Трофимова Светлана Павловна, Кузнецов Игорь Александрович
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ (НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИАДЫ)
В статье рассматривается проблема развития у студентов неязыкового вуза иноязычной речевой компетенции во внеаудиторной работе. Обсуждаются организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность олимпиады и подготовки к ней как одной из форм такой работы, а также критерии оценки, используемые для контроля сформированности у будущих бакалавров иноязычной речевой компетенции в различных видах речевой деятельности.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/4-2/6СШт1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(58): в 3-х ч. Ч. 2. C. 205-207. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/4-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Таким образом, эффективность траектории научной работы заключается в том, что научно-исследовательские навыки студентов формируются и совершенствуются под руководством преподавателя целенаправленно, поэтапно и постоянно, а не стихийно и фрагментарно. В итоге, возрастает осознанный интерес студентов к научной работе, повышается качество результатов исследований, что является гарантией успеха их будущей научной и профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Заигрина Н. А., Соболянова Е. А. Некоторые проблемы обучения студентов научной речи на английском языке в НИУ-ВШЭ // Key Skills and Knowledge Students Need to Participate Successfully in the 21st Century Society: мат-лы межвузовской науч.-практ. конф. М.: ГУ Минфина России, 2012.
2. Зобнина В. В. Рекомендации по подготовке аннотации на английском языке [Электронный ресурс]. URL: http://school25. admsurgut.ru/win/download/2602/ (дата обращения: 19.03.2015).
3. Кузьменкова Ю. Б. Academic Project Presentations: Student's Workbook (Презентация научных проектов на английском языке: учебное пособие для студентов высших курсов и аспирантов). М.: МАКС Пресс, 2009. С. 1-24.
4. Хомутова Т. Н. Научный текст: интегральный анализ лексики // Язык и культура. 2010. № 4. С. 77-83.
THE TRAJECTORY OF A STUDENTS' SCIENTIFIC WORK
Lizunova Nina Mikhailovna, Ph. D. in Pedagogy Obukhova Larisa Yur'evna
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow nina_lizunova@mail. ru; lora.yur@mail. ru
The article summarizes the practical experience of organizing a students' scientific work in the foreign language in a non-linguistic institution of higher education, applying contemporary methods of teaching. The development of an efficient trajectory of a scientific and research activity allows students to form skills and abilities of the scientific work purposefully and gradually, that gives the opportunity to future financiers to create new scientific projects and present them at the international level in an appropriate manner.
Key words and phrases: scientific project; scientific style; the language of annotation; linking words; the language of diagrams.
УДК 378.013:8
В статье рассматривается проблема развития у студентов неязыкового вуза иноязычной речевой компетенции во внеаудиторной работе. Обсуждаются организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность олимпиады и подготовки к ней как одной из форм такой работы, а также критерии оценки, используемые для контроля сформированности у будущих бакалавров иноязычной речевой компетенции в различных видах речевой деятельности.
Ключевые слова и фразы: иноязычная речевая компетенция; организационно-педагогические условия; система контроля; внеаудиторная работа; олимпиада.
Трофимова Светлана Павловна
Кузнецов Игорь Александрович, к.э.н., доцент
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева [email protected]; [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ (НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИАДЫ)
В настоящее время российская система высшего образования ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Поэтому формирование и развитие у современных студентов иноязычной речевой компетенции, способности эффективно действовать за пределами учебных ситуаций приобретает огромное значение. Важной проблемой обучения иностранному языку в техническом вузе является создание таких организационно-педагогических условий, которые бы позволили в рамках внеаудиторной работы формировать и развивать иноязычную речевую компетенцию у студентов младших курсов, что способствовало бы их более продуктивной подготовке [7]. В процессе разработки проблемы развития иноязычной речевой компетенции преподавателями кафедры иностранных языков Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева была предложена модель обучения бакалавров во внеаудиторной работе в форме внут-ривузовских олимпиад по иностранным языкам в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования (далее - ФГОС ВО) [6; 8; 9].
Предложенная нами модель обучения включает, во-первых, комплекс организационно-педагогических условий проведения внеаудиторной работы в виде олимпиад с учетом специфики профессиональной
206
^БЫ 1997-2911. № 4 (58) 2016. Ч. 2
деятельности выпускников бакалавриата; во-вторых, систему контроля сформированности иноязычной речевой компетенции студентов.
Создание положительной мотивации к изучению иностранного языка и к коммуникативной деятельности заключается, в первую очередь, в участии студентов в различных внеаудиторных мероприятиях. Им предоставляется право выбора участия в любой деятельности, включая конкурсы, фестивали или олимпиады. Рассмотрим более детально, как происходит развитие иноязычных речевых компетенций в условиях внеаудиторной работы в техническом вузе на примере олимпиады по иностранным языкам, проведённой в нашем вузе [10].
Оргкомитетом олимпиады определены организационно-педагогические условия, представленные в виде требований для успешного ее проведения. Они заключаются в ее направленности на развитие:
1) речевой компетенции, умения планировать свое речевое и неречевое поведение в тематически обусловленной ситуации;
2) языковой компетенции, что предполагает систематизацию ранее изученного фонетического, грамматического и лексического материала, а также самостоятельное овладение новыми лексическими единицами;
3) социокультурной компетенции, т.е. увеличение объема знаний о культуре стран изучаемого языка, традициях его носителей;
4) учебно-познавательной компетенции, умений и навыков самостоятельного поиска информации, ее обработки, использования информационных технологий;
5) творческих способностей и логического мышления;
6) познавательного интереса к иностранному языку, что связано с повышением мотивации к общению на нем [3; 12].
Критерии оценки ответов студентов разработаны в соответствии со спецификой олимпиадных заданий и затрагивают следующие аспекты.
1. Ответы на вопросы аналитического характера должны быть содержательными и демонстрировать высокий уровень владения как теоретическим инструментарием, так и навыками представления доказательной базы.
2. В обсуждении дискуссионных вопросов, при обозначении собственных предпочтений должны быть отражены различные точки зрения, даже взаимоисключающие.
3. В зависимости от типа задания автор ответа должен формулировать собственные оценочные суждения по затрагиваемому вопросу.
4. Ответы на задания олимпиады должны иметь логичную структуру, в них должны прослеживаться следующие элементы: введение (постановка проблемы), изложение основных тезисов и вывод (заключение).
5. Ответы должны быть грамотными и соответствовать надлежащему стилю общения [1; 10].
Проведению олимпиады должен предшествовать подготовительный этап, в ходе которого должны быть
определены содержание олимпиадных заданий по всем видам речевой деятельности и критерии оценки ответов на них.
В рамках подготовки к устным выступлениям перед аудиторией значительное количество времени должно уделяться развитию устной речи студентов. Всем известно, как важно логично и связно строить монологическое высказывание, уметь слушать себя и других, преодолевать неуверенность в себе при подготовке к выступлению. Ведь именно проблемы, связанные с коммуникативными способностями, и мешают большинству людей показать уровень своих знаний, презентовать свои идеи. Студенты тщательно готовились к устному сообщению, определяя наполнение его структуры: формулировали вступление, основную часть, заключение.
Проверка умений аудирования осуществлялась на основе прослушивания текстов, отобранных членами оргкомитета олимпиады от кафедры иностранных языков. Тематика текстов к олимпиадным заданиям по аудированию должна затрагивать различные сферы жизни стран изучаемого языка, проблемы окружающей среды, современное состояние общества, обучение за рубежом, молодёжную субкультуру [2; 5]. Студентам необходимо чётко сформулировать установку на внимательное прослушивание записи текста (например, интервью) и последующее выполнение специально разработанных заданий. Восприятие речи на слух, или аудирование, как вид речевой деятельности составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Результатом проверки сформированности данного вида деятельности является понимание или непонимание информации, преподнесённой студентам.
Задания письменной части необходимо ориентировать на проверку сформированности письменной речи, выявление уровня речевой культуры, умения анализировать прочитанное (прослушанное) и аргументировать свою точку зрения по предложенной тематике [4; 11]. При подведении итогов должен проводиться детальный анализ работы каждого студента в соответствии с критериями оценки, предусмотренными системой контроля, которая представлена в разработанной нами системе обучения наряду с комплексом организационно-педагогических условий.
Наконец, при оценке устного выступления учитывается, достигнута ли поставленная цель, удалось ли найти контакт с аудиторией, вызвать интерес у слушателей, правильно ли было построено выступление, какие недостатки в подготовке к сообщению проявились во время выступления, удалось ли сделать свою речь естественной, непринуждённой.
В заключение отметим, что апробация модели обучения иностранному языку студентов бакалавриата во внеаудиторной работе позволила сделать вывод о том, что их участие в мероприятиях, подобных олимпиаде, способствует развитию речевой компетенции, систематизации и актуализации имеющихся знаний и умений, развитию творческих способностей, повышает познавательный интерес к дисциплине, оказывает существенное влияние на повышение качества подготовки бакалавров как неотъемлемой части образования личности в целом.
Список литературы
1. Абрамзон Т. Е. «Вечернее размышление» М. Ломоносова и "Evening reflections" Дж. Боуринга: от полисемии идей оригинала к однозначности перевода // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 1. С. 228-242.
2. Аристов В. М., Барботина Н. Н., Гартман Т. Н., Головина В. А., Жукова Г. С., Захарова Н. А., Капустин Ю. И., Кузнецов В. М., Кузнецова Т. И., Лясникова Н. Н., Паркина М. П., Соловьев С. Н., Шакина Э. А., Щербаков Д. В.
Электронные учебно-методические материалы для студентов первого курса РХТУ им. Д. И. Менделеева // Успехи в химии и химической технологии. 2007. Т. 21. № 11 (79) С. 83-86.
3. Капустин Ю. И., Кузнецова Т. И., Моргунова Е. П. Рейтинговый контроль качества подготовки специалистов в высшей школе на современном этапе: монография. М.: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2005. 137 с.
4. Кузнецова Т. И. Гуманитаризация высшего технического образования средствами иностранного языка. М.: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1998. 67 с.
5. Кузнецова Т. И. Личностно-ориентированные технологии обучения студентов вузов иностранному языку. М.: Альфа, 2001. 117 с.
6. Кузнецова Т. И. Организационно-педагогические условия формирования эффективного коммуникационного образовательного пространства в педагогическом коллективе // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 5. С. 15-17.
7. Кузнецова Т. И., Анисимов В. В., Кузнецов И. А. Педагогические основания и модель формирования иноязычной компетентности в высшей профессиональной школе. М.: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2012. 112 с.
8. Кузнецова Т. И., Кузнецов И. А. Менеджмент качества обучения как основа управления интеграционными процессами в образовании // Среднее профессиональное образование. 2013. № 11. С. 32-33.
9. Кузнецова Т. И., Кузнецов И. А. Управление формированием образовательного пространства как гарантия качества обучения на современном этапе // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 4. С. 28-31.
10. Кузнецова Т. И., Марченко А. Н., Кузнецов И. А. Теория и практика обучения английскому языку в техническом вузе. М.: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2014. 79 с.
11. Монахова Г. А., Монахов Д. Н. Мультимодальные технологии в учебном процессе высшей школы // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 158-160.
12. Мясоедова Т. Г., Кузнецова Т. И. Менеджмент качества обучения и воспитания в высшей школе на современном этапе. М.: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2005. 165 с.
THE ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT
OF A FOREIGN LANGUAGE SPEECH COMPETENCE AMONG THE STUDENTS OF A TECHNICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION DURING AN EXTRACURRICULAR WORK (BY THE EXAMPLE OF THE OLYMPIAD)
Trofimova Svetlana Pavlovna Kuznetsov Igor' Aleksandrovich, Ph. D. in Economics, Associate Professor D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia kafedra. rxtu@yandex. ru; englishmail@mail. ru
The article deals with the problem of the development of a foreign language speech competence during an extracurricular work among the students of a non-linguistic institution of higher education. The organizational and pedagogical conditions, providing the efficiency of the Olympiad and preparation to it as one of the forms of such work, and also the criteria of assessment, which are used to control the formation of a foreign language competence in various kinds of speech activity among future bachelors, are discussed.
Key words and phrases: a foreign language speech competence; organizational and pedagogical conditions; the system of control; extracurricular work; Olympiad.
УДК 378.147:811.111
Статья посвящена методике формирования иноязычной речевой лексической компетенции будущего программиста на основе терминологического словаря тезаурусного типа как внешней информационной основы. Рассматривается организация процесса формирования иноязычного лексикона с учетом этапов формирования иноязычных лексических навыков. Предлагаются типы упражнений для формирования иноязычной речевой лексической компетенции.
Ключевые слова и фразы: лексическая компетенция; информационная основа речевой деятельности; учебный словарь тезаурусного типа; лексические навыки; лексические упражнения.
Чайникова Галина Раскатовна, к. пед. н.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (филиал) в г. Березники chainikovagr@yandex. ги
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВЫ
Целью современного высшего профессионального образования является подготовка специалиста, способного работать в соответствии с международными стандартами, готового использовать в своей профессиональной