УДК 33 ББК 65
DOI 10.24411/2073-0454-2020-10492 © А.Ф. Барикаева, 2020
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО СНИЖЕНИЮ УГРОЗЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Айгуль Фаргатовна Барикаева, преподаватель кафедры экономики и бухгалтерского учета Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: aigul.2970808@ya.ru
Аннотация. В статье раскрыто понятие теневой экономики, так как требуется более пристальное и глубокое рассмотрение проблемы снижения угрозы теневой экономики продовольственной безопасности с применением современных механизмов управления рисками, использования более совершенных методов и инструментов противодействия ей. Рассмотрены организационно-методические задачи и организационно-экономические механизмы.
Ключевые слова: теневая экономика, организационно-методологические задачи, продовольственная безопасность, организационно -экономический механизм.
ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL TASKS TO REDUCE THE THREAT OF THE SHADOW ECONOMY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Aigul F. Barikaeva, Lecturer of the Department of Economics and Accounting
Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (12 Akademika Volgina str.,
Moscow, 117997)
E-mail: aigul.2970808@ya.ru
Abstract. The article reveals the concept of the shadow economy, as it requires a more thorough and in-depth consideration of the problem of reducing the threat of the shadow economy to food security using modern risk management mechanisms, using more advanced methods and tools to counter it. Organizational and methodological tasks and organizational and economic mechanisms are considered.
Keywords: shadow economy, organizational and methodological problems, food security, organizational and economic mechanism.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Барикаева А.Ф. Организационно-методические задачи по снижению угрозы теневой экономики в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):246-8.
Настоящий период развития отечественной экономики характеризуется постепенной нормализацией отношений хозяйствующих субъектов и государства, стабилизацией правового поля их функционирования. В то же время непродуманные (ошибочные) решения органов власти и управления, например, в исследуемой сфере продовольственной безопасности, становятся причиной ухода целых секторов экономики в «тень», а в итоге приводят к изменению показателей уровня валового внутреннего продукта (ВВП) в худшую сторону. Теневые экономические отношения по-прежнему характерны и для развивающегося сегодня производства сельхозпродукции, продовольствия, сферы их обращения.
Так называемый «теневой сектор» экономики является не только резервом роста «легальной» экономики, где сконцентрированы огромные материальные
и финансовые ресурсы, но и потенциалом экономического развития на основе использования людских, интеллектуальных ресурсов. Руководство страны придает большое значение вопросу снижения угрозы теневых отношений.
Сложившаяся в стране ситуация, требует активизации научного поиска, формирования соответствующих форм и методов снижения угроз продовольственной безопасности.
Возникает необходимость более пристального и глубокого рассмотрения проблемы снижения угрозы теневой экономики продовольственной безопасности с применением современных механизмов управления рисками, использования более совершенных методов и инструментов противодействия ей.
Экономико-криминальное явление, как «теневая экономика», является одной из ощутимых угроз нацио-
нальной экономической безопасности, следует сформулировать и проанализировать несколько приоритетных задач снижения угрозы теневой экономики продовольственной безопасности страны. Риск усиления степени этой угрозы для нашей страны не снижается.
Организационно-методологические задачи.
1. Выработка единого взгляда на сущность и содержание угрозы теневой экономики продовольственной безопасности как специфического социально-экономического явления.
Теневая экономика, как и любая другая угроза продовольственной (экономической) безопасности отражает, прежде всего, негативный характер отношений вовлеченных в нее субъектов деятельности.
Угроза теневой экономики продовольственной безопасности системна и многогранна. Она связана не только с товарным производством, услугами в открытом секторе экономики, но и с легко и одновременно трудно фиксируемым перераспределением материальных и финансовых ресурсов.
2. Оценка масштабов угрозы теневой экономики продовольственной безопасности страны. В этих целях комплексное определение величины негативного влияния исследуемой угрозы на экономику страны зависит от выбранных методов ее оценки.
Важной особенностью функционирования в настоящее время теневой экономики в АПК и связанных с ней правонарушений являются все увеличивающиеся масштабы их проявления. Причиной тому является активное преобразование форм собственности, перераспределение финансовых рычагов воздействия от государства к местным и региональным органам управления, а отсюда — усиление коррупции и казнокрадства.
Активное использование в управлении аграрной экономикой перерабатывающими отраслями умышленно искаженной статистической информации непременно требует эффективной оценки угрозы теневой экономики для продовольственной безопасности страны. Она должна быть системной и глубоко научно обоснованной и доказательной, стать действенным инструментом противодействия теневым явлениям.
В последнее десятилетие в России все больше внимания стало уделяться методологии системы национальных счетов (СНС), где расчеты ВВП аргументированно увязаны с явно ненаблюдаемой, но резонно фиксируемой теневой экономической деятельностью. Если подход в целом можно признать, то в части учета различных видов криминальной деятельности, таких, как незаконный вывоз капитала, воровство, мошенничество, коррупция, взяточничество, нельзя согласиться. Учитывая, что эта деятельность направлена в основном на перераспределение доходов и имущества, ее показатели могли бы найти отражение в национальных счетах.
3. Формирование обоснованного перечня рисков возникновения теневой экономики продовольственной безопасности, а также индикаторов и показателей степени ее проявления.
Настоящим исследованием мы предпринимаем попытку с научной точки зрения доказать, что теневая экономика является системной угрозой экономической, а соответственно, и продовольственной безопасности Российской Федерации. Риск ее возникновения и развития также носит комплексный системный характер, имеет собственный и опосредованный с другими рисками реестр возможностей наступления нежелательного события и показателей степени их проявления. Теневая экономика объективна, возникает всегда при возникновении экономических отношений. В любом случае угрозам в экономической сфере противостоит экономическая безопасность.
Таким образом, данная характерная «экономическая» особенность риска возникновения исследуемой угрозы позволяет достаточно полно сформировать перечень индикаторов и показателей, определяющих уровень угрозы теневой экономики, степень ее влияния на продовольственную безопасность страны.
4. Разработка концепции организационно-экономического механизма снижения угрозы теневой экономики продовольственной безопасности страны.
Из года в год нерешенность задачи снижения уровня теневых явлений, в том числе в аграрной сфере, еще раз доказывает, что проблема существования теневой экономики не решается применением лишь административного и правового механизмов, а требует экономических мер, рассчитанных на длительную перспективу.
В основу решения проблемы управления рисками в области формирования теневых отношений в агропромышленном секторе может быть положен организационно-экономический механизм снижения угрозы теневой экономики продовольственной безопасности страны. Экономическая составляющая названного механизма основывается на развитии конкуренции субъектов хозяйствования, которая не только не пренебрегает, но и предполагает регулирующее воздействие государства.
Существует следующий ряд функций, которым должен соответствовать разрабатываемый механизм:
1) формировать условия эффективного функционирования системы управления рисками теневой экономики в области продовольственной безопасности;
2) повышать продовольственную безопасность за счет снижения возникающих рисков теневой экономики;
3) стимулировать развитие реального сектора продовольственного рынка страны, его конкурентоспособность и открытость для внешних рынков;
4) своевременно реагировать на изменения в состоянии теневой экономики для принятия оперативных решений по противодействию возникающих
угроз продовольственной безопасности;
5) обеспечивать государственную поддержку развития отечественного производства продуктов питания на основе непрерывного мониторинга рисков проявления теневых экономических отношений в продовольственном секторе экономики.
По нашему мнению, главной целью функционирования организационно-экономического механизма снижения угрозы теневой экономики продовольственной безопасности страны является реализация на всех уровнях управления государственной политики, направленной на предупреждение возникновения рисков и пресечение угрозы теневых экономических отношений в агропромышленном комплексе, а также «стимулирование реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции» .
Отсюда основными задачами организационно-экономического механизма снижения угрозы теневой экономики продовольственной безопасности страны на современном этапе нашего развития должны являться:
• обеспечение приоритетности в деятельности государственных органов всех уровней на среднесрочную перспективу вопросов противодействия теневой экономике, недопущения снижения качества жизни российских граждан;
• широкое разъяснение организациям, домашним хозяйствам и всему населению стратегической опасности теневой экономики для дальнейшего социально-экономического развития страны;
• дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в сфере государственной поддержки предпринимательства, упрощения его организации и ведения бизнеса;
• усиление контроля за доходами и финансовыми операциями государственных служащих и предпринимателей, а также ответственности за коррупционные сделки в среде их отношений;
• систематический мониторинг и прогнозирование внутренних и внешних рисков продовольственной безопасности, проявлений и уровня теневых экономических отношений;
• поддержка законодательных инициатив и научно-исследовательской работы по проблемам оценки теневых отношений и мерам по снижению угрозы теневой экономики продовольственной безопасности страны.
Проблема теневой экономики в современной России требует повышения организующей и координирующей роли государства. При этом снижение уровня административного контроля, налогового регулирования, а также создание не уничтожающей свободное предпринимательство нормативно-правовой базы яв-
ляются прогрессивным комплексом мер в отношениях государства и бизнеса, повышения их ответственности перед гражданами страны.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». URL: http: // www.consultant.ru/ document/ (дата обращения: 10.02.2020).
2. Послание Президента Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года. URL: http://sk-news. ru/ (дата обращения 23.02.2019).
3. Дадалко В.А. Национальная и экономическая безопасность государства и ее взаимосвязь с продовольственной безопасностью // Безопасность бизнеса. 2013. № 4.
4. Сафин У.З. Теневая экономика как угроза продовольственной безопасности страны // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 9.
5. Минко И.С. Экономические угрозы и экономическая безопасность // Сборник научных статей «Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты». СПб: Институт бизнеса и права, 2011.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation No. 20 of 21.01.2020 "On approval of the food security Doctrine of the Russian Federation". URL: http: / / www.consultant.ru/document/ (accessed: 10.02.2020).
2. Message of the President to the Federal Assembly on February 20, 2019. URL: http://sk-news.ru / (accessed 23.02.2019).
3. Dadalko V.A. National and economic security of the state and its relationship with food security // business Security. 2013. № 4.
4. Safin U.Z. Shadow economy as a threat to the country's food security // Bulletin of The Academy of economic security of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2010. No. 9.
5. Minko I.S. Economic threats and economic security // Collection of scientific articles "Problems of interaction of economic entities of the real sector of the Russian economy: financial and economic socio-political, legal and humanitarian aspects". Saint Petersburg: Institute of business and law, 2011.