2) самонаблюдение за учебно-тренировочной деятельностью с целью выявления причин проблемно-конфликтной ситуации;
3) работа с научно-методической литературой по теме исследования с подготовкой обзора литературы в виде реферата;
4) поиск путей решения ситуации в процессе групповых занятий и выдвижение гипотезы, то есть предположения о возможных путях решения поставленной проблемы;
5) выбор формы развития профессиональной компетентности.
В процессе групповой и индивидуальной деятельности важным является активное использование обратной связи. Неизбежное появление трудностей при осуществлении выбранной траектории развития профессиональной компетентности требует постоянного использования механизмов рефлексии, осуществляемой в ходе совместной деятельности куратора, педагога и руководителей факультета.
Библиографический список
1. Марищук, В. Л. Педагогическое мастерство и педагогическая культура офицера - специалиста по физической подготовке и спорту / В. Л. Марищук, Г.А. Щуревич. - СПб.: ВИФК, 1993.
2. Гаранин, С.А. Самоконтроль и самооценка уровня педагогического мастерства учителя физической культуры: метод. рек. - Уссурийск: УГПИ, 1997.
3. Алфимов, Н.Н. О внутривузовской форме повышения квалификации педагогического состава физической культуры // Проблемы повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях (выпуск второй) / Н.Н. Алфимов, П.Н. Морозько, Б.Е. Лосин. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001.
4. Шляпникова, В.В. Программно-содержательное обеспечение физкультурного образования в развитии профессионального самоопределения школьников: учеб.-метод. пособие. - Оренбург, 2011.
Bibliography
1. Marischuk, V. L. Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskaya kul'tura oficera - specialista po fizicheskoj podgotovke i sportu / V. L. Marischuk, G. A. Schurevich. - SPb.: VIFK, 1993.
2. Garanin, S. A. Samokontrol' i samoocenka urovnya pedagogicheskogo masterstva uchitelya fizicheskoj kul'tury: metod. rek. -
Ussurijsk: UGPI, 1997.
3. Alfimov, N. N. O vnutrivuzovskoj forme povysheniya kvalifikacii pedagogicheskogo sostava fizicheskoj kul'tury // Problemy
povysheniya kvalifikacii specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu v sovremennyh usloviyah (vypusk vtoroj) / N. N. Alfimov, P. N.
Moroz'ko, B. E. Losin. - SPb.: GAFK im. P. F. Lesgafta, 2001.
4. Shlyapnikova, V. V. Programmno-soderzhatel'noe obespechenie fizkul'turnogo obrazovaniya v razvitii professional'no-go samoopredeleniya shkol'nikov: ucheb.-metod. posobie. - Orenburg, 2011.
Статья поступила в редакцию 26.06.11
УДК 378
Ageev S.L., Belikov V.A. ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER OF PHYSICAL EDUCATION IN THE TRAINING SYSTEM. In this paper the questions of selection and development of conditions of improvement professional competence of teachers of physical culture in the training system are considered.
Key words: development of professional competence of the teacher of physical culture, organizational and pedagogical conditions for the development of professional competence of the teacher of physical culture.
С.Л. Агеев, ст. преп. ОГПУ, г. Оренбург; В.А. Беликов, зав. каф. МаГУ, г. Магнитогорск,
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМОЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы выделения и разработки условий повышения эффективности развития профессиональной компетентности педагогов физической культуры в системе повышения квалификации.
Ключевые слова: развитие профессиональной компетентности педагога физической культуры, организационнопедагогические условия развития профессиональной компетентности педагога физической культуры.
Эффективность профессионального образования студен- ют и без которой не могут существовать предметы и явления
тов в значительной степени определяется уровнем их адапта- [1].
ции к условиям обучения в вузе и уровнем готовности педаго- С учетом анализа существующих определений, мы счита-
гов к обеспечению этого уровня адаптации. Роль преподава- ем, что условие есть су-щественный компонент педагогиче-
телей в развитии адаптационного потенциала студентов, на ской системы, включающей в себя содержание, методы,
наш взгляд, определяется комплексом организационно- приемы, средства и организационные формы образования,
педагогических условий развития профессиональной компе- обеспечивающие эффективное решение поставленной задачи.
тентности педагогов и степенью их реализации на практике. В общем случае условие мы определяем как меру воздействия
Понятие «условия» трактуется в науке различным обра- на среду или взаимодействия со средой.
зом. В теории профессио-нального образования преобладает Кроме того, ведя речь о педагогических условиях, мы бу-
подход, в котором понятие «условие» трактуется в значении дем понимать под необходимыми условиями те, которые обу-«среда», «обстоятельства», «обстановка», в которой пребыва-
словливают педагогическое явление, под достаточными - те, без которых педагогическая задача не может быть решена [2].
Под необходимыми и достаточными организационнопедагогическими условиями решения нашей проблемы мы понимаем образовательный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, обеспечивающих эффективность развития профессиональной компетентности преподавателей в образовательном процессе вуза.
Развитие профессиональной компетентности педагогов физической культуры обусловливает использование в образовательной практике вузов всего многообразия видов деятельности, обеспечивающих в итоге единство и комплексность позитивного преобразования социальных и биологических качеств человека на пути профессиональ-ного становления. При этом важнейшим фактором становления личности про-фессиона-ла и оптимальной сочетаемости в ней социального и биологического являются физкультурно-спортивная деятельность и ее ценности.
В своем исследовании мы пришли к выводу, что развитие профессиональной компетентности предполагает:
1) адекватное восприятие педагогом окружающей действительности, самого себя и своей профессиональной деятельности;
2) адекватную систему отношений и общение с окружающими;
3) способность к деятельности, обучению, к организации досуга и отдыха;
4) способность к самообслуживанию и самоорганизации в коллективе;
5) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
В нашей работе при определении понятия развития профессиональной компетентности мы учитываем подход В.В. Краевского, который считает, что развитие профессиональной компетентности - «это получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний» [3, с. 61]. Кроме того, развитие профессиональной компетентности трактуется как постоянное творческое обновление и развитие человека в целостной педагогической системе посредством овладения достижениями науки, передового опыта, собственной поисковой активности [1; 4].
Мы рассматриваем процесс развития профессиональной компетентности педагогов физической культуры как сложный и многосторонний процесс, как педагогическую систему, важную роль в которой играет система повышения квалификации. При этом в качестве теоретико-методологической стратегии развития профессиональной компетентности выступает комплекс методологических подходов - личностно-деятельност-ный, системный и компетентностный подходы.
Нельзя не отметить, что практика специального физкультурного образования характеризуется частичным переходом к непрерывному образованию. Создался целый «конгломерат» различных учебных заведений развивающих компетентность специалиста. В рамках формального (организованного в стенах учебных заведений и ведущего к получению полноценного диплома) образования это: заочные и вечерние средние специальные учебные заведения, заочные и дневные с вечерними и заочными отделениями высшие учебные заведения, факультеты и курсы переподготовки и повышения квалификации. Внеформальное обучение (необязательно заканчивающееся выдачей признанного документа) возможно на профессионально направленных и общекультурных курсах, центрах непрерывного образования, центрах образования взрослых, школах преподавателей, по телевидению, на различных курсах интенсивного обучения.
Но, согласно проведенным опросам, большинство педагогов физической культуры вузов и преподавателей муниципальных образовательных учреждений не мотивированы на повышение уровня профессиональной компетентности, и сле-
довательно не включаются в работу системы непрерывного образования, требующей финансовых и временных вложений.
Главной специфической особенностью физкультурноспортивной деятельности является доступность, основанная на естественно-биологических предпосылках потреб-ности личности в физических упражнениях и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду и собственно эффективного труда.
В педагогике выделено большое количество различных педагогических условий, способствующих эффективности протекания процесса развития профессиональной компетентности педагогов. Их многообразие объясняется различиями в постановке цели и задач конкретного исследования, изменяющимися требованиями общества к подготовке специалистов и другими факторами. Однако, как правило, представленные условия охватывают отдельные стороны системы повышения профессиональной квалификации преподавателей. Кроме того, эти условия не имеют выраженной направленности на эффективное использование преподавателями возможностей физкультурно-спортивной деятельности.
Учитывая вышесказанное, при определении необходимых для решения выбранной нами проблемы исследования условий, мы руководствовались рекомендациями исследователей, которые считают, что успешность выделения условий зависит:
- от четкости определения конечной цели или результата, который должен быть достигнут;
- от понимания того, что совершенствование педагогического процесса достигается не за счет одного условия, а их взаимосвязанного комплекса;
- на определенных этапах педагогические условия могут выступать как результат, достигнутый в процессе их реализации.
При этом мы учитываем невозможность решения проблемы путем реализации одного какого-либо условия. Выделяя организационно-педагогические условия, мы исходили и из того, что развитие профессиональной компетентности педагогов физической культуры обеспечивается с активным участием педагогов и может быть продуктивной только при определенном комплексе условий.
Интеграция выделяемых условий с учетом цели и задач обеспечения эффективности подготовки педагогов вуза, а также анализ существующих подходов к выделению различных комплексов организационно-педагогических условий позволили нам выделить следующий комплекс условий:
- соблюдение принципов личностно-ориентированного обучения с опорой на индивидуальный стиль деятельности преподавателя;
- ориентация преподавателя на творчество в профессиональной деятельности;
- осознание преподавателем цели развития профессиональной компетентности.
Основанием теоретической концепции разработки и реализации данного комплекса организационно-педагогических условий являются закономерности и принципы управления образовательными системами, которые связаны с общими закономерностями социального управления и раскрывают сущность отношений управления, природу связи между управляемой и управляющей подсистемами.
С учетом выделенных нами условий процесс повышения квалификации должен обеспечивать:
1)выявление фактического уровня профессиональной компетентности преподавателей в области физической культуры;
2) определение ценностной значимости и цели развития профессиональной компетентности педагогов;
3) определение и реализацию путей развития профессиональной компетентности педагогов.
Таким образом, мы на основе теоретического и экспериментального исследования пришли к выводу о необходимости
и возможной достаточности предлагаемого комплекса организационно-педагогических условий эффективности развития профессиональной компетентности педагогов.
Экспериментальная методика реализации разработанного нами комплекса организационно-педагогических условий,
обеспечивает эффективное развитие профессиональной компетентности педагогов. Реализация основных положений методики обеспечивает поэтапный характер повышения уровня профессиональной деятельности педагогов в условиях образовательного процесса в вузе.
Библиографический список
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
2. Найн, А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: монография. - Щадринск: Изд-во ПО “Исеть”, 1999.
3. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). - М.: Педагогика, 1977.
4. Доровских, И.Г. Методика формирования готовности будущих педагогов к использованию средств адаптивной физической культуры. - Шадринск: Издательство ШГПИ, 2005.
5. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4.
6. Беликов, В. А. Философия образования личности: Деятельностный аспект. - М.: Владос, 2004.
7. Коровин, С.С. Дидактические основы физического образования / С.С. Коровин, П.П. Тиссен, Н.В. Мишнаевский. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999.
Bibliography
1. Andreev, V. I. Pedagogika: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. - Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.
2. Najn, A. Ya. Refleksivnoe upravlenie obrazovatel'nym uchrezhdeniem: teoreticheskie osnovy: monografiya. - Schadrinsk: Izd-vo PO “Iset'”, 1999.
3. Kraevskij, V. V. Problemy nauchnogo obosnovaniya obucheniya (metodologicheskij analiz). - M.: Pedagogika, 1977.
4. Dorovskih, I. G. Metodika formirovaniya gotovnosti buduschih pedagogov k ispol'zovaniyu sredstv adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. - Shadrinsk: Izdatel'stvo ShGPI, 2005.
5. Bal'sevich, V. K. Fizicheskaya kul'tura: molodezh' i sovremennost' / V. K. Bal'sevich, L. I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 1995. - № 4.
6. Belikov, V. A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: Deyatel'nostnyj aspekt. - M.: Vlados, 2004.
7. Korovin, S. S. Didakticheskie osnovy fizicheskogo obrazovaniya / S. S. Korovin, P. P. Tissen, N. V. Mishnaevskij. - Orenburg: Izd-vo OGPU, 1999.
Статья поступила в редакцию 26.06.11
УДК 378
Plotnikova E.B. CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF DEVELOPMENT THE INTELLECTUAL CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF SOCIAL AND HUMANITARIAN EDUCATION. This article introduces the concept development the intellectual culture of the students in humanitarian work of professional higher education training. Conceptual foundations of the phenomenon contain the description the author's plan; refine the process of development of intellectual culture of the students as social and educational systems.
Key words: intellectual culture of the humanities students, organized intellectual socialization and knowledge experience of students, integration of educational components of the didactic process in the institution, examining student projects, modeling of social and cultural rationality training.
Е.Б. Плотникова, проф. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье представлена концепция развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного направления профессиональной вузовской подготовки. Концептуальные основания исследуемого явления содержат описание авторского замысла, уточнения процесса развития интеллектуальной культуры студентов как социально-педагогической системы.
Ключевые слова: интеллектуальная культура студентов-гуманитариев, организованная интеллектуальная социализация и метазнаниевый опыт студентов, укрупнение воспитательной компоненты дидактического процесса в вузе, экспертирование студенческих проектов, обучение моделированию социально-культур-ной рациональности.
Концепция социально-педагогической системы развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев отражает положения теории интеллектуальной социализации личности, в основе которой такое организованное преобразование интеллектуального опыта обучающихся, которое в условиях набирающей темп интеллектуализации профессиональной деятельности необходимо и возможно для эффективного решения гуманитарных задач общества.
Методология данной концепции представлена общенаучным и конкретно-науч-ным уровнями, совокупностью системного, социально-педагогического, средово-инсти-туционального подходов к ее решению; теорий: систем, культуры, организации, деятельности, информации, коммуникации, когнитивной эволюции; средств метауровневой организации образования.
Философский уровень методологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев отражает определе-