Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
548
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ДРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / COMMUNICATION / RELATIONSHIPS / FRIENDSHIPS / COGNITIVE COMPONENT / EMOTIONAL-EVALUATIVE COMPONENT / BEHAVIORAL-ACTIVITY COMPONENT / LEVELS OF DEVELOPMENT OF FRIENDSHIPS / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Тельнова Екатерина Сергеевна

Изучение взаимоотношений в детских коллективах имеет особое значение, так как социально - психологические проблемы детей школьного возраста и взрослых уходят корнями в дошкольное детство. В статье рассматривается проблемы дружеских взаимоотношений дошкольников седьмого года жизни в игровой деятельности. Изучив и проанализировав литературу по данной тематики, авторы выделяют, что препятствием к развитию дружеских взаимоотношений является, недостаточное развитие коммуникативных умений и навыков, затрудняющих построение коммуникации между детьми. Выделены компоненты дружеских взаимоотношений, такие как эмоционально-оценочный, поведенческо-деятельностный и когнитивный. Представлены цели и методики формирующего этапа исследования экспериментальной работы для оценки уровня развития дружеских взаимоотношений дошкольников седьмого года жизни. В исследовании принимали участие дети седьмого года жизни, педагоги и родители детей. Основными методами исследования являлись беседа и диагностические ситуации. Представлены результаты выявления уровня развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, особенности проявления дружеских взаимоотношений у детей седьмого года жизни. Охарактеризованы уровни развития дружеских взаимоотношений. Проведенное исследование подтвердило, что создание специально разработанных условий способствуют формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Тельнова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND LEVEL OF DEVELOPMENT FRIENDLY RELATIONSHIPS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The study of relationships in children's groups is of particular importance, since the socio-psychological problems of school-age children and adults are rooted in pre-school childhood. The article deals with the problems of friendly relationships of preschool children of the seventh year of life in the game activity. Having studied and analyzed the literature on this topic, the authors highlight that the obstacle to the development of friendly relationships is the lack of development of communication skills that make it difficult to build communication between children. The components of friendly relationships, such as emotional-evaluative, behavioral-activity and cognitive, are highlighted. The goals and methods of the formative stage of experimental research for assessing the level of development of friendly relationships of preschool children in the seventh year of life are presented. The study involved children of the seventh year of life, teachers and parents of children. The main research methods were conversation and diagnostic situations. Presents the results identify the level of development of friendly relations between children of pre-school age peculiarities of relationships in children's seventh year of life. The levels of development of friendly relationships are characterized. The conducted research has shown that the creation of specially designed conditions contributes to the formation of friendly relationships among children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

педагогические Шинкарёва Надежда Алексеевна, Тельнова Екатерина Сергеевна

науки ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И УРОВЕНЬ ...

УДК 373

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0051

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2020

AuthorlD: 798950

SPIN: 7031-1335

ORCID: 0000-0002-2308-5188

Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Тельнова Екатерина Сергеевна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя Набережная, 6, e-mail: katytel@yandex.ru) Аннотация. Изучение взаимоотношений в детских коллективах имеет особое значение, так как социально -психологические проблемы детей школьного возраста и взрослых уходят корнями в дошкольное детство. В статье рассматривается проблемы дружеских взаимоотношений дошкольников седьмого года жизни в игровой деятельности. Изучив и проанализировав литературу по данной тематики, авторы выделяют, что препятствием к развитию дружеских взаимоотношений является, недостаточное развитие коммуникативных умений и навыков, затрудняющих построение коммуникации между детьми. Выделены компоненты дружеских взаимоотношений, такие как эмоционально-оценочный, поведенческо-деятельностный и когнитивный. Представлены цели и методики формирующего этапа исследования экспериментальной работы для оценки уровня развития дружеских взаимоотношений дошкольников седьмого года жизни. В исследовании принимали участие дети седьмого года жизни, педагоги и родители детей. Основными методами исследования являлись беседа и диагностические ситуации. Представлены результаты выявления уровня развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, особенности проявления дружеских взаимоотношений у детей седьмого года жизни. Охарактеризованы уровни развития дружеских взаимоотношений. Проведенное исследование подтвердило, что создание специально разработанных условий способствуют формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: общение, взаимоотношения, дружеские взаимоотношения, когнитивный компонент, эмоционально-оценочный компонент, поведенческо-деятельностный компонент, уровни развития дружеских взаимоотношений, дети дошкольного возраста.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND LEVEL OF DEVELOPMENT FRIENDLY RELATIONSHIPS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

© 2020

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education" Telnova Ekaterina Sergeevna, bachelor Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, street lower Quay, 6, e-mail: katytel@yandex.ru) Abstract. The study of relationships in children's groups is of particular importance, since the socio-psychological problems of school-age children and adults are rooted in pre-school childhood. The article deals with the problems of friendly relationships of preschool children of the seventh year of life in the game activity. Having studied and analyzed the literature on this topic, the authors highlight that the obstacle to the development of friendly relationships is the lack of development of communication skills that make it difficult to build communication between children. The components of friendly relationships, such as emotional-evaluative, behavioral-activity and cognitive, are highlighted. The goals and methods of the formative stage of experimental research for assessing the level of development of friendly relationships of preschool children in the seventh year of life are presented. The study involved children of the seventh year of life, teachers and parents of children. The main research methods were conversation and diagnostic situations. Presents the results identify the level of development of friendly relations between children of pre-school age peculiarities of relationships in children's seventh year of life. The levels of development of friendly relationships are characterized. The conducted research has shown that the creation of specially designed conditions contributes to the formation of friendly relationships among children of senior preschool age.

Keywords: communication, relationships, friendships, cognitive component, emotional-evaluative component, behavioral-activity component, levels of development of friendships, preschool children.

ВВЕДЕНИЕ Смирновой, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Т.А. Репиной

Создание благоприятных условий развития детей и многих других исследователей. Особое внимание ис-

в соответствии с их возрастными и индивидуальными следователей привлекает до сих пор недостаточно глу-

особенностями развития каждого ребенка как субъекта боко изученный феномен «детской дружбы».

отношений с самим собой и другими детьми является МЕТОДОЛОГИЯ

одной из задач ФГОС ДО [1]. Изучив работы Е.О. Смирновой, Т.А. Владимировой,

Гриценко Н.В полагает, что общение детей дошколь- А.Г. Рузской мы пришли к выводу, что взаимоотноше-

ного возраста со сверстниками представляет особую ние - это специфический вид отношения человека к че-

сферу их жизнедеятельности, которая существенным ловеку, в котором имеется возможность непосредствен-

образом отличается от общения со взрослыми. Общение ного (или опосредованного техническими средствами)

между детьми - необходимое условие полноценного одновременного или отсроченного ответного личност-

развития ребенка. Оно является условием формирования ного отношения.

общественных качеств личности ребенка, проявление и Согласно В.В. Абраменковой, Т.А. Марковой, И.

развитие начал коллективных взаимоотношений [4]. С. Кону, М. И. Лисиной, А. К. Бондаренко дружеские

Проблема взаимоотношений детей дошкольного взаимоотношения - это своеобразный моральный опыт

возраста неоднократно выступала предметом иссле- ребенка, содействующий развитию позитивных чувств,

дований и представлена в работах Л.И. Божович. Е.О. образованию нравственных привычек, формированию

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33) 233

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Telnova Ekaterina Sergeevna ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND LEVEL ..

pedagogical sciences

устойчивых форм поведения.

Дружеские взаимоотношения детей дошкольного возраста - это отношения, проявляющиеся в доброжелательности и дружелюбии, готовности прийти на помощь другому человеку; внимательности к нему; в рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности - терпимости к чужим мнениям. Становление положительных взаимоотношений начинается с формирования гуманного отношения к людям.

Кроме того, под дружескими взаимоотношениями мы понимаем общую положительно-эмоциональную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние детей, готовности оказывать помощь и вступать во взаимодействие со сверстниками в совместной деятельности.

У современных дошкольников в общении наблюдаются определенные трудности, которые во многом препятствуют формированию более близких отношений со сверстниками, отношений, построенных на симпатии, уважении, стремлении к поддержке [2, 3]. Препятствием к развитию дружеских отношений является недостаточная личностная зрелость, недостаточное развитие коммуникативных умений и навыков, затрудняющих построение коммуникации между детьми [5, 6]. Недостаточное развитие эмоциональной сферы, в результате чего дети недостаточно понимают эмоциональное состояние сверстника и способны правильно реагировать на него. Кроме того, у современных дошкольников часто наблюдаются признаки эмоционального неблагополучия, которые также в свою очередь препятствуют развитию дружеских взаимоотношений [7--11].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Целью нашего исследования являлось изучение педагогических условий и уровня развития дружеских взаимоотношений дошкольников седьмого года жизни в игровой деятельности.

Экспериментальной базой исследования выступало: МБДОУ детский сад города Ангарска

В исследовании приняли участие дети седьмого года жизни (6-7 лет) в количестве 20 человек, а также педагоги ДОУ в количестве 10 человек и родители детей седьмого года жизни в количестве 20 человек.

Вначале мы провели оценку уровня компетентности педагогов в вопросах развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста

Информация по педагогам

По результатам проведенной диагностики у 0% педагогов выявлен повышенный уровень компетентности в данном вопросе.

У 60% педагогов выявлен достаточный уровень компетентности.

у 40% педагогов выявлен критический уровень компетентности.

Анализ преобладающих характеристик компетентности педагогов в изучаемом вопросе показал, что педагоги детского сада обладают определенным запасом знаний, который отражает их представления о дружеских взаимоотношениях, механизмах и методах его развития, возрастных особенностях развития дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста, представлений о методах и приемах развития дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста

Педагоги в целом ориентируются достаточным запасом представлений о дружеских взаимоотношениях детей дошкольного возраста, особенностях их развития, методах и приемах их развития, но испытывают затруднения в применении своих знаний на практике, в результате чего эффективность работы снижается. Например: «Дружеские взаимоотношения у дошкольников отличаются тем, что они проявляют устойчивую симпатию к сверстнику, постоянно вместе играют, не ссорятся»

(воспитатель Т.С.)

В ходе анализа педагогических условий развития дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста мы также провели анкетирование родителей. По результатам анкетирования родителей мы установили, что повышенный уровень сформированности представлений родителей о дружеских взаимоотношениях не выявлен, достаточный уровень отмечается у 55% родителей, экспериментальной группы и 60% родителей контрольной группы, критический уровень отмечается у 45% родителей экспериментальной группы и 20% родителей контрольной группы.

Характеризуя представления родителей о развитии дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, мы можем отметить, что родители, которые составляют большинство и отнесены к критическому уровню, не обладают необходимыми знаниями о дружбе, дружеских взаимоотношениях. Это проявляется в том, что они испытывают затруднения, характеризуя проявление дружеских взаимоотношений детей как личностного качества, определение методов, приемов развития дружеских взаимоотношений, определении условий развития дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

Также нами был проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе. Для этого мы составили предварительно перечень материалов и оборудования с Центра игровой деятельности. Атрибуты для сюжетно - ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Почта», «Армия», «Космонавты «Ателье» и т.д., предметы - заместители, разные виды театров, они позволяют организовывать детям разные виды игр, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.

Оценка оснащенности Центра игровой деятельности показала, что в развивающей предметно-пространственной среде группы отмечается недостаточное количество необходимых материалов для того, чтобы дети проявляли дружеские взаимоотношения. Это касается игрушек-персонажей, сюжеты игр, построенные на дружеских взаимоотношениях.

По итогам оценки педагогических условий развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста мы констатировали, что в дошкольной образовательной организации данные условия созданы недостаточно.

Диагностический инструментарий для оценки уровня развития дружеских взаимоотношений дошкольников седьмого года жизни включал в себя: беседа о дружбе; диагностическая ситуация «Строим мост» (Т.И. Бабаева); диагностическая ситуация «Как поступить?» (Т.И. Бабаева, Г.А. Урунтаева).

Для оценки сформированности когнитивного компонента дружеских взаимоотношений мы использовали беседу о дружбе. Цель: выявить уровень сформирован-ности когнитивного компонента дружеских взаимоотношений у детей седьмого года жизни.

Процедура проведения: в ходе индивидуальной беседы ребенку предлагалось ответить на вопросы: 1) что такое дружба? 2) У тебя много друзей? 3) С кем ты дружишь? 4) Зачем человеку друзья? 5) как подружиться с человеком? 6) Кто такой настоящий друг?

Показателями оценки выступали полнота представлений, их обобщенность и доказательность.

На основании этого были выделены три уровня развития когнитивного компонента дружеских отношений:

Высокий уровень - у детей сформированы полные представления, они могут дать определение понятию «дружба», выделить признаки настоящей дружбы, аргументировать поведение сверстника в тех или иных ситуациях, опираясь на критерии дружеских взаимоотношений.

Средний уровень - у детей в целом сформированы представления о том, что такое дружба, но они являются

234

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Тельнова Екатерина Сергеевна ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И УРОВЕНЬ ...

недостаточно конкретизированными и обобщенными. Давая определение, дети акцентируют внимание лишь на некоторых проявлениях дружбы не во всех ситуациях способны аргументировать свой ответ, опираясь на представления о дружбе.

Низкий уровень - у детей отмечается недостаточная полнота и доказательность представлений, они затрудняются дать определение дружбе, охарактеризовать настоящую дружбу, объяснить поведение сверстников в тех или иных ситуациях, опираясь на критерий дружбы.

Каждый уровень развития когнитивного компонента далее мы проиллюстрируем на примерах.

Высокий уровень мы выявили у Марии В., примером ответов Марии на вопросы является следующий ответ: «Дружба - это такие отношения, когда ты уважаешь другого человека, помогаешь ему и тебе с ним интересно».

Средний уровень мы выявили у Миши В., приведем пример ответа Миши В.: «Дружба - это когда тебе нравится играть с другим ребенком».

Дошкольники с низким уровнем затруднялись в определении понятия «дружба» и примером этому может выступать такой ответ: «Дружба - это когда вы дружно играете». На примерах этих ответов видно, что в зависимости от уровня развития когнитивного компонента дружеских взаимоотношений различается полнота, системность и доказательность представлений детей о дружбе.

Таким образом, развитие когнитивного компонента дружеских взаимоотношений у большинства дошкольников по результатам исследования находится на среднем уровне - 45 %.

Следующим по степени выраженности является высокий уровень, который выявлен у 30% человек и далее следует высокий уровень, который выявлен у 25% человек. Дети седьмого года жизни в целом имеют представление о том, что такое дружба, но эти представления являются недостаточно полными, осознанными и доказательными.

Диагностическая ситуация «Строим мост» (Т.И. Бабаева). Цель: выявить уровень развития эмоционально-оценочного компонента дружеских взаимоотношений у детей седьмого года жизни.

Процедура проведения: каждому ребенку предлагается ситуация. После ее предъявления ребенку задаются вопросы. Оценка ответов детей осуществляется на основании таких показателей как адекватность представлений, осознанность и доказательность.

Высокий уровень эмоционально-оценочного компонента - у ребенка имеется положительное отношение к сверстнику, умеет оценивать свое поведение и поведение сверстника в разнообразных ситуациях, он может объяснить возможные причины поступков.

Средний уровень эмоционально-оценочного компонента - у ребенка сформированы критерии для оценки поступков сверстника в тех или иных ситуациях, он выражает эмоциональное отношение к тем или иным поступкам, но оно является неустойчивым и не всегда в полной мере соответствует содержанию ситуации.

Низкий уровень эмоционально-оценочного компонента - у ребенка наблюдаются нейтральные эмоциональные реакции в разных предлагаемых ситуациях взаимодействия со сверстником, они характеризуются недостаточно сформированными оценочными критериями, в результате чего затрудняются объяснять и оценивать поступки сверстников в дружеских взаимоотношениях.

Как показывают результаты, преобладающим уровнем развития эмоционально-оценочного компонента является также средний уровень, поскольку он выявлен у большинства детей - 45%. За ним следует низкий уровень, который составил 35% и высокий уровень, который составил 20%.

Рассмотрим ряд примеров, показывающих особенности развития эмоционально-оценочного компонента

дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни.

В диагностической ситуации «Строим мост» Катя С. с высоким уровнем эмоционально-оценочного компонента ответила на вопрос следующим образом: «У Маши и Пети ничего не получилось, потому что они не смогли договориться вместе, а каждый начал делать по-своему. Потом они из-за этого поссорились в игре».

Средний уровень эмоционально-оценочного компонента мы выявили у Кости. Н., он дал такой ответ на вопрос: «Как можно объяснить другу свой замысел?» - «Нужно постараться рассказать, что ты хочешь, при этом говорить четко и понятно».

Среди детей с низким уровнем мы можем привести ответ Вовы З.: «Чтобы избежать ссоры надо было не играть вместе». Ответы детей иллюстрируют их представления к тому, как нужно вести себя в ситуации ссоры, в общении со сверстниками, чем более высокий уровень эмоционально-оценочного компонента у ребенка, тем более эффективен он в своем понимании, как поступить в этой ситуации, тем более результативный у него подход.

Таким образом, по результатам оценки развития эмоционально-оценочного компонента дружеских взаимоотношений мы можем сделать вывод о том, что многие дети седьмого года жизни в общении со сверстниками не всегда правильно оценивают их поступки, не всегда умеют регулировать свои эмоции и на фоне неустойчивого эмоционального отношения и несформированности норм дружеских взаимоотношений отношения между детьми не складываются.

Диагностическая ситуация «Как поступить?» (Т.И. Бабаева, Г.А. Урунтаева). Цель: выявить уровень развития поведенческо-деятельностного компонента дружеских взаимоотношений у детей седьмого года жизни.

Процедура проведения: детям предлагаются ситуации, в каждой из которых им необходимо ответить на вопрос и продолжить ситуацию. При обработке результатов осуществляется оценка ответов детей с точки зрения следования нормам и правилам дружеских взаимоотношений.

Высокий уровень - ребенок при оценке ситуации и выборе моделей поведения опирается на критерий дружеских взаимоотношений, проявляет готовность поддержать, помочь, уступить, учесть интересы другого.

Средний уровень - ребенок в предлагаемых ситуациях выбирает вариант поведения, который, с одной стороны, ориентирован на развитие дружеских взаимоотношений, то есть помощь сверстнику, его поддержка, учет его интересов, а, с другой стороны, может быть ориентировано на учет интересов, которые не согласуются с дружескими взаимоотношениями.

Низкий уровень - ребенок, выбирая модель поведения в предлагаемой ситуации, не ориентируется на критерии дружеских взаимоотношений, испытывает трудности и демонстрирует нежелание учитывать интересы другого, оказывать ему помощь и поддержку.

Как показывают результаты, преобладающим уровнем поведенческого деятельностного компонента также выступает низкий уровень (45%), средний уровень выявлен у 40% детей, высокий уровень данного компонента выявлен у 15% детей.

В качестве примеров ответов детей на предложенные в диагностическом задании ситуации мы можем привести следующее: Таня В. с высоким уровнем развития данного компонента в первой предложенной ситуации ответила так: «Я не хочу отдыхать, я помогу Свете закончить уборку и тогда мы вместе с ней быстрее пойдем играть».

Примером ответа ребенка со средним уровнем данного компонента может выступать следующий: «Вера увидела, что, Катя упала и решила позвать воспитателя, а потом подошла к Кате и помогла ей встать».

В качестве примера ответа в ситуации ребенка с

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)

235

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Telnova Ekaterina Sergeevna ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND LEVEL ..

pedagogical sciences

низким уровнем поведенческо-деятельностного компонента выступает такой пример: «Маша пойдет скорее играть, а Света, когда закончат уборку, будет играть вместе с ней».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый уровень развития поведенческо-деятель-ностного компонента указывает на то, что чем более развит данный компонент, тем в общении ребенок чаще учитывает интересы сверстника, стремиться оказывать ему помощь, проявляет к нему внимание.

Обобщив результаты количественно-качественного анализа уровня развития поведенческо-деятельностного компонента, мы можем отметить, что данный компонент у детей седьмого года жизни сформирован хуже, чем другие компоненты. Это означает, что при наличии представлений о том, как взаимодействовать со сверстниками и каковы характеристики дружеских взаимоотношений, дети затрудняются выстраивать дружеские взаимоотношения в непосредственном общении.

По результатам диагностики детей мы определили общий уровень развития дружеских взаимоотношений.

Как показали результаты, преобладающим уровнем является средний (45%), за ним следует низкий уровень (35%) и высокий уровень (20%). Средний уровень развития дружеских взаимоотношений характеризуется тем, что у детей проявляется недостаточная полнота и конкретность представлений о дружбе, о нормах и правилах дружеских взаимоотношений, способах взаимодействия со сверстниками, ребенок может затрудняться в определении понятия «дружба», в адекватной оценке своего поступка и поступков сверстника в дружеских взаимоотношениях. Дошкольники со средним уровнем осознают необходимость соблюдения норм и правил дружеских взаимоотношений, а также способах взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности, знают о необходимости соблюдения данных норм, но не всегда осуществляет их учет.

Таким образом, результаты исследования показали, что у детей седьмого года жизни дружеские взаимоотношения развиты недостаточно. Для развития дружеских взаимоотношений дошкольников в ДОО необходимо создавать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую объединению детей на основе игровых интересов, организовали разные виды игр с детьми, направленные на развитие дружеских взаимоотношений детей, а также провести комплекс мероприятий для педагогов и родителей, направленных на расширение и углубление их представлений о развитии дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. — М.: Перспектива, 2014. — 32 с. \

2. Воспитание дружеских чувств у детей [Текст] / под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. — Киев: Педагогическая школа, 2007. — 156 с.

3. Зотова, И.В. Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. В. Зотова, Н.И. Гинятова // European .science. — 2018. — № 4 (36). — С. 64—67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-druzheskih-vzaimootnosheniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.01.2019).

4. Гриценко, Н.В. Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.В. Гриценко // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4. — С. 54 -56. URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2733/ (дата обращения: 30.01.2019).

5. Бикузина, Т.С. Развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством тренинговых игр [Электронный ресурс] / Т.С. Бикузина, С.В. Савинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 29. — С. 13—18. URL: http://e-koncept.ru/2017/770804.htm. (дата обращения: 08.02.2019)

6. Аржанова, А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института [Текст]/А.И. Аржанова. — Т. 6. — М., 1997. — 255 с.

7. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.

236

8. Гасанова П.М. Роль нравственного развития детей дошкольного возраста при подготовке их к школе //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 37-40.

9. Бахышева Ш.А. Определение уровня социальной адаптации детей в детских дошкольных учреждениях // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 39-42.

10. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Изучение эмпатии у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 210-213.

11. Кобякова, Т.В. Особенности формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т.В. Кобякова // Совушка. - 2015. - № 2. - С. 90 - 92. URL: http://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00068.html (дата обращения: 29.01.2019)

Статья поступила в редакцию 15.04.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.