Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры студентов физкультурных специальностей в процессе профессиональной подготовки'

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры студентов физкультурных специальностей в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PROFESSIONAL TRAINING / STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE SPECIALITIES / METHODICAL BASES OF CULTURE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваний Игорь Владимирович

Определены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры студентов в системе профессионального физкультурного образования как совокупность возможностей содержания, форм, методов, педагогических средств и материально-пространственной среды высшего учебного заведения. Представленная характеристика выделенных условий обозначена как определенный, относительно самостоятельный уровень методических основ формирования профессионально-педагогической культуры у студентов в процессе их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры студентов физкультурных специальностей в процессе профессиональной подготовки»

Иваний И. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры студентов физкультурных специальностей в процессе профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2016/16261. htm.

ART 16261 УДК 371.13: 37.013.42

Иваний Игорь Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики фи зической культуры «Сумский государственный педагогический универ ситет имени А. С. Макаренко», г. Сумы [email protected]

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-

педагогической культуры студентов физкультурных специальностей в процессе профессиональной подготовки

Аннотация. Определены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры студентов в системе профессионального физкультурного образования как совокупность возможностей содержания, форм, методов, педагогических средств и материально-пространственной среды высшего учебного заведения. Представленная характеристика выделенных условий обозначена как определенный, относительно самостоятельный уровень методических основ формирования профессионально-педагогической культуры у студентов в процессе их профессиональной подготовки. Ключевые слова: студенты физкультурных специальностей, профессиональная подготовка, методические основы формирования профессионально-педагогической культуры.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В условиях внедрения новой педагогической парадигмы особенное значение приобретают теоретико-методологические, социально-психологические и организационно-педагогические аспекты проблемы гуманистического развития выпускников высших учебных заведений, в частности специалистов физического воспитания и спорта. Эти специалисты - носители и трансляторы ценностей общей и физической культуры, они переносят полученные знания, практические умения, отношения на культуру учебно-воспитательной и физкультурно-спортивной деятельности, здоровья, быта, досуга, способствуя, таким образом, усовершенствованию культуры общества. Именно поэтому повышение уровня профессионально-педагогической культуры личности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта - актуальная проблема в современном образовательном пространстве.

Формирование профессионально-педагогической культуры студентов в системе специального физкультурного образования выступает как педагогическая проблема, требующая создания условий для полного, конструктивного выражения культур. В системе высшего образования развитие и совершенствование обучения многими учеными рассматривается как творчески необходимый процесс (В. К. Дьяченко, И. А. Зязюн, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова и др.). По мнению В. К. Дьяченко, важнейшим условием процесса постановки обучения в вузе в настоящее время является расширение организационно-педагогической основы учебного процесса [1]. А. Я. Найн определяет условия как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, материально-пространственной среды, которые направлены на решение поставленных целей [2]. Такое понимание педагогических условий кажется нам несколько суженым, поскольку рассматривает только объективные условия, оставляя без внимания субъективные, которые также существенны. Поэтому остро встает вопрос поиска новых путей

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Иваний И. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры студентов физкультурных специальностей в процессе профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2016/16261. htm.

построения процесса профессионального физкультурного образования как явления, позволяющего практически создать условия для формирования профессионально-педагогической культуры личности студента.

В работе [3] на основе общенаучных (системного, синергетического, интегратив-ного) и конкретных (культурологического, аксиологического, личностно-деятельност-ного, компетентностного, инновационного, контекстного) подходов проведено моделирование процесса формирования профессионально-педагогической культуры студентов физкультурных специальностей. В пределах авторской интеграционно-функциональной модели есть необходимость определить и обосновать организационно-педагогические условия её реализации в системе профессионального физкультурного образования.

Одним из средств обеспечения процесса формирования профессионально-педагогической культуры личности студента в условиях гуманизации и демократизации общества является реализация принципа дополнительности в обучении, имеющего определяющее значение, так как предполагает организацию соответствующей системы взаимодействия преподавателя и студента, основой которого становится способ современного приближения к истине. Определившееся в науке организационно-педагогическое условие взаимодействия преподавателя и студента как условие, которое эффективно влияет на формирование личности, на раскрытие её природного потенциала, предопределяет возможность оптимизировать и идентифицировать учебно-познавательный процесс [4].

Формирование профессионально-педагогической культуры студента в учебном процессе должно выступать как процессуальная система взаимодействия всех его субъектов. Её функциональная динамичность обусловливается реализуемостью организационно-педагогических условий и зависит от степени стимулирующего воздействия на личность в появлении у него культурных потенций, от установления доверительной атмосферы педагогического общения, равноправного взаимодействия, непринужденности и естественности, раскованности, свободы и защищенности, эмоциональной удовлетворительности.

В учебном процессе по физической культуре и спорту возможно построение взаи-моразвивающей деятельности «студент - педагог», включающей единство целей управляющей и управляемой подсистем, обеспечивающее развитие каждого студента и педагога через творческую деятельность [5]. Результатом организованного таким образом физкультурного образования становится система педагогических воздействий на личность студента, ведущая к изменению мотивационно-ценностной стороны учебно-познавательной деятельности, к переходу в развитии учебной деятельности каждого студента от информативной к отображательно-преобразующей и практической как необходимой закономерности в их профессиональном самоусовершенствовании, выражение которого есть профессионально-педагогическая культура.

Всесторонний анализ проблемы формирования профессионально-педагогической культуры разных направлений профессиональной подготовки позволил нам утверждать, что для эффективного формирования профессионально-педагогической культуры студентов в системе профессионального физкультурного образования необходим ряд организационно-педагогических условий.

Первым условием является направленность учебно-воспитательного процесса на повышение уровня общей культуры и морально-этических качеств студентов.

Реализация этого условия требует формирования у студентов образа современного профессионала с высоким уровнем профессионально-педагогической культуры:

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Иваний И. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры студентов физкультурных специальностей в процессе профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2016/16261. htm.

специфической (целостной), общей (духовной, физической, спортивной), профессиональной (научное мировоззрение, профессионализм мышления, индивидуальный стиль физкультурно-спортивной деятельности на основе усвоенных жизненных и профессиональных ценностей, сформирована устойчивая профессиональная позиция и направленность на самоусовершенствование), педагогической (педагогическое мировоззрение, гуманистическая направленность, творческое педагогическое мышление, способность к инновационной физкультурно-педагогической деятельности, социально значимые качества); с определенными личностными и морально-этическими качествами (эмпатия, толерантность, коммуникабельность, сила воли, стремление к самоусовершенствованию, креативность, умения критической оценки, творческой профессиональной рефлексии и прогнозирования социальных последствий профессионально-педагогической деятельности в сфере физкультурно-спортивной практики).

Второе условие - создание культурно-образовательного пространства современного физкультурно-спортивного знания, привлеченного для содействия развитию культурологического потенциала будущих специалистов на основе синергетической парадигмы фундаментальности науки и образования.

Реализация этого условия требует, чтобы в процессе обучения прежде всего формировалась перспективная модель развития профессионально-педагогической культуры студента, нацеленная на будущее. Модель должна быть направлена на всестороннее и гармоническое развитие личности, где помимо медико-биологических, профессиональных и педагогических аспектов знаний широко должны быть реализованы психологический, социологический, культурологический аспекты, позволяющие показать человекотворческую сущность профессионально-педагогической культуры, которая выявляется в повышении способности будущего специалиста к самореализации средствами физкультурно-спортивной деятельности. Такой подход созвучен с мнением Ю. М. Николаева: «...в настоящее время необходимо решительнее, безусловно, не отвергая "огульно" прошлого теоретико-концептуального знания, связанного с телесно-двигательной сферой человека (которое, как справедливо указывает В. К. Бальсевич, будет использоваться в новых теоретических конструкциях), добиваться нового понимания и видения физической культуры и её теории, всемерно раскрывая в них социокультурное (духовное) и, как следствие этого, преобразования её теоретико-образовательного пространства») [6]. Этими знаниями и должны обладать будущие специалисты-носители новой парадигмы теоретического знания, новой профессионально-педагогической культуры, заложенными в них в процессе обучения.

Третьим условием является формирование образовательно-культурной среды, направленной на освоение студентами различных социокультурных и профессиональных функций, развитие у них творческого способа мышления, опыта поведения, общения и деятельности.

Реализация этого условия базируется на целенаправленной учебно-воспитательной деятельности, способствующей развитию образовательно-профессиональной, образовательно-культурной, образовательно-социализационной функций студентов; проблемно-креативной направленности и интегративной организации деятельности; накоплении опыта внедрения новых знаний и умений, преобразованных в физкультурно-педагогические технологии; развитии социокультурной составляющей в учебной и производственной практике для приобретения опыта воспитательной работы, анализа учебно-воспитательных ситуаций и решения педагогических задач, а также для повышения культуры образовательной и инновационной деятельности студента. Развитие культурологического потенциала студентов, формирование у них

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Иваний И. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры студентов физкультурных специальностей в процессе профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2016/16261. htm.

творческого способа мышления, опыта поведения, общения и инновационности личности нуждается в формулировании таких основных требований к образовательно-культурной среде обучения: телекоммуникативности, информационной открытости, имитационного моделирования, адаптивности, иерархичности, целостности [7].

Четвертым условием является развитие положительного мотивационно-цен-ностного отношения студента к различным видам культуры как основы постоянного самоусовершенствования и самореализации в процессе будущей профессионально-педагогической деятельности.

Реализации этого уровня содействует системная организация поля взаимодействия субъектов культуросообразных процессов в аудиторной и внеаудиторной работе (администрации, кафедр, преподавателей, студентов, а также привлеченных специалистов-практиков физкультурно-спортивной сферы) и создание условий для становления культуросообразности как принципа мировоззренческой парадигмы функционирования этого поля [8]. Культура и мотивация объединяются фактором деятельности, которая может иметь материальный (предметный) и духовный (мыслительный) характер. Внутреннее единство, которое выявляется в однородной результативности и четкой соотносительности, имеющейся в модели «цель - мотив - действие - результат», есть следствие образования как культуры деятельности в сфере образования и культуры цивилизаци-онной как результата деятельности людей. Важность относительно реализации научно-педагогических подходов в развитии положительного мотивационно-ценностного отношения студентов к культуре обусловливается также синергетическим эффектом, поскольку простая совокупность мотивов только частично проявляет результаты влияния факторов мотивационной культуры в целом.

Пятое условие - усовершенствование дидактического обеспечения реализации принципа единства содержательной, процессуальной и мотивационно-ценностной сторон учебно-познавательной деятельности культурологического характера на основе разработки и внедрения профессионально-ориентированных междисциплинарных комплексов, направленных на формирование всех компонентов профессионально-педагогической культуры студентов.

Анализ опыта теории и практики фундаментализации содержания обучения будущих специалистов сферы физической культуры и спорта путем трансформации отдельных гуманитарных и естественнонаучных знаний в направлении к единому естественно-гуманитарному знанию показывает пестроту такого опыта и необходимость его дальнейшего обогащения средствами целенаправленного (планового) подхода. Среди таких средств можно выделить введение в учебные планы высшей школы междисциплинарных дидактических комплексов [9].

Нами разработан и внедрен профессионально-ориентированный междисциплинарный курс «Профессиональное физкультурное образование и культура специалиста» [10] как интегративно-функциональное средство формирования профессионально-педагогической культуры студентов. В этом курсе на основе анализа социально-гуманитарных, фундаментальных (естественнонаучных) и профессионально-ориентированных циклов дисциплин учебного плана системно очерчены контуры профессионально-педагогической культуры и необходимость её созидания как социокультурного феномена. Определяющей в этом созидании является интеграция гуманитарной и естественнонаучной форм культуры и их эволюция в профессионально-педагогическую культуру студента. Это дает возможность последовательного рассмотрения вопроса целостного видения современной профессионально-педагогической культуры, её сущностных измерений и основных направлений её становления и развития в учебно-воспитательном процессе. Такой курс, представляя целостную

Иваний И. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры студентов физкультурных специальностей в процессе профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2016/16261. htm.

систему знаний из ряда дисциплин, которая спроектирована на основе синергетиче-ского подхода, дает возможность возникновения нелинейного эффекта взаимного усиления дидактического результата формирования профессионально-педагогической культуры студента.

Обоснование и описание (характеристика) выделенных выше организационно-педагогических условий формирования профессионально-педагогической культуры студентов физкультурных специальностей выполнено нами (в пределах уже смоделированного процесса специального физкультурного образования) на уровне конкретных учебных материалов и охватывает все стороны физкультурно-спортивного образовательного процесса. Вследствие этого совокупность предложенных организационно-педагогических условий можно обозначить как определенный, относительно самостоятельный уровень методических основ формирования профессионально-педагогической культуры студентов в системе специального физкультурного образования. Этот уровень, в отличие от предыдущего (проектно-модельного), имеет отчетливую конкретно-методическую направленность и поэтому может быть реализован (в вузе и/или преподавателем) как исходный пункт в выработке собственной методической системы формирования профессионально-педагогической культуры студентов в рамках специального физкультурного образования.

Ссылки на источники

1. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. - М.: Педагогика, 1989. - 159 с.

2. Найн А. Я., Уметбаев З. М. Современный словарь-справочник молодого исследователя. - Челябинск: Чел ГНОЦУрО РАО, 2008. - 116 с.

3. 1ванш I. В. Модель формування професшно-педагопчно'Г культури майбутнього фахiвця фiзичного виховання та спорту у процес професшноТ подготовки // Педагопчы науки: теорiя, iсторiя, шнова-цшш технологи. - Суми: Вид-во СумДПУ iменi А. С. Макаренка, 2016. - № 1(51). - С. 272-279.

4. Поварницын А. П. Ценностные ориентации специалистов по физической культуре в процессе обучения в вузе: монография. - Курган: КПУ, 2004. - 300 с.

5. Белова Г. Б. Теория и практика обучения специалистов по физической культуре и спорту принятию управленческих решений // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 11. - С. 86-91.

6. Николаев Ю. М. Современные тенденции развития теоретико-образовательного пространства физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 7. - С. 99.

7. Листопад А. А. Творческий подход в профессиональной подготовке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 04 (апрель). - С. 1-6. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15113htm.

8. Горелов А. А., Гаделышин Р. М., Никитин С. Н. К проблеме содержания и направленности современного физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. -С. 62-64.

9. McLean K. N., Mallet C. I. What motivates the motivators? An examination of sports coaches // Physical Education and Sport Pedagogy. - 2011. - Vol. 17(1). - Р. 21-35.

10. Професшна фiзкультурна осв^а i культура фахiвця: Робоча навчальна програма для спе^ально-стей 014 <^зичне виховання», 017 <^зична культура i спорт» (галузь знань: 01 «Освгга», рiвнi вищоТ освгги «бакалавр», «мапстр») / Мшютерство освгги i науки Украши, Сумський державний пе-дагопчний ушверситет iменi А. С. Макаренка; [розробн. 1ванш 1.В.]. - Суми: СумДПУ iменi А. С. Макаренка, 2016. - 82 с.

Igor Ivanii,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theory and Methodology of Physical

Culture. Sumy State Pedagogical Makarenko University, Sumy

[email protected]

Organisational-pedagogical conditions for professional-pedagogical culture formation of physical culture students in the process of professional training

Abstract. The paper deals with students' professional-pedagogical culture formation in the system of professional physical culture education as the totality of possibilities of content, form, methods, pedagogical means

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Иваний И. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры студентов физкультурных специальностей в процессе профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2016/16261. htm.

and materially-spatial environment of higher education institutions. The author defines the characteristic of distinguished conditions as definite, relatively independent level of methodical bases of students' professional-pedagogical culture formation in the process of professional training.

Key words: students of physical culture specialities, professional training, methodical bases of culture formation. References

1. D'jachenko, V. K. (1989). Organizacionnaja struktura uchebnogo processa i ejo razvitie, Pedagogika, Moscow, 159 p. (in Russian).

2. Najn, A. Ja. & Umetbaev, Z. M. (2008). Sovremennyj slovar'-spravochnik molodogo issledovatelja, Chel GNOCUrO RAO, Cheljabinsk, 116 p. (in Russian).

3. Ivanij, I. V. (2016). "Model' formuvannja profesijno-pedagogichnoï kul'turi majbutn'ogo fahivcja fizichnogo vihovannja ta sportu u procesi profesijnoï pidgotovki", Pedagogichni nauki: teorija, istorija, innovacijni tehnologn, Vid-vo SumDPU imeni A. S. Makarenka, Sumi, № 1(51), pp. 272-279(in Ukrainian).

4. Povarnicyn, A. P. (2004). Cennostnye orientaciispecialistovpo fizicheskojkul'ture vprocesse obuchenija v vuze: monografija, KPU, Kurgan, 300 p. (in Russian).

5. Belova, G. B. (2006). "Teorija i praktika obuchenija specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu prinjatiju upravlencheskih reshenij", Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, № 11, pp. 86-91 (in Russian).

6. Nikolaev, Ju. M. (2013). "Sovremennye tendencii razvitija teoretiko-obrazovatel'nogo prostranstva fizicheskoj kul'tury", Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, № 7, p. 99 (in Russian).

7. Listopad, A. A. (2015). "Tvorcheskij podhod v professional'noj podgotovke", Nauchno-metodicheskij jel-ektronnyj zhurnal "Koncept", № 04 (aprel'), pp. 1-6. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15113htm (in Russian).

8. Gorelov, A. A., Gadelyshin, R. M. & Nikitin, S. N. (2014). "K probleme soderzhanija i napravlennosti soremennogo fizkul'turnogo obrazovanija", Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, № 7, pp. 62-64 (in Russian).

9. McLean, K. N. & Mallet, C. I. (2011). "What motivates the motivators? An examination of sports coaches", Physical Education and Sport Pedagogy, vol. 17(1), pp. 21-35 (in English).

10. (2016). Profesijna fizkul'turna osvita ikul'tura fahivcja: Robocha navchal'na programa dlja special'nostej 014 "Fizichne vihovannja", 017 "Fizichna kultura i sport" (galuz' znan': 01 "Osvita", rivni vishhoïosviti "bakalavr", "magistr"), Ministerstvo osviti i nauki Ukraïni, Sums'kij derzhavnij pedagogichnij universitet imeni A. S. Makarenka;[rozrobn. IvanijI.V.], SumDPU imeni A. S. Makarenka, Sumi, 82 p. (in Ukrainian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «<Концепт»

Поступила в редакцию Received 05.10.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.10.16

Принята к публикации Accepted for publication 10.10.16 Опубликована Published 30.12.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Иваний И. В., 2016

www.e-koncept.ru

977230412016612

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.