Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия допризывной подготовки в городе Симферополе в период Первой мировой войны'

Организационно-педагогические условия допризывной подготовки в городе Симферополе в период Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
допризывная подготовка / Симферополь / учебные заведения / военно-спортивный комитет / Первая мировая война / pre-conscription training / Simferopol / educational institutions / Military Sports Committee / World War I

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрей Викторович Мутьев

На основе анализа архивных документов рассматривается становление военно-физической подготовки к службе в армии в мужских учебных заведениях и спортивных обществах г. Симферополя в период с 1916 по 1917 г. Исследована деятельность Симферопольского военно-спортивного комитета, охватившего допризывной подготовкой учащихся двух старших классов всех учебных заведений Симферополя. Комитет достаточно эффективно решал вопросы организационно-педагогического и материального обеспечения системы допризывной подготовки, подготовив значительное количество инструкторов и молодых людей к службе в армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions of pre-conscription training in Simferopol during World War I

The article examines the formation of military-physical training for military service in men’s educational institutions and sports societies in Simferopol in the period from 1916 to 1917. General theoretical and general historical research methods were used. The database of research sources was made up of office documentation of male gymnasiums of the Crimea from the funds of the State Archive of the Republic of Crimea. It was revealed that the active introduction of pre-conscription training in the peninsula is connected with the formation and activities of the Simferopol Military Sports Committee. The director of a private men’s gymnasium, E.I. Svishchev, was elected head of the Simferopol Military Sports Committee. The Committee included representatives of educational institutions, local administrative authorities, sports societies, the military department, city and zemstvo institutions. The Simferopol Military Sports Committee covered pre-conscription training of students of two senior classes of all educational institutions of Simferopol and of a great number of young people in detachments under the Society for the Promotion of Physical Development and Sports. The Committee effectively solved the issues of organizational, pedagogical and material support of the pre-conscription training system. Despite of the short time of the Simferopol Military Sports Committee’s existence, it prepared and certified a significant number of instructors of pre-conscription training and young people for service in the army. Experienced officers who carried out pre-conscription training in accordance with a single program approved by the Ministry of War were involved in conducting classes. During the training period, young people mastered gymnastic exercises, climbing, walking and running, field gymnastics, drill and shooting training, theoretical information required for ordinary soldiers, and a number of applied sports. In addition to physical and military training, they actively participated in patriotic education with pre-conscripts, in shows, parades, charity gatherings, concerts, and other events held by the Simferopol Military Sports Committee. The February Revolution of 1917, due to the subsequent financial difficulties, stopped the activities of the Simferopol Military Sports Committee. It can be stated that the activities of the Simferopol Military Sports Committee led to a thorough training of recruits, teaching them tactical literacy, raising patriotic feelings and readiness to perform military service, has also became an example of cooperation between the military and educational spheres.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия допризывной подготовки в городе Симферополе в период Первой мировой войны»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 495. С. 171-178 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 495. рр. 171-178

Научная статья УДК 355.233.11 doi: 10.17223/15617793/495/16

Организационно-педагогические условия допризывной подготовки в городе Симферополе в период Первой мировой войны

Андрей Викторович Мутьев1

1 Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь, Россия

dsport76@mail. т

Аннотация. На основе анализа архивных документов рассматривается становление военно-физической подготовки к службе в армии в мужских учебных заведениях и спортивных обществах г. Симферополя в период с 1916 по 1917 г. Исследована деятельность Симферопольского военно-спортивного комитета, охватившего допризывной подготовкой учащихся двух старших классов всех учебных заведений Симферополя. Комитет достаточно эффективно решал вопросы организационно-педагогического и материального обеспечения системы допризывной подготовки, подготовив значительное количество инструкторов и молодых людей к службе в армии.

Ключевые слова: допризывная подготовка, Симферополь, учебные заведения, военно-спортивный комитет, Первая мировая война

Для цитирования: Мутьев А.В. Организационно-педагогические условия допризывной подготовки в городе Симферополе в период Первой мировой войны // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 495. С. 171-178. аог 10.17223/15617793/495/16

Original article

doi: 10.17223/15617793/495/16

Organizational and pedagogical conditions of pre-conscription training in Simferopol during World War I

Andrey V. Mutiyev1

1 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation,

dsport76@mail. ru

Abstract. The article examines the formation of military-physical training for military service in men's educational institutions and sports societies in Simferopol in the period from 1916 to 1917. General theoretical and general historical research methods were used. The database of research sources was made up of office documentation of male gymnasiums of the Crimea from the funds of the State Archive of the Republic of Crimea. It was revealed that the active introduction of pre-conscription training in the peninsula is connected with the formation and activities of the Simferopol Military Sports Committee. The director of a private men's gymnasium, E.I. Svishchev, was elected head of the Simferopol Military Sports Committee. The Committee included representatives of educational institutions, local administrative authorities, sports societies, the military department, city and zemstvo institutions. The Simferopol Military Sports Committee covered pre-conscription training of students of two senior classes of all educational institutions of Simferopol and of a great number of young people in detachments under the Society for the Promotion of Physical Development and Sports. The Committee effectively solved the issues of organizational, pedagogical and material support of the pre-conscription training system. Despite of the short time of the Simferopol Military Sports Committee's existence, it prepared and certified a significant number of instructors of pre-conscription training and young people for service in the army. Experienced officers who carried out pre-conscription training in accordance with a single program approved by the Ministry of War were involved in conducting classes. During the training period, young people mastered gymnastic exercises, climbing, walking and running, field gymnastics, drill and shooting training, theoretical information required for ordinary soldiers, and a number of applied sports. In addition to physical and military training, they actively participated in patriotic education with pre-conscripts, in shows, parades, charity gatherings, concerts, and other events held by the Simferopol Military Sports Committee. The February Revolution of 1917, due to the subsequent financial difficulties, stopped the activities of the Simferopol Military Sports Committee. It can be stated that the activities of the Simferopol Military Sports Committee led to a thorough training of recruits, teaching them tactical literacy, raising patriotic feelings and readiness to perform military service, has also became an example of cooperation between the military and educational spheres.

Keywords: pre-conscription training, Simferopol, educational institutions, Military Sports Committee, World War I

© Мутьев А.В., 2023

For citation: Mutiyev, A.V. (2023) Organizational and pedagogical conditions of pre-conscription training in Simferopol during World War I. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 495. pp. 171-178. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/495/16

Актуальность

Создание эффективной системы допризывной подготовки молодежи к службе в армии и защите отечества являлось чрезвычайно важной проблемой во все времена, представляя как научный, так и практический интерес. Весьма актуальными остаются вопросы исследования исторических аспектов возникновения и становления процесса военно-физической подготовки лиц допризывного возраста в нашей стране. Наиболее эффективным путем внедрения такой системы, несомненно, было введение элементов допризывной подготовки в процесс работы учебных заведений. Уже с 60-х гг. XIX в. в гражданских учебных заведениях Российской империи вводятся элементы подготовки к службе в армии в виде преподавания военизированной гимнастики под руководством отставных офицеров, однако к концу 90-х гг. XIX в. - началу ХХ в. она была вытеснена или дополнена более прогрессивными шведской и чешской (сокольской) системами гимнастики. После трагических поражений в войне 1904-1905 гг. Николай II высказал Высочайшее пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике в целях физического развития молодежи и подготовки ее к военной службе. Это отразилось в появлении с 1909 г. в ученической среде «потешных» отрядов, которые занимались военным строем, хоровым пением военных песен, военной гимнастикой, ружейными приемами и другими специальными военными дисциплинами под руководством отставных, а иногда и действующих офицеров [1. С. 430]. Крымские учебные заведения в гг. Симферополе, Евпатории, Феодосии, Севастополе активно присоединились к этому движению. В частности, в Симферопольской частной гимназии, учрежденной М. А. Свищевым, гимназисты под руководством отставного офицера изучали строевые, боевые, снарядовые, групповые и массовые упражнения. Они приняли участие в Высочайшем смотре «потешных» 1912 г., а император Николай II, осматривая гимназию еще в июле 1911 г., отмечал «блестящие результаты обучения детей военному строю и гимнастическим занятиям... бодрый и здоровый вид юных отрядов, вполне усвоивших военную дисциплину». На смотрах в Одессе и Москве принимали участие ученики Евпаторийской мужской гимназии, а осенью 1912 г. гимназия получила информацию, что государь император благодарил участников «за образцовую организацию команд "потешных"» [2. С. 82].

Следующим мощным толчком к созданию эффективной системы допризывной подготовки послужило начало Первой мировой войны и связанные с ней мобилизации в армию, проводимые в Российской империи. Массовые потери на фронтах в 1914 и 1915 гг.,

остро поставили вопрос о допризывной подготовке населения и пополнении войск подготовленными кадрами. Значительное количество призывников поступало прямо из гимназической среды, часто не имея представления о военном деле. Такое положение дел ставило перед военным командованием задачи допризывной подготовки учащейся молодежи и лиц, подлежащих призыву в армию [3. С. 7].

В последнее время организация допризывной подготовки в учебных заведениях Российской империи в период Первой мировой войны все чаще становится предметом изучения в работах современных исследователей. Так, в ряде научных статей, посвященных «мобилизации спорта» и деятельности военно-спортивных комитетов в 1915-1917 гг., достаточно подробно исследовано введение допризывной подготовки в ряде губерний Российской империи: Псковской [4], Вятской [5], Томской [6], Тобольской [7], южных губерниях Украины [8] и др. В то же время информация о военно-физической подготовке в источниках, исследующих организацию учебного процесса в крымских учебных заведениях, представлена лишь фрагментарно в работах Л.Л. Никифоровой [9], Е.В. Новиковой [10], А.А. Шеляговой [11].

Необходимость восполнения сведений о постановке военно-физической подготовки к службе в армии на территории Крыма определила основную цель данной работы: рассмотреть организационные особенности реализации и эффективность допризывной подготовки молодежи г. Симферополя в период Первой мировой войны. Были использованы общетеоретические и общеисторические методы исследования. Базу источников исследования составила делопроизводственная документация мужских гимназий Крыма из фондов Государственного архива Республики Крым (ГАРК).

Результаты и обсуждение

С самого начала Первой мировой войны царское правительство озаботилось подготовкой молодых людей допризывного и призывного возраста к службе в армии, что выражалось в рекомендациях учебным заведениям всячески поощрять патриотические настроения учащихся, вводить занятия по военному строю и стрельбе. Летом 1914 г. крымские учебные заведения получили циркуляр попечителя Одесского учебного округа от 25.07.1914 за № 24532/5700 на имя начальствующих в учебных заведениях Одесского учебного округа, директоров и инспекторов народных училищ, где среди прочего значилось: «...VII. Начальствующие и учащие должны всячески поддерживать среди учащихся, особенно старших классов, бодрость и мужество, возбуждая в них самые пламенные чувства преданности государю, любви к родине и армии; о мерах

для чего предпринятых, мне сообщается. VIII. К желанию учащихся поступать, в силу Высочайше утвержденных 12 июля 1914 года правил, охотниками и вольноопределяющимися на военную службу относится полной серьезностью и особой отзывчивостью, сообщая мне фамилии таковых добровольцев. Занятия в мужских учебных заведениях военным строем и, где возможно, учебною стрельбою должны проводится усиленным образом, при максимальном числе недельных часов» [12. Л. 193-194].

В соответствии с письмом главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения России генерала-майора В.Н. Воейкова за № 2691 от 25.12.1915 г. на имя министра народного просвещения Графа Павла Николаевича Игнатьева, где была изложена просьба о предоставлении представителей учебных округов от каждого города для участия в работе военно-спортивных комитетов, Министерство народного просвещения издало соответствующее распоряжение за № 1289/224 от 14.01.1916 г. с пометкой «срочно», разослав его по учебным округам. Попечитель Одесского учебного округа во исполнении данного распоряжения назначил председателя Комитета начальников средних учебных заведений г. Симферополя, директора Симферопольской казенной мужской гимназии Семена Федоровича Коропачинского представителем в местный военно-спортивный комитет и просил его об этом поставить в известность начальников местных учебных заведений, а также о проделанной работе доложить в управление учебного округа. Вместе с этим Попечитель Одесского учебного округа просил «начальников мужских учебных заведений (образовательных и специальных) принять все меры к тому, чтобы при существующих условиях занятия спортом и военной гимнастикой (строем), особенно в двух старших классах, поставлены были с надлежащим вниманием и продуктивностью, для чего рекомендую начальникам этих учебных заведений объединится в отношении приглашения инструкторов, установки общих занятий (особенно при наступлении хорошей погоды) и других мер, могущих улучшить занятия по этим предметам...» [13. Л. 3].

Циркуляр попечителя Одесского учебного округа за № 1523 от 18.01.1916 г., опираясь на «Положение о мобилизации спорта», утвержденное 8 декабря 1915 г. императором Николаем II, предписывал начальникам учебных заведений незамедлительно озаботиться устройством не местах военно-спортивных комитетов, в «коих они должны принять непосредственное участие с приглашением преподавателей военного строя». Вместе с этим Министерство народного просвещения входило во взаимодействие с Военным министерством по командированию лиц военного звания для преподавания военного строя в учебных заведениях Министерства народного просвещения. Также было решено учредить в военном округе краткосрочные курсы для подготовки преподавателей военного строя, с тем чтобы окончившие эти курсы лица могли быть командированы в качестве учителей военного строя в учебные заведения Министерства народного просвещения.

Этим документом вводились изменения в учебный процесс второго полугодия 1915/1916 учебного года. В

двух старших классах надлежало ввести преподавание военного строя по программе, утвержденной Военным министерством. Для этого выделялось 3 недельных учебных часа, отведенных на гимнастику, разбив их на 2 занятия в неделю, и отдельно проводить занятие по воскресеньям. В течение зимы рекомендовалось проводить лишь те занятия, которые не требовали большого помещения, отложив остальные до весны, когда можно будет заниматься на воздухе.

Выпуски старших классов средних учебных заведений (8-х классов гимназий и 7-х классов реальных училищ) освобождались от выпускных экзаменов. Означенные экзамены в этих классах были заменены ежемесячными репетициями в течение остающегося полугодия. Этим ученикам следовало выдать аттестаты на основании годовых отметок. Учебные занятия должны были быть закончены как обычно, в конце апреля, а время, предназначенное для экзаменов, до 1 июня отводилось исключительно на занятия военным строем с установлением количества занятий, необходимого для выполнения прилагаемой программы. Занятия военным строем в 7-м классе гимназий и 6-м классе реальных училищ не должны были нарушить привычного хода учебных занятий во все время второго учебного полугодия, поскольку учащиеся этих классов должны были продолжить выполнение программы в течение будущего учебного года [13. Л. 8].

21 января 1916 г. С.Ф. Коропачинский уведомил об этих предписаниях руководителей учебных заведений Симферополя [13. Л. 9] и пригласил их 26 января 1916 г. на заседание Комитета начальников средних учебных заведений г. Симферополя для создания Симферопольского военно-спортивного комитета. В этот день, под председательством директора Симферопольской гимназии Александра I Благословенного С.Ф. Ко-ропачинского и в присутствии директора народных училищ Таврической губернии С.Д. Маргаритова, директора реального училища императора Николая II В.Д. Георгиева, директоров частных мужских гимназий М.А. Волощенко и Е.И. Свищева, инспектора народных училищ симферопольского района И.И. Федорова, инспектора татарской учительской школы В.О. Филоненко, инспектора высшего начального училища Г.С. Узуна, врача И.И. Казаса при участии коменданта г. Симферополя и командиров 32, 33 и 34 пехотных запасных батальонов [13. Л. 45], было решено организовать Симферопольский военно-спортивный комитет и немедленно во всех средних учебных заведениях Симферополя начать допризывную подготовку воспитанников двух старших классов. Для этого приглашались преподаватели военного строя из числа офицеров местного гарнизона, рекомендованные комендантом города. Планировалось также привлечь к делу допризывного обучения учащихся учебных заведений других ведомств [13. Л. 45 об.]. В состав Симферопольского военно-спортивного комитета решили включить представителей от Таврического губернатора и Симферопольского гарнизона.

В течение марта и апреля 1916 г. происходит формирование состава Симферопольского военно-спортивного комитета. В итоге в члены Симферопольского

военно-спортивного комитета были делегированы: от Таврического губернатора - симферопольский полицмейстер ротмистр Г.И. Соколов, от Министерства торговли и промышленности - директор Симферопольского коммерческого училища Н.Г. Мутафи, от симферопольского гарнизона - подполковник 43-й пехотной запасной батареи П.С. Якубович [13. Л. 21а, 22, 24]. От Общества содействия физическому развитию и спорту при Симферопольской гимназии, учрежденной Е.И. Свищевым, были делегированы четыре представителя: председатель общества, коллежский советник Е.И. Свищев, член правления полковник П.П. Нечегин, учитель гимназии А.М. Лабунский и гражданин Н. Лебедев [13. Л. 23, 29]. От Крымского отделения Императорского общества охоты в комитет вошел Э.В. Вагнер [12. Л. 33].

Учредительное собрание военно-спортивного комитета в Симферополе состоялось 1 мая 1916 г. В его протоколе значилось, что члены Симферопольского военно-спортивного комитета под председательством члена комитета действительного статского советника С.Ф. Коропачинского путем закрытой баллотировки избрали председателем Симферопольского военно-спортивного комитета коллежского советника Е.И. Свищева, председателя «Общества содействия физическому развитию и спорту при гимназии, учрежденной Е.И. Свищевым». За его кандидатуру было подано 6 голосов, при одном голосе против. В товарищи председателя избраны большинством голосов (семью) ротмистр Георгий Иванович Соколов и подполковник Петр Сергеевич Якубович [13. Л. 67].

Первое заседание Симферопольского военно -спортивного комитета состоялось 13 мая 1916 г. Оно началось с выражения признательности директору Симферопольской гимназии Александра I Благословенного С.Ф. Коропачинскому за «понесенный им подготовительный труд по организации комитета». Также там обсуждалось создание испытательных комиссий комитета для проведения экзаменов по допризывной подготовке. Было решено от Симферопольского военно-спортивного комитета делегировать в испытательную комиссию П.С. Якубовича.

Для нужд допризывной подготовки еще в конце января 1916 г. было отправлено ходатайство попечителю Одесского учебного округа об отпуске в распоряжение симферопольских средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения 215 шт. 4,2-мм винтовок системы «Бердана» пехотного образца для обучения военному строю и 8 -мм и 3-мм драгунских винтовок для стрельбы дробинами [13. Л. 45 об.]. В ответ на него был получен ответ из Одесского учебного округа о том, что Одесское артиллерийское управление сделало распоряжение о высылке Симферопольской гимназии имени Александра I - 115 винтовок «Бердана» и 5- и 3-линейных винтовок для обучения молодых людей при Симферопольском военно-спортивном комитете. За неимением свободных ружей большего числа выслать не представлялось возможным. При этом рассматривалась возможность еще «доотпустить» необходимое

оружие в будущем. Артиллерийское управление просило сообщить о количестве учащихся в Симферополе при военно-спортивном комитете для правильного распределения винтовок и необходимого количества патронов для практики [13. Л. 35]. Такие данные были собраны и отправлены в Одесское окружное артиллерийское управление. Согласно поданным сведениям на 21 апреля 1916 г. в Симферопольском военно-спортивном комитете обучались 130 учеников местных средних учебных заведений:

- в Симферопольской гимназии Александра I Благословенного - 45 чел.;

- Симферопольском реальном училище им. Николая II - 27 чел.;

- Симферопольской частной гимназии, учрежденной М.А. Волощенко, - 16 чел.;

- Симферопольской частной гимназии, учрежденной Е.И. Свищевым, - 19 чел;

- Симферопольском коммерческом училище -13 чел.;

- Симферопольской татарской учительской школе - 10 чел.

Для практической стрельбы было запрошено 500 патронов к винтовке «Бердана», 6 000 патронов к 3-линейной винтовке. Для учебной стрельбы - 10 000 патронов с уменьшенным зарядом [13. Л. 52].

В итоге запрос не был удовлетворен полностью и было выслано 500 патронов 4,2 -мм к винтовке «Бер-дана», 1 200 патронов к 3 -линейной винтовке. Для учебной стрельбы - 2 600 патронов с уменьшенным зарядом [13. Л. 54]. Полученное оружие и боеприпасы были получены и распределены среди учебных заведений города по 28 патронов на каждого ученика с уменьшенным зарядом и по 13 боевых, 500 патронов для берданок переданы гимназии Е. Свищева. Для успешного обучения воспитанников выпускных классов стрельбе на заседании Симферопольского военно-спортивного комитета было решено обратиться к начальнику бригады с просьбой в установленные дни стрельбы обеспечить надлежащее оцепление [14. Л. 27, 28]. В дальнейшей работе комитет регулярно обращался в Одесское артиллерийское управление с просьбами о выделении винтовок и боеприпасов к ним. Так, 28 ноября 1916 г. было запрошено 4 трехлинейных винтовки, 20 винтовок «Бер-дана», 4 000 патронов с уменьшенным зарядом и 400 боевых [14. Л. 52]. Однако из-за отсутствия на военных складах достаточного количества боеприпасов такие запросы не удовлетворялись в полной мере. Последний ответ из Одесского артиллерийского управления последовал в начале 1917 г., в нем предлагалось 10 000 капсюлей для стрельбы дробинами для винтовок и 4 500 патронов к револьверу Нагана (уже за деньги) [14. Л. 123].

3 апреля 1916 г. в 8 часов вечера состоялось собрание учителей военного строя средних учебных заведений г. Симферополя для совместного обсуждения вопросов о программе занятий строем в связи с предстоящими в конце мая испытаниями для выпускников старших классов [13. Л. 48]. Выработанная программа курса допризывной подготовки, которая была «во всем

согласна» с Руководством, изданным главнонаблюда-ющим за физическим развитием народонаселения России, была одобрена на заседании Симферопольского военно-спортивного комитета 20 мая 1916 г. [14. Л. 29]. В программу занятий были включены такие разделы Руководства о «Мобилизации спорта», как гимнастика, лазание, ходьба и бег, полевая гимнастика, строевая подготовка, теоретические сведения, обязательные для рядовых, и стрелковая подготовка.

На имя С.Ф. Коропачинского регулярно поступали запросы из других учебных заведений Одесского учебного округа с просьбами дать информацию о том, создан ли военно-спортивный комитет в Симферополе, где он находится, из кого состоит и возможностях приписки этих заведений к нему. Такие письма были получены из Керченской Александровской мужской гимназии, Армяно-Базарской протогимназии, Карасуба-зарской мужской гимназии, Мелитопольского реального училища, Старо-Крымского высшего начального училища [13. Л. 12, 20, 21, 25]. В результате к Симферопольскому военно-спортивному комитету были приписаны Армяно-Базарская протогимназия, Карасуба-зарская мужская гимназия и Мелитопольское реальное училище (до создания военно-спортивного комитета в г. Мелитополе). Остальным учебным заведениям было рекомендовано приписаться к другим ближайшим комитетам.

Циркуляр попечителя Одесского учебного округа П. Соковнина от 11 мая 1916 г. за № 13205 «О допризывной подготовке» разъяснял, что допризывную подготовку должны пройти все ученики старших классов старше 16 лет. Иностранные подданные невоюющих с Россией стран также могли быть допущены к допризывной подготовке, с разрешения их родителей. Имеющие физические недостатки или иные весьма уважительные причины и лишенные возможности заниматься допризывной подготовкой могли быть освобождены от физических упражнений полностью или от части программы, смотря «по свойству недостатка», на основании заключения гимназического врача. Но желательно было полностью пройти теоретическую подготовку. Выдача аттестатов и выходных свидетельств должна быть приурочена ко времени выдачи удостоверений и установлена ст. 4 положения о «Мобилизации спорта» после испытаний в комиссии военно-спортивного комитета. Вознаграждение за допризывную подготовку через организации получали через военно-спортивные комитеты. За каждого успешно сдавшего испытания в комиссии организация, готовившая допризывников, получала 20 руб., за получившего наименование инструктора - 50 руб. Работа инструкторов вознаграждалась за счет источников, из которых обычно оплачивались уроки гимнастики [13. Л. 62].

С 24-го, 26-го и 27-го мая 1916 г. прошли первые экзаменационные испытания в «Особой испытательной комиссии Симферопольского военно-спортивного комитета» под председательством подполковника П.С. Якубовича, в которую вошли от военного ведомства капитан Г.М. Косаговский и поручик К.Ф. Олейников, в присутствии председателя Симферопольского

военно-спортивного комитета Е.И. Свищева и секретаря Н. Лебедева. В итоге успешно выдержали испытание 106 юношей, которые, согласно докладу испытательной комиссии, произвели отличное впечатление и показали как прекрасную военную выправку, так и знания гарнизонной и военной службы. Результаты были представлены в Канцелярию главнонаблюдающего за физическим развитием в России генерала-майора Воейкова вместе с просьбой «ассигновать 2 120 руб. для окончательного расчета за успешно выдержавших экзамены» с организациями, которые обеспечили подготовку учащихся [14. Л. 30].

Летом 1916 г. на заседаниях Симферопольского военно-спортивного комитета обсуждались организационные вопросы допризывной подготовки в Симферополе. В первую очередь это были вопросы увеличения числа занимающихся допризывной подготовкой. В летний период, в связи с отъездом молодежи из города на полевые работы, подготовку проходили всего 5 человек [14. Л. 34]. К 1 сентября 1916 г. на курсах допризывных, согласно докладу Е.И. Свищева, было уже свыше 100 человек. В целях улучшения подготовки учащихся и воспитания в них патриотических чувств преподавателю А.А. Преображенскому было поручено провести лекции по истории, а врачу Г.И. Русину - занятия по оказанию первой помощи. Для проходящих курс допризывной подготовки было решено заказать единообразную форму: малинового цвета гимнастерку, синие шаровары с малиновым кантом, синие гетры и шапочку древнерусского образца из синего сукна с малиновым верхом и таким же кантом. В целях дальнейшего привлечения молодежи к занятиям в отрядах допризывников было решено, кроме помещения в местных газетах и журналах, расклеить воззвания на окраинах Симферополя и в вагонах электрического трамвая, в праздничные и воскресные дни на базарах и на городских площадях раздавать народу «летучки» с воззванием комитета, просить симферопольского исправника оповестить о задачах мобилизации спорта население уезда путем чтения на сходах обращений комитета и расклейки их на видных местах в деревнях и селах. Предлагалось выставить художественные плакаты, нарисованные преподавателями рисования П.И. Крестианополем и А.О. Федоровым, в витринах магазинов и в окнах учреждений, просить начальников правительственных и общественных учреждений рекомендовать служащим допризывного возраста записываться в отряды комитета. Согласно статье 16 «Положения о мобилизации спорта» и в целях объединения действий всех организаций Симферополя, ведущих допризывную подготовку, было решено 11 сентября 1916 г. провести общий молебен на соборной площади, после чего устроить парад в присутствии Таврического губернатора Н.А. Княжевича, командира городского полка Шварцмана, начальника гарнизона генерала-майора Радовского, вице-губернатора С.В. Горчакова, командиров запасных батальонов и отставных генералов, проживающих в Симферополе. Однако ввиду плохой погоды мероприятия были перенесены на 18 сентября [14. Л. 35-39].

Несмотря на некоторые трудности, связанные с недостаточной подготовленностью ряда средних учебных заведений [14. Л. 36], 18 сентября 1916 г. в кафедральном Александро-Невском соборе в Симферополе состоялось молебствие, после чего был устроен на площади парад-смотр учащейся молодежи под командованием капитана Козинцева. Таврический губернатор генерал Княжевич выразил благодарность Е.И. Свищеву и капитану Козинцеву [15. С. 3]. В этот же день была проведена лотерея-аллегри, спектакль и концерт, чистый доход от которых составил 1 155 руб. 22 коп. На вырученные деньги было решено построить гимнастический городок, оплатить счета на обмундирование допризывников, приобрести подметный материал и бесплатно раздать допризывникам, устроить электрическое освещение во дворах для занятий допризывной подготовкой в вечернее время [14. Л. 40]. Кроме этого, 26 ноября 1916 г. более 150 учащихся военно-спортивного комитета под командованием инструктора Ф.В. Суржко приняли участие в параде и кружечном сборе в пользу Георгиевских кавалеров в г. Симферополе [14. Л. 50].

Циркуляр попечителя Одесского учебного округа от 10.10.1916 г. за № 37133 отмечал успешность занятий по допризывной подготовке учеников старших классов средних учебных заведений в 1915/1916 учеб-

Активная деятельность Симферопольского военно-спортивного комитета привлекла в ряды отрядов допризывников значительное количество молодых людей. Так, в октябре-ноябре 1916 г. под наблюдением комитета занимались 465 лиц [14. Л. 52]. В качестве инструкторов в г. Симферополе работали отставные и действующие офицеры: капитаны Козинцев, Косаговский, Суржко, Ковалев, поручики Олейников, Баев, Харитонов. Им в помощь выделялись помощники из нижних чинов. Для проведения занятий в приписанных к Симферопольскому военно-

ном году. Отмечалось, что занятия «имели своим результатом более или менее значительное удовлетворение назревшей общегосударственной потребности. Оказали, по отзывам начальников учебных заведений, весьма благотворительное влияние как на физическое, так и на нравственное воспитание молодежи, увеличив собою число факторов, способствующих формированию личности ученика, и усилив и закрепив в окончивших курсы средней школы сознание лежащего в них гражданского долга вообще и воинского в частности» [14. Л. 81]. Было предписано продолжить занятия по допризывной подготовке в текущем 1916/1917 учебном году в соответствии со следующими указаниями: в мужских гимназиях и реальных училищах занятия по допризывной подготовке должны вестись с учениками выпускных классов (7-х и 8-х) без нарушения основного учебного плана в этих классах. Количество занятий определялось педсоветом не менее 3-х часов 2 раза в неделю, однако не рекомендовалось вести занятия в выходные и праздничные дни. Курс должен был завершиться к концу учебного года. Учительские институты и семинарии также должны были пройти курс и экзамен. Количество необходимых часов на допризывную подготовку выделяли, на свое усмотрение, педсоветы. Ученики с 16 лет могли проходить подготовку не в учебном заведении, а на специальных курсах военно-спортивных комитетов [14. Л. 81].

спортивному комитету учебных заведениях было решено направить в г. Карасубазар старшего унтер-офицера 35-го пехотного запасного полка Константина Кильдюшкина, в с. Армянский-Базар - старшего унтер-офицера Шевченко и ефрейтора Петра Жетовкина [14. Л. 43, 45, 55].

На основе анализа протоколов заседания Особой испытательной комиссии и списков лиц, прошедших допризывную подготовку в Симферопольском военно-спортивном комитете, можно заключить, что за период работы комитета с января 1916 по июнь 1917 г. было

Таблица

Сведения о количестве лиц, прошедших полный курс допризывной подготовки и испытания в «Особой испытательной комиссии Симферопольского военно-спортивного комитета» в 1916-1917 гг.

№ Организация Количество подготовленных лиц

1916 г. 1917 г.

1 Симферопольское реальное училище им. Николая II 27 26

2 Симферопольское высшее начальное училище - 19

3 Симферопольская татарская учительская школа - 18

4 Симферопольская казенная гимназия Александра I Благословенного 36 и 3 инструктора 17

5 Приют Фабра - 5

6 Симферопольская частная мужская гимназия, учрежденная Е.И. Свищевым 18 19

7 Симферопольская частная мужская гимназия, учрежденная М.А. Волощенко 17 19

8 Общество содействия физическому развитию и спорту при гимназии, учрежденной Е.И. Свищевым 128 и 2 инструктора 15 и 3 инструктора

9 Симферопольское коммерческое училище 11 38

10 Карасубазарская мужская гимназия - 10

11 Карасубазарская протогимназия - 19

12 Армяно-Базарская протогимназия - 3

13 Мелитопольское реальное училище 2 и 1 инструктор -

Всего 239 208

447

Составлено по архивным данным [14. Л. 19-26, 83-96]

успешно подготовлено и аттестовано 447 допризывников. Звание инструктора получили 9 человек (см. таблицу). Подготовку прошли практически все учащиеся выпускных классов средних учебных заведений г. Симферополя.

После Февральской революции 1917 г. Канцелярия главнонаблюдающего за физическим развитием в Российской империи была упразднена, а вопросами допризывной подготовки занялся уполномоченный Временного правительства по делам допризывной подготовки и физического развития населения России В. Срезневский. Согласно постановлению комиссаров Исполнительного комитета Государственной Думы от 3 марта 1917 г. и по распоряжению министра народного просвещения от 7 марта 1917 г. допризывную подготовку было решено продолжать, а ее программа была ограничена определенными прикладными разделами руководства «Мобилизация спорта» [16. Л. 49, 54]. До официального издания военного устава были исключены разделы, связанные с воинской присягой и устройством войск [17].

Военно-спортивным комитетам было рекомендовано действовать в прежнем составе до вступления в него новых лиц. Рассматривались возможности готовить в военно-спортивных комитетах кадры для создания народной милиции [14. Л. 126-127]. Согласно отношению от 12.04.1917 г. № 979 таврического губернского комиссара, в Симферопольский военно-спортивный комитет от новой власти был назначен начальник симферопольской городской милиции И.В. Никольский вместо полицмейстера Соколова и ряд других лиц [14. Л. 68].

30 июня 1917 г. Симферопольский военно-спортивный комитет получил циркуляр № 1616 от 15.06.1917 г., который предписывал остановить новые выпуски в от-

рядах допризывной подготовки в связи с материальными трудностями. Надлежало завершить уже начатые курсы и выслать списки окончивших их лиц для окончательного расчета, что было сделано Симферопольским комитетом в июле 1917 г. В отношениях № 709, 715-717 содержались просьбы об срочном ассигновании должных сумм за подготовку допризывников. Эти отношения не были удовлетворены и деятельность комитета была полностью прекращена [14. Л. 129, 132].

Заключение

Таким образом, рассмотренные вопросы по организации допризывной подготовки в г. Симферополе в период Первой мировой войны показали достаточно высокую ее эффективность. Основная заслуга в этом принадлежала Симферопольскому военно-спортивному комитету, в состав которого входили представители учебных заведений, местной административной власти, спортивных обществ, военного ведомства, городских и земских учреждений. Симферопольский военно-спортивный комитет в 1916 и 1917 гг. охватил допризывной подготовкой учащихся двух старших классов всех учебных заведений Симферополя, а также значительное количество молодежи допризывного возраста в отрядах при Обществе содействия физическому развитию и спорту. Комитет достаточно эффективно решал вопросы организационно-педагогического и материального обеспечения системы допризывной подготовки и, несмотря на непродолжительное время своего существования, подготовил и аттестовал значительное количество инструкторов допризывной подготовки и молодых людей к службе в армии.

Список источников

1. Симонов К.В. К вопросу об организации военной подготовки Российской молодежи накануне Первой мировой войны // Медико-биологи-

ческие и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : сб. науч. тр. Воронеж : Научная книга, 2018. С. 430-436.

2. Мутьев А.В. Становление и развитие гимнастики в образовательных учреждениях Крыма с середины XIX до начала XX столетия // Наука

и спорт : современные тенденции. 2019. Т. 7, № 3. С. 80-87.

3. Алексеев К.А. «Мобилизация спорта» и ее освещение в прессе 1914-1915 гг. // Век информации. 2015. № 2. С. 7-18.

4. Белюков Д.А. Подготовка допризывников Псковской губернии в годы Первой мировой войны // Воинское обучение и воспитание. 2010.

№ 3. С. 21-25.

5. Смирнов М.А. Роль физического воспитания и организация подготовки молодежи к военной службе в Вятской губернии в период Первой

мировой войны // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 3-1. С. 63-66.

6. Никулин Д.О. Деятельность Новониколаевского военно-спортивного комитета по допризывной подготовке в 1916-1917 годах // Истори-

ческий курьер. 2021. № 5 (19). С. 180. URL: Ьг1р://181киг1ег.ги/аа1а/2021/18ТКиК1ЕЯ-2021-5-15.ра1_(дата обращения: 14.05.2023).

7. Сулимов В.С. К вопросу об организации военно-спортивного комитета в Кургане в период Первой мировой войны // История и археология.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015. № 3 (23). С. 8-10.

8. Буценко А.В. Значение «Мобилизации спорта» в процессе развития физического воспитания молодежи юга Украины // Журнал научных

публикаций аспирантов и докторантов. 2015. № 7 (109). С. 74-76.

9. Никифорова Л.Л. Евпаторийская казенная мужская гимназия в преддверии Октябрьской революции // XX Таврические научные чтения :

сб. материалов. Симферополь : АРИАЛ, 2020. 280 с.

10. Новикова Е.В. Константиновское реальное училище в г. Севастополе (Из истории народного образования в Крыму) // Культура народов Причерноморья. 2004. № 52, Т. 2. С. 217-223.

11. Шелягова А.А. Симферопольская частная мужская гимназия Е.И. Свищева : ретроспективный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-1. С. 367-373.

12. Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. 154 (Симферопольская мужская гимназия, учрежденная Свищевым Евгением Ивановичем). Оп. 2. Д. 10.

13. ГАРК. Ф. 104 (Симферопольская мужская гимназия). Оп. 1. Д. 1068.

14. ГАРК. Ф. 154. Оп.1. Д. 15.

15. Хроника // Крымский вестник. 1916. 21 сент. № 243. С. 3.

16. ГАРК. Ф. 104. Оп. 1. Д. 1110.

17. Мобилизация спорта. Петроград : Тип. железнод. изд., 1916. 317 с.

References

1. Simonov, K.V. (2018) K voprosu ob organizatsii voennoy podgotovki Rossiyskoy molodezhi nakanune Pervoy mirovoy voyny [On organizing

military training of Russian youth on the eve of the First World War]. In: Mediko-biologicheskie ipedagogicheskie osnovy adaptatsii, sportivnoy deyatel'nosti i zdorovogo obraza zhizni [Medical-biological and pedagogical foundations of adaptation, sports activities and a healthy lifestyle]. Voronezh: Nauchnaya kniga, pp. 430-436.

2. Mut'ev, A.V. (2019) Stanovlenie i razvitie gimnastiki v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh Kryma s serediny XIX do nachala XX stoletiya [For-

mation and development of gymnastics in educational institutions of Crimea from the mid-19th c. to the beginning of the 20th c.]. Nauka i sport: sovremennye tendentsii. 7 (3). pp. 80-87.

3. Alekseev, K.A. (2015) "Mobilizatsiya sporta" i ee osveshchenie v presse 1914-1915 gg. ["Mobilization of sport" and its coverage in the press in

1914-1915]. Vek informatsii. 2. pp. 7-18.

4. Belyukov, D.A. (2010) Podgotovka doprizyvnikov Pskovskoy gubernii v gody Pervoy mirovoy voyny [Training of pre-conscripts of the Pskov

province during the First World War]. Voinskoe obuchenie i vospitanie. 3. pp. 21-25.

5. Smirnov, M.A. (2013) Rol' fizicheskogo vospitaniya i organizatsiya podgotovki molodezhi k voennoy sluzhbe v Vyatskoy gubernii v period Pervoy

mirovoy voyny [The role of physical education and the organization of training youth for military service in the Vyatka province during the First World War]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 3-1. pp. 63-66.

6. Nikulin, D.O. (2021) Deyatel'nost' Novonikolaevskogo voenno-sportivnogo komiteta po doprizyvnoy podgotovke v 1916-1917 godakh [Activities

of the Novonikolaevsk Military Sports Committee for pre-conscription training in 1916-1917]. Istoricheskiy kur'er. 5 (19). [Online] Available from: http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-5-15.pdf (Accessed: 14.05.2023).

7. Sulimov, V.S. (2015) K voprosu ob organizatsii voenno-sportivnogo komiteta v Kurgane v period Pervoy mirovoy voyny [On organizing a military

sports committee in Kurgan during the First World War]. Istoriya i arkheologiya. 3 (23). pp. 8-10.

8. Butsenko, A.V. (2015) Znachenie "Mobilizatsii sporta" v protsesse razvitiya fizicheskogo vospitaniya molodezhi yuga Ukrainy [The importance of

"mobilization of sports" in the development of physical education of youth in the south of Ukraine]. Zhurnal nauchnykhpublikatsiy aspirantov i doktorantov. 7 (109). pp. 74-76.

9. Nikiforova, L.L. (2020) [Evpatoria State Men's Gymnasium on the eve of the October Revolution]. XXTavricheskie nauchnye chteniya [20th Tauride

Scientific Readings]. Conference Proceedings. Simferopol: ARIAL.

10. Novikova, E.V. (2004) Konstantinovskoe real'noe uchilishche v g. Sevastopole (Iz istorii narodnogo obrazovaniya v Krymu) [Konstantinovsky real

school in Sevastopol (From the history of public education in Crimea)]. Kul'tura narodovPrichernomor'ya. 2 (52). pp. 217-223.

11. Shelyagova, A.A. (2016) Simferopol'skaya chastnaya muzhskaya gimnaziya E.I. Svishcheva: retrospektivnyy analiz [Simferopol private men's gymnasium of E.I. Svishchev: retrospective analysis]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 52-1. pp. 367-373.

12. State Archive of the Republic of Crimea (GARK). Fund 154 Simferopol'skaya muzhskaya gimnaziya, uchrezhdennaya Svishchevym Evgeniem Ivanovichem [Simferopol men's gymnasium established by Evgeniy Ivanovich Svishchev]. List 2. File 10.

13. State Archive of the Republic of Crimea (GARK). Fund 104. List 1. File 1068.

14. State Archive of the Republic of Crimea (gARk). Fund 154. List 1. File 15.

15. Krymskiy vestnik. (1916) Khronika [Chronicle]. 21 September. 243. p. 3.

16. State Archive of the Republic of Crimea (GARK). Fund 104. List 1. File 1110.

17. Anon. (1916)Mobilizatsiya sporta [Mobilization of sports]. Petrograd: Tip. zheleznod. izd.

Информация об авторе:

Мутьев А.В. - канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (Симферополь, Россия). E-mail: dsport76@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

A.V. Mutiyev, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russian Federation). E-mail: dsport76@mail.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.05.2023; одобрена после рецензирования 30.10.2023; принята к публикации 06.11.2023.

The article was submitted 20.05.2023; approved after reviewing 30.10.2023; accepted for publication 06.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.