Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия для преподавания междисциплинарного курса "технология работы с профессиональным электроинструментом"'

Организационно-педагогические условия для преподавания междисциплинарного курса "технология работы с профессиональным электроинструментом" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомиров И.С., Соколова А.А.

В статье рассматривается комплекс организационно-педагогических условий, созданный для преподавания междисциплинарного курса студентам, обучающимися по программам строительного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE INTERDISCIPLINARY COURSE ''TECHNOLOGY OF WORK WITH THE PROFESSIONAL ELECTRICAL TOOLS''

The article examines the set of the organizational and pedagogical conditions, elaborated for the interdisciplinary course for the building programme students.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия для преподавания междисциплинарного курса "технология работы с профессиональным электроинструментом"»

к умелому сочетанию трудовой деятельности с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе. В формировании менталитета будущего сельского жителя

Библиографический список

особую роль играет то, что ребенок с молоком матери впитывает культуру крестьянства, ощущение красоты природы, деревенский уклад жизни, любовь к родному краю.

1. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи : ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2. — С. 9-12.

2. Зайцева, Т. М. Мониторинг реализации основных мероприятий концепции профориента-ционной работы в профессиональных образовательных организациях Челябинска и Челябинской области [Текст] / Т. М. Зайцева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2. — С. 53-57.

3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. — М. : Изд. центр «Академия», 2004. — 304 с.

УДК 377 И. С. Тихомиров, мастер ПО Южно-Уральского

многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, е-mail: ivan.tihomirov1990@mail.ru А. А. Соколова, старший методист ЮУМК, г. Челябинск, е-mail: albina75@inbox.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТОМ»

В статье рассматривается комплекс организационно-педагогических условий, созданный для преподавания междисциплинарного курса студентам, обучающимися по программам строительного профиля.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, профессиональные компетенции, государственно-частное партнерство.

Интеграционные процессы, происходящие в системе образования, приводят к необходимости модернизации образования в средних профессиональных организациях на основе компетентностного подхода. Появление новых отраслевых предприятий в результате постоянно обновляющихся технологий, увеличение объема научно-технической базы требуют от современного специалиста высококвалифицированной подготовки, способности быстро осваивать новые технологические процессы, сформирован-ности профессиональных компетенций и умений

Мне всегда была невыносима мысль, что после проверки моей продукции кто-то скажет, что я сделал что-то низкопробное.

Поэтому я всегда старался выпускать только то, что сможет выдержать любую объективную проверку, то есть будет лучшим из лучшего.

Роберт Бош, 1918 г. применять полученные знания в процессе дальнейшей профессиональной деятельности [1].

Для формирования профессиональных компетенций обучающихся на качественно высоком уровне необходимо создание организационно-педагогических условий, поскольку именно они составляют ту образовательную профессиональную среду, в которой необходимые явления и процессы возникают, существуют и развиваются. Под условиями принято понимать те обстоятельства и факторы, которые влияют на какой-либо процесс действительности. В педагогике

условия, не являясь сами по себе причинами событий, усиливают или ослабляют действие причины. С таких позиций условия выступают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. В современной дидактике условия выступают в качестве совокупности факторов, компонентов педагогического процесса, которые формируют успешность обучения. А педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, направленных на сознательное освоение обучающимися системы знаний и умений, формирование способности применять их на практике [2]. В основе эффективного формирования профессиональной компетентности конкретного специалиста лежит целый комплекс организационно-педагогических условий, которые должна определить и создать сама образовательная организация.

По укрупненной группе специальностей и профессий СПО 08.00.00 «Техника и технология строительства» в нашем колледже осуществляется подготовка по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и профессиям: 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования», 08.01.06 «Мастер сухого строительства», 08.01.10 «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».

В рамках данных профессиональных образовательных программ в качестве вариативной составляющей введен междисциплинарный курс «Технология работы с профессиональным электроинструментом», что предполагает освоение такой профессиональной компетенции, как «применение электроинструмента при строительно-монтажных, ремонтных работах и работах при реконструкции строительных объектов».

Для успешного формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов строительной отрасли в процессе их обучения

мы выделяем следующие оптимальные организационно-педагогические условия:

1) определение содержания образования;

2) материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

3) учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

4) кадровое обеспечение образовательного процесса.

Первое из организационно-педагогических условий — определение содержания образования — является самым важным компонентом педагогического процесса. Содержание образования зафиксировано в документах: федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной программе. Через содержание образования реализуются цели, определенные заказчиками системы профессионального образования (государством, работодателями, обществом). В содержании отражаются актуальные потребности и интересы всех субъектов рынка труда. Определение содержания программы данного междисциплинарного курса относится к вариативным составляющим; при этом важно, что приоритет отдается интересам работодателей, а не нуждам образовательной организации. Также данный курс выступает как подготовительный этап к освоению последующих профессиональных модулей и участию обучающихся в профессиональных конкурсах.

В Южно-Уральском многопрофильном кол -ледже имеются аудитории и учебная мастерская для теоретических и практических работ по обучению работе с электроинструментами, что обеспечивает второе организационно-педагогическое условие — материально-техническое обеспечение образовательного процесса. На основе государственно-частного партнерства компания Bosch предоставила современный электроинструмент для обучения студентов. В настоящее время имеются все необходимые инструменты для обучения технологиям металлообработки, деревообработки и бетонообра-ботки, оснастка для электроинструментов.

Применение Название инструмента

Электроинструменты для деревообработки Кромочный фрезер GKF 600

Торцовочная пила GCM 10 J

Торцовочная пила GCM 12

Торцовочная пила GCM 12GDL

Рубанок GHO 26-82

Вибрационная шлифмашина GSS 23 А

Таблица 1

Перечень применяемого в учебном процессе электроинструмента

Окончание таблицы 1

Применение Название инструмента

Эксцентриковая шлифмашина GEX 150 TURBO

Рубанок GHO 26-82

Погружная пила GKT 55 GCE

Рубанок GHO 15-82

Универсальный пылесос GAS 25

Электроинструменты для Отрезная пила GCO 2000

металлообработки Дисковая пила GKS 190

Дисковая пила GKS 55

Вибрационная шлифмашина GSS 23 А

Дрель GBM 16-2 RE

Дрель GBM 13-2 RE ЗВП

Угловая шлифмашина GWS 850 СЕ

Угловая шлифмашина GWS 12-125 CI

Угловая шлифмашина GWS 1000

Угловая шлифмашина GWS 15-150 СШ

Угловая шлифмашина GWS 22-230 LVI

Угловая шлифмашина GWS 24-230 LVI

Ударная дрель GSB 13 RE (БЗП)

Угловая шлифмашина GWS 7-115 Е

Универсальный пылесос GAS 50

Аккумуляторная отвертка GSR MX2DRIVE

Аккумуляторный шуруповерт GSR 14.4-2-LI

Электроинструменты для Перфоратор GBH 2-23 REA

бетонообработки Бороздодел GNF 35 СА

Шлифовальная машинка по бетону GBR 14 СА

Мешалка двухскоростная GRW 11 Е

Отбойный молоток GSH 16-28

Универсальный пылесос GAS 25

Для обеспечения третьего организацион- са для междисциплинарного курса при тесном но-педагогического условия — учебно-методи- сотрудничестве с представителями компании ческого обеспечения образовательного процес- Bosch создан учебно-методический комплекс.

Таблица 2

Учебно-методический комплекс междисциплинарного курса

Наименование раздела Учебное пособие Сборник тестовых заданий «Книга для преподавателя» Методические разработки уроков Методические рекомендации к самостоятельным работам

Электроинструменты Bosch для деревообработки + + + +

Электроинструменты Bosch для металлообработки + + + +

Электроинструменты Bosch для обработки камня, бетона и плитки + + + +

Выполнение строительно-монтажных работ аккумуляторными инструментами Bosch + + +

Измерительная техника Bosch + +

Учебный процесс обеспечен дидактико-ме-тодическими материалами в виде комплекта из 86 цветных плакатов. Они позволяют наглядно изучить геометрию оснастки (режущего инструмента), кинематику и технические характеристики моделей инструмента. Имеются как электронные плакаты (для сопровождения теоретического процесса), так и настенные (для сопровождения практического обучения).

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами педагогические работники должны иметь профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), и получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. В 2013 и 2014 гг. преподаватели и мастера производственного

Библиографический список

обучения колледжа проходили стажировку на площадке учебной мастерской Роберта Боша в г. Ульяновске в региональном учебно-техническом центре по программе «Технология использования ручного электроинструмента Bosch в строительстве» с выдачей сертификатов, что явилось реализацией четвертого организационно-педагогического условия.

Педагогический процесс — это целостное педагогическое явление, все компоненты которого тесно взаимосвязаны. Поэтому важным для обеспечения процесса качественного профессионального обучения является создание комплекса организационно-педагогических условий, отвечающих современным требованиям. Только учитывая все условия, влияющие на формирование профессиональных компетенций обучающихся, возможно обеспечить качество профессиональной подготовки будущих специалистов, соответствующее требованиям ФГОС и работодателей.

1. Кузнецова, Е. Н. Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Е. Н. Кузнецова // Crede Experto : транспорт, общество, образование, язык. — 2014. — № 2 (09). — Режим доступа: http://ce.if-mstuca.ru/.

2. Синкина, Е. А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов технического вуза [Электронный ресурс] / Е. А. Синкина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. — 2012. — Вып. № 1. — Т. 14. — Режим доступа: http://vestnik.pstu. ru/mm/archives/?id=&folder_id=940.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 11.08.2014 № 965]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70632872/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.