУ ВО ««Тамбовский государственный технический университет»,

Тамбов, Россия; seif.saf@rambler.ru

Введение. Показаны актуальность тематики и точка зрения современных исследователей, раскрывающая необходимость создания государственного ипотечного учреждения после реформы 1861 г., правовые основы функционирования земельного Крестьянского банка. Цель. Проанализировать содержание циркуляров, правил, инструкций, распоряжений, повелений императора, направленных на практику предоставления ипотечных ссуд, рассрочки платежей, хозяйственного заведования имениями, перешедшими в собственность банка; охарактеризовать влияние организационно-правового регулирования на ипотеку земли. Методы. Использованы методы правового исследования, в числе которых анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование Крестьянского банка; сравнительно-правовой, - демонстрирующий особенности реализации учредительной документации и циркуляров, правил, инструкций, распоряжений, повелений императора, направленные на организационно-правовое регулирование практической деятельности государственного ипотечного кредитного учреждения. Результаты. Установлено, что в начальный период функционирования Крестьянского банка требовалось активное организационно-правовое регулирование посреднической операции банка со стороны совета банка, министра финансов, императора. Это касалось практики подачи заявления, ограничения неравенства в распределении земель, процедуры предоставления ипотечных ссуд товариществам крестьян, « дарования» императором дополнительных льгот субъектам кредитных правоотношений по случаю неурожая 1891 - 1892 гг. В результате ипотечный кредит был востребован крестьянством Российской империи. Выводы. Организационно-правовое регулирование практики ипотеки земли на начальном этапе функционирования Крестьянского банка способствовало дальнейшему процессу реформирования учредительных документов и разработке Устава банка в 1895 г.

Ключевые слова: инструкции; Крестьянский банк; повеления императора; посредническая операция банка; правила; товарищество; циркуляры.

Введение

Актуальность изучения вопроса функционирования Крестьянского банка обусловлена вниманием современных исследователей к проблеме социально-экономической модернизации России в пореформенное время в конце XIX в.

По мнению Н. А. Кистеневой, после реформ 1860 - 1870-х гг. земля становится полноценным объектом купли-продажи, причем в систему этих отношений были включены все сословия, в том числе и крестьянство [5, с. 7]. Дополняет выдвинутый тезис М. Ю. Зоткина: «после крестьянской реформы 1861 г. организация банковских учреждений стала главной правительственной задачей. Однако лишь в царствование императора Александра III началось масштабное преобразование кредитно-финансовой системы Российской империи» [3, с. 42]. Тем самым создание государственных ипотечных земельных банков было ключевым насущным вопросом в начальный период прихода к власти Александра III.

Как отмечает Т. А. Бочарова, Крестьянский банк был основан в 1882 г. для «облегчения крестьянам всех наименований способов к покупке земли, в тех случаях, когда владельцы земель пожелают их продать, а крестьяне приобрести эту землю» [1, с. 53]. В результате, с государственной ипотекой связывались возможности дополнительного приобретения крестьянами земли в составе коллективного или индивидуального состава домохозяйства.

Методы

Использованы методы правового исследования, в числе которых анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование Крестьянского банка, сравнительно-правовой, - демонстрирующий особенности реализации циркуляров, правил, инструкций, распоряжений и повелений императора в практической деятельности банка.

Результаты и обсуждение

Изначально учредительным документом, регламентирующим порядок предоставления ипотеки земли, было «Положение о Крестьянском поземельном банке», утвержденное Александром III в 1882 г. [4, с. 409]. В учредительной документации обозначалось, что банк был создан с целью «оказывать крестьянам содействие в приобретении предложенных для продажи земель». В своей структуре он подчинялся министру финансов, а общее управление осуществлялось советом банка, управляющим и его товарищем. Заведование делами Крестьянского банка на местах возлагалось на отделения банка [12, с. 54]. Исследование документации, регламентирующей функционирование банка, позволило выявить значительное количество циркуляров, на основе которых осуществлялось правовое регулирование процесса разрешения, выдачи, уплаты срочных платежей, предоставление льгот по ссуде субъектам кредитных правоотношений. Их правовой анализ позволяет создать целостную картину ипотечного механизма кредитования земли.

Исследование архивных источников из фонда Крестьянского поземельного банка подтверждает, что отделениям банка требовалось изначально знакомиться с документацией, необходимой при назначении ссуды. С этой целью 30 апреля 1883 г. совет банка разослал во все отделения циркуляр № 404. В нем определялись существенные части содержания документов, необходимых при назначении ссуды. Так, например, в заяв-

лении на выдачу ссуды обязательно указывались субъекты кредитных правоотношений: сельские общества, состоящие из одного или нескольких селений; товарищества в количестве не менее трех крестьян и отдельные крестьяне. В проекте условия указывалось, кто именно продает и кто покупает землю, определялось количество домохозяев или мужского пола душ в составе единоличных, или коллективных субъектов кредитных правоотношений. Точно выявлялось местонахождение и количество покупаемой земли в десятинах с указанием «удобной» для ведения сельскохозяйственного производства земли. Определялась покупная цена, задаток, доплата заемщиков и конечная сумма ссуды, выдаваемая под залог земли [11, с. 4 - 6].

В циркуляре № 530 отделениям банка от 08 июня 1883 г. рекомендовалось ограничивать неравенство в распределении земель, приобретаемых товариществами. Совет банка постановил отделениям: при принятии от товариществ просьб о ссудах требовать от них письменного заявления с обязательством о круговой поруке и распределением земельных долей между товарищами. В случае если отделению будет заявлено, что товарищи приобретают землю в неравномерных на каждого участника долях, -сообщают об этом совету Крестьянского банка с точным указанием условленного участия каждого товарища в пользовании землей [11, с. 17].

Циркуляром № 2177 от 29 мая 1884 г. отделениям банка предписывалось принимать меры, обеспечивающие освобождение покупателей при содействии Крестьянского банка от долгов [11, с. 23]. В результате не только учредительной документацией, но и регулятивными мерами совета Крестьянского банка происходило становление системы ипотеки земли, и создавались условия для залога земли коллективными крестьянскими сообществами и отдельными домохозяйствами.

В механизме залога земли документацией предусматривалось составление прошения. При этом просьбы могли поступать не только от покупателей, но и от продавцов земли. Так, 27 января 1888 г. на рассмотрение в Тамбовское отделение банка поступило прошение от продавца земли -господина Маслова. В нем крестьянское общество села Успенского -Куковлево Липецкого уезда, состоящее из государственных и бывших частновладельческих крестьян в составе 203 домохозяев, просило продать ему 176 десятин 2181 сажен земли по 85 рублей за десятину. Вся земля находилась в 30 верстах от города Липецка, в четырех-пяти верстах от станции Грязи по правую сторону реки Байгоры - притока реки Матыры. Крестьяне попросили продавца связаться с банком с целью оказания посреднической операции для приобретения земли [2, Д. 167, Л. 38].

Однако на практике началу процесса оформления ссуды служила подача заявления в местное отделение банка. Из заявления по делу № 107 следует, что 8 февраля 1886 г. сельское общество сторговалось с Липецким купцом И. Мироновым о покупке 99 десятин 1680 сажен земли в общинное владение. Руководствуясь положением банка, крестьяне просили выдать им ссуду в размере десяти тысяч пятисот шестидесяти рублей сроком на 34,5 года. Далее, кроме заявления в отделение банка, требовалось подать: предварительное соглашение на покупку земли, обязательство о круговой поруке крестьян в составе сельского общества в исправном взносе платежей; выписку из посемейной книги о покупщиках; два оклад-

ных листа на текущий год и квитанции из Тамбовского губернского казначейства об уплате поземельного налога, земских сборов и отсутствии недоимок; требовался план на землю и межевая книга [2, Д. 177, Л. 1, 1 об.]. Тем самым созданный и подвергшийся организационно-правовому регулированию механизм ипотеки земли способствовал дальнейшему развитию посреднической операции Крестьянского банка на практике.

О том, насколько динамично развивалась практика ипотеки земли, свидетельствует анализ данных из периодических отчетов Крестьянского поземельного банка. Так, в содержании отчета банка за 1887 г. (пятый отчетный год) констатировалось о дальнейшем расширении его деятельности на территории Российской империи в рамках 37 отделений банка. Однако, несмотря на открытие в этом году трех новых отделений, число разрешенных ссуд было меньшим и составило 70 % от уровня 1886 г. [6, с. 2].

Сокращение деятельности вызвано было несколькими факторами, среди них мы выделим наиболее существенные. Во-первых, падение цен на хлеб, что ослабляло покупательную способность населения. Во-вторых, был снижен размер процентов по ссудам выдаваемых частными земельными банками, что придавало дополнительную возможность субъектам кредитных правоотношений более выгодной ипотеки земли. На уменьшение числа дел о ссудах повлияла и практика разрешения ссуд со стороны совета банка, и на это у него были объективные причины. Так, под влиянием неурожая предшествующих лет оказались значительными недоимки в платежах по ссудам, что приводило к необходимости выставления многих земельных участков на продажу с торгов. Поэтому совет банка с большей осторожностью относился к вновь поступавшим просьбам о ссудах.

Из данных отчета платежей по ссудам за 1887 г. следует, что поступило лишь 86,5 % от уровня платежей по всем выданным ссудам. Больше всего было недоимок в таких губерниях, как Курская, Оренбургская, Полтавская, Харьковская, Саратовская, Тамбовская. Однако количество поступивших заявлений в отделения Крестьянского банка было высоким и достигло цифры 1493, по которым уже были подготовлены предварительные условия для покупки земли при посредничестве государственного кредитного учреждения. Но советом банка в течение 1887 г. было предоставлено разрешение на ипотеку земли в 1149 случаях, а фактически выдано 1035 ссуд [6, с. 4, 5]. Анализ сведений, представленных в отчете банка, свидетельствует о том, что среднее количество купленной земли в расчете на душу мужскую пола было значительно меньше в составе сельского общества по сравнению с товариществом и тем более отдельными крестьянами.

В то же время параллельно с процессом практики ипотеки земли продолжало осуществляться и организационно-правовое регулирование. 21 апреля 1889 г. Министерством финансов была утверждена инструкция «О порядке применения правил о крестьянских поземельных товариществах, приобретших земли с содействием Крестьянского банка», то есть вводились дополнительные правила предоставления ссуд для приобретающих землю крестьянских товариществ. В соответствии с ними при введении правил, отделения банка сообщали Губернским по крестьянским делам присутствиям списки всех товариществ, приобретших в губернии с помощью Крестьянского банка земли. Далее списки предоставлялись в уездные

или окружные по крестьянским делам присутствия или уездным мировым съездам, которые подготавливали распоряжение о созыве, через волостных старшин, сходов товарищей. Решением крестьянского схода назначался «выборный». Приговор о назначении выборного и об избрании других должностных лиц записывался в книгу и представлялся местному отделению банка и уездному или окружному по крестьянским делам присутствию, или уездному мировому съезду. После избрания «выборного» товарищество на том же или последующем сходе определяло, какие товарищи из числа записанных крестьян в купчую крепость не указаны. В дальнейшем сведения предоставлялись в местное отделение банка. Если предусматривалось изменение личного состава товарищества, то требовался один рубль пятьдесят копеек на корректировку запрещения по долгу Крестьянскому банку. Схожей процедуре подлежало оформление взаимной переуступки между товарищами и с согласия товарищества перемены в размере долей владения. О переоформлении размера долей в составе товарищества также сообщалось в отделение банка. При согласии совета банка на исполнение приговора об изменении личного состава товарищества или согласия на взаимную переуступку товарищами земельных долей, отделение банка уведомляло об этом местное волостное правление, которое сообщало об изменениях товариществу. Также сведения предоставлялись старшему нотариусу, утвердившему купчую крепость для внесения в нее корректив, в дальнейшем информация передавалась в местное уездное по крестьянским делам учреждение [10, с. 67 - 69].

Однако соглашения товарищей и приговоры товариществ не должны были нарушать первоначального договора крестьян о взаимном круговом поручительстве их в исправном взносе платежей Крестьянскому банку, выраженном в составленном при покупке обязательстве о круговой поруке. От вновь принимаемых в товарищество членов требовалось предоставление семейных списков, так как члены товарищества и их семейства в отношении наследования земли подчинялись действию общего законодательства для сельских обывателей, требующего руководствоваться местными обычаями. Вступление наследников в пользование землей, оставшейся после умерших, удостоверялось товарищеским приговором. Копии таких приговоров представлялись для сведения в местное отделение банка, которое делало соответствующие отметки в списках членов товариществ [10, с. 70, 71].

Правовой корректировке подвергались также «Правила взыскания недоимок» для предотвращения продажи купленных земель. При взыскании причитающихся Крестьянскому банку платежей товарищества на основании законодательства могли обращать взыскание на постройки, возведенные на земле товарищества, а также отбирать у неплательщиков временно на срок не более двух лет участки земли, обращая доход от этих участков на уплату недоимок. При накоплении на отдельных неисправных плательщиках недоимки до суммы платежей, причитающихся с этих долей за шесть полугодий, участки таких товарищей могли быть отобраны окончательно. Избрание того или другого способа взыскания зависело от товарищеского схода, но продажа строений должна производиться не ранее получения разрешения местного отделения Крестьянского банка. Тем са-

мым в счет недоимки взыскивался доход с купленного участка или продавалось имущество, которое не являлось существенной частью хозяйства. Товарищества подчинялись волостному управлению тех волостей, в пределах которых они находились. Они должны были иметь печать с указанием названия, которая находилась у «выборного». Печать ставилась на тех документах, где требовалась подпись «выборного». Снабжение товариществ печатями и знаками было возложено на губернские или областные по крестьянским делам присутствия за установленную плату [10, с. 72, 73].

О том, что правовое регулирование было необходимой процедурой для корректировки выдачи ссуд крестьянам в составе товарищества, свидетельствует анализ годовых отчетов Крестьянского банка. Сведения из отчетов позволяют утверждать, что со временем в Российской империи стали преобладать не общинные, а товарищеские сделки.

В ходе исследования практики функционирования Крестьянского банка обращает на себя внимание факт дополнительного предоставления льгот главой государства и внесение соответствующих правовых корректив в нормативное регулирование деятельности банка. Дополнительные льготные меры потребовались по причине неурожая 1891 г. Бедствие неурожая поразило 15 губерний из числа 53, входящих в район деятельности банка, глубоко отразилось по своим последствиям на экономическом состоянии крестьянского населения империи [7, с. 2].

По итогу доклада, сделанного министром финансов, 31 января 1892 г. император дополнительно предоставил право совету Крестьянского банка по ходатайствам заемщиков делать рассрочку в уплате срочных платежей. Устанавливался предельный срок до 1 мая 1892 г. предоставления заемщиками ходатайств о рассрочках [8, с. 1].

Исследование архивного материала дела № 337 позволяет судить о воплощении на практике особенностей правового регулирования рассрочки платежей по ссудам. 17 марта 1892 г. Александровское волостное правление Тамбовского уезда Тамбовской губернии представило на рассмотрение отделения банка сельский приговор Чайкинского сельского общества. В нем числилось девять домохозяев и восемнадцать душ мужского пола, которые по распоряжению сельского старосты Иванова приняли решение на сельском сходе, что не в состоянии уплатить банку 419 руб. 98 коп. вследствие плохого урожая хлебов в 1890 - 1891 гг. и просили о рассрочке платежей на пятьдесят три полугодия [2, Д. 333, Л. 6].

20 мая 1892 г. в совет Крестьянского банка поступило представление отделения банка, подтверждающее и удостоверяющее факт неурожая хлебов. 13 июля 1892 г. совет Крестьянского банка постановил рассрочить Чайкинскому сельскому обществу числящиеся за ним недоимки на 1 января 1892 г. и весенний платеж 1892 г., всего с пеней 439 руб. 09 коп. на пятьдесят три полугодия. 3 августа 1892 г. сельский староста в Александровском волостном правлении оставил расписку об ознакомлении с решением совета Крестьянского банка о рассрочке платежей в сумме 439 руб. 09 коп. на пятьдесят три полугодия [2, Д. 333, Л. 9 - 12].

Несмотря на предоставленные дополнительные льготы в уплате срочных платежей, в собственность банка к 1892 г. поступило значительное количество имений. Данное обстоятельство вызвало необходимость уста-

новления единообразия в заведовании и эксплуатации этого недвижимого имущества. В рамках правового регулирования 21 июля 1892 г. была утверждена Министерством финансов по согласованию с Министерством внутренних дел «Инструкция для установления единого порядка заведования и эксплуатации земель, поступивших в собственность Крестьянского банка», носившая временный характер. Указанной инструкцией определялись общие основания для ведения дела. Так, после несостоявшихся торгов на имение неисправного заемщика, отделение банка, не ожидая выполнения требуемых законом формальностей по окончательному укреплению имения за банком, принимало меры к ограждению имения от расхищения и обесценивания. Постоянное наблюдение за управлением имениями отделение банка возлагало на одного из своих чинов, а в случае необходимости нанимала для надзора на месте приказчика или заведующего. Сдача в аренду земельных угодий имения должно производиться на срок для снятия не более одного урожая. По всем имениям, оставшимся за банком, отделение предоставляло периодическую отчетность, порядком и по форме, установленной советом банка [8, с. 4, 5].

Тем самым временная инструкция по хозяйственному заведованию имениями была необходима для сохранности имений, переходящих от неисправных заемщиков в собственность банка. Как уже было отмечено, случаи перехода земли из-за безуспешности торгов фиксировались гораздо ранее 1892 г. Так, например, 30 мая 1888 г. Тамбовское отделение докладывало в совет Крестьянского банка о хозяйственном распоряжении землей Михайловского сельского общества Борисоглебского уезда. Отделение искало желающих взять в аренду под посев яровых хлебов 100 десятин земли. Но их не оказалось, кроме 45 бывших домохозяев. В предупреждение ущерба, который мог бы произойти, отделение банка, не дожидаясь решения совета банка, предоставило в аренду землю крестьянам за предложенную ими цену. Однако совет банка контролировал данный процесс. Как следует из материалов дела № 160, 11 июня 1888 г. совет банка распорядился, что причитающиеся за аренду 100 десятин земли - 1025 руб. должны быть внесены в отделение банка не позже первого ноября 1888 г., а отделение банка должно принять все зависящие от него меры к тому, чтобы съемщики уплатили деньги [2, Д. 160, Л. 86, 88].

Заключение

Несмотря на имевшиеся случаи перехода имений в собственность банка, созданная система ипотеки земли была востребована крестьянством, подтверждением служат сведения из отчетов Крестьянского банка. Так к примеру, с момента открытия Тамбовского отделения в 1884 г. и по 1892 г. включительно было выдано 137 ссуд на сумму 2 716 084 руб. под залог 37 875 десятин земли. В составе субъектов кредитных правоотношений насчитывалось 9 250 домохозяев и 32 561 душ мужского пола [8, с. 33].

Однако администрация банка, подводя итоги начального периода его функционирования (1883 - 1894 гг.), была настроена критически, так как государственное кредитное учреждение разоряло часть субъектов кредитных правоотношений, в большей степени это касалось сельских обществ, в меньшей степени - товариществ и отдельных домохозяев, с другой сто-

роны, пошатнулась и финансовая стабильность самого банка. Причина, по мнению руководства банка, заключалась в несовершенстве законодательной базы, определявшей его деятельность [9, с. 309].

Таким образом, организационно-правовое регулирование функционирования Крестьянского банка на начальном этапе работы способствовало дальнейшему процессу реформирования системы государственного долгосрочного ипотечного кредитования земли и разработке Устава банка 1895 г.

Список литературы

1. Бочарова Т. А. Региональные аспекты деятельности Крестьянского поземельного банка (на примере Сибирского отделения) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 11(61), Ч. II. C. 53 - 55.

2. Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. 169. Оп. 1.

3. Зоткина М. Ю. Экономика Российской империи во второй половине

XIX - начале XX вв. // European Science Forum: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. (Петрозаводск, 12 марта 2020 г.). Петрозаводск, 2020. С. 40 - 43.

4. Кистенева Н. А. Деятельность Крестьянского поземельного банка на территории Пензенской губернии в 1884 - 1895 гг. // Экономическая история. 2020. Т. 16, № 4. С. 407 - 417.

5. Кистенева Н. А. Основные направления деятельности Крестьянского поземельного банка на территории Пензенской губернии в конце XIX - начале

XX века // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2020. № 2(9). С. 6 - 16.

6. Отчет Крестьянского поземельного банка за 1887 г. СПБ., 1889. 386 с.

7. Отчет Крестьянского поземельного банка за 1891 г. СПб., 1892. 187 с.

8. Отчет Крестьянского поземельного банка за 1892 г., СПб., 1893. 188 с.

9. Проскурякова Н. А. Земельные банки России. М.: РОССПЭН, 2002. 517 с.

10. Сборник правил и инструкций по КПБ 1883 - 1908 гг. СПб., 1908. 744 с.

11. Сборник циркуляров и распоряжений по КПБ 1883 - 1902 гг. СПб., 1904. 379 с.

12. Фролов С. А. Исторические предпосылки залога земли сельскохозяйственного назначения в России (на примере Крестьянского банка в конце XIX - начале XX века) // Право: история и современность. 2017. № 1. С. 54 - 59. DOI: 10.17277/pravo.2017.01.pp.054-059

References

1. Bocharova T.A. [Regional aspects of the activities of the Peasant Land Bank (on the example of the Siberian branch)], Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice], 2015, no. 11(61), part II, pp. 53-55. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Gosudarstvennyi arkhiv Tambovskoi oblasti (GATO) [The State Archives of the Tambov Region (GATO)], fund 169, inventory 1. (In Russ.)

3. Zotkina M.Yu. European Science Forum: sb. st. III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [European Science Forum: collection. Art. III Int. scientific-practical conf.] (Petrozavodsk, 12 March 2020), Petrozavodsk, 2020, pp. 40-43. (In Russ.)

4. Kisteneva N.A. [Activities of the Peasant Land Bank on the territory of the Penza province in 1884 - 1895], Ekonomicheskaya istoriya [Economic history], 2020, vol. 16, no. 4, pp. 407-417. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Kisteneva N.A. [Main directions of activity of the Peasant Land Bank on the territory of the Penza province at the end of the 19th - beginning XX century], Gumanitarnyye i politiko-pravovyye issledovaniya [Humanitarian and political-legal studies], 2020, no. 2(9), pp. 6-16. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Otchet Krest'yanskogopozemel'nogo banka za 1887 g. [Report of the Peasant Land Bank for 1887], St. Petersburg, 1889, 386 p. (In Russ.)

7. Otchet Krest'yanskogo pozemel'nogo banka za 1891 g. [Report of the Peasant Land Bank for 1891], St. Petersburg, 1892, 187 p. (In Russ.)

8. Otchet Krest'yanskogo pozemel'nogo banka za 1892 g. [Report of the Peasant Land Bank for 1892], St. Petersburg, 1893, 188 p. (In Russ.)

9. Proskuryakova N.A. Zemel'nyye banki Rossii [Land banks of Russia], Moscow: ROSSPEN, 2002, 517 p. (In Russ.)

10. Sbornik pravil i instruktsiy po KPB 1883 - 1908 [Collection of rules and instructions for the CPB 1883 - 1908], St. Petersburg, 1908, 744 p. (In Russ.)

11. Sbornik tsirkulyarov i rasporyazheniy po KPB 1883 - 1902 [Collection of circulars and orders on the CPB 1883 - 1902], St. Petersburg, 1904, 379 p. (In Russ.)

12. Frolov S.A. [Historical prerequisites for the pledge of agricultural land in Russia (on the example of the Peasant Bank at the end of the 19th - beginning of the 20th century)], Pravo: istoriya i sovremennost' [Law: history and modernity], 2017, no. 1, pp. 54-59. DOI: 10.17277/pravo.2017.01.pp.054-059 (In Russ., abstract in Eng.)

Organizational and Legal Regulation of Land Mortgage Practice at the Initial Stage of the Peasant Bank's Operation in the Russian Empire (1883 - 1894)

G. S. Pratsko, Dr. Sci. (Law), Dr. Sci. (Philosophy), Professor, Head of Department of Civil Law and Procedure, Rostov State University of Railway Engineering, Rostov-on-Don, Russia; Professor, Department of Theory and History of State and Law, Tambov State Technical University, Tambov, Russia;

gpip@rgups.ru

S. A. Frolov, Cand. Sci. (History), Associate Professor, Head of Department of Theory and History of State and Law, Tambov State Technical University, Tambov, Russia;

seif.saf@rambler.ru

Introduction: The authors characterized the relevance of the topic and the point of view of modern researchers, revealing the need to create a state mortgage institution after the reform of 1861, the legal basis for the functioning of the land Peasant bank. Objective: The study aims to analyze the content of circulars, rules, instructions; orders of the emperor aimed at the practice of providing mortgage loans, installment payments, and economic management of estates that have become the property of the bank; to characterize the impact of organizational and legal regulation on the mortgage of land. Methods: The methods of legal research were used, including the analysis of normative legal documents regulating the functioning of the Peasant Bank, the comparative legal method - demonstrating the peculiarities of the implementation of the constituent documentation and circulars, rules, instructions, orders, orders of the emperor, aimed at the organizational and legal regulation of the practical activities of the state mortgage credit institution.

nPABO: McropMfl u coBpeMeHHOCTb. T. 8, № 2. 2024

143

Results: It was found that in the initial period of the Peasant Bank's operation, active organizational and legal regulation of the bank's intermediary operation was required by the bank's council, the Minister of Finance, and the emperor. This concerned the practice of filing an application, limiting inequality in the distribution of land, the procedure for granting mortgage loans to peasant associations, and the emperor's "granting" additional benefits to subjects of credit relations on the occasion of a crop failure in 1891 - 1892. As a result, the mortgage loan was in demand by the peasantry of the Russian Empire.

Conclusions: The organizational and legal regulation of the practice of land mortgages at the initial stage of the Peasant Bank's operation contributed to the further process of reforming the constituent documents and the development of the bank's Charter in 1895.

Keywords: instructions; Peasant Bank; orders of the emperor; intermediary operation of the bank; rules; partnership; circulars.

© Г. С. Працко, 2024 © С. А. Фролов, 2024

Статья поступила в редакцию 16.05.2024

При цитировании использовать:

Працко Г. С., Фролов С. А. Организационно-правовое регулирование практики ипотеки земли на начальном этапе функционирования Крестьянского банка в Российской империи (1883 - 1894 гг.) // Право: история и современность. 2023. Т. 8, № 2. С. 135 - 144. doi: 10.17277/pravo.2024.02.pp.135-144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.