Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста'

Организационно-педагогические условия развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мосеева Елена Юрьевна, Бурова Лидия Ильинична

В тексте представлено обоснование актуальности развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома и приведены результаты эмпирического исследования. Статья содержит организационно-педагогические условия развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста»

Раздел 1

УДК 37.018.2

Е. Ю. Мосеева, Л. И. Бурова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Е. Y. Moseeva, L. I. Burova

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF VALUE ATTITUDE TO THEMSELVES AND SURROUNDING PEOPLE IN INMATE TEENAGERS IN CHIDREN'S HOMES

В тексте представлено обоснование актуальности развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома и приведены результаты эмпирического исследования. Статья содержит организационно-педагогические условия развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста.

Ценностное отношение, педагогическое обеспечение, организационно-педагогические условия.

The paper substantiates urgency for the development of value attitude to themselves and surrounding people in the inmates in children's homes and presents the results of the relevant empirical research. The paper formulates organizational and pedagogical conditions for solving this task.

Value attitude, pedagogical provisions, organizational and pedagogical conditions.

Педагогическая деятельность сегодня направлена на обеспечение формирования ценностной сферы личности, на самореализацию и саморазвитие ребенка в системе социальных отношений. В этой связи существует потребность изучения процесса развития ценностных отношений детей в условиях разных институтов социального воспитания.

Сегодня, когда происходит обострение противостояния человека и среды, личности нового поколения и традиционной культуры, особенно актуальной становится проблема принципиально нового осмысления сущности и содержания работы детских домов, основная задача которых - социализация воспитанников, формирование систе-

3

мы ценностей у детей и дальнейшая интеграция в современное общество. Социальная значимость развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома, с одной стороны, всегда актуальна, так как ориентирована на общекультурные непреходящие ценности, а с другой - обусловлена веянием времени, поскольку именно от ценностей общества зависит его будущее.

Большой интерес в контексте рассматриваемой проблемы представляют работы ученных, изучавших сущность ценностных отношений личности. Исследования К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Бо-жович, Б. П. Братуся, Л. С. Выготского, В. П. Зин-ченко, Е. И. Исаева, И. С. Кона, А. Ф. Лазурского,

A. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, К. Роджерса, С. А. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Г. И. Чел-панова составляют основу для изучения психологических механизмов формирования ценностных отношений.

Вопросы формирования ценностных отношений активно изучались в российской педагогике во второй половине XIX и в начале XX века. Методологические и теоретические основы решения данной проблемы заложены в трудах В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, Д. Дьюи, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, Н. И. Пирогова, В. Н. Сороки-Росинского,

B. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушин-ского, С. Т. Шацкого.

Большое значение для изучения проблемы формирования ценностных отношений имеют исследования Ш. А. Амонашвили, А. А. Бадаловой, Д. А. Белухина, В. А. Беляевой, Н. И. Болдырева, О. С. Гребенюка, Т. И. Власовой, О. С. Газмана, В. А. Караковского, В. Г. Маралова, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, В. А. Ситарова, В. А. Сластенина, Н. Е. Щурковой.

Анализ педагогической литературы показал, что в науке недостаточно четко определены содержание, методы, средства формирования ценностных отношений, соответствующие реалиям сегодняшнего дня, не изучены особенности протекания данного процесса в подростковом возрасте в рамках разных институтов социального воспитания, в частности, в условиях детского дома, т. к. по уровню психического и физического здоровья дети-сироты значительно отличаются от своих сверстников, растущих в семьях (Н. Н. Авдеева, В. И. Дубровина,

М. И. Лисина, А. А. Лиханов, Е. И. Морозова, А. М. Нечаева, А. М. Прихожан, А. Г. Рузская, Л. К. Сидорова, Н. Н. Толстых, Т. И. Юферева).

Развитие ценностного отношения к себе и окружающим наиболее актуально для подростков, поскольку этот возраст характеризуется интенсивным ростом самосознания, стремлением к самоутверждению и самореализации, предметной направленностью взаимодействия (Л. И. Божович, М. Кле, Д. И. Фельдштейн, В. Г. Степанов, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Ведущим типом деятельности в этот период является межличностное общение со сверстниками. Большое влияние на подростка оказывают именно сверстники, референтная группа. Но это влияние стихийно, слабоуправляемо и не всегда адекватно принятым в обществе социальным нормам. С другой стороны, целенаправленные педагогические влияния взрослых отражаются в сознании подростка через призму мнений референтных для него сверстников.

Таким образом, отрочество, по мнению многих психолого-педагогических школ, является сензи-тивным периодом для развития ценностных отношений личности, мировоззрения, самосознания, рефлексии. Следовательно, процесс развития ценностного отношения к себе и окружающим людям в этот период наиболее интенсивен. Однако вопрос развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома в настоящее время не достаточно изучен, особенно это касается такой категории, как воспитанники детских домов. Хотя известные ученые (И. В. Дубровина, М. Ю. Кондратьев, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых) подчеркивают значение изучения этой проблемы для теории и практики воспитания. Так, в работах М. Ю. Кондратьева сделаны акценты на социально-психологическом анализе процессов группообразования и личностного развития в закрытых образовательных учреждениях; в исследованиях А. Ш. Шахмановой - на нравственном развитии воспитанников детского дома дошкольного возраста; М. И. Лисиной - на влиянии отношений детей с близкими взрослыми и на факторах построения образа «Я» у детей-сирот; в работах Э. А. Минковой - на особенностях отношений со сверстниками и системы отношений «взрослый - ребенок» в условиях депривации. Однако целостных исследований, посвященных

изучению процесса развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома, а также его педагогического обеспечения нам не удалось обнаружить.

Анализ научной литературы и практики позволяет констатировать основное противоречие между возможностью педагогического обеспечения способствовать развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома и недостаточной теоретической и практической разработкой путей его использования.

В настоящее время теоретически доказано, что ценностное отношение к себе и другим людям представляет собой основу психического и нравственного здоровья, является одним из условий успешной самореализации жизненного самоопределения подрастающего поколения. Любовь к себе, к своему «Я» нераздельно связана с любовью к другому «Я», так как сущность любви к себе и любви к другим одна и та же. Подразумевается, что уважение, понимание, ценностное отношение к другому человеку невозможны без ценностного отношения к себе, без уважения своей целостности и уникальности, без понимания своего «Я». Любовь к себе есть только у тех, кто способен любить других. Данное утверждение в контексте нашей работы будет рассматриваться как основополагающее.

Под ценностным отношением к себе мы понимаем устойчивую, избирательную, предпочтительную связь субъекта со своими внутренними установками, которые имеют личностный смысл для субъекта. Ценностное отношение к окружающим людям - это устойчивая избирательная, предпочтительная связь субъекта с окружающими людьми, когда данные объекты, выступая во всем своем социальном значении, приобретают для субъекта личностный смысл и расцениваются как нечто значимое, ценное. Отсюда сущность ценностного отношения к себе и к окружающим людям заключается в единстве содержания данных понятий.

Важной задачей развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у подростков становится педагогическое управление как сопровождение данного процесса В условиях детского дома целенаправленные педагогические влияния и сти-

хийные влияния группы сверстников действуют практически одновременно и интенсивно. Следовательно, необходимо педагогически грамотное обеспечение процесса развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста, в котором существенную позицию будет занимать взрослый, на своем примере демонстрирующий первый шаг в овладении новыми навыками соци-ально-значимого поведения.

Для достижения цели педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома нами была создана и реализуется экспериментальная модель педагогического обеспечения развития у детей ценностного отношения к себе и окружающим людям. Это создало возможность детально исследовать структурные компоненты изучаемого процесса в их логической взаимосвязи и зависимости, предвидеть и диагностировать результаты новообразований при создании определенных условий.

Разработанная нами модель направлена на гуманизацию процесса развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома и состоит из структурных компонентов: мотивационно-ориентационного, информационного, когнитивного, технологического, контрольно-корректировочного и личностного. Личностный компонент пронизывает все остальные компоненты, под его влиянием при педагогическом обеспечении развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома главное заключается в развитии, преобразовании, введении личностного смысла в данный процесс.

Получить наиболее полное представление о количественном и качественном состоянии составных компонентов модели возможно на основе определенных критериев. Обобщенными критериями развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома мы выделяем - эмоционально-ценностный, когнитивный, поведенческо-деятельностный и ло-кус-контрольный. Данные критерии отражают структуру ценностного отношения. Теоретический материал позволил нам описать три уровня развития ценностного отношения к себе и окружаю-

щим людям у воспитанников детского дома: высокий (устойчиво-позитивный), средний (неустой-чиво-позитивный) и низкий (избирательно-ситуативный).

Следующей составляющей модели педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома являются организационно-педагогические условия. Организационно-педагогические условия рассматриваются как совокупность факторов, способствующих развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у подростков и обеспечивающих последовательное продвижение от избирательно-ситуативного на ус-тойчиво-позитивный уровень. Учитывая это положение, рассмотрим подробнее реализацию ор-ганизационно-педагогических условий, стимулирующих развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста.

1. Создание в детском доме среды, направленной на безусловное принятие ребенка.

Создание в социально-педагогическом процессе детского дома атмосферы доверия, сотрудничества, диалогового взаимодействия, способствующего взаимораскрытию «Я» воспитателей и воспитанников, приближение позиции воспитателей к позиции родителей, обеспечение субъектной позиции воспитанников предполагало основные моменты: изменение системы ценностных отношений и задание новых личностных образцов в пользу развития субъектного опыта воспитанников; представление социально-педагогической деятельности как деятельности по самоизменению и самоопределению, механизмом которой выступает рефлексия. В реализации данного условия обращалось внимание на еще один важный аргумент в пользу коллективной формы ценностно-ориента-ционной деятельности - это «эффект заражения», описанный в работах Е. П. Ильина. Он «срабатывает» в тех случаях, когда ценность присваивается человеком вследствие того, что она нравится и кажется привлекательной другим [1]. Наиболее актуально данное положение в работе с подростками, так как они обычно ориентируются на ценности, которые приняты в их группе. Следовательно, развитие групповых ценностей «высшей нравственности», выраженных в общественном

мнении коллектива (А. С. Макаренко), в его духе (В. А. Сухомлинский) представлялось нами необходимым звеном педагогической деятельности, направленной на культивирование субъект - субъектных отношений в воспитательном процессе. При соблюдении данных требований социально-педагогический процесс в детском доме постепенно становится основой развития личности, поскольку в нем создавались условия для открытия и реализации субъектности ребенка, проявления его разносторонней активности, снижается проблема дезинтегрирующего влияния воспитательного микросоциума.

2. Психолого-педагогическое сопровождение воспитателей в процессе развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников.

При исследовании литературных источников и рассмотрении реальной практики работы детских домов было обнаружено, что значимыми взрослыми для воспитанников детского дома чаще всего являются воспитатели, которые в определенной степени выступают в качестве организаторов со-циально-педагогического процесса, ориентированного на нейтрализацию отрицательных средо-вых воздействий на ребенка.

Предъявляя воспитанникам идею как общественную ценность, педагог, по мнению Е. А. Ям-бурга, выступает в роли своеобразного «адаптера» между ребенком и окружающим миром, сообразуясь с его возрастными и индивидуальными особенностями, ориентируясь на доступные возрасту образы и понятия [2, с. 198].

В педагогической модели обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома роль своеобразного «модулятора» мы отводим педагогу, хорошо знающему доминирующие и актуальные потребности воспитанников. У подростков в качестве доминирующей социальной потребности выступает потребность в самоутверждении. Смысл такого «модулирования» реализовывался в развитии и насыщении базовых, сензитивных возрасту потребностей ребенка в процессе их удовлетворения. «Модулирование», следовательно, делало доминирующую потребность еще более привлекательной для ребенка, а способ ее удовлетворения -приятным. Для подростка побудителем и стимуля-

торами развития ценностного отношения к себе и окружающим людям выступала возможность более эффективного признания его личности окружающими людьми.

3.Использование элементов интерактивных технологий в социально-педагогическом процессе детского дома.

В рамках данного исследования использовались следующие интерактивные технологии: различные виды тренинговых занятий; элементы сказкотерапии; метод организации переживания; метод праксиологических ситуаций (ситуаций, специально направленных на оснащение детей опытом, обеспечение органической включенности ситуации в текущую повседневность как органической части жизни, как часть общего бытия человека, проживающего событие «здесь и сейчас»),

4. Создание и реализация информационно-методического инструментария по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у подростков для всех участников социально-педагогического процесса в детском доме.

В процессе экспериментальной работы на базе методического кабинета детского дома было создание пакета информационно-методических разработок, включающего все диагностические и развивающие материалы по проблеме развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников подросткового возраста как для воспитателей, так и для воспитанников.

Экспериментальное исследование было спроектировано и проведено как проверка эффективности модели педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома. Оно осуществлялось в 2004-2007 гг. на базе МОУ «Детский дом № 5» и ГОУ «Вологодская школа-интернат № 1 имени В. А. Гаврилина» г. Вологды. Для экспериментальной проверки было задействовано 193 воспитанника, 25 воспитателей детского дома, 125 студентов очного и заочного отделения факультета социальной работы, педагогики и психологии Вологодского государственного педагогического университета. В экспериментальной работе приняли участие две группы: контрольная (97 воспитанников) и экспериментальная (96 воспитанников). Можно утверждать, что состав групп практически равнозначен: и в экспериментальной, и в контрольной группах представлены изначаль-

но все уровни развития ценностного отношения к себе и окружающим людям.

Критерием организации экспериментальной группы служило включение в социально-педагоги-ческий процесс компонентов и организационно-педагогических условий, входящих в состав модели. Воспитатели этих групп прошли специальную подготовку под руководством авторов, научились планированию социально-педагогической работы, ориентированной на развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям, технологиям педагогического анализа и отслеживания результатов своей деятельности. Воспитатели контрольных групп строили свою работу традиционно.

Эффективность педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям отслеживалась путем диагностики динамики изменения уровня развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников, то есть сравнивалось нынешнее и предыдущее состояние. Использовались также методы наблюдения, контент-анализа, экспертных оценок. Анализ повторного диагностирования позволил выявить степень результативности влияния педагогического обеспечения на развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников экспериментального детского дома. Нами были повторно проведены основные диагностические методики: ориентировочная диагностическая программа для воспитателей и анкета для подростков «Я и окружающие». Результаты замеров уровня развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников по базовым диагностическим методикам в экспериментальной и контрольной группах после экспериментальной работы сведены в табл. 1.

Анализ цифровых данных при помощи подсчета критерия Фишера позволяет утверждать, что реализованная в экспериментальных группах модель педагогического обеспечения оказала эффективное влияние на развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома с вероятностью отклонения 1 %. Определено, что различия в достижении подростками экспериментальной и контрольной групп высокого уровня выделенных критериев статистически значимы с вероятностью <0,01. Интенсивность различий в достижении высокого уровня развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у подростков по отдельным кри-

Таблица 1

Результаты эксперимента: уровень развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников в экспериментальной и контрольной группах

Ценностное отношение к себе и окружающим людям (%) Критерии развития ценностного отношения к себе и окружающим людям (%)

Уровни Эмоцио-нально-ценност-ный Когнитивный Поведен-ческо-деятель-ностный Локус - контрольный

Контр. Экспер. Контр. Экспер. Контр. Экспер. Контр. Экспер. Контр. Экспер.

Высокий 1 26 17 38 6 41 0 19 5 32

Средний 60 57 48 35 50 37 60 54 46 26

Низкий 39 17 35 27 44 22 40 27 49 42

териям достаточно высока, что еще раз подтвер ждает сензитивность данного возраста для развития искомого процесса. А значит, можно говорить об эффективной реализации модели педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома (рис.).

Наиболее высокие результаты показали воспитанники экспериментальной группы, так как работа с ними была организована в комплексе: активное участие в работе тренинговой группы, систематическое воздействие воспитателей из творче-

% 70,00

60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

59,80 57.30

39,20

26.dll

ю, /и

1,00

Контр, группа

Экспер. группа

ш Высокий ■ Средний а Низкий

Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп после реализации модели педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников

скои группы, в целом - организованная ценностная деятельность подростков. У этих респондентов в повторном ранжировании ценностей ценности человеческих взаимоотношений и ценность человеческой личности заняли высокие места, превалируя над материальными.

В ходе эксперимента проводились также лонгитюдные наблюдения за динамикой развития у подростков ценностного отношения к себе и окружающим людям. Мы приводим пример измерения Т-критерия Вилкоксона для сопоставления показателей, характеризующих уровень развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников по шкалам, определяющим уровень развития ценностного отношения к себе и окружающим людям до и после эксперимента. Средние значения замеров по группе и значимость сдвига по критерию Т приведены в табл. 2.

Данные подтверждают значимость положительного сдвига в сторону повышения у подростков уровня развития ценностного отношения к себе и окружающим людям по всем выявленным критериям, особенно по когнитивному критерию.

Качественный анализ повторного опроса респондентов в экспериментальной группе говорит о понимании значимости ценности человека; о смене эгоистической направленности системы ценностных ориентаций большинства респондентов на альтруистическую; о значительном стремлении к саморазвитию как личной ценности; о важности для респондентов; о востребованности нравственных ценностей в жизненном пространстве опрашиваемых; о повышении способности объяснить свои ценностные приоритеты.

Для подтверждения эффективности проведенного формирующего эксперимента мы попросили воспитателей и воспи-

Таблица 2

Сопоставление показателей по критериям уровня развития ценностного отношения к себе и окружающим людям до и после эксперимента

Критерии До эксперимента После эксперимента Значимость, Т Направление сдвига

Среднее значение в баллах Стандартное отклонение Среднее значение в баллах Стандартное отклонение

Эмоционально-ценностный 1,9 0,2 2,3 0,5 0,01 В сторону повышения уровня

Локус-контрольный 2 0,3 2,1 0,5 0,01 В сторону повышения уровня

Когнитивный 1,8 0,2 2,6 0,3 0,01 В сторону повышения уровня

Поведенческо-деятельностный 1,6 0,4 2,3 0,3 0,01 В сторону повышения уровня

танников после прохождения экспериментальной программы подвести итоги проведенной работы. Результаты высказываний большинства респондентов свидетельствуют о том, что они выполнили намеченные шаги по самоизменению и наметили дальнейшие планы на свое развитие.

Список литературы

1. Ильин В. С. Формирование личности школьника: (целостный процесс). - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

2. Ямбург Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). — М.: Новая школа, 1997. - 346 с.

Мосеева Елена Юрьевна - старший преподаватель кафедры социальной работы и социальной педагогики Вологодского государственного педагогического университета.

Тел.: 8(8172) 72-36-25, 8-911-511^4-01; e-mail: m ey@mail.ru

Бурова Лидия Ильинична - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики начального образования Череповецкого государственного университета.

Тел.: 8(8202) 51-82-91; e-mail: piixmo@chsu.ru

Moseeva Elena Yurievna - Senior Instructor at the Department of Social Work and Social Pedagogy, Vologda State Pedagogical University.

Tel.: 8(8172) 72-36-25, 8-911-511-44-01; e-mail: m ev@,mail.ru

Burova Lydia Iljinichna - Doctor of Pedagogy, Professor at the Department of Primary Education Pedagogy and Methods, Cherepovets State University.

Tel.: 8(8202) 51-82-91; e-mail: pimno@chsu.ru

УДК 376.113

Г. M. Тюлю, Т. А. Демидова

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

G.M. Tulu, Т.A. Demidova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MANAGING THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN TEACHERS FOR CHILREN'S HOMES

В статье представлены основные результаты диссертационного исследования «Управление развитием профессиональных компетенций воспитателя в детском доме».

Наиболее важные результаты исследования, обладающие научной новизной, состоят в следующем: разработана технология создания модели профессиональных компетенций воспитателя; создана модель профессиональных компетенций,

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.