Научная статья на тему 'Организационно-правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности'

Организационно-правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ / АСПИРАНТУРА / HISTORY OF HIGHER EDUCATION AND SCIENCE / TRAINING OF SCIENTIFIC BRAINPOWER / POSTGRADUATE STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цеховой Николай Петрович

Рассмотрен процесс формирования и развития основных организационных принципов функционирования института аспирантуры в СССР. На основе анализа нормативно-правовых актов в области подготовки научных кадров выделено несколько этапов в развитии аспирантуры как главной ступени отечественного послевузовского образования. Охарактеризованы условия приема и выпуска из аспирантуры, а также основные принципы организации обучения в аспирантуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal formalization of Soviet system of postgraduate study: main stages and features

Organizational and legal formalization of postgraduate study in the Soviet Union took several steps. Since the foundation of postgraduate study in 1925 and early 1930s the principles of work of this institution of training of scientific and scientific-pedagogical brainpower were still poorly defined and slightly prescribed by law. The period of active institutional formalization of postgraduate study began in the 1930s. The Central Executive Committee Regulation of the USSR of September 19, 1932 ''On the Training Programs and Routine in Higher School and Technical Schools'', the government regulation ''On the Teaching Staff and Researchers'' of January 13, 1934 and the first Soviet ''Regulations on Postgraduate Study'' of March 31, 1939 became the main documents that determined the further development of the system of training of scientific and scientific-pedagogical brainpower through postgraduate study. These documents fixed the organizational and legal principles of postgraduate study (the conditions of entrance, graduation, principles of study, etc.). By the end of this period, the basic principles of work of postgraduate study were formed. For several years work in this direction was interrupted by the Great Patriotic War. In the first postwar decade the extensive work on the development and institutionalization of the principles of postgraduate study was done, which had become the basis for further development of this institution in our country. An important milestone in 1956 was the introduction of rules on the mandatory publication of the research results by postgraduate students before the thesis defense, which was fixed in the new "Regulations on Postgraduate Study" of November 17, 1957. Later during the 1960-1980s the organizational and legal principles of postgraduate study were only partially changed and improved. All in all, in the postwar period, five ''Regulations'' (1950, 1957, 1962, 1980, 1987) were adopted governing the training of scientific and pedagogical brainpower through postgraduate study.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности»

Н.П. Цеховой

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОВЕТСКОЙ АСПИРАНТУРЫ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ

Рассмотрен процесс формирования и развития основных организационных принципов функционирования института аспирантуры в СССР. На основе анализа нормативно-правовых актов в области подготовки научных кадров выделено несколько этапов в развитии аспирантуры как главной ступени отечественного послевузовского образования. Охарактеризованы условия приема и выпуска из аспирантуры, а также основные принципы организации обучения в аспирантуре.

Ключевые слова: история высшего образования и науки; подготовка научных кадров; аспирантура.

В настоящее время остро стоит вопрос о реформировании отечественной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в целом и такой важной ее составляющей, как аспирантура. Готовится законодательная база для проведения определенных преобразований в этой области. Однако проведение реформ с ориентацией на глобальные стандарты без учета собственного исторического опыта чревато опасностью многократного усложнения существующих в этой сфере проблем. В связи с этим, на наш взгляд, имеет смысл обратиться к историческому опыту государственного регулирования системы подготовки кадров через аспирантуру в советский период отечественной истории.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру в нашей стране берет свое начало с 1925 г. Появление этой ступени послевузовского профессионального образования было вызвано острой нехваткой кадров высшей научной квалификации в стране и неудовлетворительным функционированием существовавших на тот момент форм воспроизводства этих кадров. Официально институт аспирантуры был учрежден Положением о порядке подготовки научных работников при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденным Народным комиссариатом просвещения РСФСР (Наркомпрос) в июне 1925 г. Особый перечень научно-исследовательских институтов и вузов СССР, имеющих право вести подготовку аспирантов, был утвержден постановлениями Государственного ученого совета (ГУС) от 24 июня и 3 июля 1925 г.

В Положении устанавливались основные принципы аспирантской подготовки. В частности, на обучение в аспирантуре отводилось три года, в течение которых аспирант должен был изучать иностранные языки, пройти педагогическую практику в вузе, заниматься самостоятельным выполнением научно-исследовательской работы под руководством научного руководителя. Помимо теоретической подготовки большое значение придавалось вопросам практического применения аспирантом полученных в ходе исследования результатов. Выполненная аспирантом научная работа по рекомендации предметной комиссии и факультета должна была представляться на защиту, которая проводилась на открытом заседании предметной комиссии [1. С. 46-47]. Успешно прошедшие аспирантуру лица приобретали право преподавания в вузах в качестве ассистентов или доцентов.

Характерно, что в аспирантуру было разрешено принимать лиц в возрасте от 20 до 35 лет, «как окончивших вузы, так и не окончивших вуз вовсе», но обладающих необходимыми для аспиранта знаниями [2. С. 22-23]. Кандидаты в аспиранты избирались специальными отборочными комиссиями, создававшимися при вузах, в

состав которых входили преподаватели и представители общественных организаций. Мотивированное представление о каждом рассмотренном кандидате в аспиранты, как положительное, так и отрицательное, со всем делопроизводством отборочной комиссии вуза представлялось через правление вуза непосредственно в ГУС.

В пакет необходимых для утверждения кандидата в аспиранты документов входили автобиография, анкета по особой форме, копия воинского документа, копия диплома или свидетельства об окончании вуза (для окончивших таковой), письменная работа, отзывы научных учреждений или научных деятелей о работах соискателя, отзывы общественных организаций.

Аспиранты подразделялись на штатных, получающих стипендию и сверхштатных. Последние в учебном отношении пользовались всеми правами штатных, но не получали стипендию. Обычно в число штатных аспирантов зачислялись кандидаты, представившие лучшие работы, причем из последних отдавалось преимущество лицам рабочего и крестьянского происхождения.

Штатные аспиранты могли работать по совместительству в научных и образовательных учреждениях при условии оплаты работы по совместительству не свыше 100% аспирантской стипендии [2. С. 31].

Согласно Постановлению СНК РСФСР от 1927 г. «Об обязательной работе окончивших стаж штатных аспирантов» последние по окончании аспирантуры обязаны были вести работу в вузах и научных институтах по указанию Наркомпроса в течение того же срока, какой был проведен ими в качестве аспирантов. Им же отдавалось преимущество при замещении вакантных преподавательских должностей по конкурсу при прочих равных условиях. В случае если Наркомпрос в течение 3 месяцев не представлял окончившему аспирантуру лицу места по его специальности, то аспирант освобождался от этого обязательства. При этом в течение этих 3 месяцев за аспирантом сохранялась государственная стипендия [3].

Согласно закону об обязательной военной службе аспирантам предоставлялась отсрочка от призыва в армию на срок до 3 лет. Аспиранты освобождались и от прохождения лагерных сборов.

Руководство аспирантурой возлагалось на специальную Комиссию по подготовке научных работников (КПНР) в составе М.Н. Покровского, К.А. Тимирязева, И.Д. Удальцова, О.Ю. Шмидта, В.П. Волгина и др., созданную при ГУСе. Эта комиссия рассматривала распределение аспирантских стипендий по вузам и научно-исследовательским институтам, устанавливала порядок отбора аспирантов, утверждала кандидатов в аспирантуру и т.д.

Несмотря на то что уже в 1925 г. были определены основные составляющие аспирантской подготовки, в дальнейшем, вплоть до начала 1930-х гг., для регулирования это сферы практически ничего не предпринималось. Не существовало четких инструкций относительно форм и методов организации обучения в аспирантуре, руководства аспирантами, ответственности за их подготовку и т.д. Не было ясности в вопросах о критериях успешного прохождения аспирантуры и необходимости защиты квалификационной работы.

Периодом динамичного формирования советской системы подготовки и аттестации научных кадров стали 1930-е гг. Именно эти годы в основном были временем активного организационного оформления института аспирантуры.

Важным документом, определившим дальнейшее развитие системы подготовки научных и научнопедагогических кадров, стало Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». В нем закреплялись методы руководства и формы работы аспирантуры: занятия аспирантов по индивидуальным планам работы, обязательное посещение аспирантами занятий по марксистскому минимуму, педагогике, иностранным языкам, ответственность научных руководителей за состояние аспирантской подготовки на кафедре. В 1932 г. для научных руководителей была введена оплата за руководство аспирантами. До этого момента они выполняли данную работу на общественных началах.

Еще раньше в соответствии с Положением о местных органах руководства подготовкой научных работников от 8 апреля 1930 г. в вузах вводилась должность заведующего подготовкой аспирантов. В его обязанности входила организационная и научно-методическая работа с аспирантами.

Отдельно следует остановиться на изменениях, происходивших в методах обучения аспирантов и контроле за их работой. В 1920-е - начале 1930-х гг. контроль за работой аспирантов и ответственность за их подготовку пытались возложить на предметные комиссии (первичные ячейки на факультетах, объединявшие преподавателей родственных или смежных дисциплин), а не на кафедры и научных руководителей. В частности, народный комиссар просвещения А.В. Луначарский в своем докладе «О положении высшего образования и подготовке аспирантов в РСФСР» на II Всесоюзном съезде научных работников, прошедшем в январе 1927 г., отмечал, что «...подготовка аспирантов в вузах, как показало обследование этого дела в Ленинграде комиссией, организованной ГУСом и Главпрофобром, все еще пока носит характер работы под руководством отдельных профессоров. Формы коллективного руководства (через предметные комиссии и пр.) прививаются пока еще очень медленно» [4. С. 92].

В плане образовательной подготовки аспирантов ставка также делалась на коллективные формы работы. В соответствии с начавшейся реформой высшей школы активно внедрялись новые методики преподавания. Например, в это время в обучении применялся бригадно-лабораторный метод, сущность которого состояла в том, что студенты должны были самостоятельно изучать материал по заранее данным преподавателем темам и впоследствии беседовать с руководителем группы по

указанному материалу. Данный метод пытались применить и в процессе организации обучения аспирантов.

В инструктивном письме учебно-методического сектора Наркомпроса РСФСР на 1930/31 уч. г. о состоянии работы аспирантуры в вузах страны говорилось, что «в деле подготовки аспирантуры до сих пор еще слабо развернуты новые методы работы, как-то: коллективная работа по темам семинаров и темам исследовательских работ, наряду с чем господствует строго индивидуальное руководство» [5. Л. 246].

Однако идеи коллективного обучения и руководства так и не прижились, а вскоре от них отказались. Постепенно в первой половине 1930-х гг. учет и контроль за работой аспирантов перекладывается на научных руководителей, которые теперь несли персональную ответственность за подготовку аспиранта, а также на отдельные кафедры и соответствующие деканаты. Данная тенденция в конечном итоге была закреплена в указанном выше Постановлении ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах».

Большую роль в улучшении качества работы аспирантуры сыграло Постановление правительства «О подготовке научных и научно-педагогических работников» от 13 января 1934 г. На его основе была проведена проверка работы аспирантуры и вводились регулярные ежегодные проверки успеваемости аспирантов (впоследствии аттестации). Более четко была определена образовательная составляющая аспирантской подготовки, и закреплялась практика представления и защиты аспирантами диссертационной работы [6. Л. 7]. В соответствии с новыми правилами аспиранты или соискатели ученой степени кандидата наук допускались к защите диссертации только после сдачи кандидатских экзаменов, которые включали экзамен по общей дисциплине, определяющей специальность аспиранта в целом, по другой дисциплине, соответствующей его более узкой специализации, а также по диалектическому и историческому материализму и иностранному языку [7. С. 124].

Более подробно был расписан план подготовки аспиранта на три года. Согласно плану на первом году обучения аспирант должен был заниматься изучением иностранных языков (не менее двух), марксистско-ленинской методологии, а также самостоятельной работой по специальности с консультацией руководителя и посещением лекций. На втором году к этому добавлялась педагогическая работа. С этого же года начиналась работа над диссертацией. Третий год в основном был посвящен работе над диссертацией с консультацией руководителя, а также небольшой педагогической работе. Около 20-25% рабочего времени аспиранта отводилось на работу с руководителем (консультации, семинары, лекции) и 75-80% - на самостоятельную работу по теме исследования [6. Л. 7].

В соответствии с постановлениями СНК СССР 13 января 1934 г. и 20 марта 1937 г. «Об ученых степенях и званиях» в вузах были установлены две ученые степени - кандидата и доктора наук - и ученые звания ассистента, доцента и профессора. Для получения ученого звания кандидата наук требовалось успешное прохождение аспирантуры (или соответствующих испытаний без обучения в аспирантуре) и публичная защита кандидатской диссертации на избранную диссер-

тантом тему. Ученая степень присваивалась советом вуза по результатам защиты диссертации. С 1938 г. согласно новому Постановлению СНК СССР ученая степень присваивалась Высшей аттестационной комиссией Всесоюзного комитета по делам высшей школы (ВКВШ) по представлению советов вузов.

Установленная система аттестации способствовала повышению научной квалификации преподавателей, стимулировала привлечение способной молодежи в аспирантуру и рост научного потенциала вузов.

Основополагающие принципы функционирования аспирантуры были закреплены в первом советском Положении об аспирантуре, принятом СНК СССР 31 марта 1939 г. Установленные в нем нормы и порядок работы аспирантуры, сформировавшиеся в течение 1920-1930-х гг., в основном с незначительными изменениями сохраняются и в настоящее время. Согласно этому Положению подготовка аспирантов должна была проводиться по 3-летнему индивидуальному плану работы, который составлялся заведующим кафедрой и после его утверждения на совете факультета утверждался директором вуза. С первого года обучения аспирант работал под руководством научного руководителя из числа лиц, имеющих ученое звание профессора или ученую степень доктора наук. К одному руководителю допускалось прикрепление не более 5 аспирантов.

В Положении подробно излагался и сам порядок обучения в аспирантуре. Основным содержанием деятельности аспиранта в течение 3 лет обучения являлась его самостоятельная работа (с консультациями научного руководителя) по подготовке к педагогической и научноисследовательской работе. Данная подготовка складывалась из нескольких видов работы. Как правило, аспирант на 1-м и 2-м годах обучения занимался теоретической подготовкой - посещал лекции, семинары, сдавал экзамены по пройденным дисциплинам. На 2-м году обучения он проходил педагогическую практику. Со 2-го же года начиналась работа над диссертацией, которой был посвящен полностью 3-й год обучения [8. Л. 39-40]. Окончившими аспирантуру считались лица, выполнившие индивидуальный план подготовки аспиранта и защитившие кандидатскую диссертацию в срок окончания аспирантуры. Защита диссертации являлась основной целью и главным критерием эффективности аспирантуры.

Общее руководство подготовкой аспирантов возлагалось на ВКВШ при СНК СССР (был создан в 1937 г.). Это было сделано для того, чтобы уменьшить расхождения в требованиях, предъявляемых к аспирантам, и снизить нарушение плановости подготовки научно-педагогических кадров, возникавшие из-за того, что вузы СССР принадлежали различным ведомствам [9. С. 355].

В 1939 г. в СССР была учреждена заочная аспирантура, дававшая возможность повышать квалификацию без отрыва от производства. Согласно Положению о заочной аспирантуре от 16 сентября 1939 г. в нее принимались лица с высшим образованием без ограничения по возрасту, проработавшие по своей специальности не менее 3 лет и сдавшие вступительные экзамены по специальной дисциплине, основам марксизма-ленинизма и иностранному языку. Срок подготовки аспирантов-заочников, как и аспирантов-очников, составлял тогда 3 года. Однако они не должны были про-

ходить педагогическую практику. Остальные же компоненты аспирантской подготовки присутствовали в планах подготовки аспирантов-заочников. Успешно выполняющие индивидуальный план подготовки аспиранты-заочники имели право на ежегодный дополнительный отпуск по месту работы с сохранением содержания до 30 учебных дней для сдачи экзаменов и выполнения работы по диссертации [10. С. 9-12].

С 1930 г. в связи с расширением аспирантуры упростился процесс приема и утверждения аспирантов. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным Нарком-просом РСФСР 6 августа 1930 г. в Положение о порядке и условиях зачисления в аспиранты, утверждение аспирантов теперь разрешалось производить дирекции соответствующего учреждения, без участия ГУСа. Тем не менее, например, заключение дирекции Томского государственного университета о зачислении аспирантов требовалось представлять в Западносибирскую краевую межведомственную комиссию по подготовке научных работников «для внесения утверждаемых лиц в персональный учет аспирантов» [11. Л. 86]. С 1931 г. все материалы о выдержавших приемные испытания в вузе аспирантах направлялись в Центральную отборочную комиссию Нарком-проса.

Согласно Постановлению СНК от 13 января 1934 г. «О подготовке научных и научно-педагогических кадров» устанавливался новый порядок зачисления в аспирантуру, предусматривающий обязательный стаж работы на производстве для кандидата в аспирантуру. Освобождение от работы на производстве до зачисления в аспирантуру допускалось только в отношении студентов, рекомендуемых кафедрами. Наркомпросом был составлен список тех дисциплин, по которым работа на производстве была обязательна до поступления в аспирантуру (23 специальности физико-математического и естественнонаучного направлений) [12. Л. 134].

В течение 1930-х гг. правила приема в аспирантуру еще неоднократно менялись. Так, с 1934 г. зачисление в аспирантуру проводилось без вступительных испытаний, кроме лиц, окончивших вузы, но не выдвинутых в аспирантуру кафедрами [12. Л. 127].

С 1937 г. вступил в силу новый порядок приема и зачисления в аспирантуру, согласно которому «для ознакомления со специальной и общей культурнопедагогической подготовкой» кандидатов в аспиранты специальной комиссией в вузе проводился лишь устный коллоквиум, на котором кандидату задавался ряд вопросов по «литературе, музыке, живописи, политике и специальным предметам» [13. Л. 56, 58]. С 1938 г. коллоквиум включал в себя ряд вопросов по специальности, философии и иностранным языкам.

Прием в аспирантуру с 1939 г. снова проходил на основе вступительных экзаменов. Точнее, это был один экзамен, на котором кандидат устно сдавал сразу все три экзамена - по специальности, иностранному языку и основам марксизма-ленинизма [14. Л. 2-10]. В очную аспирантуру принимались граждане СССР не старше 40 лет, имеющие законченное высшее образование и проявившие способность к педагогической и научноисследовательской работе.

В годы Великой Отечественной войны институт аспирантуры продолжал функционировать (прием в ас-

пирантуру не проводился лишь в первый военный год). Однако каких-либо значительных организационных изменений в его работе не происходило.

Новая фаза в развитии института аспирантуры наступила в послевоенный период. Общее руководство аспирантурой вузов осуществляло созданное в 1946 г. Министерство высшего образования (МВО) СССР (в 1959 г. было реорганизовано в Министерство высшего и среднего специального образования (МВ и ССО)), которое в эти годы активно взялось за работу по налаживанию функционирования института аспирантуры в стране.

Так, МВО СССР был издан приказ от 17 февраля 1948 г. «О мерах по улучшению подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру», в котором учебным заведениям предлагалось провести ряд мероприятий по улучшению подготовки кадров через аспирантуру: сократить многопредметность в индивидуальных планах работы аспирантов; обеспечить более тщательный подбор диссертационных тем, обратив особое внимание на их содержательность и актуальность; проводить в конце каждого учебного года аттестацию аспирантов и т.д. [15. Л. 6-9]. Форма аттестационного листа аспиранта, утвержденная министерством в 1949 г., с небольшими изменениями используется и в настоящее время.

Постановлением ВАК при МВО СССР от 11 октября 1948 г. «Об итогах работы по аттестации научных кадров за 1947/1948 учебный год» вводился автореферат диссертации. Согласно Постановлению он должен был быть размножен в количестве 100 экземпляров и разослан не позднее одного месяца до защиты заинтересованным лицам [16. С. 47].

Большое значение для развития аспирантуры имело Постановление СМ СССР от 23 мая 1948 г. «О подготовке научно-педагогических и научных кадров через аспирантуру», в котором предлагался ряд мероприятий по улучшению и расширению подготовки кадров через аспирантуру. Указания из этого Постановления легли в основу нового Положения об аспирантуре от 17 ноября 1950 г. Это Положение было единым для очной и заочной аспирантуры. Согласно ему значительных изменений в организационных принципах работы аспирантуры не произошло. Однако многие положения, имевшиеся в практике работы аспирантуры, были более четко определены и законодательно закреплены.

В 1952-1953 гг. был издан ряд правительственных постановлений, направленных на улучшение подготовки кадров через аспирантуру. В частности, в Постановлении СМ СССР «О мерах по улучшению подготовки профессорско-преподавательских кадров для высших учебных заведений СССР» от 19 февраля 1953 г. было отмечено, что подготовка этих кадров для вузов через аспирантуру поставлена неудовлетворительно. В целях повышения эффективности работы системы подготовки научно-педагогических кадров для вузов СМ СССР обязал МВО СССР улучшить отбор в аспирантуру и организации научно-исследовательской работы аспирантов [17. Л. 349-350].

Условия поступления в аспирантуру в основном оставались прежними. В очную аспирантуру принимались граждане СССР не старше 40 лет, в заочную - без ограничений по возрасту. Для поступления в аспирантуру кандидаты сдавали три экзамена (специальность,

основы марксизма-ленинизма и иностранный язык). Только теперь эти экзамены сдавались не одной общей комиссии, а трем разным приемным комиссиям [18. Л. 267-269]. Причем лица, частично или полностью сдавшие кандидатские экзамены, не освобождались от вступительных экзаменов, но срок пребывания в аспирантуре им соответственно сокращался.

В 1956 г. произошли значительные изменения в области подготовки научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру. С 20 августа 1956 г. согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по улучшению подготовки и аттестации научных и научнопедагогических кадров» окончившими аспирантуру стали считаться лица, выполнившие утвержденный индивидуальный план аспирантской подготовки и получившие положительную оценку своей научной работы, результаты которой были доложены на совете вуза или НИИ. Таким образом, теперь для того, чтобы считаться окончившим аспирантуру, не требовалось защиты кандидатской диссертации. Аспиранту, выполнившему указанные выше требования, выдавалось удостоверение по особой форме об окончании аспирантуры. Однако для того чтобы быть допущенным к защите диссертации и, следовательно, к получению ученой степени, аспиранту теперь необходимо было опубликовать диссертацию в виде монографии или отдельных статей. Кроме того, аспирант имел право защищать диссертацию только по прошествии 3 месяцев после выхода его научной публикации из печати.

Эти нововведения были закреплены в новом Положении об аспирантуре от 17 ноября 1957 г., где речь не шла об обязательной защите аспирантами кандидатской диссертации в срок окончания аспирантуры. Как и ранее, аспиранты должны были сдавать кандидатские экзамены. Причем, если раньше они сдавали два кандидатских экзамена по специальности (по общей дисциплине и более узкой специализации), то теперь только один. Кроме того, с этого времени аспирантам разрешалось изучать один, а не два иностранных языка. В план образовательной подготовки аспирантов входило также изучение основ педагогики и психологии и прохождение педагогической практики в вузе. Аспиранты должны были активно заниматься общественной деятельностью. Главное - необходимо было выполнить научную работу в сроки, установленные индивидуальным планом, а ее результаты доложить на совете вуза, НИИ или научной конференции и представить их к опубликованию в печати.

Однако опыт пяти лет существования правила о необязательной защите аспирантами диссертации по окончании аспирантуры показал, что многие аспиранты перестали стремиться к защите диссертации в период обучения в аспирантуре. Число защит аспирантами в установленный срок катастрофически снизилось. Поэтому в следующем Положении об аспирантуре 1962 г. было признано необходимым возвратиться к ранее существовавшим условиям окончания аспирантуры с обязательной защитой диссертации или представлением к защите. Однако правило об обязательной публикации аспирантами результатов своих исследований отменено не было.

Что касается заочной аспирантуры, то она работала по тем же принципам. Но срок подготовки аспирантов-заочников с 1950 г. был увеличен до 4 лет. Министерство пошло на этот шаг, чтобы заочники имели больше

возможностей успешно окончить аспирантуру, так как помимо учебы они должны были выполнять свои обязанности по основному месту работы. Кроме того, аспиранты-заочники не должны были проходить педагогическую практику.

Следующие кардинальные изменения в организационных принципах работы аспирантуры произошли лишь в 1987 г., когда приказом МВ и ССО СССР и ВАК при СМ СССР от 15 сентября 1987 г. было утверждено новое единое для всей системы подготовки научных и научно -педагогических кадров, в том числе и для аспирантуры, Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования. В план аспирантской подготовки вводились новые дисциплины. Помимо изучения педагогики и психологии, отныне аспирант также должен был овладеть методами применения вычислительной техники, математического моделирования и других дисциплин и сдать соответствующие экзамены [7. С. 137-139].

Главное же заключалось в том, что теперь снова, как в Положении об аспирантуре 1957 г. (отмененном в 1962 г.), окончившими аспирантуру считались лица, успешно выполнившие свои индивидуальные учебные планы. Им присваивалось квалификационное звание «исследователь» соответствующего профиля (инженер-исследователь, экономист-исследователь и др.) с вручением диплома установленного образца и предоставлением преимуществ при занятии преподавательских и научных должностей, требующих повышенного уровня подготовки. Однако для получения ученой степени кандидата наук, как и прежде, требовалось защитить диссертацию. Кроме того, теперь выпускникам аспирантуры время обучения в аспирантуре с отрывом от производства засчитывалось в стаж научно-педагогической работы [19. С. 7-13].

Согласно Положениям об аспирантуре, принятым в 1957 г., 1962 г., 1980 г., происходили лишь незначительные изменения в правилах приема в аспирантуру.

Теперь в аспирантуру с отрывом от производства (очную) принимались граждане СССР в возрасте не старше 35 лет и в аспирантуру без отрыва от производства (заочную) - не старше 45 лет. Все поступающие в

аспирантуру должны были сдать три вступительных экзамена (специальность, основы марксизма-ленинизма, иностранный язык) и представить письменный реферат или опубликованную работу по избранной специальности. Пересдача вступительных экзаменов не допускалась. Лица, полностью или частично сдавшие кандидатские экзамены до поступления в аспирантуру, предоставляли об этом удостоверение по установленной форме. При этом они освобождались от вступительных экзаменов в аспирантуру, но обязаны были представить реферат по избранной специальности.

Преимущественное право на поступление в аспирантуру имели лица с производственным стажем. Зачисление в аспирантуру непосредственно после окончания вуза разрешалось производить в основном по теоретическим дисциплинам по рекомендации совета факультета [20. С. 123-125].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что организационно-правовое оформление института аспирантуры в СССР прошло несколько этапов. С момента образования аспирантуры в 1925 г. и до начала 1930-х гг. принципы работы этого института по подготовке научных и научно-педагогических кадров были еще слабо определены и законодательно прописаны. На протяжении 1930-х гг. происходили поиски наиболее эффективных форм и методов организации аспирантской подготовки. Их результаты были суммированы в итоге в первом советском Положении об аспирантуре 1939 г., где излагались основные принципы работы советской аспирантуры.

На несколько лет деятельность в этом направлении была прервана Великой Отечественной войной. В первое послевоенное десятилетие была проделана масштабная работа по разработке и законодательному закреплению принципов работы аспирантуры, что стало основой для дальнейшего развития этого института в нашей стране. На протяжении 1960-1980-х гг. они лишь частично видоизменялись и совершенствовались. Всего же в послевоенный период было принято пять Положений (1950, 1957, 1962, 1980, 1987 гг.), регулирующих подготовку научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Д. Так выращивались научно-педагогические кадры высшей школы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2005. № 9. С. 46-49.

2. АнановИ.Н. Правовое положение научных работников. М. : Нижполиграф, 1928. 59 с.

3. Известия. 1927. 4 сент.

4. Культурное строительство в РСФСР. 1917-1927 гг. Документы и материалы. М. : Советская Россия, 1984. Т. 1, ч. 2. 368 с.

5. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-815. Оп. 12. Д. 1934.

6. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 12. Д. 1755.

7. КлимовА.Ю. История кандидатских экзаменов в нормативных правовых актах России (1802-2004) : дис. ... канд. ист. наук. Пятигорск, 2004. 246 с.

8. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 19. Д. 38.

9. Дедюшина Н.А. Подготовка научно-педагогических кадров в сибирских вузах (1920-1941 гг.) // Высшая школа и научно-педагогические

кадры Сибири (1917-1941 гг.). Новосибирск, 1980. С. 336-360.

10. Бюллетень ВКВШ при СНК СССР. 1939. № 17-18. С. 9-12.

11. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 12. Д. 1911.

12. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2416.

13. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 16. Д. 161.

14. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 17. Д. 146.

15. Бюллетень МВО СССР. 1948. № 4. С. 6-9.

16. Выскуб В.Г. Российская общественно-государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. М. : Логос, 2005. 256 с.

17. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2111.

18. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2418.

19. Бюллетень МВ и ССО СССР. 1987. № 12. С. 7-13.

20. Войленко Е.И., Гейхман В.Л., Рубцов А.В. Справочник по правовым вопросам высшей школы. Киев : Вища школа, 1980. 384 с.

Статья представлена научной редакцией «История» 30 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.