Научная статья на тему 'Организационно-правовая природа академического самоуправления (на примере Российской Академии наук)'

Организационно-правовая природа академического самоуправления (на примере Российской Академии наук) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК / RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES / АКАДЕМИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ACADEMICAL SELF-GOVERNMENT / НАУКА / SCIENCE / УСТАВ / CHARTER / РЕФОРМА / REFORM / ПОЛНОМОЧИЯ РАН / POWER OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Понизова Елена Витальевна

Статья посвящена организационно-правовой природе института академического самоуправления на примере становления и развития Российской академии наук. Особое внимание уделяется анализу законодательства по реформированию Российской академии наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizaional and legal nature of academic self-government (on the example of the Russan Academy of Sciences)

The article covers the procedural and institutional ways of academical self-government by the example of the Russian Academy of Sciences development. Special attention is given to the the Russian Academy of Sciences reform legislation analysis.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовая природа академического самоуправления (на примере Российской Академии наук)»

*

Е.В. Понизова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АКАДЕМИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК)

По своей организационно-управленческой природе Российская академия наук всегда являлась самоуправляемой научной организацией, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук, а также принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»1).

Институт академического самоуправления обусловлен тем, что в науке специалисты одной области исследований знают друг друга по публикациям, конференциям, по работе в научных советах и комиссиях. Кто есть кто - хорошо известно без каких бы то ни было формальных индикаторов. Это - свойство научной среды, основу которой составляют сложившиеся научные школы. Данное самоуправление реализуется в различных формах, в том числе через выборы тайным голосованием руководителей научных учреждений самим научным сообществом на всех уровнях управления в Академии, начиная с ученого совета и директора института и до руководящих должностей в Президиуме РАН2.

Основным при этой системе управления является то, что таким образом созданная система самоуправления охватывает все поле фундаментальных исследований, способна определять ориентиры в научной политике, распределять финансирование на главных направлениях

* Ученый секретарь Института государства и права РАН, старший научный сотрудник, кандидат юридических наук, доцент.

1 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

2 См.: О реформировании Российской академии наук (по материалам экспертного опроса). М., 2013. С. 7.

113 Труды Института государства и права

Российской академии наук № 5/2014

научных изысканий. Следует отметить, что исторически, согласно сложившимся традициям, самоуправление в фундаментальной науке на протяжении столетий отражало требуемую стабильность и было устойчиво при различных политических и социальных потрясениях.

Академическая организационная система управления являлась рекордсменом долгожительства среди государственных учреждений России, сохраняя множество научных направлений и занимая ведущие позиции в науке всего мира. Опыт такого самоуправления накапливался в различных политических условиях, равно как и в процессе решения множества стратегических задач государства при соответствующих подходах к вопросам финансового обеспечения академической науки, что особо ценно в современных условиях, когда провозглашено поступательное развитие институтов гражданского общества.

В связи с этим интересен исторический контекст становления и развития Российской академии наук, которая была учреждена по распоряжению Петра I указом Правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г.3 Ее открытие состоялось в Петербурге в конце 1725 г. Первоначально она называлась Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, с 1803 г. - Императорской академией наук, а с 1836 г. -Императорской Санкт-Петербургской академией наук. Академия была государственным учреждением и содержалась на государственные средства. В ее составе преобладали приглашенные иностранные ученые, ее президентами, как правило, назначались придворные сановники, ей принадлежало сравнительно небольшое число научных учреждений.

Первый официально утвержденный устав Академии наук был принят в 1747 г. и носил название «Регламент императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге». Согласно ему Академия наук делилась на четыре класса: астрономический, физический, физико-математический и математический. Президент Академии принимал окончательные решения по научным вопросам. В его отсутствие управление осуществляла Академическая канцелярия «как президент сам», поэтому Канцелярия должна была иметь голос в Академическом собрании и заседать в нем. Она же заключала контракты, назначала жалованье, делала к нему «прибавки и убавки», принимала «указы и

3 ПСЗ-1. Т. 7. № 4443.

промемории» по делам, «до Академии касающимся»4. Регламент закрепил сложившуюся к тому времени практику избрания почетных членов, неограниченно расширил права Президента и Академической канцелярии. Вместе с тем практически полностью урезалось самоуправление Академии.

В 1803 г. был разработан новый Регламент, который закрепил научные задачи, освободил академиков от обязательного преподавания. В нем определялись научные задачи и функции Академии как ведущего научного учреждения страны, состоявшего из физико-математического и историко-филологического отделений. Предусматривалось, что наряду с обязанностями, общими с другими академиями, Академия должна «непосредственно обращать труды свои в пользу России, распространяя познание естественных произведений империи, изыскивая средства к умножению таких, кои составляют предмет народной промышленности и торговли, к усовершенствованию фабрик, мануфактур, ремесел и художеств, сих источников богатства и силы государства»5. Кроме того, Академия была обязана сообщать правительству «всякое сделанное ее членом или иностранным ученым открытие, практическое приложение которого может быть полезно или для здоровья жителей, или для промышленности». Был также расширен состав Академии: 18 ординарных академиков и 20 адъюнктов, из коих некоторые полагаются в звании экстраординарных академиков. Кроме них, полагалось определенное число студентов, из коих Академия «должна приготовить адъюнктов». Две области наук вверялись разработке академиков - физико-математическая и историческая. Высшее управление делами Академии возлагалось на Министерство народного просвещения. Штатная сумма, отпускавшаяся из казны на Академию, была увеличена до 120 тыс. руб. (вместо прежних 55 тыс.).

В 1836 г. Николай I высочайше утвердил Устав Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и Штат Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, а также повелел Академии издавать небольшие труды своих членов - «Записки Императорской Академии наук»6. В соответствии с Уставом 1836 г. в дополнение к существующим были созданы кафедры филологии, причем состав Академии из-

4URL:http://ru.wikisource.org/wiki/Полное_собрание_законов_Российской_империи _(Сперанский)/Собрание_первое/9425/ДО (дата обращения: 04.10.2014).

5 Там же.

6 Сборник постановлений по МНП. Т. 2. СПб., 1864. Отд. 1. Стб. 809.

менен: увеличивалось число ординарных академиков и уменьшалось число адъюнктов (назначены 21 ординарный академик и 10 адъюнктов). Все прежние экономические преимущества Академии сохранялись, а штатная сумма, отпускаемая ей, была удвоена: вместо 120 тыс. руб. было велено отпускать 240 тыс.

В 1841 г. установлено новое организационное устройство Академии наук. Существенные изменения в ее составе произошли в связи с присоединением к ней одного из отделений (русского языка и словесности) Императорской Российской академии. В результате Академия наук была разделена на отделения: 1) физико-математических наук; 2) русского языка и словесности; 3) исторических наук и филологии. При этом здание Российской академии и все ее денежные суммы и принадлежности присоединены к Академии наук. Второе отделение состояло из 16 ординарных академиков и четырех адъюнктов. На вознаграждение академиков этого отделения ежегодно выделялось 8500 руб., а на печатание изданий отделения - 4000 руб.

После Февральской революции 1917 г. и вплоть до 1925 г. высшее научное учреждение страны именовалось Российской академией наук (именно в тот период она получила право избирать своего президента), а с 1925 г. по 1991 г. - Академией наук СССР, которая была образована постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1925 г.7 на базе Российской академии наук. Указанным постановлением Российская академия наук была признана высшим научным учреждением страны. Начался новый период в истории Академии наук, который характеризовался возрастанием ее роли в научном потенциале страны. Академия превратилась в главный центр советской науки8.

В 1927 г. СНК СССР утвердил новый Устав Академии наук, заменивший Устав 1836 г. Основными ее задачами объявлялись развитие и усовершенствование научных дисциплин, входящих в круг ее ведения; изучение естественных производительных сил страны и содействие их использованию; приспособление научных теорий и результатов научных опытов и наблюдений к практике; применение научных разработок в промышленности и культурно-экономическом

7 Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР. 1925. № 48. Ст. 351.

8 См.: Кольцов А.В. Развитие Академии наук как высшего научного учреждения СССР (1926-1932). М., 1982. С. 4.

строительстве СССР9. Увеличилось число действительных членов (до 75 человек), установлен новый порядок их избрания. Правом выдвижения кандидатов обладали научные сотрудники, группы ученых. Были также внесены существенные изменения в структуру Академии наук. Вместо трех отделений стало два (отделение математических и естественных наук и отделение гуманитарных наук).

В 1930 г. Президиум ЦИК СССР утвердил новый Устав Академии наук, закрепив за ней статус высшего научного учреждения СССР при ЦИК СССР. Устав расширил сферу деятельности Академии наук, а также изменил порядок выборов кандидатов на вакансии действительных членов. Следует отметить, что в Уставе предусматривалась возможность лишения членов Академии их званий, если их деятельность была направлена на причинение вреда СССР. Впервые было закреплено планирование научной деятельности и утверждение планов АН СССР СНК СССР с их рассылкой правительствам союзных республик.

В целях повышения роли Академии наук в 1933 г. она стала подчиняться непосредственно СНК СССР. В дальнейшем, согласно Уставу 1935 г., АН СССР перестала быть обособленным научно-исследовательским учреждением и фактически превратилась в научно-хозяйственное ведомство, осуществляющее административное руководство подчиненными научными и вспомогательными учреждениями, определяющее тематику их деятельности, а также распределяющее между ними государственные бюджетные средства.

Академия наук СССР сыграла огромную роль в процессе ускоренной индустриализации нашей страны, что послужило материальной основой победы в Великой Отечественной войне. В послевоенные годы начался рост фундаментальных исследований, увеличилось число научных учреждений, была создана научная база для решения в кратчайшие сроки крупнейших научно-технических проблем, в том числе для овладения энергией атомного ядра и освоения космического пространства. Со временем Академия наук СССР превратилась в общепризнанный крупнейший центр мировой науки.

В советский период Академия наук СССР организационно была подчинена непосредственно Совету Министров СССР, ежегодно через академические органы управления представляя отчеты о своей де-

9 См.: Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР. 1927. № 35. Ст. 367.

ятельности. Уже тогда она была наделена исключительными полномочиями, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных ей организаций. При этом Государственный комитет науки и техники (ГКНТ) СССР и АН СССР не были соподчинены, являлись независимыми и фактически равноправными субъектами формирования и реализации государственной научно-технической политики.

Важнейшие государственные решения в области руководства сферой науки и техники ЦК КПСС и Советом Министров СССР в этот период адресовались не только ГКНТ СССР, но и Академии наук СССР, а иногда и Госплану СССР как равным по значению субъектам руководства научной деятельностью. Это были целевые поручения, направленные на решение задач научно-технического развития страны. Конкуренции между ГКНТ СССР и АН СССР в области руководства научной деятельностью в стране в тот период не наблюдалось.

Указом Президента РСФСР от ская академия наук была восстановлена. Согласно п. 2 этого Указа Российская академия наук как высшее научное учреждение является общероссийской самоуправляемой организацией.

Российская академия наук стала не только правопреемницей АН СССР, но и в значительной степени сохранила ее структуру, систему самоуправления, полномочия по созданию, реорганизации, ликвидации и руководству подведомственными научными организациями, число которых было весьма значительным. На этапе социально-экономических преобразований, когда вузовская наука еще не получила должного развития, а отраслевая фактически прекратила свое существование, фундаментальная наука продолжала развиваться преимущественно в государственных академиях наук (Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук и ряде других)11.

В п. 3 данного Указа закреплялось, что «Российская академия наук имеет в своем составе институты, лаборатории, предприятия и организации, обеспечивающие исследования по основным направле-

10 Ведомости РСФСР. 1991. № 47. Ст. 1640.

11 См.: Филь М.М. Конституционные основы регулирования государственной научной технической политики в Российской Федерации и в СССР // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации «Конституция России и отраслевое законодательство». Москва, 2 декабря 2013 г. М., 2014. С. 261 -262.

ниям фундаментальной науки, включая учреждения, находящиеся в настоящее время в Академии наук СССР и расположенные на территории РСФСР».

Статус Российской академии наук как общероссийской самоуправляемой некоммерческой научной организации был подтвержден Указом Президента РФ от 15 апреля 1996 г. № 558 «О мерах по развитию фундаментальной науки в Российской Федерации и статусе Рос-

„ 12 о

сийской академии наук» . Значимость государственных академий наук подтвержден также Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

В соответствии со ст. 6 указанного Закона Российская и отраслевые академии наук являются государственными академиями наук -некоммерческими организациями, созданными в форме государственных бюджетных учреждений. Они наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим им на праве оперативного управления, в соответствии с законодательством РФ и уставами таких академий наук. При этом Российская академия наук (как и отраслевые академии наук) в качестве самоуправляемой научной организации проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук (самоуправляемыми научными организациями, проводящими фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники).

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главными распорядителями бюджетных средств (главными распорядителями средств соответствующих бюджетов) являются не только орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, но и наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Данное положение нашло отражение и в вышеназванном Законе, в соответствии с абз. 2 п. 4. ст. 6 которого Российская академия наук, ее региональные отделения (Дальневосточное отделение Россий-

12 СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1845.

ской академии наук, Сибирское отделение Российской академии наук и Уральское отделение Российской академии наук) и отраслевые академии наук являлись прямыми получателями и главными распределителями средств федерального бюджета.

Исходя из этого законодательного условия в п. 81 ранее действовавшего Устава РАН (утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 785) вопросы финансового обеспечения академической науки закреплялись следующим образом: «Российская академия наук, ее региональные отделения (Дальневосточное, Сибирское и Уральское отделения) являются получателями и главными распорядителями средств федерального бюджета, в том числе средств, предназначенных для финансирования деятельности подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), а также для осуществления государственных инвестиций в целях поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктуры академии». Кроме того, в п. 56 дублировалась данная норма в отношении региональных отделений.

Однако с принятием Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»13 из ст. 6 Закона «О науке и государственной научно-технической политике» приведенное выше положение было исключено; в п. 130 Устава РАН (утв. постановлением Правительства РФ от 27 июня 2011 г. № 589) лишь закреплялось, что «Академия является главным распорядителем средств федерального бюджета, предназначенных для финансового обеспечения деятельности региональных отделений Академии».

Приведенное положение представляет особый интерес с точки зрения его реализации в увязке с принципами академического самоуправления и с учетом финансового обеспечения науки. Как указывает М.М. Филь, государство последовательно принимало меры по фактическому разрушению сложившейся системы самоуправления в РАН, касающиеся основных сфер деятельности этого института. Так, 8 декабря 2006 г. в Закон «О науке и государственной научно-технической политике» были внесены поправки, в соответствии с которыми РАН лишилась прав самостоятельно избирать президента Академии и утверждать свой устав. Согласно этим поправкам и Уставу РАН

13 СЗ РФ. 2013. № 39. Ст. 4883. 120

2007 г. кандидатура избранного общим собранием РАН президента Академии должна быть утверждена Президентом РФ, а устав Академии, утвержденный ее общим собранием, - постановлением Правительства РФ. Видимо, эти меры мотивировались тем, что РАН является учреждением, финансируемым из федерального бюджета, и должна находиться под контролем государства, выделяющего средства на ее

14

содержание .

Таким образом, содержащиеся в вышеназванном Законе положения о независимости РАН и ее деятельности фактически носят декларативный характер и не соотносятся с принципом самоуправления, который по своей правовой природе не приемлет никакого вмешательства государственных органов любого уровня в деятельность РАН и ее структур. Кроме того, с принятием таких нормативных правовых актов, как Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Указ Президента РФ от 27 сентября 2013 г. № 735 «О Федеральном агентстве научных организаций»15 произошли глобальные преобразования российских государственных академий наук.

Согласно ст. 18 указанного Закона в состав Российской академии наук были включены Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук. При этом за РАН законодатель закрепил только право осуществлять научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования независимо от их ведомственной принадлежности. Что же касается подведомственности академических институтов РАН, равно как РАМН и РАСХН, то они переданы в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО), действующему, естественно, не на основе принципа самоуправления.

Следует отметить, что такое изменение подведомственности учреждений РАН может повлечь отказ от принципа единства управления фундаментальной наукой, а также сделает либо невозможным, либо малоэффективным выполнение функций, закрепленных за РАН указанным Законом. По мнению академика А.Г. Лисицына-Светланова, «никакое объединение видных ученых в современном

14 Подробнее см.: Филь М.М. Указ. соч. С. 262.

15 СЗ РФ. 2013. № 39. Ст. 4969.

мире не способно решать аналитические и экспертные задачи без ежедневного взаимодействия с коллективом, без информационного обеспечения, без экспериментальной базы, без современных лаборато-

~ 16 рий» .

Возникает и неопределенность в вопросах взаимоотношения РАН с органами государства, что может отрицательно сказаться на одной из фундаментальных ее функций - выступать экспертной организацией. Допустимость в данной сфере ведомственного нормотворчества и ведомственного контроля вместе с назначаемостью уполномоченных федеральным органом исполнительной власти руководителей научных учреждений может поставить под сомнение независимость и достоверность экспертных заключений РАН.

Передача академических институтов федеральному органу исполнительной власти, который в свою очередь будет осуществлять полномочия собственника и иные предусмотренные Законом полномочия в отношении институтов РАН, посягает, как представляется, на независимость фундаментальной науки и, как следствие, на свободу выбора направлений научных исследований, поскольку он остается не за учеными, а за органом государственной власти.

Иллюстрацией к данному выводу являются просматривающиеся подходы к вопросам, связанным с органами управления РАН, которым посвящены статьи гл. 5 «Органы управления Академии и порядок их деятельности» действующего Устава РАН, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 июня в соответствии с п. 61 к органам управления Российской академией наук относятся общее собрание членов, президиум и президент Академии.

Согласно п. 62 Устава РАН общее собрание членов Академии является высшим органом ее управления, состоящим из членов РАН и иностранных членов РАН, избранных в соответствии с Законом от 27 сентября 2013 г. № 253 и Уставом РАН. При этом в состав членов общего собрания не включены делегированные на определенный срок

16 Лисицын-Светланов А.Г. Замечания на проект федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: http://www.igpran.ru/news/3423/ (дата обращения: 04.11.2014).

17 СЗ РФ. 2014. № 27. Ст. 3771.

научные сотрудники академических научных организаций по причине отсутствия последних в структуре РАН. Установлен закрытый перечень полномочий общего собрания РАН, которые не могут быть переданы иным органам. Большинство этих полномочий в условиях отсутствия принципа самоуправления в деятельности РАН подконтрольны Президенту РФ или Правительству РФ. Так, согласно ст. 63 Устава РАН общее собрание членов РАН:

определяет приоритетные направления деятельности Академии для достижения целей ее деятельности;

утверждает и ежегодно представляет Президенту РФ и в Правительство РФ доклад о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными, предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также о направлениях поисковых научных исследований;

принимает и представляет в Правительство РФ рекомендации об объеме и видах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на очередной финансовый год на финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования;

заслушивает и обсуждает доклады отделений и региональных отделений Академии, ее членов и иностранных членов;

избирает членов Академии и ее иностранных членов; принимает устав Академии, положения о ее отделениях и представительствах, изменения, вносимые в эти уставы и положения; формирует отделения Академии;

принимает решения по вопросам создания региональных отделений Академии и представляет соответствующие предложения в Правительство РФ, принимает решения об открытии ее представительств;

избирает президиум, президента, вице-президентов, главного ученого секретаря президиума Академии и академиков-секретарей ее отделений (решение принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов членов общего собрания, присутствующих на нем);

подготавливает предложения об установлении предельного количества членов Академии и представляет данные предложения на утверждение в Правительство РФ.

Постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом в соответствии с п. 70 Устава РАН является президиум Российской академии наук, в состав которого входят президент и вице-президенты, а также не более 80 членов Академии, избранных общим собранием ее членов. При этом согласно ст. 70 Устава РАН президент Академии является единоличным исполнительным органом управления РАН.

Устав РАН 2014 г. ввел ряд ограничений, касающихся сроков назначения и возрастного ценза для претендентов на должность президента Академии. Как и ранее, президент Академии избирается из числа академиков Академии сроком на пять лет. Однако согласно п. 81 Устава одно и то же лицо не может занимать должность президента Академии более двух сроков подряд. На должность президента Академии не могут быть рекомендованы члены РАН старше 75 лет, если такое ограничение установлено законодательством РФ.

Избранный общим собранием членов Академии президент вступает в должность после его утверждения Правительством РФ. До этого избранный общим собранием членов Академии президент исполняет обязанности президента Академии. По истечении пятилетнего срока он вправе продолжить осуществлять полномочия до своего избрания на второй срок или до избрания нового президента Академии, но не более чем в течение шести месяцев.

К полномочиям президента РАН относятся: руководство текущей деятельностью Академии; действие без доверенности от имени Академии; заключение трудовых договоров с избранными руководителями региональных отделений Академии, которые утверждены президиумом Академии; назначение согласованных с президиумом Академии руководителей ее представительств и заключение с ними трудовых договоров и ряд других.

Таким образом, Закон от 27 сентября 2013 г. № 253 содержит ряд положений, ограничивающих реализацию традиционного для академической науки принципа самоуправления научного учреждения. Представляется целесообразным сохранение за РАН надведомствен-ного статуса как самоуправляемой организации, объединяющей комплекс научно-специализированных учреждений.

Также важной составляющей процесса оптимизации управления РАН видится совершенствование процедуры назначения руководителей учреждений и организаций, подведомственных Академии. В этом вопросе, с учетом фундаментальной специфики научно-

исследовательской деятельности институтов РАН, при назначении и освобождении руководителей таких организаций целесообразно, на наш взгляд, использовать процедуру многоступенчатого отбора и традиционной выборности.

Подводя итоги по результатам исследования становления института академического самоуправления в России, его развития и состояния с учетом предпринятых шагов по реформированию академической науки в стране, следует признать, что на сегодняшний день наблюдается существенное сужение сферы применения такого вида управления с участием субъектов академической науки.

М.А. Кудрявцев*

ИДЕИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЕДИАЦИИ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРОЕКТЕ И.А. ИЛЬИНА**

В 2013 г. отмечалось 130 лет со дня рождения крупного представителя отечественной философской, политической и правовой мысли Ивана Александровича Ильина, а в 2014 г. исполнилось 60 лет со дня его смерти. Эти даты можно рассматривать как подходящий повод для того, чтобы продолжить разговор о конституционном проекте И.А. Ильина - о подготовленном им в 1936-1938 гг. проекте Основного Закона Российской империи2, поскольку в этом сравнительно

* Научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

** Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на Всероссийском научно-практическом семинаре «Традиционные практики примирения и современность: медиация в политически значимых конфликтах», проведенном 19-20 марта 2013 г. (ИГП РАН, Москва).

1 См.: Кудрявцев М.А. Вопросы прав человека в конституционном проекте И.А. Ильина // Труды Института государства и права РАН. 2011. № 3. С. 182-208; он же. Государство и религия в конституционном проекте И.А. Ильина // Труды Института государства и права РАН. 2013. № 6. С. 129-151.

2 Текст проекта Основного Закона Российской империи и документы, связанные с его разработкой, см.: Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект Основного Закона России. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.