Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЫ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность к воспитательной деятельности / профессиональная концептосфера воспитательной деятельности / дополнительное профессиональное педагогическое образование / профессиональное развитие педагога / readiness for educational activity / professional conceptosphere of educational activity / additional professional pedagogical education / professional development of a teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яна Алексеевна Баткаева

Актуальность исследования обусловлена наличием у педагогов профессиональных затруднений в реализации воспитательного процесса. Предметом исследования является развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности в процессе повышения квалификации в сфере воспитания. Автором установлено, что при обучении педагогов в системе дополнительного профессионального образования развитию их готовности к воспитательной деятельности способствует целенаправленное формирование профессиональной концептосферы, в которой происходит интеграция мотивационно-ценностного, когнитивного, операционально-деятельностного и рефлексивного компонентов готовности. Цель статьи состоит в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий развития готовности педагогов к воспитательной деятельности на основе формирования профессиональной концептосферы. В статье уточнено определение готовности педагогов к воспитательной деятельности, дано авторское определение профессиональной концептосферы воспитательной деятельности. Представлены факторы эффективности развития готовности педагогов к воспитательной деятельности, выявленные с опорой на ее компоненты: наличие в сознании целостной теории воспитания в виде концептосферы; формирование каждого элемента теории воспитания как концепта, содержащего в себе знание, опыт и ценностно-смысловое отношение к воспитательной деятельности; поддержание мотивации к воспитательной деятельности осуществляется через вхождение педагога в профессиональное сообщество. Рассмотрено влияние данных факторов на процесс развития готовности педагогов к воспитательной деятельности на основе формирования профессиональной концептосферы и сформулированы организационно-педагогические условия: разработка модульной программы повышения квалификации с опорой на закономерности формирования профессиональной концептосферы воспитательной деятельности и ее внедрение в систему дополнительного профессионального образования; интеграция учебной и профессиональной деятельности обучающихся в период обучения по программе повышения квалификации; расширение форм взаимодействия педагогов через формирование профессионального сообщества в виртуальном пространстве. Сделан вывод, что реализация данных условий в системе ДПО обеспечит формирование в сознании педагогов целостного образа организуемого воспитательного процесса через деятельностное «проживание» профессионального опыта, его рациональнологическое и эмоционально-ценностное осмысление с опорой на актуальные научные знания из области теории и методики воспитания и собственные ценностно-смысловые установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яна Алексеевна Баткаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF TEACHERS' READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES BASED ON THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL CONCEPTOSPHERE

The relevance of the study is due to professional difficulties among teachers in the implementation of the educational process. The subject of the study is the development of teachers' readiness for educational activities in the course of professional development in the field of education. The author has established that when teachers get additional professional education, their readiness for educational activities is facilitated by the purposeful formation of a professional conceptual framework in which the integration of motivational-value, cognitive, operational-activity and reflexive components of readiness take place. The purpose of the article is to identify and substantiate the organizational and pedagogical conditions for the development of teachers' readiness for educational activities based on the formation of a professional conceptual framework. The article clarifies the definition of teachers' readiness for educational activity, gives the author's definition of the professional sphere of concepts of educational activity. The factors of the development effectiveness of teachers' readiness for educational activity, identified with the help of its components, are presented: existence of an integral theory of education in the form of a conceptual framework in the mind; the formation of each element of the theory of education as a concept containing knowledge, experience and valuesand sense-based attitude to educational activity; maintaining motivation for educational activities is carried out through the teacher's entry into the professional community. The influence of these factors on the process of development of teachers' readiness for educational activity on the basis of the formation of the professional sphere of concepts is considered and organizational and pedagogical conditions are formulated: the development of a modular professional development program based on the patterns of formation of the professional sphere of concepts of educational activity and its introduction into the system of additional professional education; integration of educational and professional activities of students during training under the advanced training program; expansion of forms of interaction of teachers through the formation of a professional community in the virtual space. It is concluded that the implementation of these conditions in the system of additional professional education will ensure the formation of a holistic image of the organized educational process through the activity «living» of professional experience, its rational-logical and emotionalvalue understanding based on current scientific knowledge from the theory and methodology of education and their own valuesand sense-based attitudes in the minds of teachers.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЫ»

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4. С. 63-77. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (4): 63-77.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 377

DOI 10.21510/18173292_2023_102_4_63_77

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОНЦЕПТОСФЕРЫ

Яна Алексеевна Баткаева

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, yana_batkaeva312@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена наличием у педагогов профессиональных затруднений в реализации воспитательного процесса. Предметом исследования является развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности в процессе повышения квалификации в сфере воспитания. Автором установлено, что при обучении педагогов в системе дополнительного профессионального образования развитию их готовности к воспитательной деятельности способствует целенаправленное формирование профессиональной концептосферы, в которой происходит интеграция мотивационно-ценностного, когнитивного, операционально-деятельностного и рефлексивного компонентов готовности. Цель статьи состоит в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий развития готовности педагогов к воспитательной деятельности на основе формирования профессиональной концептосферы.

В статье уточнено определение готовности педагогов к воспитательной деятельности, дано авторское определение профессиональной концептосферы воспитательной деятельности. Представлены факторы эффективности развития готовности педагогов к воспитательной деятельности, выявленные с опорой на ее компоненты: наличие в сознании целостной теории воспитания в виде концептосферы; формирование каждого элемента теории воспитания как концепта, содержащего в себе знание, опыт и ценностно-смысловое отношение к воспитательной деятельности; поддержание мотивации к воспитательной деятельности осуществляется через вхождение педагога в профессиональное сообщество. Рассмотрено влияние данных факторов на процесс развития готовности педагогов к воспитательной деятельности на основе формирования профессиональной концептосферы и сформулированы организационно-педагогические условия: разработка модульной программы повышения квалификации с опорой на закономерности формирования профессиональной концептосферы воспитательной деятельности и ее внедрение в систему дополнительного профессионального образования; интеграция учебной и профессиональной деятельности обучающихся в период обучения по программе повышения квалификации; расширение форм взаимодействия педагогов через формирование профессионального сообщества в виртуальном пространстве.

Сделан вывод, что реализация данных условий в системе ДПО обеспечит формирование в сознании педагогов целостного образа организуемого воспитательного процесса

© Баткаева Я.А., 2023

через деятельностное «проживание» профессионального опыта, его рационально-логическое и эмоционально-ценностное осмысление с опорой на актуальные научные знания из области теории и методики воспитания и собственные ценностно-смысловые установки.

Ключевые слова: готовность к воспитательной деятельности, профессиональная кон-цептосфера воспитательной деятельности, дополнительное профессиональное педагогическое образование, профессиональное развитие педагога

Благодарности: Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-313-90036\20 «Исследование процесса формирования концептосфе-ры воспитательной деятельности у педагогов».

Для цитирования: Баткаева Я.А. Организационно-педагогические условия развития готовности педагогов к воспитательной деятельности на основе формирования профессиональной концептосферы // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №4(102). С. 63-77.

THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF TEACHERS' READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES BASED ON THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL CONCEP-

TOSPHERE

Yana A. Batkaeva

Vladivostok State University, Vladivostok, Russia, yana_batkaeva312@mail.ru

Abstract. The relevance of the study is due to professional difficulties among teachers in the implementation of the educational process. The subject of the study is the development of teachers' readiness for educational activities in the course of professional development in the field of education. The author has established that when teachers get additional professional education, their readiness for educational activities is facilitated by the purposeful formation of a professional conceptual framework in which the integration of motivational-value, cognitive, operational-activity and reflexive components of readiness take place. The purpose of the article is to identify and substantiate the organizational and pedagogical conditions for the development of teachers' readiness for educational activities based on the formation of a professional conceptual framework.

The article clarifies the definition of teachers' readiness for educational activity, gives the author's definition of the professional sphere of concepts of educational activity. The factors of the development effectiveness of teachers' readiness for educational activity, identified with the help of its components, are presented: existence of an integral theory of education in the form of a conceptual framework in the mind; the formation of each element of the theory of education as a concept containing knowledge, experience and values- and sense-based attitude to educational activity; maintaining motivation for educational activities is carried out through the teacher's entry into the professional community. The influence of these factors on the process of development of teachers' readiness for educational activity on the basis of the formation of the professional sphere of concepts is considered and organizational and pedagogical conditions are formulated: the development of a modular professional development program based on the patterns of formation of the professional sphere of concepts of educational activity and its introduction into the system of additional professional education; integration of educational and professional activities of students during training under the advanced training program; expansion of forms of interaction of teachers through the formation of a professional community in the virtual space.

It is concluded that the implementation of these conditions in the system of additional professional education will ensure the formation of a holistic image of the organized educational process through the activity «living» of professional experience, its rational-logical and emotional-value understanding based on current scientific knowledge from the theory and methodology of education and their own values- and sense-based attitudes in the minds of teachers.

Keywords: readiness for educational activity, professional conceptosphere of educational activity, additional professional pedagogical education, professional development of a teacher

Acknowledgements: The article was prepared with the financial support of the RFBR within the framework of the scientific project No. 20-313-90036\20 «Research of the process of formation of the conceptosphere of educational activity among teachers».

For citing: Batkaeva Ya.A. Organizational and pedagogical conditions for the development of teachers' readiness for educational activity based on the formation of the professional concepto sphere. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 102 (4): 63-77.

Введение. Появление в последние годы воспитательного компонента в нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций в целом и педагогов в частности, послужило поводом для разработки и массовой реализации дополнительных образовательных программ повышения квалификации педагогов в сфере воспитания. Однако, как показывает практика, дополнительное профессиональное образование часто оказывается недостаточно продуктивным для развития готовности педагогов к воспитательной деятельности, вследствие чего они испытывают профессиональные затруднения в реализации воспитательного процесса на всех этапах: от понимания целей современного воспитания (включая ориентиры, обозначенные во ФГОС и примерной программе воспитания), постановки целей собственной воспитательной деятельности до применения разнообразных средств, обладающих воспитательным потенциалом [□ 11; 2].

Опираясь на современные исследования[3-9] и нормативные документы в сфере воспитания [10-13], уточним, что готовность педагога к воспитательной деятельности является интегративным личностным образованием, обеспечивающим эффективную реализацию воспитательного процесса и объединяющим осознание смысла воспитательной деятельности для себя, внутреннюю мотивацию на достижение ее результатов, систему актуальных знаний и представлений в области воспитания, умения самостоятельно ставить цели, выполнять основные воспитательные действия и осуществлять рефлексию. Структурно готовность представлена мотивационно-ценностным, когнитивным, операцио-нально-деятельностным и рефлексивным компонентами. Мотивационно-ценностный компонент отражает смыслообразующие мотивы, связанные с самоактуализацией педагога и реализацией личностных ценностей в воспитании подрастающего поколения. Когнитивный - включает систему знаний и представлений педагога о воспитательной деятельности, которая отражает сущность современной теории воспитания, ее основные идеи в условиях парадигмального сдвига. Операционально-деятельностный - предполагает наличие у педагога умений и навыков, необходимых для осуществления воспитательной деятель-

ности в соответствии с ее структурными компонентами. Рефлексивный - обеспечивает осмысленное отношение педагога к результатам собственной воспитательной деятельности и стремление к саморазвитию в целях ее совершенствования.

Анализ научной литературы по когнитивной лингвистике, психолингвистике, психологии, лингвокульторологии, философии и обращение к наработкам когнитивной педагогики, базирующейся на идее конструирующей активности обучающегося [14-16], позволил установить, что интеграция всех компонентов готовности в сознании педагога происходит в профессиональной кон-цептосфере. Профессиональная концептосфера воспитательной деятельности -это ментальный конструкт, репрезентирующий целостный образ реализуемой педагогом воспитательной деятельности, который представляет собой систему субъективно интерпретированных педагогических концептов, содержащих личностно значимое педагогическое знание из области теории и методики воспитания, присвоенное сознанием в результате рационально-логического и эмоционально-ценностного осмысления профессионального опыта. Целенаправленное формирование профессиональной концептосферы в период обучения может способствовать развитию всех компонентов готовности педагогов к воспитательной деятельности. В этой связи актуализируется проблема поиска новых путей обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Это должны быть такие способы, которые не только познакомят педагогов-воспитателей с обновленной теорией воспитания, но и помогут осмыслить и сформировать личностное знание на уровне смысловых установок, которые репрезентируются в сознании в профессиональной концептосфере.

Цель статьи - выявить и обосновать организационно-педагогические условия развития готовности педагогов к воспитательной деятельности на основе формирования профессиональной концептосферы в системе дополнительного профессионального образования.

Методология исследования. Методологической основой исследования выступили:

" системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), в рамках которого профессиональное развитие педагога происходит в процессе формирования системы знаний и представлений о профессиональной деятельности и ее системного видения через интеграцию учебной и профессиональной деятельности;

" личностно-ориентированный подход (Н.А. Алексеев,

Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), который предполагает учет индивидуально-личностных особенностей обучающихся, активное включение в содержание обучения их субъектного опыта, а также ориентацию на личностные смыслы в профессиональном развитии и профессиональной деятельности;

" когнитивный подход (Е.А. Бершадская, М.Е. Бершадский, Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, В.Ш. Масленникова,

Л.Ю. Мухаметзянова, С.Ф. Сергеев, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова и др.), базирующийся на обращении к многоуровневым способам, видам и технологиям мышления, восприятия и переработки информации в целях создания субъектом собственной системы знаний и представлений.

Теоретическую основу исследования составили:

" положения о профессиональной готовности педагога (В.А. Адольф, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.);

" положения о сущности и структуре воспитательной деятельности педагога (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, И.Д. Демакова, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, С.В. Кульневич, Л.М. Лузина, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова П.В. Степанов, И.Ю. Шустова и др.);

" идеи парадигмального сдвига в теории воспитания, заключающиеся в новом понимании сущности механизмов, закономерностей, содержания, методов воспитания (Л.В. Алиева, Г.Ю. Беляев, М.В. Воропаев, Д.В. Григорьев, А.И. Григорьева, И.Д. Демакова, О.Ю. Кожурова, И.С. Парфенова, Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов, И.В. Степанова, М.В. Шакурова, М.С. Якушкин и др.);

" теоретические положения о природе и многоуровневой структуре концепта (А.А. Залевская, В.И. Карасик, Д.С. Лихачев, З.Д. Попова, Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин и т.д.);

" концепция образования взрослых (С.И. Змеев, М.В. Кларин, М.Ш. Ноулз и др.), ключевыми идеями которой являются организация обучения с опорой на жизненный и профессиональный опыт обучающихся и совместное с ними конструирование учебного процесса;

" идеи мыследеятельностной педагогики (Ю.В. Громыко, Г.П. Щедровицкий), в рамках которой обучение предполагает организацию интеллектуальной и коммуникативной деятельности обучающихся, способствующей формированию концептосферы через активизацию процессов мышления, рефлексии, проектирования, возникающих в процессе коммуникации.

Материалы и методы исследования. Для выявления и обоснования организационно-педагогических условий развития готовности педагогов к воспитательной деятельности на основе формирования профессиональной концепто-сферы применялись теоретические методы исследования: анализ педагогической, философской, лингвистической, психологической литературы, диссертационных исследований, нормативной документации по изучаемой проблеме.

Резулътаты исследования. В данной статье под организационно -педагогическими условиями, отталкиваясь от трактовки Г.А. Демидовой, понимается «совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности» [17, с. 32-38]. Целью рассматриваемого нами образовательного процесса является развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности на основе формирования концептосферы. Принимая во вни-

мание, что развитие - это процесс количественно-качественных изменений, обеспечивающих переход от одного состояния к другому, в результате которого возникает новое качественное состояние [18], определим развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности как обновление и обогащение теоретических и практических знаний, наполнение их личностными смыслами и выработку собственной логики осуществления воспитательной деятельности с опорой на личностно значимое педагогическое знание. Это значит, что при обучении педагогов в системе дополнительного профессионального образования необходимо организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы у педагогов осуществлялось развитие готовности к воспитательной деятельности через обогащение всех ее компонентов. Опираясь на содержание компонентов готовности, определим факторы эффективности ее развития:

- наличие в сознании целостной теории воспитания в виде концепто-сферы - системы профессиональных концептов, репрезентирующей в сознании целостный воспитательный процесс.

- формирование каждого элемента теории воспитания как концепта, перцептивно-когнитивно-аффективного образования, содержащего в себе знание, опыт и ценностно-смысловое отношение к воспитательной деятельности -т.е. безотлагательное встраивание теоретических знаний в практическую деятельность и рефлексия приобретаемого опыта;

- поддержание мотивации к воспитательной деятельности осуществляется через вхождение педагога в профессиональное сообщество.

Рассмотрим влияние данных факторов на процесс развития готовности педагогов к воспитательной деятельности на основе формирования концепто-сферы, выделим необходимые элементы образовательного процесса и сформулируем условия.

Первый фактор - наличие в сознании целостной теории в виде концептосферы.

Важно, чтобы знания и представления, необходимые педагогу для успешной реализации воспитательной деятельности усваивались сознанием не фрагментарно, а в виде системы - концептосферы воспитательной деятельности, концепты внутри которой отражают современное состояние теории воспитания. Анализ научной литературы позволил выявить следующие закономерности формирования концептосферы воспитательной деятельности в процессе обучения:

- формирование концептосферы воспитательной деятельности происходит вокруг ее ядра - ключевого концепта, который является приоритетной целью воспитательной деятельности педагога (А.Н. Приходько, В.А. Маслова);

- формирование концептосферы воспитательной деятельности происходит в процессе присвоения сознанием педагога целостного педагогического знания (Л.Ю. Мухаметзянова, И.А. Колесникова, А.Н. Приходько);

- формирование концептосферы воспитательной деятельности возмож-

но только на основе субъективного опыта (Ю.В. Суржанская З.Д. Попова, И.А. Стернин);

- формирование концептосферы происходит в процессе непрерывного конструирования обучающимся собственной системы личностно значимых знаний (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, А.Н. Шевелев).

Для обеспечения усвоения целостного знания теории воспитания необходимо опираться на уровни развития системы знаний. Т.В. Кириллова выделяет следующие уровни: уровень общего представления об объекте изучения; уровень знания об объекте как о целостном предмете; уровень знаний о связях и отношениях между элементами и компонентами объекта; уровень знаний об объекте как о составной части системной целостности; уровень знаний об условиях функционирования и развития объекта [19].

Процесс развития готовности педагогов к воспитательной деятельности будет более эффективным, если в образовательном процессе охватить указанные уровни, что позволит сформировать целостную концептосферу.

Представим, как в программе повышения квалификации могут быть отражены уровни развития системы знаний:

1) Формирование общих представлений об объекте изучения. На начальном этапе обучения слушателям необходимо давать общее представление о сущности воспитания, которое складывается через осмысление аксиосфе-ры эпохи, социокультурных изменений, современных вызовов к образованию и понимание цели воспитания, отвечающей вышеперечисленным характеристикам.

2) Формирование знания об объекте как о целостном предмете. В данном случае под целостностью мы понимаем структуру воспитательной деятельности. На начальном этапе обучающимся необходимо представить структуру воспитательной деятельности, которая включает (по П.В. Степанову) следующие компоненты:

- целеполагание в воспитании;

- создание детско-взрослой общности;

- вовлечение воспитанников в совместные дела на основе их интересов и потребностей;

- побуждение воспитанников к освоению социально значимых знаний, отношений, действий;

- результат воспитания.

Краткая характеристика компонентов структуры позволяет обучающимся зафиксировать дефицит имеющихся знаний, сравнивая представленную сжатую теорию со своей практической деятельностью, и получить представление о том, какой объем знаний необходимо освоить.

Структурирование тем в программе в соответствии с компонентами воспитательной деятельности обеспечит систематизацию элементов содержания теории воспитания в сознании обучающихся - встраивание их в структуру и

более прочное усвоение как часть целого, а не как самостоятельные единицы информации без четкого установления взаимосвязей с уже присвоенным знанием.

3) Формирование знаний о связях и отношениях между элементами и компонентами объекта. Присвоение сознанием целостного знания происходит в процессе осмысления и крупных концептов, и самых мелких его структурных элементов. В науке такими мелкими структурными элементами выступают термины. За каждым термином скрывается понятие, которое само по себе существует как внешнее научное знание, но, пройдя этап понимания, присваивается сознанием и при установлении взаимосвязей с другими терминами и понятиями позволяет оперировать более крупными смысловыми единицами. На протяжении всего обучения (при завершении каждой темы и каждого модуля программы) необходимо работать с терминами и понятиями теории воспитания, которые являются знаковым выражением концептов. Установление педагогами взаимосвязей между концептами теории воспитания и встраивание их в целостную структуру по мере освоения модульной программы способствует систематизации и структуризации концептов внутри концептосферы.

4) Формирование знаний об объекте как о составной части системной целостности. Воспитательная деятельность педагога не существует сама по себе, она всегда встраивается в общий воспитательный процесс образовательной организации, который по отношению к воспитательной деятельности является системой более высокого порядка. В образовательном процессе курсов повышения квалификации важно сформировать представления у слушателей о том, как деятельность педагога встраивается в воспитательную систему образовательной организации, какие задачи решает педагог в контексте реализации общих целей воспитания, какова структура и иерархия взаимодействия субъектов воспитательного процесса и т.д.

5) Формирование знаний об условиях функционирования и развития объекта. На страницах педагогической литературы разного времени мы можем встретить различные трактовки воспитания, в которых прослеживается динамика изменения самой сути воспитательной деятельности, а следовательно, и условий ее функционирования и развития. У слушателей должно сформироваться понимание, что сегодня в условиях стремительного развития наук о человеке меняются представления о сущности воспитания и методах воспитательной деятельности, меняются цели и обогащаются средства. Педагогу необходимо понимать, что воспитание, как ни один другой педагогический процесс, имеет выраженную историческую обусловленность, ощущать эти перемены и менять взаимодействие с детьми в соответствии с этими переменами.

Такая логика развертывания учебного материала от ознакомления с целостным педагогическим знанием в области теории воспитания до последовательного усвоения каждого фрагмента содержания обеспечивает систематизацию понятий, обслуживающих ключевой концепт, и формирование устойчивых связей между образующимися концептами внутри концептосферы. Задача пре-

подавателя в процессе реализации учебных модулей - постоянно акцентировать внимание на целостности знания, возвращаться к структуре воспитательной деятельности, терминам и понятиям, чтобы слушатели могли встраивать каждый новый изученный компонент в структуру и устанавливали взаимосвязи.

Для того чтобы обеспечить формирование образно-перцептивного слоя концептосферы и, соответственно, операционально-деятельностного компонента готовности педагогов к воспитательной деятельности, содержание программы должно включать задания, разработанные на основе когнитивных технологий: работа с текстами по теме в малых группах; составление интеллект-карт и схем по рассматриваемым текстам и их защита; деловые игры; составление глоссария к темам; составление инфографики в виде облака слов по изученным темам и модулям; семинары по обмену опытом; проектирование и защита лич-ностно-профессиональной стратегии воспитательной деятельности и т.д.

Осмысление значения формирования концептосферы в образовательном процессе позволило сформулировать первое условие - разработка модульной программы повышения квалификации с опорой на закономерности формирования концептосферы воспитательной деятельности и ее внедрение в систему дополнительного профессионального образования. Критерием действенности данного условия станет сформированная в сознании педагогов система знаний и представлений о воспитательной деятельности.

Далее осмыслим второй фактор, влияющий на развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности. Им является формирование каждого элемента теории воспитания как концепта - перцептивно-когнитивно-аффективного образования, содержащего в себе опыт, знание и ценностно -смысловое отношение к воспитательной деятельности.

Формирование концептосферы возможно только на основе субъективного опыта. Концепты - это результат мышления о собственном опыте. В аспекте эффективности интеллектуальной деятельности именно наличие опыта и его индивидуальное своеобразие определяют сформированность концепта. Понятия существуют вне сознания человека и интериоризируюся в сознание только через опыт применения в деятельности и приобретения эмоционально-чувственного отношения. Образно-перцептивный компонент в структуре концепта подразумевает наличие индивидуального опыта субъекта, приобретенного в процессе осуществления действий с объектом или явлением, и всех присвоенных сознанием представлений о нем. Именно осуществление действий способствует переходу теоретических знаний из абстрактных понятий в субъективные концепты.

Через опыт применения в деятельности происходит также обогащение понятийного компонента профессиональных концептов - лучше всего запоминаются те знания, которые были использованы в собственных действиях, практически опробованы, применены к решению реальных задач. Организовать безотлагательное практическое применение знаний при обучении работающих педагогов можно за счет интеграции учебной и профессиональной деятельности.

В широком смысле интеграция - это «понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию» [20]. В данном случае дифференцированными частями, которые необходимо соединить в одно целое, являются теоретические знания, приобретаемые слушателями на занятиях, и профессиональная деятельность, осуществляемая на рабочем месте.

Для обеспечения интеграции учебной и профессиональной деятельности необходимо, во-первых, составить расписание курсов повышения квалификации так, чтобы занятия проходили 1-2 раза в неделю в течение 3-4 месяцев (приблизительно 2 учебные четверти), во-вторых, использовать в процессе обучения задания, направленные на применение обучающимися знаний в практической (профессиональной) деятельности и последующую рефлексию приобретаемого опыта в рамках учебных занятий. Т.е. в программе курса должны быть такие задания, которые предполагают проведение слушателями мероприятий (уроков, классных часов и т.д.) по разработанным на занятии сценариям и представление полученного опыта с коллективным обсуждением на следующем занятии. Задания, в которых предлагается описывать и анализировать профессиональный опыт позволят педагогам становиться в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности, быть исследователем собственных затруднений и способов их преодоления - переводить проблемные для себя ситуации в задачи деятельности.

Таким образом, сформулируем второе условие - интеграция учебной и профессиональной деятельности педагогов в период обучения по программе повышения квалификации. Осуществление второго условия должно привести к развитию операционально-деятельностного и рефлексивного компонентов готовности педагогов к воспитательной деятельности.

Рассмотрим следующий фактор развития готовности к воспитательной деятельности - это формирование и поддержание мотивации к воспитательной деятельности через вхождение педагога в профессиональное сообщество.

Исследуя вопрос самоопределения педагога как воспитателя, А.И. Григорьева отмечает, что «становление педагога как воспитателя-профессионала может успешно осуществляться только в сообществе с людьми, несущими идеи воспитания, идеи гуманистической воспитательной системы; не группой преподавателей, а целой командой, живущей в общем профессиональном контексте, обладающей согласованными действиями, разговаривающей на одном языке» [21, с. 39-40]. В.М. Лизинский, А.В. Щербаков, В.И. Петрушин, Е.В. Переславцева и Л.И. Виноградова, исследуя факторы профессионального роста педагога-воспитателя, среди прочих также выделяют «членство педагога в профессиональных сообществах со сложившимися в них конструктивными межпоколенными и межстатусными отношениями» [22, с. 50]

В широком смысле под термином «сообщество» понимается некая группа людей, объединенная по какому-либо признаку. Для сообщества характерны такие черты, как чувство сопричастности его участников, их взаимодействие на

основе общих целей, ценностей, интересов. Слушатели курсов повышения квалификации могут стать членами такого сообщества независимо от того, являются ли они коллегами одной школы или даже жителями одного населенного пункта. Безусловно, одной из ключевых форм взаимодействия участников образовательного процесса являются очные занятия. Однако реальная воспитательная деятельность осуществляется педагогами не в учебной аудитории, а на рабочем месте. Именно там могут возникать проблемы, которые необходимо решить «здесь и сейчас», проживаются педагогические ситуации и различные события, возникают вопросы, которые следует обсудить с более опытными коллегами.

С целью обеспечения возможности взаимодействия педагогов за пределами учебной аудитории и после завершения обучения необходимо использовать возможности интернет-пространства и создать виртуальное сообщество. В период обучения в виртуальном сообществе должны публиковаться некоторые учебно-методические материалы как преподавателем, так и слушателями, а в программе курсов необходимо предусмотреть специальные задания, направленные на онлайн-коммуникацию участников образовательного процесса.

Формирование профессионального сообщества в виртуальном пространстве позволяет педагогам чувствовать себя частью сообщества единомышленников, объединенных общей целью - профессиональным саморазвитием и совершенствованием воспитательной деятельности, общими ценностями - развитие личности ребенка. Возможность доступа к опыту коллег расширяет спектр представлений о воспитательной деятельности и способах ее реализации, стимулирует рефлексию собственной деятельности и поиск вариантов решений возникающих трудностей. Поддержка референтной группы при демонстрации собственного положительного опыта и возможность делиться опытом при решении проблемных вопросов способствуют повышению положительной мотивации педагогов к осуществлению воспитательной деятельности.

Сформулируем третье условие - расширение форм взаимодействия педагогов через формирование профессионального сообщества в виртуальном пространстве. Реализация третьего условия будет способствовать развитию мотивационно-ценностного компонента готовности педагогов к воспитательной деятельности.

Заключение. Качество реализации воспитательного процесса зависит от степени готовности педагогов к воспитательной деятельности. Содействовать профессиональному развитию педагогов-воспитателей призвана система дополнительного профессионального образования. Развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности в процессе обучения педагогов будет эффективным, если образовательный процесс направлен на преобразование научного знания в области теории и методики воспитания в профессиональную концептосферу воспитательной деятельности - собственную систему знаний и представлений педагога, основанную на личностно-профессиональных ценностях и формируемую через применение когнитивных и деятельностных зада-

ний, способствующих субъективации, систематизации и концептуализации теории в отрефлексированном опыте.

Для реализации образовательного процесса, направленного на развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности на основе формирования профессиональной концептосферы, необходимо соблюдение следующих организационно-педагогических условий: разработка модульной программы повышения квалификации с опорой на закономерности формирования профессиональной концептосферы воспитательной деятельности и ее внедрение в систему дополнительного профессионального образования; интеграция учебной и профессиональной деятельности обучающихся в период обучения по программе повышения квалификации; расширение форм взаимодействия педагогов через формирование профессионального сообщества в виртуальном пространстве.

Реализация представленных организационно-педагогических условий позволит не только познакомить педагогов с содержанием обновляющихся нормативных и программных документов в сфере воспитания, но и сформировать в сознании целостный образ организуемого воспитательного процесса через деятельностное «проживание» профессионального опыта, его рационально-логическое и эмоционально-ценностное осмысление с опорой на актуальные научные знания из области теории и методики воспитания и собственные ценностно-смысловые установки.

Список источников

1. Методические рекомендации по разработке программ воспитания. Электрон. дан. URL : http://form.instrao.ru/ (дата обращения: 07.07.22).

2. Баткаева Я.А, Зачиняева Е.Ф, Туктагулова М.Н.. Затруднения учителей в реализации воспитательной деятельности в основной школе: результаты опроса // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 4(36). С. 97-113.

3. Бондаревская Е.В. Гуманитарная миссия воспитания в современном мире / Е.В. Бондаревская // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы IX международной научно-практической конференции: в 2 частях, Москва, 21-22 апреля 2016 года. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. С. 26-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.

5. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в условиях парадигмаль-ного сдвига: методологический аспект // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №5 (20). С. 137-151.

6. Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип событийности в воспитании // Педагогическое искусство. 2018. №2. С. 32-41.

7. Колесникова И.А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя: (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания // Непрерывное образование: XXI век. Вып. 1 (17). 2017. С. 1-11.

8. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 4 (52). С. 67-76.

9. Степанов П.В. Структура воспитательной деятельности педагога: дисс. ... д-ра

педагог. наук. Москва, 2018. 329 с.

10. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»: приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н. - URL: https://normativ.kontur.ru/(дата обращения: 01.07.2023).

11. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016). - URL: https://normativ.kontur.ru/ (дата обращения: 01.07.2023)

12. О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся": Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-Ф3. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45l88#sidebar (дата обращения: 01.07.2023)

13. Федеральные государственные образовательные стандарты.. - URL: https://fgos.ru/ . (дата обращения: 01.07.23).

14. Левина Е. Ю., Мухаметзянова Л.Ю., Камалеева А.Р. Сущность и методология когнитивной педагогики // Потенциал когнитивной педагогики в эпоху цифровизации : сборник научных трудов / ФГБНУ «ИППСП». ^зань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. С. 11 -2l.

15. Левина Е. Ю., Мухаметзянова Л.Ю. Развитие Человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы // Kазанский педагогический журнал. 2020. № 3(140). С. 8-19.

16. Kогнитивная педагогика: практика и опыт реализации / Е. Ю. Левина, A. K. Балтыков, Я. A. Баткаева [и др.]. Kазань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2022. 228 с.

1l. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. (31 октября 2012 г.). Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. 200 с.

18. Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. ^валев, В.Г. Панов. Москва: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

19. Кириллова Т.В. Формирование целостной системы знаний и умений учащихся старших классов средней общеобразовательной школы: на материале естественнонаучных дисциплин: дис. ... д-ра педагог. наук: 13.00.01. Чебоксары, 2001. 457 с.

20. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. AM. Прохоров. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1969-19l8.

21. Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы. Тула: И11K и ППРО ТО, 1999. 144 с.

22. Лизинский В.М., Щербаков A.B., Петрушин В.И., Переславцева Е.В., Виноградова Л.И. Факторы профессионального роста педагога-воспитателя: аналитический доклад / под ред. В.М. Лизинского. Москва: Педагогический поиск, 2017. 41 с.

References

1. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke programm vospitaniya. Elektron. dan. URL : http://form.instrao.ru/ (Data obrashheniya: 0l.0l.22). (Russian)

2. Batkaeva Ya.A.. Zachinyaeva E.F., Tuktagulova M.N. Zatrudneniya uchitelej v real-izacii vospitatel'noj deyatel'nosti v osnovnoj shkole: rezul'taty' oprosa. Neprery\noe obrazovanie: XXI vek = Continuing education: the XXI century. 2021; 36(4): 9l-113. (Russian)

3. Bondarevskaya E.V. Gumanitarnaya missiya vospitaniya v sovremennom mire. Vy'sshaya shkola: opy't, problemy', perspektivy': materialy' IX mezhdunarodnoj nauchno-

prakticheskoj konferencii: v 2 chastyax, Moskva, 21-22 aprelya 2016 goda. Moskva: Rossijskij universitet druzhby' narodov (RUDN), 2016. S. 26-44. (Russian)

4. Bory'tko N.M. V prostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti: monografiya / nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd: Peremena, 2001. 181 s.(Russian)

5. Demakova I.D. Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga v usloviyax paradigmal'nogo sdviga: metodologicheskij aspect. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Domestic and foreign pedagogy. 2014; 20(5): 137-151.(Russian)

6. Demakova I.D., Shustova I.Yu. Pedagog kak vospitatel' znachimy'e xarakteristiki vospitatel'noj deyatel'nosti, princip so-by'tijnosti v vospitanii. Pedagogicheskoe iskusstvo = Pedagogical art. 2018; (2): 32-41. (Russian)

7. Kolesnikova I.A. Smy'sly' i logika podgotovki pedagoga-vospitatelya (otklik na poyavlenie professional'nogo standarta specialista v oblasti vospitaniya. Neprery\noe obra-zovanie: XXI vek = = Continuing education: the XXI century.2017; 17 (1): 1-11. (Russian)

8. Stepanov P.V. Vospitatel'naya deyatel'nost' kak Sistema. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Domestic and foreign pedagogy. 2018; 52(vol1,N1): 67-76. (Russian)

9. Stepanov P.V. Struktura vospitatel'noj deyatel'nosti pedagoga : dis. ... d-ra pedagog. nauk. Moskva, 2018. 329 s. (Russian)

10. Prikaz Mintruda Rossii ot 10.01.2017 N 10n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist v oblasti vospitaniya». - URL: https://normativ.kontur.ru/ ^ata obrashheniya: 01.07.23). (Russian)

11. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n (red. ot 05.08.2016) «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, na-chal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel'). - URL: https://normativ.kontur.ru/https://normativ.kontur.ru/ ^ata obrashheniya: 01.07.23). (Russian)

12. Federal'ny'j zakon "O vnesenii izmenenij v Federal'ny'j zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" po voprosam vospitaniya obuchayushhixsya" ot 31.07.2020 N 304-FZ. -URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788#sidebar (data obrashheniya: 01.07.23). (Russian)

13. Federal'ny'e gosudarstvenny'e obrazovatel'ny'e standarty'. - URL: https://fgos.ru/ . (data obrashheniya: 01.07.23). (Russian)

14. Levina E. Yu. Sushhnost' i metodologiya kognitivnoj pedagogiki / E. Yu. Levina, L. Yu. Muxametzyanova, A. R. Kamaleeva // Potencial kognitivnoj pedagogiki v e'poxu cifrovizacii : sbornik nauchny'x trudov / FGBNU «IPPSP». Kazan': Institut pedagogiki, psixologii i social'ny'x problem, 2020. S. 11-27. (Russian)

15. Levina, E. Yu, Muxametzyanova. L.Yu. Razvitie Cheloveka znaniya v rakurse kognitivnoj paradigm.' Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2020; 140(3): 8-19. (Russian)

16. Kognitivnaya pedagogika: praktika i opy't realizacii / E. Yu. Levina, A. K. Balty'kov, Ya. A. Batkaeva [i dr.]. Kazan' : Institut pedagogiki, psixologii i social'ny'x problem, 2022. 228 s. (Russian)

17. Demidova G.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya liderskogo potenciala menedzhera social'no-trudovoj sfery' v refleksivnoj srede dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. In: Pedagogicheskie i psixologicheskie nauki: aktual'ny'e voprosy': materi-aly' Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ch. I. (31 oktyabrya 2012 g.). Novosibirsk: Izd-vo «Sibirskaya associaciya konsul'tantov», 2012. 200 s. (Russian)

18. Filosofskij e'nciklopedicheskij slovar' / red. kol.: L.F. Il'ichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. Moskwa: Sov. e'nciklopediya, 1983. 840 s. (Russian)

19. Kirillova T.V. Formirovanie celostnoj sistemy' znanij i umenij uchashhixsya starshix klassov srednej obshheobrazovatel'noj shkoly': Na materiale estestvennonauchny'x disciplin: dis. ... d-ra ped. Nauk: 13.00.01. Cheboksary', 2001. 457 s. (Russian)

20. Bol'shaya sovetskaya e'nciklopediya: [v 30 t.] / gl. red. A.M. Proxorov. 3-e izd. Moskwa : Sovetskaya e'nciklopediya, 1969-1978. (Russian)

21. Grigor^eva A.I. Pedagog kak professional'ny'j vospitatel': teoriya i texnologiya pod-derzhki professional'nogo razvitiya pedagogov shkoly'. Tula: IPK i PPRO TO, 1999. 144 s. (Russian)

22. Lizinskij V.M., Shherbakov A.V., Petrushin V.I., Pereslavceva E.V., Vinogradova L.I. Faktory' professional'nogo rosta pedagoga-vospitatelya. Analiticheskij doklad / Pod red.V.M. Lizinskogo. Moskwa: ANO Izdatelskij Centr «Pedagogicheskij poisk», 2017. 41 s. (Russian)

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 20.08.2023; одобрена после рецензирования 10.09.2023; принята к публикации 05.12.2023.

The article was submitted 20.08.2023; approved after reviewing 10.09.2023; accepted for publication 05.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.