Научная статья на тему 'Организационно-методическое обеспечение логопедического сопровождения лиц с речевыми нарушениями в постинсультный период'

Организационно-методическое обеспечение логопедического сопровождения лиц с речевыми нарушениями в постинсультный период Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
617
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ОСТРОЕ НАРУШЕНИЕ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ (ОНМК) / ИНСУЛЬТ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АФАЗИЯ / ДИЗАРТРИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Карпова Е.Г., Веревкина Е.А.

Специализированная, логопедическая помощь больным с речевыми нарушениями в постинсультный период составляет одно из основных направлений реабилитации. От того, насколько своевременно и грамотно будет проведена логопедическая работа, зависит конечный реабилитационный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Карпова Е.Г., Веревкина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое обеспечение логопедического сопровождения лиц с речевыми нарушениями в постинсультный период»

3. Марцинковская Т.Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 384 с.

4. Панфилова А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / А.П. Панфилова, А.В. Долматов; под ред. А.П. Панфиловой. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 487 с.

5. Семенов А. Школьный философский словарь. - СП.: Амфора, 2003. -446 с.

6. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 31-40.

7. Свеницкий А.Л. Социальная психология: учебник для бакалавров / А.Л. Свеницкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. -408 с.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПОСТИНСУЛЬТНЫЙ ПЕРИОД

© Карпова Е.Г.*, Веревкина Е.А.*

Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово ФГБНУ «Научный центр неврологии» РАМН, г. Москва

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва

Специализированная, логопедическая помощь больным с речевыми нарушениями в постинсультный период составляет одно из основных направлений реабилитации. От того, насколько своевременно и грамотно будет проведена логопедическая работа, зависит конечный реабилитационный эффект.

Ключевые слова: реабилитация, острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), инсульт, организационно-методическое обеспечение, логопедическое сопровождение, афазия, дизартрия.

Реабилитация постинсультных больных является актуальной медицинской и социальной проблемой современного здравоохранения в РФ.

* Профессор кафедры Менеджмента Одинцовского гуманитарного университета, доктор педагогических наук, профессор.

* Логопед-афазиолог ФГБНУ «Научный центр неврологии» РАМН, аспирант Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

Вторым по значимости и распространенности постинсультным дефектом являются речевые нарушения. Постинсультные речевые нарушения можно разделить на две основные группы: афазию и дизартрию [7]. Речевые дефекты осложняют личную, семейную и социальную жизнь человека, вызывают значительную психическую и социальную дезадаптацию.

В трудах отечественных и зарубежных ученых разработаны основные принципы структурно-функциональной организации, механизмы и факторы, лежащие в основе их построения, речевые синдромы, возникающие при поражении головного мозга, методы и способы преодоления расстройств речевой и других высших психических функций (ВПФ). Содержание восстановительного обучения больных с речевыми нарушениями основаны на фундаментальных работах П. Брока, Э.С. Бейн, К. Вернике, Т.Г. Визель, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.П. Павлова, О.С. Орловой, Л.С. Цветковой, В.М. Шкловского и других. Проблема речевых нарушений достаточно полно разработана, включая раздел восстановительного обучения. Классиками неврологии (Р. Вгоса, К. Wemice и др.), затем отечественным нейропсихологом А.Р. Лурия и его последователями (Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, Ж.М. Глозман, Т.Г. Визель и др.) выработана методология и инструментарий изучения и преодоления данного вида патологии [1; 2; 4; 5; 7; 8; 12; 15; 16; 20].

Несмотря на методологическую и содержательную ценность положений современной коррекционной педагогики, логопедии, афазиологии, необходимо констатировать, что специфика работы с больными в острой стадии заболевания не раскрыта в них в полной мере. Из этого следует, что дальнейшие исследования, охватывающие именно этот период, являются крайне актуальными [8; 9; 10; 11].

Специализированная, логопедическая помощь больным с речевыми нарушениями в постинсультный период составляет одно из основных направлений нейрореабилитации. От того, насколько своевременно и грамотно будет проведена логопедическая работа, зависит конечный реабилитационный эффект.

Речь возникла как средство коммуникации, и поэтому для реализации этой ее функции необходимо наличие минимум двух субъектов - говорящего и слушающего [21]. Функциональная система речи объединяет различные отделы больших полушарий мозга. Единого «центра речи» не существует. Расстройство речи, письма и чтения, нарушение счета, оптического (зрительного) и акустического (слухового) гнозиса, сложных видов праксиса, закономерностей поведения могут не только служить показателями нарушений деятельности мозга, но и указывать на место его повреждения.

Органические поражения двигательных отделов центральной нервной системы, обусловленные ОНМК, способствуют нарушению речи в виде дизартрии [20]. Дизартрия - это расстройство фонемо-фонематической стороны речи. Клинические формы дизартрии определяются в зависимости от того, какой именно отдел двигательной системы пострадал. В нашей стране признание получила топическая классификация приобретенной дизартрии, разработанная Е.Н. Винарской [3].

Речь является главным средством общения [21]. Расстройства речи у больных, перенесших инсульт, как правило, выражаются в виде афазий.

Афазия (от греч. «фазис» - речь) - это системное нарушение речи, которое возникает при локальных поражениях коры доминантного полушария головного мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи [11]. Афазия включает в себя 4 составляющие: нарушение собственно речи и вербального общения; нарушение других психических процессов; изменение личности; личностная реакция на болезнь [16]. Решение проблемы преодоления речевых нарушений при ОНМК требует специальных знаний и большого опыта восстановительной работы. На сегодняшний день изложены основные принципы восстановления речи, которые разработаны Л.С. Цветковой (1985) [12; 13].

Поскольку любая афазия всегда затрагивает все речевые функции, необходима комплексная работа над речью в целом с учетом специфики нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии. При любой форме афазии следует работать над пониманием речи, чтением и письмом, восстановлением свободного высказывания и смысловой структуры речи, над коррекцией грамматического строя речи. Восстановление речи затягивается, как правило, на большие сроки, чем восстановление движений, иногда на годы [15]. Стойкие нарушения речи бывают тем чаще, чем тяжелее начальная афазия, особенно при нарушении понимания речи или если имеется оральная или артикуляционная апраксия. Прогностически наиболее неблагоприятным фактором для восстановления речи является наличие в острой стадии инсульта тотальной и грубой сенсомоторной афазии, особенно если выраженные сенсомоторные нарушения сохраняются в течение 3 -4 месяцев. Среди невропатологов долгое время преобладало скептическое отношение в оценке эффективности специально организованного процесса восстановления речи. Однако врачи все больше убеждаются в эффективности логопедической работы, в продуктивности раннего начала занятий, которое совпадает с наиболее интенсивным периодом спонтанного восстановления [19].

Логопеды-практики отмечают, что восстановление речи далеко не всегда означает восстановление речевой коммуникации [21]. Следовательно, для восстановления речевого общения необходим поиск новых путей, методов и форм логопедической работы. Реабилитация пациентов с афазией по праву может считаться самостоятельным разделом логопедии, а рост числа пациентов с сосудистыми поражениями головного мозга, черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями и последствиями нейрохирургического вмешательства делает вопросы афазии и восстановления речи очень важными и актуальными [13; 15].

Несмотря на то, что есть сомнения относительно эффекта речевой терапии лишь немногие врачи, сами больные или их семьи сомневаются в необходимости участия специалиста-афазиолога в лечении больного [19]. Он может оценить речевые проблемы, поставить точный диагноз, наметить пути восстановления, объяснить сложившуюся ситуацию и больному, и его родственникам [6]. Афазиолог может сделать заключение относительно вероятного прогноза, разработать подходы, позволяющие преодолеть проблемы общения, просто обеспечить психологическую поддержку [17; 18].

Коррекционно-педагогическая работа начинается с первых недель и дней с момента ОНМК или травмы по разрешению лечащего врача и под его контролем. На раннем этапе после мозгового инсульта рекомендована работа при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи, без объяснения, без использования схем. Раннее начало занятий предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановление по наиболее целесообразному пути [20].

В качестве практических рекомендаций можно определить следующие организационно-методические меры коррекционно-восстановительной работы.

1. Разработка проекта положений, определяющих нормативную деятельность логопедов-афазиологов и внедрение его в практическую работу.

2. Формирование информационной базы коррекционно-восстанови-тельного процесса с использованием компьютерных технологий.

3. Разработка адекватных индивидуальных схем реабилитации в зависимости от степени тяжести инсульта в раннем восстановительном периоде является залогом повышения эффективности реабилитации, лучшей адаптации больных и сохранению качества их жизни.

4. Разработка и внедрение критериев эффективности коррекционно-восстановительного процесса. Необходимо отметить, что критерием оценки эффективности в общем плане является более ранняя реабилитация и улучшение качества жизни пациента, связанное со здоровьем.

5. Своевременное выявление и корректировка факторов, позволяющих предвидеть течение реабилитации и возможную неэффективность проводимой восстановительной терапии у больных перенесших инсульт.

6. При составлении реабилитационных программ необходимо учитывать выявленные нарушения когнитивных функций, их динамику в процессе раннего восстановительного периода инсульта. Коррекция психоэмоциональных нарушений необходима при любой тяжести инсульта в восстановительном периоде.

7. Данные эмоционально-психологического тестирования рекомендуется использовать для психотерапевтической коррекции и формирования правильной мотивационной направленности, регуляции поведения и психо-эмоциональной деятельности, что будет способствовать улучшению взаимодействия пациента с родственниками, врачом, инструкторами-реабилитологами.

Список литературы:

1. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления [Текст]. - М., 2004. - 235 с.

2. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией [Текст]. - М.: Медицина, 2002. - 248 с.

3. Вассерман Л.И., Винарская Е.Н., Дорофеева, С.А., Меерсон, Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство [Текст]. -СПб.: Издательство «Стройлеспечать», 2007.

4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст]. - М.: Психология, 2006. -286 с.

5. Глозман Ж.М. Изменение личности при афазии (в динамике восстановительного обучения) [Текст]. Дефектология. - М.: Психология, 2005. -264 с.

6. Кожевников А.Я. Афазия и центральный орган речи. Афазия и восстановительное обучение [Текст] / Под ред. Ж.М. Голозман. - М.: МГУ, 2003. - 218 с.

7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2002. - 384 с.

8. Лурия А.Р. О двух классах афазических нарушений речи [Текст] / А.Р. Лурия // Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: МГУ, 2005. - С. 5-16.

9. Пурцхванидзе О.П. Восстановительное обучение больных с афазией в остром восстановительном периоде [Текст] // Вестник Университета Российской Академии Образования. - М., 2011. - № 2. - С. 111-114 (0,4 п. л.).

10. Пурцхванидзе О.П. Психолого-логопедическая диагностика больных с афазией в ранней постинсультной стадии [Текст] // Научно-теоретиче-

ский журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». - СПб., 2011. - № 7. - С. 132-136 (0,5 п.л.).

11. .Пурцхванидзе О.П. Особенности нарушения речевой и других ВПФ у больных с афазией [Текст] // Логопедия сегодня. - М., 2011. - № 3. -С. 35-45 (1, 0 п.л.).

12. Проблемы афазии и восстановительного обучения. Т. 1 [Текст] / Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: МГУ 2005. - 275 с.

13. Проблемы афазии и восстановительного обучения. Т. 2 [Текст] / Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: МГУ 2009. - 328 с.

14. Хомская Е.Д. Мозг и активизация [Текст]. - М.: МГУ, 1987. - 286 с.

15. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии [Текст]. - М.: МГУ, 2009. - 274 с.

16. Шкловский В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии [Текст] / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. - М.: Ассоциация дефектологов, 2000. - 96 с.

17. Шкловский В.М. Современные проблемы патологии речи [Текст] /

B.М. Шкловский // Проблемы патологии речи. - М.: Медицина, 2009. - С. 6-7.

18. Шохор-Троцкая, М.К. Коррекция сложных речевых расстройств [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 264 с.

19. Шахпаронова Н.В., Кадыков А.С. Восстановление речи при ишеми-ческом инсульте [Текст] // Вестник практической неврологии. - 2002. - № 1. -

C. 25.

20. Шохор-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления [Текст]. - М.: Медицина, 2002. - 186 с.

21. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст]. - М., 2004. - 427 с.

ИЗУЧЕНИЕ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТОВ Я-КОНЦЕПЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

© Колесникова Г.Ю.*

Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета,

г. Хабаровск

В статье представлены результаты исследования особенностей Я-концепции у молодежи с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Показано, что у лиц с двигательной патологией когнитивный

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.