Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ЭТАПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ЭТАПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / PERFORMANCE OF THE FUTURE BACHELOR / PEDAGOGICAL MECHANISMS / STAGES OF FORMATION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юферев Сергей Сергеевич

Исполнительность будущего бакалавра представляет собой социально-профессиональное качество, формирование и проявление которого осуществляется в процессе создания организационно-педагогических условий. Данные организационно-педагогические условия реализуются поэтапно: от ориентировочного этапа к организационному и далее к проектировочному. В качестве основных механизмов определены: «ознакомление», «подкрепление», «самоопределение», которые запускают и поддерживают процесс формирования исполнительности будущего бакалавра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юферев Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS, STAGES AND MECHANISMS FOR FORMING THE FULFILLMENT OF THE FUTURE BACHELOR

The performance of the future bachelor is a social and professional quality, the formation and manifestation of which is carried out in the process of creating organizational and pedagogical conditions. These organizational and pedagogical conditions are implemented in some stages: from the indicative stage to the organizational and then to the design. The main mechanisms are defined as: "orientation", "reinforcement", "self-determination", which start and support the process of formation of the future bachelor's performance.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ЭТАПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА»

следственных связей. Слабая вариативность и осмысленность приобретенных практических представлений о предметах и явлениях не позволяет перенести их на новые условия решения задач, оперировать ими в уме. Недостаток слухового восприятия отрицательно влияет на формирование речи и ее абстрактной и обобщающей функции, накоплении словаря. Приведенные данные показывают недостатки обучения детей с нарушениями слуха, когда организация обследования и наблюдения за предметами и явлениями не связана с речевым материалом, который отражет определение причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

Данные экспериментального исследования показали, что дошкольники с нарушением слуха имеют недостаточность уровня сформированности способности устанавливать причинно-следственные связи между событиями, что может негативно сказаться в дальнейшем на их школьном обучении, т.к. данная способность является обще-интеллектуальным умением и необходима при изучении практически всех школьных предметов «Математика», «Окружающий мир», «Литературное чтение». Это доказывает и подчеркивает необходимость организации специальной коррекционной помощи в дошкольный период, направленной на формирование понимания причинно-следственных связей на всех уровнях познавательной деятельности, с одновременным созданием специальных педагогических условий для развития самостоятельной познавательной и речевой деятельности детей с нарушением слуха со стороны педагогов и родителей.

Литература:

1. Головчиц Л.А. Развитие речи слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении. // жур. «Дефектология», - 1996, - № 4. - С. 15-21.

2. Григорьева Т.А. О развитии причинно-следственного мышления глухих школьников. // жур. «Дефектология» - 1973, - № 4. - С. 24-30.

3. Люблинская А.А. Причинное мышление в действии. // «Известия АПН РСФСР» вып. 17, - 1948. -С. 1-43.

4. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: «Педагогика», - 1978.

5. Обухова Т.И. Развитие наглядных форм мышления у глухих детей дошкольного возраста в процессе овладения действиями с предметами-орудиями. Автореферат канд. дисс... Минск 1983. - С. 17.

6. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: «Просвещение», - 1977.

7. Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха. // жур. «Дефектология», - 1997, - № 4. - С. 42-50.

8. Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников // жур. «Дефектология» 1994. - № 5. - с. 62-67.

9. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М.: «Педагогика» 1988. - Стр. 142.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и экологии человека Юферев Сергей Сергеевич

Красноярский государственный агарный университет (г. Красноярск)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ЭТАПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА

Аннотация. Исполнительность будущего бакалавра представляет собой социально-профессиональное качество, формирование и проявление которого осуществляется в процессе создания организационно-педагогических условий. Данные организационно-педагогические условия реализуются поэтапно: от ориентировочного этапа к организационному и далее к проектировочному. В качестве основных механизмов определены: «ознакомление», «подкрепление», «самоопределение», которые запускают и поддерживают процесс формирования исполнительности будущего бакалавра.

Ключевые слова: исполнительность будущего бакалавра, педагогические механизмы, этапы формирования, организационно-педагогические условия, образовательное пространство вуза.

Annotation. The performance of the future bachelor is a social and professional quality, the formation and manifestation of which is carried out in the process of creating organizational and pedagogical conditions. These organizational and pedagogical conditions are implemented in some stages: from the indicative stage to the organizational and then to the design. The main mechanisms are defined as: "orientation", "reinforcement", "self-determination", which start and support the process of formation of the future bachelor's performance.

Keywords: performance of the future bachelor, pedagogical mechanisms, stages of formation, organizational and pedagogical conditions, educational space of the University.

Введение. Стратегическая политика Российской Федерации в области научно-технологического развития ориентирована в последнее десятилетие на первенство в исследованиях и разработках, на высокий темп освоения новых знаний и создания инновационной продукции, что является определяющим для конкурентоспособности национальной экономики и национальной стратегии безопасности [10]. Требования работодателей к сотрудникам все более смещаются в направлении отбора претендентов на должности с учетом деловых качеств, их исполнительности. В данном случае речь идет о работнике, исполнительность которого сочетается с решительностью, согласованностью, изобретательностью и продуктивностью, что повышает производительность труда и результативность выполнения поставленной задачи. Особая миссия в стратегической политике государства возлагается на образовательные организации, которые в своей деятельности реализуют новации, направленные на формирование обучающихся, для которых присущи качества, определяющие их готовность к успешному построению профессиональной карьеры и достижению высоких результатов в избранной трудовой деятельности.

Одной из актуальных задач высшей школы является формирование у будущих бакалавров такого социально-профессионального качества как исполнительность. Анализ научной литературы показал, что решение данной задачи в педагогическом контексте не нашло широкого освещения. Это определяет актуальность выявления результативных организационно-педагогических условий, которые в единстве

представляют педагогическое обеспечение формирования исполнительности будущего бакалавра в образовательном пространстве вуза.

Цель и задача статьи состоит в том, чтобы охарактеризовать организационно-педагогические условия формирования исполнительности будущего бакалавра и показать возможность их реализации в образовательном пространстве вуза.

В статье распредмечена идея об особенностях формирования исполнительности будущего бакалавра, через описание этапов и механизмов реализации данного процесса в образовательном пространстве высшей школы, что определяет новизну данной статьи.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время во всех сферах экономики все более востребованными становятся сотрудники, характеризующиеся лидерскими качествами в совокупности с высоким уровнем исполнительности. Трудно представить лидера, для которого исполнительность не является ключевой характеристикой. К настоящему моменту в научном сообществе сложились различные точки зрения на исполнительность, что указывает на интерес к данной проблеме (В.С. Безрукова, А.Л. Журавлев, В.П. Прядеин и другие). Исполнительность связывается В.П. Прядеиным с подчинением субъекта требованиям и командам других лиц [3]. Иной точки зрения придерживается В.С. Безрукова, для которой исполнительность выступает в качестве нравственно-этического качества личности и характеризуется как готовность и способность в соответствии с инструкцией, предписанием, просьбой качественно исполнить поручение, поставленную задачу [1]. Отметим, что нами также исполнительность определяется как качество, которое отражает готовность и способность человека активно действовать в различных социально-профессиональных ситуациях с ориентацией на заданный результат, реализуя при этом свой потенциал. Данная позиция отражает непротиворечивость формирования исполнительности как одного из важнейших качеств лидера. Данное качество обладает динамическими признаками, то есть «накапливается», формируется в специально созданных условиях.

Далее обратимся к понятию «формирование исполнительности будущего бакалавра». В работах Л.А. Барановской, В.С. Безруковой, В.В. Игнатовой, В.И. Слободчикова и других ученых раскрывается сущность и содержание понятия формирование, что позволяет формирование исполнительности будущего бакалавра трактовать как специально-организованный педагогический процесс, предполагающий освоение будущим бакалавром социально-профессиональных знаний, умений, норм и правил, определяющих значимость собственных исполнительских действий, способность сопоставлять их с действиями других исполнителей, создавать психологический комфорт для осуществления деятельности в команде.

В процессе формирования исполнительности у будущего бакалавра складываются представления о качествах, которые будут востребованы в таких видах деятельности как: производственно-технологическая, научно-исследовательская, проектная организационно-управленческая. Данные виды деятельности являются тем пространством, где усваиваются образцы исполнительности, осуществляются практические пробы исполнения поручений, специальных заданий [8]. Если исходить из того, что формирование исполнительности будущего бакалавра - это организованный педагогический процесс, то необходимо определить условия организационного характера, которые будут способствовать его результативности. Организационно-педагогические условия - это обстоятельства которые определяют результативность осуществления процесса формирования исполнительности будущего бакалавра, в то время как формы, методы, приемы и средства обеспечивают реализацию условий, тем самым обусловливают достижение цели и упорядочивают педагогические действия в контексте их влияния на формирование исполнительности личности.

Анализ теоретических и практических аспектов формирования исполнительности будущего бакалавра в образовательном пространстве вуза позволил определить в качестве условий: ориентирование будущего бакалавра на исполнительность как социально-профессиональное качество; организация образовательного пространства формирования исполнительности будущего бакалавра; проектирование будущим бакалавром индивидуальной траектории развития исполнительности. Данные организационно-педагогические условия реализуются поэтапно: от ориентировочного этапа к организационному и далее к проектировочному. Каждому этапу соответствует педагогический механизм: «ознакомление», «подкрепление», «самоопределение», которые запускают и поддерживают процесс формирования исполнительности будущего бакалавра. Условия, этапы и механизмы отражены в разработанной модели формирования исполнительности будущего бакалавра в образовательном пространстве вуза, представленной на рисунке 1.

- ориентирование будущего бакалавра на исполнительность как социально-профессиональное качество;

- организация образовательного пространства исполнительности будущего бакалавра;

- проектирование будущим бакалавром индивидуальной траектории развития исполнительности;

механизм «ознакомление»;

механизм «подкрепление»;

механизм «самоопределение».

Рисунок 1. Модель формирования исполнительности будущего бакалавра в образовательном

пространстве вуза

Далее предлагаем краткое описание данной модели. Ученые рассматривают педагогические механизмы с разных ракурсов. Например, А.В. Напалков утверждает, что в любой научной области понятие механизм связывается с раскрытием сущности явления [6]. Е.И. Бойко подчеркивает, что механизм и процесс всегда взаимосвязаны и согласованы [Там же]. Механизм как совокупность элементов, обусловливающих порядок педагогической деятельности понимает Н.Л. Торгунской [5]. Механизм как особое устройство, согласно точке зрения Е.А. Шумиловой, обусловливает функционирование и развитие педагогического объекта [7]. Понятие механизм, по мнению Д.А. Коноплянского, используется для описания педагогических систем и процессов (формирование, воспитание, развитие и других) [2]. Таким образом многие ученые подчеркивают, что характеристики педагогических механизмов неоднородны, имеют разный уровень конкретизации, обобщения, описываются разные типы и виды. При этом выражается однозначная позиция на предмет научной и практической значимости осмысления педагогических механизмов, что можно отнести в полной мере к механизмам формирования исполнительности будущего бакалавра. В нашем понимании педагогический механизм формирования исполнительности будущего бакалавра - это функциональные действия, которые приводят к конкретному педагогическому результату - уровню сформированности исполнительности.

Обратимся к анализу педагогических механизмов и этапов в контексте их отражения при создании организационно-педагогических условий формирования исполнительности будущего бакалавра. Обратимся к педагогическому механизму «ознакомление», запуск которого обеспечивается реализацией организационно-педагогического условии «Ориентирование будущего бакалавра на исполнительность как социально-профессиональное качество». В психолого-педагогических справочных изданиях показано что «ориентирование» происходить от латинского «orient» что означает «определять». Родственные понятия с данным корнем используются для обозначения направления формирования и развития личности, ознакомления с основами чего-либо, принятия личностной установки другого. В научной педагогической литературе «ориентировать» понимается как «умение выбирать ориентир, средства для достижения поставленной цели». В нашем исследовании ознакомление рассматривается как механизм, способствующий осознанию будущим бакалавром значимости исполнительности для его дальнейшей профессиональной деятельности, посредством развертывания деятельностного компонента педагогического обеспечения. Механизм ознакомления «помогает» получить новое, нужное знание, понять практический смысл исполнительских действий, правильно избрать направление деятельности, нацелить будущего бакалавра на исполнительскую деятельность, которая является презентационной в контексте характеристики его как успешного деятеля [4]. Педагогические механизмы начинают «работать» при создании определенных условий.

Условие «Ориентирование будущего бакалавра на исполнительность как социально-профессиональное качество» связано с необходимостью уяснения будущим бакалавром сущности исполнительности, осознания значимости данного социально-профессионального качества. Для того чтобы запустить механизм ознакомления и реализовать ориентировочный этап в соответствии с основными педагогическими задачами, необходимы: разработка и реализация совокупности педагогических форм и средств, способствующих освоению будущим бакалавром информации об исполнительности и ее значимости, понимание результатов данной деятельности. В качестве средства ориентирования на исполнительность будущего бакалавра в образовательном пространстве вуза применяется разработанная рабочая тетрадь «Вы хороший исполнитель?», с авторским банком заданий: характеристика исполнительности; коллектив исполнителей; оценка состава исполнителей; определение типологии и основных характеристик исполнителя; написание рефлексивного эссе или короткого «speech»: афоризмы, оригинальные цитаты, изречения об исполнительности; описание ситуаций исполнительского характера из личного жизненного опыта, связанных с проявлением исполнительности будущего бакалавра.

Следующий этап формирования исполнительности будущего бакалавра, (организационный этап) реализуется через педагогический механизм «подкрепление» и отражен в реализации организационно-педагогического условия «Организация образовательного пространства формирования исполнительности будущего бакалавра». Педагогический механизм «подкрепление» направлен на «получение» нужного результата -исполнительности и трактуется как совокупность педагогических действий, направленных на реализацию системы педагогических мер в виде любого события, действия, стимула, положительного оценивания, положительной эмоциональной реакции и другого. Данный механизм проявляется в пространстве интерактивной деятельности, например, сотворческой, командной работе, информационно-поисковой деятельности и других. При этом организация данного этапа выражается через совокупность исполнительских действий, которые реализуются последовательно - от критического осмысления состояния педагогической реальности к выбору альтернативных вариантов ее преобразования, далее к конкретизации долгосрочных образовательных целей и задач и затем к разработке стратегического проекта, к контролю, коррекции педагогических действий и далее к оценке результатов исполненной работы [9. с. 181].

Основными задачами преподавателя вуза при реализации организационно-педагогического условия «Организация образовательного пространства формирования исполнительности будущего бакалавра» являются разработка и реализация цикловых творческих заданий, стимулирующих проявления исполнительности будущего бакалавра по основанию «работа в команде»: отношение к порученному делу «за» и «против»; командная ответственность за своевременное выполнение заданий; взаимодействие в процессе выполнения поручений. Педагогическими средствами, обеспечивающими реализацию данного организационно-педагогического условия, выступает серия творческих заданий, основанных на идеи ответственной зависимости.

Следующее условие организационно-педагогическое условие - «Проектирование будущим бакалавром индивидуальной траектории исполнительности», реализация которого связана с проектировочным этапом и с запускающим педагогическим механизмом «самоопределение». Отметим, что самоопределение в общем смысле понимается как процесс и результат выбора личностной позиции, в нашем случае выбора направления дальнейшего самопродвижения по индивидуальной траектории формирования исполнительности.

Организация данного условия предполагает разработку и внедрение педагогом в образовательный процесс педагогических средств, направленных на самоопределение и развитие исполнительности. В этой связи обозначены педагогические средства, активизирующие основные проявления исполнительности

будущего бакалавра в связи с индивидуальной траекторией формирования данного качества: использование различных видов игр, специальных ситуаций и метода проектов.

Выводы. Резюмируя выше изложенное отметим, что выявленные организационно-педагогические условия реализуются последовательно от этапа ориентирование к этапу организационному и далее к проектировочному. Каждый этап может охватывать многообразные виды деятельности, реализуемые через конкретные исполнительские действия (ориентировочного, организационного и проектировочного характера). Формирование исполнительности будущего бакалавра запускается организационно-педагогическими условиями через механизмы-этапы. Это означает, что каждому этапу соответствует организационно-педагогическое условие, которое запускает в действие конкретный механизм исполнительности. В качестве организационно-педагогических условий формирования исполнительности будущего бакалавра в образовательном пространстве вуза определенны: ориентирование будущего бакалавра на исполнительность как социально-профессиональное качество (соответствует этапу ориентирования); организация образовательного пространства формирования исполнительности будущего бакалавра (соответствует организационному этапу); проектирование будущим бакалавром индивидуальной траектории развития исполнительности (соответствует проектировочному этапу). К педагогическим механизмам, которые соответственно «запускаются» в процессе реализации каждого из условий отнесены: «ознакомление», «подкрепление», «самоопределение».

Литература:

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: Дом учителя, 2000. 937 с.

2. Коноплянский, Д.А. Механизмы реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза в условиях реформирования высшей школы / Д.А. Коноплянский // Известия волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - Вып. 8 (103). - С. 58-63.

3. Прядеин, В.П. Понятие ответственности, исполнительности, воли как объект психолого-педагогического исследования / В.П. Прядеин // Научный диалог. - 2012. - № 1. - С. 32-45.

4. Сапрыгина, С.А. Организационно-педагогические условия формирования нравственной ответственности будущего бакалавра в процессе профессионально-культурных практик / С.А. Сапрыгина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - 2016. - Вып. 51, ч. 5. - С. 386-392.

5. Торгунская, Н.Л. Условия и механизмы реализации педагогических инноваций в образовании. / Н.Л. Торгунская // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2007. № 32, т. 11. С. 400-403.

6. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебник для вузов / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов. Г.М. Майнулов. - Ин-т.: Психотерапия, 2005. - 490 с.

7. Шумилова, Е.А. Реализация механизмов формирования социально-коммуникативной компетентности в условиях педагогического вуза //Современная высшая школа: инновационный аспект. 2009. № 2. С. 18-24.

8. Yuferev, S.S. General validity of formation of future bachelor's / S.S.Yuferev, V.V. Ignatova, T.V. Furyaeva // The world of academia: culture, education. Rostov-on-Don, 2019. № 28 (7). P. 36-42.

9. Образ современного инженера: профессионально-личностное становление: коллективная монография / под.общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В.В. Игнатовой. - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. аграр. ун-т., 2017. - 274 с.

10. Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г., № 642. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/ (дата обращения 21.11.2019)

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); доктор экономических наук, профессор Лаврентьев Валентин Александрович Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); кандидат технических наук, директор Жбаков Евгений Борисович

Нижегородский институт (филиал)

АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ

ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

Аннотация. В статье раскрываются особенности влияния психологического климата на социально-трудовую среду в организациях. Раскрывается понятие «психологический климат». Проводится теоретическое исследование проблемы психологического климата. Рассматриваются этические правила взаимоотношения сотрудников в организации. Выделяются обязанности руководителя в соответствии с этическими нормами поведения. Рассматриваются методы изучения организационного климата. Обращается внимание на психологические особенности сотрудника по его взаимодействию в социально-трудовых среде. Определяются факторы, оказывающие воздействие на формирование благоприятного климата в коллективе. Авторами предложены рекомендации по улучшению социально-психологической среде организации.

Ключевые слова: сотрудники, психологический климат, социально-трудовые отношения, факторы, поведение, мораль.

Annotation. The article reveals the features of the influence of the psychological climate on the social and labor environment in organizations. The concept of "psychological climate" is revealed. A theoretical study of the problem of psychological climate. The ethical rules of the relationship of employees in the organization are considered. The responsibilities of the leader are identified in accordance with ethical standards of behavior. The methods of studying the organizational climate are considered. Attention is drawn to the psychological characteristics of the employee in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.